ФМС по месту регистрации

Помните, в советские времена на улицах стояли киоски с надписью «Справочное бюро», где можно было запросто узнать адрес родственника, знакомого и даже незнакомого человека? Также продавались справочники, где в алфавитном порядке публиковались телефоны всех жителей города.

Времена изменились, и условия получения такой конфиденциальной информации усложнились. Но ее востребованность осталась. После передачи функций Федеральной миграционной службы в компетенцию МВД наступила необходимость в уточнении порядка оказания этой весьма непростой госуслуги. И даже в ужесточении ее условий — придется более строго защищать персональные данные каждого человека.

Основная сложность заключается в конфиденциальности запрашиваемой информации — не каждый человек желает, чтобы его адрес узнал кто-то посторонний. Поэтому в проекте приказа министра внутренних дел, утверждающем регламент, помимо ссылок на десяток федеральных законов, постановлений правительства и внутренних приказов, отдельной строкой прописано требование: получить согласие человека, чей адрес хотят узнать. Нет такого согласия — нет адреса.

Более того, если раньше достаточно было сунуть в окошечко киоска записку с указанием имени и фамилии искомого человека, то сейчас в миграционной службе полиции, куда и надо обращаться с такими запросами, и самого просителя подвергнут всесторонней проверке. То есть полиция будет очень любопытствовать, кто и с какой целью интересуется чужим местом жительства. Придется предоставить свои личные документы или документы юридического лица, если запрос делает предприятие. И ответ поступит не сию минуту, а не позднее 30 дней с момента официального обращения, в том числе и по электронной почте на Единый портал. И не факт, что ответ будет положительным, могут и отказать, если сочтут мотивацию запроса неубедительной. Или что-то не так окажется с предоставленными документами.

Впрочем, сегодня уже никто не спрашивает, где живет «просто знакомый», с которым «давно не виделись». Как правило, за адресной справкой обращаются люди, которым необходимо уточнить и предоставить по месту требования данные на самих себя. Например, в налоговую инспекцию или кадровикам на службе. Кстати, нередко люди находят ошибки, сделанные чиновниками в своих документах, которые в буквальном смысле отравляют им жизнь.

Полиция будет очень любопытствовать, кто и с какой целью интересуется чужим местом жительства

Известны случаи, когда невнимательная сотрудница в паспортном столе меняла пенсионный возраст человеку, который в итоге «лишнее» десятилетие не получал пенсию и льготы. Случалось, что из-за ошибки в домашнем адресе пенсию приносили в соседний дом.

Бывает, что запрос делает фирма для проверки данных своих работников. В регламенте так и сказано, что заявителями могут быть физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели и юридические лица, кроме государственных органов, — они получат необходимую информацию вне рамок госуслуг.

Но если просьба о предоставлении информации об адресе будет признана законной, то получить ее можно без особых бюрократических сложностей. Собственно, для этого и разработан регламент: в нем четко, по пунктам прописан механизм подачи необходимых документов и получения искомых. По сути, регламент — антикоррупционный инструмент: здесь недвусмысленно прописано, что нужно требовать с заявителя, что — нельзя, к кому и когда обращаться и сроки исполнения услуги. И, разумеется, куда жаловаться.

Одно из важных требований регламента — обязательное представление сотрудника, к кому обратился или дозвонился заявитель, и обязательная подпись должностного лица, подписавшего ответ, не важно, положительный или отрицательный. Анонимное общение с гражданами исключено — каждый чиновник обязан отвечать за свои поступки.

В течении какого времени и на какой срок временно пребывающий иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания?

В соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 (далее – Правила) иностранные граждане, временно пребывающие, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства в Российской Федерации, подлежат постановке на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 Федерального закона от 18 июня 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 109-ФЗ).

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 109-ФЗ и международными договорами.

По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации освобождены от постановки на учет по месту пребывания: граждане Украины и граждане Республики Беларусь – в течение 90 дней, граждане Республики Армения, Республики Казахстан и Кыргызской Республики – 30 дней, граждане Республики Таджикистан – 15 дней с даты въезда в Российскую Федерацию.

Согласно пункту 6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года трудящиеся граждане государства-члена Договора, а также члены их семей освобождаются от обязанности постановки на учет по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда в Российскую Федерацию.

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации.

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, при прибытии в новое место пребывания на территории Российской Федерации на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания.

Уведомление о прибытии указанных граждан после истечения 90- или 30-дневного срока подается в соответствии с Правилами в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляется почтовым отправлением в течение 7 рабочих дней.

После истечения срока временного пребывания без постановки на учет по месту пребывания вышеуказанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.

Постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок временного пребывания такого иностранного гражданина в Российской Федерации, установленный Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» или международными договорами Российской Федерации.

Кто может выступать в качестве принимающей стороны для иностранного гражданина или лица без гражданства?

В качестве стороны, принимающей иностранного гражданина в Российской Федерации (далее — принимающая сторона), предоставившей в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, может выступать:

— гражданин Российской Федерации;

— постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства;

— юридическое лицо;

— филиал или представительство юридического лица;

— федеральный орган государственной власти;

— орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

— орган местного самоуправления;

— дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации;

— международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение;

— организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18 июня 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи может выступать также иностранный гражданин, относящийся к высококвалифицированному специалисту и имеющий в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации.

Какая категория иностранных граждан освобождается от постановки на учет по месту пребывания и на какой срок?

В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Федерального закона от 18 июня 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» не подлежат учету по месту пребывания:

1) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашению федерального органа государственной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также следующие с указанными лицами члены их семей;

2) иностранные граждане — моряки, являющиеся членами экипажей военных кораблей, прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом, либо члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств (за исключением случаев вынужденной или иной остановки указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации на срок более трех дней вне основного состава своих экипажей);

3) иностранные граждане — моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение не более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации либо в случае выезда указанных иностранных граждан на экскурсии в населенные пункты на срок не более двадцати четырех часов;

4) иностранные граждане — члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и экипажей или бригад иных транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации в аэропортах или на станциях, предусмотренных расписаниями (графиками) движения данных транспортных средств;

5) иные иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более семи дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации освобождены от постановки на учет по месту пребывания: граждане Украины и граждане Республики Беларусь – в течение 90 дней, граждане Республики Армения, Республики Казахстан и Кыргызской Республики – 30 дней, граждане Республики Таджикистан – 15 дней с даты въезда в Российскую Федерацию.

Иностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами, и члены их семей, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации. При этом указанные иностранные граждане, в установленном порядке зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, в случае их передвижения по территории Российской Федерации и при прибытии в новое место пребывания на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания.

В соответствии с пунктом 6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года трудящиеся граждане государства-члена Договора, а также члены их семей освобождаются от обязанности постановки на учет по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда в Российскую Федерацию.

После истечения срока временного пребывания без постановки на учет по месту пребывания вышеуказанные иностранные граждане обязаны выполнить действия, необходимые для их постановки на учет по месту пребывания, в срок, не превышающий семи рабочих дней.

В течение какого срока иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, вправе пребывать на территории Российской Федерации?

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток.

При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

При расчете разрешенного срока временного пребывания иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, необходимо учитывать суммарный срок его предыдущего пребывания и планируемый период нахождения в Российской Федерации в рамках 180 суток. Суммарный срок предыдущего и планируемого периодов пребывания в рамках 180 суток не должен превышать 90 суток, за исключением периодов временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации в связи с продлением ему срока временного пребывания в установленном порядке.

Срок временного пребывания в Российской Федерации может быть продлен при наличии у иностранного гражданина одного из оснований, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 7 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ.

Для продления срока временного пребывания в Российской Федерации принимающей иностранного гражданина стороне и иностранному гражданину необходимо обратиться с мотивированным заявлением в произвольной форме о продлении срока временного пребывания в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту его пребывания.

Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу, при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного Федеральным законом № 115-ФЗ или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» установлено, что иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

Для постановки такого иностранного гражданина на учет по месту пребывания представителю организации необходимо представить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с приложением необходимых документов в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по адресу организации.

По какому адресу иностранный гражданин, прибывающий в Российскую Федерацию для обучения, подлежит постановке на учет по месту пребывания?

В соответствии с действующим законодательством постановка на учет по месту временного пребывания иностранного студента осуществляется по адресу жилого или иного помещения, в котором он фактически проживает.

Принимающая сторона для постановки иностранного студента на учет по месту пребывания обращается непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России, на территории обслуживания которого находится помещение, предоставляемое для фактического проживания, либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, либо направляет уведомление о прибытии иностранного студента в место пребывания в установленном порядке почтовым отправлением.

В качестве принимающей стороны образовательная организация выступает исключительно в случае фактического проживания иностранного гражданина в помещении (общежитии), принадлежащем данной образовательной организации, либо в жилом или ином помещении, которое в свою очередь предоставлено образовательной организации во владение и (или) пользование на основании гражданско-правового договора (аренды, найма, безвозмездного найма и т.д.), если условиями договора предусмотрена возможность представления данного помещения третьим лицам.

Иностранный гражданин, проживающий в период обучения в съемном жилом помещении, подлежит постановке на учет по адресу этого жилого помещения. Принимающей стороной для данного иностранного студента будет являться лицо, предоставившее ему это жилое помещение для фактического проживания, и на которое возлагается обязанность по предоставлению в орган миграционного учета документов, необходимых для постановки данного иностранного гражданина на учет по месту пребывания, а неисполнение такой обязанности является основанием для привлечения виновного лица, то есть принимающей стороны, к административной ответственности.

Министерство социальной политики Украины игнорирует решение суда и случаи незаконных проверок внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), которые, несмотря на запрет, происходят в регионах. Об этом сообщает пресс-служба Украинского Хельсинского союза по правам человека.

«Украинский Хельсинский союз по правам человека получил ответ на свое обращение в Министерство социальной политики о незаконных проверках переселенцев по зарегистрированному месту жительства, от которых зависят социальные выплаты. За более чем месяц чиновники министерства не нашли ответа на неудобные им вопросы», – говорится в сообщении, которое приводит dnews.dn.ua

Как отмечают в УХСПЧ, собственно сам ответ условно можно разделить на две части. Первая – это понимание того, что существует решение суда, запрещающее проводить проверки материально-бытовых условий ВПЛ. Вторая – это те шаги, которые сделало министерство по направлению совершенствования проектов подзаконных нормативно-правовых актов, касающихся социальных выплат ВПЛ.

В УХСПЧ опубликовали и сам ответ.

По мнению юриста УХСПЧ Евгения Чекарева, на этих четырех листах нет никакой реакции министерства на «фактически незаконные действия его подчиненных, которые в некоторых регионах Украины до сих пор проводят безосновательные проверки домов переселенцев».

«А потом – незаконно лишают их выплат. Таким образом, те, кто готовил этот ответ, написали немало букв, но по сути нашего главного вопроса – ни одной. И аналогичные ответы из этого текста министерство направляет с середины 2018 года, УХСПЧ может предоставить тому подтверждение», – отмечает юрист.

УХСПЧ в своем обращении акцентировал внимание именно на проведении проверок без правовых на то оснований и предпосылок. Ведь подчиненные департаменты и управления труда и социальной защиты (УТСЗН) продолжают приходить к ВПЛ, которые уже получают социальные выплаты, и, если человек отсутствует по зарегистрированному месту жительства, его лишают права на получение пенсии или материальной помощи, что «является абсолютно незаконным».

«Хотим напомнить Министерству социальной политики и всем профильным департаментам и управлениям, что такие их действия – незаконны, ведь еще в июне 2017 года Окружной административный суд города Киева вынес постановление по делу № 826/12123/16, которым признал недействительными ряд положений некоторых подзаконных нормативно правовых актов, регламентирующих проведение проверок ВПЛ органами социальной защиты населения. Апелляционная инстанция оставила это решение без изменений, как и Верховный суд Украины уже в декабре 2018 года», – подытожили в УХСПЧ.

Напомним, что Донецкой области по состоянию на 31 января было официально зарегистрировано 487 532 внутренне перемещенных лиц. Почти треть пенсионеров в Донецкой области — переселенцы.