Многие предприниматели при выборе ниши для бизнеса совершают массу ошибок: игнорируют анализ рынка, конкурентной среды и конъюнктуры, не учитывают собственные возможности, открывают бизнес без наличия специальных знаний и пр. В результате через некоторое время бизнес приходится закрывать из-за его нерентабельности. Мы расскажем, почему и как закрываются аптеки.
Основные причины расставания с аптечным бизнесом:
- Незнание специфики
- Непосильные налоговые нагрузки
- Ограничение наценки на ассортимент
- Ограничение числа сопутствующих товаров, которые аптека имеет право продавать
- Высокие затраты на обеспечение соответствующих условий хранения для наркотических, сильнодействующих, психотропных средств
- Необходимость нести затраты по обеспечению минимальным ассортиментом и пр.
Как закрыть аптеку – пошаговая инструкция
Сложность процедуры по закрытию бизнеса зависит от организационно-правовой формы.
Если аптека открывалась ИП, порядок закрытия упрощенный – уведомительный. Следует подать в налоговый орган следующие документы:
- Документ об уплате госпошлины (чек из банка или его электронная версия)
- Заявление по форме Р26001, заверенное нотариусом
- Выписка из пенсионного фонда об отсутствии задолженностей
- ИНН
- Действующее свидетельство о присвоении ОГРНИП
- Выписка из ЕГРИП с указанием видов деятельности
После получения свидетельства о прекращении деятельности следует подать уведомление в ПФР о закрытии ИП, получить выписку об отсутствии задолженностей, расторгнуть соглашения по договорам и юридическими и физическими лицами, уволить персонал, снять с учета кассовый аппарат и закрыть расчетный счет в банке.
Если аптека открывалась ООО (общество с ограниченной ответственностью), порядок закрытия существенно сложнее, поэтому многие предпочитают обращаться к профессиональным специалистам. Поэтапное руководство:
1. Проведение собрания учредителей, на котором принимается решение о ликвидации ООО. К решению нужно приложить нотариально заверенные заявления по следующим формам:
— форма 15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации»;
— форма 15002 «Уведомление о назначении ликвидационной комиссии».
2. Подготовка формы С-09-4 «Сообщение о начале процедуры ликвидации».
3. Подготовка документов:
- свидетельство о регистрации ООО;
- устав ООО;
- выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
- свидетельство налоговой инспекции о постановке на учёт;
- договор учредителей о создании ООО;
- справка о присвоении кодов статистики фирме;
- извещения из ПФР, ФСС, ФОМС о взятии аптеки на учёт;
- печать ООО;
- копии паспортов и свидетельства ИНН директора, главного бухгалтера и всех членов ликвидационной комиссии.
4. Проверка отчетности
5. Подача документов в регистрирующие органы в течение трех дней с принятия решения о ликвидации
6. Получение свидетельства установленного образца.
7. Подача уведомления в ПФР и ФСС в свободной форме
8. Подача заметки в журнал «Вестник государственной регистрации»
9. Проведение инвентаризации
10. Уведомление кредиторов о начале процесса ликвидации
11. Взыскание задолженностей с дебиторов
12. Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса
13. Закрытие расчетного счета
14. Снятие кассового аппарата с учета
15. Обращение в налоговую с заявлением об окончании процесса ликвидации
Куда девать товар
Один из самых животрепещущих вопросов при закрытии аптеки – куда девать товар? Ведь реализовать его можно только при наличии фармацевтической лицензии, а после ликвидации предприятия она становится недействительной.
Статья 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях и статья 171 Уголовного кодекса РФ предусматривают санкции за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, однако статья 2 ГК РФ определяет предпринимательской ту деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли. Разовая же реализация товарных остатков без извлечения прибыли (по закупочным ценам с учетом расходов на хранение и реализацию) не может быть признана предпринимательской деятельностью. Соответственно, наказания за это не предусмотрено.
Кому продать товар – вопрос довольно простой, поскольку сегодня многие фирмы предлагают свои услуги по выкупу товарных остатков. Остается только найти наиболее подходящие условия, сбыть остатки и окончательно закрыть аптеку.
Особенности покупки: вчера и сегодня
Почти на каждый препарат в Финляндии и других странах Евросоюза требуется рецепт лицензированного европейского врача. К сожалению, там не принимаются во внимание российские рецепты – ни переведенные, ни нотариально заверенные. А это значит, что надо было записываться на прием к местному врачу, заново сдавать анализы и делать исследования, и только после этого получить рецепт на необходимое лекарство. Как вы можете догадаться, процесс требовал немалых временных и финансовых затрат.
С 2018 года у финского медицинского центра МedFIN, который предлагает обслуживание в том числе и на русском языке, появилась новая телемедицинская услуга, призванная облегчить покупку лекарств в Финляндии и в других странах Евросоюза. Теперь финские врачи могут оценить безопасность назначения российского коллеги и выписать финский электронный рецепт без визита в Хельсинки — онлайн.
Шаг 1: получаем электронный рецепт
Обратиться за подтверждением назначения своего российского лечащего врача может только сам пациент. Ехать никуда не надо — достаточно зайти на сайт и заполнить анкету с указанием диагноза, анамнеза и назначений врача из России.
На основании предоставленных данных и в процессе онлайн-консультации доктор медицинского центра MedFIN может подтвердить назначение своего российского коллеги и выписать соответствующий рецепт. По этому рецепту можно купить препараты в любой аптеке Финляндии.
За одну консультацию можно получить годовой рецепт на одно, два или три лекарства.
Решение принимается за 3 рабочих дня. Столько же создается электронный рецепт. Можно быстрее — в день обращения, но за дополнительную плату.
За какими препаратами едут в Европу? 40% — при онкологических заболеваниях. 33% — при болезнях неврологического характера (в том числе после инсультов и болезни Паркинсона). 10% — для диабетиков. 17% — за прочими лекарственными средствами.
Случаи отказа:
• медикамент является наркотическим или психотропным веществом;
• препарат (по мнению врача MedFIN) не принесет пользу при лечении болезни или он противопоказан данному пациенту;
• такое лекарство не продается в финских и европейских аптеках.
Шаг 2: оплачиваем услугу
После подтверждения рецепта пациент оплачивает консультацию в личном кабинете по карте VISA, MasterCard или American Express.
Стоимость услуги — 48 евро для финских или 60 евро для европейских аптек (это если без доплаты за срочность).
После оплаты рецепт вносится в единую информационную систему, к которой подключены все финские аптеки, а в личном кабинете на сайте размещается pdf-файл с электронным документом. Вам остается распечатать его и предъявить при покупке.
Шаг 3: забираем в аптеке
Приобрести препарат в аптеках Финляндии может сам пациент, его родственник или друг. Главное— взять с собой распечатанный электронный рецепт, оформленный финским врачом.
Заходите в раздел сайта, посвященный правилам ввоза медицинских препаратов на территорию РФ, задавайте вопросы в онлайн-чате и заказывайте рецепт уже сейчас.