Чеченские тукхумы

Герб Республики Ичкерия. Девять звёзд символизируют девять чеченских тукхумов.Флаг Общенационального конгресса чеченского народа. Звёзды символизируют девять чеченских тукхумов.

Список чеченских тукхумов и тайпов — список территориальных и военно-политических союзов — тукхумов, а также некоторых входивших в их состав или самостоятельных родоплеменных объединений, составлявших/составляющих чеченский народ, — тайпов, гаров и некъий (информацию о более мелких группах — ца и доьзал — см. в статьях об отдельных тайпах). Подобные объединения прослеживаются со времён зарождения чеченского этноса и до настоящего времени сохраняют своё значение. Войны с царской Россией, интеграция в социалистическое общество СССР, депортация, попытки самоопределения, возрождение ислама в постсоветское время, религиозно-политическое движение, направленное на создание Кавказского эмирата, — вся эта череда событий и конфронтаций внесла значительные изменения в общественно-социальное устройство чеченского общества, также затронув структуру различных тукхумов и тайпов.

С периода средневековья и до наших дней продолжаются изменения в тайповой организации. В середине XIX века чеченское общество состояло примерно из ста тридцати пяти тайпов, три четверти которых были объединены в девять союзов-тукхумов:18-19; в наши дни насчитывают до 100—110 так называемых «горных» и 60—70 «равнинных тайпов». Численность чеченцев в России, согласно переписи 2002 года, — 1 360 253 человека; помимо этого, некоторая часть чеченского народа проживает за пределами РФ. С периода образования тайпов не прекращалось расселение чеченцев за пределы «родных» районов Чечни и в других регионах, в результате чего сегодня в некоторых чеченских населённых пунктах можно встретить представителей десятков различных тайпов.

Терминология и оформление: Тукхумы, тайпы, гары и некъий представляют из себя самобытные формы чеченских «вольных обществ» или их объединений. «Вольное общество» — многосложный термин, в который разные исследователи Кавказа могут вкладывать разное содержание — так, в дореволюционной литературе термин «общество» употреблялся как синоним общины, также под «обществом» подразумевалась группа сёл. Даже среди самих чеченцев, проживающих в разных районах Чечни, данный термин может восприниматься немного по-разному, поэтому, например, чёткое отделение тайпа от гара (ветви тайпа) может быть несколько условным. Идентификация некоторых средневековых поселений вайнахов и сопоставление их с современными населёнными пунктами также может быть спорной. Ниже приведённые списки тайпов (гаров, некъий) снабжены следующими примечаниями: А — средневековые и современные тайпы, по А. Адисултанову. М — основные тайпы, по М. Мамакаеву. С — исконные тайпы (гары или некъий), а также тайпы, представители которых переселились на территории других тукхумов, по А. С. Сулейманову:397.

Общая таблица этнонимов

Аккий

Представители тукхума Аккий (чеч. Аьккхий) обычно именуются аккинцами (чеч. аьккхий, аренан-аьккхий — «равнинные аккинцы»), у кумыков и русских также употребляется наименование ауховцы. Современные исследователи (А. А. Адисултанов, Ю. А. Айдаев) предполагают, что в XVI—XVII веках аккинцы сформировались как этногруппа в Терско-Сулакском междуречье, их средневековые области расселения соответствуют современным Новолакскому, Хасавюртовскому, Бабаюртовскому и Казбековскому районам Северного Дагестана, там же проживает большая часть современных аккинцев. Представители тукхума в основном используют аккинский диалект чеченского языка, численность в России, согласно переписи 2002 г., — 218 человек (из них в Дагестане 116 человек). В 1963 году аккинцами назвали себя около 28 тыс. человек; по всей видимости, уменьшение численности этой этногруппы к 2002 году связано с тем, что многие аккинцы не выделяют своей этнической самостоятельности и просто называют себя чеченцами.

Историческое деление
В XVI—XVII вв. формируется вайнахское этнотерриториальное сообщество Аккий в составе двух раздельно селившихся обществ, каждое из которых состояло из нескольких тайпов.
Аккий
Терско-Сулакское междуречье
Пхьарчхой
область Пхьарчхошка-Аьккха
селения тайпов, проживавших смешанно
ГIачалкъой
область ГIачалкъа-Аьккха
Шарой
область Шарой-Мохк
селения: Бухне, Ээраш
Шебарлой
область Шебарлой-Мохк
селение: Шебарлой-Эвла
Чонтой
область Чонтой-Мохк
селение: Чонтой-Эвла
С сер. XVIII — нач. XIX вв. в ходе Кавказских войн часть общества Пхьарчхой и всё общество ГIачалкъой уничтожены. Тайп уничтожен, остатки слились с другими аккинцами и кумыками. Часть уничтожена, часть переселилась
в земли Пхьарчхой.
XX век Имеют своих представителей в тайпе Пхарчхой. Тайповая организация чонтойцев сохранилась.
Название Родовые центры
АккойС Iаккой 1. Юрт-Аух
БарчхойМ, С Барчхой 3. Барчхой
БонойС Боной’ 4. Банайюрт
ВяппийМ, С Ваьппий 5. Юрт-Аух
ГулойС ГIулой
ЖевойМ, С Жевой 7. Акташ-Аух
ЗандакойМ, С За́ндхой
ЗогойМ, С ЗIогой
КевойС Кевой
КушкашС Кушкаш
КавстойС Къовстой
МеркхойС Меркхой
НоккхойМ, С Ноккхой Юрт-Аух
ПхарчойМ Пхьарчой
ПхарчхойА, М, С Пхьарчахой 16. Акташ-Аух
ЧонтойА, С Чонтой 20. Чонтой-ЭвлаА
ЧхаройС Чхарой
ШинройС Шинрой
ОвршойС Овршой
ЧунгройС Чунгрой

Малхий

Тукхум чеч. Маьлхий исторически был расселён в бассейнах рек Меше-Хи и Баста-Хи, левых притоков Аргуна:90.

Список тайпов тукхума
Название Изначальное место
расселения
Родовые центры
Амхой Iамхой Ами
Бастий БIаьстий Басты
Бенастхой БIаьнастхой Бенсаты
Икалчхой Икалчхой Икалчу
Италчхой Италчхой Италчи
Комалхой Куомалхой Комалхи
Коратхой Кхуоруоттахой Коротах
Мешихой Мешиехой Меши
Тертхой ТертгIой Терте
Саханахой Сахьанахой Саханой
Жархой ЖIархой Джари
Кеганхой КIаьганхой Кегани
Цайн-Пхедхой Ц1айн-Пхьедхой Цой-Педа

Нохчмахкахой

Тукхум Нохчмахкахой (чеч. Нохчмахкахой) территория исторического расселение тукхума Нохчмахкахой соответствуют современным Шалинскому, Курчалоевскому, Ножай-Юртовскому и Веденскому районам Чечни.

Название Родовые центры
Айткхаллой Айткхаьллой 1. Регита (Айткале)
Алерой Іалларой 2. Аллерой
Бийтарой Бийтарой
Белгатой Белгlатой 3. Белгатой
Беной Беной 4. Беной
Билтой Билтой 5. Бильты
Гендаргеной Гендарганой 6. Гендерген
Гордалой ГІордалой 7. Гордали
Гуной Гуной 8. Гуни
Зандакой

Ишхой

Зандукъой

Ишхой

9. Зандак

10. Ишхой-Хутор, Ишхой-Юрт,

Бетти-Мохк

Курчалой Курчалой 11. Курчалой
Сесаной Саьсаной 12. Саясан
Харачой Хорчой 13. Харачой
Центорой ЦІонтарой 14. Центарой
Чермой Чермой 15. Махкеты
Ширдий Ширдий 16. Шерды-Мохк
Шуоной Шуоной 17. Шуани
Эгашбатой ЭгIашбатой 18. Агишбатой
Энакалой Аьнакхаьллой 19. Эникали
Энгеной Энгеной) 20. Энгеной
Эрсеной Аьрсаной 21. Эрсеной
Ялхой 22. Ялхой-Мохк

Орстхой

Название тукхума — Орстхой/Эрштхой/Арштхой (чеч. Аьрштхой), в русском языке его представители именуются ортсхойцы/ортсхоевцы или карабулаки. Данная этногруппа участвовала в этногенезе не только чеченцев, но и ингушей:44. Деление на тайпы (возможно, некоторые правильнее отнести к гарам или некъи):

Название Изначальное место
расселения
Родовые центры
БелхаройС Белхарой/Булгуч, Фярг, К1ориг некъи Белхара, Эги-Чож
ВиелхойС Виелхой Виелхой
Галай Галай Галанчож
ГандалойМ ГIандалой Гандалбос
Мержой/МерзкойМС Мержой Мереджи,
МужахойСМ Мужахой Мужахой
ХайхаройС Хьаьвхьарой Хайхарой
ЦечойМС ЦIечой/Г1арч, Буока, Г1ард, Эк1аж, Горчхан, Анастой Цечу ахкие
Ялхорой Йалхорой Ялхорой, Басары Ялхора

Терлой

Тукхум чеч. ТIаьрлой исторически был расселён в бассейне левых притоков реки Аргун (чеч. Орга), рек Никархойн эрк, Бархайн эрк

Список гаров тукхума
Название Изначальное место
расселения
Родовые центры

Гемерой Гимрой Гимарой
Басхой Бассахой Басхой
Кенахой Кхенахой Кенахой
Никарой Никарой Никарой
Ошний Оьшний Ошна
Сенахой Саьнахой Сенахой
Шундий Шундий Шунди
Элдаперой Аьлдапхьархой Эльдапхарой
Мештерой Мештарой Мештарой (вымер)
Горой Гуорой Гуорой
Геший ГІеший Геши
Тухой Тоьхой Тухой
Идахой Идахой Идахой
Арстахой Арстахой Арстахой
Желашкхой Желашкхой Джелашкхой
Бархой Бархой Барай
Бушной Боьшний Бошни
Боьртхой Боьртхой Бурты
Тонгахой Тонгахой Тонгаха
Моцарой Моцарой Моцарой
Дяхчарой Дяхчарой Дяхчара
Гизхой Гизхой Гиезаха

Оьтти

Чантий

Тукхум чеч. ЧIаьнтий исторически расселён в бассейне реки Чантий-эрк, территория соответствуют современному Итум-Калинскому району Чечни.

Список тайпов тукхума
Название Изначальное место
расселения
Родовые центры
Чантий ЧІаьнтий Тазбичи, Итум-Кале, Кокадой, Исхой, Херахо,
Зумсой Зумсой Зумсой
Хачарой Хьачарой Хачарой
Хилдехарой Хилдехьарой Хилдехарой

Чеберлой

Тукхум чеч. ЧIеберлой территория исторического расселение тукхума Чеберлой соответствуют современным Веденскому и Шатойскому районам Чечни.

Список тайпов тукхума
Название Изначальное место
расселения
Родовые центры
Ачалой Ачалой Ачалой
Басхой «Басхой» Басхой
Бегачерой Богачарой Богачарой
Боссой Буосой Босой
Бунхой Буной, Бооной Буни
Дай ДІай Дай
Желошкхой Желошкхой Желашхой
Ихорой Ихорой Ихорой
Кезеной Къоьзуной Кезеной
Кулинахой Куланхой Кулинахой
Макажой МакІажой Макажой
Нижалой Нижалой Нижелой
Нохч-Киелой Нохч-КІиелой Нохчкилой
Арсой Орсой или оьрсой Арсой
Ригахой Ригахой Ригахой
Садой Садой Садой
Тундукой Тундукъой Тундукой
Харкарой Хьаркъарой Харкарой
Хиндой ХІиндой Хиндой
Хой Хой Хой
Цикарой Ц1икарой Нашха Цикарой
Чубехкинарой Чубаьхкинарой Чубах-Кенерой

Шарой

Тукхум чеч. Шарой исторически расселён в верховьях реки Шароаргун.

Список тайпов тукхума
Название Изначальное место
расселения
Родовые центры
Шарой Шарой Шарой, Джогалдой, Джангулдо
Шикарой Шикъарой Шикарой, Икарой, Говалдой, Дукархой, Чехилдой,
Хакмадой Хьакмадой Хакмадой, Хашалдой,
Хуландой Хуландой Хуландой, Серчихой,
Химой ХІимой Химой, Босой,
Сандухой Сандухой Сандухой, Качехой, Кебосой, Мазухой, Даней,
Буттий Буттий Бути
Кеселой КІесалой Кесалой
Чейрой Ча-арой Чайры
Кирий Кирий Кири
Цесий Ц1есий Цеси

Шотой

Тукхум чеч. Шуотой историческая территория расселения тукхума соответствуют современному Шатойскму району Чечни.

Список тайпов тукхума
Название Изначальное место
расселения
Родовые центры
Борзхой Борзхой Борзой
Хаккой Хьаккой Хаккой, Шатой
Келой Келой Хал-Килой, Саной, Нуйхой, Ляшкарой, Сярбалой, Сатти, Урдюхой, Юкерч-Келой, Вярды,
Памтой Пхьамтой Памятой, Гуш-Керт, Бекум-Кале
Гаттой ГІаьттой Гаттин-Кале, Дех-Йисте,
Чинхой Ч1инхой Ушкалой, Сайрой, Конжухой, Бугарой, Башин-Кале, Гучум-Кале, Нихалой,
Вашандарой/Ваштрой Вашандарой/Ваштарой Вашандарой, Горгачи, Халкин, Зонах , Дуба-Юрт, Доч-Борз , Улус-Керт , Ярыш-Мярд
Мулкой Муьлкъой Мулкой, Харсеной,
Варандой Варандой Большие Варанды, Малые Варанды, Сюжи,
Мяршой/Мяршалой Маьршой/Маьршалой Мяршин-Кале, Мусолт-Аул,
Тумсой Тумсой Тумсой
Халгий Хьалг1ий Хани-Кале, Мускали,
Гухой Гухой Гухой

Тайпы, не входящие в тукхумы

Список тайпов не входящих тукхумы
Название Изначальное место
расселения
Родовые центры
Балой Балой Балой Дзурдзукой Зурзакъой
Кей Кей Кей-Мехк, Верхни-Кей, Нижний-Кей, Ердичу, Курахи, Авлахчу
Майстой МІайстой Пугой, Цекалой, Тугой, Васар-Кале
Нашхой Нашхой Моцкарой, Хайбахой, Тистрахой, Чармахой, Хилахой, Гой, Могусты
Пешхой Пешхой Пешхой
Лам-Аккий Лам-Аьккхий Акка, Хахалги, Гозуни, Бици, Зингали, Кереты, Вовга, Иттар-Кале, Орзум-Кале, Хеги, Тисты, Кежвинчу,
Вяппий Вяппий Вовга
Дишни Дишни Дишне-Мохк

Примечания

  1. Этнограф Т. А. Мазаева сообщает о существовании в Чечне в различное время до 160 тайпов и 11 тукхумов (Мазаева Т. А. Предисловие к книге Хожаев Д. Чеченцы в русско-кавказской войне. — Грозный, 1999).
  2. Не следует путать тукхум Аккий (аренан-аккинцев — «равнинных аккинцев») с тайпом Аккий (лам-аккинцев — «горных аккинцев»). Изначальные территории тукхума были расположены в северных районах Дагестана, а представители тайпа происходят из исторической области Лам-Акки в Чеченской республике.
  3. Историческая область проживания аккинского общества Пхьарчхой (Пхьарчхошка-Аьккха — «Акки общества Пхьарчхой»), позже называлась Ширча-Аьккха — «Старая Акка». Территориальные границы: нижнее течение р. Терек — западное побережье Каспия — предгорья Северного Дагестана — правобережье р. Аксай.
  4. В отличие от приведённых в таблице селений тайпов Шарой, Шебарлой и Чонтой, существовали селения пхьарчхоевских тайпов, проживавших смешанно:
    1) Равнинная часть междуречья р. Аксай и Сулак, близкая к предгорьям — Iандзле (в 10-12 км восточнее Бабаюрта), Ийпне (Адиль-Отар), Салехь-Эвла (Сивух), ГIазамне (Казьма-аул), Яркхе (Куруш), Йоккха-Бамт-юрт (Баматюрт), Бота-Юрт (Батаюрт), Сал-Юрт (Кандаураул), Уцийн-Хьасте (Муцалаул), Накхане/Накхе (Кокрек), Хаси-Эвла (Хасавюрт) и др.
    2) В предгорной части от р. Сулак до р. Аксай: Алтмарза-Юрт (Ново-Чуртах), Ширдой-ГIала (севернее Эндирей), Буьрсана (южнее Эндирей, на левой стороне р. Акташ), ГIазар-ГIала (Ново-Кули), Боний-Эвла (Новолакское), Кешне/Кешана (Чапаево), Морхан-Берде (восточнее Кешне), Ширча-Юрт (Калининаул), Пхьарчхошка (Ленинаул), МажгIар/МIарж (между Кешне и Ширча-Юрт) и др.
  5. Также называлась просто Аьккха.
  6. Историческая область проживания аккинского тайпа Шарой — «Земля тайпа Шарой», находилась на равнинных землях в низовьях р. Терек — по линии современных дагестанских селений Хамаматюрт—Бабаюрт—Татаюрт—Шава и вплоть до р. Терек.
  7. Исторические селения тайпа: Бухне — в районе современного города Кизляр, Ээраш — в районе Бабаюрта, также известно о третьем поселении шароевцев — в районе селения Шава.
  8. Историческая область проживания аккинского тайпа Шебарлой — «Земля тайпа Шебарлой», находилась к востоку и северо-востоку от современных дагестанских селений по линии Куруш—Костек—Казмааул—Сулевкент и до озера Акташского.
  9. «Село шароевцев», главное селение тайпа (период средневековья), другое название — Кунтий-Эвла, располагалось на месте современного села Костек.
  10. Историческая область проживания аккинского тайпа Чонтой — «Земля тайпа Чонтой», находилась между двумя рукавами р. Сулак и в районах севернее от них. Также земли между двумя рукавами р. Сулак, назывались аккинцами Шина-ГIайсе-юкъ («середина двух Койсу»), одноимённо с главным поселением тайпа.
  11. «Село чонтоевцев», главное селение тайпа (период средневековья), также называлось Шина-ГIайсе-юкъ («середина двух Койсу»), современное поселение — Чонтаул. Шина-ГIайсе-юкъ аккинцы называли и область между двумя рукавами р. Сулак.
  12. Одно из предположений, о происхождении названия, высказал профессор К. 3. Чокаев, считавший, что название Йалхой восходит к чеченскому «те, кто выплачивают подать, ясак» (Чокаев К. 3. Географические названия Чечено-Ингушетии. Архив ЧИИИСФ, ф. 1, оп. 1, д. 16.).
  1. 1 2 Вачагаев Майрбек. Современное чеченское общество: мифы и реальность. — Швеция: CA&CC Press® AB. журнал № 2, 2003. — С. 26.
  2. 1 2 Мамакаев М. А. Чеченский тайп в период его разложения. — Грозный, 1973.
  3. 1 2 Всероссийская перепись населения 2002 года. «Демоскоп Weekly» № 485-486. Архивировано 23 августа 2011 года.
  4. Исаева Т. А., Исаев С-А. А. Вопросы истории сельской общины чеченцев и ингушей (XVI—XVIII вв.). Общественные отношения у чеченцев и ингушей в дореволюционном прошлом (XIII — начало XX вв.). — Грозный, 1982, — с.45.
  5. 1 2 Адисултанов А. А. Акки и аккинцы в XVI—XVIII веках / Редактор И. А. Ирисханов. — Грозный, 1992.
  6. 1 2 3 4 Сулейманов А. С. Топонимия Чечни. — Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2006. (переиздание 1976—1985 гг.).
  7. Чеченцы: история и современность / Составление и общая редакция Ю. А. Айдаева. — М.: Мир дому твоему, 1996. — С. 196-198.
  8. В XIX в. чеченский воспитанник кадетского корпуса в чине ротмистра У. Лаудаев написал статью, где предполагал, что «чеченцы начали селиться на плоскость с начала XVIII столетия», но также в его тексте присутствует утверждение — «самое название «нахчой» имели первоначально только жители плоскости Чечни, то есть название это проявилось в конце XVII столетия» (Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Глава IV. Происхождение чеченского племени и его расселение. — Тифлис, 1872. — Вып. VI).
  9. Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения по регионам России. «Демоскоп Weekly» № 485-486. Архивировано 18 февраля 2012 года.
  10. Ахмадов Ш. Б. Чечня и Ингушетия в XVIII — начале XIX века. (Очерки социально-экономического развития и общественно-политического устройства Чечни и Ингушетии в XVIII — начале XIX века). — Элиста: АПП «Джангар», 2002.
  11. Одно из предположений, о происхождении названия, высказала этнограф Т. А. Мазаева, считавшая, что название ХІимой восходит к имени полумифического предка этого тайпа (Мазаева Т. А. Предисловие к книге Хожаев Д. Чеченцы в русско-кавказской войне. — Грозный, 1999).
  12. А.А. Айдамиров. Хронология истории Чечено-Ингушетии:. — 1991.

Мичахь ду дисан тайпаш? Шайн цадовзахь дерриг нохчи тайпаш, майазъе цахаьарг.

Литература

Ссылки

Портал «Чечня»

• Аккинцы (ауховцы, аьккхий, ококи) – потомки бывших жителей горного аула Аух, которые поселились на равнине в 17 в. В настоящее время проживают в Ачхой-Мартановском районе Чечни, Хасавюртовском и Новолакском (бывшем Ауховском) районах Дагестана. Численность – около 20 тыс. человек. Данный тукхум делился на ара-аьккхий (равнинные аккинцы – на западе Чечни) и лам-аьккхий (горные аккинцы – на востоке)

1. Барчахой

2. Вяппий (восток Чечни на границе с Дагестаном)

3. Жевой

4. Зогой

5. Ноккхой

6. Пхарчахой

7. Пхарчой

• Мелхинцы (мялхистинцы, маьлхий) – потомки той части орстхоевцев, которые осели в верховьях Аргуна (село Бамут). Там они смешались с местными жителями. До сих пор прослеживается деление на два слоя мялхистинцев: пришлый (потомки орстхоевцев) и коренной (потомки местных нахов). От других чеченских тейпов отличаются «культом поклонения женщине” и приверженностью суннитскому Ордену Кадирийа.

1. Амхой-Бястий (объединение)

2. Амхой (ю.з. район Чечни на границе с Хевсуретией и Ингушетией)

3. Бястий

4. Барчахой

5. Бенастхой

6. Джархой

7. Италчхой (Икалчхой)

8. Камалхой

9. Кеганхой

10. Коратхой (Кхоратхой)

11. Меший

12. Саканхой

13. Тератхой

14. Чархой

15. Эрхой

16. Юеганхой

• Нохчмахкахой (ичкеринцы, Нохчий-Мокх) – к этому тукхуму относится население этногенетического центра чеченского народа на ю.в. Чечни (Ичкерия) и вдоль Терека. Там распологался «мехк кхел» – «совет страны”.

1. Алерой – Шалинский и Ножай-Юртовский районы, 25 тыс. чел.

2. Айткхалой

3. Белгатой (древняя ветвь белттоевцев)

5. Билттой (Белтой ) – Ножай-Юротовский район

6. Гордалой

7. Гендаргеной – 25 тыс. чел., проживают в Надтеречном и Урус-Мартановском районах Чечни.

8. Гуной – тейп, смешанный с терскими казаками; гуноевцы проживают на с.в. Чечни.

9. Даттыхой

10. Зандакъой

11. Ихирхой

12. Ишхой

13. Курчалой

14. Сесанхой

15. Сингалхой

16. Харачой («пещера») – тейп, смешанный с русскими и черкесами.

17. Сонтарой (Центорой – от слова обозначающего «жрец”) – многочисленный тейп в Восточной Чечне. Делится на несколько гаров (Корни-некъе, Оки-некъе и др.), претендующих на роль самостоятельных тейпов.

18. Чартой – тейп миротворцев и посредников, имеющий, вероятно, горско-еврейское происхождение.

19. Чермой – переселенцы из горного села Майоты. Проживают в селе Мехкеты.

20. Ширди

21. Шуоной

22. Эгашбатой

23. Элистанжхой – Веденский район, село Хаттуни.

24. Энакхалой

25. Энганой – тейп шейхов (проповедников).

26. Эрсеной («эр бух» – «бык”) – 25 тыс. чел.

27. Ялхой (Ялхорой)

• Чеберлой – Самашки, Закан-Юрт, Алхан-Юрт.

1. Арстхой

2. Ачелой

3. Басой

4. Бегачерхой

5. Босой

6. Буни

7. Гулатхой

8. Дай

9. Желашкхой

10. Зуьрхой

11. Ихарой

12. Кезеной

13. Кири

14. Кулой

15. Лашкарой

16. Макажой

17. Нохчи-келой

18. Нуйхой

19. Осхарой

20. Ригахой

21. Садой

22. Салбюрой

23. Сандахой

24. Сиккхой

25. Сирхой

26. Тундухой

27. Харкалой

28. Хиндой

29. Хой («стражники”)

30. Цикарой

31. Чебяхкинхой

32. Черемахкхой

• Шарой («ледник”).

1. Дунархой

2. Жогалдой

3. Икъарой

4. Качехой

5. Кевасхой

6. Кинхой

7. Кири

8. Мазухой

9. Серчихой

10. Хашалхой

11. Химой

12. Хиндухой – остаток орстхоевцев, осевших в районе Галанчожа и смешавшихся с местным населением

13. Хихой

14. Хуландой

15. Хьакмадой

16. Чейрой

17. Шикарой

18. Цеси

• Терлой – в древности Терлой был очагом зороастрийцев-огнепоклонников и связан курдами.

1. Бавлой

2. Бешни

3. Жерахой

4. Кенахой (Кхенахой)

5. Мацархой

6. Никарой

7. Ошний

8. Санахой

9. Шюидий

10. Элтпархой

Тейп — это ячейка, где происходит целостное формирование мировоззрения личности.

Чеченский тейп или тайп (произносят по-разному, происхождение от нахск. слова «тайпа» — «род» ) — это классическая община людей, объединенная между собой территориально (один или несколько аулов) и кровными родственными узами по линии отца.

Каждая из общин имела общую землю и тейповую местность (гору), из названия которой складывалось имя тейпа (общины). Согласно чеченской номенклатуре с указанием тейпов, допустим, Харачой, — в переводе на русский означает «пещера», Хой — «стражники», Шарой — «ледник» и т.д.

В середине 19 века существовало 135 чеченских тейпов.

Сейчас тейпов гораздо больше (около 170). Условно они разделяются на ассимилированные (смешанные с другими народами) и чистые. К чистым относят общины чеченцев, исконно населявшие район около горы Нашхо. Сами себя чеченцы называют «нохчмакхой». Нашхо — это местность, этногенетический центр чеченцев чистой крови — средневековых нохчиматиенов, — в Чечне считается родиной образования чистых тейпов.

В ассимилированные тейпы вошли чеченцы, имеющие родство по крови с грузинами и терскими казаками, черкессами, аварцами, кумыками, русскими и другими народностями. Есть еще горные и равнинные тейпы, связанные с территорией нахождения организации.

Согласно одному из преданий чистые тейпы хранили, как ценную реликвию. Имена чистых тейпов были обозначены на котле из меди. По одной версии смешанные тейпы захватили медный котел и расплавили. По другой, — котел уничтожил имам Шамиль (утопил в Кезеной-Ам, разрубил на куски — версии разнятся) в собственных военных целях.

С учетом того, что в традиционном чеченском обществе близость по территории и кровному родству совмещается, то тейп резонней было бы определить родово-территориальным общественным устройством. По существу же тейп относится к группе, состоящей из нескольких родов, проживающих на одной территории. Члены тейпа по отношению друг к другу находятся в одинаковом статусном положении.

Выражаясь простым языком, тейп — это объединение людей, взаимосвязанных между собой близкородственными отношениями и определенной территорией. В современной Чечне существуют целые кварталы с выходцами из одного тейпа, называющими себя его именем.

Тейповые организации чеченского народа, как и семейные группы, предстают целостными устойчивыми образованиями, где каждый член организации стремится к поддержанию авторитета своего тейпа, его традиций, устоев, религиозных предписаний.

Уклонение человека от родовых установок осуждается членами тейповой организации, вызывая споры и сильные эмоциональные переживания.

Тейп — это ячейка, где происходит целостное формирование мировоззрения личности. Организация устанавливает и содействует поддержанию этикетных норм поведения, концентрируясь вокруг многопонятийного термина «оьздангала».

Например, нормы «оьздангала» предусматривают поведение чеченца во время беседы. Собеседнику следует ровно сидеть и внимательно слушать, нельзя вертеть головой и откидываться назад, не следует широко расставлять ноги, запрещается рассматривать женщин и т.д.

В нормы «оьздангала» входят определяющие понятия скромности и воспитанности, сдержанности, собранности, чистосердечия и обходительности.

В наше время большинство историков говорят о разложении тейповой структуры Чечни. Некоторые тейпы настолько разрослись, что стали забывать о своих первоначальных корнях. Старшее поколение чеченцев еще помнит то время, когда каждый представитель тейпа мог назвать порядка 20-ти своих предков.

Опросы современной молодежи Чечни показывают, что только 40-50% населения знает о своей принадлежности к тейпу.

Растущая тенденция незнания собственной родословной и истории не может не вызывать беспокойство. Для современного чеченского общества семейные и родовые связи продолжают играть важную роль в формировании единства народа.

Резкая реакция Рамзана Кадырова на поведение Ахметханова связана с его насмешками над режимом карантина, полагает политолог Руслан Мартагов. Глава Чечни пристыдил Ахметханова ссылкой на его тейповую принадлежность, но реального значения она в этом случае не имеет, считают журналист Беслан Успанов и глава Ассоциации народов Кавказа Руслан Кутаев.

Что было потом: семья Ахметханова попросила Кадырова простить его

Как сообщал «Кавказский узел», 1 апреля ЧГТРК «Грозный» показала сюжет о том, как Рамзан Кадыров, муфтий Чечни и высокопоставленные чиновники приехали к руководителю нефтяной компании Асламбеку Ахметханову. Кадыров в резких выражениях отчитал Ахметханова за распитие спиртного в компании женщин и стрельбу. Асламбек Ахметханов извинился перед главой Чечни, объяснив свое поведение празднованием дня рождения. Новостной выпуск вызвал у пользователей соцсетей как злорадство, так и сочувствие к Ахметханову.

Принятая в Чечне практика принуждения к публичным извинениям вышла далеко за пределы Кавказа, от принудительных извинений не застрахованы ни политики, ни религиозные деятели, указывается в справке «Кавказского узла» «Мода на извинения: от Чечни до самых окраин». «Кавказский узел» ведет «Хронику публичных извинений на Кавказе».

Ахметханов вел себя вызывающе, указали эксперты

Резкая реакция Рамзана Кадырова на поведение Ахметханова связана в первую очередь с насмешками над режимом карантина, полагает политолог Руслан Мартагов. «А это непозволительно. К тому же, и демонстративное употребление вина тоже было вызовом», — указал он.

Скорее всего, Ахметханов не собирался бросать вызов властям, предположил Руслан Мартагов. «Говоря на околокриминальном жаргоне, в его действиях просматриваются «понты». Ничем не подтвержденные, как оказалось», — сказал Мартагов корреспонденту «Кавказского узла».

На одном из видеороликов, распространившихся среди пользователей мессенджера WhatsApp, Ахметханов сидит в компании нескольких человек, в том числе женщин. Горит костер, звучит лезгинка. «Карантин сильный», — говорят за кадром смеющиеся женские голоса. «Эх, карантин», — говорит мужчина, глядя на танцующих. Ранее Кадыров потребовал сажать нарушителей действующего в республике карантина в изолятор, лишать их пищи и закапывать в ямах. Сегодня, на фоне 10 подтвержденных случаев заражения коронавирусом и смерти одного из пациентов, был введен комендантский час. С 5 апреля будет введен режим полной самоизоляции, въезд в регион и выезд из него закроют, говорится в обновляемой справке «Кавказского узла» «Коронавирус добрался до Кавказа». Новости о распространении коронавируса на юге России и Южном Кавказе «Кавказский узел» отслеживает на тематической странице «Коронавирус рвется на Кавказ».

Однако президент Ассоциации народов Кавказа Руслан Кутаев полагает, что Ахметханов вел себя вызывающе по отношению к властям.

«Налицо было нарушение карантина, которого власть не может допустить. Сам факт того, что он вынес стол на улицу, закатил такой, скажем, маленький пир с друзьями, свидетельствует о том, что это все-таки вызов власти. Помимо этого, он публично выпивал. В республике осуждают тех, кто демонстративно распивает», — пояснил Кутаев корреспонденту «Кавказского узла».

Власти Чечни еще в конце 2017 года ввели ограничения на продажу спиртного, в результате некоторые предприниматели вынуждены были закрыть бизнес в республике. В Грозном алкоголь можно приобрести только в одном магазине, однако силовики, по словам местных жителей, не дают покупать спиртное и там. Антиалкогольная кампания, развернутая в Чечне, направлена главным образом не на борьбу с пьянством, а на поддержку имиджа властей, взявших на себя роль защитников традиционных ценностей, считают опрошенные «Кавказским узлом» аналитики.

Поведение Ахметханова вызвало осуждение не только властей, но и жителей Чечни, указал журналист Беслан Успанов.

«Оно и понятно: нынче не самое простое время не только в Чеченской республике и России, но и во всем мире. И за этот «пир во время чумы» едва ли его можно как-то оправдать. Нашлись, хоть и в меньшинстве, и те, кто отмечал меценатскую деятельность Ахметханова для его односельчан и других людей. Однако и те, и другие осуждают поведение Ахметханова, стрельбу во дворе своего дома, распитие спиртных напитков и уж тем более со словами проклятий в адрес тех, кто запрещает пить спиртное. Все это вместе вызвало большой резонанс в республике», — сказал он.

В 2012 году руководство Чечни, борясь с опасным местным обычаем, запретило стрелять на свадьбах. В 2015 году за стрельбу на свадьбах из табельного оружия были уволены двое полицейских. Однако инциденты со стрельбой продолжают происходить.

Тейповая принадлежность Ахметханова не важна, считают эксперты

Имя Асламбека Ахметханова едва ли знакомо среднестатистическому жителю Чечни, но в определенных кругах он известен связями с криминалом, отметил Беслан Успанов. «Нельзя сказать, что Ахметханов ничем не примечательный гражданин. Его имя известно в околокриминальном мире, причем достаточно давно», — сказал журналист.

При этом принадлежность Ахметханова к какому-либо тейпу, по мнению журналиста, в данной ситуации не важна.

На родовую принадлежность Ахметханова указал ему Рамзан Кадыров. «Ты человек из большого тейпа, тебе перед своими людьми не стыдно?» — сказал ему глава Чечни в эфире ЧГТРК «Грозный». Ахметханов принадлежит к тейпу Нашхой.

Не важно, к какому тейпу принадлежит Асламбек Ахметханов, согласен Руслан Кутаев. «К какому бы тейпу он ни принадлежал, делать наезды на Кадырова он не может. Большой тейп или малый, невозможно противопоставлять себя Кадырову. Единственный вариант — иметь «крышу» в спецслужбах России — ФСБ или ГРУ. Только с такой защитой можно», — уверен он.

Институт тейпов давно уже ушел в прошлое, полагает Руслан Мартагов. «Понятие «тейп» было неактуальным уже в советское время. Как-то по инерции произносится слово «тейп», но все это уже в прошлом», — считает Мартагов.

Новости о практике публичных извинений размещаются «Кавказским узлом» на тематической странице «Кого Кавказ извиняться заставляет».

Сообщение от: Седрединов Аксарин
Автор А.В. Твердов в своем словаре под названием «Топонимический словарь Кавказа» указвает, что слово Курчалой населенный пункт Чеченской республики происходит от аварского слова «Куруш», что означает «деньги» или «богатство». Этимология данного слова затемнено, но все таки он высказал свою версибю происхождения данного слова. Но это не так: давайте коротко исследуем данное слово «Курчалой».
Начнем с того что корень слова «кур» (ча,чи) показывает принадлежность и -лой показывает окончание слова. Слово Курчалой относится к группе гидронимов, т.е от слова «гидро»-вода, и то что связано с водой, а не с топонимикой. Корень слова «Кур», самый распространенный гидроним, и исходит она от древнейшей легендарной реки и древней Кавказской Албании. Река Кура, которая берет свое начало в современной Грузии и впадает в Каспийское море. Также здесь уместно вспомнить плодородную куринскую низменность, где в древности возникла Куро-аракская культура, одна из ведущих культур древнего мира. Жили здесь потомки современных дагестанце, чеченцев и других народов. Позже на этой территории и образовалась Кавказская Албания. Но вернемся к нашему гидрониму- Курчалой. Данный гидроним отсюда распространяется на север, проследим ее распространение: река «Кур»- (на лез.языке Куьр, Куьрэ, Курум, Куруш). Если вспомнить великого Страбона, он в своей 11 й книге гл 3, пр 2 пишет, что р.Кир раньше назывался Кором. (это на греч.языке. Кир-Кура, Кором-Куруш). Населенные пункты в Юж.Дагестане с.Куруш, с.Курах далее Сухокумск,Н.Кумск,Л.Кумск, Кумо-Маническая впадина, Крымск в Краснодарском края,п.о Крым, далее р.Курск, г.Курск, в Прибалтике Курский залив и р.Курья, р.Курья в Мурманском обл и р.Курья в Архангельской обл и т.д Отдельно укажем этот гидроним на территории Чеченской республики. С. Курчалой, Курчалойский р-н, р. Хумык (Кумык), р .Хумыс (Кумыс), чеченские тейпы-Куршалой и тейп. Кушбухой и т.д. Все они так или иначе связаны с данным гидронимом и т.д.
Сообщение от: Али
Наверно надо начать с того как будет звучать Курчалой на чеченском языке. Куршлойн эвла. В переводе село тейпа Куршлой.
Сообщение от: Рамиз
Вот таким образом происходит искажение исторических названий населенных пунктов, а значит и истории народа. Название села никакого отношения к другим народам не имеет. Вы хотя бы географию Чечни посмотрите. Село Куьрчали находится в Веденском районе. Во время Кавказской войны население села было переселено на равнину, и село получило название Куьрчали. А по русски получилось Курчалой. И пожалуйста не искажайте историю слушая и записывая какие- то сказки.

12.07.2007 13:25

Шали — центр крупного района Чеченской Республики, располо¬жен на юго-востоке от г. Грозного, на реках Басе, Джалк, Ахк. В на¬стоящее время в городе прожива¬ет 47 тыс. жителей.

В XIII -XV веках, после ослабле¬ния и распада Золотой Орды, чечен¬ским племенам удалось осуществить давнее стремление переселиться с гор выйти на плоскостные земли. К этому чеченцев издавна толкали страшная земельная теснота и посто¬янная угроза голода. В горах пригод¬ные для земледелия участки из года в год истощались и не могли прокор¬мить местных жителей. Крайнее ма¬лоземелье, особенно в тесных доли¬нах гор, приводило к кровавым стол¬кновениям даже между близкими ро¬дичами. Рост населения, нехватка плодородной земли была извечной проблемой чеченцев.

По рассказам старожилов, в сред¬ние века на равнину потянулись наши предки. Нынешнюю территорию Шали основали братья Идарз и Окша со своими родственниками. Они принад¬лежали чеченскому тейпу Эрсеной. Идарз и Окша на Шалинскую равнину пришли из Нашхоевской котловины, где обитали многие представители чеченских тейпов. По рассказам пред¬ков, они оставили латку на общем чеченском котле тейпов и в поисках жизненного пространства подались на Шалинскую равнину.

Идарз поселился на юго-востоке, обосновав хутор Идарза. Брат Окша на юго-западе, на противоположном берегу реки Басе. До выселения все¬го нашего народа в 1944 году каждый тейп имел свои письменные источни¬ки-таьптарш. Во время, насильствен¬ного изгнания чеченцев с историчес¬кой родины эти таьптиры были уничтожены. Поэтому в настоящее время для выяснения исторического прошло¬го чеченцы пользуются воспоминани¬ями старейшин, топонимией и веще¬ственными доказательствами.

Издревле чеченский аул Шали являлся столицей плоскостной Чеч¬ни. Это был крупнейший духовный, ремесленный и торговый центр Се¬верного Кавказа, расположенный в живописной местности среди веко¬вых лесов на реках Басе, Джалк, Ахк в предгорной Чечне. Мягкий климат, неописуемые фауна и флора привлек¬ли внимание предков шалинцев. В настоящее время в Шали проживают представители чеченский тейпов — Эрсеной, Агишбатой, Харачой, Курча¬лой, Центарой, Беной, Энгеной, Аларой, Шоной, Чинахой, Макажой, Чер¬той, Ачалой, Шатой, Эккхий, предста¬вители народов Дагестана-таркхий, русские и другие. Как и во всей Чеч¬не, в Шали после переселения чечен¬цев с гор на равнину по-прежнему господствовала родовая община с пережитками патриархально-родово¬го строя. Основу общественной орга¬низации составляли отдельные тейпы и общины, объединявшие несколько тейпов. Пахотные земли принадлежа¬ли общине, леса, пастбища, сеноко¬сы также находились в их владении. Старейшины тейпов регулярно соби¬рались на совет, где решались все насущные вопросы, устанавливались нормы обычного права. Сельская об¬щина препятствовала захватам зем¬ли, лесонарушениям, порче источни¬ков воды, краже имущества, похище¬нию девушек, мирила кровников и враждующие стороны, контролирова¬ла запашку ил и потраву чужого поля, порчу забора, обмер и обвес в торгов¬ле.

Еще в 40-е годы XIX века царские власти начали проводить политику насильственного выселения чеченцев со своих земель на плоскости. Ца¬ризм нес жестокий гнет зависимым народам. Лучшие земли раздавались царским слугам и забирались в казну. Земли и леса, расположенные вокруг Шали, также были розданы. Ущемле¬ние прав на землю вызывало открытое недовольство населения.

Проведение политики угнетения национальных окраин России вызвал рост национально-освободительного движения под руководством имама Шамиля. Многие известные события в Чечне происходили в шалинских ле¬сах. В ауле Шали пребывал первый имам Чечни — шейх Мансур. В окрест¬ностях Шали были ожесточенные бое¬вые схватки в период Кавказской вой¬ны под предводительством имама Ша¬миля.

Памятны людям места в Шали, где пребывали великие религиозные дея¬тели Чечни -Ташу-Хаджи Саясановский, Кунта-Хаджи Илисхан-юртовский, Бамат-Гирей-ХаджиАвтуринский,Али Митаев, Элах-молла, Доку Шаптукаев и другие.

В Шали жили и осуществляли свою духовную деятельность крупнейшие религиозные просветители Авта-хаджи, Шамсудин-хаджи, Соип-молла Гайсумов, Хажмурд, Молла Ахьмад, Ида, Воода, Къахьарма-хаджи и другие.

Задолго до образования админис¬тративного района шалинцы имели тор¬говые, хозяйственные и культурные связи с представителями многоплемен¬ного кавказского края.

Шалинский район с райцентром Шал и в составе Чечено-Ингушской ав¬тономной области был образован по¬становлением Чечревкома 20 октября 1920 года.

Начиная с августа 1918 года доб¬ровольцы из Шали в составе Чеченс¬кой Красной Армии храбро сражались с белогвардейскими полчищами. Пос¬ле окончания гражданской войны, от¬ложив оружие, представители разных национальностей Чечни принялись вос¬станавливать разрушенное хозяйство — нефтекомплекс, заводы и фабрики. По воспоминаниям старожилов, село Шали было разрушено. Белогвардей¬цы в 1919 году сожгли села Бердыкель, Устрада-эвла, Мескер-эвла, оже¬сточенные бои были за с. Цацан-Юрт, где принимали участие, и представите¬ли села Шали. В смертельной схватке с белогвардейцами тогда погибли луч¬шие сыны шалинцев.

В двадцатые годы XX века в Шали, где население исповедовало мусуль¬манскую религию и жило по многовековому укладу, начали проникать атрибу¬ты светской жизни. Естественно, на¬род, живший веками своими традици¬ями и этническими ценностями, не при¬нял элементы светской социальной жизни. Новая Советская власть не в полной мере отвечала чаяниям чечен¬ского народа. Хотя лозунг большеви¬ков «Землю — крестьянам!» был им близок. Революционная власть в Чеч¬не преследовала одну главную цель: любым путем насаждать марксистс¬кую, материалистическую идеологию. По воспоминаниям старожилов, весной 1921 года в Шали прибыли трое русских врачей. На территории нынеш¬ней больницы была построена небольшая амбулатория. Затем, на террито¬рии санэпидстанции, была возведена первая общеобразовательная школа. Советская власть в Чечне ставила задачи научить чеченцев русской гра¬моте, лечить больных методами тра¬диционной медицины, внедрить эле¬менты пролетарской культуры.

Новая власть вторгалась во все стороны жизни чеченского общества. Грозненский ревком помогал шалинцам перестроиться на социалисти¬ческий лад. Рабочие брали шефство над селами, в том числе и Шали, ремонтировали дороги и сельхозинвентарь, передавали крестьянам про¬дукты питания, соль, мыло, керосин.

В это время в Шали появились русские агрономы, врачи и учителя. Вся земля была национализирована. Направленные в чеченские села, боль¬шевики организовали «Товарищества по совместной обработке земли» (ТОЗы) и пункты ликвидации безгра¬мотности. До сих пор в памяти стар¬шего поколения остались первые учи¬теля Устименко Сергей и Мария Пав¬ловна, учившие их читать и писать.

В те годы в Шали существовали медресе, где детей обучали арабс¬кой грамоте. Советская власть прове¬ла реформу письменности: в 20-х го¬дах XX века среди чеченцев начали внедрять латинскую графику, а в 1938 году чеченская письменная графика была переведена на кириллицу.

Власть внедряла в быт чеченцев достижения техники того периода. В Шали была построена первая паро¬вая мельница, на полях появились тракторы английской фирмы «Форд-зон».

В республике зарождается наци¬ональная интеллигенция. Свой вклад в развитие экономики, науки и куль¬туры Чечено-Ингушетии внесли вы¬ходцы из Шали: инженер завода «Красный молот» Якуб Езиев, Салавди Зармаев, ученые Абдул-Халим Саламов, Ахмед Мациев, Заид Мусаев, журналист Али Пайхаев, партий¬ные деятели Алак Геиев, Ширвани Дачаев, Зелимхан Межидов и дру¬гие.

Известны имена руководителей Шали того периода. Это Исепин Дока, Эльтуев, Аки Матаев, Сайд Абумуслимов, Умар-Хаджи Адаханов, Доку Сулейманов, Сайд-Селим Геиев, Умар Цанцаев, Исрапил Харкимов, Увайс Магомерзаев Джунид Умаров, Зайнди Таштамиров, Дели Зангаев Джамлайла Джунаидов и др.

В Шали были созданы школы и пункты ликвидации безграмотности. Огромный вклад в дело просвеще¬ния в нашем районе внесли учителя-просветители тридцатых-сороковых годов Ала Автахаджиев, Эмми Дикаев, Ахмад Ирисханов, Исмаил Мацаев, Мухади Солтамурадов, Беши Белигов, Ала Хасаев, Хамид Сулей¬манов, Амеркулан Магомерзаев, Шарпуди Джунаидов, Вахит Баснакаев, Шахид Ибрагимов и др.

Большевики обещали шалинцам свободу, землю, равноправие. Одна¬ко крестьян насильно загоняли в кол¬хозы, изымали лошадей, скот, зе¬мельные наделы. Тысячи зажиточ¬ных крестьян были раскулачены и высланы. Земледельцы осуждали насильственную коллективизацию. В 1929 году в с. Шали бывший коман¬дир Красной Армии Шита Истамулов поднял вооруженный мятеж. Восста¬ние было подавлено. В то время мно¬го религиозных деятелей из с. Шали было арестовано и сослано в Сибирь.

В годы Великой Отечественной войны сотни солдат и офицеров из Шали сражались на разных фронтах с немецко-фашистскими полчищами. К высокому званию Героя Советско¬го Союза были представлены шалин¬цы Зайнди Халидов и Али Дергиев, но заслуженные награды они так и не получили.

Имена доблестных воинов-шалинцев золотом по мрамору высече¬ны на обелиске у подножья Мемори¬ала павшим воинам в г. Шали. Это Зайнди Халидов, Али Дергиев, Зелимхан Межидов, братья Ахтаевы, Якуб Езиев, Шукурби Пираев, Али Пайхаев, Салман Дидаев, Ахъяд Гупаев и многие другие.

С каждым годом редеют ряды ветеранов Великой Отечественной войны. Но и сегодня в строю наши ветераны Имран Муцаев, Магомед Шахаев, Султан Чапанов и другие.

В 1944 году шалинцы, как и весь чеченский народ, были насильно высланы в Казахстан и Киргизию. Незаслуженно были репрессированы те, кто создавал грозненскую промышлен¬ность, участвовал в колхозном строи¬тельстве, защищал Родину на фрон¬тах Великой Отечественной войны. Несмотря на тяжелое положение, го¬лод, болезни, шалинцы в Казахстане и в Киргизии принимали участие в восстановлении промышленности и сельского хозяйства страны.

В1957 году XX съезд КПСС вынес постановление о реабилитации реп¬рессированных народов. Чеченцы и ингуши возвратились на историчес¬кую Родину — вновь созданную Чече¬но-Ингушскую республику. С первых же дней восстановления Чечено-Ин¬гушетии, республика превратилась в огромную строительную площадку. Во всех района республики люди стро¬или себе жилые дома. Председатель Совета Министров ЧИАССР Муслим Гайрбеков уделял пристальное вни¬мание учебе. В республике функцио¬нировали профессионально-технические училища. Многие юноши и де¬вушки из Шали освоили рабочие спе¬циальности в системе ПТУ и труди¬лись на заводах, стройплощадках, в сфере обслуживания.

Сотни абитуриентов в те годы по¬ступили в вузы страны и освоили про¬фессии инженеров, врачей, учителей, агрономов и т.д.

В Шалинском районе в 70-80 г.г. был сосредоточен значительный про¬мышленный потенциал. В районе фун¬кционировали Чечено-Ингушский цементный завод, Северо-Кавказская бройлерная птицефабрика, птицефаб¬рика «Кавказ», завод железобетонных изделии, кирпичный завод, строи¬тельные организации, пивзавод, рай-пищекомбинат.

Значительный вклад в развитие науки внесли в70-80 годы ученые, являю¬щиеся выходцами из Шали: Ибрагимов Хамзат, Хаджиев Саламбек, Чакаев Кати, Дауев Саламу, Цакаев Алхазур, Асхабов Хаваж, Умаров Хажи, Исханов Элах, Расуев Махмуд, Саламова Раи¬са и другие. К сожалению, сегодня нет среди нас замечательных ученых-шалинцев Домбаева Мусы, Бибулатова Нурдина, Манаева Амарбека. Большой вклад в культуру Чечено-Ингушетии внесли деятели литературы и искусства, предста¬вители города Шали: артисты Сулумбек Идрисов, Алхазур Ганаев; художники Дадан Идрисов, Арби Расуханов, Тамара Базакаева и другие; писатели Умар Гайсултанов. Канта Ибрагимов, Махма Баснакаев; поэты Мовлади Магомадов, Абу Эдельханов, Ма¬гомед Эпендиев, Бувайсар Шамсудинов, Малика Орцуева и др.

Спортсмены-футболисты ко¬манды «Терек» Умар Садаев, Дени Гайсумов, Ризван Садаев; боксеры Вахит Магомадов, Умар Эдильханов, Мурад Пираев; бор¬цы Турпал-Али Умаров, Салам¬бек Борзаев, Шарпуди Исмаилов, Шоип Халидов, Альберт Мартнукаев и другие.

Значительно вырос в 70-80 годы минувшего века объем сель¬скохозяйственной продукции. В районе были осуществлены мероприя¬тия по комплексной механизации аг¬рарного сектора экономики. Весомый вклад внес в дело развития экономики района председатель райисполкома, опытный организатор Махма Баснака¬ев. Наивысших успехов в труде дос¬тигли бригадир тракторно-полеводческой бригады совхоза «Джалка» Бауди Саидов и звеньевая свекловодческого звена Тамара Муслиева. За трудовые успехи им было присвоено звание Ге¬роев Социалистического Труда. Сотни тружеников полей и ферм были награж¬дены орденами и медалями. Район ежегодно справлялся с производством и сдачей государству зерна, молока, мяса, яиц, овощей и фруктов.

В эти годы в Шали были построены новые жилые дома, школы, учрежде¬ния культуры, бытового и социального обслуживания.

Крупные изменения в Шали про¬изошли в жилищно-бытовой и социаль¬ной сферах. В народном хозяйстве работали специалисты с высшим и средним специальным образованием.

За последние три десятка лет, до начала военных действий, заметно пре¬образился г. Шали. Были проложены добротные дороги, возведены мосты, открыты магазины, торговые центры, кафе, столовые и рестораны.

Военные действия 1994-96 гг. при¬несли непоправимый урон, как респуб¬лике, так и городу Шали. Горе, опусто¬шение, разруха сменили мирную жизнь. Убиты сотни людней, разрушены дома, парализованы промышленность, транс¬порт, связь, агропромышленный комп¬лекс. Возникла массовая безработица.

В период хаоса и безвластия, воен¬ных действий шалинцы не отдали свой город на откуп отщепенцам. Во Вре¬менном Правительстве Чечни работа¬ли Бадрудин Джамалханов, Саламбек Хаджиев, Мансур Абаев, Бекман Бисултанов, которые многое сделали для сохранения города Шали. Лучшие сыны города, рискуя жизнью, объединились в Совет по спасению города. В Совет входили: Алхазур Ибрагимов. Махма Баснакаев, Салман-Хаджи Абдулмежидов, Магомед и Лемма Даргаевы, Хам¬зат Джунаидов, Хас-Магомед и Али Абдулмуслимовы, Анзор Балатхаджиев, Леча Абкаев, Имран Ирисханов, Муса Дакаев, Арби и Муса Эдильсултановы, Руслан Дабуев, Хаваж Асхабов, Асламбек Сардалов, Зияудин Бибулатов, Лабаз Мусаев, Мухади, Бауди и Апти Саидовы, Джалавди Чапсуркаев, Умар Хасаев, Абаз и Бекхан Хахаевы, Авалу Абубакаров. Газимагомед Хаджимурадов, Аюб Батукаев, Абдулбек и Абу Тяшухапжиевы. Абдулла Мусаев, Усам Абдулкадыров, Андарбек Абаев, Мовлди Магомадов, Султан Мускаев, Бадруди Пайтаев, Иса Юнусов и др. Благодаря усиленной работе Совета, город был спасен от разрушения и ограбления, были сохранены сотни-жизни шалинцев.

В конце 1999 г. инициативная груп¬па в составе Хас-Магомед, Лечи Абкаева, Заурбека Селимсултанова, Сул¬тана Дадаева, Джалавди Аслаханова, Мусы Хутаева и членов Совета по спа¬сению города подняли шалинцев на борьбу с наемниками. В мечети состо¬ялся сход граждан, который постано¬вил прогнать бандитов из города, и благодаря кропотливой работе кадия г. Шали и народных масс, бандфор¬мирования были выдворены. Главой администрации был назначен Шарип Алихаджиев, который проработал в этой должности три года.

После войны в республике про¬шли важные политические события, был проведен референдум по приня¬тию Конституции ЧР. Ахмат-Хаджи Кадыров был избран. Первым Прези¬дентом Чеченской Республики. Оп¬равдались надежды народа, под его руководством начался процесс мир¬ного урегулирования, подъем эконо¬мики, перемены социальной жизни. Были определены цели и ориентиры процесса возрождения Чеченской Республики.

Народ с именем Президента А.Х. Кадырова связывал начало новой, светлой эпохи в своей истории, когда прекратились военные действия, были созданы условия для мирной, созидательной жизни, внесен огром¬ный вклад в дело восстановления экономики Чеченской Республики.

Но 9 мая 2004 года трагически оборвалась жизнь Ахмат-Хаджи Ка¬дырова, этого великого сына чеченс¬кого народа. Как было сказано Прези¬дентом России В.В. Путиным, он ушел непобежденным.

Сегодня нет среди нас Ахмата-Хаджи Кадырова. Но созданная им команда управленцев высшего зве¬на, возглавляемая Президентом ЧР, Героем России Рамзаном Кадыро¬вым продолжает его дело и не свер¬нет с указанного им пути.

Перед городом Шали сегодня сто¬ят большие проблемы в области эко¬номики, образования здравоохра¬нения, культуры. Одна из главных нехватка жилья, школ, детских уч¬реждений, больниц. В республике разработана специальная программа, которая позволит через три- четыре года добиться реальных результа¬тов, также программа развития про¬мышленного комплекса. Для восста¬новления, завода ЖБИ, пивзавода, птицефабрики будут активно претво¬ряться инвестиционная и федераль¬ная целевая программы.

Основой агропромышленной по¬литики станет создание эффективно работающих хозяйств. Первоочеред¬ное внимание будет уделяться выра¬щиванию зерна, кукурузы, сахарной свеклы, овощей и фруктов. Будет восстановлен пищекомбинат для пе¬реработки сельскохозяйственной про¬дукции. Получат поддержку кресть¬янские и фермерские хозяйства. Общими усилиями будут преодо¬лены существующие проблемы по восстановлению экономики города, создана достойная жизнь шалинцам.

И.ИМРАНОВ «ЗАМА» №56-57, 9 ИЮЛЯ 2007 Г.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите: Ctrl+Enter

Поделиться:

Также в разделе «Аналитика»:

04.09.2020 / 13.00 6 сентября — День гражданского согласия, единения и примирения 28.08.2020 / 12.48 Ашура в Исламе 21.08.2020 / 10.25 Ахмат-Хаджи и годы смуты 20.08.2020 / 14.08 Тема экологии в России становится темой номер один 14.08.2020 / 10.44 Нурсолта Адаев — о работе крупнейшего тепличного комплекса республики