Воробьев Виталий Филиппович

18 Ноября 2016

На манеже люди и животные выполняют уникальные трюки.

Цирк, призванный вдохновлять

Программа Vitaly, которая открылась в Государственном цирке Удмуртии, возвращает зрителя к лучшим образцам великого советского цирка, когда все внимание зрителей было приковано к артистам, выполняющим немыслимые, единственные в своем роде трюки.

Невозможное – возможно!

Новая цирковая программа, которая обосновалась на манеже ижевского цирка до 4 декабря, дарит публике встречу с классическим цирком, когда под куполом выполняют немыслимые трюки акробаты, на манеже силачи подкидывают гири с такой легкостью, будто это мячи, а дрессированные медведи работают как самостоятельные артисты. Именно такой цирк заставил мир говорить о феномене советских и российских артистов, которые способны добиться невозможного.

О том, как это бывает, лучше других знает художественный руководитель программы Виталий Воробьев – один из великих мастеров старого цирка, народный артист России, действительный член Академии циркового искусства, лауреат международных конкурсов, работающий на цирковом манеже уже полвека. Кажется, вся его профессиональная биография – это выполнение невозможного. В цирк он пришел из спорта – завершив спортивную карьеру в статусе чемпиона СССР по акробатике, окончил цирковое училище и начал работать в акробатическом жанре. В начале 1980-х он представил публике номер, состоящий из казавшихся невыполнимыми трюков. Большинство этих элементов ни один цирковой артист не может повторить до сих пор. На вопрос, лестно ли ему оставаться единственным в истории цирка исполнителем этих трюков или он готов подготовить учеников, Виталий Воробьев отвечает:

– Соперничества я не боюсь точно – я уже 20 лет не выступаю как акробат, а установлены рекорды были и вовсе в 1980 году. Скорее, мне интересно было бы увидеть акробата, который превзойдет меня. Правда, я не уверен, что это случится: я бы с удовольствием репетировал с молодыми артистами, подсказывал какие-то секреты, но проблема в том, что сейчас молодежь не хочет утруждаться. Прежние поколения цирковых артистов были одержимы профессией. Мы каждый день думали о том, как сделать еще сложнее, мощнее, зрелищнее. За одну репетицию я менял три майки, а в четвертой, уже без сил, залезал в душ и прямо там засыпал. Это была настоящая пахота. А сейчас я редко встречаю артистов, которые бы так выкладывались. Многие ищут какой-то более легкий жанр, и чтобы он приносил побольше денег.

Сложный путь к номеру

Повесив на вешалку трико акробата, Васильев взялся за дрессуру – создал уникальный номер, в котором вместе работали медведи, козы и собаки. Он рассказывает:

– С этим номером мы стали лауреатами международного циркового фестиваля. А потом коз у нас украли в Перу. Их не пропустил в Чили санитарный контроль, и мы отдали их в зоопарк, чтобы потом отдохнувших, отъевшихся животных забрать на наши следующие гастроли. Через полтора месяца вернулись и обнаружили пустые вольеры. Оказалось, на бородах у наших коз росли такие особые волоски, которые лучше всего подходят для изготовления струн для их национального инструмента. Возобновить подобный номер – дело сложнейшее. Необходимо вырастить медвежат и козлят вместе с их раннего детства, чтобы для них было самым естественным делом видеть этих животных рядом. «Подселить» взрослых коз к медвежатам или подросших медведей к козлятам невозможно, не будет результата. Поэтому я решил пока работать только с медведями.

Большая медведица

Что из этого получилось, видят ижевские зрители. Бурые медведицы Лиза, Мася и Мотя (они, кстати, почти наши землячки, родились в Поволжье – в Кирове и Уфе) легко и азартно выполняют коронные «медвежьи» трюки: ездят на велосипеде, самокате и мотоцикле, кувыркаются, ходят по борту манежа на передних лапах без какой-либо поддержки со стороны человека. А в финале номера большая пушистая Лиза с Виталием и его женой и многолетней партнершей Любовью Воробьевой поднимается на качелях над манежем. Мгновение – и люди перестают поддерживать медведицу «под локотки», и она без всякой страховки раскачивается на платформе в нескольких метрах над землей. Затем невероятный трюк усложняется еще больше: Лизе дают катушку – полый цилиндр – и крошечную дощечку, и она балансирует на этом подвижном как ртуть «пьедестале» с уверенностью опытного акробата.

– Виталий Филиппович, когда Мстислав Запашный поднял в воздух тигра на шаре, казалось, ничего более сложного и впечатляющего дрессура крупных животных уже создать не сможет. И вот мы видим ваш номер с медведицей, балансирующей на раскачивающейся платформе, на катушке…

– Честно скажу, я акробатов людей пытался поставить в такую стойку, и безуспешно – они сразу начинали трястись, искали, за что держаться. А медведица смогла. Как ни странно, этот трюк мне помог подготовить случай. У меня был друг, акробат Сергей Суслов, который балансировал на катушках, стоящих на штейн-трапе (особой перекладине), качающейся в воздухе. И я однажды в кураже сказал: «Сережа, а я с медведем повторю твои трюки!». Он посмеялся и не поверил, но я-то знаю: слово сказано – нужно делать. Мы с Лизой, которая была тогда совсем маленьким медвежонком, начали репетировать. И я увидел, что она может все это исполнить! Поскольку она начала летать с детства, для нее это такое же привычное и обычное дело, как ходить по манежу. Когда ей исполнился год, она уже выступала с этим трюком на публике. Спустя несколько лет мы встретились с Сергеем в цирке, я показал ему наш номер, и он был поражен.

– Вы демонстрируете высокое доверие медведице как самостоятельной артистке, полагаясь на ее знание трюка и чувство равновесия. Никогда не думали снабдить ее страховкой?

– Это удивительно ловкие животные, а постоянные репетиции позволяют ей выполнять трюк без ошибок. Ни разу она не дала повода волноваться за нее – если бы так случилось, рисковать ею я бы не стал, конечно. Во время номера я «поддерживаю» медведицу за ухо двумя пальцами – это, конечно, никакая не страховка, а только знак ей, что я рядом, чтобы она не волновалась. После завершения выступления она идет есть печенье и сгущенку – ее любимые лакомства.

Классика и эксперименты

Программа Vitaly напоминает зрителям и о том, что классический цирк славен династиями. На манеже постоянно звучит фамилия Воробьевы: ее объявляют на номерах с дрессированными собаками, с силовыми трюками, с дрессированными кошками, с «колесом смерти», с дрессированными енотами и носухами… На самом деле, Воробьевых в этом шоу только четверо – Виталий, его жена Любовь, не только ассистирующая мужу, но и представляющая собственный номер с кошками, получивший Гран-при на международном цирковом конкурсе в Китае; его племянник Филипп – дрессировщик и силовой жонглер, и его жена Ульяна. И если Ульяна Воробьева работает с привычными для цирка собаками (ее непоседливые, похожие на расшалившихся, но отлично знающих свой урок сорванцов, срывают бурные аплодисменты публики), то Филипп выбрал редких в наших широтах и на цирковом манеже енотов и носух. Несмотря на кажущееся добродушие и несомненное обаяние, эти животные требуют от человека большого внимания: зубы у них острые и длинные (до трех сантиметров!), а нрав своевольный.

Номера без участия животных в программе Vitaly не менее впечатляющи и эксклюзивны. Чего стоит номер «Колесо смерти» (или «Американское колесо»), в котором акробаты выполняют эффектные прыжки во вращающихся, связанных между собой «восьмеркой» кольцах. Если в абсолютном большинстве номеров этого жанра, которые мы когда-либо видели, трюки на внешней стороне взмывающих под купол и стремительно опускающихся к манежу колец выполняли мужчины, то в скоростном, полном адреналина номере, поставленном Виталием Воробьевым, «трюкачат» девушки. Они не только прыгают сальто на уходящей из-под ног махине, но и ездят внутри колец на мини-байках и даже ходят по тонкому шесту, положенному на уравновешенные «колеса смерти», которые, кажется, готовы прийти в движение в любой момент. На вопрос, как он решился задействовать в этом номере, выглядящем очень рискованно и драматично, хрупких девушек, Воробьев отвечает, разбивая стереотипы:

– Сейчас как раз можно найти немало девушек с хорошей акробатической подготовкой, которые готовы выполнять сложные трюки, а вот с юношами проблема. Жидковаты стали ребята, хотя и номер у нас не такой опасный, как кажется. Я видел много исполнений «колеса смерти». Артисты всегда выдавали множество ужимок, призванных убедить публику, как им страшно, – имитировали, что вот-вот сорвутся, что они сами боятся. Я решил, что пугать и обманывать публику таким образом – дешевый трюк и взялся сделать номер, в котором сильная трюковая часть сочеталась бы с безопасностью. Поэтом я надел на артистов лонжи. И даже так девушки дают фору парням. Кроме того, сейчас реже стали приходить в цирк бывшие спортсмены, теперь все трюки приходится репетировать с артистами цирка. Кстати, я бы хотел найти в Ижевске троих молодых людей, готовых работать в воздухе – гимнастов, акробатов, эквилибристов.

ЦИТАТА

Виталий ВОРОБЬЕВ:

– Все время пугать зрителей неинтересно. Вдохновлять интереснее! Каждый человек хотя бы немного, но романтик. И я хочу, чтобы каждый зритель, посетивший наше представление, отдохнул душой. Именно поэтому мы делаем очень нежный, сердечный, спокойный финал нашей программы. Думаю, мы сделали правильно: я вижу, с какими лицами люди выходят с нашей программы – это раскрывшиеся, как цветы на солнце, лица – добрые, воодушевленные, обрадованные встречей с чем-то удивительным и одновременно взбудораженные невероятными трюками. Они чувствуют энергию этих трюков в себе, она распирает их, на какое-то время они и себя чувствуют такими же суперменами, как наши артисты. И видя это, мы тоже испытываем радость.

В цирке маленькая Ульяна, конечно, бывала – но только как зрительница. Родилась она в Кирове, в семье электромонтера и швеи. К слову, спустя четверть часа после её рождения на свет появился и ее брат-близнец Александр. Родители отдали подросших ребят в секцию спортивно-бальных танцев, и со временем брат с сестрой даже стали второй парой России на соревнованиях по десяти танцам.

А потом пришлось выбирать между танцевальной карьерой и нормальным окончанием школы: учителя все чаще хмурились из-за пропусков занятий, грозя отчислить девочку. Так что Ульяна убрала свои балетки в шкаф и три года прожила без танцев — вплоть до судьбоносной встречи в автобусе, когда незнакомый парень в автобусе подошел, чтобы спросить, не танцует ли она. Ему нужна была партнерша по танцам… Уже на следующий день Ульяна была на тренировке в любительском клубе. Латина и классика, фокстрот и джайв: этот виток танцевальной истории принес ей третье место на Открытом Кубке Татарстана в соревнованиях по восьми танцам.

1

Параллельно Ульяна выучилась на психолога, получала второе высшее образование, разбираясь в хитросплетениях бухучета и аудита, работала секретарем, но тут грянул цирк…

В одной из соцсетей общительная Ульяна познакомилась с Филиппом Воробьевым. Представитель известной цирковой династии едва вернулся из Канады, где несколько лет проработал в знаменитом «Цирке дю Солей», и сейчас проводил летний отпуск в Кирове. Здесь давным-давно после переезда из Латвии осели его родители, а отец занимал должность директора Кировского цирка. Встречу «лицом к лицу» молодые люди решили не откладывать в долгий ящик, Ульяна пригласила Филиппа на корпоративную вечеринку в фирму, где она работала — и все коллеги решили, что они давно встречаются.

Летними вечерами Ульяна знакомила Фила с городом и его достопримечательностями, а он её – с цирковым закулисьем. «Он казался мне человеком из другого мира, необычного, волшебного, полного чудес», — вспоминает девушка.

В сентябре отпуск закончился, и Филипп уехал на гастроли. Здесь стоит сказать пару слов о Филиппе Воробьеве. Красавец-мужчина, «русский викинг», сегодня он чуть ли не единственный во всём российском цирке способен поднять вес в 320 килограммов — в два с половиной раза больше собственного веса. Артист «приручает» пудовые гири и виртуозно жонглирует шарами весом в несколько килограммов каждый. Его дядя, Виталий Воробьев — народный артист России, силовой акробат, дрессировщик медведей. Филипп «вырос в опилках», привык к разъездам, а для Ульяны единственно понятный пример семьи — её родители: завтрак и ужин за общим столом, всегда вместе… Тем не менее, три года привыкала к отношениям на расстоянии: то она едет к Филу на гастроли, то он к ней, в Киров.

Когда в коллективе, где работал Филипп, освободилось место среди балетных, Ульяна долго не раздумывала и купила билет в один конец. Хотя это было лишь начало: вскоре дядя посоветовал ребятам делать номер на двоих, к примеру, с животными: мол, «вы решите, с какими, а я вам помогу и подскажу».

2

— У Виталия Филипповича на тот момент были кошки, собаки, медведи и питон. Филипп искал, с кем из «новеньких» мы можем начать работать. Нашел енотов, начал изучать их повадки, обнаружил, что они на многое способны: цепкие, ловкие, их задние лапки разворачиваются на 180 градусов. В общем, эти маленькие хищники максимально подходят для цирка. Я ничего не понимала в дрессуре, было очень сложно, но Филипп всему меня научил. В Гомеле в 2009 году мы выпустили наш номер.

Номер с тех пор, конечно, много раз менялся, модернизировался. Сейчас у дрессировщиков работает уже третий состав симпатичных «американцев»: четыре носухи и четыре енота. Среди них — Буян, Шнурок, Князь, Граф… Исключительно мужскую компанию разбавляет носуха Ляля. Подопечные Воробьевых делают вис вниз головой, кульбиты, кувырочки; стоя на задних лапках, ходят по канату. Секрет работы с ними таков: максимально поощрять любые достижения полосатиков и не скупиться на любимое лакомство — сладкие фрукты.

— Малышей с 1,5-2 месяцев до полугода растим дома, готовим к работе. Если енот взял трюк, то будет делать его с закрытыми глазами. Родина носух — Южная Америка, а еноты-полоскуны — североамериканцы. Они — большие шалуны, очень сложно сосредоточить их внимание на чем-то одном, им нужна дисциплина, режим дня. С ними сложнее, чем носухами: те живут на деревьях, а полоскуны привыкли к норам. А тут звук, пространство, свет, люди — и много-много запахов. Еноты постоянно что-то нюхают! В антракте рассыпали попкорн? Перед нами работают лошади? Резкий аромат духов? Всё! Еноты чрезвычайно любопытные, им всё надо не просто понюхать, но и на зубок попробовать.

Ульяна вспоминает одного из своих питомцев — Сильвера. Как-то в Иркутске он, оставшись один дома, залез по ручкам кухонных шкафчиков на столешницу, перебрался на плиту, плотно поужинал макаронами по-флотски прямо из сковороды и в этой же сковороде уснул. «Приходим — а он толстенький, довольный, весь в жире, спит на подушке из «рожек». И таких забавных случаев — миллион!..»

Еноты Воробьевых любят мясо, курицу и… сухой кошачий корм: наверное, принимают его за вкусные чипсы. Они сладкоежки, обожают изюм, бананы, груши и даже овсяную кашку на завтрак предпочитают послаще, с джемом. «В Нижнем Новгороде покупала для них свежих раков, — делится Ульяна. — Оценили!»

Через год после старта ульяниной карьеры дрессировщицы Любовь Васильевна Воробьева, тетя Филиппа, решила передать ей свой соло-номер с собаками: семь пуделей, быстрый темп, прыжки со скакалкой, через обруч, с тумбы на тумбу. Тонкостям и нюансам собачьей дрессуры пришлось учиться несколько лет: «Собака непредсказуема, работая с ней на манеже, важно не показать зрителю, если вдруг что-то пошло не так. Все должно быть естественно. К тому же мне предстояло работать сольный номер, остаться на манеже одной и полностью брать на себя ответственность за происходящее. Репетировала долго, но вот уже пять лет как демонстрирую зрителю умения кудрявых очаровашек».

3

Два года назад «по наследству» от старшего поколения Воробьевых Ульяне достались и кошки: семь артистов породы «домашняя обыкновенная» и два мейн-куна. Дрессировщики приняли решение объединить кошек и енотов в одном номере, так что Омск увидит сложный мини-аттракцион, где одно перетекает в другое, кошек-эквилибристок и умилительных енотов сменяют танцующие на задних лапах собаки — в общем, скучать зрителю не придется.

Рядом с активными животными надо и самим быть полными энергии, поэтому каждое утро Воробьевы отправляются в тренажерный зал. Филипп окончил курсы инструкторов тренажерного зала и диетологов, поэтому теперь сам тренирует супругу. Любят они и другие активности: в Тюмени катались на коньках, в Гомеле ходили в бассейн. «Обожаю сауну, хаммам, особенно после тренировки, — делится Ульяна. — А вот всякого рода диеты — не для меня». В питании она никогда и ни в чем себя не ограничивала, разве что в сладком, да и то самую малость. Любит шоколад, причем не только лакомиться им, но и делать шоколадное обертывание. Впрочем, за внешним видом своих питомцев Ульяна следит не менее тщательно, чем за своим. А подготовить к премьере даже одних собак — целая история: «В каждом городе ищу профессионального грумера, купаем, стрижем наших четвероногих артистов, чтобы они выглядели на все сто».

В новой программе омского цирка «Шоу Звезд Цирка» вы сможете увидеть и Ульяну, и Филиппа (в том числе, и с силовым номером), и их удивительных питомцев. К слову, поженились Воробьевы пять лет назад в Перми 1-го апреля, спустя пять дней после подачи заявления. «Нас попросили принести справку, что мы из цирка, ждать некогда, уезжаем на гастроли. И в День смеха расписали — под магнитофонного Мендельсона и мои слезы радости. Я надела короткое белое кружевное платье, Фил купил розовые розы на длинных стеблях, а после в ресторане был ужин под аккомпанемент зеленого чая. Мы стараемся не употреблять алкоголь, разве что в новый год можем выпить по фужеру шампанского. Никогда бы не подумала, что моя жизнь может быть связана с цирком, но счастлива, что сложилось именно так. Цирк — это непрестанная работа, но при этом — всегда праздник и источник прекрасного настроения».