Статья 19 КРФ

Конституционная норма, которая стала часто упоминаемой и, можно сказать, крылатой фразой современности. Ведь в соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

А все ли граждане равны перед законом?

В настоящее время мы все чаще задумываемся о том, какие права и свободы гарантированы человеку и гражданину. Но забываем о том, что многие люди из тех, кто нас окружает, кто является гражданами нашей страны, но волею судьбы лишены элементарных вещей, например, не имеют регистрации по месту жительства или месту пребывания, не могут реализовать эти права и свободы.

И на минутку представьте, что у этого человека ещё и нет документов (потерял, украли, вовремя не получил, да мало ли случаев бывает в жизни). Все! Это человек выпал из жизни, он отсутствует в правовом поле, он ущемлён в правах: где-то открыто, где-то завуалированно, где-то в силу сложившихся обстоятельств, но факт остается фактом – он «на дне». Только из-за одного социального статуса человека — «бездомный – лицо без определённого места жительства» – уже нарушается конституционное право, закреплённое в ч.1 ст.21 Конституции РФ: Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Вспомните, как называют у нас бездомного человека? В основном, пренебрежительно брезгливо – БОМЖ. Это как клеймо, как ограничитель: ты – не такой как мы.

Но ведь, несмотря ни на что, бездомный остаётся человеком со своими мыслями, мечтами, возможностями, характером.

К сожалению, для государственной машины с выстроенной бюрократической системой и различными бюджетными процессами на первом месте стоит не человек, а его документы. По сути, бумага.

Давайте рассмотрим возможность реализации бездомным или лицом, не имеющим документа, удостоверяющего личность, некоторых конституционно закреплённых прав.

Например, закреплено в статье 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Это право ограничено статьей 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: «При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность».

Возникает сложность для бездомного: отсутствие паспорта препятствует подаче заявлений о восстановлении тех или иных документов (например, свидетельства о рождении, документов об образовании). Невозможно подать заявление в суд, так как специалист суда, в первую очередь, будет проверять наличие паспорта; не примут заявление и о признании нуждающимся в жилье и предоставлении жилья и проч.

Или еще, закреплено в статье 37 Конституции РФ: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Ограничения в статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации: «…при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, кроме прочего, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность…».

Сложность для бездомного: отсутствие паспорта делает невозможным заключение трудового договора. На практике, отсутствие регистрации по месту жительства и/или месту пребывания также становится причиной отказа в приеме на работу. Ситуация еще более отягчается наличием у потенциального работника судимости (пусть даже и погашенной).

Следующее неотъемлемое право закреплено в части 1 статье 41 Конституции РФ: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».

Конкретизировано в статье 94 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «в системе персонифицированного учета осуществляется обработка следующих персональных данных о лицах, которым оказываются медицинские услуги:

1) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии);

2) пол;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) гражданство;

6) данные документа, удостоверяющего личность;

7) место жительства;

8) место регистрации;

9) дата регистрации;

10) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица (при наличии);…

Сложность для бездомного: при возникновении необходимости в получении медицинской помощи трудность заключается в том, что медицинский работник требует предоставления полиса обязательного медицинского страхования и паспорт. Без предоставления этих документов оказывается только лишь скорая медицинская помощь. Иные виды медицинской помощи становятся недоступными.

Таким образом, особенность реализации прав состоит в том, что Конституция РФ закрепляет это право, а подзаконные акты, пусть и ненавязчиво, но ограничивают, дискриминируют бездомного.

Более того, при реализации законодательных норм лицо без определённого места жительства часто сталкивается с, так называемым, «человеческим фактором». То есть подвергается дискриминации со стороны правоприменителя.

Что бы мы ни говорили, о чем бы мы не спорили, но мы обязаны помочь человеку, который попал в беду.

Статья 19. Образование инвалидов

Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

3) интеграцию в общество.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов.

Органы государственной власти и организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают психолого-педагогическую поддержку при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования.

Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей) и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.