Как избавиться от судимости

Многие граждане, имевшие условную судимость, и столкнувшиеся с проблемами устройства на работу, с утечкой информации в коммерческие и тому подобные структуры. Судимость – правовая категория, которая детерминируется понятием и содержанием уголовной ответственности. А, как известно, уголовная ответственность представляет собой правоотношение, которое возникает между государством в лице его правоохранительных органов и лицом, совершившим преступление. Судимость является одним из трех составных элементов уголовной ответственности (преступное деяние, наказание, судимость). Таким образом, судимость следует за фактом совершения преступления. До тех пор, пока лицо будет иметь судимость, уголовная ответственность не может считаться полностью реализованной. И только с моментом ее погашения или снятия связывается момент прекращения уголовной ответственности. Судимость предполагает особое правовое положение конкретного лица, которое было создано фактом его осуждения за совершенное преступление к определенной, конкретной мере наказания. Такое правовое положение судимого лица выражается в возможности наступления для него определенных последствий (правовых ограничений) общеправового и уголовно-правового характера. Что касается последнего, то согласно ч.1 ст.86 УК РФ судимость учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания, при выборе режима отбывания наказания. Реально же уголовно-правовые последствия судимости несколько шире. А вот последствия общеправового характера, касаются ограничений в различных областях права: избирательного, гражданского, административного, конституционного, трудового права. Обозначим лишь некоторые из них.
1. Осужденные к лишению свободы и отбывающие наказание по вступившему в законную силу приговору суда не могут быть избранными в представительные органы власти и управления.
2. Лица, имеющие судимость, не могут обучаться в некоторых учебных заведениях.
3. Ограничение прав на приобретение и хранение оружия.
4. Ограничения в выезде за границу.
5. Ограничения в выборе места жительства и в свободе передвижения по территории Российской Федерации.
6. Лица, имеющие судимость не могут быть приняты на работу в некоторые, предприятия, учреждения и организации, в т.ч. государственные, прежде всего, «режимные», учебные и другие.
7. Лица, имеющие судимость и отбывающие наказание, не подлежат призыву на действительную военную службу. Лица, уже отбывшие наказание, но имеющие судимость, подлежат ограниченному призыву и могут проходить службу не во всех частях и родах войск.
В реальной жизни право лиц, ранее судимых на трудоустройство, даже у которых снята или погашена судимость, не так уж успешно реализуемо. При принятии на работу на вопросы о судимости нужно отвечать уже при заполнении анкеты, эти же вопросы задают и при прохождении собеседования. Информацией о судимости работодатели в лице государственных организаций и учреждений интересуются при приеме на работу сотрудников любого уровня, особенно если специалист подбирается на позиции среднего и высшего звена в финансовую сферу, а также на материально ответственные должности, на вакантные должности, где будущая работа будет связана с информационными технологиями.
В данный момент существуют требования п.п. «з» п.15.2 приказа МВД России от 09.07.2007 г. № 612дсп «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел РФ» учетные алфавитные карточки формы 1 на лиц, уголовные дела в отношении которых прекращены по не реабилитирующим основаниям, хранятся 25 лет со дня прекращения дела.

Официальная дискриминация

Дмитрий — гражданин Узбекистана, но вырос в России. Первый раз он попал в места лишения свободы в 17 лет, после этого был еще трижды судим. Последний год Дмитрий живет в приюте благотворительной организации «Ночлежка» в Санкт-Петербурге. После выхода на свободу он пытался устроиться сварщиком, слесарем или пекарем — и не смог. «Везде спрашивают о наличии судимости — была ли она раньше, даже были ли приводы в полицию. Потом они делают пометки, и это становится минусом вне зависимости от того, как хорошо у тебя голова работает», — рассказывает он. Во всех крупных компаниях Дмитрия, по его словам, «пробивали по специальным базам», а в небольших фирмах отказывались оформлять официально.

Через 1,5 года после освобождения Дмитрий запросил досрочное снятие судимости — чтобы подать документы на гражданство России. Он взял характеристику у участкового и в «Ночлежке». С этими документами ему удалось добиться досрочного снятия судимости с первого раза.

«Я был удивлен на самом деле, — признается Дмитрий. — У меня четыре судимости, нет документов и постоянного места жительства — на такого, как я, очень легко повесить преступление». Но так, как Дмитрию, везет далеко не всем.

Дискриминация людей с судимостью — одна из немногих в России, которая существует официально и закреплена на законодательном уровне. Согласно последним доступным данным, в 2008 году в России судимость имели более 15 миллионов человек. Свежих цифр нет — но можно с уверенностью сказать, что меньше их не стало.

Непогашенная судимость запрещает избираться в государственные органы, работать в адвокатуре, быть опекунами или усыновителями, а в некоторых случаях — работать воспитателями и учителями.

Что запрещено людям с непогашенной судимостью по закону:

— баллотироваться и быть избранными в государственные органы

— занимать некоторые должности на госслужбе, в судебных и правоохранительных органах, в финансовой сфере

— работать в адвокатуре

— служить в вооруженных силах

— получить лицензию на оружие (тяжкое или особо тяжкое преступление с применением оружия не позволяет сделать этого и со снятой судимостью)

— заниматься детективной и охранной деятельностью, получить охотничий билет и претендовать на гражданство РФ, если преступление было умышленным

— быть опекунами и усыновителями, если преступление было совершено против жизни и здоровья граждан

— заниматься любой профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, социального и медицинского обслуживания несовершеннолетних (с судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также за преступления против свободы, чести и достоинства, жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, основ конституционного строя и безопасности государства и общества — никогда)

В 2014 году Дмитрия Ишевского, учителя химии и биологии из Москвы, приговорили к трем годам и двум месяцам колонии по «болотному делу». После выхода на свободу Ишевский не смог вернуться к педагогической работе. При попытках устроиться в крупные компании ему тоже отказывали.

Он решил уехать из России. Ишевскому пришлось работать на стройке, чтобы собрать какие-то деньги для себя на первое время, а также для больной на тот момент матери. Сейчас Ишевский преподает биологию в Китае. «Для меня с моей судимостью в России хорошего будущего я не вижу. Пойти работать — нереально», — говорит он.

Первая крупная неудача постигла партию власти в Хабаровском крае. Дуплетом «выстрелили» депутат Госдумы и избранный сенатор от ЛДПР, и оба выстрела, кажется, ударили по репутации партии, сообщает корр. ИА AmurMedia Ко Виктория.

Два последних кадровых открытия наделали много шума в Хабаровском крае. Так уж случилось, что выдвиженцы в Госдуму и Совет Федерации от новой партии власти кучно «выстрелили» в информпространство, следуя плотно друг за другом, предоставив тем самым жителям края возможность внимательно рассмотреть и познакомиться с теми, кого избрали.

Напомним, на этой неделе выяснилось, что у избранного сенатором депутата Закдумы от ЛДПР Дмитрия Приятнова погашенная судимость.

Понятно, что ничего противозаконного в самом факте выдвижения в Совет Федерации ранее судимого депутата нет — все было сделано строго по закону. Мало того, говорят, в Совфеде сенаторы с такими фактами в биографии уже есть.

Но остался некий осадочек. И вроде бы судимость благополучно погашена, и статья не тяжелая, а многих из активных сторонников губернатора и его команды эта новость неприятно поразила. А уж активных несторонников, число которых, к сожалению, растет, так просто порадовала.

А неделей раньше неудачно уже в Госдуме дебютировал другой либерал-демократ Иван Пиляев. На своей странице в соцсети он поспешил сообщить о том, что «выступил в поддержку снижений бюрократических барьеров для населения при покупке товаров в ювелирных магазинах». Отзывы неблагодарных жителей не замедлили себя ждать. Прекраснодушного депутата обвинили в отрыве от реальности, популизме и иных грехах, не поверив в продекларированную заботу о малом бизнесе.

Две неудачи за один короткий период ударили по имиджу губернатора и ЛДПР как партии губернатора. При этом сослаться на чьи-то происки, сказать, что кто-то мешал подобрать, кого направить в Госдуму и Совфед, нельзя. Таково было решение партии. И теперь каждому понятно, что партия испытывает настоящий кадровый голод.

Еще за полгода до выборов аналитики подчеркивали, что у ЛДПР нет своей армии рекрутов, готовых, если нужно, по первому зову встать под ружье, а значит, она будет вынуждена вербовать сторонников, не особо вглядываясь, кто перед ней. И за эту неразборчивость и слабую работу с партийными кадрами теперь, кажется, приходится расплачиваться.

Вообще после победы Сергея Фургала в 2018 году события понеслись бешеным галопом, и ЛДПР явно не успевает наращивать нужные мышцы, чтобы поднять взятый на себя груз обязанностей.

При этом вопросы возникают не только по поводу выдвинутых новичков в политике Пиляева и Приятнова, но и «старичков», вроде бы битых и опытных.

— Признаться, ничего не слышал о работе сенатора Елены Грешняковой в Совете Федерации, — говорит социолог Юрий Березутский. — Не знаю, какие важные для края вопросы она поднимала или обсуждала. Что касается Дмитрия Приятнова, то он человек новый, в должности сенатора мы его еще не видели, поэтому делать какие-то прогнозы, на мой взгляд, рановато.

А вообще, отмечает социолог, это уже нехорошая традиция: все хабаровские москвичи, заседающие в Федеральном Собрании, вне зависимости от партии, почему-то не торопятся делиться с жителями своими достижениями на благо края. То ли достижений нет, то ли желания.

Из старой гвардии сенаторов, отмечают политологи, заметен был лишь Виктор Озеров. Но это скорее исключение из правил.

— Дело не только в сенаторах, но и в депутатах Государственной думы, которые представляют наш регион. Я вообще, за исключением Бориса Михайловича Гладких, не припомню, чтобы депутаты активно проявляли свою позицию, активно работали бы в регионе. Кроме Гладких сейчас в крае других депутатов как будто бы и нет, — говорит социолог.

Активность депутатов и сенаторов, по его мнению, зависит, в первую очередь, от партий, и лишь во вторую очередь, от самих депутатов.

— Люди поддержали какую-то политическую партию, она выдвинула своего партийца, так что ответственность за работу выдвиженца именно несет партия, — подчеркивает Юрий Березутский.

Хронический кадровый дефицит — как болезнь, он поражает всех и вся, не различая, что это, ведомство, партия или целое правительство. Кадровый голод в правительстве — кадровый голод и в партии.

— Мы уже второй год наблюдаем кадровую чехарду в правительстве. Разводятся по разным углам или наоборот объединяются министерства, одним росчерком пера упраздняются должности, как недавно была упразднена должность вице-губернатора. При этом, боюсь, что главным критерием назначения на ту или иную должность является не столько профессионализм, сколько личная преданность губернатору. Это касается и правительственных чиновников, и депутатско-сенаторского корпуса, — отмечает политолог Григорий Говорухин. — Справедливости ради надо сказать, что нечто подобное было и при Шпорте. но в значительно больших масштабах. В правительство приходили какие-то непонятные люди, под которых создавались и тут же ликвидировались должности, управления и даже целые министерства, штат раздувался и разрастался. Да, Фургал держит курс на экономию бюджетных средств, но профессионализма новым кадрам это не добавляет.

В конце концов, говорит политолог, с сенатором можно было и не торопиться. Для большинства жителей края этот вопрос из третьестепенных.

— Что нас, простых жителей волнует и тревожит, так это кадры в поликлиниках, больницах, детсадах, школах и вузах. Кто нас лечит и как нас лечат, чему учат — вот это касается каждого человека непосредственно, и именно исходя из этого многие решают важнейший вопрос: оставаться или навсегда покинуть Хабаровский край, — подчеркивает Григорий Говорухин. — И пока я, к сожалению, не заметил особых усилий правительства в этом направлении. Как за нас борются, чтобы мы не уехали? Может, кто-то и ездит из правительства, из того же Минздрава по другим регионам, зазывает на работу в край, а может, никому это и не надо — мы просто ничего об этом и не знаем. Работают ли с теми же «Лидерами России», с кадровым резервом? А если работают, то почему мы их практически не видим и почему те, кто пришел, уходят из правительства?

Суд

Новая тенденция: преступники, впервые попавшие на скамью подсудимых, стали добровольно платить потерпевшим компенсации морального вреда. Столь совестливые поступки помогают избежать судимости.

В Калужской области некий гражданин П. похитил мобильный телефон и на том попался. Аппарат стоимостью почти 18 тысяч рублей вернули владельцам. А мужчину обвинили в краже с причинением значительного ущерба.

Почему-то часто так получается, что, как только реально возникает угроза оказаться за решеткой, на человека сразу находит раскаяние. Естественно, чистосердечное.

Так случилось и сейчас. Как рассказывают в Калужском областном суде, гражданин П. выплатил потерпевшему компенсацию морального вреда в размере 40 тысяч рублей. А суд освободил обвиняемого от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в размере 20 тысяч рублей.

Подобные правила были введены по инициативе Верховного суда России три с половиной года назад. Если человек впервые совершил нетяжкое преступление, признал вину и возместил ущерб, его можно освободить от уголовной ответственности. Дело будет прекращено. При этом человеку назначат судебный штраф. Так что ни о какой безнаказанности речи нет. Зато в анкете виновника не появится клеймо судимости.

Как сообщил недавно председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев, в прошлом году по ходатайству следствия были прекращены 33 тысячи уголовных дел с назначением судебного штрафа. Еще 16 тысяч дел были прекращены уже по инициативе суда. То есть обвинение предъявлялось в суде, правоохранители просили осудить гражданина, но суды полагали, что можно обойтись мягкой мерой.

Таким образом, почти 50 тысяч человек, как-то оступившихся в жизни, не сломали себе судьбу. Нет, никто не собирается попустительствовать преступникам. Человеку дается шанс, и такой шанс может выпасть только раз в жизни.

Процедура работает, даже если потерпевший не понес материального вреда. Например, во время одного из гражданских процессов в Адыгее некто Ч. оскорбил представителя истца.

Такое поведение, между прочим, расценивается как преступление против правосудия. Поскольку ранее уголовных грехов за человеком не водилось, он попал под действие гуманных правил. Тот факт, что никакого материального ущерба жертве преступления не нанесено, проблемой не стал. Достаточно оказалось принести извинения и получить прощение. Гражданину был назначен судебный штраф 40 тысяч рублей. Но формально человек не осужден, может смело писать в анкетах, что не был судим.

Впрочем, иногда извинениями на словах дело не ограничивается. Никто не мешает раскаявшимся преступникам сказать «спасибо» рублями. То есть компенсировать какой-то суммой нанесенный моральный вред.

«Вред, причиненный преступлением, может быть возмещен в любой форме, позволяющей компенсировать негативные изменения, причиненные преступлением охраняемым уголовным законом общественным отношениям, — объяснили в Калужском областном суде. — Возможные способы возмещения ущерба и заглаживания причиненного преступлением вреда законом не ограничены, однако они должны носить законный характер и не ущемлять права третьих лиц».

Такой возможностью воспользовалась гражданка Ш. из Калужской области. Она обвинялась в применении к представителю власти насилия, не опасного для жизни и здоровья. Это преступление представляет серьезную общественную опасность, и к нему относятся достаточно строго. Тем не менее в данном случае извинения женщины были приняты.

«Она в счет возмещения вреда, причиненного преступлением, выплатила сотруднику полиции компенсацию морального вреда в размере 10 тысяч рублей. Потерпевший указал, что причиненный преступлением ущерб ему возмещен полностью», — рассказывают в Калужском областном суде.

Адвокат Вячеслав Голенев замечает, что в случае вынесения обвинительного приговора потерпевшие также могут взыскать с осужденного компенсации морального вреда.

«Но есть большая вероятность, что суд назначит меньшую сумму, чем ту, что обвиняемый готов заплатить добровольно, дабы избежать обвинительного приговора, — говорит он. — К тому же, если взыскивать с осужденного через суд, возникает проблема, как получить деньги в реальности. Зачастую назначенные суммы так и остаются на бумаге. А в случае применения гуманных правил потерпевшему не просто возмещается весь вред, причиненный преступлением, человек получает гораздо больше, то есть остается в плюсе».

Адвокат особо подчеркнул, что гуманная практика работает только в отношении не тяжких преступлений. Никто не освободит человека, совершившего умышленное убийство, как бы тот ни раскаивался.

Владислав Куликов, Российская газета