Дознаватель в ФССП

Статья 151 УПК РФ указывает на то, что дознание производится дознавателями органов ФССП, но исключительно специалистами по уголовным делам и преступлениями. В данном случае, речь идет о том, что должник злостно уклоняется от уплаты средств на содержание своих детей, или же в том случае, если должник избегает вопроса содержания своих нетрудоспособных родителей. Также, дознаватели активно работают в том случае, если доказано злостное нарушение и уклонение от погашения кредитной задолженности.

В Тамбовской области осужден дознаватель отдела судебных приставов, который уговорил должника сфальсифицировать документы, а затем возбудил по ним уголовное дело в отношении него, сообщает пресс-служба прокуратуры региона.

Рассказовский районный суд признал бывшего дознавателя Рассказовского районного отдела судебных приставов Сергея Милосердова виновным ч. 2 ст. 303 (фальсификация доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание) и ч. 1 ст. 299 (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности) УК РФ.

Установлено, что Милосердов, проводя инвентаризации исполнительных производств, решил повысить свои личные показатели через возбуждение уголовного дела по ст. 177 УК РФ (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности). Для этого он выбрал исполнительное производство о взыскании 1,8 млн руб. в счет погашения задолженности по кредиту.

Несмотря на то что в бездействии должника отсутствовал состав преступления, дознаватель пригласил его на беседу. В ходе разговора Милосердов выяснил, что тот не работает, что также исключало возбуждение дела по ст. 177 УК РФ. Однако дознаватель убедил должника в необходимости подделать документы о месте работы и размере заработной платы, обещая, что это позволит смягчить его вину. Когда должник сообщил о возможности использовать для этого печать одной из организаций, дознаватель сам предоставил все необходимые бумаги.

На основании сфальсифицированных документов Милосердов возбудил в отношении мужчины уголовное дело и принял его к своему производству. По окончании дознания уголовное дело с обвинительным актом было направлено мировому судье.

Суд назначил Сергею Милосердову наказание в виде двух лет и двух месяцев лишения свободы условно.

Чем именно занимается дознаватель судебных приставов?

  1. В принципе, дознаватель является независимым и самостоятельным лицом, которое производит следственные или же какие-то процессуальные действия и принимает различные процессуальные решения. Дознаватель вправе осуществлять те решения, которые прямо предусмотрены законодательством;
  2. Дознаватель может работать исключительно в рамках законодательного поля, он обязан весьма строго соблюдать установленную процессуальную форму по реализации прав;
  3. По закону дознаватель представляет собой участника уголовного судопроизводства исключительно со стороны обвинения, и может осуществлять уголовного преследование, но его процессуальные ошибки могут повлечь за собой негативные последствия и даже уголовную ответственность;
  4. Дознаватели работают исключительно с целью обеспечения неукоснительного соблюдения, требований действующего законодательства;
  5. Деятельность дознавателя формирует возможность предотвращения возможных процессуальных ошибок.

Органы дознания в исполнительном производстве

В принципе, судебное решение – это повод открыть исполнительное производство. Основой рассмотрения дела будет выступать факт нарушения установленных законодательных норм. Судебный пристав имеет полномочия, способные взыскивать средства с человека, о котором имеется какая-то информация. Дознаватель-пристав занимается вопросами поиска информации о том человеке, который злостно нарушает свои материальные обязанности. Таким образом, становится понятно, что в настоящий момент очень важно, чтобы деятельность ФССП, была нормированной, и главной целью данной деятельности выступает поиск информации о должнике и применение данной информации для обеспечения исполнения производства. Другими словами, дознаватель в исполнительном производстве будет заниматься вопросом поиска данных по поводу местонахождения должника и его имущества. Благодаря такой структуре строения исполнительной власти, формируется возможность обеспечения исполнения судебных решений. Судебные же приставы берут на себя обязанность производить процесс взыскания, описи и конфискации имущества должника. То есть, фактически, они осуществляют все действия, направленные на устранение долга.
Источник: проведение дегустации—>

Что делает судебный пристав исполнитель?
Пристав исполнитель занимается вопросами исполнения судебного решения. Например, банк подает заявление в суд о взыскании суммы долга с должника. Суд принимает решение о…

Кто контролирует работу судебных приставов?
Работа судебных приставов всецело контролируется государством и законодателем. ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» определяет все аспекты деятельности данной…

Что должен знать судебный пристав?
Должность судебного пристава основана на законодательной базе. Превышение полномочий может повлечь за собой серьезные последствия. Именно по этой причине, нужно быть крайне…

Кому подчиняется служба судебных приставов?
Судебные приставы являются исполнителями судебных решений. Так же, есть приставы, которые занимаются вопросами обеспечения правопорядка в зале судебного заседания. Деятельность…

Методические рекомендации по организации в Федеральной службе судебных приставов работы по предупреждению преступлений

УТВЕРЖДАЮ
Директор Федеральной
службы судебных приставов —
главный судебный пристав
Российской Федерации
А.О.Парфенчиков
2 сентября 2016 года N 0004/11

I. Общие положения

В соответствии со ст.2 Уголовного кодекса Российской Федерации одной из основных задач уголовного судопроизводства является предупреждение преступлений.
Вся процессуальная деятельность органов дознания прежде всего носит предупредительный характер, поскольку своевременное раскрытие преступлений, изобличение виновных и принятие к ним предусмотренных законом мер в большинстве случаев исключает совершение лицами новых правонарушений.
Деятельность Федеральной службы судебных приставов по профилактике преступлений выражается в недопущении правонарушений путем выявления условий и обстоятельств, способствующих их совершению, принятия мер по их устранению в целях защиты конституционных прав и свобод граждан, государственных устоев от преступных посягательств.
Предупреждение преступлений имеет как процессуальные формы, то есть предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, — внесение дознавателем в порядке ч.2 ст.158 УПК РФ в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, так и иные формы профилактики (проведение разъяснительной работы среди населения, выступления в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, в средствах массовой информации по вопросам предупреждения преступлений; публикация материалов в печати, в информационной сети «Интернет» и т.п.).
Настоящие Методические рекомендации по организации в Федеральной службе судебных приставов работы по предупреждению преступлений (далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии с ч.2 ст.158 УПК РФ, Федеральным законом от 23.06.2016 N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее — Закон N 182-ФЗ) и положениями приказа ФССП России от 10.04.2015 N 232 «Об организации дознания в Федеральной службе судебных приставов», с учетом изменений, внесенных приказом ФССП России от 30.03.2016 N 178.

II. Представление как процессуальная форма предупреждения преступлений

1. Понятие и структура представления

Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона (далее — представление), — это акт реагирования дознавателя на выявленные в ходе досудебного производства обстоятельства, способствующие совершению преступления, содержащий предложения о конкретных мерах, направленных на устранение указанных обстоятельств или других допущенных нарушений закона, который вносится в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу согласно ч.2 ст.158 УПК РФ и подлежит рассмотрению не позднее одного месяца со дня его вынесения (приложение N 1).
Представление состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.
Вводная часть представления содержит:
наименование адресата, которому направляется представление;
полное наименование документа; время и место составления документа;
должность, фамилию и инициалы дознавателя, составившего документ;
номер уголовного дела, по материалам которого вносится представление.
В описательно-мотивировочной части представления указываются:
фабула уголовного дела (время, место, способ и иные обстоятельства совершенного преступления);
выявленные дознавателем причины, способствовавшие совершению преступления, и конкретные нормы нарушенных законов;
доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
В резолютивной части представления указываются:
конкретные профилактические меры, которые, по мнению дознавателя, надлежит предпринять адресату представления с целью устранения выявленных в ходе предварительного расследования обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
срок, в течение которого представление подлежит рассмотрению и исполнению, а также указание на необходимость обязательного уведомления дознавателя о принятых мерах (данный срок установлен в ч.2 ст.158 УПК РФ и составляет один месяц со дня вынесения представления);
предупреждение о возможности применения к лицу, на которое возлагается обязанность по рассмотрению и исполнению представления в случае умышленного невыполнения законных требований дознавателя, мер административного воздействия в порядке ст.17.7 КоАП РФ с разъяснением предусмотренных указанной статьей санкций;

порядок обжалования представления в порядке, предусмотренном ст.123-125 УПК РФ.

2. Порядок внесения представления и контроль за его рассмотрением

Дознаватель с момента регистрации сообщения о преступлении до окончания производства дознания по уголовному делу устанавливает обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и вносит в организацию или должностному лицу представление, а также контролирует своевременное устранение нарушений, указанных в представлении.
Представление дознавателя направляется руководителю организации или должностному лицу с сопроводительным письмом за подписью начальника органа дознания.
_______________
Начальником органа дознания на основании положений приказа ФССП России от 06.12.2010 N 677 «О совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания» являются директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации, его заместитель, курирующий организацию работы по производству дознания в ФССП России, руководители территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, курирующие вопросы организации дознания; начальники отделов судебных приставов — старшие судебные приставы, их заместители, координирующие организацию работы по производству дознания, либо лица, исполняющие их обязанности.
После направления представления адресату дознаватель приобщает второй экземпляр представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, к материалам уголовного дела.
Дознаватель контролирует своевременность поступления информации о результатах рассмотрения представления руководителем организации или должностным лицом, а также при поступлении уведомления о принятии мер профилактического характера проверяет полноту и качество выполнения мероприятий, указанных в представлении.
В соответствии с ч.2 ст.158 УПК РФ данное представление подлежит рассмотрению не позднее одного месяца со дня его вынесения.
В случае неисполнения руководителем организации или должностным лицом требований, изложенных в представлении, дознаватель при наличии оснований принимает меры по возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ (приложение N 2), и направляет соответствующее дело в суд для рассмотрения по существу.
При этом в случае уклонения руководителя организации или должностного лица от исполнения административного наказания, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, начальник органа (подразделения) дознания принимает меры по их привлечению к административной ответственности в соответствии со ст.20.25 КоАП РФ.
Оригинал уведомления руководителя организации или должностного лица о принятии мер профилактического характера, копии протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, и судебного решения о рассмотрении дела об административном правонарушении дознаватель передает начальнику органа дознания для приобщения к материалам исполнительного производства.

III. Иные формы предупреждения преступлений

К иным формам предупреждения преступлений относятся:
профилактическая беседа, которая состоит в разъяснении лицу его моральной и правовой ответственности перед обществом, государством, социальных и правовых последствий продолжения антиобщественного поведения (ст.19 Закона N 182-ФЗ);
информирование населения о недопустимости совершения преступления и неотвратимости наступления ответственности за совершенное противоправное деяние;
выступление в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, в средствах массовой информации по вопросам предупреждения преступлений;
размещение в информационной сети «Интернет» и распространение в СМИ информации по вопросам предупреждения преступлений в целях создания в обществе представления о недопустимости совершения преступления и неотвратимости наступления ответственности за совершенное противоправное деяние;
взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе религиозными, в сфере профилактики правонарушений.
Кроме того, к иным формам профилактики преступлений относятся действия должностных лиц ФССП России в ходе принудительного исполнения исполнительных документов, такие как:
разъяснение должникам последствий наступления административной и уголовной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае неисполнения исполнительных документов и невыполнения обязательств по содержанию несовершеннолетних детей;
предупреждение должников об уголовной ответственности, предусмотренной ст.177, 312, 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;
привлечение должников к административной ответственности за неисполнение судебных решений, неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя;
вручение должникам направлений в органы службы занятости населения с целью трудоустройства либо постановки на учет в качестве безработного;
осуществление проверки сохранности денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, подвергнутого аресту;
проверка исполнения судебных актов о приостановлении хозяйственной деятельности должника-организации, правильность удержания организацией из заработной платы, пенсии и иных доходов должника в счет погашения задолженности;
принятие всех мер принудительного исполнения, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон N 229-ФЗ), в целях своевременного исполнения требований исполнительных документов имущественного и неимущественного характера.

IV. Особенности организации контроля за деятельностью по предупреждению преступлений

Основные функции по организации профилактики преступлений в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов осуществляет начальник органа дознания.
Начальник органа дознания в пределах своих полномочий:
организует работу дознавателей по предупреждению преступлений в соответствии с положениями ст.40.2, ч.2 ст.158 УПК РФ;
обеспечивает наличие в материалах уголовного дела внесенных представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, перед направлением прокурору для утверждения обвинительного акта (постановления) в порядке, предусмотренном ч.4 ст.225, ч.9 ст.226_7 УПК РФ;
проверяет полноту, мотивированность и обоснованность составления дознавателем представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, в соответствии с ч.2 ст.158 УПК РФ, в том числе путем изучения материалов доследственных проверок и уголовных дел;
подписывает сопроводительное письмо руководителю организации или должностному лицу о направлении представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, и контролирует его отправку;
осуществляет контроль за своевременностью поступления информации о результатах рассмотрения руководителем организации или должностным лицом представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона (не позднее одного месяца со дня внесения), а также за полнотой и качеством выполнения мероприятий, указанных в представлении;
в случае неисполнения руководителем организации или должностным лицом законных требований о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления или других нарушений закона, при наличии оснований принимает меры по возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
в случае уклонения руководителя организации или должностного лица от исполнения административного наказания, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, принимает меры по их привлечению к административной ответственности в соответствии со ст.20.25 КоАП РФ;

в пределах компетенции осуществляет взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе с религиозными, в сфере профилактики правонарушений;
организует своевременное, достоверное и полное представление в органы внутренних дел информации по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, в соответствии с совместным приказом МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, МЧС России, ФСКН России, ФСБ России, ФТС России, ФСИН России, ФССП России от 14.11.2014 N 1042дсп/529дсп/98дсп/635дсп/450дсп/640дсп/2202дсп/25дсп/645дсп «Об утверждении Инструкции о порядке взаимного обмена информацией по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних» (зарегистрирован Минюстом России 24.12.2014, регистрационный N 35389);
информирует население о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств, организует распространение в СМИ информации по вопросам предупреждения преступлений.

Приложение N 1 к Методическим рекомендациям. Представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона)

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
Федеральной службы судебных приставов

ООО «Юнибренд»

(название предприятия, организации, учреждения

генеральному директору

или должностного лица, куда или кому

Кутепову Михаилу Игоревичу

вносится представление)

Почтовый адрес:

Курганская обл.

с.Кетово, ул.Ленина, д.2

Представление*
о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона)

_______________
* Образец представления является примерным и носит рекомендательный характер.

с.Кетово

«20»

февраля

2016 г.

(место составления)

Дознаватель отдела судебных приставов Кетовского района Управления ФССП России

(наименование структурного подразделения,

по Курганской области юрист 2 класса Иванов И.И.

территориального органа ФССП России, классный чин, инициалы, фамилия)

в ходе расследования уголовного дела N 560157657 по обвинению

Сидоровой А.Н.

(фамилия, инициалы)

в совершении преступления, предусмотренного

ст.315 УК РФ

,

(часть, статья УК РФ)

УСТАНОВИЛ:

На основании судебного решения Кетовского района Курганской области

(излагаются установленные в ходе расследования обстоятельства, способствовавшие

от 13.06.2012 об обязании Петрова В.Н. ежемесячно выплачивать алименты

совершению преступления, или другие нарушения закона)

в размере 1/4 части заработка и (или) иного дохода в пользу Петровой Е.В. на содержание несовершеннолетнего сына Михаила, 2008 года рождения, судебным приставом-исполнителем ОСП Кетовского района УФССП России по Курганской области Ереминой О.В. 06.02.2013 возбуждено исполнительное производство N 62402/13/21/22.

В рамках исполнительного производства установлено, что должник Петров В.Н. работает в ООО «Юнибренд» в должности электрика. В этой связи судебным приставом-исполнителем 03.11.2014 в соответствии со ст.98 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копия исполнительного документа направлена в ООО «Юнибренд» для организации удержания из заработной платы должника Петрова В.Н. денежных средств в счет погашения алиментных платежей и перечисления денежных средств взыскателю Петровой Е.В.
В постановлении о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту работы должника от 03.11.2014 должностное лицо ООО «Юнибренд». уполномоченное осуществлять удержание из заработной платы Петрова В. К. предупреждено об уголовной ответственности по ст.315 УК РФ за воспрепятствование исполнению судебного решения.
Вместе с тем из материалов уголовного дела следует, что Сидорова А.Н., замещая должность главного бухгалтера ООО «Юнибренд», в целях воспрепятствования исполнению решения Кетовского районного суда Курганской области в период с 03.11.2014 по 18.03.2015 не производила удержание из заработной платы должника Петрова В.Н. в счет погашения задолженности по алиментам.
По факту воспрепятствования исполнению судебного решения в отношении главного бухгалтера ООО «Юнибренд» Сидоровой А.Н. 18.03.2015 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст.315 УК РФ.
Согласно требованиям ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.96 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Основным обстоятельством, способствующим совершению главным бухгалтером Сидоровой А.Н. преступления, предусмотренного ст.315 УК РФ, является ненадлежащее осуществление руководством ООО «Юнибренд» полномочий по своевременному и правильному удержанию денежных средств из заработной платы Петрова В.И. и необеспечение контроля за работой подчиненных сотрудников, а также отсутствие разъяснительной работы в трудовом коллективе о недопустимости неисполнения судебных решений и неотвратимости наступления уголовной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.73 и ч.2 ст.158 УПК РФ,

ТРЕБУЮ:

1. Рассмотреть данное представление.
2. Принять меры к устранению указанных причин и условий, способствовавших совершению преступлений, в части организации постоянного личного контроля за производством удержания из заработной платы должника Петрова В.Н. денежных средств в счет оплаты алиментов, а также проведения профилактической работы с сотрудниками ООО «Юнибренд» о недопустимости неисполнения решения судов и иных судебных актов.

3. О результатах сообщить

в отдел судебных приставов Кетовского района Управления ФССП

(наименование структурного подразделения,

России ПО Курганской области.

территориального органа ФССП России)

Представление подлежит рассмотрению не позднее одного месяца со дня его вынесения с обязательным уведомлением о принятых мерах.
В случае нарушения установленного порядка и сроков рассмотрения представления виновные лица могут быть подвергнуты административному наказанию по ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.123-125 УПК РФ.

(дознаватель)

(классный чин)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Приложение N 2 к Методическим рекомендациям. Протокол об административном правонарушении

Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
Федеральной службы судебных приставов

Протокол*
об административном правонарушении

_______________
* Образец представления является примерным и носит рекомендательный характер.

с.Кетово

«20»

февраля

2016 г.

(место составления)

Дознаватель

отдела судебных приставов Кетовского района Управления ФССП России

(наименование структурного подразделения,

по Курганской области юрист 2 класса Иванов И.И.

территориального органа ФССП России, классный чин, инициалы, фамилия)

руководствуясь ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составил настоящий протокол о том, что лицо (физическое, должностное, юридическое):

Кутепов Михаил Игоревич, 21.02.1980 года рождения, место рождения г.Екатеринбург, проживает по адресу: Курганская обл., с.Кетово, ул.Советская, д.5, паспорт

(указываются сведения: для физического лица — Ф. И. О., дата рождения, место рождения,

серия 4606 N 784 561, выдан 12.02.2007 УВД Кетовского района Курганской обл.,

место постоянного жительства, документ, удостоверяющий личность (серия, номер, когда и кем выдан),

работает в ООО «Юнибренд» в должности генерального директора.

место работы, должность; для юридического лица — организационно-правовая форма, наименование,

местонахождение, идентификационный номер налогоплательщика)

Иные сведения, необходимые для разрешения дела: не женат, не судим, военнообязанный.

(семейное положение нарушителя,

лица, находящиеся на его иждивении, размер заработной платы (стипендии, пенсии), отношение к воинской обязанности, имеет ли судимость;

Ф.И.О., место работы и должность родителей или лиц, их заменяющих, при составлении протокола

на лиц от 16 до 18 лет, не имеющих самостоятельного заработка)

Обстоятельства совершения административного правонарушения: В ходе производства дознания по уголовному делу, возбужденному 18.03.2015 в отношении

(дата, время, место и обстоятельства

главного бухгалтера ООО «Юнибренд» Сидоровой А. Н. по признакам состава

совершения административного правонарушения)

преступления, предусмотренного ст.315 УК РФ. дознавателем в порядке ч.2 ст.158 УПК РФ 21.03.2015 в адрес генерального директора ООО «Юнибренд» Кутепова М.И. внесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

В представлении дознаватель в целях устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления, требует от генерального директора ООО «Юнибренд» Кутепово М.И. обеспечить личный контроль за производством удержания из заработной платы должника Петрова В.Н. денежных средств в размере 1/3 всех видов дохода в счет уплаты алиментов, а также организовать проведение профилактической беседы с сотрудниками ООО «Юнибренд» о недопустимости неисполнения решения судов и иных судебных актов.
Вместе с тем генеральным директором ООО «Юнибренд» Кутвповым М.И. в установленный законом месячный срок при отсутствии уважительных причин представление не рассмотрено, меры профилактического характера не приняты, соответствующее уведомление в отдел судебных приставов Кетовского района УФССП России по Курганской области не поступало.
В соответствии с ч.4 ст.21 УПК РФ требования дознавателя, предъявленные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Таким образом, Кутепов Михаил Игоревич умышленно не выполнил законные требования дознавателя, установленные ч.2 ст.158 УПК РФ, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Свидетели, понятые

не участвовали

(фамилия, имя, отчество, место жительства/пребывания)

Кутепову Михаилу Игоревичу, генеральному директору ООО «Юнибренд»,

(фамилия и инициалы привлекаемого/законного представителя юридического лица)

разъяснены положения ст.51 Конституции Российской Федерации, а также права и обязанности, предусмотренные ст.24.2, 24.4, 25.1-25.10, 26.3, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лицам

не участвовали

разъяснены

(фамилия и инициалы свидетеля, понятого/иных участников производства по делу)

права и обязанности, предусмотренные ст.17.7, 17.9, 25.1-25.10, 26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положения ст.51 Конституции Российской Федерации.

Объяснение привлекаемого (законного представителя юридического лица)

Объяснение привлекаемого*
(законного представителя юридического лица)

_______________
* Образец представления является примерным и носит рекомендательный характер.

С протоколом согласен, вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, признаю полностью.

К протоколу прилагаются:

копия представления, копия почтового уведомления о поступлении

(перечень прилагаемых к протоколу

в ООО «Юнибренд» представления, объяснения свидетелей.

документов и предметов)

Подписи

(подпись привлекаемого/законного представителя юридического лица)

(подписи свидетелей, понятых и иных участников по делу)

(подпись лица, составившего протокол)

С протоколом ознакомлен, дата, время и место рассмотрения дела мне объявлены.

(подпись привлекаемого)

Копию протокола получил (вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе).

Подписи:

(подпись привлекаемого лица)

(подпись потерпевшего)

Решение, принятое по протоколу:

передано по подсудности мировому судье судебного участка N 3

Кетовского района

(о передаче дела по подведомственности или судье,

о прекращении дела производством)

Старший судебный пристав

отдела судебных приставов Кетовского района Управления ФССП

(наименование подразделения судебных приставов)

России по Курганской области.

(фамилия, инициалы)

(подпись)

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Бюллетень Федеральной службы
судебных приставов,
N 10, 2016 год

Полномочия начальника органа дознания в системе Федеральной службы судебных приставов

Н.В. Тютина, нач. отдела ОИП УФССП России по Оренбургской области

На протяжении более чем десятилетнего срока действия УПК РФ одним из актуальных и дискуссионных является вопрос о процессуальных полномочиях начальника органа дознания.

Именно данное должностное лицо призвано организовывать и контролировать расследование в форме дознания, обеспечивая тем самым неукоснительное исполнение норм уголовно-процессуального законодательства и его назначение.

Согласно законодательному определению, закреплённому п. 17 ст. 5 УПК РФ, начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченный давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Нормы, регламентирующие права и обязанности начальника органа дознания, содержатся в различных статьях УПК РФ. Отдельная статья, посвящённая уголовно-процессуальному статусу начальника органа дознания, отсутствует. Мы согласимся с мнением таких авторов, как А.С. Есина и Е.Н. Арестова, которые заявляют о её необходимости, поскольку это позволило бы чётко структурировать процессуальные правоотношения субъектов дознания.

Анализ уголовно-процессуального законодательства позволяет выделить основные полномочия начальника органа дознания. Он вправе:

— давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий (п. 17 ст. 5);

— возлагать на дознавателя полномочия органа дознания по производству дознания (ст. 41);

— давать письменные указания по уголовному делу, обязательные для исполнения дознавателем (ч. 4 ст. 41);

— продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении (ч. 3 ст. 144);

— выносить постановление о восстановлении утраченного уголовного дела либо его материалов (ст. 158.1);

— принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении её состава (ст. 223);

— утверждать обвинительный акт (ч. 4 ст. 225), обвинительное постановление (ч. 2 ст. 226.7).

Кроме того, логичным представляется, что начальник органа дознания обладает такими же полномочиями, как начальник подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ) и дознаватель, так как является вышестоящим руководителем по отношению к последним . По мнению М.Б. Эркенова, упоминание в законе о том, что каким-либо правомочием наделён в уголовном судопроизводстве дознаватель (без упоминания о начальнике органа дознания (органе дознания), можно толковать расширительно и признать, что указанным полномочием наделён и начальник органа дознания . В частности, начальник органа дознания вправе:

— изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

— вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя;

— возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объёме, обладая при этом полномочиями дознавателя;

— проверять материалы уголовных дел, находящихся в производстве у подчинённых дознавателей.

В соответствии с приказом ФССП России от 06.12.2010 № 677 «О совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания» полномочия начальника органа дознания в Федеральной службе судебных приставов реализуют:

— в центральном аппарате ФССП России: заместитель главного судебного пристава, координирующий деятельность управления организации дознания и административной практики;

— в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов: руководители территориальных органов — главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, координирующие деятельность отделов организации дознания и административной практики и курирующие организацию работы по производству дознания в территориальных органах ФССП России;

— в структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судеб-

ных приставов: начальники отделов судебных приставов — старшие судебные приставы, их заместители, координирующие организацию работы по производству дознания, либо лица, исполняющие их обязанности .

Примечательно, что в статьях ФЗ «О судебных приставах», регламентирующих права и обязанности главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ и старшего судебного пристава, закреплены только полномочия по осуществлению контроля за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (далее — совершение исполнительных действий), производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов. Иные полномочия, отражающие уголовно-процессуальный статус данных должностных лиц, не упомянуты даже в отсылочных нормах, что является несомненным пробелом в законодательстве. По нашему мнению, необходимо внесение дополнений в ФЗ «О судебных приставах», а именно в ст. 9 «Полномочия главного судебного пристава субъекта РФ» и ст. 10 «Полномочия старшего судебного пристава» о том, что они осуществляют полномочия начальника органа дознания, предусмотренные УПК РФ.

Отдельные права и обязанности старшего судебного пристава и главного судебного пристава субъекта РФ (и его заместителя) как начальника органа дознания закреплены в Положения об организации процессуального контроля при проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов .

В частности, на них возложена обязанность:

— организовать и контролировать учёт и рассмотрение сообщений о преступлениях, ежемесячно проверять порядок ведения книг учёта сообщений о преступлениях, учёта талонов уведомления по заявлениям о преступлениях, журнала учёта материалов, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовных дел, по результатам проверки делать в них соответствующие записи;

— изучать материалы доследственных проверок и при необходимости вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела;

— обеспечить направление надзирающему прокурору материалов об отказе в возбуждении уголовного дела для проверки обоснованности принятого по ним процессуального решения;

— утверждать план расследования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— при вынесении дознавателем постановления о приостановлении расследования по

уголовному делу проверять материалы дела на предмет обоснованности принятого решения и полноты проведённых следственных действий и другие.

К сожалению, уголовно-процессуальным законом начальник органа дознания не наделён правом отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя, в том числе при их обжаловании участниками процесса. Данным полномочием наделён лишь надзирающий прокурор. Однако нередко такие жалобы участники досудебного производства направляют начальнику органа дознания. Поэтому в указанных случаях начальник органа дознания должен обратиться с соответствующим ходатайством к прокурору (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Фактически начальник органа дознания лишён возможности устранить выявленные нарушения самостоятельно. При удовлетворении жалобы он наделён правом отстранить дознавателя от производства расследования, а в рамках трудовых правоотношений — правом инициировать привлечение его к дисциплинарной ответственности, в случае существенных нарушений законности — правом инициировать освобождение дознавателя от должности в установленном порядке. Однако по существу это не способствует устранению выявленных нарушений и восстановлению законных интересов заявителей, а скорее имеет значение для предупреждения нарушений в будущем.

В то же время начальник органа дознания имеет широкие возможности для осуществления ведомственного контроля производства дознания, поскольку именно он в оперативном режиме проводит систематическое изучение находящихся на рассмотрении у дознавателя материалов доследственных проверок и уголовных дел, даёт указания о выполнении тех или иных процессуальных действий, оказывает практическую помощь дознавателю.

Согласимся с мнением Т.В. Вальковой, что, не посягая на права прокурора, следует дать возможность руководителям дознания — начальнику органа дознания и начальнику подразделения дознания самим вмешиваться и предотвращать необоснованные и незаконные решения дознавателя по уголовному делу . На наш взгляд, в целях оперативного реагирования на нарушения законности при производстве дознания указанным должностным лицам органа дознания должно быть предоставлено полномочие по отмене незаконных и необоснованных постановлений дознавателя .

Особое практическое значение имеет предоставление права отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В Федеральной службе судебных приставов это связано со следующими особенностями рассмотрения сообщений о преступлениях:

— дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов дознание производится по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157, 177, 315 УК РФ, которые являются длящимися;

— нередко вынесение постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела связано с недостаточностью собранных материалов, подтверждающих факт злостного уклонения должника от погашения задолженности: отсутствием письменных предупреждений должника об уголовной ответственности, отсутствием документов, подтверждающих имущественное положение должника или его доходы, и т.п.;

— в ходе исполнительного производства указанные материалы дополнительно собираются, при этом должник продолжает уклоняться от погашения долга, т.е. возникает ситуация, когда факты свидетельствуют о наличии признаков преступления, при этом дознаватели службы судебных приставов вынуждены обращаться к прокурору для решения вопроса об отмене ранее вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела для соблюдения п. 5 ч.1 ст. 27 УПК РФ;

— согласно ведомственной статистической отчётности ФССП России за 2012 г. отменено порядка 8% постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела с последующим возбуждением уголовного дела от общего числа постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела .

Таким образом, наделение начальника органа дознания правом отмены постановлений дознавателя будет способствовать более быстрому, лишённому формальностей восстановлению прав и законных интересов участников процесса, повысит значимость внутриведомственного контроля, положительно скажется на сокращении сроков производства дознания.

Отличительной особенностью иерархических правоотношений «начальник органа дознания — начальник подразделения дознания — дознаватель» в Федеральной службе судебных приставов является то, что в отделах судебных приставов отсутствует начальник подразделения дознания. Указанные полномочия в соответствии с приказом ФССП России от 06.12.2010 № 677 «О совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания» реализуют только должностные лица в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов и аппаратах управлений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов . Фактически реализацию уголовно-процессуальных полномочий в отделах судебных приставов осуществляет штатный дознаватель (в больших городских отделах —

несколько дознавателей) и начальник отдела — старший судебный пристав, обладающий статусом начальника органа дознания. Учитывая, что отделы судебных приставов являются основным (по численности и территориальной компетенции) звеном в структуре ФССП России, можно констатировать, что для органов дознания Федеральной службы судебных приставов характерными являются именно правоотношения «начальник органа дознания — дознаватель». Если в ОВД, по замечанию А.А. Дядченко, начальником органа дознания в большей степени осуществляется административное, а не процессуальное руководство органом дознания, его статус сохраняется номинально и перестаёт иметь практическое процессуальное значение , то старший судебный пристав как начальник органа дознания постоянно и непосредственно контролирует деятельность подчинённого дознавателя, выполняя одновременно процессуальные, административные и организационные функции. Кроме того, периодически начальник отдела судебных приставов самостоятельно осуществляет дознание по уголовным делам в полном объёме. Согласимся с точкой зрения Ю.С. Митьковой, что существующая в настоящее время ведомственная «трёхступенчатая» (имеется в виду наличие начальника органа дознания и начальника подразделения дознания) система контроля качества дознания излишне громоздка . По нашему мнению, для дознания более целесообразны правоотношения «начальник органа дознания — дознаватель», т.е. наличие одного субъекта, обладающего функциями процессуального контроля и руководства дознанием, который будет обладать всей совокупностью полномочий, в настоящее время предоставленных начальнику органа дознания и начальнику подразделения дознания. Указанное должностное лицо возможно обозначить как начальник отдела дознания, что будет более соответствовать существующей структуре органов дознания. Это приведёт к формированию чётких процессуальных отношений в системе «начальник — подчинённый»,

как следствие, будет способствовать быстроте, полноте и объективности предварительного расследования в форме дознания. Практическая модель таких процессуальных правоотношений представлена в отделах судебных приставов и успешно функционирует.

Реализация изложенных предложений, по нашему мнению, будет способствовать чёткому разграничению процессуальных полномочий должностных лиц, повышению эффективности ведомственного контроля над деятельностью дознавателей, что послужит укреплению законности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Литература

1. Дядченко А.А. Проблемы законодательной регламентации процессуальных полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания // Общество и право.

2008. № 1. С. 17, 24.

2. Эркенов М.Б. Процессуальный статус дознавателя: дисс. … канд. юрид. наук. Нижегородская академия МВД. Н. Новгород, 2007. С. 70.

3. О совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания. Приказ ФССП России от 06.12.2010 № 677 // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2011. № 3.

4. Об утверждении Положения об организации процессуального контроля при проверке сообщений о преступлениях и осуществлении дознания в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов. Приказ ФССП России от 16.02.2010 № 66 // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2010. № 4.

5. Валькова Т.В., Емельянов К.Н. Процессуальный статус и полномочия начальника органа дознания и начальника подразделения дознания: методические рекомендации. Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России,

2009. С. 13.

6. Душанкина М.В. Проблемы определения полномочий начальника подразделения дознания органов внутренних дел // Право и жизнь. 2010. № 5; Александров А.С., Круглов И.В. Правовое положение начальника подразделения дознания в уголовном судопроизводстве // Российский следователь. 2007. № 17. С. 5; Гладышева О.В. Полномочия начальника органа дознания и начальника подразделения дознания в досудебных стадиях уголовного судопроизводства // Общество и право. 2012. № 5. С. 167.

7. Официальный сайт ФССП России. URL: http//www.fssprus.ru.

8. О совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания. Приказ ФССП России от 06.12.2010 № 677 // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2011. № 3.

9. Митькова Ю.С. К вопросу о процессуальных полномочиях начальника подразделения дознания// Вестник Волгоградской академии МВД. 2011. Выпуск 4 (19). С. 96.

Дознаватели территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, входящих в Центральный Федеральный округ повышают профессиональный уровень и делятся опытом работы

В учебно-методическом центре при УФССП России по Тверской области с 31 января по 04 февраля 2011 года состоялся учебно-методический сбор по организации дознания и административной практики, в котором прошли профессиональную подготовку дознаватели районных (межрайонных) отделов из 18 территориальных органов Федеральной службы судебных приставов Центрального Федерального округа.

Во время сбора особое внимание уделено процессу дознания с учетом сложившейся прокурорской, судебной практики, а также практики производства дознания по уголовным делам, подследственным ФССП России, владению навыками по правильному оформлению и составлению процессуальных документов при принятии, регистрации и проверке заявлений и сообщений о преступлениях, при производстве неотложных следственных действий, производству по делам об административных правонарушениях.

В ходе проведения занятий участники поделились своим опытом по организации взаимодействия судебных приставов-исполнителей и дознавателей, особенностям выявления административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26, 17.14, 17.15, 20.25, практике выявления и расследования преступлений подследственных ФССП России, проблемным вопросам возникающим при расследовании и путях их решения.

Во время учебного сбора обсуждены вопросы о процессуальном порядке документирования противоправных действий виновных лиц при совершении преступления, обыска, выемки, допроса подозреваемого, потерпевшего, свидетеля, о назначении и видах экспертиз, основаниях и процессуальном порядке окончания дознания составлением обвинительного акта.

Слушатели высоко оценили уровень профессионального мастерства всех специалистов, проводивших занятия, и организацию учебного сбора.

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

См. предыдущую редакцию

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации ФССП России от 5 сентября 2011 г. N 03-11 «По обеспечению безопасности участников судебного процесса и должностных лиц ФССП России»

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

осуществлять охрану зданий, помещений органов принудительного исполнения;

на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

ГАРАНТ:

См. Порядок осуществления привода судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, утвержденный приказом Минюста России от 13 июля 2016 г. N 164

См. Методические рекомендации по осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц органов принудительного исполнения при исполнении служебных обязанностей;

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

при выявлении признаков преступления составить сообщение об этом и направить его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством;

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях, утвержденную приказом Минюста РФ от 2 мая 2006 г. N 139

на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

ГАРАНТ:

См. Порядок исполнения ФССП России постановления судьи о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, предусмотренное законодательством РФ, утвержденный приказом Минюста России от 11 сентября 2014 г. N 191

Об организации работы по исполнению постановлений судов о принудительном выдворении за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства см. приказ ФССП РФ от 2 мая 2012 г. N 232

на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;

по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.