Права кандидата в депутаты

Статья 24. Статус кандидатов

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов в обязательном порядке временно освобождаются от исполнения служебных обязанностей. Продолжение исполнения служебных обязанностей кандидатом, находящимся на государственной или муниципальной службе, а также работающим в средствах массовой информации во время участия в выборах, влечет за собой отмену решения о его регистрации избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, по инициативе избирательной комиссии, по протесту прокурора, по решению суда или по заявлению граждан, избирательных объединений.

По заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока средний месячный заработок, исчисляемый за предшествующие дате регистрации кандидата три месяца, но в размере, не превышающем в десять раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов.

Кандидаты со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов включительно имеют право на территории муниципального образования бесплатно пользоваться общественным транспортом, за исключением такси и заказных рейсов. Соответствующие расходы подлежат возмещению за счет средств муниципального бюджета.

Зарегистрированный кандидат не может быть членом ни одной избирательной комиссии. Зарегистрированный кандидат не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Меры пресечения или иные уголовно-процессуальные меры на территории муниципального образования могут быть применены к кандидату только по постановлению суда.

Кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления может иметь до пяти доверенных лиц, а кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления — до десяти доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенное лицо кандидата не может состоять ни в одной избирательной комиссии. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут предвыборную агитацию. Со дня регистрации кандидата до дня официальной публикации общих итогов выборов включительно администрация (работодатель) обязана предоставлять доверенным лицам по их заявлению неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения.

Кандидат вправе не позднее чем за пять рабочих дней до дня выборов снять свою кандидатуру.

Информация о выбытии кандидатов в течение двух дней публикуется избирательной комиссией муниципального образования и соответствующей окружной избирательной комиссией и сообщается средствам массовой информации.

ГАРАНТ:

Китновская Ольга Валерьевна,
консультант-юрист
Избирательной комиссии
Алтайского края

Выдвижение кандидатов – это особая стадия избирательного процесса, на которой кандидат заявляет о своем желании баллотироваться на соответствующих выборах.
Право выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований регламентируется статьей 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и статьей 157 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве (далее – Кодекс).
Кандидатами могут быть выдвинуты граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, т.е. правом быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Вместе с тем, в законодательстве установлен ряд ограничений пассивного избирательного права.

  1. Установлен минимальный возраст, по достижении которого гражданин получает право быть избранным на конкретных выборах.
    Депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет. Максимальный возраст кандидата в депутаты не ограничивается (п. 1 ст. 4 Федерального закона и ст. 155 Кодекса).
  2. Не обладают пассивным избирательным правом в силу п. 3 ст. 4 Федерального закона и п. 3 ст. 4 Кодекса граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  3. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
  4. В целях усиления ответственности кандидатов и избирательных объединений в п. 3.2 ст. 4 Федерального закона и п. 3.2 ст. 4 Кодекса определен перечень граждан РФ, которые не имеют права быть избранными в связи с тем, что они осуждены за совершение определенных категорий преступлений или привлечены к административной ответственности за совершение определенных видов административных правонарушений.

    1) В частности, не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные к лишению свободы за:
    • совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
    • совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;
    • совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости.
    Таким образом, в законодательстве были установлены дифференцированные сроки ограничения пассивного избирательного права в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений.
    Такие ограничения пассивного избирательного права введены федеральным законодателем в качестве особого конституционно-правового препятствия для занятия выборных публичных должностей, сопряженного с повышенными требованиями к репутации избираемых кандидатов, что обусловлено их прямым участием в принятии правовых актов и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий. В то же время указанные ограничения являются временной мерой. По истечении установленных сроков (10 и 15 лет со дня снятия или погашения судимости) гражданин РФ вновь получает свое право быть избранным в органы власти.
    Если срок действия ограничений пассивного избирательного права за совершение тяжких преступлений и особо тяжких преступлений истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах (п. 3.4 ст. 4 Федерального закона).
    2) Не имеют права быть избранными граждане РФ, осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие вышеназванных ограничений;
    Для установления содержания таких признаков, как «тяжкое преступление», «особо тяжкое преступление», «судимость», «преступление экстремистской направленности» необходимо руководствоваться уголовным законом, действовавшим на момент осуждения.
    Так, в соответствии со статьей 15 Уголовного кодекса РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает 5 лет лишения свободы и не превышает 10 лет лишения свободы, а особо тяжкими – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание. Под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ.
    Сроки погашения судимости определяются нормами уголовного закона, действовавшего на момент отбытия наказания осужденным.
    3) Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 (Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами) и 20.29 (Производство и распространение экстремистских материалов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
    В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
    4) Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 статьи 76 Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа местного самоуправления, в которые назначены выборы.

В частности, названные нормы Федерального закона предусматривают, что предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Установленный решением суда факт нарушения указанных ограничений лишает кандидата права участвовать в выборах того органа местного самоуправления, в течение срока полномочий которого совершены данные нарушения.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона и пунктом 4 статьи 158 Кодекса при подаче заявления в избирательную комиссию о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидат указывает в нем сведения об имеющихся и имевшихся у него судимостях (если судимость снята или погашена, то указываются сведения о дате снятия или погашения судимости).
На основании статей 4 и 33 Федерального закона с целью выявления обстоятельств, ограничивающих пассивное избирательное право граждан, а также проверки достоверности сведений о судимости кандидатов, избирательные комиссии направляют представления в информационные центры территориальных органов МВД России на уровне соответствующего субъекта РФ. Ответ на представление избирательной комиссии содержит информацию о когда-либо имевшихся судимостях, в том числе номер пункта, части, статьи соответствующего уголовного закона, в соответствии с которыми был осужден кандидат, срок и вид наказания, категорию преступления в соответствии с действовавшим на момент осуждения уголовным законом, срок погашения или снятия судимости.
При наличии сведений о привлечении кандидата к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ в ответе на представление избирательной комиссии указывается информация об окончании срока, в течение которого кандидат считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП.
Указанная в полученном ответе информация позволяет избирательной комиссии в соответствии с названными выше нормами закона определить обладает ли выдвинутый кандидат пассивным избирательным правом, имеются ли какие-либо ограничения для его участия в выборах в органы местного самоуправления.
Вместе с тем, помимо ограничений пассивного избирательного права граждан РФ, в законодательстве установлен еще ряд запретов на участие определенных лиц в соответствующих видах выборов.
Во-первых, при проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующем представительном органе муниципального образования не может быть выдвинуто кандидатом лицо, являющееся депутатом (членом) этого органа.
Во-вторых, новеллой избирательного законодательства 2015 года является введение для депутатов представительного органа муниципального образования запрета выдвигаться кандидатами при проведении досрочных выборов того же представительного органа муниципального образования в случае его роспуска на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть в связи с тем, что в течение трех месяцев подряд представительный орган, избранный в правомочном составе, не проводил правомочных заседаний, например, по причине неявки на сессии группы депутатов (в том числе по неуважительным причинам). Указанное изменение обусловлено тем, что на практике могут возникать ситуации, когда в результате «искусственных» договоренностей депутатов нормальная деятельность избранного представительного органа намеренно срывается.
В статье 32 Федерального закона и статье 157 Кодекса предусмотрены два способа непосредственного выдвижения кандидата на выборах депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам (то есть на выборах, проводимых полностью по мажоритарной избирательной системе):
1) самовыдвижение;
2) выдвижение избирательным объединением.
Применительно к указанным способам выдвижения кандидатов могут быть названы два субъекта права выдвижения кандидатов: сами кандидаты (в порядке самовыдвижения), а также избирательные объединения.
В соответствии с п. 25 ст. 2 Федерального закона и п. 17 ст. 2 Кодекса при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам избирательным объединением являются:

1) Политическая партия, имеющая в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с указанным федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
В частности, политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.
Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после представления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 36 Федерального закона «О политических партиях»).

2) Иное общественное объединение или его структурное подразделение, к которому предъявляется ряд требований.
Устав общественного объединения должен предусматривать участие в выборах. Оно должно быть создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования (п. 25 ст. 2 Федерального закона, п. 2 ст. 45 Кодекса).
Территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации составляет список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право принимать участие в соответствующих выборах, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, публикует указанный список не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов в государственных региональных или муниципальных периодических печатных изданиях, размещает его в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на своем официальном сайте и в тот же срок направляет указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы (п. 9 ст. 35 Федерального закона, п. 1 ст. 45 Кодекса).
В ст. 32 Федерального закона и ст. 157 Кодекса назван ряд общих условий непосредственного выдвижения кандидатов на выборах.
1. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на соответствующих выборах.
Однако поскольку выдвижение кандидата имеет уведомительный характер, то не исключены случаи выдвижения лиц, не имеющих права быть избранными. В подобном случае избирательная комиссия не вправе препятствовать совершению избирательных действий по выдвижению такого кандидата. Однако дальнейшие действия избирательной комиссии должны быть направлены на то, чтобы исключить возможность неправомерного участия такого кандидата в соответствующей избирательной кампании. Комиссия не вправе заверять список кандидатов, в котором содержатся данные такого лица. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей тот факт, что для участия в выборах было выдвинуто лицо, не имеющее права быть избранным. При представлении документов лица, не обладающего пассивным избирательным правом, на регистрацию в качестве кандидата избирательная комиссия в соответствии с пп. «а» п. 24 ст. 38 Федерального закона (основание – отсутствие у кандидата пассивного избирательного права) отказывает в регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному либо многомандатному избирательному округу.
В случае выявления после регистрации кандидата факта отсутствия у него пассивного избирательного права такая регистрация отменяется судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу на основании пп. «а» п. 7 ст. 76 Федерального закона.
Кроме того, регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае утраты им пассивного избирательного права (п. 3 ст. 76 Федерального закона).
2. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам.
3. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.
Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения. И наоборот, кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, не может быть выдвинут избирательным объединением. В случае нарушения данного требования действительным считается выдвижение, о котором избирательная комиссия была уведомлена раньше, если в течение суток после приема избирательной комиссией более позднего уведомления кандидат не подаст заявление об отзыве ранее представленного уведомления (п. 4 ст. 157 Кодекса). Кроме того, в соответствии с пп. «м» п. 24 ст. 38 Федерального закона избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидату, уже зарегистрированному в другом избирательном округе на данных выборах.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством установлен обширный комплекс общих условий выдвижения кандидатов на выборах, связанных как непосредственно с личностью кандидатов, претендующих на избрание в орган местного самоуправления, так и с процедурой его выдвижения различными субъектами. Избирательные комиссии контролируют соблюдение данных требований кандидатами и в случае их нарушения принимают меры для исключения таких лиц из участников избирательной кампании.

Список использованных источников и литературы:

  1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (ред. от 06 апреля 2015 года) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; 2015. № 14. Ст. 2015.
  2. Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве от 08 июля 2003 года № 35-ЗС (ред. от 04 марта 2015 года) // Алтайская правда. 2003. 14 июля. Официальный портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 2015. 11 марта.
  3. Сборник методических материалов по выдвижению и регистрации кандидатов, списков кандидатов, выдвигаемых избирательными объединениями на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления / под общ.ред. Л.Г.Ивлева. – Режим доступа: .
  4. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный) / под ред. А.А.Вешнякова, В.И.Лысенко. – М.: НОРМА, 2003.