Авто из абхазии

Если грубо обобщить, то все началось с введения в России заградительных таможенных пошлин для подержанных иномарок и создания Евразийского экономического союза, куда помимо нашей страны вошли Беларусь, Армения и Казахстан, а чуть позже Киргизия.

Из всех перечисленных стран собственный автопром, который нуждался в протекционистской защите, был только у России, а вот остальные участники давно и активно пользовались подержанным европейским, японским и американским автопарком, ввозя к себе автомобили по невысоким с российской точки зрения таможенным платежам.

Собственно, создание единого таможенного пространства в рамках ЕАЭС должно было уровнять тарифы, причем в пользу России в обмен на инвестиционные проекты и иные экономические пакеты для стран-участниц.

Первыми все таможенные ограничения ввели у себя белорусы, получившие после вступления в Таможенный союз в 2010 году годовую отсрочку до 01.07.2011. Это был последний год, когда в страну можно было ввезти хорошую иномарку, отдав за ее растаможку 600-800 долларов. После этого тарифы как на новые, так и на подержанные иномарки были уравнены до заградительных российских. Экономический смысл покупки авто в братской республике пропал, за исключением разве что каких-то эксклюзивов, которые не найти у нас.

Зато остался юридический. Дело в том, что несмотря на все обещания властей внедрить единую базу данных и периодические облавы на владельцев, штрафы с полицейских камер до Беларуси толком не доходят и в 2020 году. Кроме того, машины на белорусском учете «невидимы» для платных парковок все по той же причине пропажи по дороге «писем счастья». Сильно в меньшую сторону в Беларуси отличаются ставки транспортного налога, которые привязаны не к лошадиным силам и стоимости, а к массе машины.

В общем, бонусы чисто прикладные, а потому основными выгодополучателями белорусского учета являются главным образом сами граждане Республики Беларусь, которые работают в России или с российскими компаниями, передвигаясь на авто между двумя странами. Россияне если и связываются с белорусским учетом, то в основном по причине наличия родственников или хороших друзей на «той стороне». На них можно оформить машину и по доверенности беспрепятственно ездить по России, раз в год возвращаясь в республику для прохождения техосмотра.

С Арменией ситуация совершенно иная. Армяне при вступлении в ЕАЭС подтвердили российские таможенные тарифы для новых автомобилей, но оставили собственные для подержанных иномарок. А эти самые ставки кардинальным образом отличались от российских.

В первую очередь в Армении чем старше машина, тем дешевле ее растаможка. Например, если оформление 5-летней Audi A6 с 2.0-литровым мотором обойдется в пересчете в 300 000 рублей, то такая же А6 в 8-летнем возрасте встанет уже в 100 000 рублей. 9-10-летний Land Cruiser можно растаможить за 130 000 рублей, а Audi A3, которой лет 8-9, вообще за 60-70 тысяч рублей.

Даже в первом случае стоимость таможенной очистки вдвое ниже российских ставок. То есть, при заказе ухоженной европейской или японской машины, как говорится «без пробега по РФ», оформленной на армянский учет, можно было сэкономить от 25 до 50% стоимости такого же автомобиля, растаможенного в России. Прибавляйте сюда все плюсы «невидимости» для камер, а также «бесплатных» платных парковок, и получите очень хороший стимул для того, чтобы «заморочиться» с получением армянских номеров.

А заморочиться нужно было с главным — с армянской пропиской. Но вопрос решили быстро: для приезжих иностранцев, в том числе российских, даже некоторые гостиницы оформляли временную 5-дневную регистрацию, на основании которой в Армении можно было абсолютно легально поставить машину на учет и выехать из страны. Что собственно с помощью местных посредников все и делали.

Бизнес был поставлен на поток до такой степени, что отдельные компании предоставляли услугу «под ключ» — российского покупателя встречали в аэропорту не только с ранее выбранной и растаможенной машиной, но и с подготовленным полным пакетом документов.

Главный недостаток заключался в том, что избавиться от такого авто можно было снова только в Армении. В общем-то вопрос решался достаточно просто: те же перекупщики забирали ранее купленную машину в эдакий «трейд-ин» в обмен на новую с доплатой.

Беда в армянский автобизнес пришла, собственно, в 2020 году, когда был заключен обновленный договор о вступлении Армении в ЕАЭС. По нему ездить и распоряжаться транспортным средством, зарегистрированным в Армении, имеет право только гражданин Армении, либо гражданин другого государства, но постоянно проживающий в Армении. Краткосрочные регистрации были упразднены, а значит все автомобили, поставленные по ним на учет, повисли в воздухе.

Однако систематики никакой нет. Более того, таможенные органы двух стран до конца сами не могут разобраться в нюансах растаможки «союзных» автомобилей. Дело в том, что из-за разных дат вступления стран в Таможенный союз ЕАЭС и разных таможенных тарифов, автомобили в странах-участницах получили разный таможенный статус. В частности, в Армении есть автомобили, растаможенные по правилам до вступления в ЕАЭС, после вступления, а также с учетом обновленного договора о вступлении. Как, по каким правилам и какие граждане могут распоряжаться этими транспортными средствами, окончательно станет понятно только к 2023 году, когда все товары ЕАЭС, включая автомобили, будут уравнены в правах.

Еще одна подобная армянской схема действует в Абхазии, в которой таможенный автобизнес также поставлен на поток. Главное отличие — Абхазия не является членом ЕАЭС, а потому не завязана на какие-либо внешние таможенные правила. Кроме того, к машинам с абхазскими номерами пока нет повышенного внимания со стороны госорганов РФ.

Главная фишка — копеечная растаможка, которая позволяет продавать в Абхазии подержанные «Лексусы» по 300 000 рублей, «Ленд Круизеры» по 500 000 и «Мерседесы AMG» по миллиону. Единственный нюанс — большая часть этих машин будет с правым рулем: по неведомой причине абхазские перекупщики специализируются на доставке подержанных машин исключительно с японских аукционов.

Главная тонкость — очень специфическая процедура оформления. Купить машину в Абхазии гражданин России может при ее оформлении на местное юридическое лицо, в которое россиянин должен… устроиться на работу. Схема в большинстве случаев отработанная: продавец машины, как правило, по документам является какой-либо транспортной компанией, куда фиктивно оформляет и покупателя в должности водителя-экспедитора, выдавая последнему вместе с документами на машину и путевой лист, с которым нужно будет пересекать границу и оформлять временный ввоз в РФ.

Тут есть еще один нюанс. Помимо местной страховки, налогов и техосмотра нужно будет сразу откладывать деньги на штраф. Дело в том, что временный ввоз таможня оформит максимум недели на две, по истечении которых придется заплатить штраф 2500 рублей сразу, а также по 1000 рублей за каждый последующий месяц просрочки. Итого 13 500 рублей за год эксплуатации по возвращении в Абхазию. А возвращаться для продления местных документов придется каждый год.

И вот тут-то могут всплыть все подводные камни. Первый из них: при попытке повторного выезда таможенники, которые все прекрасно понимают, покупателя могут развернуть, сославшись на подозрение в фиктивности абхазской «работы» и необходимости подробной проверки, поскольку временный ввоз и путевой лист окажется просроченным на год.

Куда хуже дела обстоят, если контора, на которую оформлялась машина, «приказала долго жить». По факту абхазская машина покупателю из РФ не принадлежит, а, как и все остальные, оформлена на местное юр.лицо, которое нередко из-за налоговых и прочих долгов банкротится по решению суда. В этом случае, вернувшаяся через год в страну машина просто изымается, и предъявить покупатель из РФ уже ничего не сможет, поскольку юридически является просто бывшем сотрудником, а не собственником.

Если говорить в целом, абхазский вариант — способ купить машину для отчаянных авантюристов, которые имея минимальное количество денег категорически отказываются ездить на «Логане» или «Солярисе». В основном этим путем идут небогатые жители южных регионов России, желающие почти даром получить премиальный автомобиль. Хотя в Москве и Петербурге машины с абхазским учетом тоже встречаются регулярно.

Наталья Арлан, эксперт

Недавно в СМИ появилась информация о том, что ввозные пошлины на автомобили могут быть повышены, что сразу вызвало обсуждение в обществе. Пресс-служба Министерства экономики опровергла эту информацию и пояснила, что данная мера не является окончательным решением и лишь рассматривается как один из вариантов компенсации выпадающих доходов, в связи с вступлением в силу Соглашения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о режиме беспошлинной торговли. Дальнейшие комментарии по этому вопросу Министерство экономики давать отказывается. Но имеющаяся информация уже породила в народе немало слухов и домыслов.

В Абхазии всегда было много иномарок, что вызывало удивление, а порой и зависть приезжающих россиян. Вызвано это тем, что абхазские таможенные пошлины на автомобили гораздо ниже российских. Россия, в которой развито собственное автомобилестроение, использует таможенные пошлины еще и как меры протекционистского характера для защиты собственных производителей.

К примеру, сегодня в России растаможить легковой автомобиль иностранного производства с объемом двигателя 2,6 литров, стоимостью 200 000 рублей и возрастом более 5 лет обойдется около 500 000 рублей. В Абхазии же таможенные пошлины составят сумму порядка 10 000 рублей. Учитывая, что в Абхазии нет местных производителей легковых, да и каких бы то ни было автомобилей, то прибегать к протекционистским мерам и увеличивать таможенные пошлины на ввозимые автомобили никакого смысла не имеет.

Невысокие таможенные пошлины на ввоз иностранных автомобилей дают возможность жителям Абхазии ездить на хоть и подержанных, но хорошо зарекомендовавших себя авто известных марок. Согласно действующим сегодня таможенным тарифам Абхазии, более новые, а соответственно более дорогие автомобили, облагаются большими пошлинами, чем старые. И это можно считать социально справедливым подходом.

По словам заместителя председателя Таможенного комитета Ушанги Квициния, необходимость пересмотра таможенных тарифов на ввоз автомобилей назрела давно. Последний раз тарифы менялись еще в 2008 году, и связано это было с изменением курса доллара.

По его словам, возможное повышение тарифов не сильно скажется на покупательской активности, и совершенно не будет приближено к российским ставкам, которые в разы превышают абхазские. В то же время это может частично компенсировать потери бюджета в результате отмены таможенных пошлин с РФ, которые, по данным Государственного Таможенного комитета, могут составить от 120 до 150 миллионов рублей.

По некоторым данным, правительство планирует повысить таможенные пошлины по всем категориям легковых автомобилей, но наибольшее увеличение планируется на авто старше 12 лет. По словам предпринимателей, занимающихся ввозом иностранных автомобилей в Абхазию, именно эта категория авто пользуется наибольшим спросом. А с учетом роста курса доллара по отношению к рублю, их доля в общем количестве ввозимых в Абхазию автомобилей будет только расти.

Чем же может быть мотивировано подобное решение?

Бытует мнение, что бывшие в эксплуатации более 12 лет машины, в силу их большей изношенности, чаще попадают в аварии. Однако в Абхазии именно дорогие авто с большим объемом двигателя чаще являются нарушителями скоростного режима и попадают в ДТП.

Возможно, значительное повышение пошлин на машины старше 12 лет связано с тем, что именно эта категория является самой популярной и может принести больше денег в бюджет. Однако непонятно, почему на остальные категории автомобилей тарифы планируется повысить не так сильно, хотя их покупатели более платежеспособны. Данная мера, если она будет принята, рискует быть непопулярной и имеет все шансы не найти понимания в обществе.

Также есть версия, что повышение таможенных тарифов вызвано желанием простимулировать импорт российских автомобилей в Абхазию. Но вряд ли дополнительные 10 или даже 20 тысяч рублей расходов сильно повлияют на решение потенциальных покупателей, тем более что, по мнению автолюбителей, даже 8 или 9-летняя иномарка может составить конкуренцию новому российскому автомобилю.

Например, стоимость российской автомашины «C» класса(LadaGranta) около 450 000 руб. В Абхазии за такую же цену можно приобрести иностранный автомобиль возрастом до 10 лет, но классом, а то и двумя выше, к примеру, Mercedes-Benz»E»класса.

Учитывая, что средний доход на душу населения в Абхазии в два раза ниже, чем в России, большинству жителей приходится выбирать между подержанными российскими автомобилями и подержанными иномарками. И в этих условиях выбор в пользу последних вполне логичен. Если жители Абхазии и станут покупать российские автомобили, то, прежде всего, это будет вызвано ростом курса доллара по отношению к рублю, что приведет к удорожанию цен на приобретение и обслуживание иномарок.

Если планируемые меры смогут перекрыть потери бюджета процентов на 20%, это уже будет неплохим результатом. Из-за отсутствия официальной информации трудно делать какие-либо прогнозы. Конечно, любое увеличение налогов и пошлин никогда не вызывает в народе энтузиазма. Но в случае, если таможенные пошлины будут повышены непропорционально и сильнее коснутся дешевых автомобилей, то будет трудно объяснить целесообразность такого решения.

Как россиянину купить автомобиль в Абхазии и ездить без растаможки в России?

Если объяснить по-простому, то схема покупки автомобиля в Абхазии выглядит так.

Существует несколько способов купить автомобиль, на котором можно ездить в России без уплаты таможенных платежей и даже без внесения 100% залога по уплате таможенного тарифа за транспортное средство.

Способ 1: Покупка автомобиля, оформление его на физическое лицо Абхазии

Вы можете приехать в Абхазию и приобрести автомобиль на вторичном рынке. Далее автомобиль нужно поставить на регистрационный учет в местном ГАИ на гражданина Абхазии, который после постановки авто на учет выписывает вам полную генеральную доверенность, заверенную у нотариуса.

Далее вы обращаетесь к посредникам (на границе между Абхазией и Россией, в Адлере, Сочи, есть несколько посредников, предлагающих такие услуги), которые оформляют документы для вывоза автомобиля из Абхазии в Россию по временному ввозу, дающему вам право ездить с абхазскими номерами без уплаты таможенных сборов.

Для этого автомобиль якобы берется в аренду каким-нибудь абхазским юридическим лицом (ООО). Также в это же ООО покупателя автомобиля устраивают на работу (с ним заключается трудовой договор). В том числе посредники выписывают вам на основе трудового договора командировочные документы для поездки на якобы арендованном автомобиле в Россию.

На основании этих документов пограничники и таможенные органы обязаны вас впустить на абхазском автомобиле, оформив временный ввоз в соответствии с вашей таможенной декларацией. Все – с этого момента вы можете ездить законно на нерастаможенном автомобиле по России. Правда, не более 1 года. Об этом чуть позже.

Способ 2: Регистрация ООО в Абхазии на себя и оформление абхазского автомобиля на юр. лицо

Если вы не хотите оформлять автомобиль на физическое лицо, являющееся гражданином Абхазии, и оформлять документы на ввоз в Россию через чужое юр. лицо, вы можете купить уже готовое абхазское ООО или с нуля зарегистрировать фирму на свое имя. Далее вам останется приобрести автомобиль и поставить его на учет на свое ООО. В этом случае для выезда из Абхазии в Россию вы сами себе будете оформлять командировочные документы, необходимые для международных перевозок по России.

Правда, в этом случае вам будет необходимо решить вопрос о сдаче обязательной отчетности ООО. В том числе при регистрации ООО на себя вам необходимо будет заплатить госпошлину, оплатить услуги нотариуса и внести минимальный уставной капитал ООО, который в Абхазии составляет 18 000 рублей. Кстати, часть уставного капитала разрешается внести имуществом. Как видите, намного проще все сделать через другое юр. лицо, которое предоставляют посредники, занимающиеся оформлением командировочных документов на транспортные средства, вывозимые из Абхазии.

Если вы думаете, что найти таких посредников в Абхазии будет тяжело, вы ошибаетесь. На самом деле в этой стране уже давно развернулся целый рынок различных услуг, начиная от консультации по содействию в растаможке транспортных средств на территории Абхазии и доставки праворуких автомобилей из Японии, купленных через аукцион, и заканчивая содействием в оформлении других документов, необходимых для вывоза автомобиля на абхазском учете в Россиию.

Есть также конторы, которые занимаются услугами под ключ, начиная от поиска и подбора автомобиля в Абхазии, в других странах и заканчивая их растаможкой и доставкой автомобиля прямо к границе с Россией, где вы, прилетев в Адлер, Сочи, въезжаете на такси в Абхазию, забираете все документы и автомобиль и спокойно отправляетесь обратно в Россию. Естественно, такие услуги включают в себя полное сопровождение, в том числе встречу в аэропорту Адлера.

Плюсы автомобилей с абхазскими номерными знаками

Помимо выгодной стоимости автомобилей в Абхазии, есть еще несколько преимуществ использования данных авто в России. В первую очередь это отсутствие штрафов с камер ГИБДД. Вопреки слухам, абхазские номера российские камеры на дорогах не читают. Во-вторых, вы не платите транспортный налог (ОСОБЕННО ВЫГОДНО ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ МОЩНОСТЬЮ БОЛЕЕ 250 Л.С.). Правда, обратите внимание, что транспортный налог вам все-таки придется платить. Но делать вы это будете в бюджет Абхазии. В среднем даже на мощную машину транспортный налог в Абхазии вам обойдется в 400-600 рублей в год. Третьим преимуществом, которым обладают абхазские авто в России, является отсутствие необходимости каждый год проходить техосмотр. Это, кстати, не является препятствием, в отличие от российских авто, для оформления полиса ОСАГО.

Нужно ли покупать страховой полис в России при ввозе абхазской машины?

Да, тут все как и обычно. Вы приобретаете обычный полис ОСАГО при въезде в Россию. Благо на границе Абхазии и России полно контор, предлагающих данные услуги. Единственное, что купить полис с ограничением водителей вы не сможете. Так что придется платить за страховку без ограничений. Также забудьте про свои личные скидки КБМ, которые вы накопили за безаварийную езду в России. ОСАГО будет оформлено без учета скидок на юридическое лицо Абхазии, по командировочным документам которой вы въезжаете в РФ. Так что в среднем готовьтесь отдать за годовую страховку от 12 до 15 тыс. рублей.