31 44 ф3

В данной статье мы поговорим о предоставлении участниками закупок декларации по 44-ФЗ, и о том, каких видов она бывает. Узнаем особенности подачи документа при «бумажных» и электронных закупках.

Для чего нужно декларирование по 44-ФЗ?

Без декларирования ряда условий, которые устанавливает в закупочной документации организатор торгов, потенциальный исполнитель не сможет принять участие в закупке. Такой порядок предусмотрен для процедур не только по 44-ФЗ, но и по 223-ФЗ. Эти условия называются едиными требованиями.

Все сведения, которые направляются участником при декларировании, заказчик вправе проверить на соответствие действительности. Если заказчик выявляет недостоверную информацию, участник не допускается к закупочной процедуре (ч.9 ст.31 44-ФЗ).

Согласно положениям 44-ФЗ декларация бывает 2-х видов:

  • о соответствии единым требованиям участников закупки;
  • о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированным некоммерческим организациям (СОНКО).

Первый вид декларации подтверждает, что потенциальный исполнитель соответствует нормам 44-ФЗ, а именно п.3-11 ч.1 ст.31. О данном требовании по разным видам процедур говорится в:

Второй вид декларации участник обязан предоставить в составе заявки в случае, если заказчик проводит закупку среди СМП и СОНКО. Об этом говорится в ст.51, 54.4, 66, 73, 82.3, 83.1 44-ФЗ. Это требование указано:

  • п.п. «и» п.1 ч.2 ст.51;
  • п.7 ч.6 ст.54.4;
  • п.7 ч.5 ст.66;
  • п.5 ч.3 ст.73;
  • п.п. «в» п.4 ч.9 ст.82.3;
  • п.8 ч.9 ст.83.1

Принадлежность к СМП регламентируется положениями ст.4 209-ФЗ. Чтобы относиться к СМП, нужно:

  1. Соответствовать требованиям по численности, обороту и др.
  2. Быть внесенным в реестр СМП.

Это говорит о том, что в качестве декларации о принадлежности к СМП можно предоставлять выписку из этого реестра.

Иных документов, подтверждающих принадлежность соискателя к СМП или СОНКО, законодательством не установлено. Об этом сообщается в совместном Письме Минэкономразвития и ФАС от 04.04.2014 г. Если заказчик не пропустил заявку с такой декларацией, он может понести административную ответственность по ч.2, 6 ст.7.30 КоАП РФ – штраф до 30 тыс. руб.

Что изменилось в декларации соответствия в 2020 г.?

В 2020 году изменения в требования к участникам не вносились. Последние изменения произошли в 2018 году. С 1 июля 2018 г. к перечню требований к участникам в ч.1 ст.31 добавился пункт 11. В нем говорится, что участник не должен иметь ограничения для участия в закупках, которые установлены законодательством РФ.

С 1 июля 2018 г. упразднилось составление и предоставление отдельного документа для участия в электронных мероприятиях. Подтверждение единым требованиям происходит автоматически на электронной торговой площадке (ЭТП) в момент подачи заявки.

Когда нужна новая декларация соответствия?

При участии в «бумажном» открытом конкурсе участник должен подтвердить свое соответствие пунктам 3-9 ст.31 44-ФЗ (п.п. «г» п.1 ч.2 ст.51). При этом в открытом конкурсе в электронной форме помимо п. 3-9 также нужно соответствовать 11-му пункту. Однако это соответствие будет подтверждаться, как и при электронном аукционе, автоматически — с использованием программно-аппаратных средств ЭТП (п.3 ч.6 ст. 54.4).

Если говорить простыми словами, то при бумажной форме открытого конкурса готовить декларацию нужно и подавать ее следует в составе заявке, а при электронной форме открытого конкурса готовить такой документ не нужно, достаточно будет поставить «галочку» на ЭТП.

При участии в запросе котировок в электронной форме также необходимо продекларировать соответствие участника п.1 ч.1 ст.31. В этом случае применяется новый образец декларации соответствия участника требованиям 44-ФЗ.

Участвуя в запросе предложений, следует обратить внимание, что 44-ФЗ требует полное соответствие участника положениям ст.31 (п.2 ч.4 ст.83), т.е. и 11-му пункту тоже. Поэтому важно использовать исключительно новый образец.

Как оформить в бумажном виде?

44-ФЗ не дает четких рекомендаций по составлению декларации. Она оформляется в произвольной форме, главное — подтвердить соответствие потенциального исполнителя нормам 44-ФЗ.

  • непроведение ликвидации;
  • неприостановление деятельности;
  • отсутствие долгов по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет;
  • отсутствие судимости у руководителей организации и главного бухгалтера по статьям 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса РФ;
  • в течение последних двух лет организация не привлекалась к ответственности по статье 19.28 КоАП;
  • владение участником исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если заказчик приобретает на них права (п.8 ч.1 ст.31 44-ФЗ);
  • между участником и организатором торгов отсутствует конфликт интересов;
  • участник – не офшорная компания
  • нет ограничений для участия в госзакупках.

Также заказчик может добавить требование об отсутствии сведений об участнике в РНП (ч.1.1 ст.31). При этом отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) не нужно декларировать отдельно. Это условие можно добавить непосредственно в декларацию соответствия единым требованиям к участникам закупки.

Образец ниже содержит сведения об отсутствии участника в РНП и соответствие 11-му пункту:

Единые требования.

Частью 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) определены единые требования к участникам:

  1. Они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ для лиц, осуществляющих поставку товара, выполнение работы, оказание услуги – объекта закупки. Это значит, что заказчик, проанализировав действующее законодательство на предмет требований к определенным видам деятельности (к лицензированию, к членству в саморегулируемых организациях и пр.) может выставить требование о наличии лицензии, разрешения или допуска к каким-то видам работ.

К сведению:

Напомним, что согласно ст. 29 Федерального закона от 07.07.2013 № 126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень лицензируемых услуг связи определен Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87.

  1. В отношении участника закупки не проводится ликвидация, отсутствует решение арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства< .

  2. Деятельность участника не должна быть приостановлена (имеется в виду приостановление деятельности как административное наказание). Напомним, что в силу ст. 3.12 КоАП РФ такое приостановление возможно только по решению суда на срок до 90 суток.

  3. Участник закупки не должен иметь недоимку по налогам, сборам, задолженность по иным обязательным платежам за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 % балансовой стоимости активов участника. Правда, есть исключение – суммы задолженностей, по которым предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ, которые реструктурированы и т. д.

  4. У участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица не должно быть судимости за преступления в сфере экономики или преступления, предусмотренные ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также в отношении указанных физических лиц не должно применяться наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом закупки, и административное наказание в виде дисквалификации.

  5. Участник в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не привлекался к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» КоАП РФ.

  6. Участник закупки обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права. Исключение – контракты на создание произведений литературы или искусства, их исполнение, на финансирование проката или показа национального фильма.

  7. У участника закупки и заказчика нет конфликта интересов. Здесь имеется в виду, что работники заказчика, занимающиеся госзакупками, не должны быть родственниками или супругами работников руководства участника закупки, то есть они не должны быть заинтересованы в заключении госконтракта.

  8. Участник закупки не является офшорной компанией. Это значит, что организация, оказывающая услуги связи, не должна быть зарегистрирована в государстве или на территории, которые включены в специальный перечень, утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н.

  9. У участника закупки не должно быть ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.

Для комиссии по осуществлению закупок непредоставление данной информации о наименовании страны происхождения товара является безусловным основанием для отклонения заявки участника.

Кроме того, участник закупки обязан указывать наименование страны происхождения товара не только при поставке товара, но и при выполнении работ, оказании услуг, в рамках которых осуществляется поставка товара.

Изменения в части обязательности указания наименования страны происхождения товара в составе заявки участником закупки действуют с 01.01.2020 года

Пара слов о дополнительных требованиях к участникам.

Частью 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Правительству РФ предоставлено право устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;

  • оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта на праве собственности или ином законном основании;

  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. В основном они касаются строительства, транспортных перевозок, работ на оружейных комплексах, поставки продуктов питания и т. д.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлен этим же постановлением.

Как подтвердить соответствие требованиям?

Частью 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ на комиссию по осуществлению закупок возложена обязанность по проверке соответствия участников закупки требованиям законодательства.

Каким образом комиссия будет проверять соответствие, Закон № 44-ФЗ не уточняет, а вот что проверить – конкретизирует.

Комиссия по осуществлению закупок

Проверяет

Вправе проверить

Соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1, 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) ч. 1 и ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона № 44-ФЗ

В отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг – соответствие требованиям, установленным в соответствии с ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, если такие требования преду­смотрены Правительством РФ

Соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 3 – 5, 7 – 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

При проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора – соответствие требованию, указанному в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Обращаем внимание на то, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участвующие в закупке организации связи обязанность подтверждать соответствие рассмотренным требованиям, за исключением случаев, когда указанные требования установлены Правительством РФ на основании ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

2-е изменение: с 08 января 2020 года допускается закупка новых машин и оборудования при заключении контрактов жизненного цикла (например, с последующим обслуживанием и ремонтом) путём проведения конкурсов в электронной форме

Суть изменений:

Согласно новой редакции части 16 статьи 34 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла не только в случаях, определённых постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 (ред. от 29.06.2019) «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла», но и при закупках любых новых машин и оборудования.

Понятия машин и оборудования содержится в статье 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» ТР ТС 010/2011, согласно которой:

«машина» — ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения (например, обработки, переработки, перемещения или упаковки материала);

«оборудование» — применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему

Таким образом, теперь заказчик вправе заключать контракты жизненного цикла в отношении поставок с последующим их техническим обслуживанием и ремонтом в отношении любых новых машин и оборудования.

При этом закупки товаров и работ, осуществляемые на основании контрактов жизненного цикла, не входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион, утв. распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

В связи с этим заказчик вправе производить определение поставщика по контрактам жизненного цикла на поставку новых машин и оборудования путём проведения конкурса в электронной форме.

При проведении таких конкурсов в электронной форме на поставку новых машин и оборудования (например, с их последующим техническим обслуживанием и ремонтом) заказчик вправе на основании части 3 статьи 32 Закона № 44-ФЗ вместо критериев «цена контракта» и «расходы на эксплуатацию и ремонт товара» использовать такой критерий, как «стоимость жизненного цикла товара».

Расчет стоимости жизненного цикла новых машин и оборудования осуществляется заказчиком с учётом раздела VIII Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 (далее – Методические рекомендации по определению методов НМЦК)