Основные участники дорожного движения

УДК 656.052.467

УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ В ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И УКРАИНЫ

В. Д. Городокин, кандидат юридических наук, профессор кафедры эксплуатации ав-

томобильного транспорта, Южно-Уральский государственный университет

В статье рассматриваются вопросы классификации участников дорожного движения — водитель, пассажир и пешеход. Введена новая категория — «иные участники». Проведен анализ решения подобных вопросов в правилах дорожного движения стран ближнего зарубежья: Украины, Республики Казахстан и Республики Беларусь.

Ключевые слова: участники дорожного движения, водитель, пешеход, пассажир, правила дорожного движения.

Необходимость отнесения какого-либо субъекта дорожного движения к конкретной категории вызвана различием санкций, применяемых к ним, в зависимости от события, произошедшего на дороге. Например, при совершении дорожно-транспортного происшествия нередко требуется установить действия пассажира, связанные с вмешательством в управление водителем транспортным средством, степень опасности вмешательства и возможности водителя противостоять указанным действиям. Также возникают проблемы, связанные с отнесением к какой-либо категории лиц, являющихся участниками дорожного движения, которые, перемещая автомобиль, не находятся в то же время в салоне транспортного средства. Не меньшее значение имеет разграничение участников процесса движения при разделении ими функций по управлению транспортным средством, когда один из субъектов, например, осуществляя воздействие на рулевое колесо, изменяет направление движения, другой — прилагая физическую силу к транспортному средству, толкает его, или, воздействуя на органы управления, позволяющие изменять скорость (педаль «газа», педаль тормоза и т.п.), увеличивает ее или снижает вплоть до остановки. Как показал анализ, существующие определения, позволяющие отнести участников дорожного движения к одной из категорий, не совершенны.

Согласно законодательству Российской Федерации участник дорожного движения -лицо, принимающее непосредственное уча-

стие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Аналогичная формулировка содержится в Правилах дорожного движения Республики Казахстан.

Не многим отличается от данной формулировки соответствующее определение в Правилах дорожного движения Украины: к участникам дорожного движения отнесены лица, которые принимают непосредственное участие в процессе движения на дороге как пешеход, водитель, пассажир, погонщик животных.

Несколько иначе дается определение участнику движения в Правилах дорожного движения Республики Беларусь, к которому отнесено физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.

Как следует из вышеприведенных формулировок, основным отличием определения, данного в Правилах Украины, от Правил Российской Федерации (РФ), Республики Казахстан (РК) и Республики Беларусь (РБ), является отнесение погонщика животных не к категории «водитель», а к самостоятельной категории участников дорожного движения. Во всех остальных государствах погонщик животных отнесен к категории «водитель». По нашему мнению, возможность минимального влияния погонщика на характер передвижения стада, отары, табуна и т.п. животных, т.е.

влияние на темп и направление его движения, а также возможность случайного стечения обстоятельств, в результате которых животные могут изменять параметры перемещения помимо воли погонщика, позволяют сделать вывод о том, что наиболее целесообразно лиц данной категории относить не к водителям, а к самостоятельным участникам дорожного движения, признавая тем самым более правильной формулировку в Правилах дорожного движения Украины в указанной части.

Вместе с тем также заслуживает внимания отличие в определении участника дорожного движения, данное в Правилах РБ. Во-первых, по нашему мнению, к участнику дорожного движения правомерно относить только физическое лицо, во-вторых, справедливо подчеркнуто, что физическое лицо может находиться не только «в» транспортном средстве, но и «на» нем (например, на мотоцикле, на велосипеде, на гужевой повозке и т.д.). В-третьих, как отрицательный можно отметить тот факт, что в данном определении не совсем полно сформулировано исключение из состава участников дорожного движения в виде регулировщиков и работников, выполняющих в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. Думается, под работами, выполняемыми в установленном порядке, следует понимать те виды деятельности, которые возложены на сотрудников в соответствии с их функциональными обязанностями. В рассматриваемом же случае речь должна идти не только о работниках, выполняющих в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы, но и о других лицах, в силу обстоятельств находящихся в пределах дороги и выполняющих какие-либо ремонтные работы. К этой категории, например, должны быть отнесены водители, ремонтирующие транспортное средство (заменяющие колеса, устраняющие дефект в подвеске, устанавливающие сцепное устройство и т. п.). Называть эти действия ремонтом, выполняемым в установленном порядке, не корректно. При этом следует указать, что в Правилах дорожного движения РФ, РК и Украины данному факту также не уделено никакого внимания. В-четвертых, к категории работников, выполняющих в установленном порядке на дороге другие работы, вполне можно отнести водителей снегоуборочной техники, водителей автомобилей, поливающих дорогу, водителей автопогрузчиков, автогрейдеров, эвакуаторов и т.п., и все они согласно формули-

ровке, данной в Правилах РБ, не будут отнесены к категории «участник дорожного движения», несмотря на то что они фактически, управляя транспортными средствами, являются работниками, выполняющими в установленном порядке на дороге другие работы. В данном случае усматривается противоречие, так как и в Правилах дорожного движения РБ, и в Правилах РФ, РК и Украины лица, управляющие транспортными средствами, отнесены к категории «водитель». И если указанные физические лица, находясь «в» или «на» транспортных средствах, даже выполняя в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы, могут и должны быть отнесены к категории «водитель», то физические лица, выполняющие на дороге ремонтные работы не в установленном, а в аварийном порядке, Правилами всех указанных государств не отнесены не только ни к одной из утвержденных категорий, но и вообще к участникам дорожного движения. Возникает вопрос: к какой категории их следует отнести при совершении дорожно-транспортного происшествия?

С учетом сложности отграничения лиц, занимающихся на дороге ремонтом в установленном и не в установленном порядке, лиц, выполняющих на дороге работу, от лиц, осуществляющих движение по дороге, по нашему мнению, возникла необходимость введения еще одной категории участников дорожного движения — «иные лица».

В связи с тем, что необходимость отнесения кого-либо к одной из категорий участников движения возникает при дорожнотранспортном происшествии или нарушении требований Правил дорожного движения, а это возможно в подавляющем числе случаев только при движении хотя бы одного транспортного средства, иные лица должны быть также отнесены к участникам дорожного движения.

Законодатели РФ и РК проблему с «иными лицами» решили несколько иначе, исключив их из категории «пешеходы»: «пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Очень близко по смыслу определение в Правилах Украины. Иными словами, как следует из приведенной форму-

лировки, из категории «пешеходы» исключены лица, находящиеся вне транспортного средства на дороге и производящие на ней работу. С некоторой натяжкой к указанной категории лиц можно отнести как сотрудников, осуществляющих регулирование дорожного движения, так и водителей или иных лиц, производящих ремонт транспортного средства, которых, безусловно, в рассматриваемый момент нельзя отнести к категории «водитель». Еще один вывод напрашивается при анализе определения, данного в Правилах РФ, РК и Украины: исключая из категории «пешеходы» лиц, находящихся вне транспортного средства на дороге и производящих на ней работу, законодатель, тем не менее не исключил их из участников дорожного движения, что, на наш взгляд, верно, однако в то же время они оказались не отнесенными ни к одной из категорий, что недопустимо.

Таким образом, к участнику дорожного движения следует отнести любое физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его. Под иными лицами необходимо понимать физических лиц, уполномоченных регулировать дорожное движение, работников, выполняющих на дороге ремонтные и другие работы в порядке, установленном служебными обязанностями, физических лиц, в том числе водителей, производящих ремонт транспортных средств, а также погонщиков животных.

Как было указано выше, в настоящее время Правилами дорожного движения РФ, РБ, РК и Украины утверждены только три участника дорожного движения: пешеход,

водитель, пассажир.

Так, согласно определению, данному в Правилах дорожного движения РФ и РК, к категории «пешеход» отнесено «лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску».

В Правилах Украины определение пешехода, практически идентично указанному выше: пешеход — лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортных средств и не выполняющее на дороге какую-либо работу. К пешеходам приравниваются также лица, движущиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мото-

цикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Приведенные определения понятия «пешеход» также свидетельствуют о необходимости введения дополнительной категории к имеющимся участникам дорожного движения. Объясняется это тем, что в текстах, указанных выше, лица, движущиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, являются не пешеходами, а лицами, приравненными к ним. По аналогии можно сказать тоже самое о районах, приравненных к районам Крайнего Севера. Это не районы Крайнего Севера, а только приравненные к ним и, следовательно, таковыми не являющиеся. Так и с перечисленной выше категорией лиц, приравненных к пешеходам. На них возложены те же обязанности, ответственность, и пользуются они теми же правами, но это по смыслу Правил дорожного движения не пешеходы. Таким образом, если лица, движущиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед и т.д., не являются пешеходами, а только приравнены к ним, тогда к какой категории законодатель намерен их отнести? Ответа в Правилах дорожного движения РФ, РК и Украины нет. Вариантов в данном случае только два: или включить перечисленных лиц в категорию «пешеходы», но тогда пропадает необходимость в сделанной оговорке, т.е. следует говорить не о приравненности указанных лиц к пешеходам, а об отнесении их к данной категории, или, что менее логично, отнести их к другой категории участников дорожного движения. По нашему мнению, с учетом скорости передвижения лиц исследуемой категории наиболее целесообразно отнести их к категории «пешеходы».

Некоторую двойственность придает категории «пешеход» определение, данное в Правилах дорожного движения РБ: пешеход -физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску, и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы1. Как следует из приведенного текста, к категории «пешеход» в Правилах РБ дополнительно отнесены лица, передвигающиеся на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном

инвентаре. Дополнение, на наш взгляд, очень важное и интересное, но данный перечень нельзя считать полным, окончательным и исчерпывающим. Например, к какой категории следует отнести малолетних велосипедистов, движущихся по тротуару или в пределах жилой зоны (дворовой территории), или велосипедистов, не достигших 14 лет и не имеющих права двигаться по проезжей части, и по этой причине также осуществляющих движение по тротуару? При продолжении логического ряда, возникает вопрос о том, к какой категории необходимо относить лиц, практически всегда движущихся по тротуару на велосипеде, предназначенном для триала и фристайла, типа «ВМХ»? Велосипеды данного типа не предназначены для длительного движения сидя в седле, поэтому на них в основном передвигаются стоя на педалях. Двигаться на таком велосипеде по проезжей части не только неудобно, но и небезопасно. С другой стороны, движение на велосипедах по тротуару представляет опасность уже для пешеходов. Также небезопасно для окружающих пешеходов и передвижение по тротуару на скейтбордах и роликовых коньках. Может быть, имеет смысл до момента появления отдельных специально выделенных дорожек лиц, движущихся по тротуару на специализированном спортивной инвентаре, отграничить от пешеходов и свести в отдельную категорию участников дорожного движения, регламентировав порядок их перемещения? Или считать их пешеходами, использующими для передвижения спортивный инвентарь, и также регламентировать порядок их нахождения на тротуаре? Причина необходимости введения данного регламента состоит в том, что опасность их движения по тротуару в первую очередь обусловлена значительной разницей скоростей по отношению к пешеходам, а также в отсутствии технически возможной максимально быстрой (экстренной) по сравнению с пешеходом остановки.

Следующая категория участников дорожного движения — «водитель», к которому согласно Правилам дорожного движения РФ отнесены лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. Практически идентично данной формулировке определение, данное в Правилах дорожного движения РК.

Нами уже было высказано мнение о том, что относить к категории «водитель» погонщика, осуществляющего перегон стада животных, нецелесообразно по причине отсутствия должного влияния погонщика (пастуха) как на скорость, так и на направление движения стада в целом, а также в связи с большой долей вероятности того, что отдельные животные стада, табуна или отары в силу различных обстоятельств могут независимо от человека, организующего их перемещение, изменять темп и направление движения. Вместе с тем лицо, ведущее животное (вьючное, верховое, КРС и т.п.) под уздцы или контролирующее его каким-либо иным способом, по аналогии с лицом, ведущим мотоцикл, велосипед и т.п., на наш взгляд, должно быть отнесено к категории «пешеход», а не «водитель», при этом данные пешеходы, ведущие вьючных, верховых животных или крупный домашний скот, должны двигаться не по тротуару, а по проезжей части. В то же время физическое лицо, находясь верхом на животном и управляя им, вне зависимости от того, верховое это животное (лошадь, верблюд и т.д.) или вьючное (осел, ишак, мул и т.д.), должно быть отнесено к категории «водитель». Подтверждением правильности такого подхода является определение термина «водитель» в рассматриваемой части, данное в Правилах РБ: водитель — физическое лицо, управляющее транспортным средством, за исключением лица, обучаемого управлению механическим транспортным средством (сдающего квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством). К водителю приравниваются лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством (принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством) и при этом находящееся в нем, а также всадник, погонщик скота. Иными словами, всадник отнесен данным определением к категории «водитель». Вместе с тем, как видно из приведенного текста, из категории «водитель» исключено лицо, обучаемое управлению механическим транспортным средством (сдающее квалификационный

практический экзамен на право управления механическим транспортным средством). При этом следует отметить, что обучающий управлению механическим транспортным средством (принимающий экзамен) также не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

является водителем, а лишь приравнен к нему. С приравниванием кого-либо к какой-либо категории проблема отнесения данного субъекта к конкретной категории участников дорожного движения, по сути, не решается, а является лишь половинчатым решением, требующим большей конкретизации. По нашему мнению, лицо, находящееся за управлением транспортного средства, вне зависимости от того, обучается оно управлению механическим транспортным средством или сдает квалификационный практический экзамен на право управления, находясь на месте водителя, фактически управляет транспортным средством, а, следовательно, является водителем. В свою очередь, учитывая тот факт, что в одном транспортном средстве не может быть двух водителей, обучающий управлению механическим транспортным средством, как и принимающий квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, должен быть отнесен к категории «пассажир», имеющий тем не менее частичный доступ к управлению транспортным средством. Таким образом, в силу эргономических особенностей рабочего места инструктора, находящегося в транспортном средстве, и возложенных на него функциональных обязанностей он, как лицо, обучающее управлению транспортным средством, должен нести ответственность аналогично водителю, являясь, при этом пассажиром.

В разрез с данной трактовкой вступает определение понятия «водитель», сформулированное в Правилах дорожного движения Украины, где указано, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством и имеющее удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории. Водителем является также лицо, обучающее управлению транспортным средством, находящееся непосредственно в транспортном средстве. С данным определением мы не можем согласиться по нескольким причинам. Во-первых, в категорию «водитель» не попадает лицо, осуществляющее управление транспортным средством и не имеющее, равно как и лишенное ранее, права на управление транспортным средством. Иными словами, данное лицо, совершив правонарушение в сфере дорожного движения, тем не менее не будет являться субъектом, несущим за совершенное деяние ответственность в качестве водителя. Аналогичный

вывод следует сделать и в случае, если за управлением транспортного средства оказывается лицо, не имеющее права на управление транспортным средством данной категории, т.е. водитель, имеющий допуск на право управления грузовым автомобилем, садясь за управление автопоездом или автобусом, совершая при этом дорожно-транспортное правонарушение, водителем согласно определению не будет. Возникает логический вопрос: кем тогда он является в данной ситуации? Вторая часть определения «водитель» также спорна, так как, по сути, вытекает из первой части и допускает факт управления транспортным средством одномоментно двумя водителями, или следует признать, что обучаемый вождению, находясь на месте водителя и управляя транспортным средством, водителем не является. Тогда возникает вопрос: кем является этот субъект? По нашему мнению, формулировку, принятую в правилах дорожного движения Украины, следует корректировать.

Следующий участник дорожного движения — пассажир. Согласно Правилам дорожного движения РФ пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

В Правилах дорожного движения РК формулировка несколько иная, и в ней из данного выше определения, во-первых, исключены лица, входящие в транспортное средство (садящиеся на него) или выходящие из него: пассажир — лицо, находящееся в (на) транспортном средстве и не управляющее им. Во-вторых, к категории «пассажир» причислены все лица, находящиеся в транспортном средстве и не управляющие им. В данном определении усматриваются как положительные, так и отрицательные моменты. С положительной стороны следует отметить невозможность отнесения к категории «водитель» лица, находящегося хотя и на месте водителя, но не управляющего транспортным средством (например, если транспортное средство стоит неподвижно на парковке). Согласно данному определению это лицо должно быть отнесено к категории «пассажир». С другой стороны, в данном определении к категории водитель нельзя причислить субъекта, находящегося на месте водителя и во время движения умышленно прекратившего управлять транспорт-

ным средством. Возникает логический вопрос: кем он является? Пассажиром? Вероятнее всего, нет. По нашему мнению, во-первых, к категории «пассажир» все-таки следует отнести физическое лицо, входящее в транспортное средство (садящееся на него) или выходящее из транспортного средства (сходящее с него). Во-вторых, чтобы быть отнесенным к пассажиру, лицо, находящееся в (на) транспортном средстве и не управляющее им, не должно быть еще и водителем.

Близко, по сути, к рассмотренному выше определение пассажира в Правилах дорожного движения Украины: это лицо, пользующееся транспортным средством и находящееся в нем, но не причастное к управлению им. К недостаткам, отмеченным нами ранее, следует добавить отсутствие в данном определении ссылки на лиц, находящихся «на» транспортном средстве, а не только в нем. Например, к пассажиру следует отнести лицо, не управляющее мотоциклом, однако находящееся на нем и расположенное при этом на пассажирском месте.

Лишено некоторых, указанных выше, недостатков определение категории «пассажир» в Правилах дорожного движения РБ, согласно которому пассажир — непричастное к управлению транспортным средством физическое лицо, находящееся в (на) транспортном средстве, а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или сходящее (высаживающееся) с транспортного средства. Единственный недостаток, присущий данному определению, — это отнесение к рассматриваемой категории всех лиц, не причастных к управлению, т.е. и тех, кто умышленно, находясь на месте водителя, прекратил управление транспортным средством. Как уже было указано выше, устранить данный недостаток можно, исключив из определения лицо, располагающееся на месте водителя во время движения транспортного средства. Данный субъект должен быть отнесен во время движения к категории «водитель» вне зависимости от того, причастен он к управлению транспортным средством или управления не осуществляет.

Таким образом, анализируя определения, данные в Правилах дорожного движения РФ, РБ, РК и Украины, мы приходим к выводу о необходимости и возможности дать определения таким категориям, как «участник дорожного движения», «пешеход», «водитель» и

«пассажир», максимально исключив имеющиеся недостатки, присущие действующим формулировкам. Считаем также необходимым ввести дополнительную категорию участников дорожного движения — «иные лица».

Участником дорожного движения необходимо признавать любое физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его в качестве пешехода, водителя, пассажира или иного лица.

Пешеходом нужно считать физическое лицо, находящееся на дороге вне транспортного средства, за исключением «иных лиц». К пешеходам относятся лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, использующие для передвижения по тротуару спортивный инвентарь (скейтборды, роликовые коньки, самокаты, лыжи и т.п.), перемещающие руками велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также лица, ведущие под уздцы животное (вьючное, верховое, КРС и т.п.) или контролирующие его каким-либо иным способом. На пешеходов, передвигающихся по тротуарам и пешеходным дорожкам с использованием спортивного инвентаря, а также на велосипедистов, не достигших возраста, позволяющего им двигаться по проезжей части, возлагаются обязанности по обеспечению безопасности иных пешеходов, находящихся на тротуаре или пешеходной дорожке.

Водитель — физическое лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, или всадник, управляющий верховым или вьючным животным. Физическое лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством (принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством), является пассажиром, однако несет ответственность в качестве водителя транспортного средства.

Пассажир — физическое лицо, кроме водителя, находящееся в (на) транспортном средстве, не имеющее возможности для управления транспортным средством в полном объеме, а также входящее (садящееся) в (на) транспортное средство или выходящее (высаживающееся) из транспортного средства. К пассажиру относится физическое лицо, обучающее управлению механическим транспортным средством (принимающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным

средством), однако данный субъект несет ответственность как водитель транспортного средства.

Иные лица — физические лица, уполномоченные регулировать дорожное движение, сотрудники специализированных организаций, выполняющие на дороге ремонтные и другие виды работ, в порядке, установленном служебными или должностными обязанностями; физические лица, в том числе водители, производящие ремонт внезапно возникшей неисправности транспортного средства, погрузо-разгрузочные или иные действия, связанные с перемещением и транспортировкой неисправного транспортного средства или транспортного средства с неработающим двигателем, за исключением буксировки; погон-

щики животных. В эту же категорию, по нашему мнению, должны быть включены физические лица, привлеченные водителем транспортного средства в качестве помощников с целью регулирования темпа и направления движения задним ходом в соответствии с требованиями п. 8.12 Правил дорожного движения.

1 Правила дорожного движения Республики Беларусь с изменениями и дополнениями на 27 октября 2012 г.

Насколько является участником дорожного движения стоящий на тротуаре пешеход рядом с нерегулируемым пешеходным переходом

Во время обучения вождению, при сдаче практической части экзамена по вождению в ГИБДД, обратите внимание, как обучающий вас инструктор или сотрудник ГИБДД трактует и понимает участника дорожного движения в случае стоящего у края проезжей части пешехода. В том пограничном случае, когда пешеход ещё не начал переходить проезжую часть дороги по пешеходному переходу или зебре, а только подходит к нему, стоит рядом и раздумывает, безопасно ли ему идти, ожидает удобного для него момента для перехода или просто задумался на тротуаре.

Правила дорожного движения требуют от водителя остановиться и пропустить пешехода, переходящего проезжую часть по нерегулируемому светофором пешеходному переходу, т.е. двигающегося перпендикулярно проезжей части.

Одни считают, что в подобной ситуации водителю следует остановиться перед переходом, и тем самым любезно пригласить пешехода совершить переход. Но, тогда вам могут сделать замечание о том, что стоящий пешеход ещё не является участником дорожного движения, у него нет приоритета, и у вас нет оснований уступать ему дорогу. А, уступать дорогу без основания — это нарушать очерёдность движения по ПДД.

Другие считают, что нужно дождаться момента, когда пешеход, наконец, ступит с тротуара на проезжую часть, сделав первый практический шаг к переходу, и только с этого момента рассматривать его как участника дорожного движения, пользующегося приоритетом при движении. Остановиться и уступить пешеходу дорогу. А, до движения пешехода по зебре, возможно проехать пешеходный переход без остановки. Но, тогда вам могут сделать замечание, что вы не уступили дорогу пешеходу, который уже переходил дорогу, но не пошёл по проезжей части только потому, что вы проехали в тот момент по переходу и препятствовали ему, создавая угрозу жизни и здоровью.

А, третьи считают, что водителю останавливаться не обязательно, но нужно притормозить, продолжать двигаться медленно, чтобы иметь возможность сразу нажать на тормоз и остановиться перед переходом, если пешеход решит переходить дорогу, или так и проехать без остановки, если пешеход не ступит ногой на проезжую часть. Опять, вас могут обвинить в том, что вы не уступили дорогу, т.к. не остановились. Притормаживать — это недостаточно. ПДД требует уступить дорогу, вплоть до полной остановки, если это необходимо. Вам скажут, что ваша остановка была необходима для перехода пешехода.

Поэтому, если вы притормаживаете перед нерегулируемым переходом, то имеет смысл это делать до полной остановки, и возобновлять движение, если пешеход после вашей остановки перешёл дорогу или так и не переходит дорогу. Такие торможения резко снизят темп вашего движения, и потребуют от вас в три раза больше концентрации внимания, т.к. необходимо следить и за дорожной ситуацией, дорожными знаками, разметкой впереди вас, и за пешеходным переходом, самими пешеходами по бокам, направлением их движения, и оценивать в зеркало заднего вида, насколько будет ваше торможение резким и неожиданным для движущихся сзади автомобилей, когда, вроде бы, на пешеходном переходе ещё никого нет.

Мнения и логика рассуждений могут быть разные. Продумайте вашу тактику проезда пешеходного перехода, чтобы вам успешно сдать экзамен в любом случае. Постарайтесь узнать мнение экзаменатора от других сдающих. Одного непропущенного вами случайно или намеренно пешехода для экзаменатора будет достаточно, чтобы вы не сдали экзамен. Плавно снижайте скорость, стараясь не создавать аварийных ситуаций для двигающихся позади вас водителей при торможении перед, казалось бы, пустым пешеходным переходом с пешеходами, ещё идущими по тротуару к проезжей части.

Военная автомобильная инспекция

ВАИ Военная автомобильная инспекция

Военная автомобильная инспекция осуществляет контроль на дорогах за передвигающимися военными автомобилями, обычно, управляемыми солдатами.

Назад в раздел

2.2.1. Участники дорожного движения

В соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, участниками дорожного движения признаются лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Участники дорожного движения согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» (ст. 24) имеют право:

1) свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и юридических и физических лиц, в ведении которых находятся автомобильные дороги, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения;

2) получать информацию от должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам;

3) получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

4) на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии от организаций и (или) должностных лиц, на которых законом, иными нормативными правовыми актами возложена обязанность оказывать такую помощь;

5) на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия;

6) обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Иностранные граждане и лица без гражданства, передвигающиеся по территории Российской Федерации на автомобилях, должны иметь при себе:

а) документы, удостоверяющие личность, – дипломатическую (консульскую) или служебную карточки либо удостоверение личности, выдаваемые Министерством иностранных дел РФ (сотрудники, административно-технический и обслуживающий персонал иностранных посольств и консульств, а также сотрудники международных организаций, аккредитованных при МИД России), заграничный паспорт с регистрацией в органах внутренних дел, гостиницах или принимающих организациях, либо разрешение на постоянное проживание или вид на жительство установленного образца (иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации);

б) документы на право управления автомобилем – международное или национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г.;

в) регистрационные документы на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации – разрешение таможенных органов;

г) документы на право пребывания на территории Российской Федерации и передвижения по районам с регламентированным посещением; при пребывании на территории Российской Федерации до 6 месяцев – водительские удостоверения, соответствующие требованиям Конвенции о дорожном движении или национальные, с заверенным в установленном порядке переводом; со сроком пребывания свыше 6 месяцев – российское национальное водительское удостоверение; въездную визу (автотуристы, в том числе водители иностранных автобусов); разрешение органов внутренних дел с отметкой в визе, виде на жительство или вкладыше к документу, удостоверяющему личность (иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации); разрешение на перевозку груза (иностранные водители грузовых автомобилей).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке