Возврат паушального взноса

Находясь в поисках выгодной франшизы, предпринимателю стоит обратить внимание на такой важный критерий, как паушальный взнос. Планируя покупку франшизы, потенциальному франчайзи следует подробно разобраться с тем, что же такое паушальный платеж? Просматривая условия приобретения франшизы, вы наверняка не раз задумывались над тем, почему паушальный взнос одной франшизы, может достигать до нескольких десятков тысяч долларов, другой, наоборот совсем минимальный, а то и вовсе отсутствует. Давайте подробно разберемся, как формируется паушальный платеж, чем он отличается от роялти и почему в разных франшизах сумма взноса разниться.

Если коротко описать понятие паушальный платеж (часто наз. паушальный взнос или вступительній платеж), то можно сказать, что обычно это разовый платеж, который должен оплатить предприниматель, желающий приобрести франшизу (франчайзи) франчайзеру (владельцу франшизы).

Что такое паушальный платеж?

Паушальный или вступительный платеж – это плата за вступление во франчайзинговую сеть, раскрытие всех нюансов ведения будущего бизнеса, использование бренда и бизнес-модели.

Сумма и порядок оплаты паушального платежа указывается в договоре коммерческой концессии. После подписания договора и оплаты вступительного платежа, франчайзи имеет полное право использовать торговую марку владельца франшизы, технологии и стандарты ведения бизнеса.

Паушальный платеж может оплачиваться сразу после подписания договора с франчайзером, а может быть разбит на несколько сумм, которые необходимо оплатить за определенное время. Здесь все зависит от условий контракта и лояльности франчайзера. Поэтому общаясь с франчайзером, обязательно уточняйте все тонкости и условия оплаты паушального платежа.

Рассчитывая расходы на приобретение и запуск франшизы, франчайзи стоит понимать, что паушальный платеж не единственные затраты в бизнес. Необходимо, например, еще учитывать расходы на аренду помещения, приобретение оборудования, брендинг, маркетинг и т.д.

Наверняка, просматривая условия приобретения франшиз, вам не раз встречалось такое понятие, как роялти. В отличие от паушального взноса, роялти – это периодические (ежемесячные или ежеквартальные) платежи, установленные франчайзером. Сумма роялти может быть фиксированной или зависеть от площади/дохода/прибыли франчайзинговой точки.

Франчайзер помогает франчайзи открыть и запустить франчайзинговую точку, чтобы она работала максимально эффективно. Соответственно франчайзер несет определенные затраты. Паушальный платеж не регламентирован законом, поэтому рассчитывается франчайзером индивидуально.

На что тратится паушальный платеж?

Полученную от франчайзи сумму паушального платежа, большинство франчайзеров используют в первую очередь для компенсации собственных затрат:

  • покрытие собственных расходов, связанных с открытием очередной франчайзинговой точки;
  • выплаты «процентов» своим сотрудникам, которые задействованы в маркетинге и продаже франшизы;
  • покрытие командировочных затрат и оплату заработной платы сотрудников, которые задействованы открытии новой франчайзингового объекта, в обучении франчайзи и его персонала;
  • часто на оплату дизайн-проекта помещения;
  • часто на изготовление вывески для франчайзингового объекта, которая передается франчайзи в аренду;
  • улучшение или доработку интернет-портала;
  • предоставление франчайзи рекламных материалов;
  • просто относят к прибыли собственного предприятия и т.д.

Это далеко не весь список, в каждой франшизе есть свои особенности и нюансы.

Как правильно определить оптимальный размер паушального платежа?

Александр Алексеенко, основатель и CEO компании Franchise Capital

«На вопрос «Как правильно определить оптимальный размер паушального платежа» дать единственно правильный ответ практически невозможно. Каждый проект уникален и требует индивидуального подхода в принятии подобного решения. Но есть несколько рекомендаций, которые могут помочь разобраться с данным вопросом. Одна из них, ориентироваться на 10 % от общего объема инвестиций, необходимых в запуск франчайзингового объекта – многие франчайзеры берут такой подход за основу, работая над созданием франшизы собственного бизнеса. Вы должны понимать, что высокий размер паушального платежа может сильно навредить будущим продажам вашей франшизы, или вообще поставить на них «крест», в своей повседневной практике мы рекомендуем для первых 3-5 франчайзи декларировать минимально возможный размер паушального платежа, который покроет ваши затраты на запуск данных франчайзинговых объектов, а потом постепенно и незначительно его поднимать», Александр Алексеенко, основатель и CEO компании Franchise Capital

Размер паушального платежа зависит от специфики работы франчайзера, сферы бизнеса, узнаваемости бренда, ценности и уникальности информации, которая передается партнеру, уровня системности бизнеса, його рентабельности и многих других факторов. Например, существуют франчайзеры, которые устанавливают символическую сумму паушального взноса. Это актуально в том случае, когда франчайзер заинтересован в быстром росте франчайзинговой сети и популяризации бренда. Оплата паушального платежа в этом случае является подтверждением того, что франчайзи настроен серьезно и заинтересован в развитии франчайзинговой точки.

Существуют франшизы, которые вообще не требуют оплаты паушального платежа. В основном, это компании-производители, которые реализуют через франчайзинговые точки произведённые товары. В этом случае франчайзи обязуется закупить товар у франчайзера в определенных объемах.

Вступительный или паушальный платеж?

Добавим несколько слов, почему в международной практике паушальный платеж не совсем корректно называть вступительным (у нас часто используется это понятие). На территории стран СНГ принято паушальный платеж выплачивать единожды – вовремя оформления сделки по покупке-продаже франшизы, поэтому он «вступительный». При дальнейшей пролонгации ранее подписанного между сторонами договора коммерческой концессии, оплата паушального платежа не происходит. В более развитых странах, чем популярнее и известнее франшиза, тем чаще встречается условие повторной оплаты паушального платежа при продлении сотрудничества (пролонгации договора коммерческой концессии) между франчайзером и франчайзи. Чаще речь идет о платеже размером 50% от паушального платежа и частичном пересмотре прежних условий сотрудничества.

Надеемся, что вы получили ответы на некоторые вопросы, связанные с паушальным взносом. Если вы хотите знать больше информации о франчайзинге или вам нужна помощь в выборе франшизы, эксперты компании Franchise Capital ответят на все интересующие вопросы и помогут выбрать и запустить прибыльную франшизу.

Анализ договора – первое, что нужно сделать

В первую очередь необходимо заново изучить условия договора. Но не просто прочитать, а дать правовой анализ. Если это сложно сделать самостоятельно, а, как правило, это действительно так, нужно привлекать юриста. На первом этапе важная задача – понять, каков истинный предмет сделки и правоотношений. От этого зависит, какие нормы нужно будет применить к данной ситуации.

Встречаются случаи, когда франшизу покупают-продают с оформлением лицензионного договора вместо договора коммерческой концессии (франчайзинга), при этом используют схожую или аналогичную терминологию. Эти сделки – разные по предмету, хотя франчайзинг считается разновидностью лицензионного договора. Нормы, которыми регулируется заключение лицензионного договора, применимы к договору франчайзинга, а вот наоборот – нет. Переход прав по договору франчайзинга подлежит обязательной госрегистрации, иначе такой переход считается несостоявшимся. При заключении лицензионного договора такая обязанность наступает только тогда, когда это предусмотрено законом в отношении конкретных результатов интеллектуальной деятельности (РИД), права на которые передаются по договору.

На практике встречаются и другие ситуации, когда стороны пытаются подменить одну сделку другой или обойти требование о регистрации перехода прав в Роспатенте. Однако если дело дойдет до суда, то суд будет смотреть на предмет и условия договора, а не на его название. Если обязанность регистрации не исполнена, то переход прав считается несостоявшимся. Это не означает недействительность договора, но позволяет ставить вопрос о понуждении к регистрации перехода прав и (или) о расторжении договора в связи с нарушением обязательств по сделке. Соответственно, в такой ситуации может быть заявлено и требование вернуть уплаченный паушальный взнос за франшизу, а не получится – требование о взыскании денежных средств в судебном порядке.

Как определяется размер паушального взноса и роялти

Ведущие компании определяют размер паушального взноса примерно так:

Сумма затрат на анализ, разработку маркетингового плана и работу по обучению + потенциальные риски.

Потенциальные риски связаны с нанесением ущерба бренду, если предприниматель будет вести дела неправильно. Компании с мировым именем заботятся о том, чтобы в глазах клиентов они выглядели так, как сами этого хотят. В случае с тем же «McDonald’s», это сеть ресторанов быстрого питания, которая заботится о качестве продукции.

Размер роялти каждый франчайзер определяет самостоятельно, используя свои методы расчета. В её стоимость входят:

  • Затраты на постоянные консультации.
  • Затраты на обучение сотрудников.
  • Затраты на анализ показателей.
  • Прибыль франчайзера.

Часто люди думают, что роялти — просто прибыль, которую получает владелец франшизы. Но это далеко не так. В компаниях франчайзера помимо работников основного бизнеса, есть множество работников, которые занимаются стратегическим планированием для новых точек. В случае с розничными магазинами они постоянно подбирают ассортимент товара, смотрят, что лучше продается, подбирают необходимый алгоритм торговли.

Помимо роялти, условия некоторых франшиз обязывают своих покупателей делать взносы на рекламу. Это взаимовыгодное сотрудничество: главная компания занимается разработкой всех рекламных креативов, находит пути внедрения и создает имидж бренда, тогда как франчайзи перечисляют небольшую часть денег, которая только частично идет на покрытие рекламных затрат.

Составные компоненты паушального взноса

ПВ формируется из нескольких групп затрат:

  1. На открытие: обучение работников, поиск поставщиков, закупка, настройка оборудования.
  2. Консультации по ведению бизнеса: особенности производства, фирменные схемы продаж, анализ рентабельности и т. д.
  3. Аккордный налог — фиксированная сумма, которая зависит от востребованности бренда.

В каждом отдельном случае составные компоненты могут отличаться. Объем участия в открытии франчайзер определяет самостоятельно, что прописывает в договоре.

По каким критериям рассчитывается размер выплаты

Критерии, из которых складывается взнос, следующие:

  1. Расходы на открытие бизнеса (аренда, обучение персонала, оборудование и материалы).
  2. Консультирование по ведению, рентабельности, особенностям изготовления продукции.
  3. Цена торгового знака.
  4. Потенциальные риски — на случай, если предприниматель не будет выполнять обязательства по договору так, как требует организатор франчайзи.

Основные составляющие паушального взноса.

Фиксация платежей в договоре

Размер роялти и ПВ должны фиксироваться в договоре вместе с условиями внесения. Также должно быть указано, какую ответственность несут стороны при невыполнении этих условий. Прописываются величина, сроки внесения средств, условия, из которых складываются эти суммы, формы оплаты.

Внесение ПВ — непременное условие начала предпринимательской деятельности. До этого момента предприниматель не имеет права вести бизнес под данным товарным знаком.

Условия расторжения сделки

Франшиза во многих источниках позиционируется как «облегченный бизнес”. Не нужно ничего придумывать. Имеется уже раскрученный торговый знак, связи с поставщиками отлажены, маркетинговый план прописан до выхода на прибыль. Бывают случаи, когда предприниматель испытывает затруднения во внесении всех необходимых взносов.

ПВ необходимо оплатить единовременно при регистрации договора — это большие затраты. При открытии есть и другие статьи расходов: арендовать помещение, найти работников, поставщиков и т. д.

Первое время фирма может не приносить дохода — нет средств даже на выплату роялти. Возникнет необходимость расторгнуть сделку, вернуть ПВ, и это должно быть прописано в договоре.

Расторгнуть соглашение можно по одной из следующих причин:

  1. Невыполнения условий предпринимателем или компанией.
  2. Желание или требование одной из сторон.
  3. Закрытие бизнеса по решению суда.
  4. Невозможность оплаты из-за финансовой несостоятельности сторон.
  5. Несоответствующие размер паушального взноса и источники его формирования по отношению к заявленным ранее. В ходе организации изменяются:
  • количество оборудования;
  • объектов;
  • технические условия и инструкции;
  • аренда помещений и источник ее оплаты;
  • сроки консультирования владельцами торгового знака по вопросам раскрутки и т. д.

Следует избегать устных договоренностей. Они не имеют юридической силы при возникновении спорных вопросов и не могут быть представлены в суде в качестве весомых аргументов.

Договор без первоначального взноса

Договор без ПВ выглядит заманчиво.

Но это означает, что предпринимателю придется самому:

  • искать помещение;
  • арендовать его;
  • нанимать и обучать персонал;
  • приобрести оборудовани у франчайзера — не факт, что это выйдет дешевле; чем паушальный взнос.

Такие контракты имеют высокий роялти. В случае неблагоприятного исхода вернуть вложенные средства сложнее, т. к. правообладатель бренда документально не имеет отношения к затратам на открытие и организацию.

Отсутствие ПВ часто можно встретить у молодых франшиз, которым нужно захватывать рынок. Полное сопровождение в бизнесе, помощь в организации без оплаты услуг выгодны мелким производствам. В этом случае могут полностью отсутствовать все виды взносов, но выдвигаются требования по минимальным партиям закупки и ассортименту.

Что такое паушальный взнос

Бизнес — очень рискованное дело. Официальная статистика гласит: около 80% открываемых компаний живут не больше 1 года, 10% — не дольше 3 лет, 5% — 5 лет. И лишь оставшиеся 5% остаются в деле на долгий срок. Эта статистика не учитывает продажи стартапов, закрытие бизнеса от потери интереса и другие подводные камни, но она говорит о главном: нет никаких гарантий, что ваше собственное дело не закроется в ближайшие несколько месяцев.

Именно поэтому распространен франчайзинговый бизнес. Он позволяет уменьшить риски, получить в распоряжение опыт компании, которая не один десяток лет занимается бизнесом. То есть вы получите готовый рецепт того, как надо вести дела, но за это придется платить. Одной из статей расхода на франшизу является паушальный взнос.

Паушальный взнос — фиксированная плата, которую перечисляет покупатель франшизы за право использования товарного знака.

Простыми словами, такой взнос — это стоимость покупки товарного знака и всех знаний по ведению бизнеса, которые может предложить компания.