173 ст трудового кодекса

Статья 173. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, и работникам, поступающим на обучение по указанным образовательным программам
Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:
прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно — по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно — по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);
прохождения государственной итоговой аттестации — до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования;
абзац утратил силу с 1 сентября 2013 года — Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.
Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:
работникам, допущенным к вступительным испытаниям, — 15 календарных дней;
работникам — слушателям подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования для прохождения итоговой аттестации — 15 календарных дней;
работникам, обучающимся по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очной форме обучения, совмещающим получение образования с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.

Работникам, успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной форме обучения, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующей организации, осуществляющей образовательную деятельность, и обратно.

Работникам, осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Какие еще существуют меры поддержки учащихся по ст. 173 ТК РФ?

Обучающимся заочно работодатель 1 раз в год должен оплатить проезд к месту учебы и обратно. Но в ст. 173 есть условие: для успешно проходящих программу. Как определить успешность, при этом не конкретизировано. По сложившейся практике, если работник прошел предыдущие аттестационные испытания, продолжает обучение и предъявляет справку из вуза об очередной сессии, учебу можно считать успешной.

Заочникам и очно-заочникам в последние 10 месяцев учебы (до итоговой аттестации) работодатель может предоставить сокращенную рабочую неделю. Для этого обучающемуся достаточно изъявить такое желание (письменно). Рабочая неделя может быть сокращена максимум на 7 часов с оплатой за эти часы в размере 50% заработка. При этом учитываемый размер заработка не должен быть ниже установленного МРОТ.

Сокращение может выражаться:

  • в предоставлении свободного дня в неделю;
  • сокращении рабочих часов в течение недели.

Обязан ли работодатель оплачивать расходы, связанные с учебой

Помимо временных затрат на процесс учебы работник несет и другие расходы:

  • на учебные материалы и пособия;
  • на проезд к месту обучения и обратно;
  • на аренду жилья на период сессии (защиты), если место обучения находится в другом городе и т. п.

По нормативам ТК РФ работодатель обязуется оплатить только расходы на проезд до вуза и обратно:

  • 1 раз в год;
  • для заочников;
  • при условии успешной учебы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Что понимать под «успешной учебой», специально не разъясняется. Поэтому, если обучающийся результативно сдает промежуточные экзамены (аттестации) и продолжает обучение, учебу можно считать успешной.

Оплата работодателем иных расходов не является обязательной. Дополнительные компенсации могут предусматриваться договорами с работниками.

Предоставлять и оплачивать ли учебный отпуск, если работник получает второе высшее образование? Ответ на вопрос узнайте в КонсультантПлюс, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Комментарий к статье 173 ТК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры. Кроме того, определенный комплекс гарантий и компенсаций предусмотрен для лиц, поступающих на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры.

2. Гарантии и компенсации, предусмотренные комментируемой статьей, предоставляются как работникам, направленным на обучение работодателем, так и работникам, поступившим (поступающим) самостоятельно на обучение по указанным программам. Условиями предоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных комментируемой статьей, являются:

1) наличие государственной аккредитации программ бакалавриата, программ специалитета или программ магистратуры;

2) успешность освоения указанных программ, что означает выполнение учебного плана в полном объеме и отсутствие задолженностей за предыдущий курс (семестр), сдачу зачетов по всем дисциплинам, предусмотренным учебным планом, к началу лабораторно-экзаменационной сессии, выполнение всех видов работ (контрольные и лабораторные работы, курсовые проекты и т.д.) по предметам, вынесенным на сессию;

3) получение работником образования соответствующего уровня впервые. Работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня, также могут предоставляться указанные гарантии и компенсации, если они направлены для получения образования работодателем в соответствии с трудовым договором или ученическим договором, заключенным в письменной форме (см. коммент. к ст. 177 ТК).

3. Согласно ч. 3 ст. 12 Закона об образовании программы бакалавриата, программы специалитета и программы магистратуры относятся к основным образовательным программам высшего образования.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности регламентирована в ст. 92 Закона об образовании и проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом — Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, действующей на основании Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 594.

Также государственная аккредитация образовательной деятельности может проводиться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными ст. ст. 6 и 7 Закона об образовании, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Для работников, совмещающих работу с получением высшего образования по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, предусмотрены следующие гарантии и компенсации: дополнительные отпуска, сокращенная продолжительность рабочего времени, оплата проезда к месту учебы и обратно.

6. Дополнительные отпуска имеют целевой характер и предоставляются для сдачи вступительных экзаменов в образовательные организации высшего образования, для сдачи выпускных экзаменов слушателями подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования, для прохождения во время обучения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и прохождения государственной итоговой аттестации в указанных образовательных организациях. В юридической литературе дополнительные отпуска такого характера нередко называют учебными отпусками.

7. Работникам, допущенным к вступительным испытаниям, работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 15 календарных дней. Такой отпуск предоставляется работнику один раз в течение года. Однако в том случае, если работник не поступил в образовательную организацию высшего образования, он может повторить попытку в последующие годы, воспользовавшись своим правом на указанный вид отпуска. Основанием для предоставления такого отпуска является справка-вызов образовательного учреждения (см. п. 10 коммент. к данной статье) и соответствующее заявление работника.

Отпуск без сохранения заработной платы аналогичной продолжительностью предоставляется также работникам — слушателям подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования для прохождения итоговой аттестации.

8. Работники, совмещающие работу с обучением по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, имеют право на дополнительные отпуска двух видов:

1) с сохранением среднего заработка;

2) без сохранения заработной платы.

Отпуска с сохранением среднего заработка предоставляются работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения. К таким отпускам относятся:

а) отпуска для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах, продолжительность каждого из которых составляет 40 календарных дней, а при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней;

б) отпуска для прохождения промежуточной аттестации на последующих курсах, продолжительность каждого из которых составляет 50 календарных дней;

в) отпуска для прохождения государственной итоговой аттестации — до четырех месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой работником образовательной программы высшего образования.

9. Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы работникам, обучающимся по указанным в комментируемой статье программам по очной форме обучения, совмещающим получение образования с работой. Продолжительность дополнительного отпуска для прохождения промежуточной аттестации составляет 15 календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца; для сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.

10. Основанием для предоставления учебного отпуска является справка-вызов, выдаваемая соответствующей образовательной организацией. Формы справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением высшего образования, утверждены Приказом Минобразования России от 13.05.2003 N 2057. Одна из форм предназначена для оформления справок, на основании которых работнику, успешно обучающемуся по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, предоставляется дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации, а также для прохождения итоговой аттестации. Данная форма справки-вызова может использоваться для студентов, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очно-заочной (вечерней), заочной форме обучения, совмещающих учебу с работой и получающих образование соответствующего уровня не впервые на условиях, определяемых коллективным или трудовым договором.

Другая форма справки-вызова используется для оформления работнику, допущенному к вступительным испытаниям, работнику — слушателю подготовительного отделения, а также работнику, обучающемуся на соответствующем курсе очной формы обучения, отпуска без сохранения заработной платы для прохождения вступительных испытаний, сдачи выпускных экзаменов, прохождения промежуточной аттестации, прохождения итоговой аттестации. Данная форма справки-вызова может использоваться для студентов, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по очной форме обучения, совмещающих учебу с работой и получающих образование соответствующего уровня не впервые на условиях, определяемых коллективным или трудовым договором.

11. Дополнительные отпуска, предусмотренные комментируемой статьей, должны использоваться в строго установленные сроки, поэтому их суммирование с аналогичным дополнительным отпуском, полагающимся работнику в следующем году, не допускается.

12. Запрещается по общему правилу перенос дополнительного отпуска, предусмотренного комментируемой статьей, на другой срок. Только в исключительных случаях, при наличии уважительных причин (например, болезнь работника), такой отпуск может быть использован в другое время.

13. Статья 177 ТК устанавливает, что по соглашению между работником и работодателем к дополнительным отпускам, предусмотренным комментируемой статьей, могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.

14. В письме Минздравсоцразвития России от 20.04.2010 N 939-19 разъясняется, что суммы производимой оплаты работодателем один раз в учебном году проезда работников, которые успешно осваивают имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной форме обучения, к месту учебы и обратно не подлежат обложению страховыми взносами на основании подп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», согласно которому не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.

15. Для работников, осваивающих имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения, в комментируемой статье предусмотрена возможность установления — по желанию работника — сокращенной продолжительности рабочего времени на период до 10 учебных месяцев перед началом прохождения государственной итоговой аттестации. При этом рабочая неделя сокращается на семь часов путем предоставления одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня (смены) в неделю, что решается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме. При выборе способа сокращения рабочего времени и при определении конкретного свободного от работы дня должны учитываться как интересы производства, так и особенности расписания занятий в соответствующих образовательных организациях.

16. Совмещение работы с обучением является самостоятельным основанием для сокращения рабочего времени, поэтому указанная гарантия распространяется и на работников, для которых в законодательстве уже предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени (лица моложе 18 лет; работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; инвалиды I или II группы и др.).

17. В коллективных договорах, соглашениях либо в трудовых договорах может быть повышен уровень гарантий и компенсаций, предусмотренных для лиц, совмещающих работу с получением образования, а также могут предусматриваться дополнительные гарантии. Например, в Отраслевом соглашении по учреждениям Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2012 — 2014 годы предусмотрено, что работники, совмещающие работу с учебой, могут привлекаться к сверхурочным работам только с их согласия.

Комментарий к Ст. 173 ТК РФ

1. Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются двум категориям работников: а) совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения; б) поступающим в указанные образовательные учреждения.

2. Указанные в данной статье гарантии и компенсации предоставляются работникам в соответствии со ст. 50 Закона РФ «Об образовании», а также ст. ст. 17 и 19 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Как оформляются отпуска по статье 173 Трудового кодекса РФ?

Отпуск оформляется на основании письменного обращения работника, дополненного справкой-вызовом из вуза, в котором он учится и документом о государственной аккредитации вуза.

Если решение об отпуске положительное, работодатель издает соответствующий приказ, в котором фиксируются условия и даты отпуска.

О форме приказа вы узнаете из статьи .

Положенная заочникам сокращенная рабочая неделя также оформляется приказом.

Предусмотренная компенсация проезда к месту учебы и обратно производится после предъявления учащимся работником проездных документов (билетов).

Как быть, если работник заболел во время отпуска по ст. 173 ТК РФ?

В случае болезни работника такой отпуск не продлевается и период больничного, приходящийся на отпуск, не оплачивается. Однако листок нетрудоспособности оформить все же необходимо, т. к. в случае, если отпуск закончился, а сотрудник продолжает болеть и на работу не вышел:

  • листок будет подтверждением уважительности причины невыхода на работу;
  • дни по завершении отпуска по учебе будут оплачены по больничному в общем порядке.

Может ли отпуск по ст. 173 ТК совпадать по времени с другим отпуском?

Не может. Если работник в момент подачи заявления об отпуске по учебе уже находится в каком-то отпуске (например, по уходу за ребенком), текущий отпуск следует прервать, чтобы оформить учебный.

Другой комментарий к статье 173 ТК РФ

§ 1. Гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 173, распространяются лишь на работников, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.

§ 2. Льготы, указанные в ст. 173, предоставляются только тем лицам, которые обучаются успешно. Таковыми считаются:

а) по вечерней форме обучения в высших учебных заведениях — студенты, которые в соответствии с учебным планом сдали все зачеты, а также выполнили предусмотренные для данного семестра другие работы;

б) по заочной форме обучения в высших учебных заведениях — студенты, которые не имеют задолженности за предыдущий курс или семестр и к началу сессии выполнили все контрольные и курсовые работы по дисциплинам, выносимым на сессию.

§ 3. Льготы для работников, обучающихся без отрыва от производства, предоставляются в обязательном порядке только тем из них, которые обучаются в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию.

Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. Образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, может быть лишено ее по результатам аттестации.

Филиалы (отделения) образовательных учреждений должны проходить аттестацию для получения государственной аккредитации в общем порядке (Закон РФ «Об образовании», в редакции от 13 января 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150).

§ 4. При обучении работника, совмещающего работу с обучением одновременно в двух высших учебных заведениях, льготы предоставляются только по одному из них (по выбору студента) (ст. 17 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.).

§ 5. Работники, обучающиеся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, имеют право на гарантии и компенсации, установленные коллективным договором или трудовым договором.

§ 6. Так, ст. 17 Закона предусматривает, что лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам).

§ 7. Для работников всех организаций, совмещающих работу с обучением, коллективным договором или трудовым договором могут предусматриваться увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы вместо отпуска без сохранения заработной платы и иные меры поддержки (п. 5 ст. 17 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в ред. от 22 августа 2004 г.).

§ 8. Продолжительность дополнительного отпуска зависит от его целевого назначения и периода обучения в вузе:

для сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах — соответственно по 40 календарных дней, на последующих курсах — соответственно по 50 календарных дней;

для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов — 4 месяца;

для сдачи государственных экзаменов — 1 месяц.

§ 9. Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы по месту работы предоставляются: студентам высших учебных заведений очной формы обучения, совмещающим учебу с работой, для сдачи зачетов и экзаменов — 15 календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов — 4 месяца; для сдачи государственных экзаменов — 1 месяц.

§ 10. Форма справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию, утверждается федеральным (центральным) органом управления образованием.

§ 11. Лица, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением заработной платы.

К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на 1 свободный день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

§ 12. Для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук работнику по месту работы предоставляется отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью 3 месяца в порядке, установленном положением об аспирантах.

§ 13. Отпуска в связи с обучением с отрывом от производства лицам, указанным в ст. 173, предоставляются для сдачи экзаменов и зачетов, а также выполнения лабораторных работ в течение всего учебного года. При этом, если на последних курсах учебным планом предусмотрены обучение лишь в одном семестре и сдача одной экзаменационной сессии, то отпуск предоставляется в половинном размере от указанной продолжительности.

§ 14. Отпуска для сдачи вступительных экзаменов предоставляются на основании справки, выданной учебным заведением о допуске к экзаменам, и заявления работника.

§ 15. Указанные отпуска могут предоставляться повторно, если работник, которому ранее предоставлялся отпуск, не был зачислен в высшее или среднее специальное учебное заведение. Однако в течение года работник может использовать лишь один такой отпуск.

§ 16. Указанные в ст. 173 отпуска в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. предоставляются не только лицам, допущенным к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения, но и слушателям подготовительных отделений при высших учебных заведениях для сдачи вступительных экзаменов. При этом Закон подчеркивает, что эти дополнительные отпуска продолжительностью 15 календарных дней предоставляются без сохранения заработной платы. Этот же Закон (ст. 19) предусмотрел также отпуска лицам, допущенным к вступительным экзаменам в аспирантуру.

§ 17. Лицам, поступающим в военные учебные заведения, предоставляются отпуска для сдачи вступительных экзаменов, а также на период следования к месту нахождения учебного заведения и обратно.

§ 18. За лицами, поступающими в военные учебные заведения, за период сдачи вступительных экзаменов, а также за время следования в учебное заведение и обратно сохраняется средний заработок по месту работы.

§ 19. Законодатель устанавливает для лиц, обучающихся по вечерней (очно-заочной) и заочной формам обучения в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в течение десяти учебных месяцев, предшествующих выполнению дипломного проекта или сдачи государственных экзаменов (по их желанию), сокращенную на 7 часов рабочую неделю. При этом по соглашению сторон работнику может быть предоставлен один дополнительный свободный день либо сокращенная продолжительность рабочего дня в течение недели.

Оплата за сокращенное время производится исходя из 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

§ 20. В соответствии со ст. 17 вышеупомянутого Закона студентам, обучающимся по заочной форме в высших учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию, один раз в учебном году организация-работодатель оплачивает проезд к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы).

§ 21. Право на оплату проезда предоставляется лицам, обучающимся в заочных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, и проживающим вне места их расположения.

§ 22. Оплата проезда соответствующим видом транспорта производится только один раз в год (в порядке, установленном законодательством о служебных командировках). Предприятие с учетом экономических возможностей может предоставлять такую льготу два раза в год (на каждую сессию).

§ 23. Если на последнем курсе работнику предоставляются отпуска для сдачи курсовых и государственных экзаменов, то проезд оплачивается дважды.

§ 24. За время нахождения в пути (к месту нахождения учебного заведения и обратно) заработная плата работнику не выплачивается. Этот период не включается в учебный отпуск.

Какие бывают учебные отпуска в соответствии со статьей 173 Трудового кодекса?

Отпуска на образовательный процесс подразделяются:

  1. По обязательности:
  • обязательные (которые работодатель должен дать по ТК РФ);
  • необязательные (даются по соглашению с работодателем).
  1. По оплате:
  • оплачиваемые по ТК РФ;
  • неоплачиваемые по ТК РФ;
  • оплачиваемые по решению работодателя (например, установленному в трудовом или коллективном договоре).
  1. По длительности, в зависимости от:
  • типа образовательного процесса (очный, заочный);
  • назначения отпуска (для сдачи вступительных экзаменов, промежуточной аттестации, подготовки дипломного проекта и т. п.).

Статья 173 ТК РФ

В статье 173 ТК РФ указаны гарантии для работников, получающих высшее образование уровня бакалавра, специалиста, магистра.

Согласно ст. 173 ТК РФ, помимо обязательного предоставления отпусков, в том числе с сохранением в определенных случаях средней зарплаты, ТК РФ предусматривает для успешно обучающихся и некоторые дополнительные бонусы. Например, ежегодную компенсацию проезда к месту учебы и обратно.

Основное назначение ст. 173, как и всей гл. 26 ТК РФ, — поддержать граждан, которые и работают, и повышают свой профессиональный уровень путем получения образования. Косвенно содержание статьи способствует также внедрению в жизнь государственной стандартизации профессий и эффективной системы профессионального образования.

Подробнее об этом читайте в статье «Учебный отпуск по статье 173 Трудового кодекса (нюансы)».

Когда возможен оплачиваемый отпуск по статье 173 ТК РФ?

Работодатель должен предоставить отпуск с сохранением средней зарплаты для:

  • промежуточных экзаменов при переходе с курса на курс при заочной и очно-заочной формах учебы;
  • итоговой аттестации по завершении обучения при заочной и очно-заочной формах.

При этом речь идет о лицах, приведенных в заголовке статьи.

1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2007 г.

2. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Абзац второй исключен.

Абзац третий утратил силу с 1 января 2007 г.

3. Сумма налога, подлежащая уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, исчисляется в соответствии с пунктом 5 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. При реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 настоящего Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4.1 настоящей статьи.

4.1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 настоящего Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 настоящего Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

6. При переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы либо при начале использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, суммы налога, исчисленные при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, подлежат уплате в порядке, установленном абзацем первым пункта 1 статьи 174 настоящего Кодекса, за налоговый период, на который приходится последний календарный день до даты перехода на специальные налоговые режимы, либо за налоговый период, на который приходится последний календарный день до начала использования налогоплательщиком права на освобождение, предусмотренное статьей 145 настоящего Кодекса, в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, без применения освобождения от налога, установленного настоящей главой.

7. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет правопреемниками, указанными в абзацах четвертом и пятом пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса, определяется в порядке, предусмотренном абзацем шестым пункта 3.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 173 НК РФ

Общая сумма налога, которую нужно заплатить в бюджет, подсчитывается по итогам каждого налогового периода. Определяется сумма так: к общей сумме налога, рассчитанной по правилам ст. 166 НК РФ, прибавляется НДС, восстановленный по правилам ст. 170 НК РФ, и вычитается тот налог, который подлежит вычету, на основании ст. 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ).

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на сумму налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. ст. 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Постоянные споры вызывают ситуации, когда организации к возмещению ставят НДС при отсутствии в налоговом периоде реализации. Налоговики настаивают, что в данном случае с вычетом нужно подождать. При этом они как раз ссылаются на п. 2 ст. 173 НК РФ. По логике чиновников, раз у фирмы не было НДС к начислению, налоговая база равна нулю. Получается, что и вычитать не из чего. А раз так, то и к возмещению НДС в этом периоде поставить нельзя. Надо сказать, что арбитражные суды в данном случае фискалов не поддерживают. Пример: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2008 г. N Ф04-848/2008(409-А70-25) по делу N А70-5284/7-2007.

В пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрена обязанность лиц, не являющихся плательщиками налога, а также лиц, освобожденных от исполнения обязанностей плательщиков налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога перечислить соответствующую сумму в бюджет.

Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов.

На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания п. 5 ст. 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями гл. 21 НК РФ не предусмотрена (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»).

Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ организации, которые не являются плательщиками НДС, но выставившие счет-фактуру и выделившие в этой бумаге налог, должны перечислить его в бюджет. А если НДС не заплатить, грозят ли организации какие-либо санкции? Вопрос спорный. Неоднозначно решают его и в арбитражных судах.

В некоторых округах судьи считают, что привлечь упрощенца к налоговой ответственности за неуплату НДС нельзя вообще. Дело в том, что штраф можно наложить только на плательщиков НДС (п. 2 ст. 44, ст. 122 НК РФ), коими упрощенцы не являются. Более того, в п. 5 ст. 173 НК РФ речь идет «о лицах, не являющихся налогоплательщиками». По этой же причине не грозят предприятию-упрощенцу и пени. Ведь в ст. 75 НК РФ в качестве лиц, которые обязаны их заплатить, также упоминаются только налогоплательщики и налоговые агенты. Упрощенцы, неправомерно выделившие в счете-фактуре НДС, таковыми не являются. Значит, налагать штрафы и требовать заплатить пени незаконно. Единственная их обязанность — это перечислить выделенный и полученный от покупателей НДС в бюджет. Такой вердикт прозвучал, например, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2004 г. по делу N Ф04-8795/2004(6991-А70-7), от 18 августа 2004 г. по делу N Ф04-5769/2004(А27-3834-26), ФАС Северо-Западного округа от 12 октября 2004 г. по делу N А13-4110/04-26.

Правда, есть и противоположные мнения на этот счет. В некоторых случаях суды приходили к выводу, что, если упрощенцы выставили счета-фактуры с НДС и своевременно не перечислили налог в бюджет, штраф за данное правонарушение, а также пени взысканы правомерно. Правда, зачастую судьи никак не мотивируют свое решение (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 28 мая 2004 г. по делу N А54-88/03-С11-С2). В другом решении судьи этого же округа признали, что налог и пени фирма заплатить должна, а вот штраф ей, как неплательщику НДС, не грозит (Постановление от 5 августа 2004 г. N А64-29/03-19).

Итак, большинство судей признает: санкции за то, что упрощенец несвоевременно перечислит выделенный в счетах-фактурах НДС в бюджет, Налоговым кодексом РФ не предусмотрены. Следовательно, начислять штрафы и пени незаконно. Правда, доказывать это придется в судебном порядке. Если же приведенная аргументация не убедит налоговиков или судей, можно привести еще один довод.

Чтобы начислить штраф и рассчитать пени, нужно четко знать, в какой срок надо уплатить налог. Между тем в п. 4 ст. 174 НК РФ сказано, что перечислить неправомерно удержанный с покупателя налог упрощенец должен не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (п. 4 ст. 174 НК РФ). В свою очередь, ст. 163 НК РФ в зависимости от суммы выручки определяет налоговый период — месяц или квартал. При этом для лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ, никаких исключений не сделано. А раз так, четко определить, не позднее 20-го числа какого именно месяца НДС нужно перечислить в бюджет — по окончании месяца или квартала, «упрощенец» не может. Получается, что момент, с которого следует начислять пени и налагать штраф, не определен.

Следовательно, несмотря на установленную обязанность по уплате НДС, «упрощенец» продолжает оставаться лицом, который не имеет статуса налогоплательщика. Поэтому такие организации не обязаны уплачивать штрафы и пени. Тем не менее отсутствие санкций вовсе не означает, что налог не нужно платить в бюджет.

«Упрощенцам», которые выставляют счета-фактуры с выделенным налогом, можно не опасаться штрафа за опоздание с декларацией по НДС. Судьи ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 25 января 2006 г. N А29-8459/2005А согласились с тем, что компании на «упрощенке» обязаны отчитываться по НДС, полученному от покупателя (п. 5 ст. 174 НК РФ). Однако за несвоевременное представление декларации могут быть наказаны лишь плательщики налога (ст. 119 Налогового кодекса). Фирмы же, применяющие упрощенную систему налогообложения, плательщиками НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса).

ГРОМАДЯНАМ

    Судовий збір
    Сплата штрафів
    Реквізити депозитних рахунків для зарахування коштів, внесених у вигляді застави (частки майна, попередньо визначеної суми судових витрат тощо)
    Порядок відшкодування фактичних витрат на копіювання або друк документів, які надаються запитувачам інформації в суді.
    Список судових справ, призначених до розгляду
    Список апеляційних скарг
    Список автоматично розподілених судових справ
    Інформація щодо стадій розгляду судових справ
    Онлайн трансляції судових засідань
    Звернення громадян
    Запит на отримання публічної інформації
    Безкоштовна правова допомога
    Сплата судового збору за рішеннями про стягнення судового збору на користь держави
    Сплата штрафу (як засобу процесуального примусу) за рішеннями про накладення штрафу (як засобу процесуального примусу)
    Оголошення про виклик особи зареєстроване місце проживання (перебування), місцезнаходження чи місце роботи якої невідоме
    Участь у відеозасіданні
    Оголошення про виклик до суду
    Інформація для осіб з інвалідністю та інших маломобільних груп населення
    Інформація для громадян
    Комунікаційна стратегія Міловського районного суду Луганської області на 2020 рік.
    зразок заяви на отримання sms — повідомлень

Фото – studyhacker.net

Останнім часом журналісти доволі часто звертаються на гарячу лінію ІМІ з питаннями про відповідальність за поширення чуток та іншої подібної інформації. Адже поліція відзвітувала про блокування понад 5 тисяч інтернет-посилань, пов’язаних із шахрайствами та поширенням неправдивих чуток про коронавірус. Журналісти запитують: чи законні ці дії? Чи немає тут перешкоджання свободі слова?

Для початку нагадаю, що свобода слова не є абсолютною категорією. Стаття 34 Конституції України й стаття 10 Конвенції про захист прав людини та основоположних свобод зазначають, що свобода слова може бути обмежена державою в певних випадках. Проте такі обмеження мають бути встановлені законом, допускаються лише для досягнення загальноважливої мети і не мають перевищувати рівня, необхідного в демократичному суспільстві. Тобто кожне втручання з боку держави, зокрема притягнення до відповідальності за поширення інформації, має бути виваженим і беззаперечно базуватися на законі.

Дійсно, відповідальність за поширення чуток, які можуть призвести до шкідливих наслідків, передбачено в законодавстві України, зокрема в Кодексі України про адміністративні правопорушення:

«Стаття 173-1. Поширювання неправдивих чуток

Поширювання неправдивих чуток, що можуть викликати паніку серед населення або порушення громадського порядку, –

тягне за собою накладення штрафу від десяти до п’ятнадцяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або виправні роботи на строк до одного місяця з відрахуванням двадцяти процентів заробітку».

Характерні ознаки порушення, яке призводить до відповідальності за цією нормою:

  1. Інформація має бути неправдивою, причому особа, яка поширювала її, знала і розуміла неправдивість інформації.
  2. Інформація має бути такою, що може спричинити паніку або порушення громадського порядку, і такі наслідки розумілися порушником або він мав би їх розуміти.

Цю норму внесено до КпАП у 1997 році, проте до останнього часу вона мало застосовувалася. Зокрема, відповідно до реєстру судових рішень, у 2017 році суди лише тричі розглядали справи за статтею 173-1, у 2018 році – шість разів, у 2019 році – сім. З моменту запровадження в Україні карантину 12 березня 2020 року і станом на початок травня українські суди 31 раз розглянули справи за статтею 173-1 КпАП. З них тільки в семи постановах особа визнається винною в скоєнні адміністративного правопорушення і притягається до відповідальності у вигляді штрафу, а ще в трьох випадках – визнається винною, проте звільняється від відповідальності й виноситься усне попередження через малозначущість порушення. У решті 21 випадку суди ухвалили рішення або про відсутність у діях особи складу правопорушення, або про неможливість розглянути справу у зв’язку з неналежним оформленням протоколу про адміністративне правопорушення. Майже всі випадки стосуються поширення інформації в мережі Інтернет через соціальну мережу Facebook або через інші комунікаційні мережі, наприклад через групи в комунікаційному застосунку Viber.

Приміром, 17 квітня 2020 року в місті Сєвєродонецьку Луганської області в суді була розглянута справа № 428/3278/20. Відповідно до протоколу про адміністративне правопорушення серії АПР 18 № 132959 від 12 квітня 2020 року, о 8-й годині 48 хвилин встановлено особу_1, яка з акаунту особи_2 в соціальній мережі Facebook поширила неправдиві чутки, що можуть спричинити паніку серед населення або порушення громадського порядку, пов’язані з протиепідемічними заходами в Україні, чим вчинила правопорушення, передбачене ст. 173-1 КУпАП. У судовому засіданні особа_1 провину в скоєному адміністративному правопорушенні визнала, щиро розкаялася, запевнила суд, що зробила для себе належні висновки. Однак, незважаючи на визнання провини, суд постановив провадження в справі закрити у зв’язку з відсутністю складу адміністративного правопорушення. Водночас суд у своїй постанові зазначив:

«Отже, обов’язковим елементом об’єктивної сторони адміністративного правопорушення, передбаченого ст.173-1 КУпАП, є наслідки у виді гіпотетичної можливості викликати паніку серед населення або порушення громадського порядку.

Тому саме по собі поширення неправдивих чуток, яке не викликало і не могло викликати паніки чи призвести до порушення громадського порядку, не становитиме порушення ст.173-1 КУпАП.

Обвинувачення повинно бути конкретним і не порушувати прав особи, яка притягається до адміністративної відповідальності, на захист, оскільки захищатися від неконкретного звинувачення неможливо».

Однак не можна сказати, що судова практика завжди так само однозначно підходить до доказів правопорушення за статтею 173-1. Зокрема, 23 квітня 2020 року суддя Октябрського районного суду м. Полтави Савченко А. Г. у справі № 554/3265/20 постановив визнати винною особу_1 у вчиненні адміністративного правопорушення, передбаченого ст. 173-1 КУпАП, і застосувати до неї адміністративне стягнення у вигляді штрафу в розмірі 170 грн та стягнути судовий збір 420,40 грн на користь держави. Водночас суд дійшов висновку про доведеність провини особи_1 у вчиненні правопорушення, передбаченого ст. 173-1, на підставі таких доказів: протокол про адміністративне правопорушення від 13 квітня 2020 року, серія АПР18 №552292 (а.с. 1); акт огляду віртуальної сторінки з назвою «Victor особа_2 » мережі Facеbook (а. с. 4-12); пояснення особи_1, у яких вона визнала факт поширення чуток, що можуть бути правдою (а. с. 13), та інші матеріали справи в їхній сукупності. Текст постанови згадує про те, що особа_1 вважала, що поширює інформацію, яка може бути правдою, водночас суд не проводив аналізу суспільної важливості зазначеної інформації, не аналізував суб’єктивної сторони правопорушення, тобто мотиву, з якого особа_1 поширювала зазначену інформацію. З огляду на ці обставини в особи_1 у цьому разі є підстави оскаржувати притягнення її до адміністративної відповідальності.

Дуже часто суди не можуть розглянути справу по суті. Так, 27 квітня 2020 року суддя Дніпропетровської області Гіда О. С. у справі № 211/2226/20 постановила повернути справу про адміністративне правопорушення для належного оформлення до Довгинцівського ВП КВ ГУНП України в Дніпропетровській області. Відповідно до протоколу про адміністративне правопорушення серії АПР №758297 від 11.04.2020, 19 березня 2020 року о 7:49 год гр. особа_1, користуючись обліковим записом особи_2 мережі Fecebook, поширила серед інших користувачів публікацію про здійснення заходів органами влади та місцевого самоврядування у сфері протидії коронавірусу Covid-19, яка була неправдивою і могла спричинити паніку серед населення або порушення громадського порядку. Проте суд, вивчивши матеріали, зауважив:

«Із змісту даного протоколу про адміністративне правопорушення вбачається, що особі_1 ставиться у вину вчинення адміністративного правопорушення, передбаченого ст. 173-1 КУпАП, зокрема поширення неправдивих чуток, а саме: із використанням мережі Інтернет на власній сторінці «Фейсбук» щодо здійснення заходів органами влади та місцевого самоврядування у сфері протидії коронавірусу Covid-19.

При цьому в протоколі не розкрито суті адміністративного правопорушення, зокрема які саме чутки були поширення особи_1, у чому полягає їх неправдивість та які саме наслідки, визначені диспозицією ст.173-1 КУпАП, вони спричинили або можуть спричинити (паніку серед населення чи порушення громадського порядку), а також у чому саме ці наслідки полягають. Крім того, у фабулі протоколу про адміністративне правопорушення відсутні відомості щодо місця та часу вчинення адміністративного правопорушення.

<…>

На підставі наведеного у зв`язку з тим, що процедура оформлення матеріалів про адміністративне правопорушення проведена з порушенням вимог КпАП України, зазначене унеможливлює повний, всебічний та об`єктивний розгляд справи в судовому засіданні, тому матеріали про адміністративне правопорушення відносно особи_1 підлягають поверненню для доопрацювання та усунення вказаних недоліків».

Підсумовуючи, можна констатувати: так, законодавство України передбачає відповідальність за поширення суспільно шкідливої інформації. Зокрема, стаття 173-1 КпАП передбачає адміністративну відповідальність у разі поширення неправдивих чуток, які можуть призвести до паніки або спричинити громадські заворушення. Однак притягнення до відповідальності за цією статтею здійснюється не поліцейським, який склав протокол, а саме на підставі рішення суду, яке вивчає протокол лише як один з доказів. І зважує також інші докази й інформацію. Тож наявність обмежень свободи слова в цьому разі не є порушенням загального права на свободу слова, визначеного статтею 34 Конституції України й статтею 10 Конвенції про захист прав людини та основоположних свобод.

Зрозуміло, що дуже важливим фактором є правова обізнаність учасників процесу. Нагадаємо, що в Інституті масової інформації працює правова гаряча лінія. Консультації надають досвідчені медіаюристи Роман Головенко та Алі Сафаров за телефоном 050-44-77-063. Запитання можна також надіслати на електронну пошту ІМІ info@imi.org.ua.