Задачи школы

2. Образовательные результаты (на основе ФГОС)

Метапредметные
умения и навыки
(УУД)
ТРЕБОВАНИЯ
ФГОС
К РЕЗУЛЬТАТАМ
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностное
развитие
предметные знания,
умения и навыки
(предметные
компетенции)

5. Познавательные, или общеучебные УУД

• самостоятельное выделение и
формулирование познавательной
цели
• поиск и выделение необходимой
информации
• структурирование знаний
• выбор эффективных способов решения
задач
• рефлексия способов и условий действия
• самоконтроль и самооценка процесса
и результатов деятельности

6. Логические УУД

Умения осуществлять логические операции:
Сравнение
Классификация
Систематизация
Обобщение
Установление причинно-следственных связей
Абстрагирование
Конкретизация
Подведение под понятие

7. Логические умения (примеры)

Сравнение:
Какой из
электролитов покажет
pH больше 7:
Гидроксид натрия
или
хлороводородная
кислота?
Классификация:
Разделите
следующие кислоты
на группы :
Соляная, уксусная,
серная, угольная,
азотная, фосфорная,
сероводородная

8. Логические умения (примеры)

Установление причинноследственных связей
• Почему раствор соды
изменяет окраску
фенолфталеина?
• Почему чистая вода не
проводит электрического
тока?
Подведение под
понятие
Назовите одним общим
термином следующие
вещества:
Метан, глицерин, бензол,
спирт, ацетон, глюкоза

9. Сравните свойства гидроксидов натрия и меди (II)

• с кислотами NaOH+HCl=NaCl+H2O
с кислотными оксидами 2NaOH+CO2=Na2CO3+H2O
с солью 2NaOH+ZnCl2=2NaCl+Zn(OH)2
NaOH изменяет окраску индикаторов , разъедает
органические в-ва
NaOH при нагревании не разлагается
• Cu(OH)2 не изменяет окраску индикаторов, не
реагирует с кислотным оксидами и солями
Брянцева

10. Логические умения (примеры)

Абстрагирование
Каким ионным
уравнением
выражается реакция
нейтрализации?
Конкретизация
Приведите примеры
слабых
электролитов

11. Логические умения (примеры)

Систематизация
Расположите следующие
элементы в порядке
возрастания их
электроотрицательности:
Ar O N P Cl S
Ar P N S O Cl
Обобщение
Почему соляная,
серная, азотная
кислоты являются
сильными
электролитами?

12. Систематизация

Из перечисленного перечня выпишите только те
свойства, которые характерны для металлов:
Агрегатное состояние твердое
Электропроводны
Ковкие
Пластичные
Имеют металлический блеск
Не имею металлического блеска
Газообразные
В твердом состоянии хрупкие
Жидкие
Ответ: 1, 2, 3, 5
Насибян Е.

13. Подведение под понятие

Подбери общее понятие: литий,
натрий, калий, рубидий, цезий — …
Ответ: щелочные металлы или
элементы главной подгруппы I группы.
Насибян Е.

14. Почему полученные соединения называются кислотными оксидами

4Р + 5О2 = 2Р2О5,
2ZnS + 3O2 = 2ZnO + 2SO2,
K2Cr2O7 + H2SO4 = 2CrO3 ↓+ K2SO4 + H2O,
Na2SiO3 + 2HCl = 2NaCl + SiO2 ↓+ H2O.
H2SO4 + H2O = SO3
Кислотными называются оксиды,
взаимодействующие с основаниями (или основными
оксидами) с образованием солей.
• Кислотные оксиды представляют собой оксиды
неметаллов или переходных металлов в высоких
степенях окисления, им соответствуют кислотные
гидроксиды, обладающие свойствами кислот
Брянцева

15. Установление причинно-следственных связей

Установление причинноследственных связей
• Как зависят свойства оксидов и гидроксидов

некоторых переходных металлов,напр. хрома и
марганца,от степеней окисления этих элементов в
соединениях?
Подтвердите уравнениями хим. реакций.
• Ответ:
С повышением степени окисления — от основных к
амфотерным и далее к кислотным.
Cr(OH)2 — осн., Cr(OH)3 и Cr2O3 — амф., CrO3 — кисл.
Лебединцева Лиза
Буквальный перевод

19. Составление синквейна —

Составление синквейна это методический прием, направленный
на развитие умения выделить в понятии
самое главное и отразить собственное
отношение к нему
Может быть использован для проверки
усвоения материала и для общего
интеллектуального развития

21. Пример синквейна

• Дружба
• Верная
крепкая
• Помогает понимает доверяет
• Дружба верная не кончается
• Поддержка

22. Деятельность

ФГОС требует организации
Деятельность
активной учебной деятельности
Игровая
Обучает
учебная
формирует развивает
Результат
от
При
всяком деятельности
деянии думай озависит
цели оного…
поставленной
цели
Лев Толстой
Средство общего развития личности

23. Кислота

неорганическая
органическая
Нейтрализует окисляет диссоциирует
Кислота –сложное вещество, отщепляющее
в растворе ионы водорода
Класс соединений

24. Формальдегид

Газообразный ядовитый
Растворяется окисляется восстанавливается
Важный продукт органического синтеза
Консервант

25. Задание 3

Составить синквейны:
• Химия в школе
• Методика обучения
• Соль
Лекция 5
2016-2017 г.

27. Система средств обучения химии

Для каждой дисциплины разрабатываются
учебно-методические комплексы (УМК)
Для каждой дисциплины создается
информационно-образовательная среда(ИОС)
Структура учебно-методического комплекса
Учебные
пособия
для
учащихся
Методические
пособия для
учителя
Учебник
Стандартные
Сборник задач
методики
Книга для чтения
Пособия для
Рабочая тетрадь
контроля знаний
Методический
журнал
Наглядные
пособия
Натуральные
объекты
Модели
Печатные
пособия
Диапозитивы
Транспаранты
ЭОР
Учебное
оборудование
Приборы
Реактивы
Посуда
Принадлежности
для опытов
УЧЕБНИК В СИСТЕМЕ
СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Проблемные вопросы:
Можно ли в учебнике изложить весь
предмет?
Влияет ли учебник на выбор обучающей
технологии?
Нужен ли бумажный учебник в XXI веке?
Заменит ли компьютер традиционный
учебник?
ЧТО ТАКОЕ «УЧЕБНИК»?
У ч е б н и к
для учителя
для ученика
Изложение содержания
учебной программы
Источник учебной
информации
Модель учебного процесса
Организатор учебной
деятельности на уроке и
дома
Средство управления
самостоятельной работой
ученика
Средство для самоконтроля
усвоения знаний

32. Какой из этих учебников лучше?

современные требования к результатам обучения,
сформулированные в стандарте
соответствие
системы
образовательным
целям
педагогической
соответствие педагогическому мастерству учителя
уровню подготовки учащихся
технологическая определенность
соответствие материально-технической базе
образовательного процесса в конкретной школе

34. Традиционный учебник предполагает традиционную технологию обучения:

Обучение в классно-урочной системе
Изучение
химии
в
объеме
образовательного стандарта
Репродуктивный
и
алгоритмический
характер познавательной деятельности
Обучение
на
основе
«знаниевой»
парадигмы»
Репродуктивно-поисковый
• Комментированное чтение
• Ответы на вопросы

• Заполнение таблиц
• Составление схем
• Опорные конспекты
• Составление планов
• Составление конспектов
Сравнительно-аналитический
• Таблицы и схемы
• Анализ рисунков
Творческий
• Вопросы к прочитанному
• Составление тестов
• Подготовка выступления
• Написание синквейна

37. Кроме учебника потребуются:

Сборники задач
Справочники
Книги для чтения
Рабочие тетради
Сборники
тестовых заданий
Энциклопедии
Цифровые образовательные ресурсы
ЦОР

39. Активный экран электронного приложения к учебнику «химия-8» Журина А.А.

• интерактивные компоненты – вопросы и
задачи, контрольные и самостоятельные
работы, интерактивные модели и анимации;
• демонстрационная графика – иллюстрации,
анимации, видеофрагменты;
• тексты – параграфы текста, тексты со
звуком, биографии ученых, таблицы;
• материалы для учителя – презентации и
разработки уроков.

41. В традиционном учебнике информация изложена в виде:

Основного текста
учебная информация, подлежащая обязательному
усвоению
Дополнительного текста
исторические сведения
занимательные факты
Пояснительного текста
словарь терминов
предметный указатель
примечания

42. Внетекстовые компоненты учебника

Иллюстрации
Указания по работе с учебником
Система поиска информации
(аппарат ориентировки)
Аппарат организации усвоения

43. Аппарат организации усвоения в обычном учебнике химии

Вопросы к тексту
Задания для контроля
Алгоритмы предметных умений
Инструкции для лабораторных работ
Расчетные задачи
Экспериментальные задачи
Образцы решения задач
Ответы к задачам

44. Аппарат организации усвоения в электронном учебнике

Система гипертекста
Навигация
Видеоклипы
Динамические модели
Звуковое сопровождение
Интерактивный контроль

45. электронный учебник химии позволяет:

Осуществить
компьютерное
моделирование веществ и химических
процессов
Провести
виртуальный
химический
эксперимент
Быстро
сформировать
предметные
навыки: составлять химические формулы и
уравнения, решать задачи;
Пользоваться справочниками

46. Электронный учебник химии позволяет осуществить

Индивидуализацию учебного процесса
Дистанционное обучение
Вариативность содержания
образования
Разноуровневое обучение
Разнообразие технологических
приемов
Развитие творческого потенциала
школьников

47. Спасибо за внимание!

Задание 4 : Подберите источники (список ссылок) ЦОР
для урока химии.
Приведите их краткую аннотацию
( о чем, зачем, для чего…)
Спасибо за внимание!

На этот философский вопрос найден ответ, известный сегодня даже первокласснику: цель и смысл образования в баллах ЕГЭ.
А зачем баллы ЕГЭ? — Чтобы в вуз поступить.
А зачем в вуз поступить? — Чтобы диплом получить.
А диплом зачем? А затем, что у человека с дипломом гораздо шире возможности трудоустройства. После вуза (не важно какого) проще и содержательнее решается вековечный вопрос: кем быть?
Можно продавцом в магазин (простите, менеджером) устроиться или в офис «планктоном» сесть. А повезёт — проводником в поезд определиться. Там, говорят, диплом тоже очень кстати.
Впрочем, случается, что молодой человек неплохо трудоустраивается уже в статусе студента. И тогда он посылает свой университет ко всем чертям аж на выпускном курсе. А тамошние менеджеры, увидев «минус одну душу» в формуле подушевого финансирования, озабоченно гадают, кто из преподавателей травмировал этого отчалившего студента, чтобы уволить его (преподавателя) в первую очередь. Так и живут наши вузы, не подозревая, что их затронул процесс, очень далекий от образования.
Тут кстати упомянуть и о «мальчике из провинции», который, благодаря ЕГЭ, получил более широкие возможности обучаться в разного уровня столицах. В этом положительном в целом явлении есть одна неприятная деталь. Во всех экзаменах ЕГЭ присутствуют абсолютно примитивные задания, которые позволяют с нулевыми знаниями предмета набрать далеко не нулевой балл и с ним попасть в какой-нибудь вуз. Это открывает широкий путь для трудовой миграции молодёжи под видом получения образования. Студент приезжает в столицу. Его поселяют в общежитие, выплачивают стипендию, профсоюзная студенческая организация помогает ему адаптироваться в большом городе. А он, совершенно не «запариваясь» на учёбу, спокойно подыскивает себе место работы.
Процесс этот стартовал недавно, но очень быстро набирает обороты.
Впрочем, вернемся к теме.
Итак, цель и смысл школьного образования в баллах ЕГЭ. Но это баллы каждому нужны разные: кому физика, кому история, кому биология, кому ин-яз и т. д. (не хочется никого забыть, но уж очень долго перечислять). И в этом главное противоречие современной школы, в которой ДО СИХ ПОР ВСЕ ПРЕДМЕТЫ ПРЕПОДАЮТ ВСЕМ! (давит «тяжелое наследие» страны, в которой народ был самым образованным в мире).
Слитая со школьным образованием система вступительных экзаменов в виде ЕГЭ требует принципиально иного подхода: изучать только те предметы, которые нужны конкретному школьнику для поступления в вуз, и только в том объёме, который нужен для ЕГЭ. Этот дубовый прагматизм поддерживается значительной частью наших сограждан, и нынешняя «реформа» старшей школы полностью нацелена на его реализацию. О последних практических достижениях в этом направлении см. .
Итак, в столицах грядут многочисленные «профильные» классы, в которых все остальные дисциплины будут изучаться по остаточному принципу. Ну а в городках поменьше, где и школы помельче, много профильных классов набрать будет неоткуда. И там по остаточному принципу учить будут всему и всех.
Барахтаясь в системе ЕГЭ, мы начинаем забывать, что школа — это не ступенька на пути к фиктивному диплому. В школе формируется будущее страны, та среда, в которой всем нам жить. А кого, кроме реформаторов, устраивает среда, изображенная на подцепленной картинке?
Что делать?
Надо отделить школу от ЕГЭ.
Голосуем здесь: http://www.onlinepetition.ru/%D0%BE%D1%82%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%83-%D0%BE%D1%82-%D0%B5%D0%B3%D1%8D/petition.html

Источник: http://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_1403

Главная цель общего образования — формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, техники, укрепление исторической преемственности поколений). Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются: — формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов; — воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; — формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство; — разностороннее развитие детей; их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности. Реализация этих целей и задач предполагает: — создание благоприятных условий и возможностей для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; — усвоение основ наук, фундаментальных законов развития общества и природы, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности; — адаптацию к социальным изменениям, формирование устойчивых мотивов и установок активно влиять на условия достижения как личного успеха, так и общественного прогресса; — последовательную ориентацию на «культуросообразную» систему преподавания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека, приобщение к материальным и духовным ценностям культуры; — систематическое обновление содержания образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии; — непрерывность образования в течение всей жизни человека; — многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих дифференциацию и индивидуализацию образования; — преемственность уровней и ступеней образования; — информатизацию и компьютеризацию образования, включающую изучение в школе основ информатики, освоение новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий; — развитие дистанционного обучения, создание учебных программ и программных средств, реализующих информационные технологии в образовании; — развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью; — развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции.

Структура 12-летней школы

В основе организационной структуры 12-летней школы лежит периодизация развития личности, основным содержанием которой является типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных периодов: младенческий (до года), ранний возраст (1-3 года), собственно дошкольный возраст (3-7 лет), составляющие период дошкольного детства; период отрочества (7-10 лет); подростковый (10-16 лет) и ранний юношеский возраст (16-18 лет). В возрасте от рождения до 7 лет формируются основы двигательной и сенсорной активности. Ребенок овладевает речью и коммуникативными навыками, игровой и продуктивной деятельностью — музыкальной, изобразительной, конструктивной и др., в процессе которых у него формируются допонятийные формы мышления и творческое воображение; закладываются и развиваются умственные и художественные способности. К концу дошкольного возраста формируется познавательный интерес к изучению окружающего мира и «образу себя», а также основы волевой регуляции, инициативности, самостоятельности. I ступень — начальное общее образование (обязательное, 1-4 классы). Начальный возраст обучающихся — не менее 6,5 лет на 1 сентября (продолжительность обучения 4 года). В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач; развиваются коммуникативные умения детей (вести диалог, контролировать и оценивать поведение друг друга и др.). В 1-4 классах происходят становление личности младшего школьника, выявление и целостное развитие его способностей, формирование умения, мотивов и желания учиться. Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. II ступень — основное общее образование (обязательное, 5-10 классы). Продолжительность обучения 6 лет. В подростковом возрасте начинается интенсивное социальное развитие личности, становление нравственных норм; возрастают возможности самоорганизации личности (поиск идеалов, стремление к обоснованию принимаемых решений, к отстаиванию своих позиций). Подросток уже может поставить перед собой личностно значимую цель, у него возникают профессиональные намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах профессиональной деятельности; формируется образ «Я», составляющий основу для самоопределения. Основная школа предоставляет условия для освоения знаний о природе, обществе, человеке, развивает умения и навыки в разнообразных видах предметно-практической, познавательной и духовной деятельности. Основная школа остается обязательной для всех граждан. Увеличение возраста выпускников второй ступени обеспечивает более высокий уровень их социализации, соответствует возрастному рубежу расширения гражданских прав и наступления юридической ответственности. Именно в этом возрасте на основе развитых форм учебной деятельности складываются механизм самоорганизации личности и общие способы теоретического мышления, происходит овладение методами научного познания, возникают профессиональные и познавательные намерения и осуществляется первичная ориентировка в различных сферах деятельности. Десятилетняя основная школа предполагает относительно завершенное образование, являющееся базовым для продолжения образования в полной средней общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля и способа дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. В 16 лет учащиеся более осознанно относятся к выбору профиля обучения в средней школе, дальнейшего профессионального образования. III ступень — среднее (полное) общее образование (11-12 классы). Продолжительность обучения 2 года. На основе овладения системой знаний о природе, обществе и человеке у школьников в возрасте от 16 до 18 лет возможно формирование целостной мировоззренческой позиции, проектирование своего будущего, путей достижения своих целей. В этом возрасте появляются стремление к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить свои учебные, профессиональные возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения. Старшая ступень школы создает условия для подготовки молодежи к выполнению своих социальных функций: трудовых, познавательных, общественных, семейных, досуговых. Обучение строится на основе профильной дифференциации. Определение приоритетных образовательных направлений и профилей обучения (социально-гуманитарный, естественно-научный, технологический) происходит с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы и особенностей социокультурной среды, ее традиций, а также прогнозируемой потребности в специалистах того или иного уровня квалификации. Профильный характер старшей ступени предполагает сохранение инвариантного ядра содержания образования, обеспечивающего развитие общих интеллектуальных, познавательных умений, способностей, гражданских качеств личности, подготовку к жизни. В связи с тем, что в малокомплектных и однокомплектных школах сложно реализуется дифференциация обучения, возможна организация профильных групп со своими специфическими формами организации учебного процесса. В сельских школах могут создаваться направления профильного обучения, связанные с характерными для региона видами деятельности. Профильная дифференциация старшей ступени дает такие же возможности выпускнику основной школы для профессионального выбора, как и система начального и среднего профессионального образования. В системе начального и среднего профессионального образования необходимо обновление содержания инвариантного общеобразовательного компонента среднего (полного) общего образования. Таким образом, педагогические функции основной и средней (полной) ступеней 12-летней школы отличаются от традиционной модели школы относительной завершенностью, цикличностью, вариативностью, уровневой и профильной дифференциацией, регионализацией, индивидуализацией и практико-ориентированной направленностью.

Основа образовательной системы

Основой образовательной системы являются:

  1. Образовательные единицы, представленные учебными заведениями, классами, группами и т.д. Именно они обеспечивают потребности в образовании и учитывают возможности всех детей.
  2. Количество образовательных единиц. Создаются совместными усилиями органов управления образования и образовательных учреждений на основании социального заказа и с учетом количества детей на конкретной территории. Оптимальным является создание такого количества образовательных единиц, которые действительно нужны и востребованы.
  3. Знание и понимание образовательной политики. Ориентир в предоставлении образовательных услуг на основании законодательных актов.

Содержание системы образования — это содержание деятельности субъектов образовательного процесса, в каждом учебном заведении оно индивидуально и регулируется учебным планом. Учебный план предусматривает не просто направление образовательного процесса, но описание направления каждой учебной дисциплины.

Проблемный блок

Как утверждает Казимир Сосницкий, три основные цели социалистического воспитания, а именно: формирование научного мировоззрения, подготовка к участию в построении социалистического общества и всестороннее развитие человека, — следует понимать в единстве и как открытые. Единство заключается в том, что их достижение является целью воспитания как в семье, так и в школе и вне школы. Открытость же означает постепенность их реализации применительно к достигнутому уровню физического и психического развития человека на разных все более высоких уровнях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.