В данной статье мы поговорим о предоставлении участниками закупок декларации по 44-ФЗ, и о том, каких видов она бывает. Узнаем особенности подачи документа при «бумажных» и электронных закупках.
Для чего нужно декларирование по 44-ФЗ?
Без декларирования ряда условий, которые устанавливает в закупочной документации организатор торгов, потенциальный исполнитель не сможет принять участие в закупке. Такой порядок предусмотрен для процедур не только по 44-ФЗ, но и по 223-ФЗ. Эти условия называются едиными требованиями.
Все сведения, которые направляются участником при декларировании, заказчик вправе проверить на соответствие действительности. Если заказчик выявляет недостоверную информацию, участник не допускается к закупочной процедуре (ч.9 ст.31 44-ФЗ).
Согласно положениям 44-ФЗ декларация бывает 2-х видов:
- о соответствии единым требованиям участников закупки;
- о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО).
Первый вид декларации подтверждает, что потенциальный исполнитель соответствует нормам 44-ФЗ, а именно п.3-11 ч.1 ст.31. О данном требовании по разным видам процедур говорится в:
Второй вид декларации участник обязан предоставить в составе заявки в случае, если заказчик проводит закупку среди СМП и СОНКО. Об этом говорится в ст.51, 54.4, 66, 73, 82.3, 83.1 44-ФЗ. Это требование указано:
- п.п. «и» п.1 ч.2 ст.51;
- п.7 ч.6 ст.54.4;
- п.7 ч.5 ст.66;
- п.5 ч.3 ст.73;
- п.п. «в» п.4 ч.9 ст.82.3;
- п.8 ч.9 ст.83.1
Принадлежность к СМП регламентируется положениями ст.4 209-ФЗ. Чтобы относиться к СМП, нужно:
- Соответствовать требованиям по численности, обороту и др.
- Быть внесенным в реестр СМП.
Это говорит о том, что в качестве декларации о принадлежности к СМП можно предоставлять выписку из этого реестра.
Иных документов, подтверждающих принадлежность соискателя к СМП или СОНКО, законодательством не установлено. Об этом сообщается в совместном Письме Минэкономразвития и ФАС от 04.04.2014 г. Если заказчик не пропустил заявку с такой декларацией, он может понести административную ответственность по ч.2, 6 ст.7.30 КоАП РФ – штраф до 30 тыс. руб.
Что изменилось в декларации соответствия в 2020 г.?
В 2020 году изменения в требования к участникам не вносились. Последние изменения произошли в 2018 году. С 1 июля 2018 г. к перечню требований к участникам в ч.1 ст.31 добавился пункт 11. В нем говорится, что участник не должен иметь ограничения для участия в закупках, которые установлены законодательством РФ.
С 1 июля 2018 г. упразднилось составление и предоставление отдельного документа для участия в электронных мероприятиях. Подтверждение единым требованиям происходит автоматически на электронной торговой площадке (ЭТП) в момент подачи заявки.
Когда нужна новая декларация соответствия?
При участии в «бумажном» открытом конкурсе участник должен подтвердить свое соответствие пунктам 3-9 ст.31 44-ФЗ (п.п. «г» п.1 ч.2 ст.51). При этом в открытом конкурсе в электронной форме помимо п. 3-9 также нужно соответствовать 11-му пункту. Однако это соответствие будет подтверждаться, как и при электронном аукционе, автоматически — с использованием программно-аппаратных средств ЭТП (п.3 ч.6 ст. 54.4).
Если говорить простыми словами, то при бумажной форме открытого конкурса готовить декларацию нужно и подавать ее следует в составе заявке, а при электронной форме открытого конкурса готовить такой документ не нужно, достаточно будет поставить «галочку» на ЭТП.
При участии в запросе котировок в электронной форме также необходимо продекларировать соответствие участника п.1 ч.1 ст.31. В этом случае применяется новый образец декларации соответствия участника требованиям 44-ФЗ.
Участвуя в запросе предложений, следует обратить внимание, что 44-ФЗ требует полное соответствие участника положениям ст.31 (п.2 ч.4 ст.83), т.е. и 11-му пункту тоже. Поэтому важно использовать исключительно новый образец.
Как оформить в бумажном виде?
44-ФЗ не дает четких рекомендаций по составлению декларации. Она оформляется в произвольной форме, главное — подтвердить соответствие потенциального исполнителя нормам 44-ФЗ.
- непроведение ликвидации;
- неприостановление деятельности;
- отсутствие долгов по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет;
- отсутствие судимости у руководителей организации и главного бухгалтера по статьям 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса РФ;
- в течение последних двух лет организация не привлекалась к ответственности по статье 19.28 КоАП;
- владение участником исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если заказчик приобретает на них права (п.8 ч.1 ст.31 44-ФЗ);
- между участником и организатором торгов отсутствует конфликт интересов;
- участник – не офшорная компания
- нет ограничений для участия в госзакупках.
Также заказчик может добавить требование об отсутствии сведений об участнике в РНП (ч.1.1 ст.31). При этом отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) не нужно декларировать отдельно. Это условие можно добавить непосредственно в декларацию соответствия единым требованиям к участникам закупки.
Образец ниже содержит сведения об отсутствии участника в РНП и соответствие 11-му пункту:
Единые требования.
Частью 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) определены единые требования к участникам:
-
Они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ для лиц, осуществляющих поставку товара, выполнение работы, оказание услуги – объекта закупки. Это значит, что заказчик, проанализировав действующее законодательство на предмет требований к определенным видам деятельности (к лицензированию, к членству в саморегулируемых организациях и пр.) может выставить требование о наличии лицензии, разрешения или допуска к каким-то видам работ.
К сведению:
Напомним, что согласно ст. 29 Федерального закона от 07.07.2013 № 126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень лицензируемых услуг связи определен Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87.
-
В отношении участника закупки не проводится ликвидация, отсутствует решение арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства< .
-
Деятельность участника не должна быть приостановлена (имеется в виду приостановление деятельности как административное наказание). Напомним, что в силу ст. 3.12 КоАП РФ такое приостановление возможно только по решению суда на срок до 90 суток.
-
Участник закупки не должен иметь недоимку по налогам, сборам, задолженность по иным обязательным платежам за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 % балансовой стоимости активов участника. Правда, есть исключение – суммы задолженностей, по которым предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ, которые реструктурированы и т. д.
-
У участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица не должно быть судимости за преступления в сфере экономики или преступления, предусмотренные ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также в отношении указанных физических лиц не должно применяться наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом закупки, и административное наказание в виде дисквалификации.
-
Участник в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не привлекался к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» КоАП РФ.
-
Участник закупки обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права. Исключение – контракты на создание произведений литературы или искусства, их исполнение, на финансирование проката или показа национального фильма.
-
У участника закупки и заказчика нет конфликта интересов. Здесь имеется в виду, что работники заказчика, занимающиеся госзакупками, не должны быть родственниками или супругами работников руководства участника закупки, то есть они не должны быть заинтересованы в заключении госконтракта.
-
Участник закупки не является офшорной компанией. Это значит, что организация, оказывающая услуги связи, не должна быть зарегистрирована в государстве или на территории, которые включены в специальный перечень, утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н.
-
У участника закупки не должно быть ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.
Для комиссии по осуществлению закупок непредоставление данной информации о наименовании страны происхождения товара является безусловным основанием для отклонения заявки участника.
Кроме того, участник закупки обязан указывать наименование страны происхождения товара не только при поставке товара, но и при выполнении работ, оказании услуг, в рамках которых осуществляется поставка товара.
Изменения в части обязательности указания наименования страны происхождения товара в составе заявки участником закупки действуют с 01.01.2020 года
Пара слов о дополнительных требованиях к участникам.
Частью 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Правительству РФ предоставлено право устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
-
финансовых ресурсов для исполнения контракта;
-
оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта на праве собственности или ином законном основании;
-
опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
-
необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. В основном они касаются строительства, транспортных перевозок, работ на оружейных комплексах, поставки продуктов питания и т. д.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлен этим же постановлением.
Как подтвердить соответствие требованиям?
Частью 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ на комиссию по осуществлению закупок возложена обязанность по проверке соответствия участников закупки требованиям законодательства.
Каким образом комиссия будет проверять соответствие, Закон № 44-ФЗ не уточняет, а вот что проверить – конкретизирует.
Комиссия по осуществлению закупок |
|||
---|---|---|---|
Проверяет |
Вправе проверить |
||
Соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1, 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) ч. 1 и ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона № 44-ФЗ |
В отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг – соответствие требованиям, установленным в соответствии с ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, если такие требования предусмотрены Правительством РФ |
Соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 3 – 5, 7 – 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ |
При проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора – соответствие требованию, указанному в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ |
Обращаем внимание на то, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участвующие в закупке организации связи обязанность подтверждать соответствие рассмотренным требованиям, за исключением случаев, когда указанные требования установлены Правительством РФ на основании ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
2-е изменение: с 08 января 2020 года допускается закупка новых машин и оборудования при заключении контрактов жизненного цикла (например, с последующим обслуживанием и ремонтом) путём проведения конкурсов в электронной форме
Суть изменений:
Согласно новой редакции части 16 статьи 34 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла не только в случаях, определённых постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 (ред. от 29.06.2019) «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», но и при закупках любых новых машин и оборудования.
Понятия машин и оборудования содержится в статье 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011, согласно которой:
«машина» — ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения (например, обработки, переработки, перемещения или упаковки материала);
«оборудование» — применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему
Таким образом, теперь заказчик вправе заключать контракты жизненного цикла в отношении поставок с последующим их техническим обслуживанием и ремонтом в отношении любых новых машин и оборудования.
При этом закупки товаров и работ, осуществляемые на основании контрактов жизненного цикла, не входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион, утв. распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.
В связи с этим заказчик вправе производить определение поставщика по контрактам жизненного цикла на поставку новых машин и оборудования путём проведения конкурса в электронной форме.
При проведении таких конкурсов в электронной форме на поставку новых машин и оборудования (например, с их последующим техническим обслуживанием и ремонтом) заказчик вправе на основании части 3 статьи 32 Закона № 44-ФЗ вместо критериев «цена контракта» и «расходы на эксплуатацию и ремонт товара» использовать такой критерий, как «стоимость жизненного цикла товара».
Расчет стоимости жизненного цикла новых машин и оборудования осуществляется заказчиком с учётом раздела VIII Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 (далее – Методические рекомендации по определению методов НМЦК)