Оказание некачественных услуг статья

Здравствуйте, Александр!

За нарушение прав потребителей исполнитель услуги, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель несет ответственность :

— административную,

— уголовную,

-гражданско- правовую.

( Статья 43 Федерального закона » О защите прав потребителей»)

Административная ответственность:

Статья 14.4. КоАП РФ — Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований

1.влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Уголовная ответственность:

Статья 236. Уголовного кодекса РФ- Нарушение санитарно-эпидемиологических правил

1.наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статья 238 Уголовного кодекса РФ — Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности

1. Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) совершены в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;

в) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до десяти лет.

Гражданско-правовая ответственность:

Статья 1095 Гражданского кодекса РФ — Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги (полная имущественная ответственность + компенсация морального вреда)

Проверка качества и экспертиза

При предъявлении потребителем требований, связанных с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), исполнитель должен провести проверку качества результата выполненной работы (оказанной услуги, если это возможно по характеру услуги). пункт 6 статьи 31 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

При возникновении спора между потребителем и исполнителем по поводу недостатков выполненной работы (оказанной услуги) или их причин исполнитель должен за свой счет провести экспертизу. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе участвовать в проверке качества и проведении экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги) лично или через своего представителя. Потребитель имеет право провести экспертизу за свой счет. пункт 6 статьи 31 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

Если в результате экспертизы будет установлено отсутствие нарушений со стороны исполнителя или причинной связи между действиями исполнителя и обнаруженными недостатками, потребитель обязан возместить исполнителю расходы по проведению экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку результата выполненной работы. Если экспертиза проводилась за счет потребителя и ее результат оказался не в пользу исполнителя, то возместить указанные расходы должен исполнитель. пункт 6 статьи 31 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

Потребитель вправе оспорить заключение экспертизы результата выполненной работы (оказанной услуги) в судебном порядке. пункт 6 статьи 31 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»

Евстратова Л. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Для самих абонентов последствия могут быть самыми разными, но уже сам факт того, что они находятся вне зоны доступа, может создать неприятности. Оператор тоже не должен оставаться в стороне, так как законодательство обязывает его оказывать услуги связи непрерывно и на высоком уровне. На какую же компенсацию могут рассчитывать абоненты, оставшиеся на время без связи?

Какие еще возможны последствия для оператора?

За некачественное исполнение договора об оказании услуг абонентам связи оператор может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 ­КоАП РФ как нарушитель лицензионных условий. Одно из них вменяет в обязанности оператора не только оказание услуг местной связи в соответствии с установленными правилами, но и своевременное устранение неисправностей, препятствующих пользованию услугами телефонной связи. От неисправностей оборудования связи вряд ли можно застраховаться, возможны лишь предупредительные меры по его обслуживанию, но если они не помогли и оборудование вышло из строя, то оператору связи следует устранить неисправность в установленные сроки, иначе меры примет контролирующий орган – Россвязьнадзор.

Нужно ли отражать неустойки и штрафы?

Такой вопрос возник, потому что при нарушении договорных обязательств пострадавшая сторона может потребовать не только уменьшения цены товаров (работ, услуг), но и возмещения понесенных в связи с этим убытков. Плюс к тому потребитель может потребовать уплаты неустойки (пени), если она предусмотрена договором.

Согласно п. 5 ст. 13 Закона о защите прав потребителей требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению исполнителем в добровольном порядке. Причем если потребитель обратится в суд, то последний вправе взыскать с оператора, добровольно не удовлетворившего требования потребителя, штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).

Нужно ли отражать возможные санкции в бухгалтерском учете оператора связи? Читатель может справедливо заметить, что это некорректно, так как в силу норм ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» в состав прочих поступлений и выплат включаются только признанные виновником или же присужденные штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров. До названного момента у бухгалтера нет оснований признавать ни соответствующие прочие доходы, ни расходы. Все верно, за исключением одного но – ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Фактически оно обязывает бухгалтера просчитывать наиболее вероятные доходы и расходы в будущем и давать им наиболее точную оценку в той степени, в которой это возможно.

Так, в силу п. 4 ПБУ 8/2010 обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения (оценочное обязательство) может возникнуть из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров.

Нарушение условий договоров – одна из причин возникновения оценочного обязательства. Однако для признания оценочного обязательства в учете соблюдение первого и последнего условия под сомнением, ведь не факт, что сторона-нарушитель понесет ответственность, да и к тому же в оценке штрафа тоже возникают разногласия. Здесь имеет смысл обратиться к условному обязательству, которое возникает у организации вследствие прошлых событий ее хозяйственной жизни, когда существование у организации обязательства на отчетную дату зависит от наступления (ненаступления) одного или нескольких будущих неопределенных событий, не контролируемых организацией. Если партнер предъявил претензию и иных шагов не предпринимает, то бухгалтеру можно ограничиться условным обязательством, указываемым в пояснительной записке. Если же контрагент решил пойти дальше и обратиться в суд, есть вероятность, что нарушителю придется заплатить штраф в судебном порядке. Поэтому в таком случае уместно говорить об отражении в учете оценочного обязательства, оценка которого дается исходя не только из суммы иска, но и из собственного мнения (суждения) ответчика.

В итоге вывод таков: выявление нарушения и определение меры ответственности за него само по себе не влечет признания ни условных, ни настоящих (реальных) обязательств (требований). Только после того, как начнется претензионная работа, можно говорить об условных либо об оценочных обязательствах (активах и требованиях) (в зависимости от вероятности привлечения к ответственности нарушителя). И только когда выполнятся все условия для признания прочего дохода или прочего расхода, установленные в п. 16 ПБУ 9/99 или п. 14.2, 16 ПБУ 10/99, в бухгалтерском учете отражаются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, а также возмещение причиненных организацией (подлежащих компенсации) убытков.

* * *

В целом можно констатировать, что предложенные операторами варианты компенсации абонентам, оставшимся на определенное время без связи, согласуются с нормами действующего законодательства. Здесь немаловажно дать наиболее объективную оценку компенсации. В нее не включаются неустойки, штрафы и возмещение убытков, в том числе компенсация морального вреда. Это дополнительные расходы, которые оператор может понести, а может их избежать (в зависимости от условий договора и иных обстоятельств в конкретной практической ситуации). Причем полностью отказываться от компенсации за отсутствие связи не стоит, ведь в таком случае можно просто потерять абонентов, которые останутся недовольны принятым решением.