Ребенок ударил учителя

В современных школах конфликты случаются практически ежедневно. И если иногда это вполне допустимо между подростками, то ссора между школьником и педагогом – это очень серьезно. Если учитель ударил ученика, ему может грозить не только увольнение, но и реальное уголовное наказание. А это штраф, принудительные работы и даже тюрьма.

Порядок действий, когда учитель ударил ученика

Конфликты учеников и учителей возникают во многих странах, например, в Украине, Казахстане и т.д. Россия также не исключение. Если говорить о том, что может спровоцировать учителя применить к ребенку физическую силу, например, ударить по голове, то причин много.

Известно, что поведение детей часто оставляет желать лучшего, и если педагог не смог организовать учебный процесс должным образом, то контролировать учеников будет сложно. Постоянное психологическое напряжение, возможные издевательства со стороны школьников или нервный срыв могут повлиять на то, что педагог перестает держать себя в рамках.

Справка: как бы ни вели себя дети, применять физическую силу к ним преподаватель не имеет права.

Когда родители школьника узнают о действиях педагога, первое их желание – это обращение в полицию. Но на практике с заявлением лучше подождать. Сначала нужно решить конфликт внутри школы, обратившись к администрации для выяснения обстоятельств. Если учительница действительно виновата, то она обязательно понесет ответственность.

Если уладить дело мирно не вышло, то права этих родителей могут быть восстановлены в суде. Естественно, процесс длится долго. Но если есть необходимость в том, чтобы остановить и наказать педагога, то следует обращаться к правоохранительным органам. Процедура состоит из следующих этапов:

  • оформление и подача заявления в полицию;
  • сбор доказательств избиения (медицинское освидетельствование).

В заявлении следует подробно описать обстоятельства дела, указать личные данные учителя и возможных свидетелей, а также другую важную информацию. Можно обратиться к опытному адвокату. Родитель пострадавшего школьника может взыскать с учителя моральный ущерб. Для этого следует подготовить и подать соответствующий судебный иск.

Действия родителей, желающих прекратить насилие по отношению к своему ребенку

Для начала попытайтесь урегулировать конфликт в рамках учебного заведения, для этого потребуется привлечь директора и психолога. Если же переговоры и попытки решить все мирным путем не дали результата, тогда есть смысл обратиться с заявлением в полицию, а если нужно, то и в суд. Бывают ситуации, когда персональные данные преподавателя родителям неизвестны. В этом случае сотрудниками правоохранительных органов проводится ряд мероприятий, направленных на установление личности виновника инцидента. После того, как потерпевшая и обвиняемая сторона допрошены, все материалы подкрепляются обвинительным актом и направляются в суд.

Основанием для возбуждения уголовного дела является заявление родителя, срок дознания по закону не должен превышать 30 дней. Перед самой передачей дела в суд, дознавателем утверждается обвинительный акт, что делается у прокурора. Он наделен правом утвердить обвинительный акт или вернуть его на проведение дополнительного дознания.

Если вы хотите выиграть дело, не пожалейте денег и наймите хорошего адвоката. Дело в том, что не все знают, как правильно подается заявление в суд, как собирается пакет необходимых документов, доказательная база. А опытный юрист, разбирающийся в тонкостях юриспруденции, может в этом помочь. Кроме того, он знает, как правильно себя нужно вести на заседании, как отвечать на вопросы, и сможет научить этому вас. Наладив сотрудничество, вы сможете с легкостью достигнуть желаемого и наказать учителя, который обидел вашего ребенка и возможно других детей.

Что касается того, по каким критериям следует выбирать адвоката, то основными являются:

  • уровень образования;
  • положительный опыт;
  • квалификация;
  • умение отстаивать свою точку зрения, убеждать;
  • грамотность.

Не лишним будет обратить внимание на внешний вид юриста, он должен быть представительным. Доверьтесь профессионалу, и виновные будут наказаны.

11.06.2017 Преступления против жизни и здоровья 2 комментарии

Работа учителем требует много терпения, но не у всех его хватает, в результате получается конфликт. Подобные ситуации чаще всего возникают со специалистами, которые ведут себя по отношению к ученикам непедагогично. Не редкими в наше время являются ситуации, когда по отношению к детям со стороны воспитателей/учителей применяется физическое насилие. Возникает вопрос, имеют ли они на это моральное право, и какая ответственность предусматривается?

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с ударом учителем ребенка, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с побоями, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Имеет ли право учитель оскорблять ученика?

Даже в самой конфликтной ситуации, когда ребенок сам проявляет агрессию, учитель обязан действовать корректно и не опускаться до оскорблений.

Если своими словами или поступками он унизит честь и достоинство ученика, то понесет ответственность:

  • дисциплинарную по ст. 192 ТК РФ — за нарушение норм трудового законодательства и педагогической этики (предупреждение, выговор, расторжение трудового контракта);
  • административную по ст. 5.61 КоАП РФ с назначением крупного штрафа;
  • уголовную — за оскорбительные действия с применением физического насилия или угроз.

Помимо этого, с учителя или учебного заведения можно взыскать компенсацию морального вреда. Но для этого понадобиться подать исковое заявление в городской суд.

Никто не вправе оскорблять детей, особенно учитель.

Как доказать, что учитель оскорбил ребенка?

Факты оскорбления могут выявляться со слов ученика или его сверстников, либо в ходе внутренней служебной проверки.

Главное — убедиться в их действительности. Дети нередко умышленно обвиняют учителя в противоправных действиях, стремясь оправдать плохую успеваемость или собственное поведение. Поэтому желательно располагать доказательствами — аудио или видеозаписью, показаниями свидетелей и т.д.

Соберите доказательства вины учителя, а затем оформляйте жалобу.

Куда можно пожаловаться на учителя?

Интересы несовершеннолетних детей защищают их законные представители (родители, опекуны) и органы опеки. Они и могут подать заявление на неправомерные действия учителя.

Если вам стали известны факты оскорбления, необходимо подать жалобу в администрацию школы, а также обратиться в полицию или прокуратуру.

Конфликт обычно решается на уровне школы — для этого приглашаются все стороны. Зачастую извинений учителя и директора учебного заведения достаточно, чтобы уладить проблему. В противном случае, жалуйтесь правоохранителям.

Заявление подается в полицию или прокуратуру по месту оскорбления.

Ситуация меняется в случае рукоприкладства. Если ученику причинен незначительный или легкий вред здоровью, можно подать заявление не только в полицию, но и в суд.

Скачать образец искового заявления о компенсации морального вреда

Младшие классы: «заору на всю школу и убегу»

Почти все опрошенные ученики начальных классов не могли поверить, что такое возможно. Некоторые мамы отказались задавать детям этот вопрос, понимая, что они будут им шокированы.

Один второклассник сказал: «Это невозможно! Я бы больше к ней не пришел на урок». Потом подумал и добавил: «Наша учительница пока не дерется».

Большинство тех, кто ответил на вопрос «Если учитель тебя ударит, что ты сделаешь», сказали, что сообщат о случившемся родителям». Из 22 опрошенных младшеклассников расскажут родителям о случившемся, «когда придут домой», 5 человек. Еще трое расскажут маме, и четверо – папе.

7 детей не будут дожидаться конца уроков, а сразу позвонят маме или (чаще) папе. Интересно, что в данном опросе вообще к папе как к защитнику прибегали многие дети, что не может не радовать. Трое детей сразу «заорут и убегут».

5 человек собираются пожаловаться на подобные действия директору (помимо звонка папе или маме) и многие называют других значимых взрослых, которые могут прийти им на помощь – учительницу, школьного сторожа, учителя по физкультуре. Одна девочка сказала, что пожалуется социальному педагогу. Один ученик 4 класса сказал, что подаст в суд.

И, конечно, на подмогу можно позвать друзей:

– Что ты сделаешь, если учитель тебя ударит? – спросила по нашей просьбе мама второклассника А.

– Как это?!

– Ну, если твоя учительница заболеет, и придет педагог на замену несправедливый, мало ли…

– Пожалуюсь тебе, когда приду домой.

– А сразу, в школе, что-нибудь сделаешь?

– Пожалуюсь друзьям, они могут как-то сказать… Я же один не сильная сила, а втроем мы можем уже сказать…

– Что?

– Что нельзя обижать учеников.

Примерно треть детей сказали, что больше не пойдут к такому учителю на урок. 10-летний В. сформулировал это так: «Я не могу себе представить такого! Если бы такое случилось, я бы деликатно сел на место, но в душе у меня была страшная обида. И… и я бы больше ни за что не пошел к ней на урок!»

Трое детей сказали, что не станут говорить родителям о таком действии учителя. Кто-то боится маминых расспросов, кому-то кажется, что учитель может ударить, если это «за дело».

Некоторые родители отметили, что этот опрос оказался полезен для них. Так один 4-классник сказал маме, что позвонит ей в подобной ситуации, когда кончится урок. Она спросила: «А почему ты будешь ждать конца урока?» – «Потому что это нормально. Я слышал, что в средней школе часто дают подзатыльники». Мама решила выяснить, что же происходит в средних классах школы, где учится ее ребенок.

Директор школы академик Евгений Ямбург и детский психолог Катерина Демина — о том, почему учителя всё чаще поднимают руку на учеников

Ирина Купченко в фильме «Училка». Фото с сайта filmpro.ru

В прессе всё чаще вспыхивают скандалы по одному сценарию – учитель поднял руку на ученика. Происходящее комментируют для «Милосердия.ru» эксперты, находящиеся «по разные стороны баррикад».

29 января 2019 в Санкт-Петербурге на уроке физкультуры 62-летний учитель «не смог совладать с эмоциями и ударил по голове подростка». Позже медики констатировали у ученика сотрясение мозга. По другим данным, конфликт начался с того, что 63-летний учитель кинул в 13-летнего ученика мяч с близкого расстояния.
Перед этим 16 января появились сообщения о том, что завуч избила ученицу, рисовавшую на уроке биологии.
14 ноября 2018 года учительница избила второклассника в Комсомольске-на-Амуре.
В ноябре 2018-го учитель физкультуры школы №19 Северодвинска отхлестала двоих учеников своего класса скакалкой. Позже появились свидетельства учеников о том, что к побоям педагог, якобы, прибегала неоднократно.
В сентябре 2018-го в школе 111 Санкт-Петербурга учительница на уроке избила ребёнка учебником по голове до сотрясения мозга.
В апреле 2018-го был избит ученик в Марий Эл.
В феврале 2018 учительница физкультуры избила ученика в Якутии.
А в январе родители учеников из города Пучеж написали жалобу в Ивановскую областную прокуратуру на учителя литературы, которая била учеников указкой.

Евгений Ямбург, академик, директор Центра образования №109 (Москва): Учитель – выжигающая профессия, а тут еще майские указы

Академик РАО, директор школы № 109 Евгений Ямбург. Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости

— У нас не только учителя стали бить учеников, но и ученики стали бить учителей и друг друга. Таких случаев в прессе много, а ещё больше туда не попадает. И таким дракам есть сразу несколько причин.

Во-первых, эмоциональное выгорание учителей. Исследования показывают, что профессиональное выгорание среди школьных педагогов в два раза выше, чем в МВД. Учитель – это просто выжигающая профессия.

В последние годы выгорание усугубилось выполнением «майских указов» 2012 года. Намерения, конечно, были благие – чтобы зарплата учителей была средней по региону. Беда в том, что там написано «зарплата», а не «ставка».

«Майские указы» — 11 указов президента Владимира Путина, подписанных 7 мая 2012 года. Наиболее известны распоряжением о повышении зарплаты бюджетникам. По распоряжению президента, зарплата школьных учителей, преподавателей колледжей и работников культуры должна быть не ниже средней по региону, а зарплаты научных сотрудников, вузовских преподавателей и врачей превышать среднюю по региону в два раза.

Школы обязаны эти указы выполнять, но, чтобы их выполнить, учителя надо нагрузить на 35-40 часов в неделю.

А это значит, что математик или словесник должен в месяц проверить до десяти тысяч контрольных и тестовых работ.

И это – немыслимое перенапряжение, которое тоже сказывается.

Кроме того, сегодня массовому сокращению подверглись такие важнейшие в школе специалисты как школьные психологи, дефектологи, социальные работники. Это делалось не специально.

Представьте себе: вы – директор школы. Вы обязаны выполнить майские указы, и эта ситуация каждый месяц мониторится отчётами. Если вы что-то не выполнили, вас могут уволить без объяснения причин.

Кого вы будете увольнять в этих условиях? Конечно, не учителя физики. Пострадают «лишние люди» — психологи, логопеды, дефектологи. То есть, ситуация с детьми становится всё сложнее и сложнее, а мы гоним из школ тех, кто отвечает за их «неодинаковость».

Евгений Ямбург — заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга». Автор и разработчик адаптивной модели школы. Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех», «Педагогический декамерон».

Невротизированы все

Фото: РИА Новости/Антон Уницын

Дети сейчас изменились по очень многим параметрам, и прошлые периоды – те же 80-е годы – не надо сравнивать с тем, что есть сейчас, — считает Евгений Ямбург:

— По данным Союза педиатров, только 12% нынешних детей абсолютно здоровы. Это не значит, что все остальные – глубокие инвалиды, но у них есть особенности – задержки в развитии, синдром дефицита внимания. А на первом месте здесь идёт психоневрология. Это не всегда психические диагнозы, но часто – особенности.

В обществе вообще невероятно возрос невротизм. Невротики теперь все – родители, дети. В детском сообществе всё это индуцируется, причём даже в детском саду.

Наше собственное микроисследование показало, насколько сейчас невротизированы уже четырёхлетние дети. Конечно, они ещё не понимают многого, что говориться вокруг, но они – очень тонко чувствуют. А у нас кругом – одни враги.

Наше население, а даже не только дети, нуждается в длительной терапии. Потому что включаем мы телевизор – а там в ток-шоу взрослые орут друг на другу, никто никого не слышит. И то, о чём писал Окуджава – «святая наука расслышать друг друга» сегодня не существует.

Нельзя исключить провокации со стороны учеников

Другая сторона вопроса состоит в том, что похожие эксцессы были и в 80-е, и в 70-е, и даже в 60-е годы. Но это не попадало в прессу.

— Я совершенно не оправдывают учителей, которые поднимают руку на учеников, — их надо выгнать из профессии, говорит академик Ямбург. — Но я внимательно наблюдаю то, что снято на видео, с которых начинаются скандалы. Бывает, идёт учительница, ничего ещё не произошло, а её уже снимают. Значит, что-то этому предшествовало, какая-то провокация. А сегодня набрать лайки – это круто. И набираться эти лайки могут разными способами.

Сегодня даже интеллектуально сохранный ребёнок вполне может сесть посреди класса и начать громко ругаться матом – и каковы ваши действия, господин учитель?

Тронуть хоть пальцем такого ребёнка нельзя, хотя, по идее, его надо взять за шкирку и вывести из класса. Но как только вы так сделали – вы попались, и вас уже снимают.

Вопрос не в том, кто виноват, а что делать

— Так что дело не в вопросе «кто виноват?» Виноваты все, — считает Ямбург. — Вопрос в том, что делать. А делать нужно много. Это и усиление психолого-медико-педагогических служб, и разгрузка учителей, которые захлёбываются.

Быстро эту проблему не решить – она требует постепенных шагов со всех сторон, но начинать разбираться надо.

Катерина Дёмина, детский и семейный психолог: родители просто начали жаловаться

Катерина Дёмина. Фото: facebook.com/katerina.demin

— Раньше родители твёрдо знали, что учительница – это последняя инстанция, и, если она тебя бьёт, значит, она права. Теперь я бы осторожно сказала: некоторые люди начинают считать, что детей бить нехорошо.

Ещё десять лет назад, на первом же приёме, когда ещё не идёт речь ни о каком доверии, люди спокойно признавались: «Да, мы его лупим, всё равно не помогает, сделайте что-нибудь», — без малейшей тени смущения. Сейчас бить детей стало не очень прилично, и родители начали жаловаться на учителей.

«Учитель с большим стажем» — часто человек, который оторвался от реальности

— Учителя никогда не были «готовы к детям», — говорит Катерина Демина. — Но обратите внимание: среди пострадавших нет старшеклассников, максимум – ученики средних классов. То есть, привязываются к «мелким». Это история про «я могу тебя ударить, и мне за это ничего не будет».

У учителей часто остаётся абсолютная власть. И, если перед нами – «учитель с большим стажем», нередко это означает, что человек давно оторвался от реальности и парит в небесах собственной непогрешимости, а вокруг него всё меньше людей, которые могут ему сказать, что он делает что-то не то.

Как только в сознание войдёт мысль, что «будет» — например уволят, посадят, — ситуация, я уверена, сразу изменится. И способы взаимодействия, и вежливые слова найдутся.

Катерина Дёмина — детский и семейный психолог, учитель русского языка и литературы, автор книги «Дети и деньги», многодетная мама.

Учителя не умеют отличить плохое поведение от болезни

Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

Профессиональный уровень педагогов сейчас настолько низкий, что они не справляются ни с девиантным поведением, ни с детьми с особыми потребностями, ни, наоборот, с детьми одарёнными, — утверждает Демина.

— Знаю случай, когда у ребёнка на уроке случился нервный срыв. И его просто закрыли в подсобке, и даже не позвонили маме. Ребёнок сидел там несколько часов, пока мама не пришла за ним, как всегда после уроков. То есть, никому даже в голову не пришло вызвать скорую, например.

Современные учителя не могут отличить плохое поведение от начинающегося приступа эпилепсии или последствий соматической болезни. В своё время, когда я, сама педагог по первому образованию, училась в пединституте, у нас был про это целый учебный курс. А сейчас это как будто перестало быть вменено в обязанность учителя.

Кроме того, учителя совершенно не имеют представления о возрастных нормах, не умеют отличить норму от девиантного поведения или от последствий жестокого обращения. Нас, опять же, специально обучали, как понять, что ребёнка бьют дома, и как с этим разбираться.

Про инклюзию, которая повсеместно объявлена у нас в школах, надо понимать, что это – не инклюзия, а кидание с гранатами под танки. Настоящая инклюзия устроена совсем иначе. Инклюзия – это когда делают образовательную среду, комфортную для всех, а не когда ребёнка с особыми потребностями просто сажают в общий класс.

Избила второклашку

Учительница избила 9-летнего ребёнка в Комсомольске-на-Амуре. Но родители других школьников встали на её защиту. А вы в этой истории на чьей стороне?

«Ты кто такой?!»: В Хабаровском крае учитель избила мальчика, мешавшего вести уроки

Педагога уже отстранили от работы. Следственный комитет возбудил уголовное дело по двум статьям

В ТЕМУ

На Сахалине уволили учительницу, которая перед всем классом довела школьницу до слез из-за рваной кофты

По словам дирекции общеобразовательного учреждения, конфликт исчерпан (подробности…)

Какое наказание предусмотрено

Если, к примеру, учительница бьет маленького ребенка по голове, ее могут привлечь к уголовной ответственности. И наказание будет соответствующим. Статья 116 УК РФ (побои) при отсутствии телесных повреждений содержит следующие санкции:

  • арест (до полугода, не более);
  • обязательные работы (360 ч.);
  • исправительные работы (полгода, не более);
  • штраф (до 40 тыс. рублей).

Если в действиях учителя будут выявлены обстоятельства, отягчающие наказание, то его ожидает:

За умышленное причинение ребенку вреда средней тяжести ему грозит серьезное наказание по статье 112 УК РФ:

  • принудительные работы (до 36 месяцев);
  • условный срок (до 3 лет);
  • тюремное заключение (до 3 лет).

Помимо уголовной ответственности, учителя ожидают дисциплинарное взыскание и увольнение. На наказание могут повлиять дополнительные факторы:

  • ненависть к ребенку;
  • национальная, расовая или политическая вражда.

Эти два обстоятельства могут привести к тому, что учитель получит реальный тюремный срок за свои действия.

Что говорится в законе

Закон «Об образовании» устанавливает в качестве основных принципов преподавания гуманизм, приоритет общепризнанных социумом ценностей: здоровья, самовыражения, личностного развития.

Помимо права на жизнь, свободу слова и получение образования, Конституция РФ подтверждает тот факт, что личность человека охраняется государством и никто не вправе подвергнуть унижению человеческое достоинство.

В «Типовом положении об образовательном учреждении» Правительства РФ говорится о том, что каждый учащийся претендует на уважительное отношение к себе, своим взглядам и убеждениям, которые он вправе свободно выражать.

Образовательные программы должны преследовать цели развития личностных качеств ребенка в соответствии с его природными способностями, эффективного взаимодействия с учителем и сверстниками, уважения свободного самовыражения.

Рукоприкладство в школе расценивается в качестве умышленного нанесения вреда здоровью. От степени тяжести повреждений зависит, по какой статье будет привлечен к делу обидчик.

Так, существует ряд нормативно-правовых положений об избиении и побоях:

  • ст. 111 УК РФ фиксирует нанесение тяжкого вреда здоровью предумышленно, которое влечет потерю зрения, слуха, частей тела, приобретение психологической травмы или инвалидности;
  • ст. 112 УК РФ устанавливает преднамеренное нанесение вреда здоровью средней тяжести;
  • ст. 115 УК РФ указывает на умышленное причинение легкого вреда здоровью;
  • ст. 116 УК РФ применяется в случае, когда побои не наносят непосредственный вред здоровью, а являются лишь причиной болезненных ощущений (побои);
  • ст. 117 УК РФ пресекает систематическое рукоприкладство (или истязание).

Истязанием считается систематическое причинение физического или психического насильственного воздействия, которое не влечет за собой последствий, фиксируемых ст. 111-112 УК РФ.

Наказание ужесточается в случае, когда преступление совершается в отношении несовершеннолетнего, малоимущего, беспомощного, взятого в заложники человека.

В строгом порядке наказываются и те, кто совершает избиение и истязание, исходя из соображений превосходства — политического, идеологического, расового, религиозного и т. п.

Более того, в ст. 63 УК РФ говорится о том, что вина обидчика отягощается, если вред был причинен ребенку лицом, обязанным воспитывать его и защищать права в соответствии со ст. 64 СК РФ. Таковыми принято считать родителей, педагогических работников, медиков, опекунов и других законных представителей.

Если учитель ударил ученика в одурманенном наркотиками или алкоголем состоянии — это также является отягощением проступка, увеличивающим срок наказания.

Что делать, если учитель обзывает и бьет детей?

Хочу всем Вам, дорогие мамочки посоветовать, больше интересуйтесь тем, что происходит на уроках. Сегодня, я составила такое письмо на имя Директора школы, если у Вас в школе тоже имеют место быть подобные факты, рекомендую воспользоваться, как шаблоном, очень хорошая законодательная подборка.

Уважаемый Николай Михайлович, мы, нижеподписавшиеся родители учеников 5 «В» класса, доводим до Вашего сведения: Учитель русского языка и литературы Былинкина Надежда Васильевна, по нашему мнению, не справляется со своими должностными обязанностями, в части касательно: «Педагог обязан защищать ребенка от всех форм физического и психического насилия».

Как защитить ребенка от неправомерных действий со стороны педагога

Для ребенка физическое насилие со стороны учителя – это серьезная психологическая травма. Поэтому родители обязаны делать все правильно и не усугублять этот конфликт. С другой стороны, не предпринимать никаких мер также неправильно. Если администрация школы проигнорировала обращение родителей, а полиция не спешит передавать дело в суд, есть смысл перевести ребенка в другое образовательное учреждение.

Родителям учеников, которые становятся жертвами нервных учителей, следует не только возмущаться и требовать наказания для педагога. Важно понимать, что ни один преподаватель, если у него все в порядке с психикой, не будет бить ученика. Но если спровоцировать его, на что современные дети вполне способны, то может произойти нечто подобное. В этой проблеме виноват не только педагог, но еще родители, отсутствие дисциплинарных мер, позволяющих контролировать поведение детей, и многое другое.

Наказывать педагогов, бьющих детей, нужно по-разному. Если это просто нервный срыв, то вполне достаточно уволить человека. Но при наличии таких отягчающих факторов, как ненависть (расовая или национальная) и систематичность избиения, то обязательно нужно идти в полицию. На наказание также влияет тяжесть нанесенных школьнику побоев.

Выслушать и поддержать

Ещё один важный момент: нужно понимать, что дети есть дети, и иногда они склонны преувеличивать, драматизировать или вовсе врать взрослым по тем или иным причинам. Об этом рассуждает детский психолог сервиса YouTalk Ксения Щербинина:

— Когда происходят подобные инциденты, у всех зашкаливают эмоции и очень сложно держать себя в руках: ребёнок сильно напуган, родители в ярости. Для начала родителям важно найти в себе силы на глубокий вдох-выдох и попробовать разобраться в ситуации. Что произошло на самом деле? При каких обстоятельствах это произошло?

Сейчас есть тенденция демонизировать учителей и систему образования в целом. За этой негативной установкой мы иногда перестаём видеть реальность. Возможно, никакого инцидента не было, и для ребёнка это лишь повод привлечь внимание мамы и папы, почувствовать, как они могут защитить его, позаботиться. Возможно, конфликт был не с педагогом, а с одноклассниками, но «стучать» страшно, а синяк остался. Почему бы не свалить на учителя, у которого уже не самая хорошая репутация? Я говорю сейчас о других вариантах не с целью защитить учителей (хотя и они иногда нуждаются в защите), а с целью предупредить о других не менее серьёзных причинах.

Итак, вы разобрались в ситуации и убедились в том, что учитель вышел за рамки своих компетенций и оскорбил или даже ударил ребёнка. Как правило, в подобных ситуациях ребёнок испытывает сильную растерянность, переживает, виноват ли он в этой ситуации, и боится, что всё может повториться.

Какие бы страшные вещи ни происходили в жизни наших детей, мы можем и должны объяснять им, что происходит.

«То, что произошло с тобой — не норма, такого быть не должно. Я знаю, что ты напуган. Ты не виноват в том, что произошло. Даже если ты вёл себя не так, как хотел учитель, у него нет права оскорблять тебя, и тем более бить. Ни у кого нет права бить тебя. Мы с папой/мамой будем разбираться в этой ситуации и не допустим её повторения».

Не замалчивайте инцидент и не старайтесь сделать вид, что ничего не было. Не стоит сильно погружать ребёнка в дальнейшие разбирательства, так как это может повторно его травмировать. Достаточно того, что он чувствует вашу защиту. Подобные разъяснения позволяют ребёнку «переварить» тот негативный опыт, который произошёл с ним.

Безусловно, нужно будет время. Если родители замечают, что ребёнок стал вести себя иначе после подобного инцидента, стоит обратиться к психологу. У всех разная стрессоустойчивость. То, что для одних быстро забудется, на других может наложить серьёзный отпечаток. Своевременно оказанная психологическая помощь позволит минимизировать последствия стресса.