Группа ГКП в детском саду

Современная альтернатива яслям — группа кратковременного пребывания (ГКП). Во многих детских садах уже давно работает такая форма устройства детей младшего возраста.

Это группа в детском саду, которую посещают малыши от 1,5 до 3-х лет. Группа работает три часа в день с 9.00 до 12.00. Это государственная услуга и предоставляется всем желающим подавшим необходимые документы и вставшим в очередь. В детском саду, как правило, формируется две группы ГКП, в каждой из которых по 17 детей.

Зачисление. В группу ГКП зачисляют как в обычный детский сад. Необходимо подать документы: свидетельство о рождении ребенка, паспорт родителя, прописка (или регистрация по месту проживания). Вас вносят в очередь и предлагают место в ГКП по мере его появления. В первую очередь места получают дети, у которых местная прописка и льготники, далее дети у которых временная регистрация. Если вы зачислены, то вам приходит вот такое уведомление на электронную почту или звонят по телефону.

При поступлении необходимо сделать и сдать медицинскую карту ребенка, поступающего в детский сад, а так же 1 сентября принести справку о контактах с анализами (моча, общий анализ крови, энтеробиоз и яйца-глист).

Детский сад оформляет с родителями договор об образовательных услугах в двух экземплярах, один из которых выдается родителям на руки. Обязательно прочитайте его, чтобы быть в курсе ваших прав, а так же ответственности. Именно этим документом регулируются взаимоотношения между ДОУ и родителями. Если у вас будут возникать спорные вопросы ответы следует искать именно в этом документе.

Питание. Питания в группе кратковременного пребывания (ГКП) не предусмотрено, только питьевой режим. Подразумевается, что родители приводят в детский сад детей после завтрака и забирают их перед обедом.

Адаптация. Адаптация в группе кратковременного пребывания мягкая. Родителям разрешается заходить в группу, находиться какое-то время с детьми, постепенно уходить и оставлять их с воспитателем. Первые дни посещения ГКП длятся всего лишь по полчаса. Постепенно время пребывания увеличивается в зависимости от степени привыкания ребенка. Воспитатели советуют не нагнетать обстановку, не перегружать детей, приводить их на чуть-чуть, 30 минут — это более чем достаточно малышам для первых дней в ГКП.

Занятия. В группе кратковременного пребывания с детьми проводят развивающие занятия. По одному или по два занятия в день. Занятия классические: лепка, рисование, конструирование, аппликация.

Расписание в группе выглядит примерно так:

Понедельник: 9.15-9.25 — Музыкальные игры. 10.10- 10.20 — Дидактическая игра.

Вторник: 10.00 — 10.10 — Развитие движений. 10.20 -10.30 — Художественное творчество (чередуются лепка, рисование, аппликация).

Среда: 10.00 — 10.10 — Дидатическая игра. 10.20 -10.30 — Развитие речи.

Четверг: 10.00 — 10.10 — Развитие движения. 10.20 — 10.30 — Игры со строительным материалом.

Пятница: 10.10 — 10.20 — Развивающие игры. 10.30 — 10.40 — Музыкальные игры.

Сборы средств. Как правила в группу кратковременного пребывания ничего сверх естественного не требуется. Родителям предлагается организовать родительский комитет и сброситься на подарки или цветы воспитателям на праздники. Наша группа скидывается один раз в год по 2 000 руб. Игрушки, гигиена и так далее ничего не потребовалось.

Оплата за ГКП. В московском детском саду месячная оплата за группу кратковременного пребывания — 1 500 рублей. По желанию можно подать заявление на компенсацию части оплаты, которая будет приходить на вашу карточку. Заявление оформляется в момент подписания договора с ДОУ и отдается заведующей детским садом.

Выбрать желаемую образовательную организацию для посещения группы кратковременного пребывания (ГКП) теперь можно через портал mos.ru. Воспользоваться услугой «Запись (перевод) в детский сад» на портале может один из родителей или законных представителей ребенка. Для этого понадобятся паспортные данные заявителя и данные свидетельства о рождении ребенка.

В заявлении о записи ребенка в дошкольную группу можно также указать образовательную организацию для посещения ГКП и желаемый год поступления.

«Группы кратковременного пребывания помогают ребенку легче адаптироваться к детскому коллективу перед тем, как он начнет посещать группу полного дня», — рассказали в Комитете государственных услуг столицы.

Как уточнили в Департаменте информационных технологий города Москвы, записать ребенка в дошкольную группу родители или законные представители могут только на портале mos.ru. Информация об успешном зачислении в группу отображается в личном кабинете на mos.ru.

С момента перевода записи в дошкольные группы в электронный вид с 2014 года зарегистрировано более 900 тысяч обращений к этой услуге.

Как записать ребенка в дошкольную группу

Всего на портале mos.ru доступно более 250 электронных услуг и сервисов. Самые популярные из них — «Электронный дневник» (144,5 миллиона обращений), «Прием показаний приборов учета воды» (34,6 миллиона обращений), «Поиск и оплата штрафов ГИБДД» (21,5 миллиона обращений), «Получение и оплата ЕПД» (15,7 миллиона обращений), «Запись к врачу» (11,2 миллиона обращений), «Проход и питание в школах» (11,17 миллиона), «Прием показаний электросчетчиков» (4,07 миллиона обращений) и «Результаты ГИА» (4,6 миллиона обращений).

Группы кратковременного пребывания при детских садах, ориентированные на развитие малышей, преследуют те же цели, что и разнообразные центры раннего развития, однако стоимость пребывания ребенка в такой группе существенно ниже, а квалификация педагогов и содержание занятий не вызывают сомнений. Группы развития рассчитаны на детей от 3 до 7 лет, количество детей в группе – не менее 10. Родителей часто смущает то обстоятельство, что группы кратковременного пребывания комплектуются детьми разного возраста, но, на самом деле, в этом нет ничего страшного, и даже наоборот. Общаясь с малышами, старшие дети учатся помогать младшим и соизмерять свою силу в процессе игры, а дети младшего дошкольного возраста получают мощный стимул к обучению, ведь у них перед глазами постоянно находятся «взрослые» ребятишки, которым ни в чем не хочется уступать. Еще одним несомненным преимуществом группы кратковременного пребывания перед группой полного дня является меньшее количество в ней детей, что обеспечивает каждому из малышей больше внимания со стороны педагогов. К тому же, дети проводят в группе не целый день, а всего несколько часов 3-4 раза в неделю, и здесь вы не встретите простуженного малыша, которого привели потому, что маме обязательно нужно идти на работу. Совокупность этих факторов способствует тому, что дети в группах развития болеют не так часто, как в 12-часовой группе детского сада.

Как попасть в детский сад в Москве? Многие родители задаются этим вопросом. Если у вас в скором времени родится ребенок и вы рассматриваете возможность поступления в государственный детский сад, мы расскажем, что для этого нужно сделать. В нашем материале мы будем говорить именно о Москве, ситуация в других города нашей страны может сильно отличаться.

Всем известно, что далеко не во всех московских районах детских садиков достаточно, и все знают про очереди в детские сады. Сейчас в Москве действует электронная система распределения, которая помогает сделать процесс более наглядным. Чтобы подать заявление на поступление идти никуда не нужно, все можно сделать из дома через сайт mos.ru.

Для того, чтобы подать заявление, вначале необходимо оформить документы на ребенка – получить свидетельство о рождении, сделать регистрацию (прописку).

Далее все достаточно просто – необходимо зарегистрироваться на портале (либо иметь регистрацию на сайте gosuslugi.ru), зайти в раздел «Образование”, и там в популярных есть раздел «Детские сады”. Вам туда, а далее в раздел «Запись в детский сад”. Подать заявку может любой из родителей.

Потом вы внимательно заполняете заявление, но именно здесь необходимо учитывать некоторые нюансы.

  • Ясельных групп в Москве практически нет. Хоть и прописано, что детей должны принимать в сад с полутора лет, но если у вас нет льгот (их список можно посмотреть ) вероятность попадания на полный день в таком возрасте стремится к нулю. В этом возрасте можно рассчитывать на ГКП – группы кратковременного пребывания. В зависимости от сада время пребывания в них может варьироваться – от 3 и до 5 часов. Чтобы попасть в ГКП – в заявлении нужно поставить галочку в соответствующей графе.
  • По действующей сейчас системе, распределение на сентябрь начинается в марте и идет до конца мая. В первую очередь распределяют детей из основного списка, которым 1 сентября уже будет 3 года, следующими тех, кому будет от 2.8 до 3. По опыту предыдущих лет, распределение более младшей возрастной категории весной не проводится. Потом начинают распределять дополнительный список.

Поясним – основной список – это постоянно зарегистрированные в Москве дети с территории, прикрепленной к желаемому образовательному комплексу. Дополнительный – это все остальные. Из него в первую очередь распределяют детей, постоянно зарегистрированных в Москве, но не прикрепленных к комплексу. Получить место в детском саду с временной регистрацией практически невозможно, так как они стоят в очереди последними.

  • Если вашему ребенку меньше 2.8 на 1 сентября, то не отчаивайтесь – распределение продолжается практически весь год. На примере 2016 года – в августе распределили детей, кому 2.8 исполнялось в сентябре, а далее в течение года группы постоянно доукомплектовывались. Единственное, попасть в желаемый садик в такой ситуации очень сложно, распределяют детей по остаточному принципу – туда, где есть места.
  • Далее, при заполнении заявления вы можете выбрать до 3 образовательных комплексов – 1 основной и 2 дополнительных. Учитывайте, что на этом этапе выбрать приоритетные детские садики нельзя, выбирать вы будете уже тогда, когда дадут место в комплексе. Если вы хотите попасть в сад не по прописке, то есть такая рекомендация – выбрать только одно образовательное учреждение. Чаще всего распределяют именно в него. Но если ситуация с садиками в районе плохая и детей очень много, могут дать место и туда, куда вы в очереди не стояли. Чаще всего это комплексы соседних районов.
  • Обязательно следите за статусом заявления. После его подачи проходит межведомственная проверка указанных данных. Если что-то не удалось подтвердить, вам придет уведомление, что в течение 20 дней необходимо принести такой-то документ в такую-то организацию. Это нужно сделать, иначе заявление могут аннулировать.

Конечно, здесь мы ответили далеко не на все вопросы, которые возникают у родителей при подаче заявки на поступление в детский сад, а некоторый вопросы, например, про перевод из одного сада в другой, не поднимали вовсе. Подробную информацию всегда можно получить на сайте , а также по телефону Центра информирования населения о предоставлении образовательных услуг Департамента образования города Москвы 8(495) 530-71-71 (понедельник – пятница, с 09-00 до 19-00).

Зачисление ребенка в детский сад – процедура, которая строго регламентирована законом. Распределение на новый учебный год в Московской области осуществляется с 1 апреля по 31 августа. Если ребенку не хватило места в текущем году, ему предложат свободное место в другом детском саду. При отказе от предложенного места его оставляют в очереди еще на один год. При избрании альтернативного пути после зачисления ребенка в детский сад пишется заявление на перевод в желаемую дошкольную организацию. Как действовать, если нет мест в детском саду, читайте в материале портала mosreg.ru.

Согласно закону

Источник: Министерство строительного комплекса Московской области

Законодательное регулирование вопроса регистрация детей, а также их последующее распределение в дошкольные образовательные учреждения осуществляется на основании Федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также Административных регламентов местной администрации соответствующих городских округов и муниципальных районов на основании вышеуказанных федеральных актов.

Представители ДОУ имеют право отказать об устройстве ребенка в детский сад только в том случае, если нет свободных мест. Отказывать по каким-либо другим причинам не имеют права.

Обратиться в вышестоящие органы

Источник: Фотобанк Московской области, Роман Варцев

При отсутствии мест в детском саду для ребенка от 3-х лет родители могут обратиться к начальнику Управления образования местной администрации. На личном приеме объясните, почему вам требуется место в детском дошкольном учреждении. Словесное заявление подкрепите ходатайством от работодателя, в котором указано, что вы ценный сотрудник, и вам необходимо выйти на работу.

По закону, родители также могут пойти на прием в прокуратуру или отправить письмо Президенту России для решения данного вопроса. Заявление будет рассмотрено в установленный законом срок (как правило, в течение 30 дней). Решение высылается в письменном виде по месту регистрации.

Узнайте, какие документы нужно оформить при рождении ребенка в Подмосковье>>

Обратиться за компенсацией

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

В некоторых муниципальных образованиях Московской области выплачивается компенсация из средств муниципального бюджета за непредоставление мест детям в муниципальных детских садах на основании решения органов местного самоуправления и при условии предоставления в муниципальный орган Управления образованием необходимых документов.

Данный вопрос относится к компетенции муниципалитетов, и для его решения необходимо обращаться в Управление образованием месту жительства.

Посещать группу неполного дня

Источник: ©, пресс-служба администрации городского округа Реутов

Группы кратковременного пребывания рассчитаны не более чем на три часа без питания и сна. Группы сокращенного дня рассчитаны на 5 часов пребывания с питанием, но без сна. Такую услугу предоставляют муниципальные и частные детские сады.

По сути, ребенок получает там всю программу дошкольного образования. С ним работают по нескольким направлениям, таким как социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и физическое. В муниципальных детских садах дети получают бесплатное дошкольное образование. В частных детских садах оплачиваются платные образовательные услуги.

Как записать ребенка в 1 класс в Подмосковье>>

Пойти в частный детский сад

Источник: Главное управление государственного строительного надзора Московской области

В Московской области работает программа поддержки частных детских садов, которые принимают детей из очереди – программа частно-государственного партнерства. На содержание одного ребенка в частном детском саду из бюджета Московской области выделяются ежемесячно субвенция и субсидия. Плата родителей за пребывание ребенка в такой дошкольной образовательной организации приближена к средней плате в муниципальном детском саду по Московской области, за исключением дополнительных платных образовательных услуг.

После зачисления в такой детский сад пишется заявление на перевод в муниципальный детский сад по месту жительства. Ребенок возвращается в очередь по первоначальной дате постановке на учет, заявлению присваивается статус «Желает изменить ДОУ». Заявление рассматривается при текущем доукомплектовании групп в порядке очередности.

Как предположили образовательные чиновники, у педагогов подоспела пора отчетов и верстки финансовых планов. Однако прогрессивным молодым мамам и папам, поставленным перед необходимостью немедленно принять важное решение, от этого не легче. ProРодитель проконсультировался с заведующей кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» Московского городского психолого-педагогического университета Ириной Бурлаковой и выяснил: чтобы найти верный ответ на этот вопрос, надо разобраться с несколькими моментами.

Зачем вообще нужна эта «группа кратковременного пребывания»?

Трехчасовые занятия, освобожденные от таких «радостей» как дневной сон или еда в группе, позволяет легче пройти период адаптации к детскому саду. Большинство малышей за месяц-полтора вполне осваиваются в новой обстановке. И тогда они уже могут перейти из группы кратковременного пребывания (ГКП) в полноценный детский сад.

Формально считается, что ГКП дает молодой маме три часа свободной жизни. Успеть поработать в это время вряд ли получится — слишком короткий промежуток, но отдохнуть или что-то сделать по хозяйству — вполне.

Кроме того, в ГКП ребенок может познакомиться с инфекциями и микробами, с которыми в семье он не встречался. Попав в детский коллектив, малыш, с большой вероятностью, первое время будет болеть — это, к сожалению, неизбежно. Но расправившись со многими болезнями один раз, он приобретет иммунитет. И потом, когда родители отдадут малыша в полноценный детский сад, есть шанс что он будет не так подвержен разным хворям.

Семья или детский сад?

Дошкольное образование у нас не обязательное, поэтому всегда есть возможность подержать ребенка до семи лет дома, а потом уже отправить в первый класс, но поступать так стоит далеко не всегда. Образование, получаемое в садике, выигрывает у семейного за счет своей регулярности, систематичности работы с детьми и профессионализма педагогов. Если резкого отторжения нет, в садик ребенка лучше водить.

ГКП или развивающие занятия?

С точки зрения развития ребенка, отдельные занятия, на которых он находится с мамой, зачастую могут быть полезней посещения ГКП. Ведь даже кратковременное посещения садика связано со многими дополнительными, — зачастую неприятными — моментами: разлучение с мамой, вокруг коллектив, надо привыкнуть слушаться воспитательницу… Поэтому выбирать ГКП как постоянную форму досуга ребенка вряд ли стоит. В основном задача этих групп — именно адаптация к садику.

Как понять, готов ли ребенок посещать группу кратковременного пребывания?

Есть три простых критерия:

— Режим. Малыш должен быть готов легко вставать рано утром, чтобы успеть к началу занятий, без громких протестов и истерик.

— Общение. Если ребенок на прогулке хоть как-то общается или взаимодействует со сверстниками, то, скорее всего, он будет более или менее комфортно себя чувствовать в группе.

— Контакт с чужим взрослым. Пригласите кого-то из надежных друзей и попытайтесь оставить малыша с ним. Сначала познакомьте их, объясните, что это — хороший человек, а вы уходите совсем ненадолго и обязательно вернетесь. Если ребенок переживет этот тест относительно спокойно — это хороший признак, что он готов ходить в детский сад.

В каком возрасте стоит отдавать малыша в ГКП?

Лучше всего это делать в промежутке от 2 до 3 лет, максимум — в 3,5 года. Раньше крохе будет очень тяжело приспособиться к новой жизни, а более взрослых обычно записывают сразу в группу полного дня детского сада.

Будет ли ребенок первое время плакать в кратковременной группе?

Реакция может быть очень разной, все зависит от личности маленького человека. Кто-то легко расстается с мамой, кто-то — с большим трудом. Но в любом случае надо быть готовым, что первые полторы-две недели малыш будет отправляться в детский сад со слезами. Если плач продлиться дольше, пропадет аппетит или нарушится сон, стоит посоветоваться с педагогом и психологом и, возможно, от посещения ГКП отказаться.

Бывает так, что ребенок с легкостью уходит в садик, когда его отводит папа или бабушка, и с ревом, если за дело берется мама. Это вполне объяснимо — с кем-то из взрослых крохе расстаться легче, с кем-то сложнее. Возможно, правильный выбор сопровождающего поможет предотвратить утренние истерики.

Какой режим ГКП лучше подойдет для ребенка?

Группы кратковременного пребывания бывают двух видов: утренние и вечерние. В одни надо приходить к девяти утра, в другие — после обеда. С точки зрения физиологии и психологии, лучше ходить в «первую смену». После длинного ночного сна у малыша остается больше сил для занятий и привыкания к необычной для него обстановке, чем после короткого и не такого крепкого дневного отдыха.

Как распознать настоящую Мэри Поппинс?

Маме намного проще отпускать ребенка в группу, если она уверена в доставшемся ребенку педагоге. Если есть возможность, посмотрите, как работает воспитательница с детьми. Опасный признак, если кто-то из детей в группе сидит и плачет. Некоторые воспитатели считают, что таким надо дать выплакать свое горе. Это не слишком правильное решение: двух-трехлетних малышей очень легко отвлечь, переключить их внимание и тем самым успокоить. Настоящая Мэри Поппинс обязательно придет на помощь горюющему ребенку.

Еще три аспекта

— Горшочный вопрос. Сейчас большинство детей растут в памперсах и поэтому поздно приучаются пользоваться горшком. Педагоги в детском саду к этому давно привыкли, относятся спокойно и никаких жестких требований не предъявляют. Наоборот, понемногу помогают приучиться делать свои дела «по-взрослому».

— Не сможет пожаловаться. Многих родителей пугает, что кроха, еще не научившийся нормально говорить, не сможет пожаловаться на обиды и притеснения со стороны воспитателя. Но на самом деле большой беды в этом нет. Если с ребенком произошло что-то плохое, его обижали, не уделяли нужного внимания или еще каким-то образом обошлись с ним не лучшим образом, это будет по нему очень хорошо заметно. Да и воспитателю стоит больше доверять: в детских садиках работают профессиональные педагоги, а не изверги, они сами заинтересованы в том, чтобы у их подопечных все было в порядке.

— Попытка — не пытка. Если предлагают записаться, а вы предполагаете ходить в будущем в садик — стоит согласиться и попробовать. Отказаться всегда успеете. Вдруг все пойдет хорошо с самого начала? А если нет, продолжать посещать группу кратковременного пребывания никто не обязывает.

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Целью образовательной политики государства в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.

Реализация поставленной цели решается в рамках следующих приоритетных направлений:

доступность дошкольного образования: развитие вариативных форм дошкольного образования;

развитие инклюзивного, интегративного и специального дошкольного образования: обеспечение доступности образования и определение образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;

психолого-педагогическая поддержка семьи: оказание помощи родителям, воспитывающим детей в семье.

Что такое вариативные формы дошкольного образования?

Вариативные формы дошкольного образования — это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования.

Вариативные формы дошкольного образования создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу.

Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Какие существуют виды вариативных форм дошкольного образования?

К вариативным формам дошкольного образования для детей относятся:

группа кратковременного пребывания;

центр игровой поддержки ребенка;

консультативный пункт;

служба ранней помощи;

лекотека;

семейный детский сад.

Расскажем о них подробнее…

Группы кратковременного пребывания (ГКП) — вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности.

В настоящее время к ГКП относятся:

«Адаптационная группа» — для детей от 2 месяцев до 3 лет, которая имеет целью обеспечение ранней социализации детей и адаптации их к поступлению в ДОУ;

«Группа развития» — для детей от 3 до 7 лет, преследующая цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых;

группа «Играя, обучаюсь» — для детей от 1,5 до 7 лет, обеспечивающая освоение ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирование основ готовности к школьному обучению;

группа «Будущий первоклассник» — для детей 5-6 лет, цель которой состоит в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;

«Группа для детей, у которых русский язык не является родным» — для детей от 3 до 7 лет, нацеленной на адаптацию нерусского ребенка в новой для него русскоязычной среде, на овладение им навыками русской речи, формирование его готовности к школьному обучению;

«Группа вечернего пребывания, выходного и праздничного дня» — для детей от 2 до 7 лет, цель которой заключается в оказании помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми;

«Группа для детей с отклонениями в развитии» — для детей от 2 лет до 7 лет, направленная на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, их воспитания и обучения, консультативно-методическую поддержку родителей.

группа «Особый ребенок» — для детей от 2 лет до 7 лет, направлена на оказание систематической психолого-медико-педагогической помощи детям-инвалидам, формирование предпосылок учебной деятельности, социальную адаптацию, содействие родителям в организации воспитания и обучения детей.

Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) создается с целью организации психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет на основе современных методов организации игровой деятельности, использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОУ.

Основные задачи ЦИПР:

оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности;

разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;

обучение родителей и специалистов ДОУ способам применения различных игровых средств обучения: организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;

консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов ДОУ с современными видами игровых средств обучения.

Консультативный пункт (КП) — для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Основные задачи КП:

оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста; проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;

оказание всесторонней помощи родителям и детям 5-6 лет, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.

Семейный детский сад (СДС) создается с целью обеспечения всестороннего развития детей от 1 года до 7 лет, реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка, расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии, поддержки многодетных семей и предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства.

На должность воспитателя СДС назначается родитель многодетной семьи, в которой он создается. В случае если в многодетной семье имеется один или двое детей дошкольного возраста, организация семейного детского сада допускается при условии приема детей дошкольного возраста из других многодетных семей.

Этапы создания семейного детского сада:

1. выявление потребности в услугах семейного детского сада на микроучастке.

2. изучение нормативной базы.

3. изучение опыта работы.

4. подбор кандидатов на должность воспитателя.

5. ознакомление с условиями семьи.

6. ознакомление воспитателя семейного детского сада с педагогическим процессом в ДОУ.

7. методическое обеспечение семейного детского сада.

8. консультации специалистов о возрастных особенностях.

9. обеспечение воспитателя практическим материалом.

10. мастер – классы, дни открытых дверей.

11. включение воспитателя семейного детского сада в педагогический процесс.

Служба ранней помощи (СРП) создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения.

Целью СРП является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

Основные задачи СРП:

проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;

осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушениями развития (риском нарушения);

включение родителей в процесс воспитания и обучения ребенка;

определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Лекотекасоздается с целью обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

Основные задачи:

реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников; проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры у детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития;

обучение родителей, специалистов государственных образовательных учреждений методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии;

проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребенка от 2 месяцев до 7 лет с нарушением развития;

психолого-педагогическое обследование детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей;

помощь родителям в подборе адекватных средств общения с ребенком;

подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка; поддержка инициатив родителей в организации программ взаимодействия семей.

Работа вариативных форм дошкольного образования обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе ФЗ «Об образовании», ФЗ » Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, приказ Министерства образования от 16.06.98 № 1578 «О платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями», письмо Минобразования от 16.12.98 № 01-50-205 » О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ, письмо Минобразования от 10.04.2000 № 106/ 23-16 » О направлении Программы развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально – экономических условиях», письмо Минобразования от 07.06.94 » О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения», письмо Минобразования от 22.07.97 № 990 » О подготовке детей к школе».

В дошкольном образовательном учреждении, открывающем вариативную форму должна быть создана нормативно – правовая база, разработанная на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют перечню документации:

1. Положение.

2. Приказ учредителя от открытии на базе конкретного дошкольного образовательного учреждения вариативной формы.

3. Устав дошкольного образовательного учреждения, в котором указываются конкретные образовательные услуги, предоставляемые учреждением в разделе «Образовательная деятельность» ( как в пределах выделенных бюджетных ассигнований для детей и родителей, так и при реализации дополнительных образовательных услуг, предоставляемых детям дошкольного возраста и родителям за плату) с полным их перечнем.

4. Договор с родителями, желающими пользоваться услугами .

5. Смета расходов на содержание ребенка.

6. Штатное расписание.

7. Должностные инструкции.

8. Дополнительные соглашения ( или трудовые договора ) с работниками по оказанию услуг.

9. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании вариативной формы.

10. Режим дня и распорядок организации жизнедеятельности детей.

12.Образовательная програма

ТИПОВОЙ МАКЕТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Элемент структуры модели вариативной формы

Описание содержания

Паспорт модели вариативной формы дошкольного образования

Наименование вариативных форм дошкольного образования

Заказчик вариативных форм дошкольного образования

(заказчиком может выступать муниципальный орган образования.

Разработчики вариативных форм дошкольного образования

(разработчиком могут выступатьобразовательное учреждение, физические лица).

Исполнители вариативных форм дошкольного образования

образовательные учреждения разных уровней и видов.

Сроки функционирования вариативных форм дошкольного образования

Нормативно- правовые основы создания вариативной формы дошкольного образования

Федеральный уровень:

Региональный уровень:

Муниципальный уровень:

Анализ и оценка социально – экономической ситуации существующей в сфере дошкольного образования (города, сельского округа, района, области).

Анализ и оценка существующей ситуации в сфере дошкольного образования на муниципальном уровне.

Анализ состояния дошкольного образования должен исходить из понимания дошкольного образования как особой системы.

Количественно-качественные показатели группируются в четыре блока:

– «Обеспечение государственной гарантии на общедоступность дошкольного образования, удовлетворение потребности населения в дошкольных образовательных услугах»;

— «Условия содержания и образования детей» ( конкретно по детскому саду)

— «Кадровый потенциал» ( конкретно по детскому саду)

— «Финансирование и хозяйственная деятельность» ( конкретно по детскому саду)

С целью выявления основных тенденций (позитивных и негативных), ключевых проблем, потенциальных возможностей, скрытых ресурсов анализ состояния системы дошкольного образования в регионе (муниципальном образовании) необходимо провести с учетом показателей последних 3-4 лет.

Анализ состояния системы дошкольного образования целесообразно завершить оценкой степени ее эффективности, т.е. оценкой достигнутого на «фоне» необходимого состояния системы.

Стратегия и основные направления создания вариативной формы.

В этом разделе определяются цели (что), ценностные ориентиры (ради чего) и основные способы (как) реализации вариативных моделей дошкольного образования.

Целями создания вариативных форм могут быть:

-обеспечить условия для реализации конституционного права граждан на доступное и бесплатное дошкольного образования;

— задавать и реализовывать высокие стандарты качества в сфере дошкольного образования, которые будут отвечать развивающимся интересам родителей и детей;

— способствовать реализации преемственности в содержании и технологиях образования между дошкольным учреждением и школой в интересах ребенка, семьи, общества и государства;

— обеспечивать равные стартовые возможности детей для обучения в начальной школе;

— обеспечивать профессиональный рост управленческих и педагогических кадров, способных осуществлять качественное дошкольное образование.

Направления развития дошкольного образования вытекают из анализа и оценки состояния системы дошкольного образования:

– реализация комплекса мер по обеспечению государственной гарантии на общедоступность дошкольного образования, удовлетворения потребности населения в дошкольных образовательных услугах;

— совершенствование условий содержания и образования детей;

— развитие кадрового потенциала дошкольного образования (подготовка педагогических кадров, повышение квалификации, совершенствование механизмов аттестации);

— совершенствование финансовой и хозяйственной деятельностидошкольных образовательных учреждений (внедрение новых финансово-экономических механизмов, стимулирующих повышение качества и эффективности деятельности ДОУ);

-обеспечение качества дошкольного образования (достижение необходимого уровня развития детей).

Задачи создания вариативной формы.

Задачи формулируются в соответствии с основными направлениями и приоритетами образовательной политики в стране с учетом региональной образовательной политики.

Задачи должны формулироваться с учетом следующих особенностей:

— реалистичность – соответствие ресурсным возможностям территории;

— конкретность – соответствие исключительно данному региональному (муниципальному) образованию;

-специфичность – основанность на характерных (уникальных) особенностях региона (муниципального образования);

-действенность – направленность на совершение определенных действий, проявление активности, мотивацию всех субъектов стратегического планирования.

Задачи программы развития дошкольного образования (должны соотноситься с результатами, заявленными в стратегии):

-обеспечить увеличение охвата детей дошкольным образованием в муниципальном образовании;

— создать условия для обеспечения прозрачности для граждан и общественности

Система мероприятий как совокупность институциональных и правовых преобразований.

Система мероприятий обеспечивает организацию вариативных моделей дошкольного образования в целом. Понятие системы предполагает, что мероприятия взаимосвязаны между собой и их совместная реализация дает системный эффект, который не будет достигнут при их раздельной реализации.

Эффективность реализации организационных мероприятий следует оценивать по степени их влияния на процессы в дошкольном образовании региона и как следствие в других важных социальных сферах

Группировка программных мероприятий должна соответствовать структуре поставленных целей и задач программы.

Каждое мероприятие характеризуется:

-целью;

-планом действий по достижению заданной цели по годам создания вариативных форм дошкольного образования;

-объемом и источниками финансирования;

-показателями эффективности;

-результатами реализации с точки зрения обеспечения потребностей населения.

Исходя из анализа состояния дошкольного образования в регионе (муниципальном образовании), разработчики ранжируют проблемы, определяют очередность и последовательность их решения. При планировании мероприятий целесообразно сгруппировать их в некие подпрограммы, подразумевая направленность ряда мероприятий на достижение одной конкретной цели.

Планируемые результаты реализации вариативной формы дошкольного образования

Результаты реализации вариативной формы дошкольного образования должны быть соотнесены с целями и задачами. Результаты могут быть детализированы в более конкретном варианте.

В ходе выполнения мероприятий ожидается:

— обеспечение конституционного права граждан на доступное дошкольное образование

— сокращение очерёдности в дошкольных образовательных учреждениях;

— создание новых видов дошкольных учреждений (создание альтернативных форм дошкольного образования), позволяющих эффективно использовать все виды ресурсов;

— удовлетворенность населения и начальной школы качеством дошкольного образования

— формирование качественной системы дошкольного образования;

— обеспечение в дошкольных образовательных учреждениях условий, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, в том числе в части сохранения и укрепления здоровья воспитанников;

— использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения в работе с родителями;

— внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс управления дошкольным образованием;

— привлечение в отрасль высококвалифицированных кадров, а также молодых специалистов.

-обеспечение прозрачности комплектования дошкольных государственных образовательных учреждений для населения;

-увеличение охваченности разными формами дошкольного образования всех нуждающиеся детей в возрасте от 3 до 7 лет; проживающих в регионе;

-предоставление возможности получения услуг по консультированию и психолого-педагогической помощи детям всех нуждающихся семей с детьми в возрасте от 1 года, до 3 лет;

— включение дошкольных государственных образовательных учреждений в систему мониторинга здоровья детей, реализация дошкольными государственными образовательными учреждениями современных здоровьесохраняющих технологий;

-обеспечение информацией о своей деятельности и качестве образовательных услуг всеми дошкольными государственными образовательными учреждения общественных организаций и граждан;

-создание в дошкольных государственных образовательных учреждениях органа самоуправления, реализующего государственно-общественный характер управления и участвующего в решении вопросов стратегического управления, финансово- хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

-предоставление возможности обучения русскому языку как неродному всем нуждающимся детям дошкольного возраста;

-создание информационно-коммуникационной среды, обеспечивающей родителям возможность повысить свою компетентность в вопросах развития и воспитания детей.

Ресурсное обеспечение

Этот раздел должен включать описание прогнозируемого объема финансирования на весь период реализации вариативных моделей дошкольного образования с указанием источников средств.

Объем расходов на выполнение подпрограмм или мероприятий развития вариативных моделей дошкольного образования ежегодно уточняются в процессе исполнения бюджета и при формировании бюджета региона (муниципального образования) на очередной финансовый год. Помимо финансовых ресурсов необходимо учитывать кадровые, научно-методические, информационные ресурсы.

Управление проектом

организации вариативной формы дошкольного образования.

Органом, создаваемым с целью управления проектом организации вариативной формы дошкольного образования, в том числе с привлечением общественности, может являться научно-координационный совет. В системе управления могут быть созданы рабочие группы и рабочие комиссии.

Целевые индикаторы и показатели социально-педагогических и экономических эффектов реализации вариативных форм

В качестве целевых индикаторов организации вариативных моделей дошкольного образования выступают:

1.Удельный вес детей в возрасте от 1 года до 3 лет, имеющих доступ к различным формам медико-психологической и педагогической помощи, в общей численности детей в возрасте от 1 года до 3 лет;

2. Удельный вес дошкольных государственных образовательных учреждений, использующих систему мониторинга здоровья воспитанников, в общем числе дошкольных государственных образовательных учреждений;

3. Удельный вес детей дошкольного возраста, охваченных разными формами дошкольного образования в общей численности детей дошкольного возраста в регионе (муниципальном образовании);

4. Удельный вес дошкольных государственных образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, в общем числе дошкольных государственных образовательных учреждений

5. Удельный вес детей 5-7 лет, охваченных предшкольной подготовкой в общей численности детей этой возрастной группы

6. Удельный вес специалистов системы дошкольного образования, имеющих высшее профильное образование и высшую квалификационную категорию в общей численности педагогических работников;

7. Удельный вес негосударственных дошкольных образовательных учреждений в общем числе дошкольных образовательных учреждений в регионе.

Остановимся подробнее на основных направлениях и мероприятиях создания вариативных форм:

1 этап – подготовительный

1. Изучение спроса родителей на данный вид услуги – анкетирование, соц.опрос, рекламные акции через средства массовой информации.

2. Подготовка нормативно – правовой базы:

— лицензирование дополнительной образовательной программы;

— внесение изменений в Устав;

— разработка Положения о …..;

— разработка формы договора с родителями;

— разработка формы договора с сотрудниками;

— разработка должностной инструкции.

3. Разработка Образовательной программы.

4. Подбор необходимого оборудования и создания условий в детском саду — подбор помещений, кадров, оснащение среды.

5. Налаживание контактов с соц. партнерами – поликлиника и т.п.

6. Комплектование группы.

2 этап – основной

1. Приказ о открытии вариативной формы в детском саду, утверждение Положения, режима работы.

2. Заключение договоров.

3. Пополнение развивающей среды

4. Открытие и работа группы

5. Запуск и апробация различных форм работы с детьми и родителями

6. Анкетирование родителей.

3 этап – обобщающий

1. Подведение практических итогов реализации проекта, опрос удовлетворенности.

2. Оформление окончательной модели.