Увольнение виза руководителя

Какую визу ставит директор на заявлении и правомочен ли он самостоятельно определить дату и условия увольнения сотрудника? Об это подробнее в материале ниже.

Консультант Плюс

Попробуйте бесплатно

Если руководителю на стол поступило заявление на увольнение сотрудника у него есть несколько вариантов действий:

  • Одобрить по всем пунктам заявления
  • Одобрить по сути, внести корректировки по порядку увольнения
  • Отказать с указанием основания решения
  • Отказать без объяснений

ВАЖНО: отказ без объяснений возможен только если сотрудник составил документ не по регламенту, допустил ошибки в датах и ФИО.

Если заявление составлено по регламенту и сотрудник хочет уволиться по собственному желанию, отказать без объяснения причин руководитель не может. Более того, отказ его уволить работника может быть обжалован в инспекции по труду или даже в суде. При этом не важно, как именно составлено заявление на увольнение от руки или печатать.

Увольнение по собственному желанию

Какие условия увольнения могут быть откорректированы руководителем

Регламент оформления процедуры увольнения предполагает не только подачу заявления от увольняющегося, но и определение срока отработки, правил сдачи дел и наличия допкомпенсации увольняющемуся.

К примеру, если сотрудник напишет: Прошу уволить без отработки и выплатить компенсацию в размере 2-х окладов, руководитель, с которым предварительно не были достигнуты договоренности по этим пунктам, может отказать в частности:

  • Выплатить не утвержденную приказом и/или трудовым договором компенсацию
  • Отказать в сокращении срока отработки, так как по ТК РФ она должна быть не менее 14 дней лишь за рядом исключений

Получается, что если сотрудник сумел заранее обсудить все с руководителем и добиться преференции при увольнении, ему нужно знать, не как завизировать заявление об увольнении, а когда и кто подготовит соглашение о расторжении трудового договора на заранее согласованных условиях. Это уже будет не увольнение по собственному желанию, а расторжение трудовых отношений по соглашению сторон. Если же вы увольняетесь на стандартных условиях, то речи не может быть о сокращенной процедуре отработки и дополнительных выплатах.

При увольнении вам выдадут:

  • Зарплата за отработанные дни месяца
  • Компенсация за неиспользованный отпуск
  • Надбавки, если вам они раньше выдавались
  • Премии и бонусы по результатам работы
  • Справку о доходах и среднем заработке
  • Трудовую книжку с записью

При этом совершено понятно, кто должен подписать заявление об увольнении. Это сделает ваш руководитель. Если вы работаете в отдельном подразделении, то сначала понадобиться получить подпись своего непосредственного начальника. В любом случае, вас должны уволить в течение 14 дней после подачи заявления. Если же вы на испытательном сроке, то вы можете позволить себе краткую отработку сроком лишь 3 дня.

Когда виза руководителя на заявлении об увольнении?

На практике бывают случаи, когда никакая виза не понадобиться. Это связано с увольнением задним числом или расторжением договоров без заявлений. В этом случае заявления, на которое обычно ставят визу, просто нет. Основанием для увольнения является либо соглашение сторон, либо рапорт о правонарушении и другие аналогичные бумаги. Когда они попадут в отдел кадров, будет составлен приказ. На основании приказа будет произведена запись в трудовой книжке.

Порядок визирования заявления

При получении заявления об уходе сотрудника руководитель предприятия должен завизировать его. Без этого этапа заявительная форма не может быть основанием для издания приказа. Накладываемая директором резолюция может быть двух типов:

  • согласительная;
  • ознакомительная.

В последнем случае директор подтверждает факт ознакомления с сутью ходатайства сотрудника, но просьба удовлетворяется с условием двухнедельной отработки. Законодательных требований по текстовому наполнению ознакомительной надписи нет. Работодатель может ограничиться одним словом – «ознакомлен», или вписать дополнительные условия прекращения сотрудничества.

Согласительная надпись позволяет расторгнуть договор без обязательной отработки. В этом случае резолюция руководителя на заявлении об увольнении должна быть оформлена в соответствии с нормами ГОСТа от 03.03.2003 № 65-ст (далее – ГОСТ). Такая виза служит прямым указанием кадровым специалистам подготовить документацию для увольнения должностного лица в обозначенный в заявительном бланке день.

Директор должен визировать все поступающие ему заявления (п. 3.17 ГОСТ). Своей надписью он может отказать в удовлетворении просьбы или удовлетворить ходатайство (в полном объеме или с оговорками). В тексте резолюции должны присутствовать следующие элементы:

  • Ф.И.О. назначенного руководителем исполнителя отраженной в заявлении просьбы;
  • суть поручаемого задания (если оно имеется);
  • временные рамки, которые выделены директором для реализации озвученной им задачи;
  • подпись лица, проставившего резолюцию (руководитель компании или его заместитель, если в роли работодателя выступает ИП, то подпись ставится предпринимателем);
  • дата визирования.

Поручение исполнителю

В случае с наложением резолюции на заявлении об уходе с должности в роли исполнителя будет работник кадровой службы. Суть поручения будет заключаться в документальном оформлении процедуры расторжения трудового контракта. При указании сроков реализации задачи директор вписывает дату, на которую назначено увольнение (последний рабочий день заявителя).

При необходимости резолюция может быть оформлена на отдельном листе – это может понадобиться, если:

  • в заявительной форме недостаточно свободного места;
  • руководитель принимает желание работника уволиться, но не согласен с указанными в ходатайстве датами или условиями прекращения сотрудничества;
  • в качестве причины расторжения контракта указано «соглашение сторон», это подразумевает разработку обособленного согласительного документа.

На основании завизированного директором заявления может быть запущен механизм увольнения. На следующих этапах проводится приемка-передача дел, подсчет неиспользованных отпусков, составление приказа, ознакомление с его содержанием увольняемого работника, передача сведений о предстоящем высвобождении должности в бухгалтерию. На завершающей стадии выдается расчет по заработной плате и заполненный оригинал трудовой книжки со справками о заработной плате.

Уведомление

Другим распространенным в практике работы кадровых служб видом документов-оснований к приказам по личному составу является уведомление. Это документ, которым работодатель сообщает работнику официальную информацию о каких-либо изменениях в трудовых отношениях.

Уведомление относится к документам, которые не имеют официального статуса — этот документ не включен в Общероссийский классификатор управленческой документации, ни один нормативный документ межотраслевого действия не содержат правил составления и оформления уведомления. В то же время Трудовой кодекс предусматривает обязательное направление работнику письменного уведомления работодателя в целом ряде случаев, например при:

  • расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 81, ст. 180);
  • изменении условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74);
  • получении трудовой книжки (ст. 62, ст. 84.1).

С введением изменений к Трудовому кодексу к этому перечню добавлены обязательные уведомления о:

  • времени начала ежегодного оплачиваемого отпуска под роспись (ст. 123);
  • расторжении срочного трудового договора (ст. 79);
  • неудовлетворительном результате испытания (ст. 71);
  • предоставлении другой работы (если работник не согласен на изменение трудового договора) (ст. 74).

Наиболее существенная проблема в оформлении уведомлений состоит в том, что этот документ часто связан с прекращением трудового договора или с серьезными для работника изменениями в его трудовой деятельности. При этом возможны обиды, обращения в Гострудинспекцию, в суд. Наша задача состоит в том, чтобы подготовить документ, безупречный с точки зрения его официальности и соблюдения требований трудового законодательства.

Для того, чтобы уведомление обладало юридической силой, необходимо соблюдать следующие требования:

  • документ должен содержать наименование организации (предприятия) и необходимые данные, позволяющие ее идентифицировать;
  • документ должен быть адресован работнику с указанием его должности, инициалов, фамилии и адреса проживания (в случаях, когда документ направляется по почте);
  • документ должен быть зарегистрирован, и его дата должна соответст­вовать требованиям законодательства (например, при увольнении по причине неудовлетворительного результата испытания ­уведомление должно быть получено не позднее чем за 3 дня до увольнения);
  • текст уведомления должен содержать сообщение о предстоящих дейст­виях работодателя со ссылкой на документы, статьи законодательства и др., а также последствия этих действий для работника. Например, при увольнении по причине неудовлетворительного результата испытания уведомление о расторжении договора должно содержать причины, по которым работодатель пришел к такому решению;
  • документ должен быть подписан работодателем (руководителем организации) с указанием его должности, инициалов и фамилии.

При несоблюдении этих рекомендаций уведомление может оказаться лишенным юридической силы и уже не сможет быть доказательством ­предупреждения работника о предстоящих действиях работодателя.

На многих предприятиях уведомления оформляют внутренним документом, который содержит указание должности, фамилии, имени, отчест­ва работника, текст с информацией о предстоящих изменениях, но не проходит регистрацию и не имеет номера. Нередко встречаются случаи, когда подписывают уведомления должностные лица, которые не являются уполномоченными представителями работодателя. Оформленные таким образом уведомления могут вызвать замечания проверяющих, например, Гострудинспекции. Однако самым серьезным аргументом следует считать то обстоятельство, что при возникновении трудового спора и судебных разбирательствах такие документы не выполнят роль доказательства.

Для оформления уведомлений представляется наиболее рациональным использовать бланк письма организации, т.к. он предусматривает все необходимые реквизиты, придает уведомлению официальный характер. Текст уведомлений также целесообразно составлять в соответствии с рекомендациями по составлению информационных писем: в первой части изложить условия или причины, а во второй — предложения или решения. Образец оформления уведомления о предстоящем сокращении штата в виде письма см. в Примере 4.

Существенно важно адресавание документа.

Уведомление может быть направлено по почте на тот адрес, который работник сообщил работодателю (образец оформления адреса в таком уведомлении см. в Примере 3). В этом случае документ отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении. Копию письма и почтовую квитанцию следует сохранять.

Уведомление может быть вручено работнику лично. В этом случае документ адресуется должностному лицу (как это показано в Примере 4). При таком способе ознакомления работника с уведомлением на нем должна быть оформлена виза ознакомления и согласия (или несогласия) работника с содержанием документа. Наличие подписи работника и его ответа на уведомлении делает этот вариант оформления более ­предпочтительным, чем отправка документа по почте.


1 Последний раз поправки в Трудовой кодекс РФ вносились Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ, который вступил в силу 06.10.2006 г. Подробно об этом мы рассказывали в № 12` 2006 в статье Е.А. Устьянцева «Изменения Трудового кодекса: что нового они привнесли в нашу работу?»

2 Унифицированная система организационно-распорядительной докумен­тации. Унифицированные формы, инструкции и методические материалы по их применению. — М., 1982. — 150 с.

3 Статьи 337 и 343 по Перечню типовых документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, 2000.