Парковка для инвалидов у дома

К середине зимы резко уменьшилось количество парковочных мест около домов. После сильных снегопадов встать удается далеко не везде, где можно было припарковаться летом. И к бордюру вплотную не притрешься, и автомобили, которые встали на прикол до весны, обросли такими сугробами, что стали занимать уже не одно, а полтора-два парковочных места. В этих условиях самые предприимчивые жильцы пытаются захватить и застолбить место для своего автомобиля: вычищают его от снега, обхаживают и ограждают, кто как может, в основном цепями или столбиками. В результате остальным жильцам вообще машину не поставить: тут сугроб, здесь – тоже сугроб, а там столбики или и вовсе шлагбаум. Как же быть? Законна ли установка персональных ограничителей места, а также шлагбаумов, перекрывающих въезды во дворы соседних домов? И куда все-таки ставить свой автомобиль, если мест во дворе не хватает?

Кто имеет право на бронирование парковочного места

Кусок земли, прилегающий к многоквартирному дому, может являться либо муниципальной собственностью, либо общей собственностью владельцев жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Но даже во втором случае использование самовольных ограждений для бронирования парковочного места незаконно. «Нормы и правила для парковки автомобилей во дворах многоквартирных домов четко регламентируют это, — говорит автоэксперт, генеральный директор дивизиона «Химки» ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Гопкало. — Также запрещено парковать в жилых дворах большегрузные авто. Для всех без исключения автомобилей запрещена стоянка на тротуаре и около мусорных контейнеров. А с работающим двигателем автотранспорт может стоять во дворе не более пяти минут».

Управляющий учредитель ООО «Активные Технологии» и TRISCOOTER.RU Дмитрий Макеев также обращает внимание на то, что люди, которые потратили силы и финансы на обустройство парковочного места (например, заасфальтировали его, регулярно убирают снег и пр.) не получают никаких парковочных привилегий. Только в исключительных случаях, с молчаливого согласия жильцов дома выделяются места для инвалидов, людей с ограниченными возможностями. «Действительно есть случаи, когда водитель инвалид, тогда автомобиль переоборудован под него, и предоставление такого места – жизненная необходимость, – говорит Дмитрий Макеев. – Все это видят и понимают, и ни у кого не возникает вопросов. На таких местах обычно устанавливается табличка с соответствующим знаком, указанием номера автомобиля и просьбой не занимать парковочное место».

Во всех других случаях если вы видите во дворе многоквартирного дома отдельно оборудованные парковочные места, отделенные цепями или иными конструкциями, вы смело можете обращаться с жалобой в полицию. По словам адвоката Алексея Нянькина, «органы внутренних дел в этом случае обязаны рассмотреть вопрос о привлечении виновного к административной ответственности по части 8 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (наказание в виде штрафа от 1,5 до 2 тысяч рублей.), или по ст. 7.1 за самовольное занятие земельного участка (штраф от 500 руб. до 1000). Если принимаемые административные меры не дают результатов, то у лица, чьи права на использование общедомового имущества нарушаются, возникают основания обращаться в суд с иском о создании препятствий к пользованию общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома со взысканием убытков и судебных расходов».

Как застолбить место персонально для себя

Так значит застолбить место во дворе для своего автомобиля невозможно? Не совсем так. Но придется приложить некоторые организационные усилия и объединиться для этой цели с другими владельцами автомобилей из вашего дома. Тогда это станет и реальнее, и дешевле. Для организации парковки с разграниченными именными парковочными местами необходимо получить согласие более чем половины собственников жилья (2/3 от общего их количества). Такое согласие должно быть получено в ходе общего собрания собственников. «Необходимо написать заявление, собрать документы жильцов, утверждающие их право собственности на помещение, расположенное в многоквартирном доме, запросить кадастровую справку и после этого заказать проект парковки. С готовым проектом и собранными документами следует обращаться в районную администрацию, – говорит Алексей Гопкало.

По его словам, в проекте придомовой парковки необходимо предусмотреть по меньшей мере два выезда, парковка не должна мешать людям, которые проживают на первых этажах и препятствовать передвижению автотранспортных средств и пешеходов. Размещения стоянки во дворе многоквартирного дома согласовывается с муниципальными управлениями по градостроительству и архитектуре, а также с органами ГИБДД. После получения разрешения на строительство парковки, необходимо организовать сбор денег на ее строительство в соответствии с проектом. Или строить ее исключительно за свой счет, хотя понятно, что это обойдется в довольно большую сумму.

Законна ли установка шлагбаумов при въезде во двор

На практике для многих граждан оказалось удобнее не добиваться строительства персональных парковочных мест во дворе, а просто ограничить с помощью шлагбаума въезд во двор. Если во двор въезжают только собственники квартир, тогда становится гораздо проще найти свободное место для автомобиля. На это и властные структуры легче дают согласие, и жильцам такое решение обходится во всех смыслах дешевле.

«В Москве уже несколько лет действует механизм субсидирования собственников на установку шлагбаумов из расчета 100 000 рублей за один шлагбаум, – говорит адвокат Алексей Нянькин. – Можно сказать, что желание собственников квартир и нежилых помещений на оборудование ограниченной для въезда на территорию приветствуется местными органами власти. Необходимо помнить, что в случае установки шлагбаума, ограничения на въезд не касаются транспорта собственников жилья, а также лиц, имеющих право пользования помещениями на основании договоров аренды, если право пользования общедомовым имуществом также отражено в договоре». По словам адвоката, установка шлагбаумов во дворах может быть законной в том случае, если она проведена в соответствии с требованиями жилищного законодательства.

Для нее тоже потребуется совместное заявление более половины собственников жилья. Как правило, вопрос установки шлагбаума согласовывается с местным советом депутатов. Контроль за законностью такой установки осуществляют окружные дирекции жилищно-коммунального хозяйства, органы жилищных инспекций и иные уполномоченные органы власти. В случае, если шлагбаум установлен незаконно, его снос возможен по административному предписанию органов местного самоуправления, либо в судебном порядке.

И, конечно, в любом случае запрещается ограничивать доступ во двор автотранспорту экстренных, аварийно- коммунальных и социальных служб при выполнении ими своих обязанностей. Никто не имеет права также не пустить на парковку собственника жилья. Мало того, любой собственник квартиры, даже если у него нет автомобиля, имеет право на получение дистанционного ключа от шлагбаума, чтобы пропустить во двор машину своих гостей. А если кроме шлагбаума во дворе есть и пункт охраны, то ее сотрудники обязаны по запросу жильцов впустить во двор любой автомобиль, включая такси.

Необходимо иметь при себе документ, подтверждающий установление инвалидности. Это обязательное требование с февраля 2016 года, когда вступило в силу Постановление Правительства РФ № 23 от 21 января 2016 года «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации».

Для того, чтобы воспользоваться местами для инвалидов на платных парковках, нужно иметь специальное парковочное разрешение инвалида. Например, в Москве или в Санкт-Петербурге его выдадут в любом многофункциональном центре (МФЦ).

Для обращения вам понадобятся:

• паспорт;

• справка об установлении инвалидности;

• страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования заявителя (СНИЛС).

Для законного представителя инвалида необходимо:

• паспорт представителя;

• документ, подтверждающий полномочия.

Для опекуна ребенка-инвалида необходимо:

• свидетельство о рождении ребенка;

• паспорт опекуна;

Заявка в МФЦ рассматривается в течение 10 дней.

Помните, что разрешение действует до первого числа месяца, следующего за месяцем, до которого установлена инвалидность. Подать заявление на продление парковочного разрешения можно не ранее, чем за два месяца до окончания действия предыдущего.

Парковочное разрешение инвалид может получить на любое количество автомобилей, находящихся у него в собственности. Представитель же – только на одну машину, перевозящую одного человека с инвалидностью. Также льгота распространяется на одно транспортное средство, предоставленное органами социальной защиты по медицинским показаниям.

Автомобиль, на который получено инвалидное парковочное разрешение, должен быть оснащен знаком «Инвалид» размером 15 на 15 см.

Общеизвестно, что люди с ограниченными возможностями, управляющие автомобилем, имеют право свободно парковаться на максимально близких к входам в здания и специально выделенных парковочных местах. Это же распространяется и на людей, их сопровождающих или перевозящих.

Не секрет также, что немалое число автомобилистов, сознательно игнорируя все принципы морали и требования ПДД и не имея на то оснований, оставляет свои автомобили на местах для инвалидов.

Спекуляции возможны и при использовании наклейки на автомобиле. Имея ее, в случае конфликтной ситуации водитель показывает на стекло автомобиля: мол, видишь наклейку, чего ты хочешь? Наклейка наклейкой, но тут не все так просто.

Читатель ABW.BY: «У нас возникла такая ситуация: во дворе нашего дома выделено два парковочных места для инвалидов-колясочников. На одно из этих мест ставит свое транспортное средство водитель, не являющийся инвалидом. У него совершеннолетняя дочь с ДЦП, инвалид I группы. Дочь сосед в автомобиле не возит, а использует его в своих личных целях. Более того, у девочки нет никаких проблем с опорно-двигательным аппаратом. Имеет ли право данный автовладелец парковаться на местах для инвалидов? Кто может ставить на данные места авто? Ведь всякий раз, когда на этих местах стоят другие машины, он вызывает ГАИ».

Речь идет об этом месте:

Дорожный знак свидетельствует о том, что данные парковочные места выделены специально для инвалидов. В соответствии с главой 1 параграфа 7 Приложения 2 к ПДД стоянка на таких местах разрешена транспортным средствам с опознавательным знаком «Инвалид».

Парковать автомобиль в месте, обозначенном знаком 7.17, имеют право все инвалиды I и II групп, а также лица, осуществляющие их перевозку. При этом инвалиды III группы или лица, которые их перевозят, вправе парковаться на таких местах и использовать соответствующую наклейку только при условии наличия у инвалида нарушений опорно-двигательного аппарата.

Возникает интересная ситуация.

Получается, что если перевозишь инвалида на автомобиле, то при наличии соответствующей наклейки свободно можно парковаться под знаком 7.17. А если использовать автомобиль с наклейкой в личных целях? Тогда инспектор ГАИ может квалифицировать такие действия как нарушение ст.18.22 КоАП «Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных Правил дорожного движения».

Наш читатель посетил руководство местного отдела ГАИ, и там подтвердили, что парковка под знаком 7.17 разрешается для водителей, имеющих инвалидность определенной категории, а также при перевозке водителем пассажира-инвалида, при использовании авто в личных целях — нет. Занимать такое парковочное место обычным водителям не стоит, это нарушение ПДД. Иными словами, если водитель авто с наклейкой «инвалид» паркуется на месте для инвалида, но самого инвалида с ним автомобиле нет, то это нарушение ПДД.

Привлечь такого водителя к ответственности можно, зафиксировав факт его парковки без инвалида на специально выделенных местах. Например, припарковать напротив автомобиль с включенным регистратором, а затем вызвать ГАИ и предъявить доказательства неправомерной парковки.

Со стороны описываемая ситуация выглядит не очень здраво: один нарушитель настаивает на привлечении к ответственности других нарушителей, а те ищут способы наказать первого. И в этой истории нет ни одного инвалида.

Евгений ГРАЧЕВ
ABW.BY

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Мы запустили правовой отдел ABW.BY.

Контакты для связи:

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63;
  • электронная почта pravo@abw.by.

Во дворах рядом с парковочными местами для инвалидов могут установить знаки, запрещающие стоянку всем, кроме водителей с ограниченными возможностями. Сейчас такие места обозначаются только информационным дорожным знаком «Место стоянки» со знаком дополнительной информации «Инвалиды». Кроме того, эти места могут оборудовать механическими препятствиями — столбиками и цепочками. О том, что такие предложения в ближайшее время должны быть разработаны департаментом соцзащиты совместно с ГИБДД и направлены на рассмотрение в департамент транспорта, «Известиям» сообщил и.о. руководителя департамента соцзащиты Владимир Петросян.

— На места, выделенные для инвалидов, часто ставят машины другие водители, — отметил Петросян. — А жители хотят, чтобы рядом с этими местами устанавливался запрещающий знак, который сегодня используется только на дорогах вне дворовых территорий. Сейчас так сделать не позволяют некоторые нормативные акты, которые необходимо изменить.

Депутат Мосгордумы Алексей Рябинин, участвующий в разработке предложений, заявил, что кроме знаков необходимо устанавливать и механические ограничители.

— Сейчас вопрос с парковочными местами для людей с ограниченными возможностями решается индивидуально в каждом дворе, но, как правило, разметки не хватает для того, чтобы сохранить место для людей, которым оно действительно нужно, — объяснил депутат. — Поэтому было бы правильно снабдить эти места столбиками с цепочками — так у людей было бы меньше соблазна поставить туда машину. Нужно также расчищать дворы и создавать дополнительные парковочные места, а не использовать существующие, так как места очень мало. Правильно было бы закрепить это на законодательном уровне.

Председатель московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров уверен, что установка знаков заставит водителей соблюдать правила парковки и оставлять места для маломобильных свободными.

— Сегодня делают разметку на асфальте, которая обозначает места для инвалидов, но ее редко соблюдают, — отметил Дозоров. — Контролировать парковку во дворах сотрудникам ГИБДД действительно сложно, поэтому об этом должны заботиться и жители. Знак, подкрепленный разметкой, дает человеку полное моральное и законодательное право сделать предупреждение автомобилисту, паркующемуся на месте для инвалидов, а в том случае, если человек не уберет машину, вызвать сотрудников дорожной инспекции. Другой способ — установить камеры, которые автоматически фиксировали бы номера автомобилей и сравнивали бы их с базой, которая показывала бы, имеет этот водитель право на льготную парковку или нет, и в случае нарушения высылался бы штраф, который сейчас составляет, между прочим, 3–5 тыс. рублей.

Однако эксперт предупреждает, что установка знаков может превратить места для инвалидов в «VIP-места».

— И сейчас водители покупают липовые удостоверения и справки об инвалидности, чтобы парковаться везде, — добавил Дозоров. — С удобными местами прямо около дома может произойти то же самое.

Председатель «Общества равных возможностей — Все равны» Сергей Соколов считает, что установка знаков не поможет сохранить места для инвалидов свободными.

— По опыту могу сказать, что, когда люди знают конкретного инвалида, который ставит свое авто на выделенное место, они стараются его не занимать, — отметил эксперт. — Другое дело, когда такие места ставятся бездумно, по нескольку в каждом дворе, даже если людей с ограниченными возможностями там нет — естественно, что при существующей нехватке места во дворах это раздражает автовладельцев. Поэтому места нужно создавать после паспортизации каждого конкретного подъезда, когда станет ясно, сколько проживает в нем инвалидов-водителей, как правило, больше одного или двух — это исключение. И уже конкретно под них, возможно, с указанием номера машины делать парковочные места.

По словам эксперта, в других странах для влияния на автомобилистов используются психологические методы.

— В Берлине, например, вместо знака «парковка для инвалида» или разметки на асфальте делают надписи, что-то вроде «не дай Бог тебе оказаться на этом месте». Мы проводили такой эксперимент в Москве, раздавали листовки с такими надписями водителям, которые начинали парковаться на местах для инвалидов. Кто-то злился, но большинство отнеслись с пониманием и после прочтения листовки сразу же уезжали.

Cопредседатель движения «Жилищная солидарность» Вячеслав Гуменюк считает, что знаки устанавливать необходимо из-за климатических особенностей нашей страны.

— Осенью погода может быть такой, что разметку не будет видно из-за листьев и слякоти, а зимой — под снегом, — заметил Гуменюк. — Есть добропорядочные водители, которые и не хотели бы нарушать правила парковки, но сделают это невольно.

Эксперт также считает, что минимум одно специальное парковочное место около дома должно быть предусмотрено в каждом дворе независимо от того, проживают там инвалиды или нет.

Чужая машина на парковке

Наш читатель рассказал корреспонденту Onliner, что 22 ноября около 22:00 возвращался на машине домой, на улицу Горовца.

— Вижу: мое платное парковочное место возле дома занято каршеринговой машиной. Связавшись с оператором, получил ответ, что они не могут убрать автомобиль сами. Они позвонили последнему водителю, но тот не захотел выходить из дома и перепарковывать каршеринговую машину. Оператор сервиса ответил, что он ничего не может сделать в этой ситуации, и сказал обратиться в ГАИ, — сообщил читатель.

После этого действительно последовал звонок в ГАИ, который, впрочем, не изменил ситуацию.

— Дозвонившись, я услышал в ответ, что ГАИ вызывает эвакуатор только при нарушении правил парковки и в данном случае ничего делать не будут, — возмущен наш читатель. — Выходит, что каршеринг пустил ситуацию на самотек и не посчитал нужным разобраться и отогнать машину. Я хочу услышать убедительное разъяснение: на каком основании они имеют право занимать платные стояночные места жильцов дома?

Законодательство

В Кодексе Республики Беларусь о земле (ст. 7) указано, что земли общего пользования — земли, занятые улицами, проспектами, площадями, проездами, набережными, бульварами, скверами, парками и другими общественными местами.

Земли общего пользования (ст. 13 Кодекса о земле) не подлежат предоставлению в частную собственность, собственность иностранных государств, международных организаций.

Таким образом, установка всяких запорных устройств и ограждений (а такие примеры были), то есть попытка «застолбить» за собой собственное парковочное место на земле общего пользования, противоречит законодательству.

Во дворе по улице Горовца запорных устройств нет. Все сводится к взаимопониманию автовладельцев, а его достигнуть удается не всегда.

Помимо этого, в Правилах благоустройства и содержания города Минска (п. 9) указано, что организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, организовывают на добровольной основе с привлечением средств населения благоустройство дворовых территорий, в том числе закупку детского оборудования и обустройство дополнительных парковочных мест.

Ранее представители ЖКХ уже поясняли, что обустройство парковочных мест при этом не передает право собственности на них жильцам. Это по-прежнему земля общего пользования, поставить автомобиль на такой парковке могут и другие автомобилисты.

Договор с каршерингом

В договоре присоединения, который принимают пользователи каршеринга Hello, указано, что завершение аренды автомобиля допускается только с соблюдением требований, установленных настоящим договором, и на местах, где допускается бесплатная парковка в соответствии с ПДД, на платных парковках, перечень которых предусмотрен в приложении к договору.

Завершение аренды автомобиля в любом случае не допускается с нарушением ПДД, на подземных или многоуровневых парковках, на тротуарах, на территории закрытой или специализированной парковки, на территории частной парковки, на территории, для доступа на которую необходимо разрешение, на местах, где стоянка допускается временно (в определенные часы, дни), на парковочных местах для инвалидов и т. д.

Поскольку, как мы уже выяснили, земля общего пользования в частную собственность не предоставляется, то и о частной парковке на этой земле речь не идет. Выходит, пользователь каршеринга не нарушал правила сервиса?

Это же касается и Правил дорожного движения. Правила остановки и стоянки указаны в главе 19 ПДД. Если какое-либо из этих правил нарушено — это повод вызывать ГАИ. А если нарушений нет, то, по всей видимости, автомобилистам следует разрешать возникшие разногласия самостоятельно.

Комментарий Hello

Корреспондент Onliner обратился в каршеринг Hello с просьбой прокомментировать ситуацию и получил оперативный ответ.

— Такое обращение в нашу службу технической поддержки действительно было, — рассказали в Hello. — Мы в свою очередь связались с нашим пользователем для уточнения информации. Он пояснил нам, что территория, где он временно оставил арендованный автомобиль, не является закрытой и не обозначена знаками, ограничивающими движение и парковку на ней.

В Hello констатируют, что в сложившейся ситуации пользователь не нарушил ни ПДД, ни правила пользования сервисом.

— Что самое главное, пользователь являлся временным владельцем транспортного средства, поскольку совершал его аренду. Поэтому с нашей стороны не было оснований вмешиваться в данную ситуацию, ограничивая право владения, чем бы и являлся перегон автомобиля нашим сотрудником, как того хотел обратившийся человек, — пояснили в сервисе. — Однако мы можем программно ограничить возможность завершения аренды в данной зоне, если в поддержку будут предоставлены документы на право исключительного пользования этим машино-местом.

В Hello также просят всех, у кого есть вопросы по поводу работы и правил сервиса или кто стал свидетелем недобросовестного поведения на автомобилях Hello, звонить по номеру +375 44 777-60-60 или писать в мессенджеры.

Похолодало, время переобуваться! Шины в Каталоге Onliner

зимние, для легковых автомобилей, без шипов зимние, для легковых автомобилей, без шипов