Бюджетное обучение это как

Как поступить на бюджет в колледж и после колледжа

До 2015 г. многие ученики поступали в колледжи после 9 на бюджет, так как профессиональное образование рассматривалось как первый курс бакалавриата. В результате выпускников таких заведений по льготной программе принимали в институт. Однако? ситуация изменилась. С 2016 г. все выпускники профессионально-технических заведений поступают на первый курс ВУЗа, только вместо ЕГЭ они проходят собеседование или сдают краткий тест.

Поступление в колледж после 9 классов на бюджетное место

Во многих школах, начиная с 9 класса, проводят тесты на определение способностей и выбор профессии. Если ученик определился с профессией, например, поступить в строительный колледж на бюджет после 9 класса, то большинство образовательных заведений определённого уровня аккредитации с 1 марта объявляют набор учеников.

Для поступления не ранее 20 июня в колледж нужно подать пакет таких документов:

• Паспорт;
• Результаты ЕГЭ;
• Оригинал аттестата о получении неполного образования;
• Заявление (пишется непосредственно в комиссии при сдаче документов);
• Страховой полис;
• Шесть фотокарточек стандарта 3х4;
• Справку №086/у.

Зачислить в колледж после 9 класса на банковское дело бюджет могут по результатам ЕГЭ. Однако, многие заведения устраивают для своих абитуриентов, если те хотят поступить именно на бюджет, дополнительные экзамены: контрольную или диктант. На бюджетное место зачисляют тех учеников, у кого в аттестате нет 3 и хорошая успеваемость.

Экзамены для поступления сдаются в школе по следующему принципу: русский язык (обязательно), предмет по специальности.

Учеников в колледжи на парикмахера после 9 класса на бюджет принимают на срок обучения от 2 лет. По другим специальностям временные рамки образования могут составлять до 4 лет.

Поступление в колледж после 11 класса на бюджет

Поступить в колледж после 11 на бюджет можно достаточно просто. Необходимо собрать и предоставить в приемную комиссию, которая начинает работать с 20 июня, пакет документов.

ВАЖНО! С 1 марта все образовательные заведения оглашают о количестве мест на определённую специальность.

Документы для поступления следующие:
• Заявление (пишется в комиссии);
• Копия паспорта и документов, которые удостоверяют личность;
• Оригинал документа о полном окончании школы;
• Четыре фотографии стандартного размера 3х4.

Поскольку профессиональное образование признано общедоступным, то ЕГЭ сдавать не обязательно. Колледж может зачислить ученика по результатам школьных испытаний или для бюджетников устроить устный экзамен или собеседование. Бесплатное место с правом получения стипендии получают ученики, в чьём аттестате нет 3 и высшие оценки.

ВАЖНО! Рекомендуем сдать ЕГЭ, если вы планируете поступить после колледжа в институт на бюджет и получить высшее образование. Некоторые институты требуют результатов тестов, хотя они не являются обязательными для выпускников колледжей.

Колледжи Москвы после 9 класса с бюджетными местами

Cтоит отметить, что не все заведения имеют бесплатные места. Поэтому о количестве выделенных мест на бесплатное обучение после 9 классов стоит уточнять в конкретном заведении.

Среди профессионально-технических заведений, которые ежегодно на бесплатные места принимают выпускников после 9 классов, выделим:
• Колледж архитектуры, дизайна №26;
• Колледж «Подмосковье»;
• Колледж архитектуры и градостроительства;
• Колледж индустрии гостеприимства №23;
• Колледж связи №54;
• Московский областной колледж инновационных технологий;
• Строительный техникум №30.

На территории других областей количество колледжей отличимое, однако, школьник после 9 классов имеет широкий выбор учебных заведений.

Колледжи после 11 классов с бюджетными местами

Сегодня на территории России расположено свыше 3000 колледжей, которые принимают на бесплатное обучение выпускников 11 классов. Из них 170 колледжей в Москве и области, 80 в Санкт-Петербурге. Остальные распределены по другиv областяv и крупныv городаv.

Можно ли поступить на бюджет в институт после колледжа

Согласно нормам Закона РФ «Об образовании» все выпускники колледжей, которые учились на бесплатной основе, имеют право получить высшее образование также бесплатно. Это значит, что бесплатно окончить институт после колледжа можно, но не на оборот. Если вы после университета или института хотите поступить в техникум или училище на бюджетное место, предварительно получив образование высшего уровня, второе обучение будет платным.

Возможно Вас заинтересуют:

  • Отсрочка после колледжа
  • Поступить без егэ
  • Какие документы нужны для поступления в вуз
  • Куда пойти со школьного двора или есть ли льготы при поступлении в ВУЗ?
  • Вспоминайте иногда вечного студента или как поступить в ВУЗ после колледжа
  • Когда не по душе диплом или можно ли поступить в колледж после колледжа
  • Колледж после армии, или армия после колледжа
  • Как поступить в военное училище после 9 и 11 класса: советы парням и девушкам
  • Что делать, если не поступил в колледж
  • Что делать, если не поступил в ВУЗ на бюджет, а денег нет

Какие документы подавать в вуз на платное?

Список документов на платное отделение тот же, что и на бюджет. Важный нюанс – присутствие совершеннолетнего плательщика, на которого будет заключен договор оплаты. Если вы заморачиваетесь с налоговым вычетом или материнским капиталом, то пусть договор заключает тот, кто рассчитывает на этот маневр. Какие документы подавать в вуз на платное:

  1. Паспорт+копия / справка о потере паспорта
  2. Аттестат ИЛИ копия / заверенная копия аттестата, если на руках нет оригинала*
  3. Справки о льготах / квотах
  4. Справка 086у / её копия (если вузу надо)
  5. Нотариальная доверенность (если подают доки третьи лица)
  6. Заявление о приёме (дают заполнить в вузе)**
  7. Согласие на зачисление (дают заполнить в вузе, если вы согласны себя зачислить)*

*Можно ли поступить по копиям документов? ДА. Только на платную форму обучения можно поступить (то есть быть зачисленным по приказу) по копиям аттестата! Это разрешено законом для того, чтобы студент мог попробовать поступить на бюджет в новом году, не отчисляясь из текущего вуза.

**На платную форму обучения вы пишете отдельное заявление о приёме. Получается, что на платку свой конкурс и бумажки, а бюджет – свой.

Наша статья дает пять простых и доступных каждому разъяснений, как не упустить шанс поступить на бюджет

Ежегодно Министерство образования и науки Украины меняет требования для поступающих в высшие учебные заведения. Разобраться во всех тонкостях вступительной кампании не всегда могут даже сами ВУЗы, что уже говорить об абитуриентах и их родителях, на которых еще и традиционно ложатся хлопоты по сдаче ЗНО, подготовке последнего звонка, выпускного и многое другое.

Незнание законов, как говорится, не освобождает от ответственности. И, если Вы сделаете ошибку в выборе специальности или ВУЗа, то вернуть что-то может быть уже поздно, тем более особое внимание всегда приковано к заветным бюджетным местам, поступить на которые стремятся все абитуриенты, и количество которых жестко регулируется Министерством.

Мы даем пять простых и доступных каждому разъяснений, как не упустить шанс поступить на бюджет.

Первым и главным условием подачи документов для поступления на любую форму обучения является соответствие перечня предметов ЗНО тому перечню, который утвержден ВУЗом для выбранной Вами специальности. Казалось бы, простая истина, но по сравнению с прошлым годом на ряде специальностей был изменен перечень предметов на некоторых специальностях. Например, обязательное ЗНО по математике было заменено историей Украины, а математика, которая всегда пугала абитуриентов, была отнесена в разряд дисциплин по выбору. Например, такие направления как строительство (специальности промышленное и гражданское строительство, городское строительство и хозяйство, водоснабжение и водоотведение, теплогазоснабжение и вентиляция), геодезия, картография и землеустройство, нефтегазовая инженерия и технологии, садово-парковое хозяйство, транспортные технологии, гражданская защита, гидротехника, которые являются популярными среди абитуриентов в Харьковском национальном университете городского хозяйства имени А.Н. Бекетова, обязательное ЗНО по математике было заменено ЗНО по истории Украины. Совет номер один – просмотрите внимательно перечень ЗНО для специальности, которую Вы для себя выбрали, если этот перечень совпадает Вы можете подавать документы. Перечень предметов ЗНО для различных специальностей можно посмотреть здесь: Перечень ЗНО

Второе, что делать, если ЗНО все-таки не подходят. Не стоит паниковать. В большинстве случаев возникает проблема у абитуриентов, которые сдавали математику в качестве второго обязательного предмета. В этом случае можем рекомендовать Вам специальности электротехника, электроэнергетика и электромеханика, экономика и предпринимательство, экономика и организация бизнеса, учет и аудит, менеджмент, где как раз вторым обязательным является математика.

Третий совет для тех, кто не имеет третьего профильного ЗНО вообще. Это могло случиться по разным причинам: сдали ЗНО по другому предмету, который теперь не подходит в комплексе на выбранную специальность, плохо подготовились к одному из предметов и так далее. В этом случае рекомендуем посмотреть возможность поступления на специальность, где требуется два ЗНО, например, архитектура в Харьковском национальном университете городского хозяйства имени А.Н. Бекетова. В качестве третьего предмета Вы будете сдавать внутренний экзамен (творческий конкурс — рисунок), который будет проходить с 18 по 26 июля.

Четвертый совет – для абитуриентов, которые имеют только два ЗНО, по описанным выше причинам – поступление в Жилищно-коммунальный или Электромеханический колледжи Харьковского национального университета городского хозяйства имени А.Н. Бекетова. Преимущества – большое количество бюджетных мест, возможность поступить на бюджетную форму обучения даже на такие престижные специальности, как туризм и гостинично-ресторанное дело. Поступление в Университет городского хозяйства сразу на второй или третий курс на ускоренную форму обучения после окончания колледжей без ЗНО. Информацию о поступлении в колледжи можно посмотреть здесь: Жилищно-коммунальный (гиперссылка http://gkt.kname.edu.ua/index.php/uk/) и Электромеханический колледжи (гиперссылка http://emt.kname.edu.ua/index.php/uk/#)

Пятый совет – рассматривая возможность поступления только на бюджет, обращайте внимание больше на технические специальности, так как количество бюджетных мест здесь выше, например, электротехника, электроэнергетика, электромеханика, строительное направление, экология, транспортные технологии, геодезия, картография и землеустройство, архитектура. Но не забывайте, что Министерство выделяет бюджетные места только после окончания приема документов и не на ВУЗ, а под каждого абитуриента, который имеет высокие баллы. Чем больше абитуриентов подали заявления в тот или иной ВУЗ и чем выше их баллы, тем большее количество бюджетных мест будет выделено. Поэтому, рассматривайте более престижные ВУЗы. Так по некоторым специальностям в Харьковском национальном университет городского хозяйства имени А.Н. Бекетова было добавлено количество бюджетных мест к тем, которые были заявлены на старте приемной кампании 2016 года. А в ряде ВУЗов, которые изначально обещали абитуриентам бюджет, бюджетные места были переданы другим, которые обеспечивают более высокое качество образования.

Надеемся, что наша статья помогла Вам сделать правильный выбор.

Если у Вас возникнут вопросы – можете воспользоваться центром консультации абитуриентов Харьковского национального университета городского хозяйства имени А.Н. Бекетова: (057) 707-33-26, Viber +380956911468

Гуманитариям добавят бесплатных мест

Игорь Черняк, «АиФ»: Валерий Николаевич, одиннадцатиклассники уже вовсю готовятся к поступлению в вузы. Однако на некоторые специальности остаётся буквально по 3-4 бюджетных места после льготников. А гуманитарные факультеты в последние годы и вовсе регулярно сокращали бесплатный приём. Ситуация не изменится?

Валерий Фальков: Изменится. Утверждённые в 2019 году цифры приёма в вузы для абитуриентов нынешнего года выросли больше чем на 5 тысяч мест. Так что у тех, кто окончит школу в этом году, будет больше шансов поступить в вузы. И далее вплоть до 2024 года запланирована существенная прибавка: по несколько десятков тысяч бюджетных мест каждый год. В деньгах это почти 70 миллиардов рублей до 2024 года. Со следующего года принцип будет такой: одно бюджетное место на двух выпускников школы. Это максимально возможная гарантия государства. Иначе не будет конкурса, и мы автоматически получим проблемы с качеством образования.

Поменяется и структура распределения мест. Ведь увеличение, действительно, произошло в основном в таких областях, как инженерное дело, технологии, технические науки (на 45%), образование, педагогические науки (на 13%), науки об обществе (на 11%).

Гуманитарное образование — это передача культурного кода, определенная культурно-историческая матрица государства. И если мы не поддерживаем лингвистику, филологию, историю, археологию, рано или поздно это обернется большой трагедией. — Валерий Фальков

— Юристов и экономистов снова вернёте?

— Мы, конечно, постараемся соблюсти разумный баланс между «лириками» и «физиками», между гуманитарным, техническим и естественнонаучным знанием. Было много нареканий, что в конце девяностых — начале нулевых случилось перепроизводство юристов и экономистов, что, кстати, при более глубоком проникновении в суть вопроса выглядит не совсем уж трагично. По сути, юридическое и экономическое образование — это универсальный навык, который необходим людям, работающим в самых разных областях. Недаром изначально во всех университетах мира традиционно было три факультета: богословский, юридический и медицинский. Одни изучали высшие материи, другие — как организовано общество, третьи — человека. В нулевые годы начался крен в другую сторону: количество мест на технические, инженерные специальности и направления стали увеличивать. В итоге мы порой имеем по 3-5 бесплатных мест в магистратуре по филологии, практически не имеем бесплатных мест, к примеру, на журналистику в ряде университетов. А ведь гуманитарное образование — это передача культурного кода, определенная культурно-историческая матрица государства. И если мы не поддерживаем лингвистику, филологию, историю, археологию, то рано или поздно это обернется большой трагедией. Кто будет платить за то, чтобы быть филологом или историком? Это в большей степени призвание, чем профессия юриста или экономиста. Но без истории, филологии сложно представить развитое общество.

— Нельзя не согласиться…

— Что ещё получается, когда мы «зажимаем» гуманитарные науки? На эти специальности резко увеличивается конкурс. При этом выпускники с низкими баллами ЕГЭ идут на инженерное направление. Если абитуриент не знает на должном уровне математику и физику, почему государство должно инвестировать деньги в такую подготовку?

С девяностых произошло взросление общества. Теперь нет той безумной волны, когда все хотели стать юристами и экономистами. Есть полное понимание, что ты в первую очередь должен быть успешным. Вне зависимости от того, какую профессию ты выберешь. Поэтому у нас рост интереса и к педагогическому образованию, и к медицинскому.

С прошлого года разворачивается большая программа по капитальному ремонту вузов. Число выделяемых государством средств в этом году увеличится в 3,5 раза — с 6,5 млрд. рублей до 22 млрд. — Валерий Фальков

Сколько вузов выбирать?

— Эксперты считают, что денег, которые выделяются вузам, особенно в регионах, недостаточно: ветшают здания, устаревают лаборатории.

— С прошлого года разворачивается большая программа по капитальному ремонту вузов. Число выделяемых государством средств в этом году увеличится в 3,5 раза, с 6,5 млрд рублей до 22 млрд. Это отдельная ахиллесова пята — состояние зданий, сооружений, помещений. За год исправить ситуацию невозможно. Но, развернув последовательную программу, мы можем многого достигнуть. Особенно если будет поддержка еще региональных властей, и сегодня такие примеры становятся реальностью.

— В последнее время все больше разговоров о том, что абитуриентам слишком хорошо живётся и 5 вузов, куда они могут подавать документы для поступления, — это много. Есть ли планы сократить или будете стоять на прежних позициях?

— Та практика, которая сегодня есть, зарекомендовала себя неплохо. Относительно расширения мысли есть, но готового решения пока нет. Если это будет в интересах абитуриентов, мы обязательно его примем. Сегодня на разных площадках обсуждается, как усовершенствовать правила приёма в вузы. Основной спор идет в части дополнительных баллов (сегодня абитуриент может получить до 10 баллов дополнительно за свои достижения — олимпиады, спортивные успехи и другие по решению вуза), количестве и качестве олимпиад, которые дают возможность внеконкурсного зачисления. Предлагается также задействовать портал госуслуг и прочие электронные сервисы, чтобы облегчить возможности для поступления.

Количество тех, кто обучается на очной форме за счет средств бюджета, значительно превосходит тех, кто обучается платно. В 2018-2019 учебном годах бесплатно учились 1 млн. 441 тыс. человек и 882,7 тыс. платно. — Валерий Фальков

— Многие вынуждены получать высшее образование платно. Но цены в ведущих вузах зачастую такие, что многие ребята едут в Европу, где учеба стоит примерно так же, а то и дешевле, чем у нас. И мы таким образом теряем свою молодежь. Нельзя снизить стоимость?

— Здесь опять же нужен разумный баланс. Если высшее образование будет стоить копейки, то и качество его станет соответствующим. С одной стороны, министерство не может жестко диктовать стоимость обучения. Есть только ограничения по нижнему пределу: ни один вуз не может установить стоимость обучения меньше, чем государство выделяет на подготовку такого же специалиста. К примеру, если государство подсчитало, что обучение физика стоит 100 тысяч рублей в год (в норматив входит оборудование, зарплата преподавателям и т. д.), а вуз предлагает обучить за 40, то возникает вопрос: какого физика там готовят? Верхней границы в нормативах нет. Чем престижнее университет и факультет, тем выше стоимость обучения. Таковы законы рынка, конкуренции. Однако нельзя допускать злоупотреблений по стоимости. У министерства как учредителя вуза есть для этого возможности. Мы можем рассмотреть, какова структура затрат на обучение. Поэтому, если выявим факты необоснованного завышения стоимости, конечно, будем реагировать. Стоимость обучения в популярных вузах России. Инфографика Подробнее

Формы обучения

Традиционные формы обучения (очная и заочная) сегодня существуют параллельно с относительно новыми – очно-заочной и дистанционной. Чем же отличаются друг от друга формы обучения в вузе?

Очная форма обучения

Очная форма обучения — это самый распространенный способ получения высшего образования. Форма обучения дневная подразумевает, что студент каждый день (за исключением выходных) посещает семинары и лекции в течение семестра, а затем сдает соответствующие экзамены. Студенты очной формы обучения могут учиться на бюджете и получать стипендию, а могут поступить и на платную форму обучения. Что значит очная форма обучения для юношей? Для них учеба на дневном отделении позволяет получить отсрочку от армии.

Очно-заочная форма обучения

Очно-заочная форма обучения подойдет для тех, кто хочет получать образование и при этом не увольняться с работы. Занятия проходят в выходные дни или в вечернее время, которые, соответственно, принято называть «группа выходного дня» или «вечернее обучение».

Вечерняя форма обучения подразумевает, что не только обучение, но и экзамены сдаются в нерабочее время. Нередко при вечернем обучении занятия проводятся не каждый день, а, например, 3 раза в неделю по 3 пары.

Что значит форма обучения в группе выходного дня? Занятия и экзамены проходят именно в выходные дни, что удобно для занятых на работе семейных людей. Учиться так довольно тяжело, зато качество этой формы обучения в институте выше, чем, к примеру, на заочном отделении, ведь студенты контактируют с преподавателем напрямую.

Заочная форма обучения

Заочная форма обучения — это довольно самостоятельный способ учебы. Прием на заочную форму обучения подразумевает, что студент приезжает на установочную сессию, получает задание и список литературы, самостоятельно готовится в течение определенного времени и затем сдает экзамены преподавателю. Специальности заочной формы обучения могут быть самые разные, но вне зависимости от этого, сессия будет проходить два раза в год.

Многие работодатели считают, что заочная форма обучения в вузе не отличается качеством образования, поэтому часто ее выбирают для получения второго высшего образования.

Дистанционная форма обучения, которая считается разновидностью заочной формы обучения, подразумевает, что студент с преподавателем общается с помощью сервисов сети Интернет: специализированных систем дистанционного обучения, электронной почты, чатов, видео-конференций и т.д. Основное преимущество такой формы обучения в том, что дистанционно получить образование могут жители любых городов, не выезжая из дома. Кроме того, можно получить диплом вуза Москвы из любого субъекта России. Приверженцев этой формы обучения с каждым годом становится все больше.

Очная и заочная форма обучения, так же, как и очно-заочная форма обучения, могут быть как бесплатными (выделяются бюджетные места), так и платными.

Понятие «сокращенная форма обучения» законодательно не предусмотрено, однако многие вузы идут навстречу студентам и после первой сессии, при условии успешной ее сдачи, могут перевести на следующий курс. Поэтому по факту и очно, и заочно, сокращенная форма обучения существует.

Как проходит заочное обучение?

Перед тем, как выяснять, куда можно поступить на бюджет заочно, не помешает получить общее представление о принципах организации заочного обучения. Учебный процесс включает в себя следующие основные этапы:

  1. Установочная сессия. В первый раз она проводится отдельно от экзаменационной, впоследствии – как правило, совмещается с ней. Во время установочной сессии преподаватели начитывают студентам лекции по предметам, которые они должны изучить в этом семестре. Поскольку длится такая сессия не больше 3-4 недель, дать весь материал они не успевают – скорее, задают направления, в рамках которых студенты впоследствии обучаются сами. Во время первой установочной сессии также происходит знакомство студентов друг с другом и с преподавателями, решаются основные организационные вопросы.
  2. Самостоятельная подготовка. В течение нескольких месяцев до следующей сессии студенты изучают дисциплины, которые нужно сдать в текущем семестре. Процесс самостоятельной учебы включает в себя чтение учебников, выполнение практических заданий, подготовку контрольных работ – все зависит от предмета и преподавателя. Обычно контрольные нужно сдать незадолго до сессии, но по некоторым дисциплинам может понадобиться выполнять какие-либо работы и отчитываться об этом и в течение межсессионного периода. Подготовка курсовых работ предполагает частое общение с научным руководителем (в том числе, в удаленном формате).
  3. Экзаменационная сессия. Ее основное назначение – проверить качество освоение материала студентами. В нее включены зачеты и экзамены, и она, как уже было сказано, объединяется с установочной сессией на новый семестр. Например, утром учащиеся могут сдавать экзамены и зачеты, защищать курсовые работы, а вечером – слушать лекции, посещать лабораторные занятия и семинары. Если какие-то экзамены или зачеты не удается сдать с первого раза, то допускается ограниченное количество пересдач (или студента отчисляют).

Завершается учеба (при условии успешно пройденных сессий) сдачей государственных экзаменов и защитой дипломной работы.

Можно ли перевестись с очного на заочное, оставшись на бюджете?

Бывает так (особенно начиная с третьих курсов), что студенты, которые учатся на очном, хотят получить больше свободного времени. Чаще всего – на то, чтобы начать работать по специальности. Соответственно, возникает логичная мысль перевестись на заочное отделение, и вопрос о том, можно ли учиться заочно бесплатно в таком случае.

Все зависит от конкретного вуза. Многие учебные учреждения идут навстречу своим студентам и дают им такую возможность. Однако необходимо учитывать, что для этого специальность должна быть представлена на заочном отделении. Если вуз обучает кадры по ней только на дневном – придется все же доучиться оставшиеся годы с ежедневным посещением занятий.

В ин­сти­ту­те ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, ма­те­ма­ти­ки и ме­ха­ни­ки (ИИТММ) по всем на­прав­ле­ни­ям под­го­тов­ки ве­дет­ся обу­че­ние как на бюд­жет­ной (бес­плат­ной) ос­но­ве, так и на вне­бюд­жет­ной (плат­ной) ос­но­ве. Ин­фор­ма­цию о при­е­ме по до­го­во­рам об ока­за­нии плат­ных об­ра­зо­ва­тель­ных услуг мож­но най­ти в ма­те­ри­а­лах при­ем­ной ко­мис­сии те­ку­ще­го года по ссыл­ке .

Аби­ту­ри­ен­тов и их ро­ди­те­лей ча­сто ин­те­ре­су­ет во­прос: сту­ден­ты бюд­жет­ной и вне­бюд­жет­ной форм обу­ча­ют­ся по оди­на­ко­вым про­грам­мам? Или для вне­бюд­жет­ных сту­ден­тов су­ще­ству­ют от­дель­ные про­грам­мы обу­че­ния?

За­щи­та ква­ли­фи­ка­ци­он­ной ра­бо­ты, сту­дент ПИ (вне­бюд­жет)

Как пра­ви­ло, вне­бюд­жет­ные сту­ден­ты вли­ва­ют­ся в груп­пы бюд­жет­ных сту­ден­тов и обу­ча­ют­ся вме­сте по еди­ной про­грам­ме. Ис­клю­че­ни­ем яв­ля­ют­ся сту­ден­ты на­прав­ле­ния «При­клад­ная ин­фор­ма­ти­ка», ко­то­рые со­став­ля­ют от­дель­ную груп­пу и обу­ча­ют­ся по спе­ци­аль­ной про­грам­ме.

В рам­ках вне­бюд­жет­ной де­я­тель­но­сти ин­сти­тут ИТММ раз­ра­бо­тал и успеш­но ре­а­ли­зу­ет уни­каль­ную об­ра­зо­ва­тель­ную про­грам­му «При­клад­ная ин­фор­ма­ти­ка (в ин­фор­ма­ци­он­ной сфе­ре)».

Про­грам­ма на­прав­ле­на на под­го­тов­ку ИТ-спе­ци­а­ли­стов для де­я­тель­но­сти по ак­ту­аль­ным на­прав­ле­ни­ям при­ме­не­ния со­вре­мен­ных ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Осу­ществ­ля­е­мая при этом под­го­тов­ка но­сит ком­плекс­ный ха­рак­тер, обес­пе­чи­вая воз­мож­ность вы­пуск­ни­кам про­грам­мы вы­би­рать на­прав­ле­ния про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти с уче­том сво­их ин­те­ре­сов и по­же­ла­ний.

В об­ра­зо­ва­тель­ной про­грам­ме ор­га­нич­но со­че­та­ет­ся клас­си­че­ское уни­вер­си­тет­ское об­ра­зо­ва­ние и прак­ти­че­ская тех­ни­че­ская под­го­тов­ка:

  • в про­цес­се обу­че­ния да­ют­ся ин­же­нер­ные зна­ния, необ­хо­ди­мые спе­ци­а­ли­сту, об­слу­жи­ва­ю­ще­му ин­фор­ма­ци­он­ные си­сте­мы;
  • изу­ча­ют­ся об­щие фун­да­мен­таль­ные ос­но­вы есте­ствен­ных наук, поз­во­ля­ю­щие спе­ци­а­ли­сту сво­бод­но ори­ен­ти­ро­вать­ся в со­вре­мен­ном со­сто­я­нии и тен­ден­ци­ях раз­ви­тия но­вых ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий;
  • при­об­ре­та­ет­ся до­ста­точ­ный объ­ем тео­ре­ти­че­ских зна­ний из об­ла­сти управ­лен­че­ских наук, что поз­во­ля­ет про­ек­ти­ро­вать ори­ги­наль­ные тех­но­ло­гии об­ра­бот­ки дан­ных и зна­ний для кон­крет­ных ор­га­ни­за­ций;
  • по­дроб­ное изу­че­ние ос­нов­ных раз­де­лов ком­пью­тер­ной ма­те­ма­ти­ки дает в рас­по­ря­же­ние спе­ци­а­ли­ста ма­те­ма­ти­че­ский ап­па­рат, поз­во­ля­ю­щий ему осо­знан­но и це­ле­на­прав­лен­но кон­стру­и­ро­вать (мо­де­ли­ро­вать) кон­крет­ные ин­фор­ма­ци­он­ные си­сте­мы для прак­ти­че­ской ре­а­ли­за­ции но­вых ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий.

Кто придумает вкусную морковку?

— Вы возглавили нацпроект «Наука». Что даст его реализация простому человеку, нашим читателям, например?

— Практическим результатом нацпроекта должно быть улучшение жизни людей. Для каждого — в своем конкретном измерении. К примеру, если человек увлекается садоводством, создание новых сортов томатов, огурцов, морковки с лучшими вкусовыми качествами — это и есть практическое воплощение нацпроекта, понятное большинству российских любителей огородов и садов. А для этого необходимо реализовать мощнейшую федеральную научно-техническую программу по развитию генетических технологий. Для этого — организовать большие коллективы ученых, сформулировать задачи и обеспечить ресурсами исследования. Генетические технологии — это один из приоритетов в науке не только в России, но и в мире. Мы здесь должны быть на передовой, поэтому такая программа вошла в национальный проект. Генетические технологии касаются не только сельского хозяйства. Они необходимы в медицине, даже в промышленной микробиологии, когда разрабатываются компоненты, позволяющие разлагать нефть, работать с пластиком и так далее. Отдельное направление — строительство и модернизация судов для изучения Мирового океана. Все понимают сегодня значение ядерной физики и роль России в развитии ядерной энергетики. Создаётся сеть уникальных установок класса «мегасайенс». Направлений много. Результаты могут быть самыми разными, от фундаментальных, когда учёные смогут объяснить те или иные аспекты существования Вселенной, до появления новых материалов. Это может быть новая удочка, лопата для тех же садоводов. Или новый сплав для производства автомобилей. Наука должна существовать не ради себя, она должна давать конкретные практические результаты для экономики. Пока что взаимодействие университетов, науки и индустрии даётся непросто. Но мы к этому идем.

— Как вы будете выстраивать отношения с научными институтами, Академией наук?

— Академия для министерства — стратегический партнер. Объединившись и найдя точки соприкосновения, не воспринимая друг друга как конкурентов и не используя недобросовестные практики, мы можем достигнуть гораздо большего. Да, борьба с фальшивыми диссертациями, платными липовыми научными публикациями необходима. Это идет на пользу, на оздоровление науки. Важно здесь избежать злоупотреблений, чтобы мнимая борьба с лженаукой не стала инструментом сведения счетов друг с другом и недобросовестной конкуренции в научной среде. И разобраться в этом порой нелегко. Но, думаю, мы справимся.