Комиссии по делам несовершеннолетних

В январе исполняется 100 лет со дня образования комиссий по делам несовершеннолетних. Солидная дата стала поводом встретиться с теми людьми, которые в разные годы стояли у ее руля.
Защита прав детей и подростков, профилактика безнадзорности, беспризорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, работа с семьями, признанными находящимися в социально опасном положении – всегда в центре внимания комиссии стоял маленький человечек, которого надо спасать. От агрессии взрослых, неблагополучия, беды…

Мы попросили председателей, возглавлявших комиссии по делам несовершеннолетних в разные годы, ответить на пять вопросов о главном:
1 Как и когда вы возглавили комиссию по делам несовершеннолетних? Какими основными вопросами она в то время занималась?
2 По роду своей деятельности вам приходилось возглавлять множество разных комиссий. Какое место среди них занимали «дела» несовершеннолетних?
3 Что для вас было самым важным при посещении семей?
4 Вспомните самый сложный случай в вашей практике. Как он разрешился?
5 Доводилось ли вам встречаться с бывшими подопечными, которые уже стали взрослыми? И как происходили эти встречи?
Ростислав Арсентьевич Герт, председатель
комиссии по делам несовершеннолетних
в 1965 – 1990 гг.:

1 Членом комиссии по делам несовершеннолетних я был с 1959 года. А в 1965 году стал ее председателем – и исполнял эти обязанности до 1990 года. Основные вопросы, которые тогда решала комиссия, схожи с сегодняшними. Особое внимание мы уделяли работе с трудными подростками, заботились об их учебе и воспитании.
Я помню случай с поджогом здания конторы заготльна в поселке Гудогай, могу назвать фамилии подростков, которые прогуливали занятия в школе, совершали правонарушения и преступления.
2 Комиссии по борьбе с пьянством, по безопасности дорожного движения, соблюдении законодательства о культах – подобных комиссий в подчинении заместителя председателя рай­исполкома было много. Но занимала главное место всегда комиссия по делам несовершеннолетних. 1-2 раза в месяц мы проводили заседания и старались поставить подростков и их родителей на путь исправления.
3 При посещении семей основное внимание уделяли взаимоотношениям родителей и детей. Чаще всего это были такие семьи, в которых родители злоупотребляли спиртным, нарушали закон и не занимались воспитанием своих сыновей и дочерей, а те, как результат, попадали в плохие компании, прогуливали занятия и совершали правонарушения.
Конечно, нашей основной функцией было предупредить беду, поэтому разговаривали с родителями и детьми, просили, пугали штрафами. И если принимали решение наказать, то делали это по максимуму.
4 Много было серьезных случаев, когда я работал директором Гудогайской школы. После летних каникул в 5-ый класс не пришла ученица. День, второй, третий… Пошел в семью. А мать говорит: «Не пущу!» Но настойчивость, разговоры и просьбы победили. Спустя два месяца девочка пришла в школу, закончила 7 классов, Ошмянское педучилище, Гродненский пед­институт. И была благодарна за то, что когда-то я настоял на том, чтобы она училась.

5 Конечно, приходилось. Здоровались, вспоминали – кто-то с улыбкой, кто-то с недовольством. Многие бывшие подопечные выросли хорошими людьми и благодарны, что когда-то комиссия по делам несовершеннолетних наставила их на путь истинный.
Владимир Олегович Буловицкий, председатель
комиссии по делам несовершеннолетних в 1990 – 1995 гг.:

1 Комиссию по делам несовершеннолетних я возглавил в марте 1990 года. Время было тяжелое. Жили тогда по купонно-талонной системе, когда продукты и промышленные товары можно было приобрести только по талонам. Приходилось изыскивать резервы, чтобы обеспечить многодетные семьи самым необходимым.
Но главными в нашей работе были дети. В некоторых семьях возникали проблемы. Отцы и матери были склонными к вредным привычкам – в итоге страдали дети. Хотя и в хороших семьях иногда вырастали сложные подростки. И задачей комиссии было направить ребенка и семью в правильное русло.
2 В первую очередь, комиссия по делам несовершеннолетних – это напряженная работа. Мы были в ответе за судьбы детей, поэтому собирались не по графику, а по мере необходимости. Это была трудоемкая и ответственная работа: рейды по дискотекам, работа с семьей, трудоустройство родителей, оздоровление детей из неблагополучных семей…
3 Чтобы управлять процессом, семьи надо знать. Посещая семьи, проверяли есть ли еда, одежду, чисто ли в доме, состояние родителей… Раз в неделю выделялся транспорт – и секретарь комиссии Валентина Чеславовна Картель отправлялась в отдаленные деревни. В ближайшие населенные пункты добирались на общественном транспорте. С родителями не только говорили, убеждали их, наказывали, но и помогали – продуктами, одеждой, трудоустройством…
4 Случаев было много, и все сложные: пьяные компании, совершение преступлений и правонарушений, прогуливание уроков, плохое поведение… Что может быть дороже жизни и благополучия человека, тем более ребенка?
5 Отношения со всеми подопечными у меня были хорошие. Некоторые из них и сейчас ведут асоциальный образ жизни, но, тем не менее, при встрече здороваются. Одни благодарят, а другие говорят, что надо было с ними быть пожестче. Однозначно, такие комиссии должны существовать. Равнодушных к жизни ребенка быть не должно.
Ирина Болеславовна Шляхтун,
председатель комиссии по делам
несовершеннолетних в 1996 – 2003 гг.:

1 При назначении на должность заместителя председателя районного исполнительного комитета в 1996 году я стала и председателем комиссии по делам несовершеннолетних и руководила ей до 2003 года.
Середина девяностых – сложное время, когда вся прежняя система воспитания потерпела крах. А новые устои привели к всплеску преступлений и правонарушений. Работать было трудно, но интересно. Мне повезло: мы работали с Тересой Марьяновной Драган – она быстрая на подъем, активная и знающая закон, а также со специалистами отдела образования, здравоохранения, социальной защиты, РОВД, санэпидемстанции и других служб.
Всегда помогали решать сложные вопросы и председатели райисполкома – сначала Мечислав Брониславович Кудырко, потом – Адам Дмит­риевич Ковалько. Они поддерживали все предложения комиссии по делам несовершеннолетних.

2 Действительно, комиссий было много. Нельзя сказать, что одна – более важная, а другая – менее. Но комиссия по делам несовершеннолетних была одной из основных и решала самые важные проб­лемы.
Беларусь много хорошего взяла из советских времен: наши дети учатся, обеспечены питанием, перед ними открыты все дороги. А самое важное – у нас нет безнадзорности. А ведь сколько детей в странах бывшего Советского Союза стоят с протянутой рукой, грязные, голодные…
3 Посещение семей было одним из направлений нашей работы. Встречаешься с родителями, разговариваешь с ними – кажется, достучался до их черствых сердец. А на следующий день приезжаешь – и снова видишь грязь. Спрашиваешь у детей, что ели, а они в ответ: зеленые яблочки. Сердце кровью обливается.
В те годы создавался БРСМ – он стал вовлекать в работу подростков; в организациях появились заместители по идеологической работе – они помогали работать с неблагополучными семьями; в школах создавались советы профилактики, появились педагоги социальные и психологи; строился детский социальный приют. В советское время была потеряна связь с духовенством, а ведь становление семьи не может быть без духовности. И мы пригласили в райисполком представителей духовенства. Рассказали, чем занимается власть, нацелили на совместную работу, в том числе и с неблагополучными семьями.
Конечно, посещая семью, хотелось видеть порядок в доме, полный холодильник и чистых детей. Но бывало всякое. И я уверена, что Декрет №18 о дополнительных мерах по защите детей в неблагополучных семьях был принят не зря.
4… Однажды к нам поступил сигнал о беременной женщине, которая не стояла на учете в больнице и не выходила на улицу из дома. Главный вопрос: родила она или нет и что с ребенком? Вместе с Тересой Марьяновной Драган приезжаем к указанному дому. Окна заколочены, дверь не открывают, но слышно, что внутри кто-то есть. Просьбами, уговорами, угрозами, применяя и дипломатию, и психологические приемы, удалось уговорить выйти на улицу отца семейства и расположить его к разговору. Через некоторое время на улицу вышла и женщина с ребеночком на руках – чистенькие, аккуратные. У ребенка не было никаких документов, а у родителей – средств к существованию.
Мы зарегистрировали малыша, устроили маму на работу – она получила пособие, но не обошлось без угроз: ведь мы нарушили жизненный уклад отца семейства. И ему это не нравилось.
5 На улицах Островца час­то встречаюсь с теми, кто когда-то попадал в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних. Один не поздоровается, а другой – поблагодарит. Но такова жизнь. Каждый из нас делает свое дело, и никто не имеет права проходить мимо плачущего ребенка!
Виктор Збигневич
Свилло, председатель комиссии по делам
несовершеннолетних
с 2005 г. по нынешнее время:

1 Комиссию по делам несовершеннолетних я возглавил в мае 2005 года, когда был назначен заместителем председателя Островецкого рай­исполкома. Основные цели и задачи работы комиссии не изменились, а вот законодательство и подходы к работе претерпели изменения: по­явилось больше возможностей воздействовать на родителей и несовершеннолетних.

С 1 января 2007 года начал действовать Декрет №18, который позволил изымать детей из семьи, есть возможность устройства их в специализированные учреждения, а у родителей появился шанс на то, чтобы спасти свою семью.
2 Комиссия по делам несовершеннолетних в ряду прочих занимает первое место – она наделена широкими полномочиями. Наши решения обязательны для исполнения всеми организациями и гражданами. К тому же это единственная комиссия, в которой есть освобожденный работник – заместитель председателя комиссии Тереса Марьяновна Драган, которая является и ее секретарем.
3 Самое важное, чтобы дети росли в нормальных условиях: не только были одеты и накормлены, но чтобы в семье не было пьянок, ругани, насилия. Если сравнивать начало моей работы в комиссии и сейчас, то такого неблагополучия, антисанитарии и пьянства, которые были раньше, сегодня нет. Но появились другие моменты – например, насилие в семье.
4 Сложных случаев было много. У комиссии по делам несовершеннолетних есть возможность корректировать поведение ребенка – и мы этим пользуемся. Но когда профилактическая работа не дает результата, приходится отправлять подростков в специализированные учреждения. Это же касается неблагополучных семей, когда мы признаем детей нуждающимися в государственной защите.
Сложным был административный процесс против матери, которая спаивала несовершеннолетних детей и при этом пыталась уйти от ответственности. Заседание по этому делу длилось 4 часа без перерыва. В итоге мать была наказана.
Каждая такая ситуация надолго остается в памяти и заставляет задуматься о нашей жизни.
5 С многими нашими подопечными приходилось сталкиваться на повторных заседаниях комиссии. Каждый из них по-разному реагирует и на членов комиссии, и на проблему, с которой столкнулся.
Некоторые подростки, совершившие правонарушения или преступления, впоследствии заводят семьи – и мы снова встречаемся с ними, но уже как с нерадивыми родителями.
Но есть и такие случаи, когда через год-два ты посещаешь семью, ранее признанную находящейся в социально опасном положении, – и видишь благополучие, радостные глаза родителей и детей. Такое, конечно, радует.

Работа инспектора ПДН

Работа комиссии ведется территориально. Внутри области, города имеются участки, ответственность за которые возложена на инспектора комиссии. Территория, закрепленная за конкретным сотрудником, может как уменьшаться, так и увеличиваться, в зависимости от эффективности.

Выполнением функций комиссии на отдельном участке занимается инспектор ПДН. Это сотрудник министерства внутренних дел, который, будучи, по сути, участковым, имеет дело только с несовершеннолетними жителями своего участка.

Работа инспектора состоит не только в выявлении и направлении оступившихся несовершеннолетних граждан. Роль педагогического подхода в данной работе крайне важна. Необходимо видеть весь контингент района. Причем непросто собирать персональные характеристики, а понимать, какими могут быть последствия поведения отдельных индивидуумов и предотвращать их. С этой целью инспектор ПДН может посещать семьи несовершеннолетних для проведения беседы не только с подопечными, но и с членами их семей. А также активно сотрудничает с участковыми (УУП) и отделениями полиции (ОП).
Инспектор должен следить за тем, чтобы права ребенка ни ущемлялись и его жизни и здоровью ничего не угрожало. Важно осуществлять регулярную работу с семьями, где есть несовершеннолетние дети.

Как стать инспектором ПДН?

Чтобы попасть в КДН и ЗП в качестве участкового инспектора, нужно соответствовать тому же перечню требований, что применяется к сотрудникам МВД. А именно:

  • иметь гражданство РФ;
  • военный билет;
  • законченное ВО юридического и педагогического профиля;
  • отсутствие осужденных близких родственников и судимостей самого кандидата;
  • не иметь проблем со стороны здоровья;
  • желательна общевоенная подготовка претендента на вакансию.

Перед трудоустройством на должность обязательным условием является успешное прохождение полного медицинского осмотра. После этого кандидат принимается на службу в желаемое отделение Министерства Внутренних дел (ОМВД).

Заработная плата инспектора при всей сложности его работы зависит от величины участка, закрепленного за ним, выслуги лет и полученного звания. В общем, оклад колеблется от 20 до 70 тыс. рублей.

Основной задачей ПДН является сохранение здоровья, жизни и свободы граждан, не достигших совершеннолетия. Ведь именно от них зависит то, каким станет общество в будущем. Потому так важно содействие этому внутри семьи.

Людмила Виноградова, 22 июня 2019, 11:16 — REGNUM 20 июня 2019 года в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации прошли очередные парламентские слушания, посвящённые теме совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП).

Совет Федерации Дарья Антонова © ИА REGNUM

Слушания прошли незамеченными широкой общественностью и СМИ, поскольку были назначены параллельно с «Прямой линией президента», а напрасно. Вопрос реформирования работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав отнюдь не праздный, давно назревший, чреватый в случае его неразрешения массовыми протестными выступлениями граждан. Ответит ли президент именно на ваш вопрос — это бабушка надвое сказала, а вот то, что каждый родитель может оказаться несостоятельным и «поставленным на учёт», а при повторении «нарушения» и остаться без детей благодаря бдительности сотрудников полиции, врачей, воспитателей, учителей, работников социальных служб, органов опеки и попечительств, координацией работы которых занимаются именно территориальные комиссии по делам несовершеннолетних, — это, при нынешней выстроенной системе надзора и контроля, несомненно.

Понятно, что подавляющее число жителей Российской Федерации никогда не сталкивались с такими комиссиями. Тем не менее своим неведением они не застрахованы от пристального ока недремлющей КДНиЗП:

  • как и с кем вам жить;
  • какой запас еды иметь в холодильнике;
  • на чём спать;
  • когда делать ремонт;
  • погашать задолженность по питанию в детском саду;
  • платить за электричество;
  • идти или не идти к хирургу, получив травму;
  • продолжать ли жить с мужем-алкоголиком под угрозой отобрания детей;
  • курить ли в собственной квартире;
  • справлять ли поминки по усопшим родственникам;
  • когда регистрировать новорожденного по месту жительства;
  • прикреплять его к поликлинике;
  • как бороться с дефицитом массы тела у грудного ребёнка;
  • когда и как конфликтовать и конфликтовать ли с супругом и т.п.

Если кто-то из сведущих в юриспруденции людей посчитает всё перечисленное бредом, то будет прав. НО, к сожалению, все указанные вопросы стали предметом разбирательства на заседаниях территориальных комиссий по делам несовершеннолетних, и что более возмутительно — всех родителей наказали за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — за неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей.

Гвидо Рени. Избиение младенцев (фрагмент). 1611

По запросу члена ОП РФ Э. Ю. Жгутовой были получены из ГУОООП МВД России статистические сведения о практике применения сотрудниками полиции статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть о количестве составленных протоколов. Общие цифры привлечения к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ в целом по стране — около 500 000 человек ежегодно.

Цифра огромная, заставившая заняться поиском ответа, действительно ли так плохи законные представители или существует какой-то перекос в правоприменительной практике.

В ходе подготовки к парламентским слушаниям было проведено небольшое обобщение практики территориальных комиссий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ и применению иных принудительных мер воздействия.

Исследовались копии 75 процессуальных документов (протоколов полиции, постановлений КДНиЗП, решений районных судов), вынесенных в 12 субъектах Российской Федерации, с большим трудом добытые активистами Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление». 44 документа, или 58,66%, оформлены с процессуальными нарушениями, не отвечают требованиям ст. 28.2, 29.8, 29.10 КоАП РФ.

В двух протоколах из 19 имеются признаки фальсификации: установочная часть протоколов в подлинниках не совпадает с установочной частью протоколов в копиях, выданных на руки «нарушителям». В подлинниках дописана описательная часть правонарушения, усугубляющая вину гражданина, в связи с чем в следственный комитет соответствующего региона будет направлено официальное сообщение для проверки наличия в действиях сотрудника полиции состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 303 Уголовного кодекса Российской Федерации — «фальсификация доказательств по административному делу лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях».

Несовершеннолетние шахтеры, нанятые для работ в угольных шахтах компанией Pennsylvania Coal Company. США. 1911 год

Постановления территориальных КДНиЗП по административным делам являются доказательствами по гражданским делам об ограничении родительских прав, лишении родительских прав, т. е. влекут определённые правовые последствия для граждан (законных представителей несовершеннолетних), поэтому качество выносимых процессуальных документов сотрудниками полиции и членами КДНиЗП, как и процесс подготовки материалов об административных правонарушениях, процесс рассмотрения дел об административных правонарушениях должны отвечать всем требованиям российского законодательства, несмотря на загруженность кадров и их правовую неподготовленность.

Судя по составленным процессуальным документам, подавляющему числу членов комиссии по делам несовершеннолетних Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации неведом. И это не удивительно. Когда собирается консилиум врачей у постели больного, никому в голову не приходит приглашать юриста для постановки диагноза пациенту. Между тем, законодатель посчитал возможным передать право рассмотрения административных материалов на совершеннолетних граждан Комиссиям по делам несовершеннолетних, состоящих из специалистов разных отраслей, которое выходит за рамки их компетенции, отнимая время и силы от основной задачи — координации деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, что неминуемо приводит к массовому нарушению прав граждан, лишая последних доступа к правосудию.

Исследование документов показало, что граждане признавали себя виновными даже в тех случаях, когда их вины в административном правонарушении не было в принципе, что подтверждено, в частности, двумя решениями Кунцевского районного суда г. Москвы и решением Московского городского суда об отмене постановлений КДНиЗП в связи с отсутствием составов правонарушений или в связи с недоказанностью таковых.

Граждане были лишены юридической помощи, поскольку право иметь защитника или представителя при рассмотрении материала об административном правонарушении им не разъяснялось.

В процессе исследования была заслушана аудиозапись заседания КДНиЗП г. Самары, произведённая с разрешения председателя комиссии. Несмотря на запись хода мероприятия, председатель не отказывал себе в удовольствии хамить представителям опекуна — родной бабушке несовершеннолетнего ребёнка, у которого умерла мама. Не давал им высказаться, не предоставил им место в зале заседания, заставив полчаса стоять на ногах в ходе «процесса».

Из стенограммы заседания КДНиЗП:

«Председатель КДНиЗП: Подождите секундочку, вопросы здесь задаю я вообще-то! Веду комиссию я, вы что тут вопросы задаете, я не пойму. Активист РВС: Мы хотим установить истину просто. Председатель КДНиЗП: Не надо устанавливать истину! Активист РВС: Не надо устанавливать истину? Спасибо, хорошее заявление. Председатель КДНиЗП: Да, не надо здесь устанавливать истину!»

Кроме как пародией на процессуальное действие такое «мероприятие» назвать нельзя.

Боттичелли. Клевета. 1495 г

Так, видимо, настало время законодателю исправить свою ошибку: отобрать у комиссий по делам несовершеннолетних право рассматривать административные дела, предусмотренные ст. 5.35 КоАП РФ и передать их на рассмотрение в районные суды, где не чураются устанавливать истину по делу. А комиссии пусть занимаются своим непосредственным делом — координацией работы по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних, глядишь, и количество сирот при живых родителях многократно убавится?

Людмила Николаевна Виноградова — член Общественной палаты Российской Федерации

Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области (с изменениями на 12 февраля 2018 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2014 года N 168-п
Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области

(с изменениями на 12 февраля 2018 года)

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 N 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», Законом Тюменской области от 06.10.2000 N 205 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области»:

1. Утвердить Положение о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Признать утратившими силу:

постановление Администрации Тюменской области от 15.12.2004 N 188-пк «Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе области»;

постановление Правительства Тюменской области от 20.03.2006 N 61-п «О внесении изменений в постановление от 15.12.2004 N 188-пк»;

постановление Правительства Тюменской области 01.12.2008 N 335-п «О внесении изменения в постановление от 15.12.2004 N 188-пк»;

постановление Правительства Тюменской области от 11.06.2013 N 212-п «О внесении изменений в постановление от 15.12.2004 N 188-пк».

Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ

Приложение. Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области

Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 16 апреля 2014 г. N 168-п

I. Общие положения

1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области (далее — Комиссия) создается в целях координации деятельности органов и учреждений областной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, контроля за деятельностью муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующих в Тюменской области.

2. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательством Тюменской области и настоящим Положением.

3. Комиссия является коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее — система профилактики) Тюменской области, обеспечивающим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 24.07.2017 N 362-п)

4. Комиссия организует свою работу во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями, организациями независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

5. Комиссия не обладает правами юридического лица, имеет бланк и печать со своим наименованием.

II. Полномочия Комиссии

7. Задачами Комиссии являются:

а) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 12.02.2018 N 44-п)

8. Для решения возложенных задач Комиссия осуществляет следующие полномочия:

а) организует осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, склонению их к суицидальным действиям;

(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 12.02.2018 N 44-п)

б) утверждает межведомственные проекты и планы мероприятий (алгоритмы межведомственного взаимодействия), координирует проведение индивидуальной профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекает социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролирует их выполнение;

в) принимает участие в разработке областных программ защиты прав и законных интересов, улучшений условий жизни, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, контролирует реализацию этих программ;

г) координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики, осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Тюменской области;

д) разрабатывает и вносит в исполнительные органы государственной власти Тюменской области предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;

е) оказывает методическую помощь, осуществляет информационное обеспечение и контроль за деятельностью муниципальных комиссий, действующих в Тюменской области;

ж) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Тюменской области, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность;

з) принимает на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;

и) может принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные исправительные учреждения;

к) может представлять в установленном порядке соответствующим субъектам системы профилактики предложения о совершенствовании работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

л) принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних;

м) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Тюменской области.

III. Структура и состав Комиссии

9. Комиссия действует на постоянной основе и в своей деятельности подотчетна Губернатору Тюменской области.

10. В состав Комиссии входят председатель Комиссии (первый заместитель Губернатора Тюменской области), заместители председателя Комиссии, ответственный секретарь Комиссии, представители органов и учреждений системы профилактики Тюменской области и иных государственных органов и учреждений:

Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области;

Департамент здравоохранения Тюменской области;

Департамент образования и науки Тюменской области;

Департамент по спорту Тюменской области;

(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 12.02.2018 N 44-п)

Департамент социального развития Тюменской области;

Департамент труда и занятости населения Тюменской области;

Департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области;

(абзац введен постановлением Правительства Тюменской области от 12.02.2018 N 44-п)

Департамент культуры Тюменской области;

(абзац введен постановлением Правительства Тюменской области от 12.02.2018 N 44-п)

абзац исключен. — Постановление Правительства Тюменской области от 12.02.2018 N 44-п;

Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тюменской области;

(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 29.08.2016 N 359-п)

Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области;

(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 29.08.2016 N 359-п)

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области;

(в ред. постановления Правительства Тюменской области от 29.08.2016 N 359-п)

абзац исключен. — Постановление Правительства Тюменской области от 29.08.2016 N 359-п;

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области;

подразделение по делам несовершеннолетних Тюменского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте;

Тюменский следственный отдел на транспорте Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета России;

(абзац введен постановлением Правительства Тюменской области от 12.02.2018 N 44-п)

Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области;

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области «Областной наркологический диспансер».

Персональный состав Комиссии утверждается протоколом заседания Комиссии.

11. Председатель Комиссии:

а) осуществляет руководство деятельностью Комиссии;

б) председательствует на заседании Комиссии и организует ее работу;

в) имеет право решающего голоса при голосовании на заседании Комиссии;

г) представляет Комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях;

д) утверждает повестку заседания Комиссии;

е) назначает дату заседания Комиссии;

ж) дает заместителю председателя Комиссии, ответственному секретарю Комиссии, членам Комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;

з) представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава Комиссии;

и) осуществляет контроль за исполнением плана работы Комиссии, подписывает постановления Комиссии;

к) несет персональную ответственность за организацию работы Комиссии и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области.

12. Заместители председателя Комиссии:

а) выполняют поручения председателя Комиссии;

б) исполняют обязанности председателя Комиссии в его отсутствие;

в) обеспечивают контроль за исполнением постановлений Комиссии;

г) обеспечивают контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании Комиссии.

13. Ответственный секретарь Комиссии:

а) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании Комиссии;

б) выполняет поручения председателя и заместителя председателя Комиссии;

в) оповещает членов Комиссии и лиц, участвующих в заседании Комиссии, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение Комиссии;

г) осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых Комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;

д) отвечает за ведение делопроизводства Комиссии, обеспечивает вручение копий постановлений Комиссии.

14. Члены Комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов, отнесенных к компетенции комиссии, и осуществляют следующие функции:

а) участвуют в заседании Комиссии и его подготовке;

б) предварительно (до заседания Комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;

в) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса и о запросе дополнительных материалов по нему;

г) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;

д) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых Комиссией по рассматриваемым вопросам, и голосуют при их принятии;

е) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;

ж) выполняют поручения председателя Комиссии.

15. Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. По решению председателя заседания могут быть внеочередными и выездными.

16. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Члены комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены.

17. На заседании Комиссии председательствует ее председатель либо заместитель председателя Комиссии.

18. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии.

19. Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим на заседании Комиссии и секретарем заседания Комиссии.

20. Комиссия по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения и выносит постановления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тюменской области.

21. Постановления Комиссии направляются членам Комиссии, в органы и учреждения системы профилактики и иным заинтересованным лицам и организациям.

22. Постановления, принятые Комиссией, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.

23. Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить Комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.

24. Постановление Комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение Комиссии о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость, может быть обжаловано в суде.