Срок лишения специального права

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

2. Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 КоАП РФ, возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в главе 12 КоАП РФ, когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получало право управления транспортными средствами либо его утратило на основании статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (за исключением случаев лишения права управления в предусмотренном законом порядке), необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не может быть применена.

Определение Конституционного Суда РФ от 16.04.2009 N 420-О-О «По запросу Всеволожского городского суда Ленинградской области о проверке конституционности части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

2. Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (статья 3.1); лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части данного Кодекса (статья 3.8).

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2012 N 16-П «По делу о проверке конституционности положения части десятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобами граждан Г.В. Белокриницкого и В.Н. Тетерина»

Так, перечень административных наказаний, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, к числу наиболее существенных по своему правоограничительному эффекту относит лишение специального права, административный арест, дисквалификацию, административное приостановление деятельности, что предполагает их применение в случаях, когда другие виды наказаний не могут обеспечить цели административных наказаний (статьи 3.8, 3.9, 3.11 и 3.12). Данные виды административных наказаний назначаются судьей (исключение составляет административное приостановление деятельности, которое в отдельных случаях может назначаться иным должностным лицом) и носят срочный характер: срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток (за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции — до тридцати суток), дисквалификация — на срок от шести месяцев до трех лет, административное приостановление деятельности — на срок до девяноста суток, но исполнение данного наказания может быть прекращено досрочно, если будет установлено, что предусмотренные законом обстоятельства, послужившие основанием для его назначения, устранены.

Письмо МЧС России от 21.04.2005 «Методические рекомендации по организации производства по делам об административных правонарушениях в ГИМС МЧС России»

СТ 3.8 КоАП РФ

1. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за нарушение установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом. Лишение специального права назначается судьей.

2. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

3. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.8, частью 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.10, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьей 12.24, частью 1 статьи 12.26, частями 2 и 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса.

4. Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.2 статьи 8.37 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 3.8 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, может устанавливаться только КоАП РФ и назначаться:

— в качестве основного административного наказания, за исключением права управления транспортным средством;

— в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания в случае лишения права управления транспортным средством.

2. Административное наказание в виде лишения специального права заключается в запрете физическому лицу, совершившему административное правонарушение, пользоваться в течение определенного срока ранее предоставленным ему специальным правом.

Предоставление специального права осуществляется уполномоченным на то государственным органом в соответствии с установленными правилами.

3. В санкциях статей Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение специального права:

— осуществлять охоту (ч. 2 ст. 7.11, ч. ч. 1, 1.1 — 1.3 ст. 8.37);

— на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 4 ст. 20.8, ч. 3 ст. 20.12);

— управления транспортными средствами (тракторы, самоходные, дорожно-строительные и иные машины и оборудование) (ст. 9.3);

— управления воздушным судном (ч. ч. 1 — 3, 5, 7 ст. 11.5);

— управления судном (ч. ч. 1 и 3 ст. 11.7, ст. 11.9);

— управления маломерным судном (ч. 2 ст. 11.7).

4. Административное наказание в виде лишения специального права устанавливается за:

— однократное грубое либо за систематическое (два и более раз в течение года) нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ;

— уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

5. Положения ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ касаются только физических лиц и не распространяются на юридических лиц.

При этом специальное право должно быть у физического лица на момент совершения административного правонарушения. В случае когда специальное право лицу было предоставлено после совершения административного правонарушения, назначение административного наказания, предусмотренного ст. 3.8 КоАП РФ, за такое административное правонарушение неправомерно, поскольку лицо подлежит лишению ранее предоставленного специального права, т.е. предоставленного до момента совершения административного правонарушения.

6. По общему правилу, закрепленному в ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ, срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

При этом при назначении физическому лицу данного вида административного наказания размеры срока, на который оно устанавливается, не могут выходить за пределы его нижнего и верхнего размеров, установленных санкцией конкретной статьи. Например, срок лишения права осуществлять охоту в случае нарушения правил охоты, предусматривающих административную ответственность по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ, составляет от одного месяца до двух лет, по ч. 1.1 ст. 8.37 КоАП РФ — от одного года до трех лет, по ч. ч. 1.2 и 1.3 ст. 8.37 КоАП РФ — от одного года до двух лет.

7. Положения ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ применяются только в отношении лиц, пользующихся транспортом в связи с инвалидностью (независимо от ее группы), и содержат запрет на применение к таким лицам административного наказания в виде лишения специального права на управление транспортным средством.

Вместе с тем в данном правиле предусмотрено исключение, отменяющее запрет на применение к лицам, пользующимся транспортом в связи с инвалидностью, административного наказания в виде лишения специального права на управление транспортным средством в следующих случаях:

— управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ст. 12.8);

— повторного нарушения правил движения через железнодорожные пути, выразившегося в пересечении железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезде на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановке или стоянке на железнодорожном переезде (ч. 3 ст. 12.10);

— повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в выезде в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев такого выезда при объезде препятствия (ч. 5 ст. 12.15);

— повторного совершения административного правонарушения, выразившегося в движении во встречном направлении по дороге с односторонним движением (ч. 3.1 ст. 12.16);

— нарушения Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24);

— невыполнения водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26);

невыполнения обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием и выразившихся:

в оставлении водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27);

в невыполнении требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования (ч. 3 ст. 12.27).

8. Положения ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ содержат запрет на применение меры административного наказания в виде лишения специального права осуществлять охоту к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Вместе с тем данный запрет не применяется в случае осуществления такими лицами охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо в случае осуществления охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты (ч. 1.2 ст. 8.37 КоАП РФ).

9. Для усиления воздействия административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, применяемого в качестве основного наказания, может быть назначено дополнительное административное наказание. Так, одновременно с лишением права осуществлять охоту может быть назначено дополнительное наказание в виде конфискации орудий охоты (ст. 8.37 КоАП РФ).

10. Лишение специального права назначается только судьей.

ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКА ЛИШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА
Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.

В соответствии с ч.1 1 ст.32.7 КоАП РФ водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством , находящиеся у гражданина на руках на момент вступления постановления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишении права управления, в течении трех рабочих дней должны быть сданы им в подразделение Госавтоинспекции, а в случае утраты указанных документов – должно быть подано заявление об этом.
Если по истечении трех рабочих дней после вступления постановления в законную силу, указанные выше документы или заявление об их утрате не поступили в ГИБДД, исполняющее данное административное наказание, лицо, лишенное права управления транспортными средствами, считается уклоняющимся от сдачи водительского удостоверения. С этого момента срок лишения права управления транспортными средствами прерывается, и начинает исчисляться с момента сдачи либо изъятия указанных выше документов!
Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее, т.е. после исполнения первого постановления, а не со дня вступления постановления в законную силу. Сроки лишения не суммируются, а исполняются каждый отдельно.

Глава 6. Административное взыскание и меры административно-правового воздействия

1. Лишение специального права, предоставленного конкретному лицу, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом.

2. Лишение специального права применяется судьей.

3. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет, за исключением права управления транспортными средствами.

3-1. Срок лишения права управления транспортными средствами может быть от шести месяцев до двух лет.

3-2. Срок лишения права за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения может быть от двух до десяти лет.

4. Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанными лицами, в нарушение установленных правил, места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являлись.

5. Лишение права охоты, рыболовства, хранения и ношения охотничьего оружия, боевых припасов к нему и рыболовных снастей не может применяться к лицам, для которых охота (рыболовство) является основным законным источником существования, за исключением систематического нарушения порядка пользования этим правом.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Бакаева, Ольга Юрьевна, 1996 год

1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ H ИНЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием. 12 декабря 1993 г. -М., 1993.

3. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР. От 20 июня 1984 г. -М., 1995.

4. Таможенный кодекс Российской Федерации. Принят Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1993г. -М., 1993.

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации 5 апреля 1995 г.//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 19. Ст. 1709.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой Российской Федерации 24 мая 1996 года. // Рос. Газета. 1996. 19 июня.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. От 30 ноября 1994 г. //Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст.3301

8. Декрет ВЦИК от 19 февраля 1918 года «О социализации земли». //СУ РСФСР. 1918. №25. Ст. 346.

9. СУ РСФСР 1930. №30. Ст.397.

10. СУ РСФСР. 1919. №21. Ст. 256

11. СУ РСФСР. 1920. № 66. Ст.297.11.СП РСФСР. 1973 №9. Ст. 34

12. Систематизированное собрание действующего законодательства РСФСР. Т.7. М. 1979.

13. СНА по охране природы. М. 1978.

14. Закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» от 21.03.1991 г. //Ведомости съезда народных депутатов и Верховного совета РСФСР 1992. № 15. Ст.492

15. Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2.12 1990 г. //Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР 1992. № 27.

16. Закон РСФСР «Об административной ответственности предприятий, учреждений, объединений и организаций за нарушения в области строительст-ва»//Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР 1993. №2. Ст.58

17. Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР». //Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960 №40. Ст. 586

18. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» // Ведомости Верховного Совета РСФСР 1992 № 10. Ст. 457.

19. Закон Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации». // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. №31. Ст. 2990.

20. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» //Рос. газета 1995 .29 ноября.

21. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» //Экономика и жизнь 1992 .№ 33.

22. Постановление Госстандарта Российской Федерации от 26 мая 1994 г. № 12 «Об утверждении «Правил выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия» //Рос. вести 1994 .1 июня.

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. № 1073 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов»//Рос. газета 1995 .15 ноября.

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изм. и доп. от 5 мая, 3 июня, 7 августа, 12 октября 1995 г. //Рос. Газета. 1995. 6 января.

25. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. № 967 «Об утверждении Положения о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства»// Собрание законодательства Российской Федерации 1995. № 40 Ст.3820

26. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 г. № 965 «Об утверждении Положения о лицензировании в энергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации 1995 № 40 Ст.3819

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. № 642 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 1994 .№ 7. Ст. 772

28. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. № 566 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по проведению авиалесоохранных работ» // Собрание законодательства Российской Федерации 1995 .№ 24. Ст.2290

29. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. № 984 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности ломбардов» // Собрание законодательства Российской Федерации 1995. № 42. Ст.3985

30. Постановление СМ РСФСР от 8 ноября 1991 г. № 593 «О введении государственного лицензирования строительной деятельности на территории РСФСР» //Собрание постановлений Совмина РСФСР от 1992 . №3. Ст. 18

31. Постановление Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 960 «О регулировании полиграфической деятельности в Российской Федерации» //Экономика и жизнь. 1993 .№ 43.

32. Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 30 августа 1995 г. № 7 «О порядке лицензирования деятельности по оценке недвижимого имущества паевых инвестиционных фондов» //Экономика и жизнь. 1995 .№ 41.

33. Постановление Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 30 августа 1995 г. № 6 О Временном порядке лицензирования деятельности по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг //Экономика и жизнь 1995 .№ 40.

34. Положение о порядке получения разрешения (лицензии) на деятельность по созданию и реализации производителями медицинских изделий (кроме лекарственных средств) (утв. Минздравмедпромом Российской Федерации 3 июня 1994 г.) //Рос. вести 1994 г.6 июля.

35. Положение о порядке получения разрешения (лицензии) на промышленное производство и реализацию производителями лекарственных средств (утв. Минздравом Российской Федерации от 3 марта 1994 г.) //Рос. вести 1994 .29 марта.

36. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР //Собрание постановлений РСФСР. 1960 . №34 Ст. 164

37. Правила дорожного движения Российской Федерации. Утверждены постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. № 1090.

38. Правила охоты на территории Саратовской области. Утверждены постановлением администрации области № 262 от 15 июня 1994г.

39. Инструкция о порядке лицензирования фармацевтической деятельности аптечных учреждений и предприятий в Российской Федерации. Утверждена Минздравом Российской Федерации 14 декабря 1992 года. //Бюллетень нормативных актов Российской Федерации. 1993. №1.

40. Инструкция о порядке лицензирования фармацевтической деятельности аптечных учреждений и аптечных предприятий в Российской Федерации (утв. Минздравом Российской Федерации 14 декабря 1992 г.) //Бюллетень нормативных актов 1993 .№ 1.

41. Приказ Минздравмедпрома Российской Федерации от 14 июня 1994 г. № 117 «О порядке получения лицензии на реализацию лекарственных средств в Российской Федерации» //Рос. вести .1994 .5 августа.

42. Приказ Минобразования Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. № 442 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования образовательных учреждений» //Экономика и жизнь. 1994 .№51.

43. Приказ Минтранса Российской Федерации от 21 февраля 1994 г. № 9 «О порядке выдачи лицензий на международные перевозки и связанные с ними транспортно-экспедиционные услуги»//Рос. вести . 1994 .16 марта.

44. Приказ Минтранспорта Российской Федерации от 10 мая 1994 г. № 26 «О лицензировании образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств»//Рос. Вести 1994 .25 мая.

45. Приказ Роскомнедр от 18 мая 1995 г. № 65 Об утверждении Инструкции о порядке переоформления лицензий на пользование недрами //Рос. газета 1995 .7 июня.

46. Письмо Геолкома Российской Федерации от 10 сентября 1992 г. № ВО-61/2296 «О Положении о порядке лицензирования пользования недрами» //Рос. вести 1993 .№ 43.

47. Письмо Минфина Российской Федерации и Госналогслужбы Российской Федерации от 1 ноября 1993 г. №№ 119, НП-4-04/172н «О лицензировании отдельных видов деятельности» //Финансовая газета 1993 .№ 46-47.

48. МОНОГРАФИИ, СТАТЬИ, ДИССЕРТАЦИИ.

49. Агеенкова Г.Т., Меры административного пресечения. Автореф. дис. канд. юр. наук. -М., 1982.

50. Административная ответственность в СССР. /Под ред. Манохина В. М., Адушкина Ю.С. Саратов. 1988.

51. Адушкин Ю.С. Дисциплинарное производство в СССР. Саратов. 1986.

52. Алехин А. И. Административная ответственность за правонарушения на транспорте. -М., 1967.

53. Аргументы и факты 1996.№11

54. Аргументы и факты. 1995. № 48.

55. Аргументы и факты. 1995. №38.

56. Аргументы и факты. 1996. № 9

57. Ардашкин В.Д. Меры защиты (пресечения) в советском административном праве. Автореф. дис. . канд. юр. наук.Томск.1968.

58. Балыбердин А.В. От лицензирования предприятий к лицензированию специалистов. //Хозяйство и право. 1994. №7

59. Бахрах Д. Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск. 1989.

60. Бахрах Д.Н. Административное право. Учебник,- М., 1993

61. Бахрах Д.Н. Меры административного и общественного воздействия на правонарушителей. -М., 1971.

62. Бахрах Д.Н. О совершенствовании законодательства административной ответственности. // Проблемы административной ответственности на современном этапе. Материалы теоретического семинара. -М., 1989.

63. Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. Екатеринбург: 1995.

64. Веремеенко И.И. Административно правовые санкции. Автореф. дис.канд. юр. наук. -М., 1970

65. Веремеенко И.И. Административно правовые санкции. -М., 1975.

67. Галаган И.А. Административная ответственность в СССР. Воронеж. 1976.

68. Горшенев В. М. Шахов И. Б. Контроль, как правовая форма деятельности. -М» 1987.

69. Клюшниченко А.П. Меры административного принуждения, применяемые милицией. Киев. 1979.

70. Козлов Ю.М. Предмет советского административного права. -М.,1967.

71. Конституция. Закон. Подзаконный акт. М., 1994.

72. Лазарев Б.М. Административная ответственность.-М.,1976.

73. Максимов И.В. Административный штраф Автореф. дис. . канд. юр. наук. Саратов. 1995.

74. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов, 1994.

75. Манохин В.М. Правовое государство и проблема управления по усмотрению // Советское государство и право. 1990. №1.

76. Манохин В.М. Советская государственная служба. -М., 1966

77. Масленников М.Я. Административно юрисдикционный процесс. -Воронеж. 1990.

78. Масленников М.Я. Применение административных взысканий. Учебное пособие. Калинин. 1986.

80. Юб.Махоткин В. П. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид наказания по советскому уголовному праву. Автореф. дис. . канд. юр. наук. -М.,1971.

81. Мещеряков А.Г. Административные правонарушения в области охраны животного мира. Автореф. дис. . канд. юр. наук. -М., 1986.

82. Ю8.Мухопад В.И. Международная торговля лицензиями. Учебное пособие. -М., 1994.С.30 31.

83. Ю9.Никеров Г.И. Административное право США. -М., 1977.

84. Ю.Новоселов В.И. Гражданин и аппарат управления. -М., 1982.Т.1.

85. Ш.Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов. 1976.

87. П.Новоселов В.И. Элементы культуры управления. -М., 1971.

88. Побежимова Н.И. Совершенствование института обжалования постановлений о наложении административных взысканий. // проблемы административной ответственности на современном этапе. Материалы теоретического семинара. М., 1989.

89. Попов Л.Л. Проблемы эффективности административно-правовых санкций. Автореф. дис. . докт. юр. наук. -М.,1977.

90. Правотворчество как форма реализации полномочий субъектов Российской Федерации // Рос. юридический журнал. 1993. № 1.

91. Предпринимательское право. Курс лекций. /Под ред. Клейн Н.И. М., 1993.

92. Радионов С.А. Административно-правовые основы организации дорожного движения. Автореф. дис. канд. юр. наук. -М., 1995

93. Романов В.И. Учись применять закон. М., 1989.

94. Салшцева Н.Г. Административный процесс в СССР. -М., 1964. С. 16.

95. Самощенко И.С. Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству.-М., 1971.

96. Сапогин А Н. Административно правовое регулирование охоты в СССР. Автореф. дис. . канд. юр. наук. -М.,1972.123.Саратов. 1996. №21.

97. Сергун ПЛ. Вопросы охраны прав и свобод личности в законодательстве об административной ответственности // Проблемы административной ответственности на современном этапе. Материалы теоретического семинара.-М.,1989.

99. Симухин В.Д. Административная ответственность в области охраны природы. Автореф. дис. . канд. юр. наук. Саратов 1988.

100. Сорокин В.Д. Административно процессуальное право. -М., 1972.

101. Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса. -М., 1968.

102. Студеникина М.С. Что такое административная ответственность? -М., 1990.

104. Тютюгин В.И. Назначение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

105. Улиско А.Н. Дорожное движение : дисциплина и ответственность. Саратов. 1987.

106. Улиско А.Н., Бакаева О.Ю. Лишение права на управление автомототранс-портными средствами.// Вестник СГАП. 1995. №1.

107. Ученые записки. Проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности. Выпуск 5.М., 1965.

108. Ушацкая А.А. Административные правонарушения и ответственность за их совершение .Рига. 1988.

109. Шергин А.П. Административная юрисдикция.,-М. 1979.С.20.

110. Шергин А.П. Актуальные проблемы административной ответственности // Проблемы административной ответственности на современном этапе. Материалы теоретического семинара.-М.,1989.

111. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. -М. Черкесск, 1992.

112. Эффективность правовых норм. -М., 1980.

113. Экономика и жизнь. 1995. № 35.141 .Экономика и жизнь. 1996.№ 7.

114. Экономика и жизнь. 1995.№ 41.

115. Экономика и жизнь. 1996. № 5.

116. Якимов А.Ю. Тенденции развития системы субъектов административной юрисдикции.//Проблемы административной ответственности на современном этапе. Материалы теоретического семинара.М.1989.

117. Якуба О.М. Административная ответственность. -М.,1972.

118. В диссертации использованы фактические данные, предоставленные автору соответствующими федеральными органами.