Закон о бытовых отходах

В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.

Основные понятия

В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:

  1. Твердые бытовые отходы

    – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО – это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).

  2. Твердые коммунальные отходы

    – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов).

Многие интересуются, подпадает ли строительный мусор под понятие ТКО. Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года

Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно.

В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.

Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:

  • федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
  • федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
  • федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.

Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО.

Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости. Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области.

В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

К примеру, Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2016 № 999-47 «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти МО и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден порядок сбора, транспортировки, утилизации мусора на территории Московской области, предусмотрены права и обязанности сторон и регламентированы действия по оказанию соответствующей услуги. На основании этого соглашения оператор должен заключить договоры с гражданами.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Ваш министр нам не указ!

В январе 2019-го Половинкин получил квитанцию на 200 рублей. За вывоз мусора с Белоомутской дачи площадью меньше 50 квадратов. Слегка удивился. Попытался выяснить у своего нового мусороперевозчика — Каширского регионального оператора, на каком основании выставляется счет, если зимой на даче он не живет и мусора не производит? Внятного ответа не получил, что и немудрено: в январе-феврале операторы, ошалевшие от возмущенных россиян, на которых внезапно свалились новые мусорные счета, даже на звонки своих «горячих линий» отвечали через раз. «А люди получили платежки, у всех вопросы и никто ничего толком не объясняет», — вспоминает те месяцы Виктор Николаевич.

В феврале и марте счета прислали снова. К тому времени в «Российской газете» уже выступил с разъяснениями о новых правилах оплаты вывоза мусора министр ЖКХ Подмосковья Евгений Хромушин (сейчас он занимает должность зампреда правительства области). Он со всей ответственностью заявил: согласно постановлению правительства РФ N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» вывоз мусора является теперь такой же коммунальной услугой, как водоснабжение или электроэнергия. А пункт 148 (44) данного постановления гласит: «При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Думаете, Каширский мусорный оператор после этого пошел на попятную? Отнюдь. «Ваш министр с вашей газетой нам не указ!» — примерно так ответили Виктору Половинкину на очередное обращение о перерасчете. Постановление правительства, Жилищный кодекс и Закон «О защите прав потребителей», где въедливый дачник также нашел нормы о том, что человек не обязан оплачивать услугу, которой он не пользовался, оператор тоже в расчет не принял. Как и Конституцию РФ, гарантирующую любому гражданину равенство прав и свобод независимо от его места жительства.

Вопросов по мусорной реформе — вагон и маленькая тележка. Фото: REUTERS

Дорога в суд

В мае Виктор Николаевич открыл очередной дачный сезон. К тому времени у него на руках скопилась кипа писем от мусорного оператора. В них, например, говорилось о том, что собственник обязан оплачивать коммунальные услуги во всех принадлежащих ему объектах недвижимости. «С этим я не спорю, готов платить и за мусор, но только тогда, когда я его действительно произвожу, — говорит наш читатель. — Никто же не требует с меня оплатить свет за те месяцы, пока я не жил на даче!» Еще несколько ответов от оператора посвящены тому, что сделать перерасчет Половинкину не могут, потому что «перерасчет на территории Московской области законодательно не предусмотрен». Вот прямо так и пишут: не предусмотрен и все, без ссылок на какие-либо законы.

Есть в ответах и такая версия: вот если бы плата за вывоз мусора в Подмосковье рассчитывалась исходя из количества зарегистрированных в доме, то перерасчет получился бы. Но поскольку считают по метражу, то не имеет значения, живет человек в доме половину года или целый, метраж ведь от этого не меняется. А значит, и перерасчета не будет. В какой-то момент оператор и вовсе решил, что Половинкин со своими вопросами ему надоел. И прислал прекрасное: «…принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с вами».

Ну тогда встретимся в суде, решил наш герой. Тем более что, по его мнению, мусор из поселка стал вывозиться гораздо хуже, чем раньше. «Раньше у нас даже бункеры большие стояли, куда можно было выбросить крупногабаритный мусор. Сейчас эта услуга для ИЖС предоставляется только по заказу и за дополнительную плату», — сетует он.

Виктор Николаевич пошел в суд. Сначала в мировой, где у него дважды не приняли иск, потому что судья решил, что такое сложное дело не подпадает под юрисдикцию мирового суда. Потом в Королевский городской. В исковом заявлении попросил обязать Каширского регионального оператора сделать перерасчет и выплатить 33 тысячи рублей в виде компенсации за понесенные издержки и моральный вред. Помимо ссылок на Конституцию, Жилищный кодекс, постановление РФ N 354 и Закон «О защите прав потребителей» Половинкин приложил к заявлению и экземпляры «Российской газеты» с выступлением Евгения Хромушина. А также сослался на уже вынесенное по аналогичному делу решение суда в Ярославле, где жительница выиграла дело против своего мусорного оператора. Правда, сторона защиты тоже подготовилась — принесла ссылку на такое же дело в Талдоме, где гражданин проиграл. И суд встал на защиту Виктора Половинкина. Сумму иска, правда, уменьшили, но регионального оператора обязали сделать перерасчет в пользу дачника за все те месяцы, что он не жил в Белоомуте.

Вместо эпилога

Конечно, будет еще апелляция. Виктор Николаевич это понимает и готов к дальнейшим судебным тяжбам. Но выводы из этой истории уже сделать можно. Судебная практика по вопросам мусорной реформы пока противоречива — по одному и тому же вопросу на одно выигранное дело приходится несколько проигранных. «Читайте законы и не бойтесь отстаивать свои права», — советует Виктор Половинкин нашим читателям. Тем более что мусорные операторы ужесточают работу — вводят пени за неуплату счетов.

Кстати

Понятней некуда

С недавних пор информация о том, по какой формуле рассчитывается тариф на вывоз мусора в Подмосковье, размещена на платежных квитанциях. Это сделано по многочисленным просьбам жителей, которые хотят понимать, из чего складывается сумма их платежа. А складывается она из годового норматива накопления отходов, поделенного на 12 месяцев и умноженного на тариф регионального оператора. Итоговая сумма отражает стоимость вывоза мусора с одного квадратного метра жилья. Ее нужно умножить на площадь вашей квартиры — и вы получите размер ежемесячного платежа за вывоз отходов. Тарифы всех семи региональных операторов, нормативы накопления и конкретный пример расчета — все это есть в квитанциях, выставляемых МосОблЕИРЦ.

Как заключить договор о вывозе мусора

Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:

  1. Место, дата заключения.
  2. Наименование организации, являющейся региональным оператором, ее месторасположение и контактные данные, а также сведения о потребителе (паспортные данные, адрес проживания).
  3. Обязанности оператора, который должен принимать твердые коммунальные отходы в указанном месте и в объеме, предусмотренном договором. Кроме того, в документе должно быть указано на обязанность транспортировки, обработки, утилизации по цене утвержденного тарифа. Оператор также обязан сообщать информацию, необходимую потребителю (например, о времени вывоза, о полигоне, на котором будет происходить утилизация и т.д.).
  4. Обязанности потребителя оплачивать услуги в соответствии с тарифами и сроками, утвержденными договором, складировать мусор только в предусмотренных местах (то есть, на специальных площадках). Потребители также должны назначить лицо, которое взаимодействует с региональным оператором в рамках исполнения договора, не допускать повреждения контейнеров.
  5. Способ складирования: должно быть оговорено, куда помещается мусор, приготовленный для вывоза – камеры, контейнеры, пакеты, бункеры и т.д., их расположение согласно схеме.
  6. Срок действия договора (обычно до окончания лицензии или соглашения, согласно которому оператор является таковым).
  7. Обязанность оператора отвечать на жалобы, связанные с исполнением договора, заменять пришедшие в негодность контейнеры.
  8. Право оператора и потребителя производить сверку расчетов, вести необходимый учет вывозимого мусора. При несоответствии расчетов фактическим потребитель совместно с представителем оператора составляют акт в присутствии как минимум двоих незаинтересованных лиц, с применением видео, фотофиксации, после чего акт направляется по месту нахождения оператора с требованием устранить выявленные нарушения (копия – в муниципалитет). Оператор вправе написать возражения в случае несогласия. Если акт не подписан оператором в течение трех дней, он считается согласованным.
  9. Подписи сторон.

Скачать типовой договор на вывоз мусора.

Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома.

Сейчас такого пункта нет. В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней. Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить.

Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.

Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д.

Кто и сколько должен платить за утилизацию бытовых отходов, кто и как будет контролировать тарифы на вывоз мусора — обо всем рассказал на «Деловом завтраке» министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин.

Дмитрий Николаевич, в «мусорную» реформу вовлечено сразу несколько ведомств. Например, тариф устанавливает госкомитет, норматив — региональное правительство, а контрольные функции — у ФАС. Не получится ли так, что тарифы будут устанавливаться бесконтрольно, а люди не смогут найти ведомство, кому написать жалобу?

Дмитрий Кобылкин: Надеюсь, что ничего такого, о чем вы говорите, не будет. К тарифам для населения сейчас приковано внимание всех. В том числе контролирующих органов.

Действительно, в работу с системой твердых бытовых отходов (ТБО) вовлечены многие ведомства. Реформа касается не только минприроды. Раньше этим занимался минстрой. Два месяца назад президент страны определил ответственных, и теперь полномочия сконцентрированы у нас. В начале декабря у меня появился заместитель — Владимир Логинов, который будет курировать вновь созданный департамент госполитики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления. Кроме того, появится публично-правовая компания — интегратор и сопроводитель реформы. В нее будут «погружены» деньги экологического сбора и другие средства для того, чтобы помочь регионам создать необходимые мощности и всю инфраструктуру. Безусловно, весь этот процесс не останется без контроля. Нужно понимать, что нам предстоит глобальная реформа, поэтому процесс непростой.

Многим сложно понять, сколько они будут платить за мусор со следующего года. У нас на руках есть любопытный документ из Иркутска — в уведомлении о необходимости заключения договора с регоператором по обращению с ТБО сказано, что плата за вывоз мусора с 2019 года составляет 650 рублей за кубометр. Как гражданам это понять? Зато сумма штрафа прописана четко — две тысячи рублей…

Дмитрий Кобылкин: Грамотное доведение до населения такой информации — это работа местных органов власти: губернатора и глав муниципальных образований. Они должны проследить, чтобы такого не происходило. Нельзя просто прислать бумажку и сказать: мы повышаем тариф, а если не заплатите, то мы вас оштрафуем. Это неправильный подход. Думаю, первые месяцы 2019 года покажут, где власть не работает с населением. У меня есть и позитивные примеры территорий, где губернаторы очень ответственно к этому отнеслись. Они лично принимают участие в том, чтобы объяснить гражданам, почему это необходимо делать, рассчитывают обоснованные тарифы.

К 2024 году предстоит создать дополнительно семь заводов для утилизации батареек и энергосберегающих ламп

В Орловской области в территориальную схему попали всего две из 15 свалок, потому что остальные не включены в Госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Но их мощности не хватит на весь регион. Что будет со свалками, не попавшими в реестр?

Дмитрий Кобылкин: Мы разрабатываем по этому субъекту РФ отдельную «дорожную карту», он находится в зоне особого внимания. В целом по полигонам существует федеральный проект в рамках программы «Экология». Он предусматривает рекультивацию 191 свалки в черте городских поселений. Если у них небольшой срок накопления, то их можно рассортировать и пустить на вторичную переработку. Это тоже часть бизнеса.

Некоторые свалки, как, например, в Московской области, невозможно рекультивировать, не засыпав их. Потому что внутри уже идет термический процесс, может случиться самовозгорание. И спичек не нужно. Если упрощенно: мы предусматриваем дегазацию таких полигонов — бурение и выведение газа, который можно преобразовывать в электроэнергию.

Когда в «РГ» приходил губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, он буквально рисовал схемы, что будет происходить на полигонах, рассказывал, как пришлось привлечь японцев…

Дмитрий Кобылкин: Японцев и голландцев. На самом деле, в мире не так много компаний, которые обладают большим опытом по борьбе со свалками. Такие компании начинают появляться и у нас в стране. Так, в Челябинск приехали на рекультивацию специалисты, которые занимались подмосковным Кучинским полигоном. И когда их осторожно спросили, смогут ли они решить проблему мусорных полигонов, они заверили, что это не страшно — объем работ составляет всего десять процентов от московских свалок.

А что будет с незаконными мусорными свалками? Как вы их собираетесь контролировать?

Дмитрий Кобылкин: По закону ликвидировать несанкционированные свалки обязан собственник земельного участка, для этого устанавливаются определенные сроки. Если земля муниципальная, то это зона ответственности местных властей. Если в течение установленного срока незаконный полигон так и остался на месте, региональный оператор обязан ликвидировать свалку самостоятельно, а собственнику выставить счет за проведенную работу. «Мусорную» реформу нужно начать с себя, мы это должны сделать все вместе. Мусор ниоткуда к нам не прилетел, его создали мы сами. И за это в ответе перед будущим поколением.

Невозможно быстро изменить людей, которые все равно станут выбрасывать мусор куда попало. Что с этим делать?

Дмитрий Кобылкин: Когда я говорю, что «мы контролируем», то имею в виду не только Росприроднадзор, наших работников. Мы — это все общественники, Народный фронт и политические партии, которые уже создали экологические десанты, это волонтеры и местная власть… Все мы ответственны за реализацию реформы. И у губернаторов в КPI (ключевой показатель эффективности. — Прим. «РГ») эти пункты тоже будут включены.

Как планируется решать проблему утилизации опасных бытовых отходов, в частности батареек и энергосберегающих ламп? Во многих городах такой мусор сдать просто некуда.

Дмитрий Кобылкин: У нас пока существует только одна профессиональная точка сбора таких отходов — в Челябинске. Там работает завод, созданный энтузиастом, но это была больше частная инициатива. Есть и такие компании, которые сами утилизируют то, что производят. Это хорошая практика, должна существовать ответственность производителей.

Но этого недостаточно, нам предстоит создать дополнительно семь заводов к 2024 году. Федеральным оператором выступит «Росатом», накопивший большой опыт утилизации отходов 1-2-го классов опасности. Сегодня же мы можем только переоснастить какие-то заводы и дать им дополнительную нагрузку.

Минувшим летом губернатор Ямала Дмитрий Артюхов предложил для арктических территорий законодательно утвердить особую схему вывоза, переработки и утилизации отходов, иначе они станут «золотыми»…

Дмитрий Кобылкин: Такая проблема существует не только на Ямале. Посмотрите на Якутию, на Красноярский край. Там же огромные расстояния. Для таких территорий должна быть отдельная схема, технологии.

Но у нас есть и свои «кулибины». По их изобретениям уже производятся печи-контейнеры, которые можно расположить в том или ином муниципальном образовании и заниматься переработкой мусора на месте.

Читатель из Башкирии спрашивает: 40 процентов населения республики это сельские жители. Они возмущены тем, что в частном секторе тариф на вывоз мусора и его утилизацию будет выше, чем у жителей многоэтажек. Сельчане, как правило, пищевые отходы закапывают на участке, а твердый мусор сжигают. Почему же тогда они должны платить больше, тем более учитывая более низкие доходы жителей деревень?

Дмитрий Кобылкин: Те поправки, которые мы внесли в Госдуму, как раз исключают эту возможность. И дают право региональной власти минимизировать этот тариф. Все дело в том, что у небольшого населенного пункта, в отличие от города, так называемое транспортное плечо, то есть расстояние до полигона, будет больше. Рядом с селом, где несколько десятков дворов, никто специально строить полигон не будет. Поэтому, с учетом того, что в тарифе на вывоз бытовых отходов 80 процентов — это расходы на топливо, которое с каждым годом будет увеличиваться, платежку сельчане вряд ли потянут.

Чтобы этого не допустить, мы дали право региональным операторам формировать площадки временного накопления с определенным сроком. Они будут действовать до того момента, пока компания не сформирует здесь какие-либо сортирующие и перерабатывающие мощности.

В единый тариф не закладывается компенсация расходов до места временного хранилища. Как будут компенсироваться расходы регоператору на транспортировку до мест временного хранилища?

Дмитрий Кобылкин: Нет такого. Вы считаете, что деревня никуда мусор не вывозила? Рядом с поселками есть места, которые исторически используются для накопления отходов. Регоператор сформирует единый тариф и для города, и для небольшого населенного пункта.

Жители Кузмищенского сельского поселения Костромской области столкнулись с неожиданной проблемой. В санитарно-защитной зоне Башутинского водозабора решили построить мусорный полигон. Он будет в 800 метрах от жилых домов. Жители обратились к застройщику с просьбой предоставить им документацию и провести общественную экологическую экспертизу проекта. Им отказали. Правомерно ли засекречены документы?

Дмитрий Кобылкин: Могу точно сказать, что президент страны, глава правительства категорически запретили нам всем, и главам субъектов в том числе, без общественных обсуждений принимать какие-то решения, особенно связанные с такой чувствительной для всех «мусорной» реформой. Тот, кто пытается свой проект принять без учета мнения населения, столкнется с огромным сопротивлением. Нужно разъяснять жителям все, «где, что и зачем». Мы планируем привлечь к этой работе 800 тысяч волонтеров. Общественники свою готовность уже выразили.

Скрывать от населения ту или иную площадку формирования сортировки не то что неправильно — глупо. Мы сегодня живем в мире, где вся информация тут же доступна онлайн.

70 миллионов тонн бытового мусора накаппливается ежегодно в России

Сейчас важна достоверная экспертная подача информации. Например, если жителям просто скажут, что собираются построить мусоросжигательный завод вблизи населенного пункта, люди естественно возмутятся. Какой мусоросжигательный завод там, где живут и растут дети? А если объяснить, что сжигать-то вы ничего не собираетесь и нагрузка на окружающую среду будет минимальная, что такие же производства работают в центре европейских столиц, — тогда будет понимание. Всем понятно, что дальше, ничего не делая, жить нельзя. «Мусорную» реформу откладывать было невозможно.

На открытии крупнейшего мусороперерабатывающего завода в Тюмени вы сказали, что будет сформирован пул лучших практик по сбору и утилизации отходов в стране. Есть уже первые претенденты помимо этого завода-гиганта?

Дмитрий Кобылкин: Конечно, есть. Например, Екатеринбург занимает первое место в России по сбору вторсырья и вторичной переработке. И это удивительно, потому что туда вторичный пластик привозят даже из очень отдаленных территорий — только для того, чтобы переработать в гранулы, а из гранул изготовить то или иное сырье. Екатеринбург — это одна из лучших практик, там — территория мастеров, демидовские корни.

Ключевой вопрос

Регионам дали дополнительное время

Есть ряд регионов, которые не смогут войти в реформу с 1 января. Как субъекты могут воспользоваться правом отсрочки?

Дмитрий Кобылкин: На сегодняшний день приняты поправки к закону «Об отходах производства и потребления», которые дают дополнительные механизмы, способные оперативно решать возникающие вопросы, как то: внезапное прекращение деятельности регоператора или возникновение дефицита мощностей зарегистрированных полигонов.

Для чего сейчас будут взяты на баланс неучтенные свалки и установлен окончательный срок их ликвидации. При этом решается проблема логистики в отдаленных территориях. Регионам дается дополнительное время — до года, чтобы полностью отладить новую систему обращения с отходами. Также внесенными поправками определен срок окончательной ликвидации мест размещения отходов, которые не вошли в Государственный реестр объектов размещения отходов. Соответствующие решения в первую очередь направлены на то, чтобы защитить общество от рисков — максимально снизить издержки для граждан и установить в регионах приемлемую плату за вывоз мусора.

Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ Ольга Бухарова Вопросы наших партнеров

Сколько платить

Договор с региональным оператором считается публичным, и он не вправе отказать в подписании этого документа, если на оферту откликнулся клиент. В то же время, если вы не подписывали такой договор, по умолчанию он считается заключенным на неопределенный срок, в связи с этим необходимо будет оплачивать услуги по обращению с ТКО по отдельной квитанции или отдельной строке, вне перечня жилищно-коммунальных услуг.

Между тем, в некоторых регионах и до 2019 года плата за мусор начислялась не совместно с платой за содержание жилья, а отдельно. Поэтому для жителей таких субъектов введение новшества не будет столь заметным, как там, где люди оплачивали услуги исходя из количества квадратных метров жилья.

Предельный тариф на взимание платы за вывоз мусора устанавливается департаментом по ценам каждого субъекта в отдельности. К примеру, в Оренбургской области установлены следующие нормативы платы за вывоз мусора: многоквартирные дома – 101,55 рублей в городе и 79,27 рублей в селе с человека;

собственники частных домов – 118,08 рублей в городе и 89,83 рубля в селе с человека. Ранее в данной области действовал закон о вывозе и утилизации мусора, согласно которому граждане оплачивали такие услуги исходя из площади жилья.

Переход на взимание платы «с человека» произошел не везде, ведь в соответствии с положениями закона каждый субъект самостоятельно рассчитывает тарифы. К примеру, в Подмосковье власти с успехом выполнили требования законодателя о заключении соглашений с региональными операторами. Так, в МО действуют 7 операторов, каждому из которых подконтрольна четко ограниченная территория.

В то же время, здесь действуют тарифы оплаты за вывоз ТКО исходя из сложного расчета метража квартиры или дома в сочетании с установленными коэффициентами платы оператору. Например, в Одинцовском районе начисляют 9,02 рубля с квадратного метра. Кстати, в Московской области с января 2019 строго исполняется закон о сортировке мусора – синие (для пластика и т.д.) и серые (для пищевых отходов) контейнеры уже присутствуют на каждой площадке.

Проанализировав тарифные сетки взимания платы за вывоз ТКО в различных областях России, спешим успокоить граждан и заверить в ложности сообщений о нереальном взлете цен (в сотни раз, как пишут в некоторых СМИ). Подробно о схеме расчета и предельных тарифах каждый из вас может узнать на сайтах администрации района или города. Если все же цена в квитанциях на оплату увеличилась в разы, это повод обратиться с жалобой в Жилищную инспекцию и прокуратуру, так считают эксперты.

Проведение мусорной реформы

Согласно сведениям, которые поступили из законодательного комитета, на данный момент на территории Российской Федерации объем твердого мусора превышает 30 миллиардов тонн. При этом из этого огромного количества перерабатывается только десять процентов отходов, а все остальное вывозится на перегоны для постоянного хранения.

Соответственно, площадь специальных мусорных полигонов ежегодно увеличивается.

Если одна причина для реформирования системы заключается в том, что последние изменения в эту часть законодательства вносились в 90 годы.

Правительство считает, что единственным реальным способом бороться с мусорной проблемой, является строительство специальных мусороперерабатывающих предприятий, и закрытие полигонов с возложением на их владельцев обязанности по очищению территории за свой счет.

Пример действия мусорной реформы в Тверской области

Изменения для россиян

Среди изменений, с которыми столкнулись россияне, можно выделить:

  1. Выявления в городах специальных региональных операторов, в обязанности которых входит проведение всех мероприятий, необходимых для переработки отходов. Именно эти организации занимаются сбором, вывозом и последующей переработкой мусора. Выбор регионального оператора проводится на основании конкурса по тендеру на оказание государственной услуги.
  2. Ранее расходы на вывоз мусора относились к категории жилищных, поэтому всеми вопросами занималась управляющая компания. Теперь же они относятся к разряду коммунальных, поэтому их тарификация регулируется на государственном уровне. Начиная с этого момента, в ежемесячных квитанциях под вывоз мусора отводится отдельная графа. Отказ от такого платежа не допускается.
  3. Все учреждения и собственники жилья должны подписать договора на оказание услуг с конкретными операторами, которые занимаются утилизацией отходов в регионе. Данное требование распространяется на всех граждан, которые имеют собственное жилье. Даже если жилой дом человека располагается в отдаленной местности, ему все равно придется оплачивать тариф за вывоз мусора.
  4. Даже если владелец дома отказывается от подписания договора, данное обстоятельство не освобождает его от уплаты сбора за вывоз мусора и дальнейшую утилизацию отходов.
  5. При определении стоимости вывоза мусора учитывается количества граждан, которые проживают в жилом доме или в квартире.
  6. Размер тарифа зависит от различных коэффициентов, применяемых к разным видам жилья. Для льготников предусматривается скидка на уплату вывоза ТКО, чтобы уточнить наличие льготы, следует обратиться за консультацией в местное подразделение соцзащиты.
  7. Садоводческие объединения тоже обязаны оформить согласие с региональным оператором. При определении тарифа учитывается количество участников данной некоммерческой организации.
  8. Правительство РФ дало разъяснения, по которым при проведении данной реформу будут устанавливаться тарифы, устраивающие все стороны договора.

Старт реформы

При наличии некоторых обстоятельств, отдельные регионы РФ вправе отложить процесс перехода на новую мусорную реформу. Переход на применение норм нормативного акта отложен до 2022 года в следующих городах:

  1. Москва.
  2. Санкт-Петербург.
  3. Севастополь.

До этого года местные органы исполнительности власти должны разработать систему, по которой будут перерабатываться отходы.

Еще один льготный случай: если в регионе нет возможности установить единого оператора, который будет заниматься всеми услугами, связанными с утилизацией и последующей переработкой мусора. Отсрочка в этом случае составляет 1 год, с 2020 года в регионе должны применяться требования нового закона.

Особенности реформы на селе и в частном секторе

Реформирование по вопросам вывоза мусора в сельской местности существенно отличается от порядка выполнения норм этого же правового акта в городах. Жители частных домов и сельских местностей обязаны оформлять договора на вывоз и дальнейшую переработку отходов с компаниями, предоставляющими такие услуги. Основное отличие для сельских жителей заключается в величине применяемого тарифа. Для данных категорий плательщиков применяются пониженные цены на оказание услуг.

Проблемы при реализации

Основной проблемой можно считать неготовность большей части регионов к этой реформе, причем как техническом, так и в правовом плане.

  1. Поправки в законодательство были внесены просто «на будущее». Программы сортировки мусора планируются, но в данный момент не проводятся.
    Для решения этой проблемы требуется установить раздельные контейнеры, чтобы у людей появилась возможность самостоятельно участвовать в сортировке отходов.
  2. Не во всех регионах страны к назначенному сроку был установлен тариф на вывоз и последующую переработку мусора, порядок исчисления стоимости данной услуги.
  3. Не во всех регионах есть организации, которые отвечают всем требованиям, оговоренным на законодательном уровне.

Допускается ли отказ от оплаты

По нормам жилищного законодательства, каждый гражданин обязан своевременно и в полном объеме производить оплату за предоставленные ему коммунальные услуги. При этом не имеет никакого значения, подписывал ли человек договор с конкретной компанией-поставщиком на оказание услуг. Если гражданин самовольно отказывается от внесения платежа по конкретной коммунальной услуге, то происходит начисление пени. Если данная мера не подействует, к человеку могут быть применены иные меры наказания.

Заключение договора с собственниками квартир

Рассмотрим нюансы.

Оформление перерасчета

Чтобы снизить стоимость вывоза отходов, может быть проведен перерасчет. Если собственнику удастся подтвердить тот факт, что он временно находился в другом месте, то начисления за этот период производиться не будут.Чтобы оформить перерасчет, человек должен обратиться в свою УК, так как именно она подписала контракт от имени собственника жилья. Если соглашение было оформлено напрямую, то обращаться нужно в офис оператора.

Получение льготы

Отдельные категории граждан вправе воспользоваться льготами при оплате стоимости вывоза мусора. В отношении этой услуги законодательством предусматривается возможность оформления ежемесячной денежной выплаты за оплату коммунальных услуг.

Воспользоваться такой привилегией вправе:

  1. Граждане с инвалидностью.
  2. Лица, принимавшие участие в ликвидации последствий Чернобыльской аварии.
  3. Граждане, имеющие статус ветеранов труда.
  4. Инвалиды, участники ВОВ и родственники погибших.
  5. Граждане, которые принимали участие в военных действиях.
  6. Жители блокадного Ленинграда.
  7. Семьи, в которых воспитывается ребенок с инвалидностью.
  8. Лица, которым был нанесен ущерб в результате политических преследований.
  9. Семьи, имеющие статус многодетных. Скидки и льготы за вывоз ТКО

Регионы РФ вправе самостоятельно увеличивать список льготников, поэтому ознакомиться с их точным перечнем следует в своем отделении соцзащиты.

Внимание! Размер оплаты устанавливается в каждом регионе самостоятельно.