На родительском собрание или собрании?

Всего два слова, но сколько скуки, а порой даже отчаяния они наводят на родителей школьников и на учителей! Родительское собрание.

Редко приходится видеть маму или папу, которым не хотелось бы «прогулять» это мероприятие. Многим подобные собрания кажутся бессмысленной тратой драгоценного времени. Иногда совершенно непонятно, зачем отрывать таких занятых взрослых людей от их бесконечно важных дел. Разве нельзя решить все вопросы, скажем, в специальном чате? Примерно вот так очень часто рассуждают современные родители. Но они далеко не единственные, кому может не нравиться необходимость посещать родительские собрания.

Многие школьные учителя признаются, что время, отведенное на родительские собрания, — одна из сложнейших и не самых приятных составляющих их работы. Потому что родители разные, потому что невозможно ответить на все вопросы сразу, потому что так сложно поднимать важные вопросы, встречая в ответ равнодушие.

Поэтому в этой статье мы хотим развеять миф о том, что родительское собрание — это всего лишь мучительная бессмысленная формальность, от которой современным школам нужно избавляться. Для этого мы подробно разберем, какие существуют типы родительских собраний, какие реальные цели преследует каждое из них, а также что может сделать учитель, чтобы увеличить эффективность каждой встречи с родителями.

Подготовка к родительскому собранию перед началом учебного года

Собрание в преддверии первого сентября – одно из важнейших мероприятий, посредством которого учитель разъясняет планы учебных занятий, о нововведениях. На этом мероприятии важно в общих чертах продемонстрировать учебный план, оповестить о необходимости приобретения тех или иных учебных изданий.

После родительского собрания у родителей не должно остаться никаких вопросов, а также они не должны ощущать чувство бесполезно потраченного времени.

Фото: 123rf .com

Основные нюансы

При организации родительского собрания важно учесть некоторые моменты, влияющие на качество подобных мероприятий:

  • Изначально нужно позаботиться о максимальном уровне посещаемости. Информация о мероприятии не должна свалиться, «как снег на голову». Поэтому о дате проведения мероприятия нужно оповещать минимум за неделю.
  • Важно продумать наиболее оптимальное время. Проведение мероприятия, к примеру, утром в будний день – нецелесообразно, так как большинство родителей в это время находятся на работе. Наиболее подходящее время – ближе к вечеру.
  • Классный руководитель должен сделать запись в дневнике ученика о предстоящем событии. Родители обязаны поставить подпись под объявлением, чтобы учитель был уверен в том, что родители проинформированы.
  • Собрание должно иметь цель, то есть, тему, которой нужно следовать.
  • Сам процесс должен начинаться с позитивных новостей, постепенно переходя к неудовлетворительным аспектам. А завершить встречу желательно оглашением плана на будущее.
  • Важно отметить, что классный руководитель рад встретиться с родителями не только в формате общеорганизационной встречи, но и индивидуальной. Если кто-то из родителей проявит желание, требуется сразу обозначить дату и место встречи.
  • Рекомендуется тактично намекнуть присутствующим, что нежелательно, звонить своим детям во время проведения занятий или другими способами прерывать процесс обучения.
  • Не нужно «награждать» родителей высокопарными речами, иносказаниями. Тезисная, внятная, прямая речь – то, что требуется от педагога в первую очередь. Тон разговора должен быть уважительным и доброжелательным.
  • Когда собрание подойдет к концу, важно высказать родителям слова благодарности.

Если следовать вышеперечисленным рекомендациям, мероприятие пройдет максимально эффективно для обеих сторон.

Родительское собрание в воскресной школе. Фото ПСГП

Правильная организация родительского собрания

Организационные моменты играют определяющую роль, так как они напрямую влияют на качество мероприятия.

  • Структура собрания должна быть преимущественно в форме диалога. Именно активное взаимодействие, а не «обязанность» присутствия окажет эффективное воздействие на поставленные задачи. Очень полезно обменяться с родителями идеями, искать общие пути решения возникнувших проблем.
  • В ходе беседы необходимо поговорить об организационных вопросах. Родительский комитет обязан предоставить список осуществленных покупок к утренникам, учебникам и тому подобное. Также они должны составить список наименований с предстоящими затратами и обнародовать его.
  • Одна из важнейших тем встречи – домашнее задание учеников. Пришедшие должны осознавать серьезность его выполнения и сделать все возможное, чтобы донести эту важность своим детям. Также стоит объяснить, чего педагог ждет от учащихся.

Если классный руководитель грамотно организовал собрание, то каждый родитель сможет уяснить для себя, что ему нужно делать дальше и в чем заключались его предыдущие ошибки.

Ознакомительное собрание

Если в класс приходит новый классный руководитель, родителям важно узнать его, важно понять, что за человек будет общаться с их детьми как минимум по шесть-восемь часов каждый день в течение рабочей недели. Ознакомительные собрания учитель проводит единожды и именно с этой целью — позволить родителям узнать о себе всю необходимую информацию. Учитель может рассказать о своей квалификации, об опыте работы и о планах дальнейшей работы с детьми. Во время этого же собрания классный руководитель может задать родителям все интересующие его вопросы о детях. Поэтому такое собрание стоит устраивать спустя какое-то время после начала работы нового учителя, чтобы тот успел освоиться, познакомиться с детьми и собрать минимальную информацию. Впрочем, затягивать тоже не стоит. Оптимально организовывать ознакомительное собрание в конце первой учебной недели.

У этого типа собраний есть одна исключительно важная цель — создать доверительные отношения между родителями и учителем, которые станут фундаментом дальнейшей грамотной работы, приносящей пользу детям. Стоит понимать, что именно во время этого собрания педагог получит огромную порцию новой информации, которую нужно будет постараться не забыть, не «пустить на ветер». Разумным решением со стороны учителя будет провести анкетирование родителей, добавив в анкеты все самые важные вопросы. А любую дополнительную информацию полезно законспектировать сразу после собрания.

Плановые собрания

Плановые родительские собрания должны проводиться в конце каждой учебной четверти или триместра. В течение этих собраний задача педагога предоставить родителям всю важную информацию о работе детей за последний период времени. Родители в свою очередь могут задать все интересующие их вопросы. Главная цель таких собраний — вовремя проинформировать родителей об успехах и проблемах детей, о переменах во внутришкольной жизни и о грядущих планах. И если в течение четверти у большинства родителей нет времени общаться с учителем, то, посетив собрание один раз в полтора-два месяца, родители могут узнать самое главное, что поможет им оставаться в курсе школьной жизни собственных детей.

Все плановые родительские собрания являются неотъемлемой частью школьного процесса, и каждое собрание обязательно должно быть запротоколированно учителем сразу по завершении. При подготовке к очередному плановому собранию учителю не помешает пересмотреть протоколы последних собраний, чтобы напомнить родителям о вопросах, которые обсуждались ранее и сделать вывод об эффективности проделанной за прошедший период работы.

Есть решение

Большинство родителей сегодня имеет доступ в интернет, каждая образовательная организация имеет свой сайт, на котором размещается вся необходимая для родителей информация, у обучающихся есть электронные дневники.

У родителей есть возможность получать консультации учителей, посредством смс-сообщений и т.п.

Таким образом, сегодня родительское собрание может быть и нетрадиционным. На собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют взаимопониманию между родителями и учителями.

Остались вопросы? Напишите нам, мы обязательно постараемся вам помочь.

Экстренные собрания

Однако в каждом классе рано или поздно может возникнуть ситуация, при которой учитель не может ждать еще месяц, чтобы обсудить ее с родителями. Экстренные родительские собрания созываются, если возникла проблема, требующая сиюминутного вмешательства взрослых. Такой проблемой, к примеру, может оказаться буллинг внутри детского коллектива. И хотя очень часто подобные проблемы напрямую касаются лишь конкретных детей или небольшой группы детей, а не всех учеников, категорически важно, чтобы на такое собрание пришли все родители. Нужно помнить, что школьный класс — это живой организм каждая клеточка которого может зависеть от другой, соседней. Поэтому родители вносят весомый вклад в комфортное обучение собственных детей, включаясь в проблемы их одноклассников. Как писал Джон Донн: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе». Вот и в школьном классе не найдется ни одного ребенка, который был бы сам по себе, которого не касалось бы то, что происходит с другими детьми.

Несмотря на то, что проблемы могут быть совершенно разными, крайне редко они оказываются уникальными. И для учителя это очень хорошая новость. Столкнувшись с той или иной проблемой, учитель всегда может спросить совета у своих коллег, обладающих соответствующим опытом, и, возможно, ознакомиться с протоколами родительских собраний, на которых подобные ситуации уже разбирались. Таким образом, педагог сможет рассказать родителям о реально работающих методах преодоления возникших преград.

Собрания-консультации

Большинство родительских собраний — это встреча коллектива родителей с классным руководителем. Но иногда ведущими собраний могут становиться и другие учителя-предметники, работающие с классом. Собрания-консультации, как правило, проводятся нерегулярно и могут созываться в том числе по инициативе родителей. На такой встрече приглашенный учитель может более подробно и детально рассказать об успехах класса и каждого отдельного ребенка, порекомендовать дополнительную литературу или учебные практики тем родителям, которым хотелось бы, чтобы ребенок углубил свои знания в конкретном предмете.

К сожалению, если бы мы составляли рейтинг самых часто «прогуливаемых» родителями собраний, этот тип собрания оказался бы в топе. Многим родителям кажется, что разговор лишь об одной конкретной школьной дисциплине — это просто трата времени. Учителю, который собирается проводить такое собрание, стоит хорошенько продумать структуру встречи и заранее анонсировать все темы, которые будут подняты на собрании. Родители охотнее придут, если будут понимать, что в течение часовой встречи они не просто узнают, насколько легко их ребенку дается, к примеру, английский, но также получат разноплановые практические советы по работе с ребенком во внеурочное время.

Алина УльяноваFollow Dec 7, 2017 · 3 min read Картинка с сайта: gripptips.ru

Родительские собрания сегодня — основной способ взаимодействия семьи и школы. Как правило, они проводятся классным руководителем в соответствии с его должностными обязанностями раз в четверть.

Зачастую классные руководители требуют обязательного присутствия родителей на собрании. Тех, кто не явился, просят написать объяснительную записку или вызывают на беседу с директором школы. Насколько это законно?

В законодательстве не предусмотрено обязательное хождение родителей на родительские собрания. Однако отметим, что в Конституции РФ четко прописано, что родители несут ответственность за образование и воспитание своих детей. Также и ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрел целый раздел о роли родителей.

В ч. 2 ст. 38 Конституции РФ сказано: «Забота о детях, их воспитание — равно право и обязанность родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами».

ФЗ «Об образовании в РФ» закрепил перечень прав и обязанностей родителей и законных представителей.

Родители имеют право

1. Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости ребенка (п.4 ч.3 ст.44).

Это право родителей как раз реализуется через информацию, полученную на родительском собрании. Особенно это актуально при переходе ребенка с одного уровня образования на другой.

2. Получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающегося и давать согласие на проведение такого обследования (п.5 ч.3 ст.44 ).

3. Принимать участие в управлении организацией (п.6 ч.3 ст.44).

В конце каждого собрания подводятся итоги и принимаются решения всем коллективом присутствующих родителей. В основном такие решения касаются вопросов управления образовательной организацией.

Собрания-лекции и собрания-тренинги

Любой учитель согласится, что успех ребенка зависит не только от того, насколько грамотно выполнена работа педагога, или насколько ресурсной является атмосфера в классе. Если дома по каким-либо причинам ребенок недополучает необходимого ему внимания, в его личностном развитии могут возникнуть белые пятна. Как правило, все родители сталкиваются с одними и теми же проблемами в воспитании детей. И в интересах классного руководителя помочь родителям научиться с этими проблемами справляться, ведь от атмосферы, царящей в доме, будет зависеть и атмосфера в классе. Делать это можно во время специальных родительских собраний!

Учитель может заранее провести анкетирование родителей, чтобы узнать, какие темы на данный момент наиболее актуальны. Возможно, родители хотят узнать, как помочь ребенку заинтересоваться чтением, наукой, спортом? Или им хочется узнать у специалиста, как найти общий язык с подростком? Часто родители старшеклассников не знают, как заговорить с ребенком о вопросах, связанных с сексуальностью. Классный руководитель может собрать родителей, чтобы в комфортной и доверительной беседе обсудить все возникающие трудности и, заранее подготовившись, дать грамотные советы. Также педагог может проводить такую встречу не самостоятельно, а приглашая на нее экспертов в поднятой теме, например, детских психологов.

Собрания с участием детей

Как минимум раз в год во многих школах устраиваются родительские собрания с приглашенными гостями — детьми. И на эти собрания, как правило, родители приходят с большим интересом. Для них это довольно редкая возможность увидеть своих детей в школьной обстановке: посмотреть, как дети общаются с учителем и между собой. На таких собраниях дети в разных формах могут делиться своими успехами, демонстрировать навыки, приобретенные на школьных уроках, рассказывать о себе и своих одноклассниках. Если эти собрания проходят в доброжелательной атмосфере, родители могут быть уверены, что не ошиблись. отдавай своих детей в эту конкретную школу.

При всем этом учителю не нужно думать, что такое собрание не требует серьезной подготовки и модерации. Педагогу стоит подробно расписать план встречи, заранее обсудить с детьми, что они готовы делать и о чем готовы рассказывать во время встречи, чтобы мероприятие прошло комфортно как для родителей, так и для детей.

Другие собрания необычных форматов

Впрочем, возможных видов родительских собраний на самом деле куда больше, чем можно было бы перечислить в любой статье. Каждое родительское собрание преследует конкретную цель или несколько целей: найти решение проблем, с которыми столкнулись ученики, наладить доверительные отношения с родителями, помочь родителям справиться с трудностями в воспитании подрастающего поколения и т. д.

Опытный учитель должен знать, какой вид собрания поможет наиболее эффективно обсудить то, что стоит на повестке. Более того, он всегда может придумать какой-то новый и необычный способ собрать родителей вместе для эффективного времяпрепровождения. Возможно, родителям стоит вместе посмотреть и обсудить документальный фильм, и педагог готов стать модератором этой дискуссии? Или классный руководитель сочтет нужным пригласить родителей и их детей на пикник, чтобы организовать их приятное и комфортное общение? Вариантов может быть бесконечное множество.