Ограничения при надзоре

6. Лица, участие которых при рассмотрении дела в силу настоящего Закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

7. Председательствующий в судебном заседании разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности.

8. Ходатайства лиц, участвующих в деле, их представителей по вопросам, связанным с судебным разбирательством дела, разрешаются судом после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, их представителей. О разрешении ходатайства суд выносит определение.

9. Затем председательствующий в судебном заседании докладывает дело; выясняет позицию лиц, участвующих в деле, относительно существа рассматриваемого представления (заявления); устанавливает очередность исследования доказательств по делу с учетом мнения лиц, участвующих в деле, их представителей. При необходимости очередность исследования доказательств может быть изменена.

10. Далее суд заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле.

11. Лица, участвующие в деле, их представители могут задавать друг другу вопросы. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими объяснений.

12. Затем суд переходит к исследованию письменных доказательств.

13. В отношении исследуемых письменных доказательств лица, участвующие в деле, их представители могут давать объяснения и пояснения, а также задавать вопросы.

14. После исследования всех доказательств, председательствующий в судебном заседании предоставляет слово для заключения по делу прокурору, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с частью первой статьи 14 настоящего Закона, а также выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких объяснений председательствующий в судебном заседании объявляет рассмотрение дела по существу законченным и суд переходит к судебным прениям.

15. Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. В судебных прениях первым выступает лицо, обратившееся в суд с представлением (заявлением), или его представитель.

16. Все лица, участвующие в деле, их представители после произнесения ими речей с разрешения суда могут выступить с репликами в связи со сказанным. После судебных прений суд удаляется в совещательную комнату для принятия решения по делу, о чем председательствующий в судебном заседании объявляет присутствующим в зале судебного заседания.

17. После принятия и подписания судебного решения суд возвращается в зал судебного заседания, где председательствующий в судебном заседании объявляет судебное решение, которое выносится в форме постановления. Затем председательствующий в судебном заседании устно разъясняет содержание решения суда, порядок и срок его обжалования.

18. В судебном заседании ведется протокол секретарем судебного заседания, который должен отражать все существенные сведения о разбирательстве дела.

19. В протоколе судебного заседания указываются: дата и место проведения судебного заседания; время начала и окончания судебного заседания; наименование суда, рассматривающего дело, состав суда и сведения о секретаре судебного заседания; наименование и номер дела; сведения о явке лиц, участвующих в деле, их представителей; сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям процессуальных прав и обязанностей; распоряжения председательствующего в судебном заседании и определения, вынесенные судом в зале судебного заседания без удаления в совещательную комнату; устные заявления, ходатайства и объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей; сведения об оглашении письменных доказательств, содержание судебных прений; сведения об оглашении и о разъяснении содержания судебного решения, о разъяснении порядка и срока его обжалования; сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям прав на ознакомление с протоколом и подачу на него замечаний.

20. Протокол может быть написан от руки или составлен с использованием технических средств. Протокол подписывается председательствующим в судебном заседании и секретарем судебного заседания. Протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее чем через 3 (три) дня после дня окончания судебного заседания.

21. Лица, участвующие в деле, вправе знакомиться с протоколом судебного заседания, на который в течение 3 (трех) дней со дня подписания протокола вправе подать в суд замечания в письменной форме с указанием на допущенные в нем неточности и (или) на его неполноту.

22. Замечания на протокол, представленные по истечении указанного срока, судом не рассматриваются и возвращаются представившему их лицу.

23. Замечания на протокол рассматривает подписавший его судья в течение 3 (трех) дней со дня подачи таких замечаний без извещения лиц, участвующих в деле.

24. О принятии замечаний на протокол либо о полном или частичном их отклонении выносится определение суда. Замечания на протокол и определение суда в отношении таких замечаний приобщаются к протоколу судебного заседания.

Статья 21. Отвод судьи

1. Судья не может участвовать в рассмотрении дела об административном надзоре и подлежит отводу, если он:

а) участвовал в предыдущем рассмотрении данного дела в качестве судьи первой, кассационной или надзорной инстанции;

б) участвовал в предыдущем рассмотрении данного дела в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя;

в) является членом семьи, родственником или родственником супруга кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;

г) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.

2. Судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если имеются иные не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его объективности и беспристрастности.

3. В состав суда, рассматривающего дело об административном надзоре, не могут входить лица, которые состоят в родстве между собой, являются членами одной семьи, родственниками или супруги которых являются родственниками.

4. Прокурор, секретарь судебного заседания не могут участвовать в рассмотрении дела об административном надзоре и подлежат отводу по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

5. Участие прокурора, секретаря судебного заседания в предыдущем рассмотрении судом данного дела в качестве соответственно прокурора, секретаря судебного заседания не является основанием для их отвода.

6. При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1–4 настоящей статьи, судья, прокурор, секретарь судебного заседания обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле, или рассмотрен по инициативе суда.

7. Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела по существу. В ходе рассмотрения дела заявление о самоотводе или об отводе допускается только в случае, если основание самоотвода или отвода стало известно лицу, заявляющему самоотвод или отвод, либо суду после начала рассмотрения дела по существу.

8. В случае заявления отвода суд заслушивает мнения лиц, участвующих в деле, а также лица, которому заявлен отвод, если отводимый желает дать объяснения.

9. Отвод, заявленный судье, рассматривающему дело единолично, разрешается тем же судьей. Отвод, заявленный прокурору, секретарю судебного заседания, разрешается составом суда, рассматривающим дело.

10. Самоотвод, заявленный судьей, прокурором, секретарем судебного заседания, или заявленный им отвод разрешается в совещательной комнате. По результатам рассмотрения вопроса о самоотводе или об отводе выносится мотивированное определение.

11. В случае отказа в удовлетворении заявления об отводе подача повторного заявления об отводе тем же лицом и по тем же основаниям не допускается.

Статья 22. Решение суда по делу об административном надзоре

1. Постановление принимается именем Приднестровской Молдавской Республики при разрешении судом первой инстанции дела об административном надзоре по существу.

2. Постановление принимается судом в совещательной комнате.

3. Постановление суда состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

4. В вводной части постановления суда должны быть указаны:

а) номер дела об административном надзоре;

б) дата и место принятия постановления суда;

в) наименование суда, принявшего постановление;

г) состав суда;

д) сведения о лицах, участвующих в деле, об их представителях, о секретаре судебного заседания, об иных участниках судебного процесса, о предмете судебного разбирательства.

5. Описательно-мотивировочная часть постановления суда должна содержать изложение требований представления (заявления), мнения лиц, участвующих в деле. В описательно-мотивировочной части постановления суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, в соответствии с которыми суд отвергает те или иные доказательства, нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, а также могут содержаться ссылки на постановления Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики, постановления Пленума Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики, принятые Верховным судом Приднестровской Молдавской Республики в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

6. В резолютивной части постановления суда по делу об административном надзоре должны содержаться следующие сведения:

а) выводы суда об удовлетворении представления (заявления) полностью или в части либо об отказе в удовлетворении представления (заявления);

б) по делу об установлении или о продлении административного надзора – срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом;

в) по делу о дополнении административных ограничений – конкретные дополнительные административные ограничения, установленные судом;

г) по делу о частичной отмене административных ограничений – конкретные административные ограничения, отмененные судом;

д) в случае установления административного надзора в отношении лиц, указанных в подпунктах а), в) пункта 3 статьи 3 настоящего Закона, – срок прибытия поднадзорного к избранному им месту жительства (месту пребывания).

е) порядок и срок обжалования постановления суда;

ж) по делу о приостановлении течения срока административного надзора – начало течения срока приостановления административного надзора;

з) по делу о возобновлении течения срока административного надзора – срок окончания административного надзора.

7. По делам об административном надзоре мотивированное постановление должно быть изготовлено в день принятия постановления.

8. Копии постановления суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им в течение 3 (трех) дней со дня вынесения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.

9. После объявления постановления по делу об административном надзоре суд, вынесший постановление, не вправе отменить или изменить его.

10. Суд, вынесший постановление по делу, по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может исправить допущенные в этом постановлении описки, опечатки, явные арифметические ошибки независимо от того, вступило ли постановление суда в законную силу. Вопрос о внесении исправлений в постановление суда рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению вопроса о внесении исправлений в постановление суда. На определение суда о внесении исправлений в постановление суда или об отказе во внесении исправлений в постановление суда может быть подана частная жалоба.

11. Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы за 10 (десять) дней до освобождения из мест лишения свободы осужденных, в отношении которых установлен административный надзор, направляет копию постановления суда, вступившего в законную силу, для исполнения начальнику органа внутренних дел по избранному месту жительства поднадзорного с уведомлением о времени его прибытия. При этом поднадзорному под роспись разъясняется ответственность за неприбытие в установленный судом срок к избранному им месту жительства.

12. Постановление суда по делу об административном надзоре вступает в законную силу по истечении срока на кассационное обжалование, если на него не была подана жалоба или принесено представление прокурором в порядке, предусмотренном статьёй 23 настоящего Закона.

Статья 23. Обжалование постановлений по делам об административном надзоре, не вступивших в законную силу

1. Не вступившее в законную силу постановление суда по делу об административном надзоре может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Приднестровской Молдавской Республики лицом, в отношении которого он установлен, его представителем, представителем учреждения или органа, подавшими представление и (или) участвовавшими при рассмотрении представления, а прокурором – внесено представление.

2. Кассационные жалоба и (или) представление приносятся через суд, вынесший постановление. Однако подача кассационных жалобы и (или) представления непосредственно в вышестоящую инстанцию не является препятствием для рассмотрения кассационных жалобы и (или) представления.

3. Кассационные жалоба и (или) представление на постановление по делу об административном надзоре могут быть поданы в течение 10 (десяти) дней со дня вынесения постановления, а содержащимся под стражей лицом, в отношении которого рассматривается вопрос об административном надзоре, – в тот же срок со дня вручения ему копии постановления.

4. Кассационные жалоба и (или) представление, поданные с пропуском срока, возвращаются лицу, подавшему кассационные жалобу и (или) представление.

5. Дополнительные кассационные жалобы и (или) представления и письменные возражения на них могут быть поданы в кассационную инстанцию за сутки до начала рассмотрения.

6. В случае пропуска срока на обжалование или внесение представления на постановление по уважительным причинам лица, имеющие право на подачу кассационных жалобы и (или) представления, могут ходатайствовать перед судом, вынесшим постановление о восстановлении пропущенного срока. Вопрос о восстановлении срока решается судом, вынесшим постановление. Лицо, возбудившее ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в случае его просьбы допускается в заседание для дачи объяснений.

7. Определение суда об отказе в восстановлении пропущенного срока может быть обжаловано в общем порядке. Вышестоящий суд вправе восстановить пропущенный срок и рассмотреть дело по жалобе или представлению по существу.

8. По истечении срока, установленного для обжалования или внесения представления, суд вынесший постановление, в течение 3 (трех) суток направляет дело с жалобами и представлением в кассационную инстанцию и извещает заинтересованных лиц о дне рассмотрения дела в кассационной инстанции.

9. Кассационные жалоба и (или) представление должны содержать: наименование суда, в который они подаются; наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подающего кассационные жалобу и (или) представление, его место нахождения или место жительства и процессуальное положение в деле об административном надзоре; наименования или фамилии, имена и отчества (при наличии) других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения; указание на суд, рассматривавший дело об административном надзоре в первой инстанции, и сведения о содержании принятых им постановлений; указание на постановление суда, которое обжалуется; требования лица, подающего кассационную жалобу, и (или) требование прокурора, приносящего кассационное представление, а также основания, по которым они считают постановление суда подлежащим отмене или изменению.

10. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К кассационной жалобе, поданной представителем, прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя, и иные документы, предусмотренные статьей 13 настоящего Закона.

Кассационное представление подписывается прокурором.

11. Кассационные жалоба и (или) представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

12. До начала рассмотрения дела в заседании суда кассационной инстанции лицо, подавшее кассационную жалобу, либо прокурор, внесший кассационное представление на постановление, вправе отозвать соответственно кассационную жалобу, кассационное представление.

13. О принесении кассационного представления или подаче кассационной жалобы суд первой инстанции извещает участников процесса, интересов которых касается кассационная жалоба или кассационное представление.

14. Лица, участвующие в деле, вправе знакомиться с поступившими в суд кассационными представлениями и жалобами и подать на них свои возражения.

15. Лицу, в отношении которого рассматривалось дело об административном надзоре, вручается копия кассационной жалобы представителя учреждения или органа или кассационного представления прокурора.

16. Возражения, поступившие на кассационную жалобу и (или) кассационное представление, приобщаются к делу или направляются в дополнении к делу в течение суток.

17. Кассационные жалоба и (или) представление на постановление по делу об административном надзоре подлежат рассмотрению в пятнадцатидневный срок со дня их поступления со всеми материалами дела в суд кассационной инстанции.

18. Суд кассационной инстанции рассматривает дело об административном надзоре в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

19. Рассмотрение дела об административном надзоре по кассационным жалобе и (или) представлению осуществляется коллегиально.

20. Суд кассационной инстанции рассматривает дела в открытом судебном заседании.

21. Заседание суда кассационной инстанции открывает судья – председательствующий в судебном заседании, который объявляет, какое дело рассматривается; кем поданы кассационные жалоба и (или) представление и на решение какого суда; выясняет, кто из лиц, участвующих в деле, их представителей явился; устанавливает личность явившихся, проверяет полномочия должностных лиц, полномочия и иные документы, указанные в законе, представителей и разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности.

22. Рассмотрение дела об административном надзоре в суде кассационной инстанции начинается с доклада судьи – председательствующего в судебном заседании или одного из судей. Судья-докладчик излагает обстоятельства дела об административном надзоре, содержание постановления суда первой инстанции, доводы кассационных жалобы и (или) представления и поступивших относительно них возражений, содержание представленных в суд новых доказательств, а также сообщает иные данные, которые суду необходимо рассмотреть для проверки постановления суда первой инстанции.

23. После доклада суд кассационной инстанции заслушивает объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей. Первым выступает лицо, подавшее кассационную жалобу, или его представитель либо прокурор, если им принесено кассационное представление. В случае обжалования решения суда обеими сторонами первым выступает прокурор.

24. После объяснений лица, подавшего кассационную жалобу, или прокурора, если им принесено кассационное представление, и других лиц, участвующих в деле, их представителей суд кассационной инстанции при наличии соответствующих ходатайств или по своей инициативе исследует имеющиеся в деле доказательства и принятые им новые доказательства.

25. По окончании выяснения обстоятельств дела об административном надзоре и исследования доказательств суд кассационной инстанции предоставляет лицам, участвующим в деле, возможность выступить в судебных прениях в той же последовательности, в какой они давали объяснения.

26. При рассмотрении дела в кассационном порядке прокурор дает заключение о законности и обоснованности оспариваемого постановления суда.

27. Суд кассационной инстанции рассматривает дело об административном надзоре в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в кассационных жалобе и (или) представлении и возражениях относительно кассационных жалобы, представления.

Шумерлинский районный суд Чувашской Республики рассмотрел административное дело по административному иску МО МВД России «Шумерлинский» к А. о продлении административного надзора и об установлении дополнительных административных ограничений.

Обращаясь в суд с административным иском, начальник МО МВД России «Шумерлинский» мотивировал тем, что приговором Шумерлинского районного суда Чувашской Республики А. осужден по п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ к 2 (двум) годам лишения свободы в ИК строгого режима без штрафа и ограничения свободы. Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики в отношении А. установлен административный надзор на 8 (восемь) лет и установлены следующие административные ограничения: явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на периодическую регистрацию 2 (два) раза в месяц в дни, установленные надзирающим органом. Приговором Шумерлинского районного суда Чувашской Республики А. осужден по ч.1 ст.314.1 УК РФ к лишению свободы сроком 5 (пять) месяцев с отбыванием наказания в ИК строгого режима. Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики в отношении А. установлен административный надзор сроком на 3 (три) года и установлено административное ограничение в виде: являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 (два) раза в месяц для регистрации. При постановке на учёт А. вынесено предупреждение, где разъяснено о том, что административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением им в течении одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность. Несмотря на установленные административные ограничения, А. на путь исправления не встал, на мероприятия профилактического характера не реагирует, склонен к совершению административных правонарушений. В течение срока административного надзора неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушения установленных в отношении него судом административных ограничений. На настоящий момент А. находится под административным надзором 11 (одиннадцать) месяцев. За данный период А. показал себя с отрицательной стороны. По месту жительства А. характеризуется посредственно, работает по трудовому договору в г. Москва, допускает употребление спиртных напитков в общественных местах, общественно полезным трудом не занимается, неоднократно привлекался к административной ответственности за правонарушения посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу требований ст. 273 Кодекса административного судопроизводства (далее по тексту — КАС РФ) решение суда по административному делу об административном надзоре принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ.

На основании ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения этими лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно ст. 3 вышеуказанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Согласно ч.2 ст.5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» в случаях, предусмотренных ст. 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

В соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

В судебном заседании установлено, что А. судим, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, неоднократно в течение года привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, а также за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре. По месту жительства А. характеризуется посредственно, официально не трудоустроен.

В целях предупреждения совершения А. преступлений и административных правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия суд удовлетворил заявление МО МВД России «Шумерлинский» и продлил А. срок административного надзора на 6 месяцев, установив ему дополнительные ограничения в виде: обязательной явки четыре раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания в определенных местах; (где реализуется алкогольная продукция в розлив — кафе, бары, рестораны); запрета на выезд за установленным судом территории (за пределы Чувашской Республики) без разрешения органов внутренних дел; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 06 часов утра следующего дня, кроме работы в ночное время; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; (дни города, акатуи).