Заработок учитываемый при исчислении пенсии

Пенсии традиционно вызывают у белорусов много вопросов. Как понять, сколько вы будете получать на пенсии? Будет ли пенсия большой, если сейчас у вас большая зарплата? А если вы работали за границей и зарабатывали там еще больше, это вообще на что-то повлияет? FINANCE.TUT.BY продолжает проект «(Не)слабая пенсия». В этом выпуске мы подробно расскажем о том, как в Беларуси рассчитываются пенсии, от чего зависит их размер и можно ли повлиять на то, сколько вы будете получать в старости.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Какими вообще бывают пенсии?

Пенсии, связанные с завершением профессиональной деятельности, делятся на несколько видов. Вот основные из них.

Во-первых, трудовая пенсия по возрасту. Это самый распространенный вид пенсий, ее получают чуть более 2 миллионов белорусов. Такую пенсию назначают тем, кто отработал нужный стаж (об этом ниже) и достиг пенсионного возраста (в нынешнем году — 61,5 года для мужчин и 56,5 года для женщин, а к 2022 году он увеличится до 63 и 58 лет соответственно). По данным Минтруда, в сентябре средний размер пенсий по возрасту составил почти 447 рублей. Подчеркнем, что в этом тексте мы будем говорить именно о таких пенсиях.

Во-вторых, пенсия за выслугу лет. Ее назначают некоторым категориям работников: например, работникам авиации, артистам, спортсменам, некоторым педагогам и медикам, госслужащим, силовикам. Как правило, чтобы получить возможность выйти на пенсию за выслугу лет, нужно отработать по такой специальности определенное количество лет и накопить необходимый общий стаж. Кстати, на такую пенсию еще и выходят раньше общеустановленного пенсионного возраста. По данным Минтруда, средняя пенсия за выслугу лет на конец 2018 года составила 519,9 рубля без учета пенсий силовиков.

«Стыдно смотреть жене в глаза, пошел работать». Белорусы о том, каково быть молодыми пенсионерами

И в-третьих, существует еще и профессиональная пенсия. Ее назначают тем, кто работает во вредных и опасных условиях труда. Система профессионального пенсионного страхования начала действовать с 1 января 2009 года, а накопление там осуществляется за счет специальных взносов работодателей.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

От чего зависит размер пенсии?

Если вкратце, то от того, сколько вы проработали и какую зарплату получали. Если же говорить более подробно, то ориентироваться нужно на три понятия.

Общий трудовой стаж

Его не надо путать со страховым стажем. Чтобы получать полную трудовую пенсию по возрасту, общий стаж должен составить минимум 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. В этот стаж, в отличие от страхового, входят учеба в вузе, отпуск по уходу за ребенком, армия, уход за инвалидом I группы или человеком старше 80 лет. Чем больше ваш трудовой стаж, тем больше будет пенсия.

Страховой стаж

Под ним подразумеваются только периоды работы с уплатой взносов в Фонд соцзащиты. Соответственно, сюда уже не входят ни учеба, ни декрет, ни уход (срочную службу в армии, правда, вскоре должны в него включить). Кроме того, если выяснится, что ваш наниматель не платил за вас взносы в Фонд соцзащиты, это время тоже не попадет в страховой стаж, хотя вы честно работали. Например, по последним данным, долги двух самых крупных неплательщиков в ФСЗН приблизились к 2,7 миллиона рублей. Посмотреть актуальный список неплательщиков можно .

Минимальный страховой стаж, необходимый для получения пенсии, увеличивается на полгода каждый год. В нынешнем году он составляет 17 лет, а в 2020 году будет равняться уже 17,5 года. В конечном итоге минимальный страховой стаж должен увеличиться до 20 лет. Это произойдет в 2025 году.

Итак, чтобы получить положенную трудовую пенсию по возрасту, нужно наработать и трудовой стаж (минимум 25/20 лет), и страховой стаж (минимум 17 лет в этом году).

Зарплата

Сейчас для расчета пенсии учитывается зарплата за последние 25 лет работы подряд (или меньше, если вы проработали меньше 25 лет). Если предположить, что вы выходите на пенсию в этом году и работали без перерывов, то для расчета пенсии возьмут вашу зарплату начиная с 1994 года. Если за последние 25 лет было время, когда вы не работали, то зарплату возьмут за более ранние годы пропорционально этим перерывам. К слову, непрерывный стаж на размер пенсии не влияет, никаких бонусов за него не полагается.

Важно не только то, сколько вы зарабатывали, но и то, как ваша зарплата соотносилась со средней по стране. Исходя из этих двух показателей рассчитывается индивидуальный коэффициент заработка пенсионера, или пенсионный коэффициент. Происходит это так. Ваш фактический заработок за каждый месяц за последние 25 лет работы сравнивается со средней зарплатой по стране за тот же месяц. Если коэффициент получился 1 — значит, ваша зарплата равнялась средней. Если 1,5 — в полтора раза больше, если 0,5 — в полтора меньше. Коэффициенты за каждый месяц суммируются, а потом делятся на количество учтенных месяцев. В результате получается итоговый пенсионный коэффициент — число с пятью знаками после запятой. Именно его используют при расчете пенсии.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

У меня не хватает какого-то из видов стажа. Какую пенсию я получу?

Зависит от того, какого именно стажа не хватает. Возьмем три основных сценария.

Трудового стажа — не хватает, страхового — хватает

Допустим, мужчина проработал 20 лет, а все остальное время не занимался ничем, что входит в общий трудовой стаж: не получал образование по дневной форме, не служил в армии, не ухаживал за больным родственником, не был в отпуске по уходу за ребенком. Получается, минимальный страховой стаж (17 лет) он набрал, а минимальный трудовой (25 лет) — нет.

В этом случае ему назначат пенсию при неполном стаже работы. По сути, это означает, что пенсию рассчитают, исходя из того трудового стажа, который у него есть, но сумма получится меньше обычной трудовой пенсии по возрасту. Пенсия при неполном стаже работы не может быть ниже 50% минимальной пенсии по возрасту с установленной доплатой (сейчас это 214,13 рубля в общей сумме). В сентябре 2019 года средний размер пенсии по возрасту при неполном стаже составил 261,97 рубля.

Трудового стажа — хватает, страхового — не хватает

Из-за того, что минимальный страховой стаж, который нужен для получения пенсии, увеличился достаточно резко (в 2013 году он составлял всего 5 лет), многие люди попали в так называемую пенсионную ловушку. Получается, набрать нужное количество трудового стажа они смогли, а страхового — нет. По данным Минтруда, сейчас таких около 3,5 тысячи человек.

Чтобы сгладить ситуацию, власти снизили страховой стаж для некоторых категорий. Например, военным и силовикам, которые не отслужили нужное время и не могут получать пенсию за выслугу лет, достаточно 10 лет страхового стажа. Тем, кто ухаживал за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом до 18 лет или человеком старше 80 лет, тоже достаточно 10 лет страхового стажа. Но при этом для них заметно увеличился общий трудовой стаж: он составляет уже 40/35 лет, а не 25/20.

Если страхового стажа не хватает, то и права на трудовую пенсию не будет. В такой ситуации назначают социальную пенсию. Она равна 50% бюджета прожиточного минимума, сейчас это 115,92 рубля (бюджет прожиточного минимума пересматривают раз в квартал, вместе с ним чуть прирастает и пенсия). Также стоит учитывать, что оформить социальную пенсию можно позже, чем обычную трудовую: для мужчин — в 65 лет, для женщин — в 60.

Не хватает и трудового, и страхового стажа

Здесь тоже придется довольствоваться социальной пенсией: 115,92 рубля. Назначат ее тоже позже: в 65 лет для мужчин и 60 — для женщин.

Моя зарплата в пять раз больше средней по стране. Значит, и пенсия будет в пять раз больше?

Увы, это не так. Дело в том, что зарплата, применяемая для исчисления пенсии, может ограничиваться. Получается, у людей с большими зарплатами учитывают не всю эту зарплату, а только ее часть. В результате даже при солидном доходе пенсия будет не сильно отличаться от средней по стране. Например, по данным Минтруда, в сентябре этого года максимальная пенсия по возрасту при трудовом стаже 45/40 лет составила 768,41 рубля без учета надбавок, минимальная при стаже 25/20 лет — 242,88 рубля.

— В условиях солидарной пенсионной системы указанная умеренная дифференциация в размерах пенсий обусловлена ограниченностью имеющихся пенсионных средств, необходимостью обеспечения минимальных пенсионных гарантий, выплаты надбавок, повышений и доплат к пенсиям, — объясняют в Минтруда.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Могу ли я заранее посчитать, какую пенсию мне будут платить?

Сделать это самому крайне сложно, хоть на портале социальной защиты даже существует пенсионный калькулятор. Дело в том, что в калькуляторе нужно ввести свой пенсионный коэффициент, а чтобы его подсчитать, надо собрать данные о своем фактическом заработке за каждый месяц начиная с 1994 года. Обратиться в госорганы с просьбой сообщить свой пенсионный коэффициент тоже не получится: его рассчитывают только на этапе назначения пенсии.

Если я продолжу работать после выхода на пенсию, она станет больше?

Все зависит от того, отказались ли вы от получения пенсии, когда решили продолжить работать. Если вы хотите получать и зарплату, и пенсию, сумма выплат в будущем не изменится (несмотря на то, что в это время с вашей зарплаты по-прежнему будут выплачиваться взносы в Фонд соцзащиты). Еще для работающих пенсионеров есть ограничение по пенсионному коэффициенту — 1,3. Если ваш коэффициент больше, во время работы пенсию все равно будут платить по коэффициенту 1,3, а после окончательного выхода на заслуженный отдых вы начнете получать полную сумму.

А можно отказаться от пенсии на время работы и в будущем получить к ней прибавку.

— В этом случае пенсия увеличивается за счет дополнительного стажа и за счет так называемой премии. Отказавшись от ее получения в период работы, за первый год такой работы пенсия увеличится на 6% заработка, из которого исчисляется пенсия, за второй — на 8%, за третий — на 10% и т.д. Отработав 5 лет без получения пенсии, можно увеличить ее размер в 1,5−1,8 раза, — объясняли в Минтруда.

«Либо ранняя пенсия, либо работа на прежнем месте». Как платят пенсии работающим пенсионерам

Главная проблема, с которой сталкиваются многие пенсионеры при расчете коэффициента по заработку до 2002 года — это его ограничение. Закон установил жесткий порог: 1,2 — это максимальное отношение заработков, по которому начисляется пенсия.

Иными словами, если ваш коэффициент составил, к примеру, 0,9 — его зачтут в пенсию полностью. Но если он равен 1,5 или 2,0, например, то пенсию все равно посчитают по коэффициенту 1,2.

В результате образуется эффект «уравнивания»: те, у кого в советское время был высокий заработок, получают пенсию на уровне большинства «середнячков».

И все же есть ряд исключений, когда закон разрешает включать в расчет пенсии коэффициент отношения заработков больше, чем 1,2. Вот эти случаи:

1) Повышенный коэффициент разрешен тем, кто проживал в северных регионах по состоянию на 1 января 2002 года (при этом не имеет значение продолжительность «северного» стажа).

📌 Реклама

Величина коэффициента для них устанавливается в зависимости от того, какой районный коэффициент действовал в регионе их проживания (учитывается коэффициент к заработной плате, установленный для рабочих и служащих непроизводственных отраслей).

Если его значение до 1,4, то максимальный коэффициент для пенсии также повышается до 1,4. При районном коэффициенте от 1,5 до 1,8 предельная величина отношения заработков для пенсии — 1,7.

Самый высокий коэффициент по заработку, который только может быть, составляет 1,9 — он полагается лицам, проживавшим в регионах с районным коэффициентом от 1,8 и выше.

2) Повышенный коэффициент также получают пенсионеры, у которых не менее 15 лет работы в районах Крайнего Севера или 20 лет в местностях приравненных к Крайнему северу.

Право на повышенный коэффициент у них возникает независимо от места жительства (в отличие от первой категории). При этом правила увеличения коэффициента — те же, что и в предыдущем случае.

Я вообще могу как-нибудь повлиять на размер своей пенсии?

С учетом того, как рассчитываются пенсии, можно дать два совета. Во-первых, дольше работайте: чем больше стаж, тем больше будет и пенсия. Во-вторых, постарайтесь побольше зарабатывать и следите за тем, чтобы за вас уплачивали страховые взносы. Но это довольно условная рекомендация. Как мы уже говорили, высокая зарплата не может обеспечить пропорционально высокую пенсию, получать вы в любом случае будете не намного больше среднего.

Поэтому третий и самый важный совет звучит так: не полагайтесь только на государственную пенсию и дополнительно копите деньги на старость сами.

Сколько можно накопить на пенсию, если откладывать с 30 лет. И почему нам всем стоит это делать

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Я ипэшник, ремесленник, самозанятый. Как мне посчитают пенсию?

Для большинства белорусов, работающих по найму, система взносов в Фонд соцзащиты выглядит так: 1% удерживается из их зарплаты, еще 34% добавляет наниматель (из них 28% идут на пенсионное страхование, 6% — на социальное обеспечение). Но те, кто работает на себя, должны думать о своих взносах сами. Поэтому здесь все зависит от того, как вы платите взносы в Фонд соцзащиты.

Для индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов существует минимальный размер страховых взносов. Это 35% минимальной зарплаты по стране. Например, если ипэшник проработал весь прошлый год без перерывов, ему достаточно перечислить в Фонд соцзащиты 1281 рубль. Меньше — нельзя, больше — можно.

Самозанятые (те, кто работает без регистрации ИП — например, ремесленники, фотографы, репетиторы, уборщики и так далее) могут платить взносы по желанию и только на пенсионное страхование. Если такое желание есть, то взносы не могут быть меньше 29% минимальной зарплаты по стране.

Тем, кто работает на себя, нужно помнить о том, что размер страховых взносов влияет на будущую пенсию. Если вы платите взносы от минимальной зарплаты по стране, это заметно скажется на вашем пенсионном коэффициенте и уменьшит будущую пенсию. А самозанятые, решившие не платить страховые взносы, должны учитывать, что этот период работы вообще не будет учитываться в страховом стаже. В итоге можно не только получить маленькую пенсию, но и вовсе остаться без нее, если страхового стажа не хватит.

«Надо снизить нагрузку для всех». У кого есть льготы по пенсионным взносам и насколько они оправданны

Я работал (а) за границей. Как этот стаж учтется в моей пенсии?

С некоторыми странами у Беларуси заключены договоры или соглашения о пенсионном обеспечении. Это означает, что стаж работы там будет учитываться при определении права на пенсию в Беларуси. Таких государств не так много: Россия, Литва, Латвия, Азербайджан, Чехия. Кроме того, подписаны, но не вступили в силу договоры с Польшей, Эстонией и Молдовой, а также готовится к подписанию соглашение о пенсионном обеспечении в ЕАЭС.

Если же вы работали в стране, с которой у Беларуси нет договора или соглашения о пенсионном обеспечении, это время не зачтется ни в трудовом, ни в страховом стаже со всеми вытекающими последствиями.

За советский стаж, наработанный на территории другого государства, входившего в состав СССР, переживать не стоит. При назначении пенсии он учитывается по записям в трудовой книжке (если старой трудовой не сохранилось, подтвердить стаж можно другими документами — например, архивными справками).

Почему я не могу унаследовать пенсию своих умерших родителей или супруга? Мне кажется, отчислить на пенсию они успели гораздо больше, чем получить

Причина кроется в нашей пенсионной системе. Она не накопительная, как во многих западных странах, а солидарная (еще ее называют распределительной). Это означает, что страховые взносы работающих белорусов отправляются не на их личный пенсионный счет (и, соответственно, не принадлежат лично им), а в общий котел, из которого платят пенсии тем, кто уже вышел на заслуженный отдых. Поэтому пенсионные отчисления, которые делает ваш наниматель и вы, не накапливаются, их нельзя обналичить, передать кому-либо или унаследовать. Когда вы работаете и платите страховые взносы, тем самым вы формируете свое право на будущую пенсию. А система предполагает, что платить вам ее будут за счет взносов тех людей, которые будут работать на тот момент, когда вы станете пенсионером.

Эксперты говорят, что солидарной пенсионной системы недостаточно для того, чтобы обеспечить высокие пенсии: с учетом демографической ситуации на это просто не хватит ресурсов. А чтобы пенсия была сопоставима с уровнем дохода конкретного человека, в пенсионной системе должен быть накопительный элемент, который позволит каждому лично копить на жизнь в старости. Во многих странах этот элемент является обязательным, белорусы же могут откладывать на дополнительную пенсию добровольно.

ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ЗАРАБОТКА

Размер заработка за периоды работы до 1 января 2003 г. подтверждается справкой, выдаваемой работодателем, а за периоды работы после 1 января 2003 г. — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом или органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в зависимости от того, где находятся на хранении бухгалтерские документы. Форма справки о заработке утверждается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В случае отсутствия возможности получения гражданами надлежащих документов, подтверждающих размер начисленной и выплаченной им заработной платы (дохода), установление сведений о размере заработка, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, может осуществляться в судебном порядке.

Для этого пенсионер вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере.

Суд при решении данного вопроса принимает во внимание любые средства доказывания. В частности, размер заработка может быть подтвержден документами, косвенно свидетельствующими о фактическом заработке заявителя, например, выпиской из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, вкладышем к трудовой книжке, учетными карточками членов партии, членов профсоюза и партийным билетом, профсоюзным билетом, расчетными книжками (листками), другими доказательствами, в том числе показаниями свидетелей.

Представленные доказательства о заработке, а также об обстоятельствах несохранности работодателем документов, необходимых для оформления (начисления) пенсии, подлежат оценке судом. При наличии оснований суд выносит решение об установлении факта получения заявителем заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защиты для решения вопроса о назначении (перерасчете) пенсии.

Иной порядок определения заработка для назначения пенсии при несохранности документов по вине работодателя действующим пенсионным законодательством не предусмотрен.

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ЗАРАБОТКА

Согласно статье 57 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) в 2017 году трудовые пенсии исчисляются из откорректированного фактического заработка (части седьмая и восьмая статьи 57 Закона) за последние 23 года подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Ежегодно указанный 23-летний период увеличивается на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы. При этом в периодах работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — бюджет фонда), учитывается фактический заработок. В периодах, указанных в части второй статьи 51 Закона, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы. Периоды, указанные в части второй статьи 51 настоящего Закона, учитываются при исчислении пенсии при условии, что они не совпадают с периодами работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

Работникам, занятым на сезонных работах заработок для исчисления пенсии определяется за соответствующее количество полных сезонов. При этом заработок за каждый полный сезон учитывается как заработок за год.

По желанию обратившегося за пенсией заработок за месяцы с неполным числом рабочих дней в связи с поступлением на работу или увольнением с работы, а также в связи с обращением за назначением пенсии учитывается как заработок за полные месяцы.

В случаях, когда стаж работы обратившегося за пенсией менее одного календарного месяца, заработок для исчисления пенсии определяется путем деления заработка за календарные дни стажа работы на число этих дней и умножения полученной суммы на 30.

В случаях, когда в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций у работодателей не сохранились документы о фактическом заработке, по желанию обратившегося за пенсией не включается в период, из которого избирается заработок для исчисления пенсии, время работы, за которое не сохранились документы о заработке. Если документы о фактическом заработке сохранились менее чем за период работы, из заработка за который исчисляется пенсия, заработок за каждый месяц недостающего периода принимается в размере среднего заработка работника соответствующей профессии и квалификации, определяемого в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В связи с ростом средней заработной платы работников в республике при назначении трудовых пенсий производится корректировка фактического заработка. Указанная корректировка производится путем умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой при перерасчете трудовых пенсий в соответствии со статьей 70 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера.

Индивидуальный коэффициент заработка пенсионера определяется путем соотнесения его ежемесячного фактического заработка в установленном периоде и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в установленном периоде.

В заработок для исчисления пенсии включаются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающего гражданина по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, выплаты застрахованному лицу, подлежащему обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доходы физического лица, самостоятельно уплачивающего обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, на которые согласно законодательству о государственном социальном страховании начислялись и из которых уплачивались обязательные страховые взносы в указанный Фонд.

Премии и иные выплаты включаются в заработок за тот месяц, в котором они получены.

В заработок для исчисления пенсии включаются за соответствующие периоды пособие по временной нетрудоспособности либо сохранявшийся за работником средний заработок.

Натуральные выплаты учитываются исходя из средней цены реализации соответствующей продукции за отчетный период.

Рекомендации по подготовке архивных справок и ответов на типовые запросы социально-правового характера, выдаваемых архивными учреждениями Российской Федерации

Одной из основных форм использования архивных документов, находящихся в государственных и муниципальных архивах, является исполнение запросов граждан в целях обеспечения их прав и законных интересов.
Заявителям предоставляются оформленные в установленном порядке архивные справки, выписки или копии архивных документов, связанные с их социальной защитой, предусматривающей пенсионное обеспечение граждан, а также реализацию их прав на получение льгот и гарантий в соответствии с действующим российским законодательством.
Выдаваемые государственными и муниципальными архивами архивные справки и копии документов позволяют гражданам оформить назначение пенсий, осуществить перерасчет их размера, получать компенсации, пользоваться различными льготами, обеспечивать свои имущественные и другие законные права.
Исполнение запросов российских граждан и граждан СНГ производится в соответствии с порядком использования документов Архивного фонда Российской Федерации, установленным Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и «Основными правилами работы государственных архивов СССР», Москва, 1984.
С 1 января 2002 года в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» осуществляется пенсионная реформа, предполагающая переход от полностью распределительной пенсионной системы к системе, основанной на страховых принципах и включающей в себя распределительный и накопительный компоненты с введением персонифицированного учета пенсионных прав граждан.
В связи с этим значительно увеличилось число обращений граждан в государственные и муниципальные архивы, связанных с подтверждением страхового стажа работы, размеров заработной платы и некоторых других сведений, необходимых для установления (перерасчета) пенсий.
В соответствии с законодательством и согласно постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 N 16/19па к документам, необходимым для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному обеспечению в соответствии с вышеуказанными федеральными законами, в том числе относятся документы подтверждающие страховой стаж; среднемесячный заработок за 60 месяцев трудовой деятельности подряд до 1 января 2002 года.
В необходимых случаях к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы, подтверждающие работу на соответствующих должностях в особых условиях труда.
В соответствии с п.6 ч.II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555, при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы наряду с подлинными документами о стаже принимаются: письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, копии лицевых счетов и ведомостей на выдачу заработной платы.
Сложившаяся ситуация потребовала более тесного взаимодействия архивных учреждений Российской Федерации с Пенсионным Фондом Российской Федерации и его территориальными управлениями, в частности, возникла необходимость согласования требований Пенсионного фонда Российской Федерации и правил исполнения социально-правовых запросов граждан архивными учреждениями Российской Федерации.
Целью настоящей работы является разработка рекомендаций по подготовке архивных справок и ответов на типовые запросы социально-правового характера, выдаваемых гражданам.
Часто встречающиеся (однотипные) запросы могут иметь стандартную форму ответов, что дает возможность использовать шаблоны бланков, в которые работник архива вносит лишь необходимые личные данные. Такая унификация будет способствовать более оперативному исполнению запросов граждан.
Кроме запросов о подтверждении стажа и размерах заработной платы к наиболее часто встречающимся относятся и запросы репрессированных граждан об их реабилитации.
Образцы ответов на типовые запросы подготовлены на основании материалов, представленных в Федеральное архивное агентство органами управлений архивным делом субъектов Российской Федерации. Они сгруппированы по 5 разделам и приводятся в приложениях 1-10.

1. Архивные справки, подтверждающие страховой стаж работы
Вышеуказанные справки выдаются на основании таких документов, как: приказы (распоряжения) о приеме на работу, увольнении с работы, переводе на другую должность, о предоставлении отпуска; письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их выполнении и произведенных отчислениях страховых взносов; акты о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту); личные карточки формы Т-2; табели учета рабочего времени и расчета оплаты труда, других документов, относящихся к первичной учетной документации (приложения 1-4).

2. Архивные справки о размере заработной платы
Справки о заработной плате выдаются за 5 лет работы (приложения 5, 5.1), а при необходимости и за более длительный период, на основании лицевых счетов, расчетно-платежных ведомостей.

3. Архивные справки, подтверждающие работу в особых (вредных) условиях труда согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (приложения 6, 6.1, 6.2), выдаются на основании личных карточек, лицевых счетов, платежных ведомостей, приказов по личному составу (о приеме, переводе, увольнении), штатного расписания, карт технологических процессов, книг записи работ и отработанного времени рабочими в цехах с вредными условиями труда, дающих право на льготную пенсию, подземных табелей и других.

4. Архивные справки по вопросам применения политических репрессий и реабилитации (приложения 7, 8) выдаются на основании хранящихся в архивах следственных дел, справок о реабилитации, решений судов, протоколов допросов, записей о конфискации имущества и др.

5. При отсутствии необходимых сведений архивными учреждениями в адрес заявителя направляется письмо с информацией о том, что в данном архивном учреждении, по той или иной причине, запрашиваемых документов не имеется и, по возможности, даются рекомендации о том, куда ему следует обратиться (приложения 9, 10).
Представленные образцы не охватывают все виды ответов на запросы, которые выдаются архивными органами Российской Федерации.

Отдел организации исполнения
социально-правовых запросов
Управления комплектования,
организации услуг
и архивных технологий

Список нормативных правовых актов

Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
«Основные правила работы государственных архивов СССР», Москва, 1984.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждении страхового стажа для установления трудовых пенсий».
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 16/19па «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
«Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденное приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.91 N 190.
Пенсионный фонд Российской Федерации «Сборник нормативных правовых актов по пенсионной реформе», Москва, ч.1 — 2003 год и ч.2 — 2004 год.
Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Федеральный закон от 9 января 1997 года N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».
Федеральный закон от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».

Приложение 1. Архивная справка

Приложение 1

(название государственного архива)

(почтовый индекс, адрес,

Адресат

телефон, факс архива)

Архивная справка

На N

от

В лицевых счетах по заработной плате завода «Рубин» имеются сведения о работе Петрова Анатолия Михайловича:
зачислен радиомехаником по ремонту радиооборудования 4р 01.08.1983 приказом от 01.08.1983 N 61;
переведен оператором прецизионной резки кристаллов приказом от 24.12.1984 N 464;
переведен шлифовщиком пьезокварцевых пластин, сдельных врезных работ, 2 разряд, 1 категория 01.07.1986 приказом от 04.07.1986 N 157;
уволен 03.05.1989 приказом от 28.04.1989 N 120
Основание: Ф.891. Оп.1. Д.835. Л.128; Д.913. Л.247,250; Д.1069. Л.440.

Руководитель архива

Подпись

Расшифровка подписи

Исполнитель

Печать

Телефон

Приложение 2. Архивная справка

Приложение 2

(название государственного архива)

(почтовый индекс, адрес,

Адресат

телефон, факс архива)

Архивная справка

На N

от

Петров Анатолий Михайлович согласно ведомостям на выдачу заработной платы работникам издательства «Ульяновская правда» г.Ульяновска работал учеником в стереотипном цехе с 18.04.1962.
На основании приказа по издательству «Ульяновская правда» от 08.08.1962 N 65 Петров A.M. уволен 09.08.1962 по собственному желанию.
Основание: Ф.5891. Оп.1. Д.835. Л.27, 45.

Руководитель архива

Подпись

Расшифровка подписи

Исполнитель

Печать

Телефон

Приложение 3. Архивная справка

Приложение 3

(название государственного архива)

(почтовый индекс, адрес,

Адресат

телефон, факс архива)

Архивная справка

На N

от

Петров Анатолий Михайлович приказом по Елабужской межколхозной строительной организации от 23.03.1964 N 41 принят на работу в качестве тракториста.
Приказом по Елабужской межколхозной строительной организации от 16.05.1968 N 67 уволен с работы по сокращению штата.
Основание: Ф.4/28. Оп.1. Д.18. Л.75; Д.26. Л.32.

Руководитель архива

Подпись

Расшифровка подписи

Исполнитель

Печать

Телефон

Приложение 4. Архивная справка

Приложение 4

(название государственного архива)

(почтовый индекс, адрес,

Адресат

телефон, факс архива)

Архивная справка

На N

от

В документах Открытого акционерного общества «Московский чугунолитейный завод «Станколит» содержатся следующие сведения о трудовом стаже Петрова Анатолия Михайловича за 1974-1993 годы:

23.12.1974 — принят на должность контролера по заливке форм жидким металлом в литейных цехах 4 разряда в ОТК (так в документе) Московского чугунолитейного завода «Станколит» (записка о приеме без номера от 18.11.1974 (запись в личной карточке Ф.Т-2);

01.10.1986 — переведен на должность контролера по приемке литья на обрубн. участках 5 разряда (так в документе) в том же отделе (приказ от 01.10.1986 N 279, запись в личной карточке Ф.Т-2);

01.07.1989 — переведен на должность контролера на обрубных участках работ в лит. (так в документе) цех 5 разряда в том же отделе (приказ от 01.07.1989 N 1379, запись в личной карточке Ф.Т-2);

Руководитель архива

Подпись

Расшифровка подписи

Исполнитель

Печать

Телефон

Приложение 5. Архивная справка

Приложение 5

(название государственного архива)

(почтовый индекс, адрес,

Адресат

телефон, факс архива)

Архивная справка

На N

от

Петров Анатолий Михайлович, 1938 года рождения, работал на Московском заводе гидроагрегатов с января 1963 года по декабрь 1967 года и его заработок, учитываемый при исчислении пенсий, составляет:

Фактическая сумма заработка (в рублях)

Основание: Ф.891. Оп.1.Д.944. Л.485-545;
личная карточка и лицевые счета по заработной плате за 1963-1967 годы.
Примечание:

1. Со всех включенных в справку сумм произведены (не произведены) отчисления в Фонд социального страхования СССР и (или) в Пенсионный фонд Российской Федерации по установленным тарифам (нужное подчеркнуть)*.
_______________
* Аналогичные сведения следует указывать во всех справках, где представлена информация о заработной плате работника.

Руководитель архива

Подпись

Расшифровка подписи

Исполнитель

Печать

Телефон

Приложение 5.1. Архивная справка

Приложение 5.1

(название государственного архива)

(почтовый индекс, адрес,

Адресат

телефон, факс архива)

Архивная справка

На N

от

Петров Анатолий Михайлович, 1938 года рождения, работал на Московском чугунолитейном заводе «Станколит» в 1995 году и его заработок, учитываемый при исчислении пенсии, составляет:

Фактическая сумма заработка (в рублях)

Руководитель архива

Подпись

Расшифровка подписи

Исполнитель

Печать

Телефон

Приложение 6. Архивная справка

Приложение 6

(название государственного архива)

(почтовый индекс, адрес,

Адресат

телефон, факс архива)

Архивная справка

На N

от

Петров Анатолий Михайлович, 25.11.1953 года рождения, был принят подземным горнорабочим очистного забоя 5 разряда на участок N 3 Управления по монтажу, демонтажу и ремонту горно-шахтного оборудования п/о «Северокузбассуголь» (УМДРГШО) с 25.12.1981 (приказ от 28.12.1981 N 221-к).
Уволен по статье 31 КЗОТ РФ с 31.05.1993 (приказ от 15.06.1993 N 79-к).
Петров Анатолий Михайлович был принят подземным горномонтажником 3 разряда на участок N 3 УМДРГШО с 01.07.1993 (приказ от 01.07.1993 N 91-к).
Переведен подземным горномонтажником 4 разряда с 01.10.1993 (приказ от 01.10.1993 N 145-к).
Уволен по статье 31 КЗОТ РФ с 21.04.1994 (приказ от 16.05.1994 N 52-к).
Петров Анатолий Михайлович был принят подземным горнорабочим 3 разряда на участок N 3 УМДРГШО с 13.02.95 (приказ от 13.02.1995 N 28-кот).
Уволен по статье 31 КЗОТ РФ с 06.06.1995 (приказ от 10.07.1995 N 87-к).
Петров Анатолий Михайлович был принят подземным горномонтажником 3 разряда УМДРГШО с 11.09.1995 (приказ от 11.09.1995 N 118-к).
Уволен по статье 33 п.1 КЗОТ РФ (ликвидация предприятия) с 26.04.1999 (приказ от 26.04.1999 N 10-к).
В подземных табелях указано количество рабочих дней Петрова Анатолия Михайловича.

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Руководитель архива

Подпись

Расшифровка подписи

Исполнитель

Печать

Телефон

Приложение 6.1. Архивная справка

Приложение 6.1

(название государственного архива)

(почтовый индекс, адрес,

Адресат

телефон, факс архива)

Архивная справка

На N

от

Петров Анатолий Михайлович, 29.02.1960 г.р., был принят слесарем-монтажником на участок N 2 КНПО «Карболит» ремонтно-строительно-монтажного управления N 2 треста «Сибхимремонт» 04.01.1981 (приказ от 04.01.1981 N 54).
Уволен по статье 31 КЗОТ РФ с 30.07.1993 (приказ от 30.07.1993 N 321-к).
Петров Анатолий Михайлович работал с 04.01.1981 по 31.12.1981 на КНПО «Карболит» в цехах:
N 1 производство синтетических смол и прессовочных материалов;
N 7 производство формалина;
N 8 производство прессовочных материалов;
N 6 производство прессовочных материалов;
слесарем-монтажником по ремонту коммуникаций технологических трубопроводов внутри действующего цеха.
С 04.01.1982 по 31.12.1982 на КНПО «Карболит» в цехах:
N 1 производство синтетических смол и прессовочных материалов;
N 8 производство прессовочных материалов;
N 9 производство ионно-обменных смол;
N 7 производство формалина;
N 6 производство прессовочных материалов;
слесарем-монтажником по ремонту коммуникаций технологических трубопроводов внутри действующего цеха.
С 01.01.1983 по 30.12.1983 на КНПО «Карболит» в цехах:
N 1 производство синтетических смол и прессовочных материалов;
N 6 производство прессовочных материалов;
N 7 производство формалина;
N 9 производство ионно-обменных смол;
слесарем-монтажником по ремонту коммуникаций технологических трубопроводов внутри действующего цеха, технологического оборудования.
С 02.01.1984 по 31.12.1984 на КНПО «Карболит» в цехах:
N 6 производство прессовочных материалов;
N 9 производство ионно-обменных смол;
N 1 производство синтетических смол и прессовочных материалов;
N 7 производство формалина;
слесарем-монтажником по ремонту коммуникаций технологических трубопроводов, технологического оборудования внутри действующего цеха.
С 02.01.1985 по 30.12.1985 на КНПО «Карболит» в цехах:

N 1 производство синтетических смол и прессовочных материалов;
N 7 производство формалина;
N 6 производство прессовочных материалов;
N 9 производство ионно-обменных смол;
N 4 опытный завод, производство химикатов;
слесарем-монтажником по ремонту коммуникаций технологических трубопроводов, технологического оборудования внутри действующего цеха.
С 02.01.1986 по 25.12.1986 на КНПО «Карболит» в цехах:
N 7 производство формалина;
N 1 производство фенолформальдегидных смол;
N 5 производство слоистых пластов;
N 8 производство резольных пресспорошков;
N 6 производство высокопрочных пресспорошков;
N 9 производство ионно-обменных смол»;
слесарем-монтажником по ремонту технологического оборудования, коммуникаций технологических трубопроводов внутри действующего цеха.
С 26.12.1986 по 25.11.1987 на КНПО «Карболит» в цехах:
N 1 производство фенопластов;
N 9 производство ионно-обменных смол;
N 7 производство формалина;
N 6 производство высокопрочных пресспорошков;
N 4 НИИХП, производство не указано;
слесарем-ремонтником по ремонту технологического оборудования внутри цеховых технологических коммуникаций, трубопроводов.
С 26.12.1987 года по 25.12.1988 на КНПО «Карболит» в цехах:
N 12 производство фенолформальдегидных смол;
N 9 производство ионно-обменных смол;
слесарем-ремонтником по ремонту технологического оборудования внутри действующего цеха.
С 26.12.1988 по 31.12.1989 на КНПО «Карболит» в цехе N 12 производство фенолформальдегидных смол —
слесарем-ремонтником по ремонту технологических трубопроводов внутри действующего цеха.
С 02.01.1990 по 30.12.1990 на КНПО «Карболит» в цехах:
N 12 производство фенолформальдегидных смол;
N 9 производство ионно-обменных смол;
N 1 производство фенопластов —
слесарем-ремонтником по ремонту технологических коммуникаций в цехе.

Руководитель архива

Подпись

Расшифровка подписи

Исполнитель

Печать

Телефон

Приложение 6.2. Архивная справка

Приложение 6.2

(название государственного архива)

(почтовый индекс, адрес,

Адресат

телефон, факс архива)

Архивная справка

На N

от

2. Иные периоды.
Отсутствие на работе в связи с вызовом в райвоенкомат.

15.10.1964 (приказ от 19.10.1964 N 156).

18.03 и 19.03.1966 (приказ от 24.03.1966 N 34).

Руководитель архива

Подпись

Расшифровка подписи

Исполнитель

Печать

Телефон

Приложение 7. Архивная справка

Приложение 7

(название государственного архива)

(почтовый индекс, адрес,

Адресат

телефон, факс архива)

Архивная справка

На N

от

В отношении Петрова Анатолия Михайловича в архивном, следственном деле N 35/62 имеются следующие сведения:
Петров A.M., 1878 года рождения, был арестован органами НКВД СССР 09.03.1931. В протоколе допроса от 20.03.1931 в графе «Имущественное положение (до и после революции) допрашиваемого и его родственников» записано: «Дом 8×9 аршин. Двор 18×10 аршин. Холодная вышка, 2 лошади, 2 коровы, 2 поросенка, 100 штук ульев с пчелами».
На допросе 20.03.1931 Петров A.M. о своем имущественном положении показал: «После революции… я имел хороший дом с надворными постройками, пасеки 100 шт. ульев, 1 лошадь, 2 коровы, 2 поросенка…».
В справке Сьянского сельсовета Подольского района Московской области от 07.03.1931 об имущественном положении Петрова A.M. записано: «В настоящее время хозяйство считается зажиточное, в хозяйстве имеется: 40 ульев с пчелами, лошадь, корова…».
Основание: Ф.10035. Оп.1. Д.11. Л.14, 35.

Руководитель архива

Подпись

Расшифровка подписи

Исполнитель

Печать

Телефон

Приложение 8. Архивная справка

Приложение 8

(название государственного архива)

(почтовый индекс, адрес,

Адресат

телефон, факс архива)

Архивная справка

На N

от

В отношении Петрова Анатолия Михайловича в архивном следственном деле N 33/22 имеются следующие сведения:
Петров A.M. был арестован органами НКВД СССР 09.09.1937.
На момент ареста Петров A.M. с семьей проживал по адресу: г.Подольск, ул.Николаевская, д.17.
В деле указаны следующий состав семьи:
жена — Петрова Н.Н. 1900 года рождения
сын — Петров А.А. 1926 года рождения
дочь — Петрова М.А. 1932 года рождения
Решением Тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области от 15.11.1937 Петров A.M. обвинялся «в участии в контрреволюционной кулацкой группе и в контрреволюционной деятельности» и был приговорен к заключению в ИТЛ на 8 лет с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества, считая срок с 09.09.1937. Отбывал наказание в Белбалтлаге НКВД СССР.
Президиум Московского областного суда постановлением от 21.09.1956 N 17 постановление Тройки НКВД СССР по Московской области от 15.11.1937 в отношении Петрова A.M. отменил за отсутствием в его действиях состава преступления.
Основание: Ф.10035. Оп.1. Д.11. Л.15, 20, 22.

Руководитель архива

Подпись

Расшифровка подписи

Исполнитель

Печать

Телефон

Приложение 9. Архивная справка

Приложение 9

(название государственного архива)

(почтовый индекс, адрес,

Адресат

телефон, факс архива)

Архивная справка

На N

от

Сообщаем, что сведений о работе Петрова Анатолия Михайловича в документах колхоза «Трудовик» Морквашинского сельсовета Мартовского района за 1941-1953 годы не обнаружено ввиду неполного состава документов, поступивших на хранение в архив.

Руководитель архива

Подпись

Расшифровка подписи

Исполнитель

Печать

Телефон

Приложение 10. Архивная справка

Приложение 10

(название государственного архива)

(почтовый индекс, адрес,

Адресат

телефон, факс архива)

Архивная справка

На N

от

Сообщаем, что Петров Анатолий Михайлович в лицевых счетах Второго Московского завода радиодеталей за 1968-1969 годы (архивный фонд «ТОО «Метрофил ЛТД» и его предшественники») не значится.
Рекомендуем Вам обратиться в ОАО «Фонон», где, возможно, хранится часть документов второго Московского завода радиодеталей по адресу: 107076, Москва, ул.Краснобогатырская, д.44.

Руководитель архива

Подпись

Расшифровка подписи

Исполнитель

Печать

Телефон

Текст документа сверен по:
рассылка

Уважаемая Нина!
1. Порядок расчета пенсии.
Трудовая пенсия назначается по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Пункт 25 статьи 14 этого закона:
Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
П = СЧ + НЧ, где
П – размер трудовой пенсии;
СЧ – страховая часть трудовой пенсии;
НЧ – накопительная часть трудовой пенсии (так как Вы не работали после 1 января 2002 г., у Вас ее нет).
Пункт 1 той же статьи закона:
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т + Б, где
ПК – сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на день назначения пенсии;
Т – ожидаемый период выплаты (в 2011 году составляет 17 лет или 204 месяца, пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 закона);
Б – фиксированный базовый размер страховой части (величина его в настоящее время при отсутствии иждивенцев равна 2963,07 рублям).
Сумма расчетного пенсионного капитала состоит из страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, уплаченных после 1 января 2002 года и расчетного пенсионного капитала по состоянию на 1 января 2002 года, полученного при конвертации пенсионных прав.
Пункт 1 статьи 30 закона:
Расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года определяется по формуле:
ПК = (РП – БЧ) х Т, где
РП – расчетный размер трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года;
БЧ – базовая часть трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года (450 рублей);
Т – ожидаемый период выплаты.

Расчетный размер трудовой пенсии на 1 января 2002 г. вычисляется по формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где
ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации – 1671 рубль;
СК — стажевый коэффициент, который равен 0,55 за 20 лет общего трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 (для женщин) и увеличивается на 0,01 за каждый год стажа сверх 20. В Вашем случае при 10 годах стажа (неполный стаж) СК для расчета принимается в размере 0,55 и при дальнейших расчетах (см. ниже) неполный стаж будет играть роль.
Отношение ЗР / ЗП принимается в размере не выше 1,2.

В соответствии с пунктом 7 статьи 30 расчетный размер пенсии не может быть ниже 660 рублей.
Так как Ваш стаж неполный, расчетный пенсионный капитал определяется исходя из рассчитанного выше пропорционально имеющемуся стажу. Полный стаж – 20 лет или 240 месяцев. У Вас имеется 10 лет или 120 месяцев.

В соответствии со статьей 30.1 Закона расчетный пенсионный капитал, определенный на 01.01.2002, подлежит валоризации. Сумма валоризации составляет 10% расчетного пенсионного капитала и, сверх того, 1% за каждый год общего трудового стажа по состоянию на 01.01.1991. При 10 годах стажа по состоянию на эту дату сумма валоризации – 20% от расчетного пенсионного капитала.
Расчетный пенсионный капитал, определенный на 1 января 2002 г., до настоящего времени подлежал индексации с коэффициентами:
1,307 – Постановление Правительства РФ от 13.03.2003 № 152;
1,177 – Постановление Правительства РФ от 15.03.2004 № 141;
1,114 – Постановление Правительства РФ от 11.07.2005 № 417;
1,127 – Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 № 166;
1,16 – Постановление Правительства РФ от 27.03.2007 № 181;
1,204 – Постановление Правительства РФ от 25.03.2008 № 205;
1,269 – Постановление Правительства РФ от 21.03.2009 № 248;
1,1427 – Постановление Правительства РФ от 18.03.2010 № 168.

2. Размер пенсии без справки о зарплате.
Как было указано выше, расчетный размер пенсии не может быть ниже 660 рублей. Без справок о зарплате он получается ниже, поэтому принимаем 660 рублей.
С применением дальнейших расчетов, валоризации, индексации пенсионного капитала размер пенсии, рассчитанный без справок о зарплате, составит:
492,84 + 2963,07 = 3455,91 рублей.

3. Размер пенсии со справкой, если зарплата составляла 130 рублей.
Предположим, что Ваша среднемесячная зарплата за 1979-1983 годы составляла 130 рублей в месяц.
Среднемесячная зарплата по России за этот период составляла 178,6 рублей.
Расчеты показывают, что в этом случае расчетный размер пенсии на 1 января 2002 года будет равен 669 рублей (т.е. ненамного выше установленного минимума в 660 рублей). Если провести расчеты, то размер пенсии составит:
513,97 + 2963,07 = 3477,04 рублей.

4. Размер пенсии со справкой, если зарплата составляла 150 рублей.
Если Ваша среднемесячная зарплата за 1979-1983 годы составляла 150 рублей, то размер пенсии составит:
755,70 + 2963,07 = 3718,77 рублей.

Таким образом, разница невелика.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации. Если оказывается меньше – пенсионеру производится социальная доплата (федеральная или региональная). Ее размер зависит от региона проживания пенсионера, но в любом случае ее размер не может быть меньше прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации в целом. В 2011 году это 4938 рублей (Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ).
Поэтому в Вашем случае справку о зарплате можно не брать – Вам в любом случае будет назначаться социальная доплата и размер ее в 2011 году будет не меньше 4938 рублей в месяц.

В республике каждый четвертый житель – пенсионер.

В Брестской области в органах по труду, занятости и социальной защите получателями различных видов пенсий являются более 382 тыс. пенсионеров, из них 310 тыс. — получатели пенсии по возрасту.

В данной статье на примерах мы расскажем как исчисляется пенсия по возрасту при определенных параметрах.

Порядок исчисления размера пенсий по возрасту регулируется статьями 23, 56, 57 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон). Размеры трудовых пенсий по возрасту зависят от продолжительности стажа и уровня заработной платы, из которой производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение.

Так, в соответствии со статьей 23 Закона пенсии по возрасту назначаются в размере 55 процентов среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не ниже минимального размера пенсии. За каждый полный год стажа работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам, а также за каждый полный год стажа работы с особыми условиями труда (пункт «а» статьи 12 и статьи 13 Закона) сверх 10 лет у мужчин и 7 лет 6 месяцев у женщин пенсия, в том числе минимальная, увеличивается на один процент заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии. Увеличение производится в пределах 20 процентов заработка (минимального размера пенсии).

Справочно: с 1 августа 2016 г. минимальный размер пенсии по возрасту составляет 43,88 рублей (25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь).

В связи с ростом средней заработной платы работников в республике производится корректировка фактического заработка пенсионера путём умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой для назначения и перерасчета пенсий (далее – средняя заработная плата работников), на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера.

Справочно:Индивидуальный коэффициент заработка пенсионера определяется путём соотнесения его ежемесячного фактического заработка и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в установленном периоде. В 2016 году пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка (индивидуального коэффициента заработка) за последние 22 года работы (уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).

Полученная величина заработка ограничивается в соответствии с правилами, установленными статьей 56 Закона: заработок не свыше 130 процентов средней заработной платы работников в пределах 10 процентов указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 процентов – соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20 и 10 процентов. Заработок в пределах от 130 до 400 процентов (с 01.01.2016 – до 500 процентов) средней заработной платы работников учитывается в размере 10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами (абзацы первый, второй и третий пункта «а» части первой статьи 12 и часть первая статьи 15 (список № 1) Закона), этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (часть первая статьи 13 Закона), — в размере 30 процентов. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.

При этом часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 процентов средней заработной платы работников в период работы, службы, либо предпринимательской деятельности (за исключением работы непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятий сельского хозяйства) не выплачивается.

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих длительный стаж работы и невысокий заработок, 8 декабря 2014 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее – Указ № 570).

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 570 с 1 января 2015 г. для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста,и имеющих стаж работы женщины более 30 лет, мужчины более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30/35 лет на один процент среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников. При этом для лиц, имеющих стаж работы женщины 40 лет и более, мужчины – 45 лет и более, увеличение в размере не ниже 0,7 процента средней заработной платы работников устанавливается с 21-го года стажа работы для женщин и 26-го года – для мужчин.

Справочно:Cсредняя заработная плата работников с 1 сентября 2015 г. составляет 593,47 руб. (с учетом деноминации), соответственно 0,7% средней заработной платы работников – 4,15 руб.

Согласно подпункту 1.2 пункта 1 Указа № 570 с 1 января 2016 г. лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 процента среднемесячного заработка (либо 0,7 процента средней заработной платы работников – в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин.

Пример 1: Женщина получает пенсию по возрасту за стаж работы 35 лет, из индивидуального коэффициента заработка 0,7.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 0,7 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 415,43 руб. -осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по нормам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

29,68 руб. (415,43 руб. — 77,15 руб. х 5) х 50% = 14,84 руб.

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

Пример 2: Мужчина получает пенсию по возрасту за стаж работы 40 лет, из индивидуального коэффициента заработка 0,7.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 0,7 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 415,43 руб. — осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

29,68 руб. (415,43 руб. — 77,15 руб. х 5) х 50% = 14,84 руб.

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

Пример 3: Женщина получает пенсию по возрасту за стаж работы 40 лет, из индивидуального коэффициента заработка 0,7.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 0,7 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 415,43 руб. — осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

29,68 руб. (415,43 руб. — 77,15 руб. х 5) х 50% = 14,84 руб.

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

Пример 4: Мужчина получает пенсию по возрасту за стаж работы 45 лет, из индивидуального коэффициента заработка 0,7.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 0,7 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 415,43 руб. — осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

29,68 руб. (415,43 руб. — 77,15 руб. х 5) х 50% = 14,84 руб.

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

Пример 5: Женщина получает пенсию по возрасту за стаж работы 40 лет, из индивидуального коэффициента заработка 1.5, работает.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 1,5 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 890,21 руб. — осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

77,15 руб. х 50 % = 38,58 руб.

77,15 руб. х 40 % = 30,86 руб.

77,15 руб. х 30 % = 23,15 руб.

77,15 руб. х 20 % = 15,43 руб.

77,15 руб. х 10 % = 7,72 руб.

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

Пример 6: Женщина получает пенсию по возрасту за стаж работы 40 лет, из индивидуального коэффициента заработка 1.5, не работает.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 1,5 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 890,21 руб. — осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

77,15 руб. х 50 % = 38,58 руб.

77,15 руб. х 40 % = 30,86 руб.

77,15 руб. х 30 % = 23,15 руб.

77,15 руб. х 20 % = 15,43 руб.

77,15 руб. х 10 % = 7,72 руб.

Поскольку пенсионер не работает и имеет индивидуальный коэффициент заработка свыше 1.3, то заработок в пределах от 1,3 до 1,5 индивидуальных коэффициентов учитывается в размере 10 процентов: 11,87 руб. (593,47 х 1,5 — 593,47 х 1,3) х 10%).

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

Пример 7: Мужчина получает пенсию по возрасту за стаж работы 45 лет, из индивидуального коэффициента заработка 1.5, работает.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 1,5 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 890,21 руб. — осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

77,15 руб. х 50 % = 38,58 руб.

77,15 руб. х 40 % = 30,86 руб.

77,15 руб. х 30 % = 23,15 руб.

77,15 руб. х 20 % = 15,43 руб.

77,15 руб. х 10 % = 7,72 руб.

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

Пример 8: Мужчина получает пенсию по возрасту за стаж работы 45 лет, из индивидуального коэффициента заработка 1.5, не работает.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 1,5 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 890,21 руб. — осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

77,15 руб. х 50 % = 38,58 руб.

77,15 руб. х 40 % = 30,86 руб.

77,15 руб. х 30 % = 23,15 руб.

77,15 руб. х 20 % = 15,43 руб.

77,15 руб. х 10 % = 7,72 руб.

Поскольку пенсионер не работает и имеет индивидуальный коэффициент заработка свыше 1.3, то заработок в пределах от 1,3 до 1,5 индивидуальных коэффициентов учитывается в размере 10 процентов: 11,87 руб. (593,47 х 1,5 — 593,47 х 1,3) х 10%).

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570:

Пример 9: Мужчина получает пенсию по возрасту за стаж работы 45 лет, из индивидуального коэффициента заработка 5.0, не работает, имеет стаж подземной работы 25 лет.

593,47 (применяемая для расчета в сентябре 2016 г. величина средней заработной платы работников) умножается на 5,0 (индивидуальный коэффициент заработка пенсионера) = 2967,35 руб. — осовремененный заработок пенсионера. Этот заработок ограничивается по правилам статьи 56 Закона:

100% = 593,47 руб. х 130% х 10% = 77,15 руб.

77,15 руб. х 90 % = 69,44 руб.

77,15 руб. х 80 % = 61,72 руб.

77,15 руб. х 70 % = 54,01 руб.

77,15 руб. х 60 % = 46,29 руб.

77,15 руб. х 50 % = 38,58 руб.

77,15 руб. х 40 % = 30,86 руб.

77,15 руб. х 30 % = 23,15 руб.

77,15 руб. х 20 % = 15,43 руб.

77,15 руб. х 10 % = 7,72 руб.

Поскольку пенсионер не работает и имеет индивидуальный коэффициент заработка свыше 1.3, а также стаж подземной работы 25 лет, то заработок в пределах от 1,3 до 5,0 индивидуальных коэффициентов учитывается в размере 30 процентов:

658,75 руб. (593,47 х 5,0 — 593,47 х 1,3) х 30%).

Полученный заработок умножается на процент, соответствующий стажу работы с учетом норм статьи 23 Закона и Указа 570: