Медицинское освидетельствование несовершеннолетнего

актуальные вопросы правоохранительной деятельности

УДК 343.125.2

к вопросу о порядке освидетельствования несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии опьянения

Иванова Светлана Ивановна,

доцент кафедры административной деятельности

органов внутренних дел Тюменского института

повышения квалификации сотрудников МВД России,

кандидат юридических наук, доцент

e-mail: ivanova-svetaa@mail.ru

Хаметдинова Гульнара Фазитовна, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, кандидат юридических наук e-mail: gulnara.khamietdinova@mail.ru

В статье на основе действующего законодательства и правоприменительной практики исследуется вопрос о возможности проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии опьянения, и получения согласия родителей (законных представителей) на его проведение.

Ключевые слова: несовершеннолетний; родители; законные представители; административная ответственность; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; критерии опьянения.

On the order of examination of minors who have committed an administrative offense in a state of intoxication

Ivanova Svetlana Ivanovna,

Khametdinova Gulnara Fazitovna,

Вопросы административной ответственности несовершеннолетних привлекают пристальное внимание как практиков, так и теоретиков административного права. Обусловлено это, во-первых, тем, что среди миллионов граждан, привлекаемых ежегодно к административной ответственности, 30 % составляют несовершеннолетние , во-вторых, отмечается тенденция реального увеличения правонарушений, совершенных подростками . При этом, как отмечает Е. Г. Капустина, исследования показывают значительную нравственную деградацию подросткового поколения: среди опрошенных 38 % респондентов употребляли наркотики, еще 38 % — сильнодействующие вещества и 60 % — спиртные напитки . Но больше всего беспокоит тот факт, что тенденция роста числа несовершеннолетних, употребляющих алкоголь и наркотики, отмечается уже второе десятилетие. Так, еще в 2009 г. О. А. Крылова отмечала, что по оценке научного центра здоровья детей РАМН, к 13 годам почти половина подростков уже попробовали алкоголь, в 16 лет 61,4 % юношей и 63 % девушек регулярно его употребляют, а по данным Минздрава России, количество случаев заболевания наркоманией среди детей до 14 лет возросло в 20 раз, токсикоманией — в 15 раз . На начало 2008 г. официально были признаны алкоголиками около 60 тыс. детей, а уровень распространенности алкоголизма среди подростков вырос почти на 70 % . В 2012 г. уже отмечают, что средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками, в основном пивом, за последние десять лет снизился с 14 до 11 лет . В настоящее время в России из 10 млн лиц в возрасте от 11 до 18 лет более половины регулярно употребляют спиртные напитки .

Все сказанное свидетельствует, на наш взгляд, о низкой эффективности административно-правовых мер, направленных на пресечение и предупреждение употребления алкоголя и наркотиков несовершеннолетними. В то же время концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактики алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р, говорит о том, что к 2020 г. потребление алкоголя в России должно сократиться с нынешних 18 до 5-8 литров на человека в год . Именно этим и обусловлено пристальное внимание законодателя и правоприменителя к совершенствованию административно-правовых мер, направленных на борьбу с указанными явлениями.

Так, в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Федераль-

ным законом от 21 декабря 2013 г. № 365-ФЗ были приняты новые редакции ст. 6.10 и 20.22 КоАП РФ. Изменения данных составов касались предмета правонарушения: «пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, спиртные напитки» заменено на «алкогольную и спиртосодержащую продукцию». Из состава ст. 20.22 КоАП РФ изъят квалифицирующий признак объективной стороны — общественное место. Тем самым законодатель справедливо усилил ответственность родителей или законных представителей несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, находящихся в состоянии опьянения, потребляющих (распивающих) алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства или психотропные вещества, независимо от места совершения правонарушения, посчитав приоритетным объектом правовой охраны здоровье несовершеннолетнего. Очевидно, что данный состав правонарушения, утеряв объект правовой охраны «общественный порядок», должен быть перенесен из гл. 20, ставящей под охрану общественный порядок и общественную безопасность, в гл. 6, объединившую административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена административная ответственность за потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ и за вовлечение несовершеннолетних в их употребление .

Изменения коснулись и самого производства по делу об административном правонарушении. Так, Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что в случае выявления административного правонарушения, связанного с управлением транспортным средством физическим лицом, не достигшим на момент совершения противоправного действия возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращается после применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, необходимых для пресечения соответствующего противоправного действия .

Однако несмотря на это, остается много вопросов, касающихся производства по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним в состоянии опьянения. В большей части это связано со сбором доказательств по таким делам и порядком проведения освидетельствования лица на состояние опьянения. Возникают вопросы: имеют ли право сотрудники полиции провести подобное освидетельствование, требуется ли для этого согласие родителей или законных представителей, какие еще факты могут свидетельствовать о таком опьянении и выступать доказательствами по делу?

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с ч. 2 и 9 ст. 20 указанного Федерального закона .

Согласно ч. 2 ст. 20 указанного Федерального закона информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста). Подобным исключением является эмансипация (ст. 27 ГК РФ).

Таким образом, законодатель говорит, что согласие требуется для определения наркотического либо иного токсического опьянения. Соответственно, согласия родителей на освидетельствование на состояние алкогольного опьянения не требуется, поскольку это не является медицинским вмешательством. Согласно ст. 65 указанного закона освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) является видом медицинского освидетельствования, под которым понимается совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Вновь введенная ст. 27.12.1 КоАП РФ гласит: «Лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в ч. 1 и 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, указанных в ч. 1 настоящей статьи, производится в порядке, установленном Правительством

Российской Федерации, должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно п. 5 Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения» , при направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Таким образом, новые правила противоречат Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который предписывает получить согласие на проведение освидетельствования на состояние наркотического опьянения.

Установка критериев, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, делегирована указанными правилами федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Учитывая, что на настоящий момент критериев указанным органом не выработано, следует руководствоваться Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденной Минздравом СССР от 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14 и Методическими указаниями «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утвержденными Минздравом СССР от 2 сентября 1988 г. № 06-14/33-14 . Однако четких критериев в указанных документах нет.

Такие критерии были в свое время закреплены в п. 1 ныне отмененной «Инструкции о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования» от 29 июня 1983 г. : наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке); заявление граждан об употреблении лицом спиртных напитков; признание самого лица в употреблении спиртных напитков.

Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения согласно п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Соответственно, если несовершеннолетний не достиг возраста административной ответственности, то к ответственности следует привлекать родителей по ст. 20.22 КоАП РФ. Помимо перечисленных документов: справки из медицинского учреждения о факте оказания помощи несовершеннолетнему и опроса двух свидетелей — необходимо составить протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в котором зафиксировать факт отказа родителей от его прохождения. Также можно опросить врачей, оказывавших медицинскую помощь несовершеннолетнему.

Нередки случаи, когда проведенное освидетельствование имеет отрицательный результат, но признаки опьянения несовершеннолетнего присутствуют.

В данном случае возможна ответственность только при наличии соответствующих условий по ст. 20.21 КоАП РФ, если несовершеннолетний достиг 16-летнего возраста, либо родителей по ст. 20.22 КоАП РФ. В указанных составах признаком деяния является нахождение лица в состоянии опьянения, при этом законодатель не требует установления вида опьянения (алкогольное, наркотическое, токсическое).

Соответственно, если есть данные потребления вещества, повлекшего опьянение, то необходимо подтвердить указанные выше основания. К доказательствам могут относиться: объяснения самого несовершеннолетнего, свидетелей, видео- и фотофиксация; протокол освидетельствования на состояние опьянения, сведения о внешнем виде освидетельству-емого, его поведении, эмоциональном фоне, речи, вегетососудистых реакциях, состоянии двигательной сферы, жалобы освидетельствуемого, его субъективная оценка своего состояния, а также наличие или отсутствие запаха алкоголя (п. 6 «Временной инструкции

0 порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утвержденной Минздравом СССР

1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14) ; объяснение врача, который может быть опрошен в качестве свидетеля по делу, и др.

Такой подход находит свое подтверждение в судебной практике по трудовым спорам, а именно в п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» сказано, что состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом .

В заключение отметим, что, к сожалению, не на все поставленные вопросы можно дать однозначный ответ в связи с имеющимися пробелами в законодательстве. В связи с чем предлагаем:

1. Пункт 2 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» после слова «возраста» дополнить словами: «а также при совершении несовершеннолетним преступления или административного правонарушения в состоянии опьянения».

2. Разработать критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование.

До принятия соответствующих нормативно-правовых актов сотрудники полиции имеют право без согласия родителей или законных представителей направить несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, на медицинское освидетельствование. При установлении факта употребления несовершеннолетним наркотических или психотропных веществ до начала освидетельствования получить согласие родителей. Если по результатам освидетельствования состояние опьянения не установлено, но факт употребления доказан, то следует руководствоваться методическими указаниями «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения», утвержденными Минздравом СССР 2 сентября 1988 г. № 06-14/33-14.

Доказательствами по делу об административном правонарушении, подтверждающими факт нахождения несовершеннолетнего в состоянии опьянения, могут выступать: объяснение самого несовершеннолетнего, свидетелей, протокол об административном правонарушении, протокол доставления, фото-, видеофиксация, протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения с отметкой об отказе от его прохождения.

Список литературы

2. Матвеева О. В. Проблемы привлечения несовершеннолетних к административной ответственности / О. В. Матвеева // Журнал правовых и экономических исследований. — 2008. — № 2.

4. Крылова О. А. Неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей как основание применения к родителям мер юридической ответственности / О. А. Крылова // Современное право. — 2009. — № 8.

5. Сокол Ю. В. Спиртные напитки как средство вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий / Ю. В. Сокол // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2010. — № 2.

7. Купирова Ч. Ш. Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции: закон и проблемы

его применения / Ч. Ш. Купирова // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2014. — № 2 (28).

8. О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 г.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р // Собрание законодательства Российской Федерации (далее -СЗ РФ). — 2010. — № 2. — Ст. 264.

9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 365-ФЗ // СЗ РФ. — 2013. — № 51. — Ст. 6685.

11. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ // СЗ РФ. — 2014. — № 42. — Ст. 5615.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения: постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 // СЗ РФ. — 2015. — № 5. — Ст. 817.

14. Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения: утверждена Минздравом СССР 1 сентября 1988 г. № 06-14/33-14. -URL: http:// www.base.consultant.ru.

15. Методические указания «Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения»: утверждены Минздравом СССР 2 сентября 1988 г. № 06-14/33-14. — URL: http://base.consultant.ru.

16. Инструкция о порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования: утверждена МВД СССР № 45, Минздравом СССР № 0614/14, Минюстом СССР 29 июня 1983 г. № К-8-347. — URL: http://www.consultant.ru.

17. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2007. — № 3.

Приложение N 28
к Инструкции по организации
деятельности подразделений по
делам несовершеннолетних
органов внутренних дел
Российской Федерации

Образец Утверждаю Начальник ______________________________ (наименование территориального _________________________________________ органа МВД России) _________________________________________ (специальное звание, фамилия, инициалы) _________________________________________ (подпись) «___» _________ 20___ г. Постановление о направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего «___» _________ 20___ г. Я, _________________________________________________________________ (должность, специальное звание, фамилия, инициалы _______________________________________________________________________, сотрудника территориального органа МВД России) рассмотрев материалы на несовершеннолетнего: ___________________________ (фамилия, имя, отчество, _______________________________________________________________________, дата и место рождения, место жительства, работы, учебы) Установил: ________________________________________________________________________ (указывается, когда и кем вынесено постановление о прекращении или ________________________________________________________________________ об отказе в возбуждении уголовного дела) Постановил: В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» направить на медицинское (в том числе психиатрическое) освидетельствование несовершеннолетнего _______________ ________________________________________________________________________ (фамилия, инициалы) для определения возможности помещения в специальное учебно- воспитательное учреждение закрытого типа. ________________________________________________________________________ (должность, специальное звание, фамилия, инициалы, подпись сотрудника) С постановлением согласен (на), копия постановления получена _______________________________________ (подпись родителя (иного законного представителя) С постановлением согласен (на) _______________________________________ (подпись несовершеннолетнего)

Юридические консультации

Люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, живущие с ВИЧ и члены их семей, могут получить бесплатную юридическую консультацию на общих основаниях в МБУ «ЦПС «КОМПАС» по адресу: г. Челябинск, ул. Переселенческий пункт, 10.

Записаться на консультацию к юристу можно по телефону: 8 (351) 261 — 42 — 42
Медицинское освидетельствование.

Статья 7. «Медицинское освидетельствование» ФЗ от 30 марта 1995 года N38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»

  1. Медицинское освидетельствование проводится в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения и включает в себя в том числе соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*.
  2. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у свидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.
  3. Медицинское освидетельствование проводится добровольно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона, когда такое освидетельствование является обязательным.
  4. Лицо, проходящее медицинское освидетельствование, имеет право на присутствие при этом своего законного представителя. Оформление представительства производится в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
  5. Медицинское освидетельствование несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, может проводиться по просьбе или с согласия их законных представителей, которые имеют право присутствовать при проведении медицинского освидетельствования.
  6. Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.
  7. В учреждениях государственной системы здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно.

Статья 8. «Добровольное медицинское освидетельствование» ФЗ от 30 марта 1995 года N38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»

  1. Медицинское освидетельствование в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения проводится добровольно по просьбе свидетельствуемого лица или с его согласия, а в случаях, указанных в пункте пятом статьи 7, — по просьбе или с согласия его законного представителя.
  2. По желанию свидетельствуемого лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным.

Статья 9. «Обязательное медицинское освидетельствование» ФЗ 30 марта 1995 года N38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»

1. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

2. Лица, отказавшиеся от обязательного медицинского освидетельствования, не могут быть донорами крови, биологических жидкостей, органов и тканей.

3. Работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.

4. Правила, в соответствии с которыми осуществляется обязательное медицинское освидетельствование лиц в целях охраны здоровья населения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются не реже одного раза в пять лет.

5. Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и пересматриваются не реже одного раза в пять лет.

Права ВИЧ-инфицированных

Статья 12. «Право на повторное медицинское освидетельствование» ФЗ от 30 марта 1995 года N38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»

Лицо, прошедшее медицинское освидетельствование, имеет право на повторное медицинское освидетельствование в том же учреждении, а также в ином учреждении государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения по своему выбору независимо от срока, прошедшего с момента предыдущего освидетельствования.

Статья 13. «Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результатах медицинского освидетельствования» ФЗ от 30 марта 1995 года N38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»

  1. Лицо, у которого выявлена ВИЧ-инфекция, уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения ВИЧ-инфекции, о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица.
  2. В случае выявления ВИЧ-инфекции у несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, а также у лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, работники учреждений, указанных в пункте первом настоящей статьи, уведомляют об этом родителей или иных законных представителей указанных лиц.
  3. Порядок уведомления лиц, указанных в пунктах первом и втором настоящей статьи, о выявлении у них ВИЧ-инфекции устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Статья 14. «Права ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи» ФЗ от 30 марта 1995 года N38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»

ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Обязанности администраций учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным

Статья 16. ФЗ от 30 марта 1995 года N38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»

Администрации учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, оказывающих амбулаторную и стационарную медицинскую помощь, обязаны создать условия для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом прав ВИЧ-инфицированных, а также для предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных и членов их семей

Статья 17. Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных ФЗ от 30 марта 1995 года N38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»

Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции, равно как и ограничение жилищных и иных прав и законных интересов членов семей ВИЧ-инфицированных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 18. Права родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иных законных представителей ВИЧ-инфицированных – несовершеннолетних ФЗ от 30 марта 1995 года N38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»

1. Родители, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иные законные представители ВИЧ-инфицированных — несовершеннолетних имеют право на:

  • совместное пребывание с детьми в возрасте до 15 лет в стационаре учреждения, оказывающего медицинскую помощь, с выплатой за это время пособий по государственному социальному страхованию;
  • абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
  • сохранение непрерывного трудового стажа за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного — несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и при условии поступления на работу до достижения несовершеннолетним указанного возраста; время ухода за ВИЧ-инфицированным — несовершеннолетним включается в общий трудовой стаж;
  • абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

2. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и другие меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 19. Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных – несовершеннолетних ФЗ от 30 марта 1995 года N38-ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)»

ВИЧ-инфицированным — несовершеннолетним в возрасте до 18 лет назначаются социальная пенсия, пособие и предоставляются меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов законодательством Российской Федерации, а лицам, осуществляющим уход за ВИЧ-инфицированными — несовершеннолетними, выплачивается пособие по уходу за ребенком-инвалидом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Ответственность

Статья 122. Заражение ВИЧ-инфекцией («Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996))

  1. Заведомое поставление другого лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.
  2. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
  3. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное в отношении двух или более лиц либо в отношении заведомо несовершеннолетнего, — наказывается лишением свободы на срок до восьми лет.
  4. Заражение другого лица ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей — наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности в случае, если другое лицо, поставленное в опасность заражения либо зараженное ВИЧ-инфекцией, было своевременно предупреждено о наличии у первого этой болезни и добровольно согласилось совершить действия, создавшие опасность заражения (примечание введено Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ).

Конфиденциальность исследований

Статья 61 «Врачебная тайна» ФЗ от 22 июля 1993 года N 5487-1 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи.

С согласия гражданина или его законного представителя допускается передача сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента, для проведения научных исследований, публикации в научной литературе, использования этих сведений в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу:

А) органов дознания

Б) следствия

В) суда

в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, только по официальным запросам, оформленным в надлежащем порядке;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте, установленном частью второй статьи 24 настоящих Основ, для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

  1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации — (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ) наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ).
  2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ).