Изменения в постановление

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Административное право » О возможностях внесения изменений в протокол об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении.

На юридическое лицо составлен протокол об административном правонарушении и вручен под роспись. Через месяц приходит вновь уведомление о внесении изменений в протокол об административном правонарушении.

Вопросы:

Имеет ли право контролирующий орган вносить изменения в протокол об административном правонарушении?

Какие документы регламентируют внесение изменений в протокол об административном правонарушении?

Изменяются ли при этом сроки привлечения к административной ответственности и основания внесения изменений?

Ответ юриста

КоАП РФ не предусмотрена возможность внесения изменений в протокол об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении.

В данном случае возможно лишь исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в соответствии со ст. 29.12.1 КоАП РФ.

1. Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.

2. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении, решении, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, производится в порядке, установленном настоящей статьей.

3. Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения.

4. Копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, определение по делу об административном правонарушении, копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, решение, принятые по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения соответствующего определения направляются лицам, указанным в статьях 25.1 — 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебному приставу-исполнителю, органу, должностному лицу, исполняющим постановление, определение по делу об административном правонарушении, в случае подачи ими соответствующего заявления.

5. Копия вынесенного судьей определения об исправлениях, внесенных в постановление по делу об административном правонарушении, направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения соответствующего определения.

1. Комментируемая статья является важной гарантией законности вынесенных судьей, органом, должностным лицом постановлений и определений при рассмотрении дела об административном правонарушении. Положения данной статьи также непосредственным образом обеспечивают правильное и своевременное исполнение вынесенных постановлений и определений по каждому делу об административном правонарушении.

Аналогичные правовые механизмы предусмотрены и давно действуют в рамках гражданского (ст. 200 ГПК РФ), арбитражного (ст. 179 АПК РФ) и уголовного (п. 15 ст. 397 УПК РФ) судопроизводств. Важным условием при этом является внесение исправлений в постановление или определение без изменения их содержания, т.е. исправление носит технический характер и не затрагивает изменения правовых выводов, а также не касается фактических обстоятельств дела об административном правонарушении. При исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок не могут быть внесены изменения в описание фактических обстоятельств дела, в оценку доказательств, в указания о применении или неприменении законов или иных нормативных правовых актов, в мотивы признания виновности или невиновности лица, в результаты разрешения ходатайств участников производства по делу об административном правонарушении.

2. С инициативой об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок могут выступать три группы субъектов:

1) лица, непосредственно участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, к ним относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1 КоАП РФ), потерпевший (ст. 25.2 КоАП РФ), законные представители физического лица (ст. 25.3 КоАП РФ), законные представители юридического лица (ст. 25.4 КоАП РФ), защитники и представители (ст. 25.5 КоАП РФ), Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (ст. 25.5.1 КоАП РФ), прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ);

2) лица, исполняющие постановление или определение по делу об административном правонарушении, к ним относятся: судебный пристав-исполнитель, должностные лица, на которых законом возлагается обязанность по исполнению постановлений и определений по делу об административном правонарушении;

3) судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление и определение по данному делу об административном правонарушении.

3. Согласно процедуре, установленной в ч. 1 комментируемой статьи, лица, непосредственно участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, судебный пристав-исполнитель, должностные лица, исполняющие постановление, определение по делу об административном правонарушении, должны обратиться с заявлением к судье, в коллегиальный орган, к должностному лицу, рассматривавшим дело об административном правонарушении. В заявлении указываются судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, процессуальный статус заявителя и ошибки (описки, опечатки), подлежащие исправлению.

4. Ввиду того что КоАП РФ не предусматривает сроков обращения к судье, в коллегиальный орган, к должностному лицу с заявлением об исправлении ошибок, опечаток и арифметических ошибок, то после фактического исполнения постановления, определения по делу об административном правонарушении или истечения срока на принудительное исполнение постановления в данных действиях нет необходимости, следовательно, указанный способ устранения неполноты постановления, определения может быть применен до этих моментов.

5. В правоприменительной практике встречаются случаи, когда судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение, на момент обращения с заявлением уже не исполняют полномочия (в связи с переходом на другую работу, на другую территорию или местность, увольнением, длительным пребыванием в отпуске и т.п.). В этом случае необходимо обратиться с заявлением к тому судье, должностному лицу, которые замещают полномочия выбывшего должностного лица (судьи) либо на которых возложено временное исполнение полномочий данного должностного лица, судьи. Аналогичным образом следует поступать и в случае реорганизации государственного органа исполнительной власти.

6. Необходимо четко и правильно применять термины, указанные в комментируемой статье.

Под термином «описка», как правило, понимается техническая ошибка, допущенная при подготовке рукописного текста постановления, определения, рукописного заполнения бланка постановления, определения.

Под термином «опечатка», как правило, понимается неправильное написание слова, названия, цифры или неверная постановка знака препинания, допущенные при изготовлении постановления, определения с помощью технических средств.

Арифметические ошибки, как правило, могут быть связаны с неправильным совершением арифметического действия при сложении, вычитании, умножении, делении цифр, носят явный характер и обнаруживаются при повторном подсчете при тех же исходных данных.

Не считается арифметической ошибкой, если расчет, по существу, произведен неверно, т.е. когда избран совершенно другой принцип расчета, например, размер штрафа исчислялся не в соответствии с кратной величиной, установленной ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ.

По нашему мнению, нельзя квалифицировать следующие действия как исправление описок, опечаток и арифметических ошибок: изменение мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении; исключение правового вывода из мотивировочной части постановления, определения; замена норм права, на которые ссылается судья, орган, должностное лицо при вынесении постановления, определения; исправление резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении, в результате которого назначается большее или меньшее административное наказание, а равно другое административное наказание; исправление опечатки, повлекшее признание «виновным» вместо «невиновным» лица, и наоборот; внесение в вводную и резолютивную части постановления, определения пропущенных фамилий должностных лиц коллегиального органа; внесение в вводную часть постановления, определения фамилий пропущенных участников производства по делу об административном правонарушении.

7. Согласно ч. 2 комментируемой статьи положения этой статьи распространяются на порядок внесения исправлений описок, опечаток и арифметических ошибок в решения и постановления, выносимые по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении.

8. Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения. В определении об исправлении описки, опечатки или арифметической ошибки указывается, по чьей инициативе оно выносится; в чем заключается допущенная ошибка в определении, постановлении; какими документами (доказательствами) подтверждается правильность внесения исправлений в определение, постановление. В остальном оно должно соответствовать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ.

9. Комментируемая статья не предусматривает проведение заседания для принятия определения о внесении исправлений описок, опечаток и арифметических ошибок. Вместе с тем для обеспечения законных прав и интересов участников производства по делу об административном правонарушении в ч. 4 комментируемой статьи закреплена гарантия об извещении этих лиц о вынесении подобного определения.

К сожалению, положения ч. 4 анализируемой статьи имеют не совсем ясную формулировку. С одной стороны, положения статьи говорят о том, что копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, определение по делу об административном правонарушении, копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, решение, принятые по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения соответствующего определения направляются участникам производства по делу об административном правонарушении только в случае подачи ими соответствующего заявления. С другой стороны, если такое определение выносится по инициативе самого судьи, органа, должностного лица, рассматривавших дело об административном правонарушении, при отсутствии извещения участников производства по делу об административном правонарушении о рассмотрении данного вопроса, то вряд ли такое положение дел должно быть признано законным, так как никто и не узнает о вынесении такого определения. Тем самым будут грубо нарушены права участников производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. ст. 25.1 — 25.5.1, 25.11 КоАП РФ.

Следовательно, по нашему мнению, копия определения об исправлениях, внесенных в определение, постановление и решение, должна в обязательном порядке направляться лицам, указанным в ст. ст. 25.1 — 25.5.1, 25.11 КоАП РФ.

Относительно других лиц: судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, копия определения об исправлениях, внесенных в определение, постановление и решение, должна направляться в следующих случаях:

1) по заявлению судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении;

2) когда инициатива о вынесении такого определения исходила от судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении;

3) в обязательном порядке, если исправление касается правильного исполнения определения, постановления, решения.

10. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи при вынесении определения об исправлениях судьей копия этого документа в обязательном порядке в течение трех дней направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.

11. Статья 30.1 КоАП РФ не предусматривает право на обжалование определений об исправлениях, внесенных в постановление, определение по делу об административном правонарушении, постановление, решение, принятых по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении.

Однако в гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводствах подобные определения могут подлежать обжалованию путем подачи частной жалобы в вышестоящую инстанцию.

В силу ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, распространяются непосредственно как на само законодательство об административных правонарушениях, так и на соответствующие правоприменительные акты органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также на судебные решения.

Как отмечается в п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 13.07.2010 N 15-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 4.5, части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А. Красной и И.В. Эпова», неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного его применения, что противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, из которых вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования; в противном случае может иметь место противоречивая правоприменительная практика, что ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Частью 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 указанной статьи).

На наш взгляд, отсутствие надлежащих механизмов судебного контроля за порядком вынесения определений об исправлении вынесенных постановлений и определений в законодательстве об административных правонарушениях не исключает возможность судебной проверки жалоб на действия и решения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Таким образом, к рассмотрению жалоб на подобные определения должен применяться порядок, установленный гл. 30 КоАП РФ.

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, сентябрь 2018 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).

Штатное расписание в любой компании применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности работников организации. Поэтому если в них происходят какие-либо изменения (например, введение или исключение штатных единиц, перевод должностей из одного структурного подразделения в другое, изменение окладов и пр.), возникает необходимость внесения ­изменений в сам документ. Разберемся, как это оформить.

Начнем с того, что штатное расписание относится к организационным документам и является актом, который обязательно должен быть в любой компании. В трудовом законодательстве не содержится четкой формулировки о необходимости для работодателя оформлять такой документ, но штатное расписание упоминается в ст. 15 ТК РФ (которая включает определение трудовых отношений) и в ст. 57 ТК РФ, согласно которой обязательным для включения в трудовой договор условием является трудовая функция, а именно: работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы. Кроме того, ссылка на штатное расписание содержится в п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 г. № 69, где отмечается, что записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации. Поэтому отсутствие штатного расписания проверяющие органы зачастую расценивают как нарушение законодательства о труде и охране труда и накладывают административную ответственность, ­применяя ст. 5.27 КоАП РФ.

Унифицированная форма данного документа предусмотрена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, однако согласно разъяснениям Минфина РФ, представленным в информации от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете”», применение этой формы носит ­рекомендательный характер.

Напомним, с 1 января 2013 г. формы документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не обязательны к применению (кроме кассовых документов). Первичные учетные документы теперь могут быть составлены по формам, утвержденным самой компанией, которая уполномочена определять состав этих документов и перечень лиц, имеющих право их подписывать. Также работодатели теперь при необходимости могут включать в документы и ­дополнительные реквизиты.

Штатное расписание в любой организации применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности работников, поэтому оно выполняет несколько функций:

  • дает возможность наглядно увидеть организационную структуру компании (ее структурные подразделения);
  • определяет штатную численность работников в структурных подразделениях и количество штатных единиц по каждой должности ­(профессии);
  • содержит информацию о размере оплаты труда по каждой должности (профессии) и размере фонда оплаты труда в разрезе структурных подразделений, а также компании в целом;
  • позволяет отслеживать вакансии.

Поскольку основополагающим моментом при составлении штатного расписания является организационная структура предприятия (это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними), данные в него вносятся на ее основе.

Таким образом, организационная структура компании будет отражена в штатном расписании в части структурных подразделений и ­должностей (профессий) (Пример 1).

Как видно из унифицированной формы, утверждается штатное расписание приказом, подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ размер должностного оклада (тарифной ставки) не может быть при начислении ниже законодательно установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ) при условии отработки нормы рабочего времени по производственному календарю.

С 1 мая 2018 г. МРОТ составляет 11 163 рубля (ст. 2 Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ).

В настоящий момент федеральный минимальный размер оплаты труда составляет 5965 руб. (Федеральный закон от 01.12.2014 № 408-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»). В регионах РФ согласно региональных соглашений могут быть установлены повышенные ­размеры МРОТ.

Для наглядности в нашем примере в штатном расписании отражены районный коэффициент в размере 1,25 (действует для Новосибирской области на основании постановления Администрации Новосибирской области от 20.11.1995 № 474) и сумма надбавки за увеличенный объем работы, т.к. все виды компенсаций и стимулирующих выплат так же, как и оклад, должны быть указаны в штатном расписании. Кроме того, они входят в структуру заработной платы и, соответственно, включаются в МРОТ.

Пример 1

Штатное расписание

СвернутьПоказать

Надбавки и доплаты, включенные в штатное расписание, должны быть отражены в трудовом договоре работника, замещающего эту штатную единицу, с обязательным указанием на вид надбавки или доплаты и ее размер.

Например, раздел типового трудового договора об оплате труда может выглядеть так, как показано в Примере 2.

Пример 2

Фрагмент типового трудового договора

СвернутьПоказать

5. ОПЛАТА ТРУДА

5.1.1. Оклад в размере __________ (________________)2 рублей в месяц;

5.1.2. Районный коэффициент в размере ____________ (____________)3 рублей в месяц;

5.1.3. Надбавка в размере ____________ (____________)4 рублей в месяц за ___________________5.

5.2. Работнику могут выплачиваться премии в сроки, порядке и размерах, определяемых внутренними документами Работодателя, в том числе:

5.2.1. Разовые премии за выполнение заданий, результат которых может иметь существенное значение для Работодателя;

5.2.2. Премии по итогам работы за определенный период времени в зависимости от качества исполнения Работником условий настоящего Трудового договора в течение отчетного периода времени и / или выполнения иных условий, необходимых для выплаты такой премии, определенных соответствующим внутренним документом Работодателя.

5.3. Работодатель может осуществлять иные выплаты стимулирующего и компенсационного характера в пользу Работника, предоставлять Работнику льготы и гарантии в ­соответствии с внутренними документами Работодателя.

5.4. Заработная плата Работника перечисляется на карточный счет Работника в банке6.

И здесь возникает вопрос: как быть с соблюдением требований законодательства о МРОТ, когда речь идет о частичной занятости (например, совместительстве)?

С 1 мая 2018 г. МРОТ составляет 11 163 рубля (ст. 2 Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ). Пример 3 СвернутьПоказать

В штатном расписании предусмотрена одна штатная единица должности «юрисконсульт» с окладом 10 000 рублей. Однако у работодателя нет необходимости принимать сотрудника на полную ставку, если он не может обеспечить его работой на полный рабочий день. Поэтому при оформлении работника на 0,5 ставки норма времени сократится наполовину, и вместо 40 часов в неделю работник фактически будет отрабатывать 20 часов. Соответственно, его заработная плата будет начислена пропорционально отработанному времени (например, расчет заработной платы за ноябрь 2015 года: 10 000 рублей /159 часов по норме × 80 часов по факту (по ­условиям трудового договора) = 5 031,45 рублей).

В подобных ситуациях размер заработной платы будет меньше МРОТ, но нарушения законодательства о МРОТ при этом не будет, т.к. по условиям трудового договора работник трудится по 4 часа в день. Так, согласно ст. 92 ТК РФ продолжительность рабочего времени конкретного сотрудника устанавливается трудовым договором. А по соглашению между работником и работодателем неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии (ст. 93 ТК РФ).

В трудовом договоре в таком случае можно указать, например, следующие формулировки:

С 1 мая 2018 г. МРОТ составляет 11 163 рубля (ст. 2 Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ).

  1. В разделе «Оплата труда»: «Работнику устанавливается должностной оклад в размере 10 000,00 (Десять тысяч) рублей (в соответствии со штатным расписанием). Оплата труда производится ­пропорционально ­отработанному времени».
  2. В разделе «Условия труда»: «Работнику устанавливается неполный 4-часовой рабочий день при 5-дневной 20-часовой рабочей неделе»7.

Таким образом, 0,5 ставки по должности юриста будут вакантны, и работодатель может принять на работу впоследствии на таких же условиях еще одного сотрудника.

Проекты постановлений главы города

Проект постановления главы города Нефтеюганска «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации города Нефтеюганска, органов администрации города Нефтеюганска и урегулированию конфликта интересов»

Проект постановления главы города Нефтеюганск «О внесении изменений в постановление главы города Нефтеюганска от 22.06.2017 № 52 «О кадровом резерве органов местного самоуправления города Нефтеюганска»»

Проект постановления главы города Нефтеюганск «О внесении изменений в постановление главы города Нефтеюганска от 09.01.2018 № 3 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в администрации города Нефтеюганска, органах администрации города Нефтеюганска, и муниципальными служащими администрации города Нефтеюганска, органов администрации города Нефтеюганска сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»»

Проект постановления главы города Нефтеюганск «О внесении изменения в постановление главы города Нефтеюганска от 22.06.2017 № 52 «О кадровом резерве органов местного самоуправления города Нефтеюганска»»

Проект постановления главы города Нефтеюганска «О внесении изменения в постановление главы города Нефтеюганска от 11.04.2017 № 21 «О Порядке размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности города Нефтеюганска в администрации города Нефтеюганска, а также членов их семей на официальном сайте органов местного самоуправления города Нефтеюганска в сети Интернет и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования»»

Проект постановления главы города Нефтеюганска «О внесении изменения в постановление главы города Нефтеюганска от 22.06.2017 № 52 «О кадровом резерве органов местного самоуправления города Нефтеюганска»»

Проект постановления главы города Нефтеюганска «О внесении изменения в постановление главы города Нефтеюганска от 04.08.2017 № 72 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации муниципальных служащих органов местного самоуправления города Нефтеюганска»»

Проект постановления главы города Нефтеюганска «О внесении изменения в постановление главы города Нефтеюганска от 09.01.2018 № 3 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в администрации города Нефтеюганска, органах администрации города Нефтеюганска, и муниципальными служащими администрации города Нефтеюганска, органов администрации города Нефтеюганска сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»»

Проект постановления главы города Нефтеюганска «О внесении изменения в постановление главы города Нефтеюганска от 04.08.2017 № 70 «Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационных экзаменов муниципальных служащих органов местного самоуправления города Нефтеюганска»

Проект постановления главы города Нефтеюганска «О внесении изменения в постановление главы города Нефтеюганска от 14.02.2018 № 9 «Об утверждении порядка сообщения муниципальными служащими администрации города Нефтеюганска, органов администрации города Нефтеюганска о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов»