Повторность КоАП

Новая редакция Ст. 4.4 КоАП РФ

1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

2. При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

3. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.

4. При назначении административного наказания в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Комментарий к Статье 4.4 КоАП РФ

1. По правилам статьи 4.4 КоАП при совершении нескольких самостоятельных административных правонарушений административное наказание назначается за каждое в отдельности, если же совершено несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

При назначении административного наказания за каждое совершенное лицом правонарушение необходимо руководствоваться сроками давности привлечения к административной ответственности, где при истечении указанных сроков исключается возможность назначения административного наказания (см. комментарий к статье 4.5 КоАП).

Необходимо обратить внимание на четкое разграничение определений продолжаемого, длящегося и повторно совершенного административного правонарушения (см. комментарии к статьям 4.3, 4.5 КоАП).

2. Назначение административных наказаний осуществляется с учетом сопоставимости санкции и предусмотренных возможностей назначения наказаний одного вида, предупреждений или денежных взысканий в виде административного штрафа.

3. При этом учитываются положения о применении основных и дополнительных видов административных наказаний (см. комментарий к ст. 3.3 КоАП).

Сроки, в пределах которых водителя могут привлечь за повторное нарушение ПДД

Теперь давайте рассмотрим еще один момент, который путает многих водителей. Речь идет о том, когда начинает действовать годовалый срок в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ. И несмотря на то что в этой статье предельно ясно обозначено начало отсчета срока, в течение которого лицо можно привлечь за повторное нарушение, у многих водителей возникают вопросы.

Итак, согласно этой статье началом срока действия административного наказания считается момент вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания. Напомним, что если вы получили постановление на руки от сотрудника ДПС, то оно вступит в силу через 10 дней (на 9-е сутки), которые вам даются для обжалования. Если же постановление о назначении административного наказания вы получили почтой, то оно вступает в силу спустя 10 дней с момента получения заказного письма.

Многие водители этого не знают, считая, что постановление вступит в силу, а вместе с тем начнет течь срок привлечения к административной ответственности в соответствии со статей 4.6 КоАП с моменты оплаты штрафа. В итоге многие водители стараются оплатить штраф как можно быстрее. Но, как видите, в соответствии с действующим законодательством отсчет года, в течение которого вас могут привлечь за повторное нарушение, начнется с момента вступления постановления об административном рутинном наказании в законную силу.

Отдельно мы хотели бы обратить внимание тех водителей, которые любят затягивать с оплатой штрафов за нарушение ПДД. Знаете ли вы, что пока вы не оплатите штраф, течь срок привлечения к административной отчетности не начнет, несмотря на формальное вступление в законную силу постановления об административном наказании?

Например, если вас привлекли к ответственности за проезд на красный сигнал светофора в соответствии с частью 1 статьи 12.12.3 КоАП РФ и оштрафовали на 1000 рублей, но вы оплатили штраф только спустя 6 месяцев, то согласно действующему законодательству отсчет срока, предусмотренного статьей 4.6 КоАП РФ, пойдет с того момента, когда вы оплатили штраф. Так что с момента оплаты отсчитывайте год, по истечении которого вас не привлекут за однородное нарушение ПДД (статья 4.3 КоАП).

Многие водители, кстати, умышленно не оплачивают штраф за нарушения ПДД, за которые в течение года могут повторно привлечь к более серьезной ответственности. Дело в том, что многие считают, что раз срок привлечения к административной ответственности начинает течь не только с момента вступления постановления в законную силу, но также с момента оплаты штрафа, то в случае неуплаты штрафа этот срок не начинает отсчитываться, что, соответственно, якобы защищает водителя от привлечения к административной ответственности повторно.

Но это мнение ошибочно. Если вы, будучи привлеченным к административной ответственности, не оплатите штраф, то до момента уплаты штрафа за однородное нарушение ПДД вы будете привлечены к административной ответственности повторно со всеми отсюда вытекающими последствиями.

Смотрите также: Зимние штрафы ПДД: знаете ли вы, за что их можно получить?

Течение срока привлечения к административной ответственности касается и тех, кто был лишен прав. Многие водители полагают, что срок в соответствии со статьей 4.6 начинает действовать с момента сдачи прав в ГИБДД. Но это не так. Срок привлечения к административной ответственности начинает течь с момента возврата водительского удостоверения.

Для справки:

За какие повторные нарушения ПДД предусмотрен крупный штраф или лишение прав?

Часть 1.1 статьи 12.1 КоАП РФ

Повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке:

Штраф 5000 рублей или лишение прав сроком от 1 до 3 месяцев

Часть 7 статьи 12.9 КоАП РФ

Повторное нарушение части 4 и части 5 статьи 12.9 КоАП РФ (превышение установленной скорости 60-80 км/ч и более 80 км/ч соответственно)

Лишение прав сроком на 1 год (или 5000 рублей штраф, если нарушение зафиксировано комплексом фотовидеофиксации)

Часть 3 статьи 12.10 КоАП РФ

Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде

Лишение прав на 1 год

Другой комментарий к Ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В данной статье закреплен один из основополагающих принципов назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений (совокупность правонарушений).

2. В КоАП РФ понятие «совокупность административных правонарушений» не раскрывается. И только по аналогии с уголовным законом можно сделать вывод о том, что совокупностью административных правонарушений признается совершение лицом двух или более административных правонарушений, по каждому из которых не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, и ни за одно из них не налагалось административное наказание. Административные правонарушения могут быть совершены как одновременно в результате одного действия (бездействия), так и в разное время. Каждое из правонарушений при их совокупности должно квалифицироваться по отдельной статье нормативного акта, предусматривающего административную ответственность. В отличие от уголовного законодательства не предусматривается возможность сложения взысканий, назначенных за несколько правонарушений: при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Единственное исключение предусмотрено ч.2 рассматриваемой статьи, когда дела о совершенных правонарушениях рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом). В этом случае административное наказание назначается в пределах только одной санкции. В отличие от КоАП РФ РСФСР в новом Кодексе критерий «одновременного» рассмотрения дел одним и тем же органом (должностным лицом) не указывается в качестве обязательного условия назначения административного наказания. Однако правовая природа назначения административного наказания по совокупности правонарушений предполагает одновременное рассмотрение дел.

3. Следует заметить, что данное правило распространяется на назначение как основных, так и дополнительных наказаний. Если нормами Особенной части за любое из совершенных правонарушений предусмотрено дополнительное наказание, в этом случае к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных наказаний.

4. При назначении административного наказания по совокупности правонарушений следует отличать их от правонарушений, совершенных повторно (неоднократно). Такие административные правонарушения являются сложными по юридической конструкции состава, но всегда единичными в отличие от совокупности, когда лицо совершает несколько административных правонарушений.

Повторность в качестве квалифицирующего признака закрепляется в диспозиции конкретных юридических составов Особенной части КоАП РФ. Однако законодатель не формулирует понятие повторности, что является существенным пробелом.

Анализ административных правонарушений приводит к следующим выводам.

Повторность (неоднократность) характеризуется совершением двух и более однородных административных правонарушений, за которые лицо ранее привлекалось к административной ответственности, но при этом срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек. Как видно, для повторных (неоднократных) административных правонарушений характерна их однородность.

Однородность означает, что вновь совершенное правонарушение и прежнее правонарушение предусмотрены одной и той же статьей или частью статьи, а следовательно, им присущи одинаковые или сходные непосредственные объекты административного правонарушения, мотивы и условия их совершения. Если за ранее совершенное административное правонарушение лицо было освобождено от административной ответственности, вновь совершенное однородное правонарушение нельзя признавать повторным.

Повторность как квалифицирующий признак состава правонарушения

Исходя из принципа недопустимости привлечения к ответственности дважды за одно правонарушения, положения п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ не могут быть применены, если повторное совершение административного деликта уже учтено в качестве признака квалифицированного состава правонарушения (ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ).

Анализ составов административных правонарушений показал, что повторность может быть:

  • квалифицирующим признаком (например, повторное нарушение правил охоты и рыболовства, требований транспортной безопасности);
  • особо квалифицирующим признаком (например, повторное нарушение требований в строительстве, требований в сфере использования контрольно-кассовой техники).

Указывая на повышенную вредность повторного деяния, данный признак влечет назначение более сурового административного наказания или повышение нижнего и (или) верхнего пределов наказания.

Замечание 2

Особенностью юридической техники является указание в некоторых статьях Особенной части КоАП РФ на срок, в течение которого административный деликт признается повторным (например, ч. 2 ст. 8.45). При этом данное указание логически избыточно, поскольку срок административной наказанности совпадает с данным сроком (1 год).

Повторность как обстоятельство, учитываемое при назначении наказания

Специфическим значением повторности в административно-деликтном процессе является то, что совершение повторного правонарушения позволяет применить те административные наказания, которые невозможно назначить при первичном привлечении к ответственности.

Так, согласно ст. 3.8 КоАП РФ не могут быть лишены специального права (права управлять транспортным средством) правонарушители, пользующиеся им по причине инвалидности. Если же данные лица повторно совершат указанные в ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ деликты в сфере дорожного движения, к ним может быть применено наказание в виде лишения права управлять транспортным средством на срок, предусмотренный соответствующей статьей КоАП РФ.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Номер автомобиля Свидетельство о регистрации ТС Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений. Водительское удостоверение Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД. Электронная почта Для бесплатных уведомлений о новых штрафах. Проверить штрафы Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты.

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Чтобы применить наказание по данной части рассматриваемой статьи, должен быть установлен факт повторного нарушения, то есть необходимо доказать, что водитель в течение текущего года уже нарушал часть 3 – превысил скорость на 40-60 км в час. Если он отделался штрафом, то факт нарушения ПДД будет отражен в электронной базе данных ГИБДД. Если же был лишен прав и срок наказания еще не истек, то новое штрафное взыскание в связи с повторным нарушением будет исчисляться со дня окончания предыдущего.

Так называемое «обнуление» счетчика происходит ежегодно. То есть если в течение 12 месяцев с момента нарушения части третьей вы не нарушили ее снова, то отсчет периода повторного нарушения прекращается.

За повторное нарушение водитель должен будет заплатить новый штраф (2000-2500 руб.) или лишение прав на 4-6 месяцев. Нарушителю предстоит сдать свое водительское удостоверение в соответствующие административные органы по месту регистрации автомобиля. Сделать это нужно не позднее, чем за три рабочих дня с даты вступления постановления в силу по решению суда. Если на момент вынесения приговора ВУ не может быть предоставлено по причине утери, то нужно написать соответствующее заявление (также в трехдневный срок) – иначе вы будете признаны лицом, уклоняющимся от исполнения наказания за совершенное правонарушение. Срок наказания отсчитываться не будет – поэтому не надейтесь на сокращение периода лишения прав за счет непредоставления прав.

По статистике, именно превышение водителями скорости и несоблюдение требуемых ограничений быстроты движения являются наиболее частыми причинами ДТП. Правилами дорожного движения предписывается управлять автомобилями и другими ТС со скоростью, не превышающей действующих на той или иной территории лимитов. Эти ограничения можно разделить на три группы:

  • общие (их действие распространяется на всю систему улиц и дорог),
  • специальные (вводятся для тех или иных видов ТС или перевозок определенного типа: грузы, пассажиры, опасные вещества и др.),
  • локальные (ставятся на отдельном участке улицы, проселочной дороги или трассы исходя из условий движения и других внешних факторов, способных влиять на ситуацию на дороге).

Устанавливая правила применения контрольно-кассовой техники (ККТ), действующее законодательство также содержит санкции за их нарушение.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о ККТ осуществляется налоговыми органами. Они же вправе применять наказание за его несоблюдение (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ, п. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон о ККТ). Нарушения по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ (повторное неприменение онлайн-кассы) рассматриваются судьями.

Привлечь нарушителя к ответственности могут в течение одного года с момента совершения правонарушения. Если оно является длящимся, то в течение года с момента обнаружения такого правонарушения (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Рассмотрим, что может стать основанием для привлечения к ответственности и каков размер наказания.

Неприменение онлайн-кассы

Ответственность за неприменение онлайн-кассы закреплена в ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Такое нарушение влечет:

  • для должностных лиц и ИП (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) – штраф от ¼ до ½ размера суммы расчета, осуществленного без онлайн-кассы, но не менее 10 000 рублей;
  • для юридических лиц – от ¾ до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения онлайн-кассы, но не менее 30 000 рублей.

За повторное совершение того же правонарушения предусмотрена более серьезная ответственность (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц и ИП (ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ) – дисквалификация на срок от одного года до двух лет;
  • для юридических лиц и предпринимателей – приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Однако такая ответственность наступает в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения онлайн-кассы, составила (в т.ч. в совокупности), один миллион рублей и более.

Напомним, что под повторным совершением однородного административного правонарушения понимается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения. В свою очередь лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (пп. 2 ч. 1 ст. 4.3, ст. 4.6 КоАП РФ).

Применение онлайн-кассы, не соответствующей требованиям, или с нарушением порядка регистрации и условий применения

Требования к контрольно-кассовой технике, порядок ее регистрации (перерегистрации) и применения закреплены, соответственно, в ст. 4, 4.2, 4.3 Закона о ККТ.

Нарушение правил, установленных указанными статьями, влечет привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.

За подобное нарушение предусмотрены следующие виды административного наказания:

  • для должностных лиц и ИП – предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 500 до 3 000 рублей;
  • для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа от 5 000 до 10 000 рублей.

При этом указанная ответственность за использование онлайн-ККТ с нарушением установленного порядка и условий ее применения (ст. 4.3 Закона о ККТ) будет наступать только по тем правонарушениям, которые были совершены с 01.02.2017 (п. 15 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Нарушение порядка представления информации и документов в налоговые органы

Организации и предприниматели обязаны предоставлять информацию о применении онлайн-ККТ в налоговые органы в случаях, в порядке и сроки, которые установлены уполномоченным органом (абз. 8 п. 2, п. 4 ст. 5 Закона о ККТ).

Несоблюдение этого требования может стать причиной наказания на основании ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ. Эта статья предусматривает наказание как за непредставление документов и информации, так и за нарушение сроков их предоставления.

Норма предусматривает следующие санкции:

  • для должностных лиц и ИП – предупреждение или наложение штрафа от 1 500 до 3 000 рублей;
  • для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа от 5 000 до 10 000 рублей.

Ненаправление кассового чека или БСО покупателю

По общему правилу (п. 2 ст. 1.2 Закона о ККТ) при осуществлении расчета пользователь ККТ обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности. По желанию последнего эти документы должны быть направлены на его абонентский номер или адрес электронной почты (при наличии технической возможности).

Невыполнение такой обязанности влечет административную ответственность на основании ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ в размере:

  • для должностных лиц – предупреждение или наложение штрафа 2 000 рублей;
  • для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа 10 000 рублей.

Однако если налоговики выявят нарушение во время автоматизированной проверки сообщений от организаций и граждан, а нарушитель признает допущенное им нарушение и добровольно его исправит, налагаемый на него штраф по части 2, 4 или 6 ст. 14.5 КоАП РФ будет в три раза меньше минимального размера штрафа, указанного в этих частях (ч. 3.4 ст. 4.1, ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Освобождение от административной ответственности

Пользователь онлайн-кассы может избежать административной ответственности за нарушения, предусмотренные ч. 2, 4, 6 ст. 14.5 КоАП РФ. Для этого необходимо (Примечание к ст. 14.5 КоАП РФ):

  • исполнить соответствующую обязанность до вынесения постановления по делу об административном нарушении;
  • и добровольно заявить о нарушении в налоговую инспекцию в письменной форме. Через кабинет ККТ заявление следует предоставить не позднее трех рабочих дней, следующих за днем исполнения обязанности (пп. 11 п. 9 Приложения к Приказу ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/483@);
  • либо направить в налоговый орган кассовый чек коррекции (БСО коррекции).

При этом необходимо соблюсти следующие условия:

  • на момент обращения пользователя онлайн-кассы с заявлением (либо на момент направления чека (БСО) коррекции) налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • представленные сведения и документы (либо чек (БСО) коррекции) являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Также напомним, что штраф по ст. 14.5 КоАП РФ для малых и средних предпринимателей может быть заменен предупреждением (при соблюдении необходимых условий). Подробнее см. .