Пособие по безработице в разных странах

С начала текущего года журнал «Власть», опираясь на статистические показатели, каждый месяц публикует отчеты о том, в каких странах созданы наиболее благоприятные условия для той или иной деятельности*. На этот раз — о том, где лучше всего ничего не делать.

Главный критерий отбора лучших для безделья стран — возможность нигде не работать (что, разумеется, очень просто), но при этом получать необходимые для существования деньги (что менее просто), причем в течение длительного времени (что совсем непросто).

Зажиточная безработица

Известный английский экономист Уильям Беверидж, один из основоположников доктрины всеобщего благоденствия, сказал однажды: «Безработица похожа на головную боль или повышенную температуру, потому что она такая же неприятная и изматывающая». Он утверждал, что ни одно государство не может считаться процветающим, если в нем нет полной занятости населения. (Полной Беверидж считал занятость 97% трудоспособного населения и выше.)

После второй мировой войны многие правительства стремились сохранить высокий уровень занятости, достигнутый в военное время, потому что эффективное использование рабочей силы позволяло не только быстро восстанавливать разрушенную экономику, но и решало проблему бедности. Ведь именно безработные, не имеющие стабильных источников дохода, составляют значительную часть живущего за чертой бедности населения. Высокие темпы экономического роста в послевоенное время позволили многим государствам (в особенности европейским) заняться созданием всеобщих систем социального обеспечения, в основе которых лежали принципы Уильяма Бевериджа.

В подавляющем большинстве стран существует заметная корреляция между уровнем безработицы и уровнем бедности — чем больше людей не может трудоустроиться, тем распространеннее нищета. Как правило, бедных людей больше, чем безработных. Однако есть и страны, где трудоспособных, но неработающих людей больше, чем тех, кто живет за чертой бедности (см. таблицу N1), и отсутствие рабочего места не обязательно означает нищенское существование.

Интересный пример — Ливия, богатое нефтяными запасами государство на севере Африки, где при уровне безработицы 30% всего 7,4% населения живет за чертой бедности. То есть более 22% граждан этой страны нигде не работают, но и не бедствуют. Однако в Ливии пособия безработным выплачиваются только в течение шести месяцев после увольнения, и тем, кто не может трудоустроиться, приходится добывать средства к существованию, работая неофициально. «У меня есть диплом о техническом образовании, но два моих заявления в министерство труда не принесли никаких результатов,— говорит торговец на одном из ливийских рынков.— Уже три года жду предложений о найме, и все это время мне приходилось работать на рыбном рынке, чтобы выжить».

Такая ситуация не позволяет Ливии бороться за лидерство в нашем рейтинге: нас прежде всего интересуют те государства, где потерявший работу человек может безбедно существовать, прикладывая к этому минимальные усилия. А возможно это в первую очередь в странах со стабильной экономикой и развитой системой социального обеспечения. Из представленных в таблице N1 государств к таковым безусловно относятся Тайвань, Словакия, Финляндия, Франция и с определенными оговорками Литва. Уровень экономического развития этих стран различается, а значит, и к определению бедности в них подходят по-разному — чем слабее экономика государства, тем, как правило, ниже планка, за которой начинается официально признаваемая бедность. Самой богатой из отобранных стран является Финляндия, где ВВП на душу населения составляет $35 500 (на втором месте Франция — $33 800). В этой североевропейской стране у безработных меньше всего шансов оказаться по-настоящему бедными — от этой опасности их отгородит прекрасная система страховых выплат по безработице. С ней не может сравниться ни одна из систем в других странах нашего шорт-листа.

Любой житель Финляндии, имеющий некоторый рабочий стаж и уволенный не по собственной воле, может рассчитывать на щедрые выплаты. Если его месячный доход был ниже €2228, каждый месяц он будет получать минимум €700 плюс 45% от своей предыдущей зарплаты. А если выше, выплаты возрастут почти вдвое. В целом среднестатистический безработный в Финляндии получает более 80% предыдущей заработной платы в течение 500 дней после увольнения. Стоит оговориться, правда, что для этого необходимо во время работы платить с каждой зарплаты страховой взнос в размере 0,25%.

В прошлом году журнал Forbes составил рейтинг наиболее щедрых систем социального обеспечения в мире. И в первую десятку его вошли восемь европейских государств, а также Израиль и Япония, замыкающие список. Япония оказалась на последнем месте из-за чересчур сложной системы расчета выплат — их размер зависит не только от стажа и последней заработной платы уволенного, но и от его возраста. В среднем жители Японии, ставшие безработными, получают приблизительно 67% от суммы своей последней зарплаты.

Из тех стран, которые вошли в рейтинг Forbes, самой простой системой пособий обладает Швейцария (8-е место). Ее жители вправе рассчитывать на 70% от предыдущей зарплаты. Если за предшествующие два года они работали на полной ставке в течение 12 и более месяцев, им гарантированы выплаты на период в 400 дней, а если работали меньше этого срока — только на 260 дней, которых, впрочем, тоже зачастую достаточно, чтобы подыскать новый источник дохода.

Жители Люксембурга, занявшего 4-е место в рейтинге, тоже могут позволить себе относиться к увольнению без особой паники. Государство гарантирует каждому, кто потерял работу, пособие в размере 80% от заработной платы, которое можно получать в течение года. Максимальная сумма ежемесячных выплат превышает €3000, но она со временем снижается.

Наиболее продолжительными и одновременно щедрыми пособиями, по данным Forbes, располагают североевропейские страны. Наряду с уже упоминавшейся Финляндией это Норвегия и Дания, которые вполне можно назвать состоявшимися государствами всеобщего благоденствия.

В Дании существует несколько тарифов страхования безработицы. В зависимости от того, какой тарифный план выбирает работник, определяется сумма его выплат — обычно это 8% от зарплаты. Конечно, это довольно много, особенно для тех датчан, которые устроились на стабильную работу и которым ничто не предвещает скорого увольнения. Зато увольнение грозит ему потерей только 10% от зарплаты — остальные 90% он сможет получать в виде пособия на протяжении 4 лет с первого же дня без работы. При условии, конечно, что зарегистрируется на бирже труда и не будет отказываться от подходящих предложений о найме.

Таким образом, самые крупные компенсационные выплаты при потере работы предоставляют европейские страны, среди которых лидерами можно считать Данию, Финляндию и Норвегию.

Долгая безработица

Для выявления места, наиболее благоприятного для безделья и праздности, следует учитывать не только размер доходов, получаемых безработным. Не менее важно и то, как долго можно рассчитывать на эти доходы.

В 1990-х годах европейские государства начали активную борьбу с праздностью: стало ясно, что государственные пособия кормят чересчур много бездельников. Почти все страны континента ужесточили условия для получения пособий, а также значительно снизили продолжительность выплат. Тем не менее во многих странах и теперь пользоваться пособиями можно довольно продолжительное время после увольнения. Лидируют и здесь североевропейские страны — Дания (четыре года), Норвегия (два года) и Финляндия (два года без одного месяца).

Тем не менее безработному стоит обратить внимание на альтернативу страховым выплатам по безработице — так называемые вспомогательные пособия для безработных, которые еще сохраняются во многих странах. Постараемся определить, в каких государствах эти пособия позволяют жить в относительном комфорте столько, сколько потребуется, без ограничения по срокам выплат.

Во многих странах, например в Австрии, Германии и Испании, подать заявку на получение вспомогательных пособий может только тот, кто до этого уже успел поработать и в течение определенного времени делал страховые взносы по безработице. Потеряв работу, этот человек начинает получать обычное пособие по безработице, и только после того, как оно перестанет выплачиваться, он может рассчитывать на вспомогательное пособие. Обычно для получения вспомогательных выплат требуется небольшой стаж, в пределах нескольких месяцев. Но в некоторых странах, например в Финляндии, Ирландии и Великобритании, трудовой стаж вообще необязателен. Любой гражданин вправе рассчитывать на бюджетную поддержку, если собственных средств к существованию у него нет, но есть желание искать работу.

Пожалуй, самые значительные вспомогательные пособия выплачивают в Австрии. Их размер обычно составляет около 50% от последней зарплаты, а максимум установлен на отметке €1077 в месяц. Эта сумма увеличивается, если в семье безработного есть дети — на €223 в месяц на каждого ребенка. Однако стоит помнить, что эти пособия выдаются только тем, кто «серьезно нуждается в финансовой поддержке», как пишут на сайте австрийской службы общественной занятости. Проверке подвергнется имущество как самого безработного, так и его семьи.

Куда проще и доверчивее финская система вспомогательных выплат. Чтобы воспользоваться ей, не требуется никакого стажа, а подход к определению финансового положения семьи безработного отличается необыкновенной мягкостью. Если супруг или супруга безработного жителя Финляндии зарабатывает меньше €536 в месяц, это не влияет на назначение ему пособия. Семье уволенного разрешается иметь сторонний доход в размере до €848 в месяц, и только при его превышении размер вспомогательных выплат по безработице сокращается. Если в семье есть дети, то на их содержание полагается добавка в размере от €94,5 до €180 в месяц — в зависимости от количества. Максимальная сумма выплат на одного безработного составляет почти €500 ежемесячно.

Таким образом, наименее требовательной и при этом выгодной системой вспомогательных пособий по безработице обладает Финляндия.

Сухой остаток. Сравнив несколько ведущих систем выплат пособий по безработице, мы присуждаем первое место в нашем рейтинге Финляндии — стране, где значительный размер пособий удачно сочетается с простотой их получения и неограниченным сроком пользования.

ЕГОР НИЗАМОВ

*Предыдущие материалы рубрики см. в NN 3, 7, 12, 16, 20, 25, 29, 33 и 38 за этот год.

Страны с преобладанием безработного населения над бедным

Место в
рейтинге
Страна или
территория
Доля
населения,
живущего за
чертой
бедности (%)*
Уровень
безработицы
(%)
1 Туркмения 30 60
2 Ливия 7,4 30
3 Сербия 6,5 18,8
4 Зимбабве 68 80
5 Непал 30,9 42
6 Черногория 7 14,7
7 Тунис 7,4 13,9
8 Либерия 80 85
9 Кот-д`Ивуар 42 45
10 Тайвань 0,95 3,9
11 Словакия 7 9,7
12 Индия 5,2 7,2
13 Финляндия 5,4 6,9
14 Франция 6,2 7,5
15 Маврикий 8 9,2
16 Литва 4 4,3

*При отсутствии официально установленного уровня бедности бедными признаются граждане, доходы которых ниже половины средней заработной платы в стране.

Источники: справочник CIA Factbook 2008, статистическая база данных Программы развития ООН.

Страны с наибольшими пособиями по безработице

Место в
рейтинге
Страна Средний размер
пособий в
процентах от
последней
заработной
платы
Максимальный
период выплаты
пособий (мес.)
Минимальный
размер пособий
($ в год)
Максимальный
размер пособий ($
в год)
1 Дания 90 48 23 900 29 700
2 Норвегия 87,6 24 8900 53 400
3 Финляндия 85,1 23 10 800 нет ограничений
4 Люксембург 80 12 н. д. 50 800
5 Швеция 80 14 11 000 23 900
6 Германия 74,3 12 н. д. 48 000
7 Нидерланды 70 18 14 700 53 000
8 Швейцария 70 18 н. д. 64 100
9 Израиль 70 6 н. д. 28 900
10 Япония 67 10 6200 26 400

Источники: журнал Forbes, доклад Организации экономического сотрудничества и развития «Пособия и заработные платы» (2007 год).

Медицинская страховка для безработных

Жить в Германии без медицинской страховки нельзя. Страховку в стране реализуют два вида медицинских касс (Krankenkasse) – частные и государственные.

Все, кто зарабатывают менее 54,9 тыс. евро в год, то есть большинство населения, обязаны стать клиентами государственных касс. Расходы на медицинскую страховку огромны – 15,5 % от годового брутто-дохода, половину из которых традиционно берет на себя работодатель. Но как быть, если лицо не имеет трудового дохода и находится в статусе безработного?

В таком случае расходы по обязательному страхованию берет на себя Агентство по труду и занятости, выплачивающее безработному пособие. При этом услуги по страхованию продолжает предоставлять та же страховая компания, что и до безработицы.

Однако если для получателей ALG-I ВА полностью покрывает взносы, то для ALG-II лишь частично.

Достаточно ли пособия по безработице для проживания

Многих интересует, можно ли жить на те деньги, которые выплачиваются в качестве пособия по безработице. По понятным причинам оба вида дохода не могут полноценно покрыть утраченный трудовой доход.

ALG-I, так как его размер выше, лучше справляются с этой задачей. Его получатели могут полноценно покрыть свои бытовые потребности на пропитание и оплату коммунальных услуг и даже могут позволить себе кое-что из одежды. Что-либо отложить или съездить в отпуск на эти деньги не удастся. Ограниченный размер и срок выплат как раз стимулируют граждан искать новую работу.

Получателям ALG-II сложнее, так как их размер пособия меньше. Но даже они могут полноценно покрыть расходы на питание, коммунальные услуги и даже одежду – размер пособия рассчитан специально для этих целей.

Все безработные в Германии, в том числе и иностранцы, имеют право на пособие по безработице – для этого они должны быть зарегистрированы в местном центре занятости. Если до этого они имели работу и платили страховые взносы, они имеют право на страховое пособие по безработице ALG-I. Его размер обычно составляет 60 % от трудового дохода.

Когда получаемая сумма менее прожиточного минимума или безработный до этого не имел работы, он имеет право на социальное пособие по безработице ALG-II. Его размер значительно меньше и позволяет покрыть лишь базовые жизненные потребности получателя.

Как оформить пособие по безработице в Германии?

Реклама

Процедура оформления дотаций зависит от статуса человека, потерявшего работу, и категории выплат, на которые он рассчитывает. При соблюдении сроков и требований законодательства сделать это несложно. Безработным беженцам необходимо оформить соответствующий статус. Для ранее трудоустроенных граждан и мигрантов алгоритм таков:

  • Встать на учет в службе занятости за 90 дней до планируемого увольнения или в течение 3 дней после уведомления об увольнении. Сделать это можно лично или онлайн;
  • В первый день после официального увольнения/сокращения посетить ближайшее отделение службы занятости. Адреса и контакты можно найти на сайте:
  • Предоставить документы, подтверждающие законность пребывания в Германии, факт прекращение трудового контракта, карту соцстрахования и резюме;
  • Заполнить заявку на получение подходящих дотаций. Сделать это также можно онлайн.

Окончательное решение о назначении выплат, их виде, сроках и размере принимает служба занятости страны.

Можно ли жить на дотации без работы?

Реклама

Это основной вопрос тех, кому Германия еще не стала второй родиной, но кто уже питает на это надежды. Для ранее трудоустроенных граждан и жителей страны, столкнувшихся с безработицей, и страховое, и социальное пособие не станут полной заменой зарплаты. Но покрыть основные расходы на питание, проживание, одежду — будет вполне достаточно.

Наоборот, не успевшие трудоустроиться мигранты обычно вполне удовлетворены субсидиями, так как их размер зачастую куда больше зарплаты на родине, а статус беженца позволяет пользоваться дополнительными льготами. Кроме того, немецкое законодательство не запрещает официальной подработки.

Социальная поддержка в Германии для безработных и членов семьи. Размеры пособия ALG 2. Что включено в помощь немецким малоимущим.

4 миллиона человек в Германии получают пособие Hartz IV.

Hartz IV в Германии — это неофициальное название базового пособия по безработице второго уровня. Официально помощь называется Arbeitslosengeld II, также применяются Arbeitslosengeld 2, ALG II, ALG 2.

В начале 2000-х немецкий менеджер Volkswagen Петер Хартц руководил разработкой концепции реформ социальных законов. Часть IV сформулированных предложений касалась выплаты базовой поддержки оказавшимся долгое время без работы. Отсюда пособие в народе прозвали Хартц-4.

Безработные трудоспособные жители Германии сначала вправе получать страховые выплаты ALG 1, если проработали хотя бы 12 месяцев из последних 24. Если право на первый уровень помощи не заработано или закончилось, а работа не найдена, разрешается подать на ALG2.

«Пособие – не бедность, это наш ответ бедности» (министр здравоохранения Германии Йенс Шпан).

Уровень безработицы в Германии 2020 году

Германия, как направление иммиграции, очень популярна среди наших соотечественников. Туда пытаются уехать на заработки, но потом думают остаться там жить на постоянной основе. И получается это далеко не у всех.

Высокий уровень жизни, о котором так все говорят при упоминании Германии, доступен только тем, кто имеет реальную квалификацию или хорошо налаженный бизнес.

15 лет назад все завидовали немецким пенсионерам, которые на свою пенсию могли путешествовать по всему миру и наслаждаться жизнью. Теперь дела обстоят совсем иначе. Среди коренных граждан Германии в пенсионном возрасте можно найти много тех, кто ищет подработку, так как им не хватает пенсионного обеспечения. Конечно, найти хороший заработок в таком возрасте весьма сложно. Однако большие трудности с трудоустройством испытывает и немецкая молодёжь. Два миллиона открытых вакансий касаются, в основном, квалифицированных специалистов. Большая конкуренция со стороны иностранных специалистов, которые готовы работать за меньшие деньги, заставляет задуматься коренных немцев о получении дополнительного образования и профессии.

На сегодняшний день уровень безработицы в ФРГ составляет 7%, что в количественном выражении — около 3 миллионов безработных. Если сравнить этот показатель с остальными странами Европейского Союза, то выходит, что в Германии дела обстоят не так плохо.

Чем необходимо обладать, чтобы гарантированно устроиться на работу в немецких компаниях и предприятиях? Среднестатистический портрет успешного соискателя представляет собой следующее:

  • Возраст от 30 лет и выше.
  • Наличие диплома о высшем образовании.
  • Прекрасное знание немецкого языка.

По статистике, 90% всех лиц с высшим образованием, которые проживают на территории ФРГ, трудоустроены. Среди лиц с аттестатом о среднем техническом образовании трудоустроено по своей специальности лишь 45%. Половину от всех немецких безработных составляет не люди предпенсионного возраста, а молодежь, не имеющая специального образования.

Наиболее сложная ситуация с трудоустройством молодёжи стоит в Берлине и Саксонии. А вот Бавария, Вюртемберг и Рейнланд-Пфальц могут похвастаться вдвое меньшей безработицей среди молодёжи.

Обязательства получающего пособие

Безработный обязан прилагать все возможные усилия для поиска работы в Германии.

Для повышения шансов на рынке труда может потребоваться переобучение, изучение немецкого языка, иные способы приобретения востребованной квалификации.

Отказ от предлагаемых вакансий или мер по повышению востребованности приводит к сокращению или отмене поддержки.

Вторая важная составляющая обязанностей безработного — сообщать об изменении финансовой ситуации. Требуется уведомлять даже о денежных подарках общей суммой свыше 50€ в год.

Чиновник вправе сократить выплаты за пропуск приёма в Jobcenter.

Болезни, препятствующие поиску занятости, подтверждаются врачом. Неявка на врачебное или психологическое обследование, назначенное биржей труда, приводит к санкциям.

Повторные ошибки караются строже, вплоть до долгосрочного или постоянного прекращения помощи. Но строгие взыскания накладываются после неоднократных предупреждений.

Наложенные санкции разрешается оспорить письменно в течение месяца после получения.

1-Euro-Job — добровольно-принудительная занятость

Как меру по интеграции человека в трудовой рынок Jobcenter вправе назначить трудотерапию. В народе такую занятость прозвали «работа за 1 евро”. Принудительный труд оплачивается по таксе 1-2€ в час, что значительно меньше минимальной зарплаты в Германии.

Мера применяется к долгосрочным безработным, которые 2-3 года получают помощь по Hartz-4 и не имеют иной занятости. Продолжительность 1-Euro-Job максимум 36 месяцев в 5 лет.

Если получающий пособие отказывается трудиться без уважительных причин, применяются санкции. Поэтому отказаться в стандартном случае нельзя.

Вакансии на подработку присылают немецкие работодатели. Занятость не подразумевает наличие квалификации или особых навыков. Работа должна подходить человеку, который пару лет просидел дома.

Примеры вакансий для трудотерапии:

  • Уборка улиц и парков.
  • Вывоз мусора.
  • Стрижка травы и кустов, уход за газонами на городских территориях.
  • Помощь в уходе за больными, детьми и престарелыми.

Цель принудительной занятости — не дать безработному засидеться дома, выработать привычку регулярно трудиться, установить социальные контакты. Поэтому вознаграждение не называют зарплатой. Деньги за «1-евро-работу” призваны компенсировать возросшие расходы и не отнимаются от пособия. А возможность потрудиться предоставляется бесплатно.

Условия работы, кроме оплаты, ничем от обычной занятости не отличаются. Отпуск рассчитывается по формуле 2 дня за отработанный месяц. Но отпускные не платятся.

Рабочее время составляет 15-30 часов в неделю. Больше 30 нельзя, так как у безработного должна оставаться возможность искать реальную работу. Занятость менее 15 часов оставляет человека в статусе «не работает». Немецкие чиновники предпочитают не упускать шанса улучшить немецкую статистику безработицы и пополнить колонку «частично занятые”.

Допускается работа в выходные и праздники, если на предприятии обычные служащие тоже трудятся в нерабочие дни.

После 12 месяцев трудотерапии следует перерыв. Получатель Hartz-IV переосмысливает ситуацию и находит нормальную работу. Иначе через год его ждёт новый период принудительной занятости.

27-08-2020, Степан Бабкин

Немецкий рынок труда

Вот уже который год Федеральное агентство по трудоустройству (Bundesagentur für Arbeit, ВА) отчитывается о благоприятном развитии немецкого рынка труда. Процент занятого населения продолжает расти, а спрос на рабочую силу с каждым месяцем увеличивается.

По данным ВА, на сентябрь 2019 года в федеральной системе было зарегистрировано 834 тыс. открытых вакансий, что на 61 тыс. больше, чем годом ранее. Растет и число занятых, которое переваливает за 45 млн человек.

Растут и доходы рядовых немцев. Средняя зарплата для штатных сотрудников немецких предприятий, по Федерального агентства статистики (Statistisches Bundesamt), в 2017 году составила 3771 евро, что на 68 евро выше, чем годом ранее.

Как и раньше, тут существуют серьезные региональные различия по зарплате: в некоторых регионах она может составлять до 25 %. Самым высоким доходом могут похвастать сотрудники учреждений здравоохранения (6,8 тыс. евро), менеджеры банков (5,7 тыс. евро) и инженеры (5-5,7 тыс. евро).

Безработица в ФРГ и Европе

На фоне благоприятного развития немецкого рынка труда в стране сокращается и уровень безработицы. Например, в сентябре 2019 года, по ВА, был повторен исторический минимум с момента воссоединения: уровень безработицы составил 5 %, а в качестве безработных было зарегистрировано около 2,256 млн человек. Годом ранее численность безработных была на 192 тыс. больше.

О средних годовых показателях говорить пока рано: осенью на рынке труда наблюдается оживление (в июле-августе безработица составляла 5,1-5,2 %), потому численность безработных, очевидно, продолжит уменьшаться.

Тем не менее, учитывая имеющиеся цифры, средний уровень за 2019 год на октябрь 5,3 %. Обращаем внимание, что уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, еще ниже и составляет 3,4 % или 1,47 млн безработных.

Такие тенденции не могут не радовать немецких чиновников. Даже при высоком наплыве иностранных мигрантов, им удается сохранить высокий уровень занятости, год от года снижая уровень безработицы в стране. Похожие тенденции наблюдаются и в других странах Евросоюза.

Так, по Евростата (использует методологию МОТ), на август 2019 года в ЕС были зарегистрированы самые низкие показатели по безработице за последние 10 лет после финансового кризиса. Они составили в среднем 6,8 %, а это самый низкий показатель с ноября 2008 года.

Все это делает Германию одной из самых успешных стран в части борьбы с проявлениями безработицы на рынке труда. И на это есть вполне объективные причины.

Оплата жилья

Получателям ALG2 обеспечивают проживание, оплачивая аренду жилья и коммунальные услуги кроме контракта на электричество.

Жильё оплачивается напрямую от Jobcenter арендодателю. Реже деньги на аренду выдаются на руки безработному.

Перед принятием решения чиновник сверяет соответствие параметров жилья нормам социальной поддержки. Нормы оплаты квартиры для безработных устанавливаются на уровне города или региона. Федеральных германских стандартов нет. Основные параметры: жилая площадь на человека и средняя цена за аренду квадратного метра в городе.

Если чиновник сочтёт размеры квартиры или стоимость проживание не соответствующими нормам, в поддержке отказывается частично или полностью. Безработного принуждают искать более подходящую квартиру.

В последние годы недвижимость в Германии быстро дорожает. А ведомства не спешат пересматривать нормативы. Оперируя сведениями о стоимости аренды в городе 2-3-летней давности, бюрократия часто выносит отказы не глядя на реальность. Отсутствие жилья, соответствующего социальным нормам — одна из главнейших проблем Германии.

По площади стандартным считается 50 м² на 1 человека плюс 15 м² на каждую следующую персону в семье. Новорожденные не считаются.

Например, семья из 4 человек может рассчитывать на оплату от Jobcenter, если найдёт квартиру площадью до 50 + 15*3 = 95 квадратных метров.

Нормы по площади более адекватные. Поэтому для потерявших работу при поиске аренды жилья в Германии важнее смотреть на допустимую цену, чем на размер квартиры.

Кауцион

Обычно залог при аренде жилья в Германии выплачивается биржей труда в виде беспроцентной ссуды. Затем, пока кредит не погашен, от выплат отнимается 10%.

При наличии собственных средств у получателя пособия, Jobcenter заставит внести залог из личных денег.

Собственная недвижимость

Если потерявший работу проживает в собственном жилье, необходимо, чтобы биржа труда признала недвижимость подходящей. Владельцу дорогого дома не помогут. Пособие платится только малоимущим и нуждающимся в государственной поддержке.

Когда речь о соответствующем жилье, Jobcenter перенимает часть расходов на содержание недвижимости:

  • проценты по ипотеке, но не взнос в тело кредита,
  • налог на владение,
  • расходы на коммунальные услуги,
  • взносы по страхованию постройки.

Нормы соответствия частной недвижимости статусу получателя ALG II определяются локально и решение принимается индивидуально.

Первичное обустройство — Erstausstattung

Находящийся на пособии вправе запросить дополнительные деньги на обстановку для нового жилья при первом переезде.

Типичные случаи:

  • Переезд в Германию по линии поздних переселенцев или еврейских иммигрантов.
  • Совершеннолетний безработный ребёнок переезжает из родительского дома.
  • В семье ожидается пополнение и требуется оборудовать детскую комнату.
  • Развод и съезд с предыдущего места жительства.
  • Выход из тюрьмы.
  • Возврат к нормальной жизни после периода бродяжничества.
  • Смена жилья с разрешения Jobcenter.

Величина поддержки на обустройство зависит от конкретного случая. Безработный предъявляет доказательства понесённых расходов, например, чеки за покупку мебели, бытовой техники, кухонной обстановки. Чиновник подтверждает правомерность претензий на компенсацию. Нельзя рассчитывать на возмещение необоснованно дорогих покупок.

Разрешается договариваться о тратах на въезд в квартиру предварительно. Получатель поддержки показывает, что хочет приобрести, а чиновник гарантирует оплату или выдаёт деньги на руки.

В среднем обоснованными считаются затраты на уровне 1000€ на взрослого.

Нуждающееся сообщество — Bedarfsgemeinschaft

Совместно проживающие прямые родственники безработного также считаются нуждающимися в поддержке, если их финансовое состояние зависит от доходов главы семьи.

Различают совместное проживание и раздельное ведение домашнего хозяйства. Если взрослые люди и дети живут вместе, но независимо друг от друга в финансовом плане, они не образуют сообщество с точки зрения закона.

В семью безработного включаются:

  • сам подающий заявление на поддержку;
  • супруг или партнёр, если совместное ведение хозяйства длится больше года;
  • дети до 25 лет не состоящие в браке, не имеющие собственных доходов;
  • родители достигшие пенсионного возраста.

При расчёте размера помощи учитываются доходы каждого из членов семьи, включаемых в сообщество. Двое взрослых, живущих вместе, получают по 90% пособия, а не всю сумму.

Денежная составляющая поддержки малоимущих и безработных в Германии не самая важная.

Британия

В Соединенном Королевстве действуют шесть программ поддержки малоимущих, включая пособия по безработице. Наиболее близким аналогом американского вэлфера является Программа поддержки индивидуальных доходов (Income Support for people), предназначенная для граждан в возрасте от 16 до 65 лет, имеющих нулевой или низкий доход, сбережения, не превышающие 16 тысяч фунтов, и работающих менее 16 часов в неделю.

При этом возможно получение также и других видов социальной помощи, если человек соответствует предъявляемым требованиям.

Одинокий родитель с двумя детьми может рассчитывать на 292 фунта (384 доллара) в месяц.

Япония

Вплоть до конца 1990-х годов число лиц, обращающихся к государству за помощью, в Японии было исчезающе мало, и сейчас составляет около двух процентов населения.

Примерно половина из них — одинокие граждане старше 60 лет, не имеющие возможности найти работу.

Размер пособия высчитывается по сложной схеме, основанной на разнице между реально располагаемым доходом и минимально необходимыми расходами.

Особенностью японской системы социальной помощи является то, что на выплаты не могут претендовать лица, имеющие трудоспособных близких. Не только традиции, но и гражданский кодекс страны обязывает заботиться о родственниках.

В январе 2020 после начала эпидемии Covid-19 Китай ввел ограничения на перемещения по стране, работу фабрик и производств. Если в конце февраля промышленные предприятия не могли обеспечить выполнение принятых заказов, то теперь они не могут найти каналы сбыта для товаров. Отрицательный рост экономики страны в первом квартале уже повлиял на увеличение числа безработных. Al Jazeera рассказывает, что ожидает китайский рынок труда и как правительство собирается сдержать рост безработицы в кризисных условиях.

Уровень безработицы

Китай переживает снижение основного показателя роста экономики – ВВП. В первом квартале текущего года показатель упал на 6,8%, что произошло впервые с 1992 года. Сложившаяся ситуация неминуемо спровоцирует увеличение безработицы, считают экономисты.

«Если среднегодовой рост ВВП составит 1%, это будет самым низким показателем за всю историю наблюдений», — сообщила Ван Дэн, эксперт аналитического отдела в издании The Economist.

В исследовании отдела сообщается, что за первые три месяца нынешнего года работы лишились уже 5 млн граждан КНР. По оценке, в нынешнем году без работы в Китае могут остаться 22 млн человек. Доходы еще 250 млн китайцев за этот же период могут сократиться на 10–50%.

Уровень безработицы, официально зарегистрированный правительством Китая, снизился с 6,2% в феврале до 5,9% в марте. Эксперты The Economist считают, что в 2020 году он может достигнуть 10%. При этом в статистике не учитываются трудовые мигранты из провинций Китая, число которых составляет около 300 млн человек.

«Во время мирового финансового кризиса 2008-2009 Китайская академия наук ожидала увеличения роста безработицы до 9,4%, так что ситуация вполне сопоставимая. Однако сегодня она все равно хуже, чем в 2008 году», — добавила Ван.

Во французской инвестиционно-финансовой корпорации Societe Generale полагают, что уровень безработицы окажется значительно выше. Согласно опубликованному на этой неделе отчету компании, работы лишатся от 70 до 80 млн человек. Уровень безработицы в городах достигнет 17%.

«Несмотря на то, что перебои с поставками товаров на мировой рынок прекратились, экономика будет долго восстанавливаться из-за сокращения экспорта и снижения реальных доходов населения», — заявляет Мишель Лам, экономист филиала Societe Generale в Гонконге.

Трудности с поиском работы

Обычно рынок трудовых ресурсов возвращается к привычному рабочему графику через 2-3 недели после окончания празднования китайского Нового года. Однако, как отмечают на крупнейшей бирже труда «Саньхэ» в городе Шэньчжэнь провинции Гуандун, вплоть до сегодняшнего дня в их здании не появляются ни работодатели, ни потенциальные работники. Это происходит из-за карантинных мер, которые ввели чтобы не допустить массовое скопление людей.

«Есть кратковременная и долгосрочная работа, но сейчас за любую платят меньше из-за превышения спроса на работу над ограниченным предложением», — сообщил изданию мужчина, пожелавший остаться неизвестным. В данный момент он пытается устроиться работать охранником в Шэньчжэне.

По его словам, единственный доступный вариант сейчас – работа на производстве медицинских масок. В то же время отмечается, что фабрики уже не нуждаются в дополнительной рабочей силе.

«Многие сейчас пытаются устроиться хоть куда-то, но чем больше людей ищут работу, тем сложнее ее найти», — добавил мужчина.

Как отмечалось в отчете компании по оказанию бизнес-услуг Tianyancha (天眼查), в первом квартале в Китае прекратили существование более 460 тыс. фирм. Это вызвало рост безработицы в сфере услуг и ВЭД. Число регистраций новых фирм упало на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Теперь руководству страны нужно решить, как обеспечить работой большинство желающих трудиться.

Главная гарантия подъема экономики — трудоустройство

В середине апреля власти Китая приняли новый пакет мер содействия экономическому развитию, названный «шесть гарантий». Первая среди них – «гарантия трудоустройства». Тем не менее, не до конца ясно, как правительство планирует справиться с ростом безработицы среди трудовых мигрантов из деревень.

Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян предложил прямые выплаты пособий по безработицы для мигрантов. Он отметил, что выплаты получат и другие категории безработных, если меры окажутся эффективными. С другой стороны, нет четкого плана, по которому будут осуществляться выплаты.

У правительства Китая есть средства для обеспечения страховых выплат по безработице из государственных фондов. Основная часть застрахованных – работники в городах и на государственных предприятиях. Мигранты же не имеют официального трудоустройства, регистрации по месту пребывания и доступа к финансовой помощи из-за бюрократических процедур.

По информации Министерства трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР, за первый квартал пособие по безработице получили только 2,3 млн человек. Это только 0,5% от общего числа занятых в городах.

«Следует отметить, что сами пособия по безработице крайне малы. В среднем они составляют 2 тыс. юаней ($284), на которые семья может разве что оплатить аренду квартиры», — прокомментировал директор по связям с общественностью компании China Labour Bulletin, занимающейся защитой прав рабочих в КНР.

Неустойчивое положение трудовых мигрантов

Как отмечает ведущий специалист по экономике Китая Всемирного банка Себастьян Эккардт, коронавирусный кризис может повысить требования населения к системе социальной защиты.

«Кризис отчетливо показал, насколько хрупки экономики стран мира. У Китая есть все возможности для продвижения изменений в системе социального страхования для людей, находящихся вне ее, таких, как трудовые мигранты. Такие изменения не только разумны, но и экономически оправданы», — сказал Эккардт.

Он также добавил, что стимулирование потребления, в том числе среди трудовых мигрантов, — ключевой фактор восстановления экономики Китая.

«Мигранты наиболее подвержены риску повышения расходов на жилье, так как им не снизили плату и не подарили квартиры, как работникам госпредприятий», — заявила директор по исследованиям и сооснователь консалтинговой компании в сфере инвестиций J Capital Research Ltd Анна Стивенсон-Ян.

По ее словам, в предыдущие несколько лет, когда мигранты возвращались в родные города, местные рынки труда могли принять большое количество рабочей силы. Сейчас вопрос в том, чем будут заняты мигранты, потерявшие работу и дома.

«Работы может не быть совсем, или она окажется неподходящей для этих людей», — говорит Стивенсон-Ян.

По мере того, как работы будет становиться меньше, вероятность массовых волнений может также вырасти. Во многом во избежание этого и были приняты «шесть гарантий» правительства, отмечают аналитики.

«Я никогда не разделяла мнения, что экономический кризис вызовет общественное недовольство в Китае. У молодых людей со средним образованием, но без стабильной работы вроде «железной миски риса», нет связей для организации демонстраций, они не умеют четко излагать свои претензии. Однако белые воротнички, потерявшие работу сейчас, возможно, почувствуют на себе сильное давление», — добавила Стивенсон-Ян.

Из университетов – в неизвестность

Помимо трудовых мигрантов, риску остаться без работы подвержены и выпускники вузов. По приблизительным подсчетам, в июне на рынок труда выйдут 8,7 млн бывших студентов — на 400 тыс. больше, чем в прошлом году. Обычно выпускники начинают искать работу в марте, но в этом году поиск отложен на более поздний срок.

Количество новых рабочих мест в первом квартале составило 2,3 млн, что на 41,2% меньше, чем аналогичный показатель годом ранее. Если ситуация не изменится к лучшему в ближайшее время, Китай может столкнуться с проблемой «потерянного поколения».

Власти Китая распорядились, чтобы государственные предприятия нанимали больше выпускников вузов. В то же время неизвестно, какую работу компании смогут предложить, если их доходы в первом квартале упали на 60%.

«Выпускники вузов – приоритет правительства в обеспечении работой», — считает Ван Дэн.

Подготовил Андрей Дагаев