50 от зарплаты по исполнительному листу

Требования, содержащиеся в исполнительных документах, могут быть различными: о взыскании алиментных обязательств, штрафных санкций за административное правонарушение, налоговых платежей, о возмещении причиненного вреда. Как действовать учреждению при поступлении исполнительных листов? Каковы особенности расчета удержаний по ним? Как отразить в бюджетном учете начисление таких удержаний и перечисление удержанных сумм взыскателю? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Правила взыскания по исполнительным документам.

Основным нормативным актом, регламентирующим удержания по исполнительным листам, выступает Федеральный закон от 02.10.2007 № 229‑ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229‑ФЗ).

Согласно его положениям в учреждение, выплачивающее сотруднику-должнику заработную плату, стипендию или иные выплаты, исполнительный документ может поступить:

1) от непосредственного взыскателя (п. 1 ст. 9 Закона № 229‑ФЗ) в случае:

  • взыскания периодических платежей;
  • взыскания денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 руб.

К примеру, от налоговых органов может поступить исполнительный документ о взыскании неуплаченных налогов, сборов. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет заявление с указанием банковских реквизитов, на которые нужно перечислить денежные средства в счет погашения долга (п. 2 ст. 9 Закона № 229‑ФЗ);

2) от судебного пристава-исполнителя (п. 1 ст. 98 Закона № 229‑ФЗ) в случае:

  • взыскания периодических платежей;
  • взыскания суммы, не превышающей 10 000 руб.;
  • отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

Наиболее распространенным исполнительным документом из поступающих от судебных приставов-исполнителей является исполнительный лист о взыскании алиментов. Помимо копии исполнительного листа пристав-исполнитель направляет в учреждение по месту получения дохода (разд. IV Методических рекомендаций):

  • постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника;
  • копию постановления о взыскании исполнительского сбора за неуплату периодических платежей (если такое постановление выносилось в рамках исполнительного производства);
  • копию постановления о взыскании административного штрафа и расходов по совершению исполнительных действий (если такие постановления выносились в рамках исполнительного производства);
  • памятку для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам. Такая памятка приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям (далее – Памятка).

Если взыскатель отозвал исполнительные документы

Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, в силу п. 1 ст. 21 Закона № 229-ФЗ могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Но если исполнение по ранее предъявленному исполнительному листу было окончено в связи с отзывом взыскателем исполнительного листа либо в связи с совершением взыскателем действий, препятствующих исполнению, период со дня предъявления данного исполнительного листа к исполнению до дня окончания по нему исполнения по одному из указанных оснований вычитается из соответствующего срока предъявления исполнительного листа к исполнению (п. 3.1 ст. 22 Закона № 229-ФЗ).

Иными словами, взыскатель, отозвавший исполнительный лист, не может продлить срок предъявления его к исполнению.

Что должно сделать учреждение при увольнении работника-должника?

В случае перемены работником-должником места работы (места получения пенсии и иных доходов) учреждение-работодатель обязано (п. 4, 4.1 и 5 ст. 98 Закона № 229-ФЗ):

1. Незамедлительно (на следующий день) известить об этом судебного пристава.

2. Возвратить судебному приставу исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях. Информация об осуществленных взысканиях передается в произвольной форме. В ней необходимо отразить (см. Письмо ФССП РФ от 25.06.2012 № 12/01-15257):

  • размер удержаний;

  • удержанную сумму;

  • номер платежного поручения (квитанции);

  • дату перечисления;

  • остаток задолженности.

Данное сообщение заверяется печатью учреждения и подписью бухгалтера.

Ответственность учреждения за неисполнение предписаний, указанных в исполнительных листах

В случае нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности на основании законодательства РФ (ст. 113 Закона № 229-ФЗ).

Вид ответственности

Наказание

Административная ответственность (ч. 3 ст. 17.4 КоАП РФ)

Штраф:

  • для должностных лиц – в размере от 15 000 до 20 000 руб.;

  • для юридических лиц – в размере от 50 000 до 100 000 руб.

Уголовная ответственность (ст. 315 УК РФ)

За злостное неисполнение исполнительных документов ответственные лица учреждений могут быть привлечены к уголовной ответственности, влекущей наказание в виде:

  • штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до 18 месяцев;

  • лишения права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет;

  • обязательных работ на срок до 480 часов;

  • принудительных работ на срок до двух лет;

  • ареста на срок до шести месяцев либо лишения свободы на срок до двух лет

Алгоритм действий при поступлении исполнительного листа.

При поступлении исполнительного листа учреждению, производящему удержание денежных средств из заработной платы или иных доходов должника, необходимо выполнить следующее:

1) зарегистрировать в специальном журнале поступившие документы: постановление и копию исполнительного документа (п. I Памятки). Форму журнала учреждению придется разработать самостоятельно, поскольку унифицированной формы нет. За образец можно взять старую форму (несмотря на то, что она уже не действует, содержащиеся в ней реквизиты до сих пор актуальны);

2) отправить судебному приставу-исполнителю обратное уведомление о получении документов. В уведомлении делается отметка о получении исполнительного документа (входящий номер и дата), указывается телефон организации, а также ставятся подпись бухгалтера и печать организации, получившей исполнительный документ (п. I Памятки);

3) ознакомить работника-должника с исполнительным листом под подпись (п. 3 ч. 1 ст. 136 ТК РФ, Письмо Роструда от 19.12.2007 № 5204‑6‑0);

4) передать исполнительные документы бухгалтеру под подпись для осуществления расчета удержаний из заработной платы и иных доходов работника-должника (п. I Памятки);

5) обеспечить хранение исполнительных документов как документов строгой отчетности (в сейфах) (п. I Памятки).

Какие документы имеют силу исполнительных

Кроме судебных приказов, исполнительных листов или постановлений приставов в бухгалтерию могут поступать иные документы — заявления работников на удержания или нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов.

Такие документы могут приносить примерные отцы семейств, состоящие в браке и проживающие совместно с супругой и детьми. Делается это, чтобы «заблокировать» удержания из зарплаты по другим исполнительным документам — от банков, налоговой, ЖКХ.

Обязан ли бухгалтер удерживать из зарплаты алименты на основании таких документов или документы госорганов имеют приоритет? Давайте разбираться.

Удержания из зарплаты возможны только в случаях, которые предусмотрены ТК РФ и федеральными законами (ст. 137 ТК РФ). Удержать можно не более 20 %, а в отдельных случаях — не более 50 % зарплаты. Удерживать до 70 % зарплаты можно только в исключительных ситуациях (ст. 138 ТК РФ). Но ограничения действуют только тогда, когда деньги удерживаются по решению работодателя или уполномоченных органов.

Заявление работника об удержании из заработной платы — это не исполнительный документ, даже если там поручается удерживать алименты (ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, далее — Закон № 229-ФЗ).

Если работник пишет заявление об удержании, то это не удержание, а добровольное распоряжение зарплатой, и ограничения по удержаниям тут не действуют.

Отсюда следует два вывода.

  • Раз ограничения не действуют, по заявлению работника можно изымать из зарплаты любые суммы и в любых целях — хоть 100 % зарплаты (письмо Роструда от 16.09.2012 № ПР/7156-6-1).
  • Раз заявление — это не исполнительный документ, то деньги по заявлению можно изымать только тогда, когда будут произведены все «официальные» удержания по исполнительным листам и судебным приказам.

Раз по «добровольным» удержаниям никакие ограничения не действуют, работник после всех удержаний вполне может получить «на руки» 1/6, 1/8 и даже 1/10 заработной платы. Никакого нарушения в этом не будет. И всё же при появлении «официального» исполнительного документа мы бы рекомендовали уточнить у сотрудника, сохраняет ли силу его заявление на добровольное перечисление денег.

У Ивана большой долг по налогу на недвижимость: несколько лет он не платил за дом в деревне. Поняв, что скоро его «догонит» исполнительный лист, он написал по месту работы, в бухгалтерию ООО «Радуга», заявление на удержание 80 % зарплаты в счёт алиментов. В тот же месяц на него же поступил исполнительный лист: приставы требовали удержать половину жалования в счёт задолженности по налогам. Бухгалтерия «Радуги» удерживала деньги по постановлению, а уже из оставшейся части вычла деньги по заявлению работника.

Другое дело, если в бухгалтерию поступает не заявление, а нотариально удостоверенное соглашение (или его копия) об уплате алиментов. Это полноценный исполнительный документ (ст. 12 Закона № 229-ФЗ). Он имеет такую же силу, как судебные приказы, исполнительные листы и постановления приставов.

Удержания из больничных в «пилотных» регионах

С больничных удержания по исполнительным листам тоже проводятся: в перечне исключений — необлагаемых госпособий — пособия по временной нетрудоспособности не значатся (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Вопрос в другом — как удерживать.

Если пособие выплачивает сама организация и принимает потом к зачету при расчётах с ФСС, то проблем не возникает. Но в регионах, где действует пилотный проект ФСС «Прямые выплаты», деньги в оплату больничного поступают работнику и от работодателя (за первые три дня нетрудоспособности), и от ФСС (за остальные дни).

Как поступать с удержаниями в этом случае? Должен ли работодатель сам рассчитать все суммы по исполнительным листам, исходя из полного размера пособия? Нужно ли удерживать деньги из пособия за три дня? А если нужно, то какую сумму — исходя из суммы пособия за все время болезни или только за три первых дня? И если удерживать только из расчёта первых трех дней, то кто, как и когда доудержит остальное?

Если строго следовать нормам Закона № 229-ФЗ, бухгалтерия должна удерживать деньги только из тех выплат, которые проводит сама организация (ст. 98 Закона № 229-ФЗ). К удержаниям с «основного» пособия, которое перечисляет ФСС, работодатель никакого отношения не имеет. А значит, рассчитывать удержание нужно только по выплачиваемой сумме — за первые три дня болезни.

Этот вывод подтверждают разъяснения территориальных отделений ФСС. Специалисты ФСС по Тамбовской области поясняют, что ФСС удержит деньги из пособия, если в отделение поступит исполнительный лист, судебный приказ или соглашение об уплате алиментов. Обратиться в отделение Фонда должен получатель алиментов или служба судебных приставов. Работодатель не обязан ни уведомлять ФСС об исполнительных листах, ни пересылать в отделение ФСС их копии.

Если Фонд не проведёт удержание, работодатель не обязан исправлять эту ошибку. Такая обязанность появится, только если в компанию придёт официальный документ от приставов, где будет указано, что по «больничному» за счёт ФСС возникла задолженность и её надо удержать из текущих выплат в пользу работника-должника.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Расчет удержаний по исполнительным листам.

При расчете удержаний по исполнительным листам необходимо учитывать:

1) перечень выплат, на которые не может быть обращено взыскание;

2) ограничения по размерам удержаний;

3) очередность удовлетворения требований взыскателя.

Перечень доходов должника, с которых не производятся удержания. Взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов:

  • денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью, а также в связи со смертью кормильца;
  • денежные суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими служебных обязанностей, и членам их семей в случае гибели (смерти) указанных лиц;
  • компенсационные выплаты за бюджетный счет гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а также в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
  • ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и др.);
  • денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей;
  • компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в частности, в связи со служебной командировкой, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, в связи с рождением ребенка, смертью родных, регистрацией брака);
  • пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;
  • суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, с террористическим актом, в связи со смертью члена семьи, а также выплачиваемой в виде гуманитарной помощи;
  • суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями работникам и (или) членам их семей, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;
  • прочие виды доходов, которые включены в закрытый перечень, приведенный в ст. 101 Закона № 229‑ФЗ.

При удержании алиментов на несовершеннолетних детей также надо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей».

Ограничения по размерам удержаний. Они установлены ст. 99 Закона № 229-ФЗ, ст. 138 ТК РФ.

По общему правилу в целях погашения задолженности по исполнительным листам из заработной платы и иных доходов должника не может быть удержано более 50 %. Исключением являются случаи взыскания алиментов на несовершеннолетних детей, возмещения вреда, причиненного здоровью, возмещения вреда в связи со смертью кормильца и возмещения ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70 %.

Стоит учитывать, что размер удержаний исчисляется из суммы доходов, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона № 229‑ФЗ).

Очередность при удержании средств. Если на одного работника поступило несколько исполнительных листов, удержание средств осуществляется в соответствии с установленной ст. 111 Закона № 229‑ФЗ очередностью удовлетворения требований взыскателя:

1) в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;

2) во вторую очередь – требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) в третью очередь – требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

4) в четвертую очередь – все остальные требования.

Стоит отметить, что требования каждой последующей очереди удовлетворяются после погашения долга предыдущей очереди в полном объеме. В рамках одной очереди (при наличии нескольких исполнительных документов от разных взыскателей) требования удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе (п. 2, 3 ст. 111 Закона № 229‑ФЗ).

Рассмотрим порядок расчета удержаний на примере.

В июне 2018 года в казенное учреждение поступили два исполнительных документа на одного работника:

  • первое – о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 25 % зарплаты;
  • второе – о взыскании налоговых платежей. Задолженность по налогу на имущество составляет 10 000 руб.

В июне работнику начислены следующие выплаты:

  • заработная плата – 15 000 руб.;
  • пособие по временной нетрудоспособности – 4 000 руб.;
  • материальная помощь в связи с рождением ребенка – 7 000 руб.

Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, составила 2 106 руб.

При взыскании средств по исполнительным документам в доход не включается величина материальной помощи. Кроме того, расчет выполняется исходя из суммы доходов, оставшейся после удержания НДФЛ. Таким образом, сумма доходов, из которых производится удержание по исполнительным документам, составит 16 894 руб. (15 000 + 4 000 ‑ 2 106).

Максимально возможная сумма удержаний по исполнительным листам равна 8 447 руб. (16 894 руб. x 50 %).

Сумма удержаний по первому исполнительному листу равна 4 223,5 руб. (16 894 руб. x 25 %).

По второму исполнительному листу можно удержать не более 4 223,5 руб. (8 447 ‑ 4 223,5).

Оставшаяся часть задолженности по налоговым платежам в размере 5 776,5 руб. (10 000 ‑ 4 223,5) будет удержана в следующих месяцах после удержания алиментов.

В соответствии с п. 2 ст. 99 Закона № 229‑ФЗ удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Стоит отметить, что в силу пп. 3 и 16 п. 1 ст. 64 Закона № 229‑ФЗ судебный пристав-исполнитель имеет право проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов. В связи с этим при расчете суммы взысканий бухгалтеры должны быть предельно внимательны.

Сроки осуществления удержаний и порядок их отражения в учете.

Согласно п. 3 ст. 98 Закона № 229‑ФЗ организации, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. В трехдневный срок со дня осуществления выплат в пользу должника они обязаны переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

Взысканные по исполнительному листу суммы могут быть перечислены взыскателю по почте или на его счет в банке. Информация о реквизитах, по которым необходимо перечислять взысканную с должника сумму, должна содержаться в исполнительном документе (исполнительном листе, судебном приказе, постановлении уполномоченного органа) или постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на доходы должника (пп. 9 п. II Памятки).

Фактический адрес взыскателя является обязательным реквизитом исполнительного документа (ст. 13 Закона № 229‑ФЗ). Получается, что если исполнительные документы не содержат ни адрес взыскателя, ни банковские реквизиты взыскателя, то учреждение, осуществляющее выплаты в пользу работника-должника, не обязано перечислять исчисленные суммы удержаний. Вместе с тем в пп. 9 п. II Памятки рекомендуется в случае, когда адрес лица, в пользу которого взыскиваются алименты, неизвестен, перечислять алименты на расчетный счет структурного подразделения территориального органа ФССП.

В соответствии с п. 273 Инструкции № 157н для учета расчетов по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия, стипендий или иных периодических платежей для безналичного перечисления по исполнительным листам и другим документам применяется счет 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».

Согласно п. 108 Инструкции № 162н в бюджетном учете казенного учреждения данный счет отражается в корреспонденции:

  • с дебетом счета 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» – при начислении удержаний по исполнительным листам;
  • с кредитом счетов 1 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 1 201 21 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации» – при перечислении удержанных сумм.

Рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете операций по начислению и перечислению удержаний по исполнительным листам на примере.

На основании исполнительного листа казенное учреждение ежемесячно удерживает из заработной платы сотрудника алименты в размере 25 % от его заработной платы, которая составляет 20 000 руб. Алименты отправляются получателю почтовым переводом через кассира. Почтовый сбор составляет 1 % от суммы алиментов.

Не огорчайтесь, не все так плохо 🙂 Согласна, сумма расхождений увеличилась, но теперь мы хотя бы видим результаты автоматического заполнения. И меня лично порадовало, что круг поиска сузился до одного испол листа (до этого в декабрьском документе начисления зп суммы удержаний на ноябрь были разбросаны по нескольким испол листам).

Смотрите у нас проблема в испол листе № 7 от 23.09.2019. Только по нему в декабре удержания рассчитываются с периодом (дата начала, дата окончания) ноябрь. Ниже приложила скриншот, запись регистра в декабрьском документе с периодом за ноябрь по этому испол листу обвела красным. Именно по этой причине удержание по данному испол листу не попадает в декабрьский документ Ограничение взысканий и отражается в расч листке за декабрь как ноябрьское удержание.

Также в декабрьском документе Ограничения взысканий отсутствует испол лист №8, но по нему вообще не было удержаний в декабре. Я не вижу условия удержания по испол листам, поэтому предположила, что по этому испол листу удержания просто закончились в ноябре. Скажите, я права?

Теперь вернемся к проблемному испол листу №7. Меня смутило, что в ноябре по нему вообще не было удержаний. Предположительно это и явилось причиной расчета в декабрьском документе начисления зп удержаний по данному листу с периодом ноябрь.На скриншоте отсортировала строки по документам основаниям и периоду регистрации. Видите, в ноябре по испол листу №7 было исчислено удержание документом Отпуск и потом сторнировано документом-исправлением Отпуск? И больше в ноябре движений по данному испол листу не было, следующие записи уже из декабрьских документов. Скажите, я правильно понимаю, что это ошибка? Т.е. действие данного испол лист не отменяли в ноябре и удержание по нему все же должно было рассчитаться? Складывается впечатление, что просто отмены исправлений в ноябрьском документе начисление зп было недостаточно. Такое ощущение, что строчку с удержанием по испол листу удалили из табл части, но это все мои предположения, нужно проверять конечно.

Я предлагаю все же восстановить хронологию расчетов, заполнения и проведения документов начиная с ноября. Если переживаете, что что-то нарушится, лучше попробовать сначала в копии базы.

Что делаем:
— отменяем проведение документов начисление зп и ограничение взыскания по сотруднику за ноябрь и декабрь
— пересчитываем (а луче перезаполняем) сотрудника в начислении зп за ноябрь. в данном документе должна появиться строка с удержание по испол листу №7. проводим документ
— перезаполняем ограничение взысканий за ноябрь, суммы можно подкорректировать вручную, подогнать под реально перечисленные суммы. главное чтобы строки со всеми испол листами попали в документ
— пересчитываем сотрудника в начислении зп за декабрь, проводим документ
— перезаполняем ограничение взысканий за декабрь.