Ответственность за содержание рекламы

ВОПРОС: Должен ли рекламораспространитель-оператор наружной рекламы контролировать соответствие сюжетов законодательству и проводить их оценку?

ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 5 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон) ненадлежащая реклама, в том числе ненадлежащая наружная реклама, не допускается.

Закон специально не регулирует вопросы распределения ответственности между рекламодателем и рекламораспространителем.

Вместе с тем, исходя из понятия рекламодателя и рекламораспространителя, предусмотренного статьей 2 Закона, принципа личной виновной ответственности и сложившейся правоприменительной практики, при размещении (распространении) ненадлежащей наружной рекламы указанные лица будут нести предусмотренную законодательством ответственность в следующем порядке:

  • рекламодатель как источник рекламной информации – за действия, связанные с созданием и выпуском в свет рекламы, содержание которой не соответствует законодательству о рекламе;
  • рекламораспространитель – за действия, связанные с размещением (распространением) ненадлежащей рекламы.

Предусмотренная законодательством ответственность за ненадлежащую наружную рекламу представляет собой (статьи 12.15 и 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, статьи 8, 9 и 30 Закона, пункты 20 и 21 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2007 г. № 1497 (далее – Положение)):

  • применительно к рекламодателю

1) вынесение уполномоченным государственным органом предписания об устранении выявленного нарушения (путем приведения рекламы в соответствие с законодательством или ее прекращения в установленные сроки);
2) привлечение к административной ответственности за неисполнение (ненадлежащее или несвоевременное исполнение) предписания об устранении выявленного нарушения;
3) привлечение к административной ответственности за ненадлежащую рекламу.

  • применительно к рекламораспространителю

1) вынесение уполномоченным государственным органом предписания об устранении выявленного нарушения (путем прекращения размещения (распространения) ненадлежащей рекламы в установленные сроки);
2) привлечение к административной ответственности за неисполнение (ненадлежащее или несвоевременное исполнение) предписания о прекращении размещения (распространения) ненадлежащей рекламы;
3) в случае не прекращения размещения (распространения) ненадлежащей рекламы в установленные сроки – прекращение размещения (распространения) ненадлежащей рекламы соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом посредством демонтажа средства наружной рекламы;
4) в случае неоднократного (два и более раза) в течение года размещения (распространения) ненадлежащей рекламы, что подтверждается вынесением уполномоченными государственными органами соответствующих предписаний, либо расторжения договора, заключенного в соответствии с пунктом 16 Положения, в связи с неисполнением обязательств по договору или по иным законным основаниям – аннулирование разрешения на размещение средства наружной рекламы с последующим демонтажем такого средства.

При этом рекламораспространитель вправе потребовать от рекламодателя, предоставившего ненадлежащую рекламу, возмещения убытков, понесенных в связи с размещением (распространением) такой рекламы, при наличии в гражданско-правовом договоре, заключенном между указанными лицами, соответствующих условий.

В связи с отменой административной процедуры по согласованию содержания наружной рекламы рекламораспространителям-операторам наружной рекламы следует более ответственно подходить к процессу размещения (распространения) наружной рекламы не только во избежание ответственности, но и во избежание введения населения в заблуждение ненадлежащей рекламой, доведения до него недостоверной, неэтичной или иной ненадлежащей рекламы посредством сети рекламоносителей.

Глава V. Контрреклама и ответственность за ненадлежащую рекламу

Статья 29. Контрреклама

1. В случае установления факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), вынесшим решение об осуществлении контррекламы. При этом нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме.

2. В случае, если контрреклама не осуществлена нарушителем в установленный срок, федеральный антимонопольный орган (его территориальный орган), принявший решение о проведении контррекламы, вправе принять решение о полном или о частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня завершения распространения им контррекламы.

При этом орган, принявший решение о полном или о частичном приостановлении рекламы нарушителя, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.

3. Контрреклама осуществляется посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральным антимонопольным органом (его территориальным органом), который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его исправлении.

В отдельных случаях по решению федерального антимонопольного органа (его территориального органа), который принял решение о проведении контррекламы, допускается замена средства распространения, характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы.

Статья 30. Ответственность рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя

Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы.

Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1. Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

2. Ненадлежащая реклама, или отказ от контррекламы, или непредоставление в установленный срок сведений по требованию федерального антимонопольного органа (его территориального органа) влекут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе налагать штрафы на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и решений об осуществлении контррекламы в размере до 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Сумма штрафа, уплаченная рекламодателем, реламопроизводителем или рекламораспространителем в соответствии с настоящим Федеральным законом, зачисляется в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:

40 процентов — в федеральный бюджет;

60 процентов — в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.

Взыскание штрафа производится в судебном порядке, если уплата штрафа не произведена добровольно.

Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы.

4. Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа), если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов.