В России принята мировая система стандартов автоматической идентификации продукции EAN-13. Присвоить своему товару..
штрих-код можно и самостоятельно – например, с помощью генератора кодов, – но в этом случае зарегистрировать его точно не получится.
Зачем нужно регистрировать штрих-код
Чем грозит реализация товара с незарегистрированным штрих-кодом? Самое малое – выплатой неустойки торговой сети за продажу контрафакта. Ведь в этом случае невозможно проверить сведения о производителе, нельзя гарантировать подлинность товара и отследить его движение.
Еще одна причина для регистрации штрих-кода – повышение доверия покупателя к продукту. Ведь по коду пользователь в любое время может найти в Интернете информацию о товаре.
И последнее – ваша собственность (в данном случае – штрих-код) в какой-то мере защищен от посягательств недобросовестных участников рынка. Вряд ли кто рискнет использовать уже зарегистрированный в базе товарный знак.
КАКИМИ ПРАВАМИ ОБЛАДАЕТ УЧАСТНИК ОРГАНИЗАЦИИ И НА ЧТО МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ?
– Маркировка продукции уникальной цифровой отметкой.
– Заказ проверки качественных характеристик штрих-кода, напечатанного на этикетке товара.
– Регистрация штрих-кода позволяет обмениваться с партнерами основными данными о продукции.
– Можно применять электронный каталог Депозитарий, куда внесены все товарные позиции от украинских производителей.
– Составление запроса на получение технических документов по стандартам GS1.
– Участие в мероприятиях образовательного и внедренческого формата относительно автоматического определения штрих-кода и обмена данными в электронном виде.
– Можно консультироваться у специалистов, как правильно использовать цифровое кодирование.
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ШТРИХ-КОДА
Регистрация в Ассоциации GS1 осуществляется при передаче ответственному сотруднику следующих документов:
– Ксерокопия справки, где подтверждается факт постановки производителя на учет.
– Ксерокопия справки, взятая у служащих органов статистики.
– Официальная бумага, в которой указано полное наименование ЧП или юрлица, по какому адресу находится предприятие.
После изучения документов через некоторое время бизнесмену должны выдать такие бумаги:
– Договор о вступлении в Ассоциацию;
– Приложение к договору, где зафиксированы точные суммы членских взносов;
– Карточка с регистрацией участника Ассоциации;
– Запрос на присвоение товару штрих-кода. Если позиций несколько, на каждый вид продукции оформляют отдельную заявку.
Сведения, которые указывают в запросе регистрации штрих кода:
- Какое название носит товар. Признаки отличия позиции от любой другой могут быть разные: тип, число единиц в одной упаковке, вес, физические параметры. То есть, если предприятие выпускает минеральную воду в разных объемах, каждый артикул проходит регистрацию нового штрих кода. Причем украинское законодательство не требует от производителя наличие торговой марки. Однако юристы все же рекомендуют – чтобы в будущем деятельностью предприятия не заинтересовалась налоговая служба, заявку на регистрацию марки также стоит подать.
- Документ с фиксированными нормативно-техническими свойствами товара.
- В какую упаковку оформлена продукция.
- Информация о заявителе.
ВО СКОЛЬКО ОБХОДИТСЯ ПОЛУЧЕНИЕ ШТРИХ-КОДА
Регистрация штрих кода на продукцию для разных субъектов предпринимательской деятельности сильно отличается. Итоговая стоимость определяется денежным оборотом за год. Для ЧП оплата неизменная.
Составляющие стоимости регистрации штрих кода в денежном формате:
– взнос от члена Международной ассоциации GS1, уплачивается единственный раз, при подписании договора;
– оплата за членство в течение 1 года;
– периодические отчисления – взимаются при оформлении штрих-кода;
– годовые периодические отчисления – уплачиваются, если участник решил заказать повторную регистрацию ранее присвоенного товару штрих-кода.
КАТЕГОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМИ МЕНЯЕТСЯ РАЗМЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО СБОРА ОТНОСИТЕЛЬНО ШТРИХ-КОДА
– Крупные компании с более чем 50-тью наемными работниками и объемом дохода за последний отчетный год от 500 тысяч евро. Ориентиром курса является среднегодовой курс Нацбанка на момент внесения средств.Вступительный взнос для крупных предприятий оценивается в 300 долларов. 200 долларов необходимо заплатить 1 раз в год. 20 долларов вносят по периодическим отчислениям за регистрацию штрих-кода.
– Малые юридические лица с числом наемных сотрудников до 50 человек включительно. При этом годовой доход не должен превышать сумму 500 тысяч евро. Вступительный взнос для малых предприятий обходится в 150 долларов. Чуть меньше – 100 долларов – придется оплатить за год пользования штрих-кодом товара. 10 долларов взимают за регистрацию номера.
– Бизнесмены, оформленные физическими лицами. За вступление в Ассоциацию платят 50 долларов. За год взнос составляет также 50 долларов. Периодические отчисления достигают 7 долларов.
Нередко, чтобы ускорить процедуру регистрации штрих кода, предприниматели нанимают сотрудников специальных агентств. За умеренную плату (500 гривен за оформление 10 уникальных номеров) они собирают необходимые документы и оформляют штрих код с нуля.
ПОШАГОВАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ШТРИХ-КОДА В УКРАИНЕ
Регистрация штрих кода в Украине проходит в несколько этапов.
- Руководитель предприятия или физлицо, оформившее бизнес, отправляется в филиал Ассоциации. Там он заполняет анкетные данные. Если от лица бизнесмена выступает доверенное лицо, необходимо предоставить доверенность, заверенную нотариусом.
- Если вы не уверены, какие документы нужно принести с собой, или принесли не весь список, уполномоченный работник уведомит об ошибках заполнения и укажет полный перечень официальных бумаг.
- Задача сотрудника – на основании предоставленной информации составить соглашение.
- При вручении договора предпринимателю, ему стоит обратить внимание на наличие нумерации и даты подписания. Ориентируясь на эти данные, уплачивается членский взнос за регистрацию штрих кода на товар. Средства перечисляются на счет GS1, действующий во всех регионах Украины.
Договор составляется компетентным сотрудником Ассоциации в течение 3 дней. Через 7 дней заявитель получит штрих-код, присвоенный определенному товару. Этот период может затянуться, если изначально предоставлены неполные сведения.
ДОКУМЕНТЫ ВЫДАВАЕМЫЕ ЗАЯВИТЕЛЮ ВМЕСТЕ СО ШТРИХ-КОДОМ
Присвоение штрих-кода по закону в Украине предполагает передачу заявителю следующих документов:
- Соглашение и дополнения к нему о членстве с Международной организации GS1. В конце бумаг должны стоять подписи Президента Ассоциации;
- Свидетельство, подтверждающее регистрацию префикса GS1;
- Выписка о присвоении Глобального штрих-кода на конкретный товар;
- Справка о присвоении товару специальной структуры.
ЧТО ВАЖНО ЕЩЁ
Казалось, все вопросы со штрих кодом решены. Однако предпринимателю еще предстоит проследить за правильностью и качеством маркирования товара. Ориентироваться следует на специально предназначенные для этого приборы – верификаторы. При этом важны контрольные единицы продукции, этикетки, упаковочный материал. Обращаться лучше к квалифицированным специалистам и программистам, которые гарантируют качественную печать штрих-кода. В договоре, составленном с исполнителем печати, необходимо подробно описать:
- Геометрические и оптические параметры штрих-кода;
- Где его следует разместить;
- Санкции при несоблюдении указанных характеристик.
Должность: Юрист в сфере интеллектуальной собственности
Опыт работы: 8 лет. Кандидат юридических наук.
Специализация: Занимается защитой и регистрацией объектов интеллектуальной собственности, написанием претензий и исковых заявлений. Регистрирует объекты в таможенном реестре.
Как зарегистрировать штрих-код
Заметим сразу – сделать это могут не только юридические лица, как утверждает большинство статей в Интернете. ИП, ПБОЮЛ, фермерские хозяйства – всем удастся пройти процедуру и получить необходимую для дальнейшей работы идентификацию продукции.
Чтобы получить штрих-код на продукцию, нужно просто обратиться в компанию EANCODE. Здесь работают с международной системой кодирования EAN-8, EAN-13 или EAN-13+5. Эти коды можно использовать как при торговле внутри страны, так и при экспорте товара в другие страны. В США своя система – UPC.
Все коды регистрируются в единой базе и являются уникальными не только в РФ, но и по всему миру – совпадение с другими идентификаторами полностью исключено. Владелец кодов получает сертификат о получении кодов законным порядком.
Штрих-коды EANCODE читаются любым оборудованием и подойдут для любых торговых сетей – Ашан, Metro, Лента и проч. При обращении в компанию клиент получает не только идентификаторы EAN-13 без ограничения срока действия, но и графические изображения для типографии, а также абсолютно бесплатный QR-код к каждому шифру.
Этапы регистрации штрих-кода в компании EANCODE:
- На сайте компании открыть вкладку «Получить штрих-код»
- Скачать и заполнить заявление на регистрацию
- Скачать и заполнить Перечень продукции, подлежащей кодированию
- Заполненные документы отправить в компанию по электронной почте
- В течение 2 часов от EANCODE придет счет на оплату вступительного взноса – 15 000 руб. – и договор
- На следующий день после оплаты счета заявитель получит присвоенные его товару штрих-коды
Для потенциальных клиентов у компании EANCODE есть дополнительный бонус – постоплата и отсрочка платежа до 2 недель по гарантийному письму. Его нужно отправить вместе с Заявлением и Перечнем продукции.
После получения кодов вы можете оформить их в своем уникальном дизайне. Только перед тем, как отправлять шедевр конечному потребителю, проверьте – распознают ли код считывающие устройства.
Глобальный номер товара (англ. Global Trade Item Number; GTIN) предназначен для уникальной идентификации продукта в торговле. GTIN наносится на упаковку товара в виде штрихового кода. Основное правило международной системы автоматической идентификации – товарам с различными потребительскими свойствами (сорт, вес, вид, номер расцветки, номер модели, размер, цена и т. д.) должны присваиваться различные штриховые коды (товарные номера), чтобы у каждого товара был только свой уникальный GTIN (штриховой код).
Процесс получения штриховых кодов достаточно прост. Ассоциация ГС1 Бел. обеспечит вас необходимой информацией о том, как заполнить и передать на исполнение ЗАЯВКИ на присвоение идентификационных номеров.
Пошаговая инструкция по получению номера GTIN:
1. Для того, чтобы получить штриховой код (GTIN) Вам необходимо подготовить перечень Вашей продукции, подлежащей первоочередному маркированию штриховыми кодами согласно форме ЗАЯВКИ на присвоение товарных номеров для новой продукции и изготовление при необходимости макетов штриховых кодов. При этом все виды продукции, которые для торговли отличаются от других своими потребительскими свойствами и ценой, должны занимать в перечне отдельную позицию и, следовательно, иметь отдельный номер.
В Заявке обязательно должны присутствовать наименование предприятия, подпись должностного лица.
Вам следует иметь в виду, что Вы имеете возможность в любое время в течение действия договора по дополнительным заявкам, направленным нам по почте, по факсу или по E-mail: gtin@ids.by – получать товарные номера без дополнительной оплаты.
Консультации по заполнению заявок на GTIN-13 по тел: (017) 357-05-29, (017) 305-87-69
Срок исполнения заявки на присвоение идентификационных номеров GTIN-13 (в формате Excel)- до 2-ух рабочих дней.
1.1 Для получения коротких штриховых кодов GTIN-8 заявки направлять на E-mail: gtin8@gs1by.by
Консультации по GTIN-8 по тел. (017) 224-06-60, (017) 249-09-75
2. После внесения информации о вашей продукции в Депозитарий штриховых кодов Вам отправят на электронный адрес справку с присвоенными штриховыми кодами (GTIN) на Ваш электронный адрес.
Применение штриховых кодов различных стандартов (GS1–8, GS1–13, GS1–12 и ITF-14)
Для идентификации товаров, предназначенных для продажи в розничной торговле, используются GTIN стандарта GS1–8, GS1–13 или GS1–12.
Товары, которые продаются в розницу, могут быть фиксированного количества, переменного количества, а также могут подходить под категорию «специфичные товары” (книги и периодические издания).
Основное правило международной системы автоматической идентификации – товарам с различными потребительскими свойствами (сорт, вес, вид, номер расцветки, номер модели, размер, цена и т. д.) должны присваиваться различные товарные номера