Жалоба в росприроднадзор

Обеспечим подготовку к проверкам государственных организаций. Работаем быстро и профессионально.

Основания для проведения проверок.

Проверка любой контролирующей организации, будь то Росприроднадзор, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, трудовая инспекция или любая другая госорганизация – это всегда не самая приятная новость для предприятия. Важно заблаговременно к ней подготовиться и быть во всеоружии. Для этого нужно знать ответы на 3 вопроса:

  1. Что именно проверяется?
  2. Как подготовиться к проверке?
  3. Как в целом проходит процедура проверок?

Задача любого вида проверок — контроль соблюдения предприятием требований законодательства.
Например:

  • в случае проверки Росприроднадзором это касается содержания Закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и других нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды,
  • при проверке по охране труда – соблюдения требований Трудового кодекса РФ,
  • проверка Ростехнадзора направлена на контроль соблюдения Закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,
  • Роспотребнадзора — Закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Объекты проверок контролирующих организаций.

Объектами проверок выступают предприятия в лице юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций, относящих себя к предприятиям малого и среднего предпринимательства (МСП). Росприроднадзор или природоохранная прокуратура проверяет те организации, деятельность которых соприкасается с охраной окружающей среды или напрямую влияет на экологическую обстановку в районе функционирования предприятия. Ростехнадзор может проверить лишь те организации, которые относятся к опасным производственным объектам (ОПО), и на которых важным является соблюдение требований промбезопасности. Проверки, проводимые Роспотребнадзором, в первую очередь затрагивают деятельность, связанную с общественным питанием, оказанием медицинских услуг, торговлей или образованием. Однако, они также могут проводиться и на промышленных предприятиях для контроля санитарного состояния промплощадки и эксплуатируемых зданий. Проверки инспекции по охране труда могут затронуть любой вид деятельности.

Плановые и внеплановые проверки.

Все виды проверок, какими бы организациями они не проводились, делятся на плановые и внеплановые проверки. О плановых проверках предприятие может узнать самостоятельно, заглянув на сайт Генпрокуратуры, в которой утверждаются все планы по предстоящим проверкам. О таких проверках заблаговременно оповещают предприятие и сами контролирующие организации, обычно предупреждая за три дня до ее начала.

Внеплановые проверки обычно возникают при поступлении жалобы на предприятие со стороны граждан, юридических лиц и прочих организаций о несоблюдении требований установленного законодательства. Есть и другие основания для проведения внеплановых проверок, например, такие, как:

  • контроль исполнения выданных в ходе проводимых ранее проверок предписаний;
  • возникновения чрезвычайной ситуации, опасной для жизни и здоровья населения или окружающей природной среды;
  • несчастные случаи, связанные с производством;
  • приказ вышестоящего органа (например, прокуратуры или генпрокуратуры) или руководителя контролирующей организации.

О внеплановой проверке предприятие обычно узнает за 24 часа до ее начала – а в такой срок довольно непросто тщательно подготовиться к проверке. Поэтому к подготовке стоит приступать заблаговременно.

Законодательные требования, предъявляемые к процедуре проведения проверки.

Требования, предъявляемые к проверкам любой контролирующей организации, за исключением прокурорских проверок, регламентированы Законом №294-ФЗ от 26.12. 08 г., согласно которому их сроки не могут превысить 20 дней. При необходимости проведения дополнительных исследований — не могут быть продлены более чем на 20 дней.

В случае с прокурорской проверкой для ее проведения нет четко установленных сроков, так как проверяющий прокурор вправе проконтролировать любой объект деятельности предприятия. Все же остальные проверки придерживаются установленных в плане проверок предмета и объекта проверки и не могут запрашивать у предприятия документацию, выходящую за их рамки. В противном случае результаты проверки могут быть признаны незаконными.

Что проверяется при выездных проверках?

Еще один способ классификации — проверки можно разделить на выездные и документарные.

Первые осуществляются в том случае, когда контролирующей организации необходимо проверить законность и точность предоставляемых в документах сведений. Обычно при выездной проверке проверяются:

  • соблюдение законодательных требований, предъявляемых к территории предприятия, зданиям и сооружениям, расположенным на промплощадке;
  • соблюдению условий труда работников (при проверке по охране труда, Роспотребнадзора или Ростехнадзора);
  • показателей качества окружающей среды (Росприроднадзор и Роспотребнадзор);
  • прочим объектам, качество которых можно определить визуально или при помощи дополнительных, например, лабораторных исследований.

Что проверяется во время документарной проверке?

Чаще всего проверки не выходят за рамки документарных. При таком виде проверок проверяется только документация, предоставленная предприятием по запросу контролирующей организации. При проверке любой государственной организации в первую очередь будут рассмотрены юридические и уставные документы предприятия. Пакет такие документов един для всех видов проверок и в его состав входят:

  • правоустанавливающие документы на землю и здания (договора, акты, свидетельства собственности);
  • реквизиты предприятия (ИНН, ОГРН и т.п.);
  • устав предприятия;
  • сведения о руководителе и приказ о его назначении;
  • имеющиеся у предприятия лицензии;
  • проектная документация.

Список прочих, предоставляемых предприятием документов зависит от вида проверяющей организации и предмета предстоящей проверки.

Основная документация, запрашиваемая при проверке Росприроднадзора или природоохранной прокуратуры.

Проверки Росприроднадзора или природоохранной прокуратуры, помимо вышеперечисленных документов, затрагивают всю документацию предприятия, касающуюся сферы охраны окружающей среды. К ней относятся:

  • паспорта отходов 1- 4 класса опасности,
  • экологические проекты и утвержденные в их составе нормативы (ПДВ, НДС, ПНООЛР и т.д.);
  • экологическая отчетность предприятий;
  • журналы первичного учета;
  • расчеты платы за НВОС;
  • производственный контроль и природоохранные мероприятия;
  • сертификаты об обучении сотрудников по обращению с опасными отходами или экологической безопасности;
  • документация по отходам – лицензии, договоры на передачу их сторонним организациям для дальнейшего обращения и документы, подтверждающие факт передачи отходов;
  • данные лабораторного контроля качества окружающей среды;
  • сведения об имеющихся очистных сооружениях и установках.

Документация при проверках по охране труда.

При проверках инспекции по труду, помимо юридических данных предприятия, могут быть запрошены также:

  • инструкции по технике безопасности и журналы проведения инструктажа;
  • положение о службе охраны труда, должностная инструкция и приказ о назначении инженера по ТБ;
  • удостоверения по обучению сотрудников охране руда;
  • сведения о наличии СИЗ и выдаче их сотрудникам предприятия;
  • данные о прохождении работниками медосмотров;
  • сведения о работах повышенной опасности и допусках к ним;
  • протоколы результатов проведения специальной оценки условий туда;
  • данные о нечастных случаях и их расследованиях;
  • протоколы испытаний оборудования предприятия.

Какие основные документы может проверить Роспотребнадзор?

Роспотребнадзор дополнительно запрашивает такие сведения, как:

  • договоры на вывоз отходов и проведение дератизации, дезинфекции, дезинсекции помещений;
  • протоколы лабораторных замеров показателей качества окружающей природной среды;
  • документацию по части трудовых отношений с сотрудниками – сведения об их образовании, наличии трудовых и медицинских книжек, трудовые договора сотрудников, данные о прохождении медосмотров;
  • сведения о проверках санитарного состояния;
  • документацию на реализуемую продукцию – договора поставщиков, сертификаты качества, экспертные заключения на продукцию;
  • результаты проведения производственного контроля и наличие самой программы санитарного производственного контроля,
  • результаты проведения периодических медицинских осмотров,
  • рабочие паспорта женщин.

Основные документы для проверки Ростехнадзором.

В перечень документации, проверяемой Ростехнадзором, могут войти:

  • сведения о персонале ОПО – сертификаты на обучение по промбезопасности, допуски к работе на ОПО, должностные инструкции и приказы о назначении ответственных лиц, штатное расписание и режим работы;
  • сведения об используемом оборудовании – перечень, сертификаты, данные поверок, паспорта и прочая эксплуатационная документация, информация о проводимом ремонте;
  • данные производственного контроля, в том числе сдачу годовой отчетности в Ростехнадзор;
  • договоры со спецорганизациями, осуществляющими обслуживание и ремонт ОПО, а также содействующими в устранении аварийных ситуаций;
  • сведения о наличии чрезвычайных ситуаций и мероприятий по их предупреждению и расследованию при наличии.

Рекомендации для подготовки к проверке.

Во всех случаях для успешной подготовки к предстоящей проверке предприятиям рекомендуется в первую очередь организовать аудит имеющейся документации. Это позволит:

  • получить рекомендации по организации документооборота и делопроизводства,
  • устранить нарушения при ведении документации,
  • восполнить перечень требуемых законодательно документов.

Также рекомендуется регулярно и своевременно обучать сотрудников по требуемым программам, повышая их квалификацию и знания о законодательстве и последних изменениях в нем.

Кроме того, предприятиям необходимо вести и своевременно сдавать всю отчетность в контролирующие организации, также уделяя внимание и ведению внутренней документации.

Для предупреждения нарушений, выявляемых при выездных проверках, рекомендуется регулярно поддерживать исправное состояние зданий и сооружений, благоустроить территорию предприятия и места хранения отходов (согласно СанПинам). Особое внимание следует уделить рабочим местам и соблюдению на них требований трудового законодательства – поддержанию благоприятного микроклимата, разработке систем по обеспечения безопасности сотрудников (указателей и знаков безопасности, подступов к рабочим местам и порядку на них), соблюдению предельно допустимых уровней физического воздействия.

Ответственность при возможных нарушениях.

Что касается ответственности за выявляемые нарушения, то она регламентирована «Кодексом об административных правонарушениях», а в некоторых случаях даже Уголовным кодексом РФ. В качестве примера могут выступать следующие статьи и разделы вышеуказанных законодательных актов:

  • нарушения экологического законодательства классифицируются согласно главы 8 КоАП;
  • нарушения, выявляемые Роспотребнадзором – статьями 6.3, 14.7, 114.8 КоАП или 236 статьей УК РФ;
  • нарушения промбезопасности подпадают под действие главы 9 КоАП;
  • нарушения трудового законодательства отражены в ст. 5.27 КоАП.

Вышеописанные нарушения могут сопровождаться многотысячными штрафами, отстранением от должностных обязанностей ответственных лиц, приостановлением деятельности предприятия или даже лишением свободы виновных. В последнее время есть тенденция к ужесточению наказания, в том числе, и серьезному повышению размеров штрафных санкций.

Штрафы

Если Росприроднадзор обнаружит нарушения, инспектор составит акт, вынесет предписания по исправлению ошибок и выпишет штраф, работа предприятия может быть даже приостановлена. А за серьезные или повторные нарушения предпринимателю грозит привлечение к административной ответственности.

Инспекция обязательно проверит, были ли выполнены ее предписания. Для этого будет организована внеплановая проверка Росприроднадзора.

Наиболее распространенные штрафы за нарушение экологического права:

Нарушение

Штраф для ответственного лица или ИП

Штраф для юридического лица

Нет разрешения на выброс отходов, не разработан проект ПДВ.

40 000 — 50 000 рублей

80 000 — 250 000 рублей, приостановка деятельности на срок до трех месяцев.

Выброс вредных веществ выше нормы по ПДВ

10 000 — 20 000 рублей

80 000 — 100 000 рублей

Газоочистное оснащение неисправно или малоэффективно

1 000 — 2 000 рублей

10 000 — 20 000 рублей, приостановка работы на три месяца

Нет плана-расчета на вредные выбросы в атмосферу

10 000 — 30 000 рублей

100 000 — 250 000 рублей

Нет документов об образовании отходов (кроме малого и среднего секторов бизнеса), журналов учета отходов

10 000 — 30 000 рублей

100 000 — 250 000 рублей

Нарушение норм обращения с опасными отходами

100 000 — 250 000, иногда приостановка деятельности на три месяца

Искажение информации об экологических нарушениях

10 000 — 20 000 рублей

Нарушение норм безопасности во время сброса сточных вод

80 000 — 100 000 рублей и приостановка работы на три месяца

Выброс в атмосферу опасных веществ

180 000 — 250 000 рублей и приостановка на срок до трех месяцев

Задержка оплаты выставленного ранее штрафа

50 000 — 100 000 рублей

Оплатить штраф необходимо до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Чтобы оспорить заключение Росприроднадзора, нужно в течение 15 дней предоставить письменное возражение в региональный проверяющий орган.

Штраф возможно обжаловать в течение 10 дней в судебном порядке. Туда необходимо предоставить жалобу с описанием неправомерного штрафа и прилагающиеся к нему доказательства.

Например, правомерна ли при проверке Росприроднадзора проверка исполнения предприятием санитарных требований (СанПин и др.) или требований Росрыболовства?
В настоящее время при проведении плановых проверок применяются проверочные листы (список контрольных вопросов), в соответствии с частями 11.1-11.2 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Список контрольных вопросов включает в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки.
Таким образом, надзорный орган вправе проверять только то, что содержится в перечне вопросов. Иное же является превышением должностных полномочий.
В частности, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания (ч.21 ст.10 Закона № 294-ФЗ).
При проведении внеплановой выездной проверки надзорный орган проверяет только факты, входящие в его полномочия и обозначенные в предмете проверки, иное же, как отмечено выше, является превышением должностных полномочий.
Относительно дел, возбужденных в соответствии с положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях, сообщаем. Одним из поводов возбуждения дела об административном правонарушении, согласно ч.1 ст.28.1 КоАП РФ, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Зачастую возникают ситуации, когда событие административного правонарушения фиксируется одним надзорным органом, а полномочия по рассмотрению дела об административном правонарушении и привлечению к ответственности находятся в подведомственности иного органа.
Например, должностное лицо Росприроднадзора выявило загрязнение земельного участка отходами производства и возбудило дело об административном правонарушении по ст.8.6 КоАП РФ. Однако в дальнейшем такое должностное лицо установило, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения.
В связи с тем, что органы Росприроднадзора не наделены полномочиями по осуществлению экологического надзора на землях сельскохозяйственного назначения, то дело об административном правонарушении будет передано по подведомственности, в соответствии с п.9 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ, в соответствующий территориальный орган Россельхознадзора для рассмотрения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности.
Отмечаем, что при проведении контрольно-надзорных мероприятий органы Росприроднадзора вправе проверять соответствие деятельности хозяйствующего субъекта также и санитарным эпидемиологическим правилам (при проверке объектов размещения отходов проверяются, например, соответствие таких объектов СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и иные санитарные правила).
Вопрос законности действий должностного лица при проведении контрольно-надзорных мероприятий (в части превышения ими полномочий) должен решаться индивидуально при рассмотрении вопроса об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности или результатов проверок.

Европейский суд по правам человека спустя десять лет после подачи коммуницировал жалобу 22 жителей Липецка на деятельность промышленных предприятий в городе. По мнению заявителей, это ставит под угрозу их здоровье и благополучие, а государство, в свою очередь, не принимает надлежащие меры по защите окружающей среды от загрязнений. Несмотря на долгий срок рассмотрения жалобы, проблема загрязнения воздуха все еще остается актуальной — Липецк входит в число 12 самых неблагополучных с этой точки зрения российских городов.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал (принял к рассмотрению) жалобу 22 липчан на несоблюдение их права на здоровую окружающую среду. В 2009 году заявители обращались в Советский районный суд Липецка — они утверждали, что чиновники не приняли каких-либо мер по улучшению экологической ситуации в городе. По словам жителей, концентрация вредных веществ в воздухе и питьевой воде в Липецке постоянно превышала предельно допустимые уровни, а также что вокруг промышленных предприятий города не были созданы санитарно-защитные зоны.

Районный суд отклонил иск заявителей, сославшись на то, что мероприятия по охране окружающей среды ежегодно финансируются из областного бюджета, а большинство липецких предприятий утвердили документацию об установлении санитарно-защитных зон.

Кроме того, в постановлении суда отмечается, что муниципальные и областные органы власти регулярно проводят проверки промышленной деятельности в Липецке в области воздуха, воды и загрязняющих веществ, а также налагают штрафы или предупреждают о нарушениях.

После этого в ЕСПЧ была подана жалоба на нарушение ст. 8 Европейской конвенции (право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции). В решении о коммуникации говорится, что в Липецке действуют четыре основных промышленных предприятия: металлургический комбинат «Свободный сокол», трубный завод, тракторно-производственный комбинат и Новолипецкий металлургический комбинат. Между тем с момента подачи жалобы, в городе произошел ряд изменений. Липецкий тракторный завод фактически прекратил свое существование в 2004 году в результате банкротства. После этого часть цехов предприятия была перепрофилирована, часть — снесена. С 2009 года на оставшихся активах работал Липецкий завод гусеничных тягачей, производивший шасси для зенитных ракетных комплексов (входил в структуру «Ростеха»).

В конце 2018 года предприятие также оказалось в процессе банкротства. В «нулевых» в упадок пришли металлургические заводы «Свободный сокол» и Липецкий трубный завод, официально они были признаны несостоятельными в 2013 году. На мощностях первого сейчас работает одноименная трубная компания, активы второго перепрофилированы. Лучше всех из обозначенных в жалобе предприятий себя чувствует Новолипецкий металлургический комбинат, входящий в группу НЛМК Владимира Лисина.

Заявители требуют компенсации, а в обоснование своей претензии представили в ЕСПЧ, в частности, доклад главного санитарного врача Липецкой области от 4 апреля 2006 года, в котором отмечается, что 12 загрязнителей превышают ПДК в 1,1–4,2 раза.

Кроме того, заявители ссылались на доклад Счетной палаты РФ 2007 года, в котором говорилось, что «Липецк является одним из городов с наибольшим загрязнением воздуха, вызванным присутствием в воздухе формальдегида, бензопирена, фенола и диоксида азота», а также что «в 2001 году было обнаружено избыточное количество диоксида азота, железа, меди и фенола в эксплуатационных сточных водах, удаляемых из НЛСП».

Сейчас Липецк входит в число 12 самых неблагополучных с точки зрения качества воздуха городов. Ранее президент Владимир Путин неоднократно требовал не менее чем на 20% снизить в них общий объем выбросов загрязнений в атмосферу к 2024 году. Согласно ежегодному госдокладу Минприроды «Об охране окружающей среды», в 2017 году общий объем выбросов загрязняющих веществ (включая выбросы от железнодорожного транспорта) составил 465,3 тыс. тонн — это на 1,8% больше, чем в 2016 году. «В последние годы наблюдается сокращение выбросов от стационарных источников — на 11,2% и рост выбросов от автомобильного транспорта — на 18%,— отмечается в госдокладе.— Наибольший вклад в загрязнение воздуха города вносят металлургические предприятия и производство строительных материалов, прежде всего — цемента». При этом наибольший объем инвестиций в основной капитал, направленных на охрану атмосферного воздуха, говорится в документе, в 2017 году отмечен именно у Липецкой области.

Впрочем, один из заявителей Александр Григорьев говорит, что, несмотря на выделяемые средства, жители не видят улучшения экологической обстановки в городе. «Все зависит теперь от того, насколько государство сможет мотивировать, что оно все же прилагало усилия по улучшению экологической ситуации в городе,— отмечает правозащитник из Воронежа Илья Сиволдаев, знакомый с жалобой заявителей.— ЕСПЧ может признать права граждан нарушенными по аналогии с похожими жалобами в Страсбург жителей Череповца, но может и сказать, что там экологическая ситуация намного хуже». В 2005 году ЕСПЧ присудил жительнице Череповца Надежде Фадеевой, которая проживала в санитарно-защитной зоне Череповецкого металлургического комбината, принадлежащего ОАО «Северсталь», €6 тыс. в качестве моральной компенсации.

Анна Васильева; Андрей Прах, Воронеж

Москва. 8 июля. INTERFAX.RU — Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд Челябинской области оставил в силе предписание Росприроднадзора для ПАО «Фортум» в части сроков выполнения мероприятий по устранению сбросов в озеро Первое сточных вод Челябинской ТЭЦ-2 с загрязняющими веществами выше допустимых нормативов.

Как следует из картотеки арбитражных дел, «Фортум» обратился в Арбитражный суд Челябинской области с просьбой изменить срок исполнения предписания ведомства от 22 февраля 2019 года.

Согласно материалам дела, это предписание было выдано по итогам проверки в январе-феврале 2019 года, которая проводилась для контроля за выполнением другого предписания, выданного Росприроднадзором в сентябре 2015 года по тем же нарушениям – о сбросе стоков с загрязняющими веществами выше установленных нормативов. При этом согласно сентябрьскому предписанию, «Фортум» должен был устранить нарушения природоохранного законодательства к июлю 2016 года, но этот срок через суд был продлен до января 2019 года.

Между тем проверка в начале 2019 года установила, что Челябинская ТЭЦ-2 с июля 2017 года по декабрь 2018 года сбрасывала недоочищенные стоки с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, в том числе с учетом лимитов на сбросы. При этом «Фортум» часть мероприятий из предписания от сентября 2015 года по снижению сброса загрязняющих веществ не выполнил или выполнил частично.

Суд первой инстанции удовлетворил иск «Фортума» и пришел к выводу о необходимости более длительного срока исполнения предписания, «исходя из установления факта частичного исполнения ранее выданного предписания, ужесточения показателей допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленных в отношении ПАО «Фортум», а также снижения объемов разрешенного сброса, необходимости корректировки технических решений и принятие в 2019 году нового плана снижения сбросов Челябинской ТЭЦ-2 филиала Энергосистема «Урал» ПАО «Фортум».

Росприродназдор не согласился с решением суда первой инстанции и подал апелляцию. Апелляционная инстанция, в свою очередь, встала на сторону Росприродназдора, отметив, что совокупный срок на исполнение предписаний по данному нарушению составил более 4 лет.

«Обществу с учетом ранее выданного предписания предоставлен достаточный срок для исполнения законных требований государственного органа, объективных причин, препятствующих обществу исполнить предписание, в материалы дела не представлено. Также суд апелляционной инстанции полагает отметить, что срок исполнения, установленный в спорном предписании (от 6 апреля 2020 года), соответствует сроку выполнения тех мероприятий, которые разработаны обществом для снижения сброса вредных веществ в водные ресурсы», — говорится в решении суда.