Обслуживание контейнерных площадок

Про обязанность оборудования контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) мы уже писали в статье в нашем блоге.

Когда контейнерная площадка для ТКО установлена для обслуживания одного многоквартирного дома (МКД), вопрос о санитарной очистке ее возложен на ту управляющую организацию, которая управляет домом. Если несколько МКД находится под управлением одной УО также спорных моментов по содержанию контейнерной площадки для ТКО не возникает.

Тем более их не возникает, когда контейнеры для ТКО и сама площадка находится на оформленной надлежащим образом придомовой территории и являются общедомовым имуществом. Тогда однозначно, бремя содержания такой площадки целиком на собственниках указанного дома, санитарное содержание ее – на управляющей организации, которая управляет домом.

Но как быть в ситуациях, когда органы местного самоуправления (ОМСУ) в силу возложенных законом обязанностей исполнили свои обязательства и оборудовали контейнерные площадки в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и схемой мест (площадок) накопления ТКО,но контейнерные площадки размещены при этом на муниципальных земельных участках. А сами площадки предназначены для обслуживания нескольких многоквартирных домов (МКД), зачастую находящихся в управлении разных управляющих организаций (УО).

К сожалению, действующее жилищное законодательство РФ прямых норм, регулирующих данную ситуацию, не содержит. Но у любой управляющей организации в силу минимального перечня работ по содержанию МКД, Правил содержания общего имущества (ОИ) и иных нормативно-правовых актов (НПА), имеется обязанность по санитарному содержанию контейнерных площадок для ТКО.

Правила содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. (далее – Правила 491).

Пункт 11. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе и

д-2) содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее – Перечень 290).

Пункт 26(1). Работы по содержанию мест накопления ТКО, в том числе и:

организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Понятие «содержание» и «обслуживание» в вышеуказанных нормах не расшифровано. Однако совокупный анализ норм ЖК РФ и ГК РФ, а также законодательства по обращению с отходами позволяет сделать вывод о том, что оборудование контейнерной площадки и ремонт контейнеров возлагается на собственника имущества и земельного участка. В обязательства управляющей организации входит только очистка и уборка мета накопления ТКО, то есть его санитарное содержание.

Как видим из приведенных норм Правил 491 и Перечня 290в обязательные работы по содержанию МКД все равно должны быть включены работы по санитарной очистке контейнерных площадок.

Исходя из вышесказанного, следует, что, при ситуации с муниципальной землей и контейнерной площадкой на ней, если она предназначена для нескольких МКД, управляющие организации должны договариваться между собой и заключить соглашение о ее санитарном содержании. Логично предположить, что, если договориться не удалось, то работы должны выполняться всеми управляющими организациями, даже если они будут дублироваться друг другом. Ведь по закону нельзя произвольно исключить из содержания МКД обязательные работы, установленные в Перечне 290 и других НПА.

На моей практике был случай попытки заключения такого соглашения. Контейнерная площадка как раз установлена ОМСУ и предназначалась для сбора ТКО от двух домов, обслуживаемых УО и ТСЖ. Руководители УО и ТСЖ почему-то не могли встретиться и обсудить все, но ТСЖ неоднократно направляло соглашение в адрес УО с установленной платой за содержание площадки в размере 600 руб. Видимо, санитарное содержание контейнерной площадки осуществлялось именно ТСЖ. Управляющая организация упорно возвращала это соглашение, указав, что заключение его не предусмотрено законом. Кем конкретно и как убиралась контейнерная площадка не могу сказать, но содержалась она надлежащим образом.

Вывод об обязанности управляющей организации по санитарному содержанию контейнерной площадки для ТКО, установленной ОМСУ на муниципальной земле,подтвержден также и судебной практикой.

Постановление ВС РФ от 02 ноября 2018 г. № 81-АД18-10:

«…Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Беловского городского судебного района Кемеровской области от 10 октября 2017 г., оставленным без изменения решением судьи Беловского городского суда Кемеровской области от 9 ноября 2017 г. и постановлением заместителя председателя Кемеровского областного суда от 28 февраля 2018 г., ООО «УК «Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

…В настоящей жалобе заявитель, ссылаясь на положения пункта 2.2.3″СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88, пункта 8.2.5″СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 64, указывает, что размещение контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и площадок сбора крупногабаритного мусора на территории земельных участков, где расположены многоквартирные дома, недопустимо.

Вместе с тем из материалов дела следует, что площадки для установки мусорных контейнеров размещены близ многоквартирных домов, находящихся под управлением общества, сбор бытовых отходов осуществляется жителями соответствующих домов в указанные контейнеры. Взяв на себя обязательство по надлежащему оказанию всех услуг и (или) выполнению работ по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставлению коммунальных услуг, общество в соответствии с требованиями названных выше норм и условий договоров управления многоквартирными домами обязано было организовать своевременный вывоз твердых бытовых отходов с означенных площадок для сбора бытового мусора.

В числе изложенного в настоящей жалобе заявитель указывает, что фактически мусор выявлен на земельном участке, не входящем в состав общего имущества многоквартирных домов, контейнерные площадки, размещенные возле многоквартирных домов, не находятся на балансе ООО «УК «Сибирь», в договорах управления эти площадки не указаны, платы за их содержание общество не получает, в связи с чем у него отсутствует обязанность в рамках выполнения работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов производить уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка, на котором расположена означенная контейнерная площадка.

Данный довод не влечет отмену состоявшихся по делу судебных актов.

В силу указанных норм и условий договоров управления многоквартирными домами общество обязано как оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, так и организовать предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Коммунальные услуги предоставляются потребителям с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

…Материалы дела свидетельствуют о том, что сбор бытовых отходов осуществляется жильцами многоквартирных домов, которые находятся под управлением общества, в мусорные контейнеры, размещенные на указанной площадке для сбора бытовых отходов. В силу перечисленных выше норм и условий договоров управления многоквартирными домами общество обязано обеспечить своевременный вывоз мусора и обеспечить чистоту контейнерных площадок. За предоставление соответствующей услуги общество начисляет жильцам многоквартирных домов плату, что подтверждается квитанциями.

Не выполнив обязанность по вывозу мусора, общество нарушило лицензионные требования, за что обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Также нормативными актами субъекта РФ может быть предусмотрена и административная ответственность за ненадлежащее содержание контейнерных площадок и иных норм муниципальных Правил благоустройства территорий.

Например, Постановлением 12 ААС от 17 октября 2017 г. по делу № А12-20644/2017 оставлено в силе постановление территориальной административной комиссии Красноармейского района городского округа — город Волгоград (далее — комиссия, административный орган) от 04 мая 2017 года N 1/4-17/692 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.14 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Думаю, аналогичные нормы содержат многие НПА регионов, так как субъект РФ имеет полномочия принимать законы об административной ответственности на своей территории.

Во избежание административных штрафов за санитарное состояние контейнерных площадок для ТКО, которые, как указывают суды, относятся к нарушению лицензионных требований по управлению МКД, управляющим организациям необходимо выполнять работы по санитарному содержанию таких площадок, независимо от того, на чьей земле они установлены. Основным критерием оценки данных обязательств служит только тот факт, что контейнерная площадка и контейнеры для ТКО на ней установлены для многоквартирных домов (или дома), управление которой осуществляется указанной управляющей организацией.

Таким образом, договорятся или нет несколько УО о содержании площадки, на которую осуществляют вынос ТКО жители их домов, убирать ее все равно придется в силу действующих норм закона и договоров управления. Почему-то кажется, что дворники таких УО оказались сговорчивее и уже давно сумели договориться между собой об этом, особенно если вопросов к чистоте контейнерной площадки не возникает долгое время…

С уважением, Ильмира Носик.

Компания «Бурмистр.ру» создает сайты для УК и ТСЖ. Вся необходимая информация по .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Один из самых показательных примеров: горящие контейнеры на Ткачева, 95 и на Конституции, 13 В средствах массовой информации и социальных сетях поджоги мусорных контейнеров стали называть флэшмобом.

Отметим, что призыв к незаконным деяниям, уголовно наказуемы. А поджоги только усугубляют ситуацию с вывозом ТБО и КГО как для муниципалитета, так и для регионального оператора.

Отвечая на вопросы журналистов в связи с сложившейся ситуацией , директор предприятия «Природа” Виктор Доценко уточнил:

«Владельцем и ответственным лицом на обеих площадках, где прошли пожары, является администрация Оренбурга. На площадке по адресу Ткачева, 95 не было ограждения зоны КГО. В адрес собственника регулярно направляются письма по незамедлительному обустройству зоны для крупногабаритного мусора и ликвидации несанкционированной свалки. Последнее извещение датируется 10 июля 2020 года. На площадке на Конституции СССР, 13 ситуация усугубляется еще и тем, что здесь регулярно захламляется территория вокруг контейнерной площадки из-за незаконного складирования отходов магазинами и коммерческими фирмами. Кроме того, неисправны сами контейнеры, а площадь зоны для КГО не соответствует объемам накопления отходов. Об этой проблеме также сообщалось главе Оренбурга в официальном письме. На данный момент, собственник площадок – администрация города Оренбурга – держит ситуацию на контроле, контейнерные площадки должны привести в порядок и в соответствие требованиям СанПиН.

Ответственность за утилизацию мусора несет не только региональный оператор ООО «Природа». В областном центре и в ряде муниципалитетов вышло из строя достаточно много контейнеров заглубленного типа. Поэтому идет сбой по графикам: вместо 3-7 минут мы вынуждены задерживаться на площадках до 40 минут, до часа. Мы говорили об этом с декабря прошлого года, с того момента, когда содержание контейнеров были исключены из тарифа регионального оператора. Обустройство контейнерных площадок— это прерогатива муниципальных образований и управляющих компаний.

Тем не менее, мы регулярно идем навстречу жителям и вывозим мусор рядом с контейнерами, очищаем площадки, сигнализируем о проблемных территориях местным властям и УК. Мы находимся в постоянном диалоге, и никакого противоречия в наших действиях я не вижу – идет настройка работы в рамках принятой на государственном уровне реформы. Хотелось бы попросить и простых жителей, и владельцев бизнеса, и представителей власти ответственно подойти к утилизации мусора. Это наш с вами город, давайте его беречь».

ООО «Природа» обращается к гражданам с просьбой обратить внимание, как утилизируется мусор на вашей площадке, адресовать вовремя вопросы собственнику площадки и содействовать пресечению незаконных действий – поджогов, захламления мусорной площадки сотрудниками ближайших магазинов, офисов, предприятий и других юрлиц. Именно из-за таких нарушений, зачастую, происходит мусорный коллапс в отдельно взятой территории.

Возьмем для примера контейнерную площадку на Гагарина, 52 Вывоз отходов ТКО из контейнеров ООО «Природа» здесь осуществляет ежедневно. И каждый день наши сотрудники сталкиваются с тем, что необходимо не только вывезти мусор непосредственно из баков, но и организовать доступ мусоровозам и жителям микрорайона к контейнерам, разгребая кучи отходов. Проблема на данной контейнерной площадке в том, что отсутствует зона для крупногабаритных отходов, а местные предприниматели регулярно выбрасывают коробки и ящики перед контейнерами – приводим фото- и видео доказательства. Кроме того, накануне поступила информация о неисправности одного из контейнеров (разрыв мешка, обрыв шнура фиксации). Это площадка в зоне компетенции администрации Южного округа г. Оренбурга, вопрос уже ни раз поднимался.

ООО «Природа» со своей стороны делает все возможное, чтобы вывозить мусор вовремя и по графику. В течение последнего месяца был изменен график вывоза мусора, сотрудники «Природы» перешли практически на круглосуточный режим. В компании говорят, что всегда открыты и готовы к диалогу. Так 16 июля на совещании в УЖКХ Оренбурга обсуждался вопрос о вывозе крупногабаритного мусора, и региональный оператор ООО «Природа» взял на себя обязательства вывозить КГО два раза в неделю вместо одного.

Но всех этих мер будут недостаточно, если вопросу обустройства площадок и замены контейнеров, который находится в компетенции муниципалитетов, не будет уделено достаточно внимания.

ДЛЯ СПРАВКИ
В соответствии со ст. 3 и ст. 4 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра” места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом. А также согласно п. 13 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641” региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория. В связи с вышеизложенным региональный оператор «Природа» не несет ответственности за контейнерные площадки в городе Оренбурге.

В связи с появлением новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в прокуратуру Тверской области поступают обращения граждан о двойном начислении платы. Какая ответственность за это нарушение предусмотрена для управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК, рассказывает начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства Дмитрий Столяров.
— В соответствии с частью 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2019) при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Для этого не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее 10 дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников об изменении начислений за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе обосновывающие расчет.
Таким образом, управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Тверской области, обязаны с 1 января 2019 годы исключить из платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по вывозу ТКО без решения собрания собственников помещений.
Следует отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения. Пунктом 2 Постановления №290 установлено, что Минимальный перечень применяется к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме и возникшим после дня вступления в силу этого постановления. Согласно пункту 26 (1) Минимального перечня работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок отнесены к обязательным работам и услугам по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Размер платы за содержание жилого помещения определяется общим собранием собственников.
Если УК (ТСЖ, ЖСК) с 1 января 2019 года не исключила из структуры платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации ТКО, либо начисляет дополнительную плату за содержание контейнерных площадок, это является нарушением части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Осуществление управляющими организациями — лицензиатами предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
С 29 марта 2019 года рассмотрение дел об административных правонарушениях за нарушение лицензионных требований передано Главному управлению «Государственная жилищная инспекция» Тверской области. Те, в свою очередь, могут передать его на рассмотрение в суд.
Действия ТСЖ, ЖСК и их должностных лиц квалифицируются по другой статье — 14.7 часть 1 КоАП РФ, поскольку введение потребителя в заблуждение относительно реальных обязательств в части размера сумм, подлежащих оплате за жилищно-коммунальные услуги, свидетельствует об обмане потребителя. Такие дела рассматривает Управление Роспотребнадзора по Тверской области.