293 УК РФ подследственность

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Болотов, Максим Юрьевич, 2004 год

1. Нормативно-правовые акты:

2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. — 25 дек.

3. Всеобщая декларация прав человека и основных свобод: Принята на 3 сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией № 217 А (III) 10 декабря 1948 г.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.).

5. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.).

6. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне (Женева, 29 апреля 1958 г.).

7. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик: Утв. постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов ССР от 5 декабря 1936 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. — №283. — Ст. 50.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации: Введен в действие Федеральным законом от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 25. — Ст. 2954.

11. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля1999 г. № 81 -ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. -№ 18.-Ст. 2207.

13. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» с последующими изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 33. — Ст. 3349.

14. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» с последующими изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 15. — Ст. 1269.

17. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской

19. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 15. — Ст. 769.

20. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» с последующими изм. и доп. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного

21. Совета Российской Федерации. 1993. — № 17. — Ст. 594.

22. Концепция Национальной безопасности Российской Федерации: Утв. Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 52. — Ст. 2929.

23. Указ Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 3 5. — Ст. 4060.

24. Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1995 г. № 232 «Об утверждении положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 10. — Ст. 863.

25. Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Феде* рации. -2003.-№ 12.-Ст. 1101.

26. Указ Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 35. — Ст. 4060.

27. Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1994 г. № 2245 «О Федеральной пограничной службе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 8 августа 1997 г., 19 ноября 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 1. — Ст. 44.

28. Указ Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 35. — Ст. 4060.

29. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

30. Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1995 г. № 232 «Об утверждении положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 10. -Ст. 863.

31. Приказ директора ФПС России от 23 сентября 1996 г. № 644 «О введении в действие Руководства по организации работы командиров, как органов дознания по розыску военнослужащих органов и войск ФПС РФ, самовольно оставивших воинские части и места службы».

32. Приказ ФПС РФ от 4 декабря 2002 г. № 760 «О полномочиях органов Пограничной службы Российской // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2003. № 7.

33. Инструкция органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и ррганов, в которых законом предусмотрена военная служба: Утв. заместителем прокурора Российской Федерации Главным военным прокурором 5 июня 2002 г.

34. Инструкция о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами: Утв. Прокуратурой

35. СССР, МВД, КГБ, Верховным Судом СССР № 34/14 18 октября 1989 г., с по»следующими изм. и доп.

36. Российская газета. 2003. — 21 окт.

37. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 5 июля 2002 г. 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» // Текст приказа официально опубликован не был.

38. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 9 сентября 2002 г. № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур»

39. Текст приказа официально опубликован не был.• 46. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г.: Принят третьей сессией ВС РСФСР пятого созыва 27 октября 1960 г.

40. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 января 1985 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1985. — № 5. — Ст. 163.

41. Декрет СНК РСФСР от 24 ноября 1917 года «О суде» // Собрание узаконений РСФСР. 1917. — № 4. — Ст. 50.

42. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об организации и действии местных народных судов» // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. — 1918. — №53.

43. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении положения о судопроизводстве РСФСР» // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. 1928. -№117.

44. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении положения о судопроизводстве СССР» // Собрание законодательства СССР. 1929. -№3.

45. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении и дополнении УПК РСФСР» // Собрание узаконений РСФСР. 1925. — №55.

46. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении и дополнении УПК РСФСР» // Собрание узаконений РСФСР. 1926. -№84.

47. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении и дополнении УПК РСФСР» // Собрание узаконений РСФСР. 1927. — №50.

48. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении и дополнении

49. УПК РСФСР» // Собрание узаконений РСФСР. 1928. — №9.

50. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении и дополнении УПК РСФСР»/Собрание узаконений РСФСР. 1929. -№78.1.. Диссертации и авторефераты:

51. Абрамин В.Н. Допрос на предварительном следствии в советском уголовном процессе: Дис. канд. юрид. наук. М.: ВЮА, 1955.

52. Антипов В.Б. Теоретические и практические вопросы планирования расследования преступлений следователем военной прокуратуры в проблемных ситуациях: Дис. канд. юрид. наук. -М.: ВКИ, 1981.

53. Высоцкий A.B. Теоретико-правовые аспекты расследования административных правонарушений при охране Пограничными войсками ФПС России сухопутных участков Государственной границы Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. -М., 2000.

54. Гребенников С.С. Полномочия военного следователя в советском уголовном процессе: Дис. канд. юрид. наук. -М.: ВПА, 1968.

56. Захаренко В.И. Правовое регулирование деятельности Пограничных войск Федеральной пограничной службы России по охране Государственной границы Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 1998.

57. Кузнецов В.А. Процессуальное оформление осмотра места происшествия по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М.: РУДН, 2000.

58. Мельников И.И. Дознание в Вооруженных Силах СССР: Дис. . канд. юрид. наук. -М.: ВКИ, 1986.

61. Петелин Б.Я. Доказывание мотива и цели преступления на предварительном следствии: Дис. канд. юрид. наук. -М.: ВПА, 1971.

63. Шешуков М.П. Участники советского уголовного процесса на предварительном следствии (по материалам военной прокуратуры ПрибВо, Прокуратуры и МВД Латвийской ССР): Дис. канд. юрид. наук. М., 1972.

65. I. Литературные источники:

66. Антошин В.А. Дознание по делам о незаконном пересечении Государственной границы. М.: Граница, 1994. — С. 5.

67. Абрамин В.Н. Производство предварительного следствия в Вооруженных Силах СССР. М., 1962. — С. 19-22.

68. Алехин А.П., Кармолицкий Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Зерцало: Теис, 1996. — 274 с.

69. Алексеев С.С. Теория права. М.: Бек, 1994. — 27 с.

70. Алексеев Н.С. Дознание на морских судах // Социалистическая законность. 1965. -№ 8.

71. Алексеев Н.С., Даев В.Г., Кокорев Л.Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж, 1980. — 182 с.

72. Алярковский С.А. Схема предварительного следствия по Уставу уголовного судопроизводства. М., 1912. — 34 с.

73. Акинча H.A. Подозреваемый и обвиняемый на предварительном следствии. Саратов, 1964.

74. Бородин С.В., Белозеров Ю.Н. Дознание и предварительное следствие. Общие условия. М., 1965. — 42 с.

75. Белкин А.Р. Теория доказывания. М.: Норма, 1999. — 15 с.

76. Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. М., 1991. — 56 с.

78. Балашов А.Н. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений. М.: Юрид. лит., 1979. — 52 с.

80. Белозеров Ю.Н. Дознание в органах милиции и его проблемы. М., 1972.- 16 с.

81. Болдескудел К.И. Деятельность органов дознания и предварительного следствия, и права и обязанности граждан, соприкасающихся с ними, по действующему праву Советской России. М., 1964.

82. Вопросы расследования преступлений: Справ, пособие / Под общ. ред. И.Н. Кожевникова. М.: Спарк, 1997. — 799 с.

83. Владимирский-Богданов М.Ф. Хрестоматия по истории русского права. Вып. 1. 4-е изд. — Киев, 1889. — 17 с.

84. Владимирский-Богданов М.Ф. Обзор истории русского права. 4-е изд.-Киев, 1905.-62 с.

86. Власов В.И. Расследование преступлений. Проблемы качества. Саратов, 1988.-64 с.

87. Викторов Б.А. Общие условия предварительного расследования. М., 1971.-62 с.

88. Вишняков Г. Дознание. М., 1925. — 20 с.

89. Веротехин Е.Г. Пробелы предварительного расследования и их восполнение в суде первой инстанции. Казань, 1988. — 44 с.

90. Викторский С.И. Русский уголовный процесс: Учеб. пособие (отпечатано ко второму изданию. -М., 1912). -М., 1971.

91. Выдря М.М. Расследование уголовного дела функция уголовного процесса // Советское государство и право. — 1980. — № 9.

92. Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. — № 29.

93. Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. — № 40.

94. Давыдов П.М., Мирский В.Я. Прекращение уголовных дел. М., 1963.-56 с.

95. Давыдов П.Д., Левин Ю.Г. Обвинение в советском уголовном процессе // Сб. Свердловского юрид. ин-та. 1958. — Т. 4. — 37 с.

96. Давлатов A.A. Основы уголовно процессуального познания. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 1997. — 96 с.

97. Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса. -М., 1971.

98. Дубнинский А .Я. Актуальные проблемы совершенствования предварительного расследования. Киев, 1986. — 38 с.

99. Долгов Д. Основные формы уголовных следствий, вообще принятые при их производстве. СПб., 1846.

100. Духовский М. Русский уголовный процесс. М., 1910.

101. Жогин Н.В., Фаткуллин Ф.Н. Предварительное следствие. М., 1965.-33 с.

102. Залимов Б.Ш. Исторические и правовые аспекты понятия пограничной безопасности и ее соотношение с защитой и охраной Государственной границы // Правовое обеспечение пограничной безопасности России: Матер, межвед. конф. М.: МВИ ФПС РФ, 2001. — 71с.

104. Захожий JL, Чугаев А. Дознание на морских судах СССР // Социалистическая законность. 1977. — № 10.

105. Зеленицкий B.C. Функциональная структура прокурорской деятельности. Харьков, 1978. — 20 с.

107. Крылов И.О., Бастыркин А.И. Розыск, дознание, следствие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.-152 с.

108. Крыленко Н.В. Ленин о суде и уголовной политике. М., 1934. — 9 с.

109. Квачевский А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по судебным уставам. Ч. 2. СПб., 1864.-96 с.

110. Коврига З.Ф. Дознание в органах милиции. Воронеж, 1964. — 37 с.

111. Кореневский Ю.В. Судебная практика и совершенствование предварительного расследования. М., 1974. -61 с.

112. Колбая Г.Н. Эффективность прокурорского надзора // Советское государство и право. 1970. — № 3. — С. 118-131.

113. Ларин A.M. Расследование по уголовному делу. Процессуальные функции. М., 1986. — 101 с.

114. Лупинская П.А. Уголовный процесс: Учебник для вузов. М., 1998.-49 с.

115. Лубенский А.И. Предварительное расследование по законодательству капиталистических государств. М., 1977. — 64 с.

116. Лузгин И.М. Расследование как процесс познания. М., 1969. — 41 с.

117. Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. М., 1973.

118. Михеенко М.М. Доказывание в советском уголовном судопроизводстве. Киев: ВШ СССР, 1984. — 44 с.

119. Мотовиловкер Я.О. О гарантиях интересов личности и правосудия // Советское государство и право. 1974. -№ 6.

120. Мотовиловкер Я.О. О принципах объективной истины, презумпции невиновности и состязательности уголовного процесса. Ярославль, 1978.-49с.

121. Мотовиловкер Я.О. Предмет советского уголовного процесса: Учеб. пособие. Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-та, 1974. — 58 с.

122. Мотовиловкер Я.О. Основные уголовно-процессуальные функции. -Ярославль, 1976. 102 с.

123. Марфицын П.Г. Общие условия производства предварительного расследования: Учебно-практ. пособие. Омск: ОЮИ, 1996. — 93 с.

124. Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования). М., 1996. — 91 с.

125. Митрохин Н.П. Законность и демократизм предварительного следствия. Минск, 1979. — 62 с.

126. Михайлов В.А. Процессуальный порядок прекращения уголовных дел в стадии предварительного расследования. Волгоград, 1970. — 42 с.

127. Марков А.Я. Дознание по делам о преступлениях, подследственных следователям: Учеб. пособие. М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 1995. — 50 с.

128. Митрохин Н.П. Законность и демократия при производстве предварительного следствия. Минск, 1979. — 50 с.

130. Михайленко А.Р. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. Саратов, 1975. — 18 с.

132. Никифоров В.М. Предварительное следствие в военном уголовном процессе. М., 1950. — 66 с.

133. Образцов В.А. Выявление и изобличение преступника. М., 1997. — 77 с.

134. Ольков С.Г. Уголовно-процессуальные правонарушения. Тюмень, 1996.

135. Ольков С.Г. Уголовно-процессуальные правонарушения в следственном аппарате органов внутренних дел. М., 1993.

136. Полянский H.H. Вопросы теории советского уголовного процесса. -М., 1956.-38 с.

137. Полянский H.H. Очерк развития советской науки уголовного процесса. -М., 1960.

138. Приглов С.А. Кто и как раскрывает преступления: Об органах дознания и следствия. Харьков, 1925. — 9 с.

139. ПещякЯ.Н. Следственные версии. -М., 1976.

141. Полное Собрание законов Российской империи с 1649 г. Печатано в типографии Собственной Его Императорского величества канцелярии, 1830. Т. V.

142. Рахунов Р.Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности. -М.: Госюриздат, 1961. 42 с.

144. Рахунов Р.Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности // Сб. Свердловского юрид. ин-та. 1958. — Т. IV.

145. Рахунов Р.Д. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. М., 1954. — 8 с.

146. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. -М., 1967.

147. Российское законодательство X XX вв. / Отв. ред. А.Г. Маньков. -М., 1986.- 184 с.

148. Рыжаков А.П. Уголовный процесс. Тула, 2002. — 193 с.

149. Собрание законодательства СССР. 1924. — № 24.

150. Собрание законодательства СССР. 1926. — № 57.

151. Собрание узаконений РСФСР. 1917. — № 4.

152. Собрание узаконений РСФСР. 1918. — № 41, 52.

153. Собрание узаконений РСФСР. 1919. — № 11.

154. Собрание узаконений РСФСР. 1922. — №№ 20-21, 69.

155. Сборник постановлений пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ по уголовным делам. М.: Спарк, 1995. — 471 с.

156. Соловьев А.Б. Как организовать расследование. М.: Юрлитинформ, 2000.-13 с.

157. Строгович М.С. Уголовное преследование в советском уголовном процессе. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 99 с.

158. Строгович М.С. О состязательности и процессуальных функциях в советском уголовном судопроизводстве // Правоведение. 1962. — № 2. — 106 с.

159. Строгович М.С. Уголовный процесс. М., 1946.

160. Савицкий В.М. Что такое уголовный процесс. М.: Юрид. лит., 1979.-98 с.

161. Савицкий В.М. Государственное обвинение в суде. М., 1971. — 96 с.

162. Савицкий В.М. Конституционные предпосылки дальнейшего усиления гарантий прав личности в уголовном судопроизводстве. Ярославль, 1979.-17-26 с.

163. Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности. М.: Наука, 1979. — 214 с.

164. Солнцев К.И. Производство дознаний в частях Красной Армии. Руководство для командиров частей и лиц, производящих дознание. М.: Советское законодательство, 1936. -46 с.

165. Сухарев А .Я. Историческая судьба российской прокуратуры. М.: Норма, 2000. — 4 с.

166. Сухарев А .Я. Россия в тисках преступности // Прокурорская и следственная практика. 1997. — № 1. — 75 с.

167. Судебные уставы 20 ноября 1864 года, с разъяснением их по решениям кассационных департаментов Правительствующего Сената. Узаконения изданного в пояснение и дополнение к судебным уставам. СПб.: Типография Ретгерта и Шнейдера, 1875. — 5 с.

169. Самыгин Л.Д. Расследование преступлений как система деятельности.-М., 1989.-82 с.

170. Степичев В.Г., Шимановский В.В. Прекращение уголовного дела в стадии предварительного расследования. Д., 1979. — 81 с.

171. Свенсон А., Вендель О. Раскрытие преступлений. М., 1957. — 50 с.

172. Сидоров В.Е. Начальный этап расследования: Организация, взаимодействие, тактика. М., 1992. — 64 с.

173. Стремловский В.А. Участники предварительного следствия в советском уголовном процессе. Ростов-н/Д, 1976.

174. Тетерин Б.С., Трошкин Е.З. Возбуждение и расследование уголовных дел. М.: Новый юрист, 1997. — 64 с.

175. Тайны политического сыска: Инструкция о работе с секретными сотрудниками // Из глубины времен: Альманах. СПб., 1992. — 2 с.

176. Толкаченко A.A. Приоритеты в борьбе с преступностью // Право в Вооруженных Силах. 2000. — № 12.

177. Тайманов Г.Т., Зажицкий В.Н. Дознание по делам о нарушениях Государственной границы СССР. М.: ВШ КГБ СССР, 1985. — 73 с.

178. Трубин Н.С. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания. М., 1982.

181. Уголовный процесс: Учебник для юрид. вузов / Под общ. ред. К.Ф. Гуценко. М.: Зерцало, 2001. — 30 с.

182. Уголовный процесс: Учебник. М.: Изд-во МЮИ: Манускрипт, 1992.-386 с.

184. Устав Военно-судебный. СПб., 1869.

185. Фойницкий И .Я. Курс уголовного судопроизводства. T. II. СПб, 1996.-4 с.

186. Филиппов М.А. Судебная реформа в России. T. I. СПб., 1871.

187. Фаткуллин Ф.Н., Зинатуллин 3.3., Аврах Я.С. Обвинение и защита по уголовным делам. Казань, 1976.

188. Хитрово Н.П. Русский военно-уголовный процесс. -М., 1890.

189. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. СПб.: Альфа — Ровена, 1995. — 634 с.

190. Чельцов М.А. Уголовный процесс. М., 1948.

191. Шестакова С.Д. Состязательность уголовного процесса. СПб., 2001.-20 с.

192. Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М.: Юрлитинформ, 2001. — 14 с.

194. Шимановский B.B. Возбуждение уголовного дела. JL, 1974. — 10 с.

195. Шимановский В.В. К вопросу о процессуальной функции следователя в Советском уголовном процессе // Правоведение. 1965. 2.-175 с.

196. Щербаков С.А. Пограничная безопасность как составляющая безопасности Российской Федерации // Правовое обеспечение, пограничной безопасности России: Матер, межвед. конф. М.: МВИ ФПС РФ, 2001.-15 с.

197. Элькинд П.С. Сущность советского уголовного процесса. JL: Изд-воЛГУ, 1963.-31 с.

198. Элькинд П.С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. Л., 1976.

199. Юшков C.B. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М.: Гоюриздат, 1949. — 512 с.

200. Якимович Ю.К. Дополнительные и особые производства в уголовном процессе России. Томск, 1994.

201. Якубович H.A. Теоретические основы предварительного следствия. -M., 1971.-88 с.

202. Динамика преступности в зоне ответственности пограничных органов и пограничных войск ФСБ России. По материалам Оперативного управления ПС ФСБ России за 1996-2003 годы1. Я у г. дела

203. Справка о задержании нарушителей границы за 1996-2000 гг.1996 1997 1998 1999 2000

204. Справка о результатах дознания и производства по делам об административных правонарушениях в ФПС 1997-1998 гг.

206. Оч ЧО см ю см ГЛ оо ГЛ см го в <и оо Оч 1 т оо см о т!» • 1 о 1Л г

207. О О го ■ — — см 1 см СЧ ■ ГЛ 00 ЧОр; ей ей н о оо Сч г-ЧО ГЛ 2496 ЧО см оо 3602 3339 г-> ■ч- 11940 Оч оо ю оо 7474 31827

208. Динамика задержания нарушителей границы и незаконных мигрантов органами и войсками ФПС России (чел.)1983 Г. 19М г. г. 19М г. 1997 г. 199В Г. в Ш1999 Г.1 «держано в»га я вт,ч, на границе Российской Фшкшм

209. Анализ терминов, указанных в различных словарях русского языка

211. Словарь народных географических терминов / Под ред. Э.М. Мурзаева М.: Мысль, 1984. — 653 с.

213. Словарь русского языка: В 4 т. / АН СССР; Ин-т русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. — 3-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1985-1988. — 736 с.

215. Участок — земля, полоса, надел, делянка, усадьба (С. 470). Поверхность плоскость (водная) (с. 382). Местность — см. край (с. 178).

216. Край страна, область, земля, сторона, регион (с. 159).

218. Место — пространство, участок земной поверхности (С. 208). Других терминов нет.

Комментарий к Статье 151 Уголовно-процессуального кодекса

2. Различают дознавателей органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы, пограничных органов ФСБ, начальников органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, дознавателей воинских частей, соединений, военных учреждений и гарнизонов.

3. Следователь или дознаватель будет вести производство по делу; следователь или дознаватель какого органа — определяется по правилам подследственности уголовных дел. Правильное определение подследственности уголовного дела имеет важное практическое значение. Если собирание и закрепление доказательств, предварительное расследование в целом будет произведено ненадлежащим органом или должностным лицом, то результаты будут являться полученными с нарушением закона и поэтому признаются ничтожными, не имеющими в соответствии со ст. 75 УПК РФ юридической силы <1>.
———————————
<1> См. также: Постановление Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Рос. юстиция. 1996. N 1. С. 54 — 58 (п. 16).

4. Подследственность отражает часть компетенции органов расследования.

Подследственность — это система указанных в законе юридических признаков дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, который полномочен расследовать конкретное преступление.

Выделяют предметный (родовой), территориальный (местный), персональный (личный) признаки подследственности.

Предметный признак позволяет определить подследственность дела в соответствии с характером и степенью опасности совершенного преступления.

Территориальный признак служит разграничению подследственности между одноименными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории.

Персональный признак следует рассматривать как дополнительный к названным двум; он определяет подследственность с учетом личных характеристик субъекта преступления (в некоторых случаях — потерпевшего).

Различают также факультативные признаки подследственности — альтернативный (дело расследуется тем органом, который выявил преступление, — см. ч. 5 ст. 151 УПК) и по связи расследуемых дел.

5. В комментируемой ст. 151 УПК подследственность уголовных дел определена в основном исходя из признака родовой подследственности, который дополняют другие признаки, например персональный, кроме территориального (правило о территориальной подследственности изложено в ст. 152 УПК). Законодатель применительно к следователям и дознавателям перечисляет конкретные составы преступлений, дела по которым отнесены к их подследственности.

6. Следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях. Это преступления против жизни, здоровья, свободы, половой неприкосновенности, конституционных прав и свобод человека и гражданина. Им подведомственны дела о терроризме, других наиболее опасных и имеющих повышенное общественное значение преступлениях: против общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и эксплуатации отдельных видов транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, против правосудия, против порядка управления, против военной службы и против мира и безопасности человечества.

Подследственность уголовных дел следователям Следственного комитета РФ дополняется персональным признаком, изложенным в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК. Так, в соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК следователям Следственного комитета РФ подведомственны в форме следствия дела о преступлениях, совершенных отдельными лицами или в отношении их в связи с их профессиональной деятельностью. К данной группе лиц отнесены члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ, а также депутаты, члены выборного органа местного самоуправления и выборные должностные лица органа местного самоуправления; члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ или в законодательный орган субъекта РФ; председатель Следственного комитета РФ; руководитель следственного органа; судьи Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ; судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов; мировой судья; присяжные или арбитражные заседатели в период осуществления ими правосудия; председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ; прокуроры; следователи; адвокаты.

Кроме того, следователи Следственного комитета РФ расследуют в форме следствия уголовные дела о любом из преступлений, совершенных должностными лицами ряда министерств, служб и агентств (Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы), военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона. Исключение составляют преступления (ст. ст. 275, 276, 283, 283.1 и 284 УК РФ), совершенные указанными в рассматриваемом подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК лицами, — производство по ним ведется следователями органов ФСБ.

Законодателем установлено правило о том, что, если в отношении лиц, перечисленных в двух предыдущих абзацах, совершается преступление в связи с их служебной деятельностью, такие дела подведомственны также следователям Следственного комитета РФ.

Кроме того, следователи Следственного комитета РФ ведут предварительное расследование по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних (подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Подзаконными актами может уточняться подследственность уголовных дел в пределах соответствующей системы органа предварительного расследования. Так, устанавливается подследственность уголовных дел специализированным следственным органам Следственного комитета РФ <1>. В частности, военные следственные органы Следственного комитета РФ осуществляют рассмотрение сообщений о преступлениях и предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими; гражданами, проходящими военные сборы; лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения; судьями военных судов; прокурорскими работниками органов военной прокуратуры; работниками военных следственных органов Следственного комитета РФ, в том числе не являющимися военнослужащими; работниками открытого акционерного общества «Оборонсервис» и управляемых им открытых акционерных обществ, Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России), совершенных в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; работниками страховых компаний, осуществляющих за счет бюджетных средств страхование жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, совершенных в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей по страхованию жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы; неустановленными лицами вне территории (расположения) воинской части, соединения или учреждения при наличии достаточных данных, указывающих на принадлежность этих лиц к категории военнослужащих и других лиц, уголовное преследование которых отнесено к компетенции военных следственных органов Следственного комитета РФ.
———————————
<1> См.: Приказ Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» // http://www.sledcom.ru (дата обращения: 11.06.2015).

Если преступление на территории воинской части (соединения, учреждения) совершено неустановленными лицами, руководитель военного следственного органа организует его расследование и передает уголовное дело в соответствующие органы предварительного расследования только после установления виновных лиц (уголовное преследование которых не отнесено к компетенции военных следственных органов) и закрепления доказательств по уголовному делу.

7. Следователям органов ФСБ (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК) подследственны уголовные дела о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя Российской Федерации, безопасность государства, а также о некоторых преступлениях против его экономической безопасности: контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; терроризм, организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон воздушного судна или водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др., всего около 20 составов преступлений. Кроме того, следователи ФСБ расследуют уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 275 (государственная измена), 276 (шпионаж), 283 (разглашение государственной тайны), 283.1 (незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну) и 284 (утрата документов, содержащих государственную тайну) УК РФ и совершенных лицами, указанными в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК (должностными лицами Следственного комитета РФ, органов ФСБ, Службы внешней разведки, военнослужащими и др.).

8. Следователям органов внутренних дел Российской Федерации подследственны дела о наиболее широком спектре преступлений, которые неподведомственны другим органам следствия. Это преступления против здоровья граждан, против семьи и несовершеннолетних (исключая тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних), против собственности, ряд преступлений в сфере экономической деятельности и др., всего около 100 составов преступлений (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК).

10. Статьей 151 УПК предусмотрены альтернативная и подследственность по связи дел, дополняющие, как отмечалось, предметный признак подследственности.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 150, 285, 285.1, 286, 306 — 310, ч. 2 ст. 311, ст. ст. 316 и 320 УК РФ, в соответствии с подследственностью по связи дел предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК).

11. Часть 3 ст. 151 УПК содержит указание на преступления, расследование уголовных дел по которым производится в форме дознания и отнесено к компетенции дознавателей органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ, органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. По данным делам предварительное расследование органами дознания проводится в полном объеме с учетом особенностей, установленных гл. 32 и 32.1 УПК. Эти преступления обладают меньшей общественной опасностью по сравнению с теми, которые подведомственны следователям. Их обнаружение и характер преступлений связаны с непосредственной профессиональной деятельностью органов дознания в том смысле, что орган дознания отвечает за правопорядок в определенной сфере общественных отношений; если в области деятельности органа дознания совершается преступление, его расследование и поручается данному органу дознания <1>. В ряде случаев общественно опасные деяния совпадают с ключевыми признаками составов преступлений, дела о которых подследственны следователям соответствующих ведомств, так как в последнем случае преступления обладают большей общественной опасностью. Так, кража без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 158 УК РФ) расследуется в форме дознания, а производство по квалифицированным преступлениям кражи (ч. ч. 2 — 4 ст. 158 УК РФ) осуществляется в форме следствия.
———————————
<1> См., напр.: Приказ Федеральной пограничной службы РФ от 4 декабря 2002 г. N 760 «О полномочиях органов Пограничной службы Российской Федерации при проведении дознания в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, водных животных и растений» // РГ. 2003. 18 янв.

12. Комментируемая статья 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ содержит специальное указание об органах, которые полномочны производить дознание в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Так, по преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 228, ст. ст. 228.2, 228.3, ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ст. 233, ч. ч. 1 и 4 ст. 234 и ч. ч. 1 и 3 ст. 327 УК РФ, дознание может производиться не только дознавателями, но и следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

13. Пунктом 7 ч. 3 ст. 151 УПК предусмотрено, когда дознание будут производить следователи Следственного комитета РФ (в отношении военнослужащих и других, указанных в подп. «б» и «в» п. 2 ст. 151 УПК РФ, лиц), о чем отмечалось применительно к подследственности уголовных дел данным органам.

14. Поскольку к полномочиям прокурора отнесен надзор за законностью при расследовании преступлений, он разрешает возможные споры о подследственности. Если в одном производстве имеются дела, подследственные одновременно нескольким органам расследования, подследственность дела окончательно определяется прокурором.

Прокурор в соответствии с п. п. 11, 12 ч. 2 ст. 37 УПК полномочен решать и другие вопросы, связанные с подследственностью уголовных дел. Он вправе изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю; передавать уголовное дело от одного органа расследования другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных в ст. 151 УПК; изымать уголовное дело (или материалы проверки сообщения о преступлении) у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю Следственного комитета РФ с указанием оснований такой передачи.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 марта. /ТАСС/. Следователи возбудили два уголовных дела по факту организации незаконных свалок во Всеволожском районе Ленинградской области. Об этом в среду сообщается на сайте Следственного комитета РФ.

«Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области возбуждены два уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшее загрязнение окружающей среды и создавшее угрозу причинения существенного вреда окружающей среде). По данным следствия, на двух земельных участках во Всеволожском районе Ленинградской области размещены отходы производства и потребления, которые представляют собой находившиеся в употреблении различные предметы», — сказано в сообщении.

По данным СК, вблизи деревни Старая Колтушского сельского поселения обнаружены остатки стройматериалов, автомобильные покрышки, бой железобетонных изделий, газобетона, сантехники, запчасти для автомобилей, канистры с остатками горюче-смазочных материалов. В пробах воздуха и сточных вод зафиксировано превышение концентрации загрязняющих веществ относительно предельно допустимых показателей. Отходы на несанкционированной свалке относятся к различному классу опасности, от второго (высокоопасные) до четвертого (малоопасные).

В начале марта региональное правительство ввело режим чрезвычайной ситуации на территории указанной свалки в связи с незаконным складированием и сжиганием мусора. Площадь полигона составляет около 2 га, ее объем оценивается в 40 тыс. куб. м. На ее территории происходит горение мусора на глубине 2-3 метров, ближайшие жилые дома находятся на расстоянии около 1,5 км от объекта. Сумму ущерба, нанесенного экологии Колтушского сельского поселения, власти региона оценили примерно в 80 млн рублей. Завершить ликвидацию свалки власти планируют до середины апреля.

Новая редакция Ст. 8.2 КоАП РФ

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

8. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

9. Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

10. Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

11. Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

12. Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 8.2 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Отходы производства и потребления в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ <19> представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары, утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение отходов включает их хранение, т.е. содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; их захоронение, т.е. изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Под обезвреживанием отходов понимается обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду (ст. 1). При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений согласно Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ <20> должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности (ч. 1, ч. 2 ст. 16).
———————————
<19> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3009; см. с изм. и доп.

<20> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222; см. с изм. и доп.

3. Под твердыми и жидкими бытовыми отходами в соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155 <21>, следует понимать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения. Заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа, в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения, для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия (п. 2, п. 7). Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ <22>, подлежит лицензированию (абз. 74 ч. 1 ст. 17). Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2002 г. N 340 <23>, Положением «Об организации работы в системе Ростехнадзора в области трансграничного перемещения отходов», утв. Приказом Ростехнадзора от 28 января 2005 г. N 42 <24>, Приказом Ростехнадзора «Об оформлении лицензий Ростехнадзором на виды деятельности, подлежащие лицензированию на основании Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 февраля 2005 г. N 83. Виды деятельности, в том числе связанные с оборотом отходов производства и потребления, лицензирование которых отнесено к полномочиям Ростехнадзора, перечислены в п. 5.3.2 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 <25>.
———————————
<21> СЗ РФ. 1997. N 7. Ст. 862; см. с изм. и доп.

<22> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3430; см. с изм. и доп.

<23> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2157; см. с изм. и доп.

<24> БНА. 2005. N 12.

<25> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348; см. с изм. и доп.