Отсутствие по адресу регистрации

Вводная информация

При создании новой организации в учредительных документах и заявлении о регистрации указывается ее адрес. При этом налоговики обязаны провести проверку данных, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 51 ГК РФ). Если они выявят, что заявленный адрес является недостоверным, то в регистрации новой компании могут отказать (подпункт «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ, далее — Закон № 129-ФЗ). При этом проблемы из-за адреса могут возникнуть не только у регистрирующихся, но и у действующих организаций.

Несовпадение юридического и фактического адресов

Считается, что адрес компании в ЕГРЮЛ — это адрес в пределах ее местонахождения (подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Причем налоговики обязаны направлять всю «бумажную» корреспонденцию именно по этому адресу (п. 5 ст. 31 НК РФ). Поэтому если компания на самом деле расположена по другому адресу, то она рискует не получить какой-либо значимый документ, если юридический и фактический адреса не совпадают.

Законодательством предусмотрено, что место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Однако такие понятия как юридический и фактический адрес не раскрываются. Как правило, эти адреса понимаются так:

Юридический адрес

Фактический адрес

Адрес, который указан в учредительных документах и ЕГРЮЛ как место нахождения организации. По этому адресу должен находиться постоянно действующий исполнительный орган (иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени организации).

Адрес, по которому фактически находится организация. На практике он может не совпадать с адресом, который содержится в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Чаще всего именно по фактическому адресу располагается руководящий орган и хранятся документы.

Имейте в виду: риски негативных последствий, связанных с несовпадением юридического и фактического адресов, несет сама компания. В частности, организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Что будет, если корреспонденция вернется налоговикам

Предположим, что ИФНС неоднократно направляла компании почтовую корреспонденцию по юридическому адресу, но письма возвратились в инспекцию с пометками «адресат выбыл», «по адресу не числится», «за истечением срока хранения» и т д. В такой ситуации налоговики могут посчитать, что указанный в ЕГРЮЛ адрес недействителен и сообщат об этом в банк, в котором у компании открыты счета (пункт 4 письма ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088). Опасность в том, что несообщение банку о смене адреса, в свою очередь, может стать основанием для расторжения договора банковского счета по решению суда (письмо ФНС России от 23.12.11 № АС-4-2/22130).

Помимо этого при выявлении недостоверных адресов налоговики вправе провести проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Если проверка покажет, что сведения об адресе недостоверны, инспекторы направят в компанию, ее учредителям и руководителю соответствующее уведомление.

В течение 30 дней с момента направления уведомления организация обязана или добровольно внести изменения в ЕГРЮЛ или же представить документы, свидетельствующие о подлинности адреса. В противном случае ИФНС может внести в госреестр юрлиц запись о недостоверности содержащихся в нем сведений (подробнее об этом читайте в статье «С 2016 года налоговики будут проверять достоверность сведений, которые либо уже содержатся в ЕГРЮЛ, либо вносятся в реестр»).

При каких условиях возможна ликвидация

Кроме внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений у налоговиков есть еще одна возможность — обратиться в суд с иском о ликвидации компании. Но инспекторам необходимо доказать, что при создании юридического лица были допущены нарушения, которые являтся грубыми и неустранимыми (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ). Только при наличии таких нарушений суд признает регистрацию компании недействительной.

В письме от 25.06.14 № СА-4-14/12088 ФНС России рекомендовала инспекторам подавать иск о ликвдации, только если к организации нельзя применить процедуру исключения из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Речь идет о процедуре, применяемой к компаниям, которые в течение 12 месяцев не сдавали отчетность и не осуществляли операций по банковским счетам. Такие организации ликвидируются налоговиками без суда на основании статьи 64.2 ГК РФ. Если же организация сдает отчетность и совершает банковские операции, но не находится при этом по своему юридическому адресу, то ликвидировать ее можно только через суд.

Порядок организации рассмотрения обращений и запросов граждан и организаций

Положения настоящего раздела разработаны в целях определения технологии работы с обращениями граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц (далее – обращения), поступающими в письменной форме, в форме электронного документа, устными обращениями к должностному лицу во время личного приема граждан, а также с запросами граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений о предоставлении информации о деятельности государственных органов (далее – запросы), поступающими в письменной форме, в виде электронного документа.

Порядок приема обращений граждан в форме электронных документов и порядок приема запросов о предоставлении информации о деятельности государственных органов в виде электронных документов устанавливаются Губернатором области.

Положения настоящего раздела не распространяются на взаимоотношения органов исполнительной власти с гражданами и организациями в процессе реализации органами исполнительной власти государственных функций и предоставления государственных услуг этим гражданам и организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Тульской области.

В случае если федеральными конституционными законами и федеральными законами установлен иной порядок рассмотрения обращений, обращения подлежат рассмотрению в установленном соответствующим федеральным конституционным законом или федеральным законом порядке.

Обращения и запросы подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления.

Обращения и запросы, поступившие в адрес Губернатора области, первого заместителя Губернатора области – председателя правительства области, их заместителей, регистрируются управлением по делопроизводству и работе с обращениями граждан.

Обращения и запросы, поступившие в адрес органов исполнительной власти, подразделений аппарата правительства, регистрируются соответствующими службами делопроизводства либо уполномоченными на то лицами органов исполнительной власти, подразделений аппарата правительства.

В случае если поставленные в обращениях вопросы не входят в компетенцию правительства области, органов исполнительной власти, подразделений аппарата правительства, а также если запрос не относится к их деятельности, такие обращения и запросы в течение 7 дней со дня регистрации направляются в соответствующие органы либо соответствующим должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращениях вопросов или к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации, с уведомлением авторов обращений и запросов о переадресации их обращений и запросов, за исключением обращений, содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, которые направляются в соответствующие органы либо соответствующим должностным лицам в течение 5 дней со дня их регистрации.

О переадресации запроса в течение 7 дней со дня его регистрации сообщается автору запроса. В случае если правительство области, органы исполнительной власти, подразделения аппарата правительства не располагают сведениями о наличии запрашиваемой информации в другом государственном органе, органе местного самоуправления, об этом в течение 7 дней со дня регистрации запроса сообщается автору запроса.

При направлении обращения на рассмотрение в другой орган государственной власти, государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу могут в случае необходимости в указанных органах или у должностного лица запрашиваться документы и материалы о результатах рассмотрения обращения.

Обращения, содержащие обжалование решения, действия (бездействия) конкретных должностных лиц, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения.

Обращения с просьбами о личном приеме Губернатором области, первым заместителем Губернатора области – председателем правительства области, их заместителями направляются в органы исполнительной власти, аппарат правительства для рассмотрения обращений и подготовки предложений о целесообразности организации личного приема. В случае принятия решения о нецелесообразности личного приема органы исполнительной власти, аппарат правительства направляют ответ с разъяснениями по существу поставленных в обращении вопросов.

Обращения и запросы подлежат обязательному рассмотрению, за исключением случаев, установленных законодательством.

Обращения и запросы рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации.

Обращения, содержащие информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматриваются в течение 20 дней со дня их регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного пунктом 8.10 настоящей Инструкции, срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем органа исполнительной власти, подразделения аппарата правительства, его заместителем или иным уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием гражданина, направившего обращение, и указанием причин продления.

В случае если предоставление информации по запросу невозможно в 30-дневный срок, в течение 7 дней со дня регистрации запроса автор уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать 15 дней сверх установленного срока для ответа на запрос.

Ответ, уведомление на обращение направляются в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в форме электронного документа, в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в письменной форме.

Ответ, уведомление на запрос направляются в электронном виде по адресу электронной почты, указанному в запросе, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в запросе.

Ответы на обращения и запросы подписываются Губернатором области, первым заместителем Губернатора области – председателем правительства области, их заместителями, руководителями органов исполнительной власти, подразделений аппарата правительства, их заместителями или иными уполномоченными должностными лицами.

Органы исполнительной власти, аппарат правительства либо должностные лица могут запрашивать, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.

Согласно запросу о представлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, направленному в установленном порядке государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, рассматривающим обращение, органы исполнительной власти, аппарат правительства обязаны в течение 15 дней представлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок представления.

В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в таком обращении, а также в иных обращениях содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Если в запросе не указаны фамилия гражданина либо наименование организации – автора запроса, почтовый адрес или адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ, ответ на запрос не дается. Анонимные запросы не рассматриваются.

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

При получении обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, орган исполнительной власти, аппарат правительства, иное уполномоченное должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов, сообщить гражданину, направившему указанное обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в органы исполнительной власти и подразделения аппарата правительства, иные органы или должностному лицу в соответствии с компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия, адрес поддаются прочтению.

В случае если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

В случае если в обращении гражданина содержится вопрос, на который неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган исполнительной власти, подразделение аппарата правительства или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Решения о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки по конкретному вопросу принимаются руководителями органов исполнительной власти, подразделений аппарата правительства, их заместителями либо уполномоченными на то должностными лицами.

На обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен на портале правительства области либо на официальных сайтах органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае поступления обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на портале правительства области либо на официальных сайтах органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», гражданину, направившему обращение, в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается. В случае поступления обращения с просьбой о представлении ответа, размещенного на портале правительства области либо на официальных сайтах органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», он направляется в установленном порядке.

В случае если запрашиваемая информация опубликована в средствах массовой информации либо размещена в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ответе на запрос возможно ограничиться указанием названия, даты выхода и номера средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

В случае если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

В случае если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, в ответе на запрос указываются вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. В случае если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, а остальная информация является общедоступной, то необходимо предоставить запрашиваемую информацию, за исключением информации ограниченного доступа.

В случае если в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, проведении анализа деятельности Губернатора области, правительства области, органов исполнительной власти, подразделений аппарата правительства, подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос гражданина, информация не предоставляется.

Решение о непредоставлении информации принимается руководителем органа исполнительной власти, подразделения аппарата правительства, его заместителем или иным уполномоченным должностным лицом.

Обращение и запрос считаются рассмотренными по существу, если органом исполнительной власти, подразделением аппарата правительства, уполномоченным должностным лицом всесторонне и объективно изучены поставленные в них вопросы и по ним в установленный законом срок авторам даны ответы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Руководители органов исполнительной власти и подразделений аппарата правительства в пределах компетенции осуществляют контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, запросов, организуют работу по проведению анализа содержания поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Информация о результатах рассмотрения обращений ежемесячно публикуется органами исполнительной власти на соответствующих официальных сайтах.

Форма обращения (запроса) в письменном виде

Порядок направления обращений

Порядок направления запросов

Как nginx обрабатывает запросы

Как предотвратить обработку запросов без имени сервера
Определение виртуального сервера по имени и IP-адресу
Конфигурация простого сайта PHP

Определение виртуального сервера по имени

nginx вначале решает, какой из серверов должен обработать запрос. Рассмотрим простую конфигурацию, где все три виртуальных сервера слушают на порту *:80:

server { listen 80; server_name example.org www.example.org; … } server { listen 80; server_name example.net www.example.net; … } server { listen 80; server_name example.com www.example.com; … }

В этой конфигурации, чтобы определить, какому серверу следует направить запрос, nginx проверяет только поле «Host” заголовка запроса. Если его значение не соответствует ни одному из имён серверов или в заголовке запроса нет этого поля вовсе, nginx направит запрос в сервер по умолчанию для этого порта. В вышеприведённой конфигурации сервером по умолчанию будет первый сервер, что соответствует стандартному поведению nginx по умолчанию. Сервер по умолчанию можно задать явно с помощью параметра default_server в директиве listen:

server { listen 80 default_server; server_name example.net www.example.net; … } Параметр default_server появился в версии 0.8.21. В более ранних версиях вместо него следует использовать параметр default.

Следует иметь в виду, что сервер по умолчанию является свойством слушающего порта, а не имени сервера. Подробнее это обсуждается ниже.

Как предотвратить обработку запросов без имени сервера

Если запросы без поля «Host” в заголовке не должны обрабатываться, можно определить сервер, который будет их отклонять:

server { listen 80; server_name «»; return 444; }

Здесь в качестве имени сервера указана пустая строка, которая соответствует запросам без поля «Host” в заголовке, и возвращается специальный для nginx код 444, который закрывает соединение.

Начиная с версии 0.8.48 настройка server_name «» является стандартной и может явно не указываться. В более ранних версиях в качестве стандартного имени сервера выступало имя машины (hostname).

Определение виртуального сервера по имени и IP-адресу

Рассмотрим более сложную конфигурацию, в которой некоторые виртуальные серверы слушают на разных адресах:

server { listen 192.168.1.1:80; server_name example.org www.example.org; … } server { listen 192.168.1.1:80; server_name example.net www.example.net; … } server { listen 192.168.1.2:80; server_name example.com www.example.com; … }

В этой конфигурации nginx вначале сопоставляет IP-адрес и порт запроса с директивами listen в блоках server. Затем он сопоставляет значение поля «Host” заголовка запроса с директивами server_name в блоках server, которые соответствуют IP-адресу и порту. Если имя сервера не найдено, запрос будет обработан в сервере по умолчанию. Например, запрос www.example.com, пришедший на порт 192.168.1.1:80, будет обработан сервером по умолчанию для порта 192.168.1.1:80, т.е. первым сервером, т.к. для этого порта www.example.com не указан в списке имён серверов.

Как уже говорилось, сервер по умолчанию является свойством слушающего порта, поэтому у разных портов могут быть определены свои серверы по умолчанию:

server { listen 192.168.1.1:80; server_name example.org www.example.org; … } server { listen 192.168.1.1:80 default_server; server_name example.net www.example.net; … } server { listen 192.168.1.2:80 default_server; server_name example.com www.example.com; … }

Конфигурация простого сайта PHP

Теперь посмотрим на то, как nginx выбирает location для обработки запроса на примере обычного простого PHP-сайта:

server { listen 80; server_name example.org www.example.org; root /data/www; location / { index index.html index.php; } location ~* \.(gif|jpg|png)$ { expires 30d; } location ~ \.php$ { fastcgi_pass localhost:9000; fastcgi_param SCRIPT_FILENAME $document_root$fastcgi_script_name; include fastcgi_params; } }

nginx вначале ищет среди всех префиксных location’ов, заданных строками, максимально совпадающий. В вышеприведённой конфигурации указан только один префиксный location «/”, и поскольку он подходит под любой запрос, он и будет использован, если других совпадений не будет найдено. Затем nginx проверяет location’ы, заданные регулярными выражениями, в порядке их следования в конфигурационном файле. При первом же совпадении поиск прекращается и nginx использует совпавший location. Если запросу не соответствует ни одно из регулярных выражений, nginx использует максимально совпавший префиксный location, найденный ранее.

Следует иметь в виду, что location’ы всех типов сопоставляются только с URI-частью строки запроса без аргументов. Так делается потому, что аргументы в строке запроса могут быть заданы различными способами, например:

/index.php?user=john&page=1 /index.php?page=1&user=john

Кроме того, в строке запроса можно запросить что угодно:

/index.php?page=1&something+else&user=john

Теперь посмотрим, как бы обрабатывались запросы в вышеприведённой конфигурации:

  • Запросу «/logo.gif” во-первых соответствует префиксный location «/”, а во-вторых — регулярное выражение «\.(gif|jpg|png)$”, поэтому он обрабатывается location’ом регулярного выражения. Согласно директиве «root /data/www” запрос отображается в файл /data/www/logo.gif, который и посылается клиенту.
  • Запросу «/index.php” также во-первых соответствует префиксный location «/”, а во-вторых — регулярное выражение «\.(php)$”. Следовательно, он обрабатывается location’ом регулярного выражения и запрос передаётся FastCGI-серверу, слушающему на localhost:9000. Директива fastcgi_param устанавливает FastCGI-параметр SCRIPT_FILENAME в «/data/www/index.php”, и сервер FastCGI выполняет указанный файл. Переменная $document_root равна значению директивы root, а переменная $fastcgi_script_name равна URI запроса, т.е. «/index.php”.
  • Запросу «/about.html” соответствует только префиксный location «/”, поэтому запрос обрабатывается в нём. Согласно директиве «root /data/www” запрос отображается в файл /data/www/about.html, который и посылается клиенту.
  • Обработка запроса «/” более сложная. Ему соответствует только префиксный location «/”, поэтому запрос обрабатывается в нём. Затем директива index проверяет существование индексных файлов согласно своих параметров и директиве «root /data/www”. Если файл /data/www/index.html не существует, а файл /data/www/index.php существует, то директива делает внутреннее перенаправление на «/index.php” и nginx снова сопоставляет его с location’ами, как если бы такой запрос был послан клиентом. Как мы видели ранее, перенаправленный запрос будет в конечном итоге обработан сервером FastCGI.

Полезные выводы

Если организация не располагается по юридическому адресу и есть опасения, что налоговики могут выявить этот факт, то рекомендуем обратить внимание на следующие выводы:

  1. Сам по себе факт отсутствия организации по юридическому адресу не является основанием для ее ликвидации, и это не раз подтверждали судьи (см., например постановление АС Северо-Кавказского округа от 31.10.17 № А32-12835/2017).
  2. Отсутствие компании по юридическому адресу, указанному в ее учредительных документах, является устранимым нарушением (определение ВАС РФ от 16.03.10 № ВАС-2903/10).
  3. Законодательство РФ прямо не разъясняет, в каком именно случае сведения об адресе считаются недостоверными. Однако, по мнению судей, недостоверным является такой адрес, который был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61).
  4. Если компания неоднократно проигнорирует все просьбы налоговиков о предоставлении реального адреса, то суд может принять решение о ликвидации (постановление ФАС Поволжского округа от 12.05.12 № А55-10795/2011).
  5. В постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 судьи привели признаки недостоверности адреса. В частности отмечено, что о недостоверности сведений об адресе юридического лица может свидетельствовать адрес массовой регистрации.
  6. Поскольку в первую очередь налоговики проверяют компании, которые указали в ЕГРЮЛ так называемые адреса массовой регистрации, желательно проверить, не является ли «массовым» адрес вашей организации. Это можно сделать бесплатно в сервисе «Контур.Фокус», для чего достаточно ввести адрес в поисковую строку сервиса и потом проверить, сколько организаций по нему зарегистрировано. Если в здании, где нет офисов, числится несколько десятков организаций, то это уже повод насторожиться.

Бесплатно узнать, сколько компаний зарегистрировано по адресу потенциального контрагента и выяснить, не является ли его директор или учредитель «массовым», можно либо прямо на БухОнлайне, либо в сервисе для экспресс-проверки контрагентов «Контур-Фокус». В названном сервисе также можно увидеть, сдает ли контрагент балансы в Росстат, а при их наличии автоматически провести финансовый анализ отчетности.