Закон о жертвах политических репрессий

1. Утвердить прилагаемый Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля.

2. Признать утратившими силу:

приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» (зарегистрирован Минюстом России 22.04.2004, регистрационный N 5767);

приказ ФТС России от 5 сентября 2006 г. N 840 «О внесении изменения в приказ ГТК России от 30.03.2004 N 395» (зарегистрирован Минюстом России 15.09.2006, регистрационный N 8314);

приказ ФТС России от 29 ноября 2006 г. N 1243 «О внесении изменений в приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395» (зарегистрирован Минюстом России 10.01.2007, регистрационный N 8725);

приказ ФТС России от 14 июля 2010 г. N 1331 «О внесении изменений в приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395» (зарегистрирован Минюстом России 12.11.2010, регистрационный N 18945).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Р.В. Давыдова.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении восьми месяцев со дня его официального опубликования.

Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля

Сравнительная таблица изменений порядка декларирования товаров в электронной форме, предусмотренных приказом ФТС россии от 17 сентября 2013 г. N 1761

Руководитель

Действительный государственный совветник таможенной службы

А.Ю. Бельянинов

Издавший орган Тип документа Номер документа Дата документа

< Ранее

Back to top

(В ред. Закона Российской Федерации от 1 июля 1993 г. N 5303-I —
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1230)

Обновление советского общества в процессе его демократизации и формирования правового государства в стране требует очищения всех сфер общественной жизни от деформации и искажения общечеловеческих ценностей. Оно создало благоприятные возможности по реабилитации репрессированных в годы советской власти народов, которые подвергались геноциду и клеветническим нападкам.

Политика произвола и беззакония, практиковавшаяся на государственном уровне по отношению к этим народам, являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны. Ее трагические последствия до сих пор сказываются на состоянии межнациональных отношений и создают опасные очаги межнациональных конфликтов.

Опираясь на междунардные акты, Декларацию Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», постановления съездов народных депутатов РСФСР, а также действующее законодательство РСФСР и СССР, закрепляющее равноправие советских народов, и, стремясь к восстановлению исторической справедливости, Верховный Совет РСФСР провозглашает отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов и принимает настоящий Закон об их реабилитации.

Статья 1. Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов.

Статья 2. Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения.

Статья 3. Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществление их права на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.

Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований, согласно их волеизъявлению, в места традиционного проживания на территории РСФСР.

В процессе реабилитации репрессированных народов не должны ущемляться права и законные интересы граждан, проживающих в настоящее время на территориях репрессированных народов.

Статья 3-1. На граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной или иной принадлежности, распространяется действие Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (в ред. Закона Российской Федерации от 1 июля 1993 г. N 5303-I — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1230).

Статья 4. Hе допускается агитация или пропаганда, проводимые с целью воспрепятствования реабилитации репрессированных народов. Лица, совершающие подобные действия, а равно подстрекающие к ним, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке.

Статья 5. Восстановление и изменение национально — государственных образований репрессированных народов осуществляются на основе законодательного регулирования межнациональных отношений.

Статья 6. Территориальная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление на основе их волеизъявления правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения.

Для осуществления территориальной реабилитации в необходимых случаях может устанавливаться переходный период. Решение об установлении переходного периода и восстановлении национально — территориальных границ принимается Верховным Советом РСФСР.

Статья 7. Политическая реабилитация репрессированных народов, ранее имевших свои незаконно упраздненные национально — государственные образования, предусматривает восстановление этих образований в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.

Статья 8. Политическая реабилитация репрессированных народов, не имевших своих национально-государственных образований, означает их право на свободное национальное развитие, возвращение в места прежнего проживания на территории РСФСР, обеспечение им равных с другими народами возможностей в осуществлении своих политических прав и свобод, гарантированных действующим законодательством.

Статья 9. Ущерб, причиненный репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий, подлежит возмещению.

Порядок возмещения ущерба реабилитированным народам и отдельным гражданам устанавливается законодательными актами Союза ССР, РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.

Возмещение ущерба реабилитированным народам и отдельным гражданам осуществляется поэтапно за вычетом в денежном выражении компенсаций и льгот, полученных гражданами на основании Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (в ред. Закона Российской Федерации от 1 июля 1993 г. N 5303-I — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1230).

Статья 10. Социальная реабилитация репрессированных народов означает, что гражданам, подвергшимся репрессиям, время их пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в стаж в тройном размере. В связи с этим предусматривается также увеличение размера пенсий по возрасту за каждый год работы с учетом периодов, предусмотренных Законом РСФСР «О пенсионном обеспечении граждан в РСФСР».

Статья 11. Культурная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление комплекса мероприятий по восстановлению их духовного наследия и удовлетворению культурных потребностей.

Это означает также признание за репрессированными народами права на возвращение прежних исторических названий населенным пунктам и местностям, незаконно отторгнутым у них в годы советской власти.

Статья 12. Все акты союзных, республиканских и местных органов и должностных лиц, принятые в отношении репрессированных народов, за исключением актов, восстанавливающих их права, признаются неконституционными и утрачивают силу.

Статья 13. Особенности применения настоящего Закона по отношению к репрессированным народам, проживающим и проживавшим на территории Российской Федерации, регулируются отдельными законодательными актами РСФСР, принимаемыми по отношению к каждому репрессированному народу.

Москва, Дом Советов РСФСР.
26 апреля 1991 года
N 1107-I

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РСФСР

«О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ»

В целях наиболее полного восстановления прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, согласования с общепризнанными международными нормами, относящимися к защите прав человека, внести в Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 44, ст. 1428; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 28, ст. 1624; 1993, N 1, ст. 21) следующие изменения и дополнения:

1. Статью 1 после слов «должностными лицами» дополнить словами «и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.».

2. Дополнить Закон статьей 2.1 следующего содержания:

«Статья 2.1. Пострадавшими от политических репрессий признаются:

дети, находившиеся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;

дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам;

дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.»

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. В статье 3:

пункт «г» перед словом «помещены» дополнить словом «необоснованно»;

дополнить статью пунктами «д» и «е» следующего содержания:

«д) необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям;

е) признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.».

4. В статье 4:

в пункте «а» исключить слово «военнослужащего»;

пункты «в» и «г» изложить в следующей редакции:

«в) организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований;

г) военные преступления, преступления против мира, против человечности и против правосудия.»;

дополнить статью частью второй следующего содержания:

«Кроме того, не подлежат реабилитации направленные в административном порядке на спецпоселение лица из числа репатриированных советских граждан (военнопленных и гражданских лиц), служивших в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск, полиции, если имеются доказательства их участия в разведывательных, карательных и боевых действиях против Красной Армии, партизан, армий стран антигитлеровской коалиции и мирного населения, за исключением тех, кто впоследствии принимал участие в боевых действиях против немецко-фашистских войск в составе Красной Армии, партизанских отрядов или в движении Сопротивления.».

5. В статье 5:

дополнить статью пунктом «д» следующего содержания:

«д) побег из мест лишения свободы, ссылки и спецпоселения, мест привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы лиц, которые находились в указанных местах в связи с необоснованными политическими репрессиями,»;

дополнить последний абзац после цифры «190.1» словами «, а также по статьям».

6. Часть первую статьи 6 после слов «применении репрессий,» дополнить словами «либо по месту жительства заявителя».

7. В части первой статьи 7 слова «выдают справку о реабилитации» заменить словами «составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки».

8. В статье 8:

часть первую после буквы «г» дополнить буквами «д» и «е»;

часть третью изложить в следующей редакции:

«При отсутствии оснований для реабилитации органы прокуратуры по указанным в пункте «д» статьи 3 настоящего Закона делам составляют заключение об отказе в реабилитации, а по указанным в пунктах «а», «б», «г» и «е» статьи 3 настоящего Закона делам в случае поступления заявлений заинтересованных лиц или общественных организаций направляют эти дела с заключениями в суд в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.»;

дополнить статью частью четвертой следующего содержания:

«В отношении лиц, обвинявшихся в контрреволюционных, особо опасных государственных преступлениях по совокупности с другими видами преступлений, либо когда в действиях лиц усматриваются признаки не контрреволюционных, особо опасных государственных, а других видов преступлений, пересмотр дел и материалов производится в общем порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.».

9. Дополнить Закон статьей 8.1 следующего содержания:

«Статья 8.1. По заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций о признании пострадавшими от политических репрессий детей, супругов, родителей репрессированных лиц, указанных в статье 2.1 настоящего Закона, органы прокуратуры и внутренних дел проверяют материалы уголовных и административных дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче соответственно: органы прокуратуры — в случаях, когда репрессии осуществлялись по решениям судов и внесудебных органов; органы внутренних дел — в случаях, когда репрессии осуществлялись в административном порядке органами исполнительной власти, должностными лицами, общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Решения об отказе в выдаче справок о признании лиц пострадавшими от политических репрессий могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».».

10. В части третьей статьи 9 слова «частью третьей» заменить словами «частями третьей и четвертой».

11. В статье 10:

в части третьей последнее предложение изложить в следующей редакции:

«Определение (постановление) суда может быть опротестовано в вышестоящий суд по заявлению заинтересованных лиц или общественных организаций.»;

дополнить статью частями четвертой и пятой следующего содержания:

«При пересмотре дела и внесении изменений в ранее принятые решения (в том числе о частичной реабилитации) заинтересованным лицам или общественным организациям по их просьбе выдается справка о результатах пересмотра дела.

В отношении других лиц, подвергшихся репрессиям в уголовном, административном порядке и ограничениям в правах и не указанных в статьях 3 и 5 настоящего Закона, действует установленный законодательством Российской Федерации общий порядок обжалования, опротестования и пересмотра решений судов или административных органов.».

12. В статье 11:

дополнить статью частями первой и второй следующего содержания:

«Документы о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданные в государствах — бывших союзных республиках СССР или бывшими государственными органами СССР, имеют силу на территории Российской Федерации. При необходимости органы прокуратуры и внутренних дел Российской Федерации запрашивают у соответствующих органов государств — бывших союзных республик СССР, выдавших эти документы, сведения об основаниях реабилитации и дают заключение по запросам соответствующих ведомств при решении вопросов, указанных в части второй статьи 12 настоящего Закона.

Суды, органы прокуратуры и внутренних дел Российской Федерации, федеральные органы государственной безопасности, государственные архивы и органы, осуществляющие архивное хранение дел, связанных с репрессиями, по просьбам государственных и общественных организаций, а также граждан государств — бывших союзных республик СССР оказывают правовую помощь в вопросах, связанных с реабилитацией, включая пересылку выписок из дел, копий документов и других материалов по установлению фактов применения репрессий, конфискации, изъятия и утраты имущества.»;

части первую, вторую и третью считать соответственно частями третьей, четвертой и пятой;

в части третьей исключить слова «непроцессуального характера»;

часть пятую после слова «обязаны» дополнить словами «, если располагают соответствующими сведениями,».

13. Дополнить статью 12 частью четвертой следующего содержания:

«Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет республиканского бюджета Российской Федерации.».

14. Статью 13 изложить в следующей редакции:

«Признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья, а проживавшие в сельской местности — на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья. Эти права распространяются также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.».

15. В статье 14 исключить слова «Союза ССР и».

16. В статье 15:

часть первую изложить в следующей редакции:

«Лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, органами социальной защиты населения по месту их жительства на основании документов о реабилитации и о времени нахождения в местах лишения свободы и психиатрических лечебных учреждениях единовременно выплачиваются денежные компенсации из расчета три четверти установленного законом минимального размера оплаты труда за каждый месяц лишения свободы или пребывания в психиатрических лечебных учреждениях, но не более 100 установленных законом минимальных размеров оплаты труда.»;

дополнить статью частями пятой и шестой следующего содержания:

«Лицам, которым при пересмотре дел и в связи с признанием необоснованности обвинений по политическим мотивам была изменена мера наказания, производится за время их пребывания в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дел, выплата денежных компенсаций. Денежные компенсации в этих случаях выплачиваются на основании справок о результатах пересмотра дел.

Лицам, проживающим за пределами Российской Федерации, денежные компенсации выплачиваются по месту их жительства в Российской Федерации до применения репрессий, а в случаях, когда место жительства определить невозможно, — по месту применения репрессий.».

17. В статье 16:

часть первую изложить в следующей редакции:

«Реабилитированные лица и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное получение жилья, а проживающие в сельской местности — на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья.»;

часть вторую после абзаца первого изложить в следующей редакции:

«а) первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха;

б) внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 процентов;

в) бесплатное обеспечение автомобилем класса ЗАЗ-968М при наличии медицинских показаний на мотоколяску, при отсутствии противопоказаний к вождению автомобиля;

г) бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания;

д) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;

е) бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, — водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда;

ж) снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления;

з) первоочередную установку телефона;

и) бесплатную установку телефона;

к) первоочередное вступление в садоводческие товарищества и жилищно-строительные кооперативы;

л) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, проживание в них на полном государственном обеспечении с выплатой не менее 25 процентов назначенной пенсии;

м) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), льготное обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями;

н) льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами.»;

дополнить статью частями третьей и четвертой следующего содержания:

«Льготы, предусмотренные частью второй настоящей статьи, за исключением пунктов «в», «е», «и» и «м», распространяются на лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в соответствии со статьей 2.1 настоящего Закона и являющихся пенсионерами или инвалидами.

В случае смерти реабилитированных лиц их погребение осуществляется за счет государства.»;

части третью и четвертую считать соответственно частями пятой и шестой и изложить их в следующей редакции:

«Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеют право на бесплатную консультацию адвокатов по вопросам, связанным с реабилитацией, а также освобождаются от уплаты государственных пошлин и возмещения судебных расходов при обращении в государственные органы и суд по вопросам, возникающим в связи с применением настоящего Закона, за исключением споров между этими лицами и их наследниками.

Реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, имеющим право на предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи льготы, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также городов и районов на основании документов о реабилитации выдается свидетельство единого образца, который утверждается Правительством Российской Федерации.».

18. Дополнить Закон статьей 16.1 следующего содержания:

«Статья 16.1. Реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.

Не подлежит возврату, возмещению или компенсации:

имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежавшее национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем;

имущество, уничтоженное во время гражданской и Великой Отечественной войн, а также в результате стихийных бедствий;

земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы;

имущество, изъятое из гражданского оборота.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

По согласию с реабилитированными лицами вместо возврата в натуре жилого дома им в первоочередном порядке предоставляется благоустроенная жилая площадь, либо оказывается помощь в строительстве жилья, либо возмещается стоимость жилого дома в порядке и размерах, предусмотренных частью шестой настоящей статьи.

Имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение.

При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 40 установленных законом минимальных размеров оплаты труда за имущество без жилых домов или 100 установленных законом минимальных размеров оплаты труда за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.

В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 40 установленных законом минимальных размеров оплаты труда за имущество без жилых домов или 100 установленных законом минимальных размеров оплаты труда за все имущество, включая жилые дома.

В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди. При этом налог с имущества, переходящего в порядке наследования, не взимается.

Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.

Вынесенные до принятия настоящего Закона решения соответствующих органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы — перерасчету.

Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации — в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.

Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР «О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий».

Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.».

19. Дополнить статью 17 частью второй следующего содержания:

«Порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.».

20. В части второй статьи 18 первое предложение изложить в следующей редакции:

«Признанные в установленном порядке виновными в преступлениях против правосудия работники органов ВЧК, ГПУ — ОГПУ, УНКВД — НКВД, МГБ, прокуратуры, судьи, члены комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек», работники других органов, осуществлявших судебные полномочия, лица, участвовавшие в расследовании и рассмотрении дел о политических репрессиях, несут уголовную ответственность на основании действующего уголовного законодательства».

21. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

22. В наименовании и тексте Закона слово «РСФСР» заменить словами «Российская Федерация» в соответствующем падеже.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов России

3 сентября 1993 года

N 5698-1

КС потребовал изменить федеральные и региональные законы так, чтобы существующие ограничения были сняты

Москва. 10 декабря. INTERFAX.RU — Конституционный суд предписал изменить федеральные и региональные законы, которые ограничивают права реабилитированных жертв политических репрессий, родившихся в высылке, на получение жилья на исторической родине.

Это решение КС принял по жалобам трех реабилитированных женщин, родившихся в высылке или спецпоселении, и добивающихся права получить жилье в Москве, где их родители жили до репрессий. Суд постановил, что их дела должны быть пересмотрены. Сложившееся противоречие между федеральным законом и региональными нормами суд признал неконституционным, поскольку в результате нарушается принцип заложенный в Конституции: вред, нанесенный жертвам политических репрессий, должен быть возмещен.

КС напомнил, что закон 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» предусматривал в том числе восстановление репрессированных в гражданских правах, устранение последствий произвола и обеспечение посильной компенсации материального ущерба. В нем были прописаны и меры по восстановлению прав детей, родившихся у репрессированных в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении.

В 2004 году регионы получили широкие полномочия в решении данных вопросов, однако при этом не были определены конкретные гарантии и механизмы, которые позволили бы реализовать право детей репрессированных вернуться туда, где ранее жили их семьи. Следовательно не была обеспечена преемственность ранее действовавшего и нового правового регулирования, говорится в решении КС. Это вызвало неопределенность в реализации соответствующего права репрессированных.

«Применение положений, устанавливающих порядок и условия предоставления жилья отдельным категориям граждан, в частности, в Москве, к лицам, за которыми признано право возвращаться к месту проживания их родителей до репрессий (т.е. не относящимся ни к одной из категорий граждан, для которых этот порядок и был предусмотрен), влечет фактическую невозможность возмещения им вреда в гарантированном государством объеме, в том числе, в части осуществления их жилищных прав. Таким образом, указанные нормы не соответствуют Конституции РФ», — сообщила пресс-служба суда.

КС предписал федеральным и региональным законодательным органам, в том числе законодателю Москвы, немедленно внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из постановления.

Пока эти законы не приняты, КС потребовал поставить детей репрессированных, в том числе заявительниц, на учет для обеспечения жильем без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан.

Комментируя решение суда, судья-докладчик Лариса Красавчикова объяснила, что законы Москвы фактически приравнивают в праве на жилье родившихся в высылке к жителям столицы, не учитывая, что это особая категория.

«Москва, как и многие другие субъекты РФ, исходила из того, что нужно быть таким же, как и все прочие жители Москвы, отвечать тем же требованиям, которые предусмотрены для других жителей Москвы: прожить в городе не менее 10 лет, быть малоимущим, нуждающимся, и тогда тебя поставят на учет в качестве нуждающихся в жилье. Как это было соблюсти нашим заявителям?» — добавила судья.

Жалобу в КС подали Алиса Мейсснер из Кировской области, Елизавета Михайлова из Владимирской области и Евгения Шашева из Коми. Они родились в высылке или спецпоселении, куда были отправлены их родители в 1930-40 годы. Все три заявительницы были реабилитированы и хотят вернуться в Москву. Положенная им по закону компенсация — не более 10 000 рублей — не позволяет им купить жилье в столице за свой счет. Также они отмечали ограничения в сроках подачи заявлений о компенсации.

По их мнению, оспариваемые ими положения закона «О реабилитации жертв политических репрессий» и статьи 8 закона Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» не соответствуют Конституции, так как исключают их обеспечение жильем в столице. Они также указали на дополнительные ограничения на уровне регионов.

КС рассмотрел их дело 22 октября.