Реторсия в международном

Взаимность

Иностранное право подлежит применению в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом.

В случае когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное.

Институт взаимности конкретизируется в отдельных нормативно-правовых актах.

Появление института взаимности связано с осознанием того, что для развития связей между государствами необходима правовая определенность и равноправие в регулировании. У государств в процессе развития экономических, политических и др. связей возникает необходимость взаимного признания правовых систем.

В настоящее время принцип взаимности подразумевает применение норм иностранного права даже без ответного применения.

В теории международного частного права выделяют несколько видов взаимности.

По такому основанию, как объем предоставляемых иностранным гражданам прав, выделяют материальную и формальную взаимности.

Материальная взаимность подразумевает предоставление иностранным лицам вне зависимости от внутреннего правопорядка данного государства объема прав, совпадающего с объемом прав, которым располагают эти лица в своем государстве.

По принципу формальной взаимности иностранному лицу предоставляются права в соответствии с внутренними законами его страны.

Обычно в одной правовой системе нельзя построить применение принципа взаимности только в формальном или только в материальном аспекте.

Реторсии

Реторсии являются одновременно и защитным механизмом (политическим, экономическим и т.д.), и механизмом борьбы с другими государствами «их же оружием».

Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Институт реторсии известен и российскому процессуальному праву.

Характеристика правовых принципов статуса иностранных граждан (национальный принцип, принцип наибольшего благоприятствования, специальный принцип)

Режим наибольшего благоприятствования является одним из основных условий торговых договоров, заключаемых с иностранными государствами. В силу этого режима иностранцы пользуются максимумами тех прав, которые предоставлены лицам другого государства, что объясняет само выражение «наибольшее благоприятствование».

Согласно данному принципу, иностранным физическим и юридическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться юридическим и физическим лицам третьей страны.

Принцип наибольшего благоприятствования отличается от принципа недискриминации. Если в силу принципа недискриминации каждое государство имеет право требовать от других государств создания таких же условий, которыми пользуются все государства, то есть общих и одинаковых для всех, то в силу наибольшего благоприятствования создаются наиболее благоприятные условия.

Принцип наибольшего благоприятствования всегда устанавливается в договорном порядке, а принцип недискриминации не нуждается в договорном оформлении. Это общее правило, вытекающее из равенства государств.

Применение режима наибольшего благоприятствования оказывает положительное влияние на развитие международной торговли. Со всеми странами-членами ЕЭС СССР обменялся письмами, подтверждавшими действия ранее заключенных торговых договоров и соглашений, предусматривавших сохранение прежних условий в торговле с СССР. Все это создало достаточную договорно-правовую базу для развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества СССР с указанными странами.

От режима наибольшего благоприятствования следует отличать национальный режим, в силу которого иностранным гражданам и юридическим лицам предоставляется такой же режим, что и отечественным гражданам и юридическим лицам, так как на иностранные юридические и физические лица распространяются те права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица. Все они становятся в равное положение.

Отличие национального режима от режима наибольшего благоприятствования состоит в том, что в силу последнего в равное положение ставятся иностранные граждане и организации между собой. Национальный же режим может применяться и в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, и в отношении товаров иностранного производства.

Национальный режим применяется в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении, судебной защите, предоставлении трудовых прав и т.д.

Большое практическое значение приобрело предоставление в РФ национального режима иностранцам на основе многосторонних соглашений в области авторского права и прав на изобретение и товарные знаки.

Согласно Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ.

В силу иностранного режима иностранные граждане, и в первую очередь постоянно проживающие в РФ, ставятся в равное положение с российскими гражданами.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Арбитражное процессуальное право (АПП) – это совокупность правовых норм, регулирующих деятельность арбитражных судов и сторон-участниц судебного процесса в ходе осуществления правосудия по экономических спорам между юридическими (организациями) и/или физическими лицами (индивидуальными предпринимателями).

Большинство учёных полагает, что арбитражное процессуальное право является подотраслью гражданского процессуального права, а непосредственно арбитражный процесс – одна из разновидностей гражданского процесса.

Предмет и метод правового регулирования АПП

Предмет арбитражного процессуального права – правоотношения, которые возникают между судом и заинтересованными лицами при осуществлении правосудия по делам, рассмотрение которых отнесено к компетенции арбитражных судов.

Выделяют императивный и диспозитивный методы, используемые в регулировании правоотношений в области арбитражного судопроизводства. Диспозитивный метод выражается в регулировании поведения и процессуальной деятельности сторон судебного процесса. Следует подчеркнуть, что арбитражный процесс в РФ организован т.о., что лица, заинтересованные в исходе судебных дел, сами проявляют активность в отношениях с судом, без вменения им это в обязанности. Со своей стороны, суд не имеет права оставить без внимания и объективной правовой оценки любое процессуальное действие участника процесса.

По итогам рассмотрения дела, суд выносит решение, приобретающее общеобязательную юридическую силу, обеспеченную механизмом государственного принуждения, в этом суть второго метода – метода императивного (принуждения).

Есть распространённое мнение о том, что метод регулирования правоотношений в АПП обладает исключительно императивными чертами, т.к. предмет регулирования отрасли – отношения между властными органами – судами и другими участниками процесса, обязанными подчиняться решениям арбитражных судов.

Что представляет собой Арбитражный кодекс?

Арбитражный процессуальный кодекс РФ – основной акт, регулирующий правоотношения в области арбитражного процессуального права.

Его официальная формулировка звучит следующим образом: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации – это кодифицированный нормативно-правовой акт и основной источник, регулирующий ведение арбитражного судопроизводства, по делам, затрагивающим предпринимательскую деятельность в РФ.

Осуществление правосудия арбитражными судами (Статья АПК № 1)

Арбитражными судами Российской Федерации осуществляется правосудие в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности. В соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают другие дела, отнесённые АПК РФ к их компетенции.

Каковы задачи судопроизводства в арбитражных судах?

Текст АПК к первостепенным задачам причисляет:

— Защиту нарушенных /оспариваемых прав, законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность; защиту прав и законных интересов Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований в сфере предпринимательской деятельности.

— Справедливое публичное судебное разбирательство, в разумные сроки рассматриваемое беспристрастным и независимым судом.

— Формирование уважительного отношения к суду, в частности, и закону, в целом.

— Обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской деятельности.

— Предупреждение правонарушений и укрепление законности в сфере ПД.

— Содействие формированию обычаев и этики делового оборота, становление и развитие партнёрских деловых отношений.

На каких принципах базируется арбитражное законодательство? (Статьи АПК РФ № 7-11)

На следующих основополагающих принципах:

— Равноправия сторон. Его суть в том, что арбитражный суд не вправе своими действиями ставить одну из сторон, участвующую в процессе, в привилегированное положение, как и ущемлять права одной из сторон.

— Состязательности. Означает, что участники судопроизводства вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждое лицо, участвующее в процессе, имеет право заявлять ходатайства, высказывать свои соображения и доводы, давать объяснения, связанные с предоставлением доказательств. Важно отметить, что сфера применения принципа состязательности в арбитражном судопроизводстве значительно шире, чем в гражданском. К тому же, существенно снижается роль судьи в сборе доказательств. Дело в том, что в арбитражном судопроизводстве непредставление конкретных доказательств истцом является веским основанием для возвращения ему искового заявления.

— Непосредственности судебного разбирательства. При разбирательстве арбитражный суд обязан детально исследовать все обстоятельства по делу. Если доказательства не являлись предметом исследования в судебном заседании, то они не могут быть положены арбитражным судов в основу принимаемого судебного постановления или акта.

— Осуществление правосудия только арбитражным судом (в том смысле, что дела, отнесённые к компетенции арбитражного суда, должны рассматривать судьи единолично или коллегиально).

— Гласности судебного разбирательства. Означает, что разбирательство дел в арбитражных судах открытое – по общему правилу. Исключения, то есть рассмотрение дел в закрытом режиме, могут быть применены, если существует риск разглашения государственной, коммерческой, служебной или другой, охраняемой законом, тайны.

— Языка судопроизводства. В арбитражных судах Российской Федерации судопроизводство ведётся на русском языке. Однако лицам, участвующим в деле и не владеющим русским языком в должной степени, предоставляется право знакомиться с материалами дела, участвовать в судебном процессе и выступать на родном языке. В таких случаях они могут воспользоваться услугами переводчика.

— Назначаемости судей арбитражного суда.

— Содержания единоличного и коллегиального при рассмотрении экономических споров в арбитражном суде.

— Независимости судей арбитражного суда и подчинения их Конституции и федеральным законам.

— Законности. Судопроизводство должно вестись исключительно в соответствии с правилами и нормами, прописанными в АПК и принятыми в соответствии с ним законами и подзаконными актами.

— Диспозитивности. Принцип диспозитивности в арбитражном процессе проявляется несколько иначе, чем в гражданском. При возникновении спора по хозяйственным делам стороны более свободны в выборе способов защиты нарушенных прав. А именно: любой спор, подведомственный арбитражным судам, может быть передан сторонами на разрешение третейских судов.

— Также следует выделить принципы непрерывности судебного разбирательства, сочетания письменности и устности, юридической истины (признание объективных юридических фактов).

Каким образом применяются нормы иностранного права в арбитражном судопроизводстве?

В отношении применения норм иностранного права, текст АПК РФ прямо указывает на то, что участники дела могут предоставлять документы, основанные на нормах иностранного права. В соответствии с этими нормами стороны имеют право обосновывать свои требования и возражения, содействовать суду в установлении их содержания. В том случае, если содержание норм иностранного права в разумные сроки не установлено, то арбитражный суд руководствуется нормами российского права.

Разновидности актов арбитражного суда

Текст арбитражного процессуального кодекса регламентирует, что суд принимает судебные акты в форме решений, постановлений и определений.

Решение – это судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции, при рассмотрении дела по существу.

Постановление – это судебный акт, принятый арбитражным судом кассационной и апелляционной инстанций по итогам рассмотрения кассационных и апелляционных жалоб. Постановлением считается и судебный акт, принятый Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, по результатам пересмотра судебного акта в надзорном порядке.

Ну и, соответственно, определения – это все остальные судебные акты, принимаемые в процессе осуществления судопроизводства.

Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

Текст Арбитражного кодекса содержит подробную информацию об этой важнейшей составляющей арбитражного процесса. Дела рассматривается судьёй единолично, если не упомянуты ниже перечисленные пункты 17 статьи Арбитражного процессуального кодекса, а именно дела, рассматриваемые коллегиально.

В I инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются дела:

— Относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ.

— Направленные в арбитражный суд I инстанции на новое коллегиальное рассмотрение.

— Об оспаривании нормативно-правовых актов (НПА).

— Дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых принимаются председателем судебного состава, в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи.

— Относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.

Исковое заявление: его формы и содержание (Статья АПК № 125)

Исковое заявление подаётся в арбитражный суд исключительно в письменной форме, также оно подписывается истцом либо его законным представителем. Недавно появилась возможность заполнения формы искового заявления на официальном сайте арбитражного суда. В исковом заявлении в обязательном порядке указываются наименование истца, его место нахождения (касательно юридических лиц) или место жительства и работы, дата и место рождения, дата государственной регистрации (касательно физических лиц – индивидуальных предпринимателей).

Также в исковом заявлении должны присутствовать аналогичные данные об ответчике, требования истца к ответчику; обстоятельства, на которых основаны исковые требования; цена иска; расчёт взыскиваемой либо оспариваемой денежной суммы; сведения о соблюдении истцом претензионного или досудебного порядка; сведения о мерах, принятых арбитражным судом, с целью обеспечения имущественных интересов до предъявления иска истцом. К исковому заявлению должен прилагаться и перечень необходимых для полноценного рассмотрения дела документов.

Какую роль выполняют комментарии к Арбитражному процессуальному кодексу?

Если выразиться по простому, то Арбитражный процессуальный кодекс с комментариями – это расширенная и углублённая версия АПК. Комментарии, чью роль переоценить невозможно, выходят под редакцией различных авторов, практикующих юристов в области арбитражного судопроизводства. Комментарии носят научно-аналитический характер, помогают легче воспринимать те или иные статьи Арбитражного кодекса, то есть способствуют восприятию сложного юридического материала.

Арбитражный процессуальный кодекс с комментариями – это в буквальном смысле настольная книга для судей и специалистов в области арбитражных правоотношений.

К слову, изменения в Арбитражном процессуальном кодексе – привычная практика законодателей, а в комментариях зачастую поясняется цель введённых поправок.

Вы можете самостоятельно изучить Арбитражный процессуальный кодекс онлайн, открыв его электронную версию на юридическом портале. Полезным Арбитражный процессуальный кодекс окажется для индивидуальных предпринимателей и граждан, занимающихся экономической деятельностью. Знание своих законных прав позволит умело пользоваться ими на практике, грамотно защищать собственные интересы в судебном порядке.

Основные документы:

  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

В отношениях между государствами необходимо стремиться к установлению деловых отношений и связей в области экономики, культуры, торговли и др. Наше государство всегда стремилось и стремится за установление таких связей, в том случае если другие государства хотят сотрудничать с Россией. Подобные связи начинают свое развитие с равноправия, которое находит свое выражение во взаимном признании государствами законов, которые действуют на их территории.

В международном частном праве принцип взаимности понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле данный принцип представляет собой предоставление лицу в иностранном государстве таких же прав, которые ему бы предоставило собственное государство. Например, русский гражданин поехал отдыхать на автомобиле в другую страну, в России он имел право собственности на данный автомобиль, следовательно, в иностранном государстве он так же будет иметь право собственности на этот автомобиль. В более узком смысле под взаимностью понимается предоставление определенного режима, а именно национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

Конечно же в законодательствах разных государств имеются существенные различия, что приводит к затруднению использования взаимности, но, вводя оговорку о взаимности в международный договор, государства преследуют цель обеспечить правами граждан и организации за границей.

Условно существуют два вида взаимности: материальная и формальная.

Материальная взаимность означает, что иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются те же права, которые иностранное государство предоставляет отечественным физическим и юридическим лицам.

Под формальной взаимностью понимается предоставление иностранным физическим и юридическим лицам тех прав, которыми пользуются отечественные граждане и юридические лица.

Поскольку государства не всегда бывают дружелюбными, то с принципом взаимности граничит реторсия.

Под реторсией понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических и юридических лиц первого государства.

В соответствии со ст. 1194 Гражданского кодекса РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Также данное правило закреплено и в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 398 Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Однако, применяя ограничительные меры, государство должно учитывать два аспекта одновременно:

  1. данные меры должны быть пропорциональны акту, их вызвавшему;
  2. должны быть прекращены с момента восстановления прежнего положения.

Реторсии и репрессалии относятся к политической ответственности государств за деликты и международные преступления.

Реторсии и репрессалии относятся к категории индивидуальных материальных мер международно-правового принуждения. ГА ООН в резолюции 56/83 от 12 декабря 2001 г. приняла к сведению подготовленный Комиссией МП проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния и включила его в приложение к данной резолюции. В нем говорится о контрмерах, которые потерпевшее государство может принимать против государства, ответственного за международное правонарушение, с целью побудить его выполнить свои обязательства. В статьях специально не выделены реторсии и репрессалии. Они охватываются понятием контрмер. Однако и в доктрине, и в практике между ними продолжает проводиться различие. В ст.50 приложения к резолюции 58/83 репрессалии упомянуты. В ней предусматривается, что контрмеры не могут затрагивать обязательства воздерживаться от угрозы силой или ее применения; обязательств по защите основных прав человека; обязательств гуманитарного характера, запрещающих репрессалии; иных обязательств, вытекающих из императивных норм МП.

Реторсии (лат. Retorsio-обратное действие) – ответные ограничительные меры; правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, не составляющий международного правонарушения. Реторсия — инструмент реализации, применения на практике принципа взаимности в двусторонних международных отношениях. Это встречная ограничительная или иная мера пострадавшей стороны, принимаемая по отношению к причинителю вреда в ответ на деликт или недружественный акт, не являющийся деликтом. Примером реторсии в ответ на недружелюбный акт может служить отзыв посла в ответ на недружественное заявление официального лица страны, принимающей посольство, в адрес страны, которую представляет посол. Нарушение государством дипломатических иммунитетов в сфере двусторонних дипломатических отношений составляет деликт. Ответное нарушение таких иммунитетов (реторсия), если оно является соразмерным, представляет собой правомерное действие, эффективный способ прекращения деликта, форму и одновременно средство реализации международной ответственности за вред, возникший из деликта. Серьезное нарушение соразмерности при применении реторсии не является реторсией, такое нарушение может составлять самостоятельный деликт. Целью применения реторсии является восстановление принципа взаимности в отношениях соответствующих государств. Поэтому меры, используемые в качестве реторсии, должны быть пропорциональны вызвавшему их акту и прекращаться с момента восстановления прежнего положения.

В соответствии с нормами МП применение реторсии в отношении определенного иностранного государства не может рассматриваться как нарушение принципа не дискриминации.

Репрессалии — индивидуальные правомерные принудительные меры, принимаемые в двусторонних отношениях одним государством в ответ на серьезные деликты и международные преступления, совершенные другим государством. Принудительный характер репрессалий означает использование в отношении деликвента мер, в обычных условиях противоправное, однако, в случаях, когда эти меры ответный и соразмерный характер — правомерное.

Условием правомерности применения репрессалий является то, что они имеют своей исключительной целью побудить государство-деликвент к прекращению деликта, предоставлению удовлетворения за вред или ущерб или иному удовлетворительному разрешению ситуации. С репрессалиями связано множество злоупотреблений, главным образом, в тех случаях, когда они применялись в качестве повода для достижения собственных политических целей путем противоправного применения силы под видом репрессалии.

Страны-члены НАТО использовали нарушения прав человека в Югославии в 1999 году в качестве предлога для вооруженного нападения на эту страну путем бомбардировок ее территории.

Репрессалии делятся на:

  1. мирные репрессалии, не связанные с применением вооруженной силы. Это требование потерпевшего государства об отозвании дипломатического персонала, разрыв дипломатических отношений, закрытие консульских представительств, эмбарго (запрещение ввоза в государство-деликвент или вывоза из него товаров и валюты), бойкот (прекращение пострадавшим государством торговли, а также финансовых и других связей с государством-деликвентом), морская блокада (закрытие части неприятельского берега для морских сношений), принудительное задержание государством в своих портах или водах всех видов судов или грузов государства-деликвента.
  2. военные репрессалии (связанные с применением военной силы). Применение военных репрессалий в мирное время категорически запрещено международным правом и квалифицируется как международный деликт или международное преступление. Известны только два случая правомерного применения военных репрессалий: самооборона и меры вооруженного характера, принимаемые государством в ответ на нарушения законов и обычаев войны в ходе вооруженного конфликта.

Смысловые различия

• Санкции – коллективные принудительные меры экономического, политического, дипломатического характера, применяемые с использованием институционального механизма международных организаций к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению своих международных обязательств.

• Контрмеры – это меры невоенного характера, совершаемые одним государством в ответ на действия другого государства, которые осуществляющее контрмеры государство считает неправомерными.

В международно-правовой доктрине санкции нередко отождествляют с формами ответственности. В наиболее развернутом виде такая позиция нашла отражение в исследованиях В. И. Менжинского, Г. И. Тункина, Ю. М. Колосова.

В последнее время в научной среде на первый план выходит теория о самостоятельности института санкций. Как отмечает профессор И. И. Лукашук, «принуждение, будь то контрмеры или санкции, является самостоятельным институтом, который связан с ответственностью, но ему присущи другие характеристики».

Реторсии – ответное ограничение, устанавливаемое государственным органом исполнительной власти в отношении процессуальных, имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения процессуальных, имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Суть реторсии

Цель реторсии – не наказать иностранных лиц конкретного государства, а побудить соответствующее иностранное государство отменить дискриминационные положения в отношении российских лиц.

Признаки реторсии: 1) антидискриминационный характер – реторсия может быть применена в отношении конкретных государств, где установлены специальные ограничения прав только российских граждан, а не всех иностранцев (т. е. носящие дискриминационный характер); 2) адекватность – соразмерность ограничениям, введенным иностранным государством; 3) срочность – акт о реторсии принимается на определенный срок; 4) введение и отмена реторсии является компетенцией Правительства РФ; 5) безопасность для «третьих лиц».

Среди общепризнанных принципов, на которых в том числе основана реторсная практика, можно назвать следующие:

– принцип суверенного равенства государств (п. 1 ст. 2 Устава ООН);

– принцип невмешательства одного государства во внутренние дела другого (п. 7 ст. 2 Устава ООН);

– принцип взаимности (закрепляется в двусторонних договорах и регулируется международными обычаями);

– принцип недискриминации;

– принцип гарантии и необходимости защиты прав граждан и др.

Одним из основных требований, предъявляемых в современном международном праве к реторсиям, является их безопасность для «третьих лиц». Речь идет о недопущении негативных последствий для мирного населения иностранного государства, в отношении которого используется реторсное право.

На иностранных лиц нельзя возлагать обязанности доказывания отсутствия в их странах какой-либо судебной дискриминации российских тяжущихся.

Законодательное закрепление процессуальной реторсии

• ГК РФ ст. 1194. Реторсии: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц».

• п. 4 ст. 254 АПК РФ: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан».

• п.4 ст. 398 ГПК РФ: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций».

• п. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

• п. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Вопрос к аудитории о возможном противоречии Конституции положений ГПК и АПК

Ст. 1102 ГК Республики Беларусь: допускает установление реторсий Правительством Республики Беларусь только как ответные меры в отношении прав граждан и организаций тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав граждан и организаций Республики Беларусь.

• В Законе Украины о международном частном праве, Законе Грузии о международном частном праве, Кодексе Бельгии о международном частном праве, Законе Венесуэлы о международном частном праве, законе Италии «Реформа итальянской системы международного частного права», Законе Южной Кореи о коллизиях законов, Федеральном кодексе Швейцарии о международном частном праве положения о реторсиях отсутствуют.

• Ст. 187 ГПК КНР: «…если суды иностранного государства налагают ограничения на процессуальные права граждан, предприятий и юридических лиц Китайской Народной Республики, народные суды будут соблюдать принцип взаимности в отношении ограничения прав граждан, предприятий и организаций такой страны». Стоит обратить внимание на разницу в процессуальном законодательстве разных государств относительно понимания процессуальной реторсии.

На практике реторсии применяются очень редко. (Современная практика применения реторсии отсутствует.) В отечественной литературе в качестве примера ссылались на постановление СНК СССР от 26.11.1937 г. «Об имуществе иностранцев, не проживающих на территории Союза ССР», принятое в ответ на действия ряда государств, дискриминировавшие советских граждан в праве на недвижимое имущество, находящееся на территории этих государств.

Приводились примеры из прошлого (Декрет 1873 г. о конфискации во Франции имущества испанских подданных в ответ на аналогичную меру испанской стороны, русско-германская «таможенная война» 1887–1894 годов) и более близкого времени (современные «винные», «текстильные» и тому подобные «войны»). Можно сослаться и на постановление Правительства РФ от 14.07.2001 г. № 532 «О введении специальных пошлин на отдельные товары, происходящие из Венгерской Республики». Впоследствии, с прекращением Венгерской Республикой мер, нарушающих интересы российских предприятий, указанное постановление было признано утратившим силу, как и Декрет 1873 года о конфискации во Франции имущества испанских подданных в ответ на аналогичную меру испанской стороны.

В связи с принятием федерального закона от 28.12.2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» вопрос о международном усыновлении нуждается в дополнительном рассмотрении. Закон от 28.12.2012 г., как следует из его названия и содержания, по сути носит характер ответных мер. Применительно к международному усыновлению запрет на усыновление распространяется только на граждан США. Норма ст. 4 названного закона рассматривается как ответ на отдельные нарушения в США прав усыновленных российских детей, в частности на дело, связанное с гибелью усыновленного мальчика из России Димы Яковлева.

Как видно, положение ст. 4 закона от 28.12.2012 г., вводящее запрет на усыновление российских детей гражданами США, хотя и носит по существу характер ответных мер, не может считаться принятым в рамках реторсий, предусмотренных ст. 1194 ГК РФ, прежде всего потому, что упомянутый акт принят не Правительством РФ. Норма закона от 28.12.2012 г. о запрете усыновления тоже могла бы быть оценена как одно из допускаемых Конституцией изъятий из принципа национального режима, предоставляемого в России иностранцам, если бы эта норма относилась к гражданам любого иностранного государства.

Библиографический список

Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М., 2002.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей / Под общ. ред. В.П. Мозолина. М., 2002.

Марышева Н.И. Международная унификация в области семейного права: вопросы усыновления // Журнал российского права. 2012. N 5.

Федосеева Г.Ю. Международно-правовое регулирование трансграничного усыновления как способ обеспечения защиты прав и интересов российских детей // Lex Russica. 2012. N 4.