Права при задержании полицией

Подготовлен для системы
См., к примеру: Винокурова С.И. Статья 91. Основания задержания подозреваемого // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: Научно-практическое издание / Под общ. ред. В.В. Мозякова, Г.В. Мальцева, И.Н. Барцица. М.: Книга-Сервис, 2003. С. 389; Калиновский К.Б. Глава 12. Задержание подозреваемого // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. С. 259; Калиновский К.Б. Глава 12. Задержание подозреваемого // Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2004. С. 258; Калиновский К.Б. § 2. Задержание подозреваемого и обвиняемого // Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2004. С. 234; Цоколова О.И. Глава 12. Задержание подозреваемого // Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых-правоведов под руководством В.И. Радченко, В.П. Кашепова, А.С. Михлина. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2002. С. 150; Журавлев Р.А., Цоколова О.И. Глава 12. Задержание подозреваемого // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Радченко. М.: Юстицинформ, 2003. С. 219; Коротков А.П. Глава 12. Задержание подозреваемого // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года / Под общ. и научн. ред. А.Я. Сухарева. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002. С. 177; Щерба С.П. Глава 12. Задержание подозреваемого // Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева; научн. ред. В.П. Божьев. М.: Спарк, 2002. С. 215.
Но действительно ли задержание в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ применяется с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления? С этого момента (с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления) действительно исчисляется срок задержания. Однако само задержание лица по подозрению в совершении преступления применяется все же не с этого момента, а сразу после оформления соответствующего протокола. Согласно п. 6 действующих Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, основанием для приема в ИВС подозреваемого является протокол задержания подозреваемого. К тому же фактическое задержание, выразившееся в помещении в ИВС лица, подозреваемого в совершении преступления, может вообще не иметь места после фактического задержания лица и доставления его в орган предварительного расследования. В этом случае применяться задержание, предусмотренное ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, не будет. Недаром в протоколе задержания подозреваемого (ч. 2 ст. 92 УПК РФ) следователь (дознаватель и др.) обязан указать как дату и время составления протокола (момент, с которого принято решение о задержании), так дату и время фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления (время, с которого исчисляется срок задержания).
1.2. Задержание лица по подозрению
в совершении преступления — право, а не обязанность
органа предварительного расследования
В ст. 91 УПК РФ закреплено право следователя (дознавателя и др.) при указанных в ней обстоятельствах произвести задержание. В ч. 1 данной статьи говорится о том, что «орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления», в ч. 2 той же статьи — о том, что такое лицо «может быть задержано». Это означает, что даже когда следователь (дознаватель и др.) располагает основаниями и при этом имеются все необходимые условия применения данной меры процессуального принуждения, орган предварительного расследования не обязан приступать к производству рассматриваемого процессуального действия . Задачу выяснения причастности доставленного в орган предварительного расследования лица к преступлению он вправе решить путем производства иных процессуальных действий. И меру пресечения — заключение под стражу в отношении указанного лица он также может не избирать. Соответственно, перед следователем (дознавателем и др.) может не стоять вторая задача задержания — разрешение вопроса о применении к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу.
———————————
На данное обстоятельство обращается внимание и в других работах. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Эксмо, 2003. С. 166.
1.3. Кого можно задержать?
Задержанию в соответствии с требованиями ст. 91 УПК РФ подлежит «лицо». Несомненно, что этой мере процессуального принуждения может быть подвергнуто только физическое и ни в коей мере не юридическое лицо.
Весь круг лиц, которые могут быть задержаны в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, можно разделить на две группы:
1) лица, не наделенные статусом, предполагающим наличие процессуальной неприкосновенности;
2) лица, обладающие процессуальной неприкосновенностью.
На последнюю группу лиц распространимы не все перечисленные в ст. 91 УПК РФ основания задержания. К тому же перечень условий, при наличии которых задержание может быть произведено для второй группы граждан, гораздо больший. В ст. 91 УПК РФ приведены условия задержания, обязательные как для первой группы лиц, так и для второй. Ограничения по применению оснований задержания и дополнительные условия реализации рассматриваемой меры процессуального принуждения в отношении лиц, обладающих процессуальной неприкосновенностью, предусмотрены ст. 449 УПК РФ, п. «б» ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ», ч. 5 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» , ст. 12 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» и ч. 4 ст. 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
———————————
См.: Собр. законодательства РФ. 2004. N 34. Ст. 3528.
Характеризуя термин «лицо», неоднократно употребленный в ст. 91 УПК РФ, следует вспомнить ее наименование, а равно наименование главы 12 УПК РФ. В них говорится не о «лице», а о «подозреваемом». Именно поэтому в ряде работ, посвященных рассматриваемому правовому институту, также употребляются понятия «подозреваемый» и «задержание подозреваемого» . В этой связи хотелось бы сделать несколько уточнений.
———————————
См.: Журавлев Р.А., Цоколова О.И. Глава 12. Задержание подозреваемого // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Радченко. М.: Юстицинформ, 2003. С. 219.
См.: Винокурова С.И. Статья 91. Основания задержания подозреваемого… С. 390, 392; Цоколова О.И. Глава 12. Задержание подозреваемого // Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых-правоведов под руководством В.И. Радченко, В.П. Кашепова, А.С. Михлина. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2002. С. 150 — 151; Цоколова О.И. § 1. Задержание подозреваемого // Уголовный процесс: Учебник для юридических высших учебных заведений / Под общ. ред. В.И. Радченко. М.: Юстицинформ, 2003. С. 210; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Контракт; ИНФРА-М, 2003. С. 147; Щерба С.П. Глава X. Меры процессуального принуждения в уголовном судопроизводстве // Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. М.: Спарк, 2002. С. 219; Калиновский К.Б. § 2. Задержание подозреваемого и обвиняемого // Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2004. С. 234 — 235.
Подозреваемым лицо становится после возбуждения в отношении его уголовного дела, его задержания в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, уведомления о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ, или применения меры пресечения до предъявления обвинения (ч. 1 ст. 46 УПК РФ).
В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, может быть возбуждено уголовное дело либо оно может быть уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ, до того, как составлен протокол задержания. В этом случае действительно задержанию в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ может быть подвергнут подозреваемый. Если же уголовное дело возбуждено по факту или в отношении другого лица, лицо не уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ, задержанию подлежит субъект уголовного процесса, который исходя из содержания ч. 1 ст. 46 УПК РФ не наделен статусом подозреваемого. Это лицо, подозреваемое в совершении преступления, или же лицо, в отношении которого решается вопрос о задержании его по подозрению в совершении преступления. Его также иногда именуют заподозренным .
———————————
См., к примеру: Мельников В.Ю. Процессуальное оформление задержания заподозренного лица и его допрос // Российский следователь. 2003. N 9.
И еще в этой связи об одном моменте. Винокурова С.И. считает, что лицо, ранее поставленное в положение подозреваемого «возбуждением уголовного дела», которое «проявляет после этого ненадлежащее поведение, препятствующее предварительному расследованию», задерживать неправомерно. «Здесь больше подходят основания для избрания меры пресечения, (указанные в ст. 97) и, в частности, в виде заключения под стражу» .
———————————
См.: Винокурова С.И. Статья 91. Основания задержания подозреваемого… С. 390.
Если встать на ее позицию, следует признать, что употребление в УПК РФ словосочетания «задержание подозреваемого» входит в прямое противоречие с положениями ч. 1 ст. 46 УПК РФ.
1.4. Что значит «по подозрению в совершении преступления»?
Задержан может быть и невменяемый, совершивший общественно опасное деяние.
Лицо может быть задержано «по подозрению в совершении преступления» (ч. 1 ст. 91 УПК РФ). Сначала определимся с понятием «преступление», которое использовано в этом, а также во всех других разделах (пунктах и частях) статьи словосочетании. На момент принятия решения о необходимости задержания лица в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ следователь (дознаватель и др.) может не располагать сведениями о безусловном наличии в деянии всех элементов состава преступления. Будет ли нарушением закона принятие решения о задержании, если затем выяснится, что лицо совершило деяние в состоянии невменяемости и, соответственно, имело место не преступление, а «запрещенное уголовным законом деяние», совершенное в состоянии невменяемости?
Нарушения закона не будет. Подтверждением этому является п. 3 ч. 2 ст. 29, ст. 203 и ст. 435 УПК РФ, из редакции которых следует, что заключенным под стражу, а значит и задержанным, может быть лицо, страдающее психическим заболеванием. Пункт 3 ч. 2 ст. 29 и ст. 203 УПК РФ предоставляют суду право принимать решение о помещении подозреваемого, не находящегося под стражей, в психиатрический стационар для производства судебно-психиатрической экспертизы, то есть для установления, мог ли он в силу психического расстройства в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Лишь заключение судебной экспертизы позволит установить, вменяемо или нет лицо было на момент совершения запрещенного уголовным законом деяния. Если законодатель говорит о подозреваемом, не находящемся под стражей, значит, возможна и иная ситуация — содержание его под стражей. Согласно положениям, закрепленным в ч. 1 ст. 435 УПК РФ, законным признается перевод в психиатрический стационар заключенного под стражу, а значит, обычно ранее задержанного в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ лица при установлении факта наличия у него психического заболевания.
Если законодатель считает возможным содержание указанных лиц под стражей, то, бесспорно, законно и их задержание в порядке ст. ст. 91 и 92 УПК РФ.
Таким образом, употребляя понятие «по подозрению в совершении преступления», законодатель подразумевает по меньшей мере как деяние, содержащее в себе все признаки состава преступления, так и запрещенное уголовным законом деяние, совершенное в состоянии невменяемости. Дальнейшее развитие этой идеи в том же направлении (распространение содержания рассматриваемого понятия «преступление» и на иные, не являющиеся преступлением в уголовно-правовом смысле слова, явления) с точки зрения науки уголовного процесса возможно, но, следует признать, может привести к ситуации, когда надзирающий (контролирующий) за деятельностью следователя (дознавателя и др.) орган посчитает задержание незаконным. Именно поэтому мы не станем рекомендовать правоприменителю подобное поведение.
Речь идет о том, чтобы признать возможным расширительное толкование рассматриваемого понятия «преступление». Логика могла бы идти в следующем направлении. Если законодатель считает возможным применение данной меры процессуального принуждения в отношении лица, которое затем может быть признано невменяемым на момент совершения общественно опасного деяния, то возможно дозволить задержание любого лица при наличии в распоряжении следователя (дознавателя и др.) доказательств наличия признаков объективной стороны состава преступления. В этом случае при вынесении рассматриваемого решения можно было бы не брать во внимание то обстоятельство, что следователю (дознавателю и др.) пока (во время задержания) не были известны все обязательные признаки субъекта и субъективной стороны состава преступления, за которые может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Итак, следователям (дознавателям и др.) рекомендуется под преступлением, о котором идет речь в ст. 91 УПК РФ, понимать только деяние, содержащее в себе все признаки состава преступления. Исключением из этого правила является лишь та ситуация, когда на момент задержания следователь (дознаватель и др.) не располагает совокупностью доказательств, которые бы позволили бы ему сформировать внутреннее убеждение во вменяемости лица во время совершения

Сроки задержания подозреваемого в уголовном процессе

В связи с тем, что ч. 2 ст. 22 Конституции допускает задержание лица в качестве подозреваемого на срок до 48 часов, судебного решения об ограничении прав и свобод гражданина в этом случае не требуется. Задержание подозреваемого нельзя отнести ни к мерам пресечения, ни к иным мерам процессуального принуждения.

Меры пресечения носят ярко выраженный принудительный, ограничительный характер, тогда как иные меры процессуального принуждения являются в основном следственными действиями по собиранию доказательств, либо мерами обеспечения нормального рассмотрения в суде уголовного дела.

Пока вина человека в совершении преступления не доказана вступившим в законную силу приговором суда, он считается невиновным.

Именно поэтому в России заключенные , командование воинской части (если подозреваемый является военнослужащим), представительство иностранного государства (если подозреваемый является его гражданином или подданным), защитник подозреваемого, который должен располагать информацией о месте или о перемене места содержания задержанного.

4) Не позднее 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому должна быть предоставлена возможность дать показания в присутствии защитника, если он добровольно от него не отказался. До начала допроса подозреваемый имеет право на свидание с защитником продолжительностью не менее 2 часов.

5) подозреваемого под стражей регламентируется законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года.

Условия содержания не должны причинять подозреваемому дополнительных лишений или преследовать цель незаконно воздействовать на него.

Встречи оперативного работника с подозреваемым допускаются только по письменному разрешению лиц, в производстве которых находится уголовное дело.

6) Задержание подозреваемого завершается одним из трех решений:

Освобождением подозреваемого в связи с неподтверждением подозрения, отсутствием оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, незаконностью задержания или истечением срока задержания.

Применением меры пресечения в виде заключения под стражу.

Продлением срока задержания судом не более чем на 72 часа для предоставления органами уголовного преследования дополнительных доказательств, подтверждающих необходимость заключения под стражу.

Права и обязанности при задержании, а также ответ на вопрос «Имеют ли право забрать в отделение?».

Для начала Вы должны понять, что полиция всё-таки имеет права Вас задержать и Вы, как законопослушный гражданин обязаны подчиняться законным требованиям полицейского. Если задержала полиция в рамках производства, связанного с привлечением к административной ответственности надо понимать, что полицейские могут задержать Вас лишь в ситуациях, о которых прямо оговорено в украинском законодательстве и в таких целях:

  • пресечения и предотвращения административных правонарушений, но только в случае, если другие меры взаимодействия не могут быть достаточными;
  • для того, чтобы исполнить соответствующее постановление по делу об административном правонарушении;
  • с целью исключить возможности в противодействии рассмотрения дел;
  • для того, чтобы идентифицировать личность.

Также допустима ситуация административного задержания, если есть необходимость составить протокол и сделать это на месте совершения правонарушения не представляется возможным. Тогда задержание возможно только если есть прямая обязанность и необходимость составления протокола.

Цель задержания Вам обязательно должны сообщить.

Также важно знать перечень административных правонарушений, при совершении которых допускается задержание органами национальной полиции. Такой перечень приведен в пункте один части два статьи 262 КУоАП. Задержание в рамках уголовного производства без определения следственного судьи, суда возможно при подозрении в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы и при этом только в случаях, прямо предусмотренных частью 1 статьи 208 УПК.

При этом важно понимать, что за невыполнение требований полицейского и неповиновение предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в суме от 136 до 255 гривен или общественные работы на срок от сорока до шестидесяти часов, либо же исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с отчислением двадцати процентов заработка. Если сопротивление будет особо ярым, Вам может грозить арест на срок до 15 суток. Кроме того, умышленное причинение полицейскому побоев, телесных повреждений при задержании уголовно наказуемо ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

Пользуйтесь консультацией: Как узнать решение суда, дату слушания и другие данные дела онлайн — Инструкция!

112.ua

Месяц назад Украину всколыхнула ужасная новость о фактах пыток и насилия в Кагарлыкском отделе полиции Киевской области. По данным следствия, начальник сектора криминальной полиции 35-летний Николай Кузив и 29-летний оперативник этого же подразделения Сергей Сулима пытали, издевались и несколько раз изнасиловали 26-летнюю местную жительницу. Этот эпизод был не единичным. Через день двух подозреваемых задержали, суд арестовал их на 60 суток без права внесения залога. В июне Киевский апелляционный суд отклонил жалобы подсудимых и оставил их под стражей до 23 июля.

Девушку, ставшую жертвой насильников-полицейских, допрашивали безосновательно, в не положенное для этого время и не уполномоченные люди, которые воспользовались беззащитностью и юридической неграмотностью жертвы. Как же защититься от полицейского произвола? К сожалению, знание своих прав не гарантирует нашу безопасность, но иногда это — единственное, что может нас уберечь.

***

Вас остановила полиция: Что делать?

Деятельность полицейских на территории Украины регулируется Законом Украины «О Национальной полиции». Согласно закону, у любого человека полицейский может попросить предъявить документы, остановить транспортное средство, проникнуть в жилье или иное владение человека.

В частности, определен четкий перечень случаев, в которых полицейский имеет право требовать от вас документы:

  • если вы похожи на преступника, находящегося в розыске или пропавшую личность;
  • если существуют достаточные основания считать, что совершили или совершите правонарушение;
  • если вы находитесь на территории или объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля;
  • если у вас есть оружие, боеприпасы, наркотические средства и другие запрещенные вещи;
  • если вы находитесь в месте совершения правонарушения или дорожно-транспортного происшествия, другого чрезвычайного события;
  • если вы и ваша машина похожи на те, что причастны к правонарушению.

Могут остановить ваш автомобильный транспорт, если:

  • водитель нарушил правила дорожного движения;
  • есть признаки неисправности авто;
  • есть данные о причастности водителя, пассажира к ДТП или иному правонарушению;
  • транспортное средство в розыске;
  • полиции необходима помощь водителя.

Могут проникнуть в жилье, когда:

  • жизнь человека находится под угрозой;
  • идет преследование подозреваемых;
  • идет проверка человека, который находится под домашним арестом или административным надзором.

Когда полицейский требует предъявить документы — держите их в своих руках, не передавая третьим лицам.

«Перед тем как показывать свои документы, попросите, чтобы полицейский представился и показал удостоверение в развернутом виде. Если же вас намерены задержать, лучше не спорить, ведь беспредел полиции в таких случаях без свидетелей будет достаточно тяжело доказать. При этом вы должны знать, что обязательно должен быть составлен протокол об административном задержании», — поясняет в комментарии 112.ua юрист та адвокат Александр Гришаков.

Если полиция вас задержала и собирается провести проверку: Что делать?

Остановить человека на улице полицейские имеют право лишь в том случае, когда есть основания полагать, что человек находится в розыске, совершил или намерен совершить правонарушение или если он находится на охраняемой территории либо в зоне чрезвычайного происшествия.

В таком случае права полицейского ограничиваются возможностью опросить человека, а не допросить его, осуществить внешний визуальный осмотр одежды.

«Полиция имеет право проводить только поверхностную проверку. При этом женщин проверяют только женщины, а мужчин – мужчины. Полицейский проводит руками по карманам человека, не проникая в них. Если правоохранители нащупали подозрительный предмет, похожий на оружие, боеприпасы или на пакет с наркотиками, то человека спрашивают, что у него в кармане. Человек имеет право отказаться показать содержимое карманов, но тогда его должны задержать и изъять предмет с привлечением двух понятых. Полиция не имеет права проводить осмотр вещей или обыск жилья. Это осуществляют только следователи, если имеют для этого соответствующие основания», — поясняет Александр Гришаков.

По словам юриста, если во время проверки полицией нарушаются ваши права, вы имеете право достать телефон и начать видеосъемку.

«В случае полного произвола полиции, когда начинают нагло вырывать телефон (такие случаи бывают), громко кричите, обращайте внимание, чтобы были свидетели. Если, по мнению полиции, они нашли что-то похожее на подозрительный предмет (который вам могли подбросить), ждите понятых, не трогайте ничего руками, не засовывайте руки в карманы. Ведь если вещь вам подбросили, то на ней не будет ваших личных отпечатков, в таком случае возможно установить непричастность лица и привлечь виновных к ответственности», — отмечает юрист.

Прямая норма закона, которая запрещает снимать полицейских во время конфликтных ситуаций, отсутствует. Однако, снимая на видео полицейских, следует придерживаться простых правил:

  • вести себя спокойно, неагрессивно;
  • медленно, открыто достать средство видеосъемки (смартфон, планшет, видеокамеру) и сообщить, что вы ведете видеосъемку, чтобы зафиксировать нарушение ваших прав, если они будут;
  • вести съемку корректно, не мешать полицейским совершать действия, соблюдать дистанцию.

Если полицейские будут запрещать снимать, напомните им о статье 21 Закона Украины «Об информации», согласно которой вы имеете право фиксировать действия, нарушающие ваши права. «Если полицейские будут настроены агрессивно, — отмечает Александр Гришаков, — и постараются выбить у вас из рук телефон, не вступайте с ними в драку, а вызывайте адвоката для защиты ваших интересов. Кроме того, вы должны знать, что класть на пол лицом вниз или вверх — это нарушение ваших конституционных прав».

В соответствии со статьей 29 Конституции Украины вы имеете право на свободу и личную неприкосновенность. Задержать человека без решения суда сотрудники полиции имеют право лишь в том случае, если его застали непосредственно в момент совершения преступления или же сразу же после его совершения.

Срок задержания без решения суда по продолжительности не может превышать 72 часов, о факте задержания составляется протокол, в котором в обязательном порядке указываются основания для задержания, место, дата и точное время. Сотрудник полиции обязан при этом разъяснить основания для задержания человека, его право иметь защитника, право на медицинскую помощь, право давать показания или же отказаться от дачи показаний по поводу подозрения против него, а также уведомить родственников о его задержании и месте нахождения (по просьбе задержанного и в течение двух часов).

Что делать, если полиция превысила полномочия?

«Прежде всего важно понять, что каждый человек имеет право на защиту. До приезда адвоката человек имеет право не давать никаких объяснений в отношении себя и своих близких, круг которых определен законом. До того лучше снимать на видео разговор с полицейскими», — отмечает юрист.

Если конфликт с полицией обостряется, юрист советует вызывать на место другой патруль. Причина такого вызова – полицейские субъективны в принятии своих решений и не руководствуются нормами действующего законодательства.

Желательно также обратиться на линию мониторинга по номеру (044) 254-94-94 и описать им ситуацию.