В стране действует конституция

Конституция (Основной закон) Российской Федерации

Конституция (Основной закон) Российской Федерации имеет высшую юридическую силу (ст.4 Конституции); определяет наиболее важные нормы и принципы, в соответствии с которыми в дальнейшем вырабатывается детальное правовое регулирование в различных сферах: основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; перечень основных прав человека, структура и компетенция высших органов государственной власти и управления.

Поправки в Конституцию РФ-2020. Общероссийское голосование

Внимание!
На вынесенный на общероссийское голосование вопрос «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?» ответили «Да» 57747288 граждан Российской Федерации, что составляет 77,92 процента от числа граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании.
В соответствии с Указом Президента РФ от 03.07.2020 N 445 поправки в Конституцию Российской Федерации вступают в силу с 4 июля 2020 года.

14 марта 2020 года после принятия Государственной Думой в трех чтениях, одобрения Советом Федерации, а также поддержания всеми заксобраниями регионов страны, Президентом РФ был подписан Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Конституционный Суд РФ подтвердил соответствие планируемых поправок положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ.
В статье 3 Закона N 1-ФКЗ указан порядок вступления поправок в силу, в соответствии с которой со дня официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, в силу вступила только статья 3 Закона.
Изменения в Конституцию Российской Федерации, указанные в статье 1 Закона N 1-ФКЗ, вступят в силу со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования, если предусмотренные ею изменения в Конституцию Российской Федерации получили одобрение в ходе общероссийского голосования. Изменения будут считаться одобренными, если за них проголосует более половины граждан, которые примут участие в голосовании. После этого Центральная избирательная комиссия Российской Федерации определяет результаты общероссийского голосования не позднее чем через пять дней после дня его проведения.

Официальное опубликование результатов общероссийского голосования осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дня принятия решения о результатах общероссийского голосования.

После одобрения в ходе общероссийского голосования изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона, Президент Российской Федерации издает указ об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу. Официальное опубликование Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками осуществляется незамедлительно после официального опубликования результатов общероссийского голосования. Если за изменения в Конституцию Российской Федерации проголосует менее половины граждан, принявших участие в голосовании, то поправки не будут считаться одобренными и не вступают в силу.

В соответствии с Указом Президента РФ от 01.06.2020 N 354 «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» в качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации назначено 1 июля 2020 года.
Постановлением ЦИК России от 03.07.2020 N 256/1888-7 «О результатах общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» было установлено, что в общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, состоявшемся 1 июля 2020 года, приняли участие 74114217 граждан Российской Федерации. На вынесенный на общероссийское голосование вопрос «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?» ответили «Да» 57747288 граждан Российской Федерации, что составляет 77,92 процента от числа граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании. Таким образом, изменения в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», за которые проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в общероссийском голосовании, считаются одобренными.
В соответствии с Указом Президента РФ от 03.07.2020 N 445 поправки в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статье 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», вступают в силу с 4 июля 2020 года.

Предлагаем вашему вниманию:

Обзор изменений в Конституцию Российской Федерации;
Сравнительный анализ положений действующей Конституции РФ и Конституции РФ с планируемыми поправками.

Структура Конституции Российской Федерации

Состоит из преамбулы, раздела I, II, а также глав:

1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека и гражданина.
3. Федеративное устройство.
4. Президент Российской Федерации.
5. Федеральное Собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть и прокуратура.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Конституция составляет правовую основу законодательства Российской Федерации. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В подтверждение позиции см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2002 N 8-П.
Отличительной особенностью Конституции по сравнению с «обычными» законами заключается в особом порядке принятия и изменения ее статей (усложненная процедура правотворчества).
Особый порядок принятия действующей Конституции РФ заключается в вынесении проекта конституции на всенародное голосование (референдум).
Особый порядок изменения Конституции — это усложненные процедуры представления проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее.
Конституция РФ определяет перечень субъектов, которые могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст.134):

— Президент РФ;
— Совет Федерации;
— Государственная Дума;
— Правительство РФ;
— законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
— группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.

В зависимости от того какие нормы подлежат пересмотру, выделяют четыре способа изменения текста Конституции РФ:

— Первый, упрощенный, способ предусмотрен для внесения изменений в ст.65 Конституции РФ. В случае изменения наименования субъекта РФ новое наименование вносится в нее указом Президента России о приведении наименования субъекта Российской Федерации в тексте Конституции Российской Федерации в соответствие с решением субъекта Российской Федерации (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года N 15-П).

— Второй способ внесения поправок предусмотрен ч.1 ст.137 Конституции РФ и касается изменения субъектного состава Российской Федерации. Изменения осуществляются согласно федеральному конституционному закону о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, который должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции России.

— Третий по степени сложности способ изменения Конституции РФ предусмотрен для внесения поправок к гл.3-8 Конституции РФ. Изменения вносятся в форме особого акта — закона РФ о поправке к Конституции, который принимается парламентом аналогично федеральному конституционному закону, но для вступления в силу требует также ратификации законодательными органами субъектов Федерации (см. Постановление Конституционного суда РФ от 31 октября 1995 года N 12-П). При этом одним законом РФ о поправке к Конституции охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста; сам же закон получает наименование, отражающее суть данной поправки (см. Федеральный закон от 4 марта 1998 года N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»).

— Четвертый, наиболее сложный, способ изменения Конституции РФ касается обновления положений глав 1, 2, 9, поскольку такое изменение считается пересмотром ее основополагающих положений, который возможен только через принятие новой Конституции Российской Федерации Конституционным Собранием либо всенародным голосованием (ст.135 Конституции России).

Статья 135 Конституции РФ гласит:

1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.

Частью 2 ст.135 Конституции РФ установлено, что если предложение о пересмотре положений этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей.

Официальное общеобязательное разъяснение конкретных норм и принципов конституции, осуществляемое уполномоченным органом, представляет собой толкование.
Общеобязательное толкование Конституции отнесено к компетенции Конституционного Суда (ст.3 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Исключается возможность официального толкования иным органом государственной власти. Толкование Конституции предполагает специальную, достаточно сложную процедуру, которая обычно устанавливается законом.
Круг лиц, обладающих правом на обращение в суд с запросом о толковании Конституции, является исчерпывающим. К ним относятся: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ (ст.105 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст.106 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Действующая Конституция Российской Федерации вступила в силу со дня официального опубликования — 25 декабря 1993 года («Российская газета», N 197, 25.12.93).

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Поправки в Конституцию изменят систему управления страной Anton Vaganov / REUTERS

Внесенные Владимиром Путиным поправки к Конституции существенно меняют систему государственного управления путем перераспределения полномочий между разными органами власти.

«Ведомости» проанализировали, кто что потеряет после вступления в силу этих поправок и кто что приобретет.

Президент

ВиталийБелоусов / POOL / ТАСС Президент теряет полный контроль над формированием персонального состава правительства

Что теряет

1. Суть поправки:

Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков.

Что теряет:

Возможность баллотироваться на третий срок.

Что это меняет:

До сих пор в Конституции содержалось небольшое, но важное уточнение: одному и тому же лицу было запрещено занимать должность президента более двух сроков «подряд». То есть не «подряд» занимать эту должность более двух сроков не запрещалось. Именно это слово позволило Владимиру Путину, в 2008 г. уступившему президентское кресло Дмитрию Медведеву, в 2012 г. вновь избраться на свой третий срок, а в 2018-м – на четвертый. Теперь слово «подряд» из Конституции исключается, а значит, любой следующий президент не сможет повторить этот трюк и после паузы вернуться в Кремль на третий срок.

2. Суть поправки:

Президент назначает вице-премьеров и министров несилового блока после их утверждения Госдумой по представлению председателя правительства. Президент не вправе отказать в назначении на должность вице-премьеров и министров, кандидатуры которых утверждены Госдумой.

Что теряет:

Полный контроль над формированием персонального состава правительства.

Что это меняет:

Сейчас все члены правительства назначаются указами президента. Формально – по представлению премьер-министра. Однако глава государства имеет полное право не назначить представленного премьером кандидата. И у премьера нет возможности заставить президента утвердить ту или иную кандидатуру. Поскольку формальных требований к процедуре представления кандидатов не существует, а президент и премьер обсуждают кандидатуры неформально и кулуарно, президент может назначить министром кого-либо по своему усмотрению: оспорить это решение премьер не может.

Теперь же президент (по крайней мере, формально) вообще исключается из процесса отбора и утверждения вице-премьеров и министров: премьер сам вносит их кандидатуры в Госдуму, без каких-либо консультаций с президентом. И если депутаты выбор премьера одобрили, президент обязан своим указом назначить кандидатов на соответствующие должности. Этот новый порядок не касается только руководителей силовых ведомств.

3. Суть поправки:

Создается новый конституционный орган – Государственный совет, который обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти, определяет основные направления внутренней и внешней политики и приоритетные направления социально-экономического развития государства.

Что теряет:

Право единолично обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти и определять основные направления внутренней и внешней политики.

Что это меняет:

По действующей Конституции, только президент определяет «основные направления внутренней и внешней политики». Он же «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов госвласти». Поправки не лишают президента этих функций, но параллельно возлагают их еще и на Госсовет. Причем в тексте поправок сказано, что его «формирует» президент, но не сказано, что президент его «возглавляет» (как это указано про Совет безопасности).

В тексте поправок конкретные полномочия Госсовета не прописаны, как не прописан и порядок его формирования – это должно быть впоследствии определено федеральным законом. Но если Путин после выборов следующего президента планирует занять пост председателя Госсовета, а закон о порядке его формирования будет приниматься еще при президентстве Путина, можно предположить, что этот новый орган будет наделен существенными полномочиями. А возглавлять его будет не президент. То есть в стране может появиться новый параллельный центр власти. Что существенно ослабит преемника нынешнего президента.

4. Суть поправки:

Президент консультируется с Советом Федерации по кандидатурам федеральных министров и служб, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, общественной безопасности.

Что теряет:

Возможность самовольно и без обсуждений с кем-либо назначать руководителей силовых ведомств.

Что это меняет:

Как и в случае с министрами несилового блока, формально сейчас президент назначает силовиков по представлению премьера (сейчас это не касается только руководителей федеральных служб, не являющихся членами правительства – например, СВР, ФСБ, Росгвардии). И волен назначить на должность министра обороны или внутренних дел своего кандидата (что сейчас фактически и происходит). Теперь появляется обязательный механизм консультаций с Советом Федерации, причем, как следует из буквы поправок, по кандидатурам не только министров, но и руководителей спецслужб.

Эта поправка выглядит как пустая формальность: ведь члены СФ будут не утверждать, а всего лишь обсуждать кандидатуры силовиков. И назначение того или иного министра не ставится ни в какую зависимость от результатов этих обсуждений. Тем не менее тот факт, что Конституция накладывает на президента обязанность консультироваться с кем-либо по вопросам обороны и безопасности, которые по действующему Основному закону являются его исключительной прерогативой, можно расценить как декоративное, но все же покушение на его единоначалие по отношению к силовикам.

Что приобретает

5. Суть поправки:

Президент вносит в Совет Федерации представление о прекращении полномочий судей Конституционного суда, судей Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов.

Что приобретает:

Возможность инициировать отстранение от должности судей всех важнейших инстанций.

Что это меняет:

Сейчас право прекращения полномочий судьи Конституционного суда также принадлежит Совету Федерации, однако сделать это он может только по представлению самого Конституционного суда, принятому большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей.

Право лишения полномочий всех других судей принадлежит исключительно судейскому сообществу в лице Высшей квалификационной коллегии судей. Считалось, что это служило одной из важнейших гарантий независимости судебной власти. Теперь президент получает право самостоятельно инициировать увольнение судей. Причем не только Конституционного и Верховного судов, но также кассационных и апелляционных. То есть всех ключевых инстанций.

6. Суть поправки:

Президент имеет право обратиться в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности федерального закона после его принятия Госдумой и одобрения Советом Федерации, но до вступления в силу.

Что приобретает:

Возможность заблокировать вступление в силу любого федерального закона даже в том случае, если Федеральное собрание преодолело вето президента.

Что это меняет:

Сейчас президент может отклонить любой федеральный закон, принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации. Однако Федеральное собрание может преодолеть вето, если за принятие закона повторно проголосует не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и Госдумы. В этом случае президент обязан в течение семи дней подписать и обнародовать такой закон. Теперь у главы государства появляется еще один законный способ не допустить вступления в силу неугодного ему закона – обратиться в Конституционный суд. И если он не подтвердит конституционности этого закона, президент просто возвращает его в Госдуму. И только если КС встанет на сторону парламента, президент будет обязан подписать закон в трехдневный срок.

Прокуратура

Андрей Гордеев / Ведомости Прокуратура получает конституционное право на осуществление уголовного преследования в соответствии со своими полномочиями

Что приобретает

1. Суть поправки:

Прокуратура получает конституционное право на осуществление уголовного преследования в соответствии со своими полномочиями.

Что приобретает:

Право проводить следственные действия.

Что это меняет:

После создания в 2011 г. самостоятельного Следственного комитета прокуратура лишилась права проведения следственных действий и уголовного преследования. Прокуратуре оставили лишь надзор за соблюдением законности. Ее это не устраивало, и все последние годы Генпрокуратура заявляла о целесообразности возвращения ей прежних функций. Теперь же ее право осуществлять уголовное преследование будет прописано в Конституции.

Органы местного самоуправления

Денис Абрамов / Ведомости Органы местного самоуправления вместе с органами государственной власти входят в единую систему публичной власти

Что теряют

1. Суть поправки:

Вместе с органами государственной власти входят в единую систему публичной власти.

Что теряют:

Независимость от системы государственной власти и в первую очередь – от губернаторов субъектов Федерации.

Что это меняет:

Конфликт между разными уровнями власти, и в первую очередь между губернаторами и мэрами крупных городов, носит системный характер. Первые всегда стремились подчинить себе мэров, а те сопротивлялись до последнего. Тем более что в Конституции прямо написано, что местное самоуправление (т. е. в том числе городские власти) «самостоятельно» и не входит в систему органов государственной власти, т. е. не должно напрямую подчиняться властям субъектов Федерации. За долгие годы противостояния губернаторы добились права влиять на назначение руководителей крупных городов, но системно эту проблему не разрешили. Теперь вводится новое конституционное понятие – «единая система публичной власти». Что это такое, в тексте поправок никак не разъясняется. И пока не понятно, как включение местного самоуправления в эту единую систему будет сочетаться со статьей о его самостоятельности, которую править не стали.