Доздать или досдать деньги?

Слово «сдать» сле­ду­ет пра­виль­но писать с началь­ной бук­вой «с», кото­рой обо­зна­че­на при­став­ка.

Выясним, как пра­виль­но пишет­ся «сдать» или «здать», опре­де­лив мор­фем­ный состав сло­ва и при­ме­нив пра­ви­ло орфо­гра­фии о напи­са­нии при­ста­вок с бук­вой «з» или «с».

Написание сло­ва «сдать» может доста­вить затруд­не­ние по той при­чине, что в нем вто­рой звон­кий соглас­ный вли­я­ет на пер­вый соглас­ный, из-за чего про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния началь­но­го соглас­но­го, что назы­ва­ет­ся латин­ским тер­ми­ном «асси­ми­ля­ция» — упо­доб­ле­ние одно­го зву­ка дру­го­му по при­зна­ку глухости/звонкости.

Интересующее нас сло­во бук­валь­но зву­чит так:

сдать

С точ­ки зре­ния рус­ской орфо­гра­фии как сле­ду­ет пра­виль­но писать это сло­во, с началь­ной бук­вой «с» или «з»:

«сдать» или «здать»?

Правописание слова «сдать»

В напи­са­нии ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва нель­зя пола­гать­ся на его зву­ча­ние. Имеем в виду, что в рус­ском язы­ке мно­гие сло­ва пишут­ся не так, как про­из­но­сят­ся. В напи­са­нии подоб­ных слов опи­ра­ем­ся на прин­цип рус­ской орфо­гра­фии, что в сло­вах сохра­ня­ет­ся еди­ное напи­са­ние мор­фем, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния глас­ных и соглас­ных.

Понаблюдаем:

  • кось­ба — косит;
  • прось­ба — про­сит.

Чтобы понять, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «сдать», опре­де­лим его мор­фем­ный состав:

Морфемный состав сда́ть — приставка/корень/окончание

Выяснив, что в нача­ле это­го гла­го­ла име­ет­ся при­став­ка, вспом­ним пра­ви­ло орфо­гра­фии о напи­са­нии при­ста­вок на з/с.

Написание слов с приставками на «з» и «с»

Написание слов с при­став­ка­ми, окан­чи­ва­ю­щи­ми­ся бук­ва­ми «з» или «с», зави­сит от того, с како­го соглас­но­го, звон­ко­го или глу­хо­го, начи­на­ет­ся корень. Согласно фоне­ти­че­ско­му прин­ци­пу в напи­са­нии при­ста­вок без-, воз-/вз-, из-, низ-, раз-/роз-, чрез- выбе­рем бук­ву «з» перед звон­ким соглас­ным кор­ня:

  • бол­тать — взболтать;
  • дво­ить­ся — раздвоить­ся;
  • далё­кий — издале­ка;
  • гра­ни­ца — безгранич­ный.

А перед глу­хим соглас­ным кор­ня пишет­ся при­став­ка с конеч­ной бук­вой «с».

Понаблюдаем:

  • трях­нуть — встрях­нуть;
  • чихать — расчихать­ся;
  • ковы­рять — исковы­рять;
  • послать — ниспослать.

Отметим, что ука­зан­ные при­став­ки состо­ят из двух и более букв, что отли­ча­ет их от при­став­ки с-, обо­зна­чен­ной одной бук­вой.

Написание приставки с- в слове «сдать»

Написание при­став­ки с- не под­чи­ня­ет­ся про­из­но­ше­нию сло­ва и не зави­сит от того, с како­го соглас­но­го начи­на­ет­ся корень.

Приставка с- пишет­ся в сло­ве неза­ви­си­мо от того, с како­го соглас­но­го, звон­ко­го или глу­хо­го, начи­на­ет­ся корень.

Рассмотрим, как пишут­ся сло­ва, име­ю­щие в сво­ем соста­ве эту мор­фе­му:

  • сбросить
  • свалять
  • сделать
  • сцепи­ть­ся
  • сжать.

Запомним! В рус­ском язы­ке не суще­ству­ет при­став­ки «з». Вывод Слово «сдать» пишет­ся с при­став­кой с- неза­ви­си­мо от зву­ча­ния.

Следовательно, сло­во «сдать» напи­шем пра­виль­но с началь­ной бук­вой «с», кото­рой обо­зна­че­на при­став­ка, если выпол­ним его мор­фем­ный ана­лиз, как и подоб­ных лек­сем:

  • сделать — приставка/корень/суффикс/окончание;
  • сцепиться — приставка/корень/суффикс/окончание/постфикс.

Примеры

Нашему бра­ту уда­лось сда́ть экза­мен на отлич­но.

Вам при­дет­ся сда́ть билет в кас­су.

Сда́ть ана­лиз кро­ви сле­ду­ет утром стро­го нато­щак.

Как сдавать экзамены?

Смотрите также: Экзамен. Ситуации и проблемы

«Учись доброму, так худое на ум не пойдет»
(Русская пословица)

Вступительный экзамен

Как сдать его с первого раза и — успешно? Ясное дело, здесь неуместно рассматривать способы поступления в вожделенное высшее учебное заведение «с черного хода» (или на коммерческой основе). Тем не менее существуют несколько вариантов избавиться от трудностей и стрессов, связанных с преодолением конкурсного барьера при поступлении. Один из способов — целенаправленная подготовка к учебе в избранном институте

а) через спецкласс или спецшколу, с которой связан данный вуз,

б) учеба на подготовительных курсах,

в) поступление на школьно-вузовский факультет, где одновременно изучается программа выпускного класса и первого курса. Школьник по сути одновременно является и студентом, и если успешно справляется с такой нагрузкой, то после сдачи выпускных экзаменов в школе и в вузе он — студент второго курса. Такой школьно-вузовский факультет, как нам известно, имеется в Московской государственной академии тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова (просп. Вернадского, д.86).
Все справки — по телефонам: 434-7155, 437-3527. Факультет довузовской подготовки: 119828, М. Пироговская ул., д.1. 246 8066.

Но еще лучше подкрепить эти способы поступления добротной подготовкой по профильным предметам. И здесь вам помогут учебники, пособия и справочники

Неплохо также подкрепить свои позиции при поступлении, участвуя и стараясь победить в конкурсах и олимпиадах школьников. Сведения о Международной Менделеевской олимпиаде школьников по химии 2000 года (а также об аналогичных олимпиадах 1997, 1998 и 1999 гг.) можно найти на сайте химического факультета МГУ, в разделе «Химические науки и образование в России». А подготовиться к олимпиадам помогут пособия для углубленного изучения химии и сборники заданий олимпиад прошедших лет (список скоро тоже появится на сайте «Алхимик»).

Начиная подготовку к экзамену, важно правильно распределить свои силы и время. Прежде всего надо внимательно прочитать программу по химии для поступающих в вуз и запастись необходимыми учебниками и пособиями (например теми, которые рекомендует приемная комиссия РХТУ им. Д.И.Менделеева). Начинать повторение надо с тех вопросов, которые кажутся самыми неинтересными или были самыми трудными. После предварительного (ознакомительного) чтения переходите к тщательной проработке содержания вопросов по учебнику, справочнику, пособию, конспекту и т.п. Хорошо, если при этом вы будете подчеркивать важные фрагменты и узловые понятия.

Накануне экзамена еще раз просмотрите свои записи, отдельно проштудируйте материал, который требует запоминания, повторите формулы, определения, термины, перескажите (про себя, а лучше вслух) те вопросы, в знании которых вы не уверены. Только не сидите за учебником допоздна в ночь перед экзаменом: это обычно не приносит желаемых результатов.

Как вести себя на экзамене?

Что повторить утром перед экзаменом? Что надеть? Как себя держать?

Опытные педагоги советуют: перед экзаменом спать ложитесь пораньше, а с утра ни в коем случае не возобновляйте «зубрежку». Исследования психологов свидетельствуют, что при этом в памяти останется только материал, отработанный утром, а все остальное благополучно забывается. Не опаздывайте на экзамен! Не одевайтесь вызывающе!! Разумеется, то же самое можно сказать о косметике и бижутерии.

Получив билет, назовите его номер. Комментировать содержание билета радостными или скорбными репликами не стоит. Не стоит также, прочитав билет и поняв, что вы плохо к нему подготовлены, просить экзаменационную комиссию заменить билет. Помните: вторая попытка, как правило, оценивается на балл ниже.

Сев на место, успокойтесь, сосредоточьтесь и постарайтесь вникнуть в содержание вопросов. За время, отведенное на подготовку (а это 20-35 минут, реже 1 час), не стремитесь записать ответ на вопрос слово в слово. Лучше составьте подробный план, запишите важные определения, формулы, схемы.

Составьте необходимые уравнения реакций. Особое внимание обратите на химическую грамотность записей: правильное указание степени окисления, заряда иона, коэффициентов в уравнении реакции, индексов в формулах.

Решая экзаменационную задачу, запишите условие, составьте уравнение реакции; не берите готовую расчетную формулу, а выведите ее, исходя из общих закономерностей.

Отшлифуйте в уме начало ответа, оно должно быть содержательным и безупречным. Помните, что таблицы, плакаты, справочные данные (а также Периодическая система, макеты и технологические схемы и т.д.), находящиеся в вашем распоряжении во время экзамена — ваши прямые помощники, так как в них содержится значительная часть информации, необходимой для ответа.

Ответ советуем начинать с произнесения плана. В этом случае экзаменатор с первых же минут оценит не только круг вопросов, которые вы будете рассматривать по билету, но и вашу способность логически мыслить и грамотно строить ответ.

Вот пример.
» — Первый вопрос: типы химической связи. Ответ я буду строить по такому плану. Сначала — о природе химической связи, затем по порядку рассмотрю ковалентную связь — неполярную и полярную и понятие о простой и кратной связи. Далее расскажу о ионной связи и механизме ее образования, а затем — о сущности металлической связи. Закончить ответ можно будет рассказом о водородной связи.»

Ваше выступление должно быть логичным и последовательным. Демонстрация неограниченных возможностей вашей памяти непременно должна сопровождаться обобщениями, раскрытием связи явлений, изложением закономерностей. Держитесь при ответе уверенно, но не вызывающе, отвечайте ровным, четким, но негромким голосом.

При благоприятном стечении обстоятельств ваш ответ на каждый вопрос займет не более 5-7 минут. Не исключено, что вы произведете такое сильное впечатление, что необходимость задавать дополнительные вопросы у экзаменаторов исчезнет!

Как быть?..

Как поступить, если тебя «завалили» на экзамене? Прежде всего: не теряйте присутствия духа. Помните, что любое нарушение установленного порядка экзамена — уже повод для апелляции. Апелляция служит для решения сложных случаев на экзаменах, подача апелляции — это нормальное дело, а отнюдь не отражение «склочности» характера экзаменующегося. Помните, что основанием для апелляции является лист с письменным конспектом вашего ответа!!! Сроки подачи апелляции — в день устного экзамена или в день объявления результата проверки письменной работы.

Имеет ли смысл, готовясь к экзамену, делать шпаргалки? Вопрос сложный и однозначного ответа нет. Тем, у кого сильно развита моторная память, кропотливое составление «конспекта конспекта» поможет лучше запомнить учебный материал. Людям, подверженным нервным стрессам, хорошо спрятанная шпаргалка прибавит уверенности (даже если ею не удастся или не будет надобности воспользоваться). Другое дело, если, пользуясь ею (или другим несанкционированным источником), вы «попались». Тут, как правило, начинаются большие неприятности!!! Возможно, стоит взвесить степень риска и… лучше отказаться от этой старинной хитрости нерадивых школяров?

Нам доверяет Microsoft:

  • Центр «Специалист» — лучший учебный центр Microsoft в России, Восточной и Центральной Европе.
  • Только за последние 17 лет выпускниками авторизованных курсов Microsoft в Центре «Специалист» стали более 60 000 специалистов.

Самостоятельное обучение

Это идеальная форма обучения для кандидатов, имеющих практический опыт работы с технологиями Microsoft и желающих расширить свои навыки. Такая форма обучения требует самодисциплины, наличия базовых знаний по изучаемой технологии и способности усваивать материал без его наглядного представления. Курсы Microsoft E-Learning для самостоятельного обучения дают возможность заниматься с любой скоростью в удобное время.

Официальное дистанционное обучение Microsoft

Официальное дистанционное обучение Microsoft (MODL) представляет собой удобную и эффективную форму обучения на рабочем месте. Эта форма подготовки предполагает интерактивное обучение и обсуждения, реальные задачи и возможность самостоятельно выбирать темы для изучения. В курсах MODL реализована проверенная временем методика преподавания, которая понравится специалистам, желающим сочетать интерактивность очных занятий с гибкостью веб-курсов и использовать преимущества работы с преподавателем и самостоятельного обучения. Курсы MODL в настоящее время можно заказать в авторизованных учебных центрах.

Преимущества сертификации для работодателей

Технически подкованные профессионалы, обладающие практическим опытом и глубокими знаниями, более продуктивны, лучше справляются со служебными обязанностями. Чем больше сертифицированных специалистов Microsoft работает в вашей компании, тем более эффективно в ней используются новейшие технологии и решения Microsoft.

Исследование IDC подтвердило следующие преимущества:

Повышение эффективности компании в целом Эффективность организации в ряде ключевых функциональных областей напрямую зависит от квалификации сотрудников рабочих групп.
Рост производительности команды 63 процента руководителей отмечают, что сертифицированные специалисты выполняют работу эффективнее, чем их несертифицированные коллеги. Повышение производительности рабочей группы напрямую связано с увеличением числа ее сотрудников, имеющих сертификацию.
Рост числа успешных проектов Наилучшие показатели отмечаются в тех рабочих группах, где сертифицированные специалисты по соответствующим технологиям Microsoft составляют хотя бы 40-55 процентов от общего числа сотрудников.
Улучшение удовлетворенности клиентов 66 процентов руководителей уверены, что сертификация повышает уровень клиентского сервиса и поддержки, предоставляемой конечным пользователям.
Рост квалификации и удержание сотрудников 75 процентов руководителей считают, что сертификация важна для эффективной работы группы. 45 процентов руководителей полностью согласны, что инвестиции в повышение квалификации сотрудников снижают текучесть кадров – возможно, благодаря повышению удовлетворенности от работы и большей вовлеченности в дела компании.