Срок рассмотрения ДТП

Крайний срок для обращения в страховую компанию после ДТП законом не определен. Действующий закон об ОСАГО ограничивает срок обращения в страховую компанию только в случае оформления аварии без вызова полиции. Чтобы получить страховую выплату не по европротоколу, потерпевший должен сообщить страховщикам о наступлении страхового случая по телефону как можно быстрее: если затянуть, у страховой компании появятся дополнительные предлоги, чтобы не покрывать ремонт за свой счет.

Вопрос-ответ Как водителям оформлять ДТП по европротоколу, если не нашли виновного?

13 августа стало известно, что страховщики предлагают властям ограничить срок обращения после ДТП пятью днями, объясняя это борьбой с недобросовестными автоюристами.

«Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом получения страховой выплаты, то он обязан при первой возможности сообщить по телефону, который указан в полисе ОСАГО, страховой компании о наступлении страхового случая. Страховщики скажут, в какие сроки какие документы нужно принести», — говорит заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов.

Несвоевременная подача документов и предоставление транспортного средства на экспертизу в теории может обернуться отказом в выплате компенсации. Согласно статье 15.2 Федерального закона «Об ОСАГО», на ремонт автомобиля страховщику отводится тридцать рабочих дней с момента передачи транспортного средства сотрудникам СТОА или менеджерам страховой компании.

А если оформлен европротокол?

Если оформление ДТП происходило с помощью европротокола, то у водителя есть пять дней, чтобы обратиться к страховому агенту.

Вопрос-ответ Сколько дней можно ездить с просроченным полисом ОСАГО?

«По закону срок обращения в страховую компанию после ДТП составляет пять рабочих дней. Согласно ст. 14 закона «Об ОСАГО», если виновник ДТП не уведомил страховую компанию об оформлении по европротоколу в срок до пяти дней, то страховщик вправе потребовать компенсации суммы, выплаченной пострадавшему», — говорит эксперт страхового рынка Алексей Кондрашенко.

Сроки обращения в страховую компанию по КАСКО такие же, как и прописанные в ст. 11 закона «Об ОСАГО»: пять дней. Но, так как данный вид страхования является добровольным, страховые компании могут устанавливать другие сроки, к примеру, 10-15 дней. Эту информацию владельцам транспортных средств нужно уточнять заранее перед заключением соглашения.

Какие документы нужно собрать?

При обращении за возмещением необходимо подготовить следующие документы:

— копия паспорта;

— извещение и справка о ДТП (выдается ГИБДД при оформлении происшествия);

— полис ОСАГО;

— банковские реквизиты (это может быть номер карты или счет, если возмещение будет проходить безналичным платежом).

Срок рассмотрения заявления составляет 20 дней. За это время будет установлен и оценен ущерб, после чего водитель, в соответствии с условиями договора, сможет получить возмещение любым удобным для себя способом.

145

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015

УДК 342.92 СИ. Иванова

S. Ivanova

ОСОБЕННОСТИ И СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕУСТАНОВЛЕННЫМИ ЛИЦАМИ

В статье исследуются проблемы, возникающие при производстве об административных правонарушениях в случаях, когда лица, их совершившие, не установлены. На основе действующего законодательства определяются сроки рассмотрения заявлений и сообщений по таким фактам и порядок их установления, а такж е момент возбуж дения дела об административном правонарушении. Даются предложения по совершенствованию административного законодательства и рекомендации правоприменителю по рассмотрению таких заявлений (сообщений).

Ключевые аюва: производство по делу об административном правонарушении, сроки рассмотрения заявлений, момент возбуждения дела.

FEATURES AND TERMS OF CONSIDERING APPLICATIONS FOR ADMINISTRATIVE OFFENSES COMMITTED BY UNIDENTIFIED PERSONS

Keywords: proceedings of an administrative offense, terms of considering applications, time for initiation a case.

Реформирование административного и административно-процессуального законодательства осуществляется уже нс первое десятилетие, однако до сих пор порядок осуществления административного производства до конца нс сформирован. Как еще в 2005 г. справедливо было отмечено

В.Е. Севрюгиным, именно в этой сфере имеет место наибольшее количество нарушений прав и законных интересов граждан |7, с. 251.

Действительно с момента провозглашения Конституцией РФ административного судопроизводства прошло уже более двух десятков лет, однако в результате судебной реформы административные суды так и нс созданы. Хотя попытки делались неоднократно, так еще внесенный в 20(Ю г. Верховным Судом РФ проект федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации», одобренный Государственной Думой в первом чтении, отклонен Постановлением ГД ФС РФ от 11 июня 2013 г. № 2358-6 ГД |4|. Нс вдаваясь в дискуссию о необходимости их создания отметим, что в любом случае на законодательном уровне этот вопрос требует своего разрешения как в части соотношения понятий «административное судопроизводство» и «производство по делам об административных правонарушениях», так и порядка его осуществления, в том

числе определение единого порядка возбуждения производства в случае установления лица, совершившего административного правонарушения, так и отношении самого события административного правонарушения, когда лицо, виновное в его совершении нс установлено.

Наконец спустя более десяти лет, 8 марта 2015 г. принят Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08 марта 2015 г. № 21-ФЗ| 11, вступающий в силу с 15 сентября 2015 года, который впервые рассматривался в 2003 г. Именно с его принятием В.Е. Севрюгин связывал создание и становление цивилизованного административного правосудия в России 17, с. 261. Так ли это? Статья первая указанного закона закрепляет, что Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами обшей юрисдикции (далее также — суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных

№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

публичных полномочий. Однако уже ч. 5 указанной статьи закрепляет, что положения настоящего Кодекса нс распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Соответственно, несмотря на свое всеобъемлющее название. Кодеке нс распространяет свое действие на вес виды административных судо-производств, а соответствующие суды так и не созданы.

Ожидаемого реформирования производства по делам об административных правонарушениях так и нс произошло, в то же время, к сожалению, действующее законодательство не позволяет в некоторых случаях эффективно осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в том числе если лицо, его совершившее, нс установлено, что в свою очередь в ряде случаев связано с нарушением прав потерпевших, как на рассмотрение самого заявления, так и на восстановление нарушенных прав.

Как справедливо отмечает В.Е. Севрюгин, «периодически возникающие и длящиеся по настоящее время (вот уже более 50 лет) научные дискуссии учсных-административистов о ключевых понятиях, правовой природе, содержании и структуре административного процесса по-прежнему остаются на у ровне их «советского» понимания и с маниакальным, достойным лучшего применения упорством продвигается «заинтересованными лицами» в современной у чебной и нау чной литерату ре по административному праву и процессу в качестве теории «процессуальной деятельности», приспособленной для рассмотрения индивидуальных конкретных дел в сфере публичного у правления и применения мер административного принуждения (юрисдикционная концепция)»!8, с. 119-120|.

Так, КоАП РФ, устанавливая поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе поступление сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, у казывающие на наличие события административного правонару шения (ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ), связывает момент возбуждения дела об административном правонару шении с составлением конкретного процессу ального доку мента (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). При этом только два из них в названии у казывают непосредственно на возбуждение дела, это вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и вынесение определения о возбуждении дела об административном

правонарушении при необходимости проведения административного расследования.

Единых процессу альных доку ментов, выносимых по результатам рассмотрения поводов к возбу ждению дела об административном правонарушении, аналогичных предусмотренных в ст. 145 УПК РФ нс предусмотрено. Законодатель определяет лишь форму отказа в возбу ждении дела об административном правонару шении в виде определения и то лишь при наличии дву х поводов, перечисленных в пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.

Таким образом, возбу ждение дела как стадия производства по делу об административном правонарушении связана с двумя фактами -наличием повода и вынесением одного из процессуальных доку ментов, перечисленных в ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ. При этом нередки случаи когда повод есть, а дело нс возбу ждено, что обу словлено невозможностью составления такого документа в связи с нсу становлением лица, совершившего правонарушение и отсутствием возможности проведения административного расследования, либо невозможностью составления протокола об административном правонару шении, так как лицо скрылось, либо его место нахождения нс известно.

В связи с чем, должностное лицо поставлено перед дилеммой, с одной стороны ему необходимо рассмотреть в установленные сроки заявление об административном правонару шении, с другой какое решение ему вынести по результатам такого рассмотрения. До последнего времени ни КоАП РФ, ни ведомственные нормативные правовые акты нс давали ответа на этот вопрос.

Утвержденный Приказом МВД России от 1 марта 2012 г. № 140, Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной у слу ги по приему , регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, регламентировавший порядок регистрация заявлений, в том числе об административных правонарушениях просуществовал нс так у ж долго и был отменен вполне обоснованно поскольку противоречил КоАП РФ |5|.

Так, в частности он использовал терминологию отличную от административно-процессуального законодательства; неясна правовая природа рапорта о выявленном административном правонару шении сотрудника, нс уполномоченного составлять протокола об административных

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015

правонарушениях: к какому поводу, закрепленному в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ отнести: где должны быть зарегистрированы материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, и самое главное он нс определял сроки рассмотрения таких заявлений.

КоАП РФ также таких сроков нс устанавливает. Вернее, сроки определяются в отношении одного из моментов возбуждения дела — протокола об административном правонарушении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.6 КоАП РФ.

Однако на указанные сроки нельзя ориентироваться при рассмотрении заявления, поскольку они не являются пресекательными |2|, а сам протокол может быть составлен в рамках сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5. КоАП РФ.

Регламентирующим порядок регистрации обращения в ОВД является Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции об организаций рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», согласно п. 70 которого обращение, содержащее информацию об административном правонарушении, поступившее в Министерство или его структурное подразделение, регистрируется и учитывается в порядке, у становленном Инструкцией, после чего направляется в территориальный орган на межрегиональном или региональном уровне для регистрации в КУСП, то есть речь снова идет только об одном поводе, у казанном в п. 3 ч. 1

ст. 28.1 КоАП РФ. Данный нормативный правовой акт также не даст ответ на поставленные выше вопросы.

В то же время законодатель предусматривает общий порядок рассмотрения обращений граждан и соответственно сроки их рассмотрения. Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» |3| письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, который может быть продлен в исключительных случаях нс более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рас-СУ’Ютрсния гражданина, направившего обращение.

Принятие Приказа МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инстру кции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» |6| частично устранило указанный пробел. Срок рассмотрения таких заявлений и сообщений, как закреплено в п. 58 указанной Инстру кции. исчисляется с уюмента их регистрации в КУСП, определяется руководителем (начальников!) территориального органа МВД России с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рас-суютрсния обращений граждан Российской Федерации» 131, а также сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ.

Получается, что максимальный срок рассмотрения заявления уюжст составить 60 дней, если же и в этот срок не бу дет установлено лицо, совершившее административное правонарушение, а сроки давности нс истекли, что ответить заявителю по существу его обращения?

В связи с этим сотрудники полиции зачастую проверку проводят в порядке ст. 140-145 УПК РФ и заканчивается вынссснису1 определения об отказе в возбуждении уголовного дела |9, с. 1741, либо выносят определение о возбу ждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по составам не входя щи У1 в области, перечисленные в с. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, что является нарушениеу! порядка рассуютрсния таких заявлений.

Часть 4 ст. 28.1. КоАП РФ связывает, как уже сказано, четко связывает уюмснт возбуждения

№ 2 (5) 2015 ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА

дела оо административном правонарушении с составлением конкретного процессуального документа. Однако большинство из них неприемлемо. в случае если лицо, совершившее административное правонарушение, сразу не установлено. Ведь протокол об административном правонарушении либо постановление в порядке ст. 28.6 КоАП РФ могут быть составлены только в отношении конкретного лица, личность которого установлено, протокол осмотра места совершения административного правонарушения составляется только по двум видам административных правонарушений (ст. 12.24 и 12.30 КоАП РФ), а большинство мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении носят личный характер и тоже производятся в отношении конкретного лица. И даже вроде бы универсальные по названию процессуальные документы — постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и определение о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования — не решают указанную проблему. Так. вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования может быть вынесено при наличии двух обязательных условий: совершение административного правонарушения в областях, перечисленных в ч. I ст. 28.7 КоАП РФ,

и если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в большинстве случаев является его правом, а нс обязанностью, исключение составляют административные правонарушения, перечисленные в ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ.

На наш взгляд, ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ после слов «временных затрат» дополнить словами «а также в случаях, если лицо, совершившее административное правонарушение, нс установлено в сроки, определенные ст. 28.5 КоАП РФ для составления протокола об административном правонарушении».

До законодательного разрешения указанной проблемы путем закрепления единого порядка возбуждения дела об административном правонарушении можно порекомендовать должностным лицам, осуществляющим проверку, по возможности применять различные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Например, при незаконной продаже алкогольных напитков, мелком хищении — осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов или изъятие вещей и документов. Тем самым возбуждается дело об административном правонарушении, даже если лицо, его совершившее, нс установлено.

—-*——

Примечания

2. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 (рсд. от 19 декабря 2013 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2005. — № 6.

4. Проекте Федерального конституционного закона № 7886-3 «О федеральных административных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 25. -Ст. 3065. ’

5. Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях : приказ МВД России от 01 марта 2012 г. № 140 // Российская газета. — 2012. — 01 августа.

6. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях : приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 // Российская газета. — 2014. — № 9.

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА № 2 (5) 2015

8. Севрюгин В. Е. О современной доктрине административного процесса России // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. — 2014. — № I (2). —

С. 119-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИВАНОВА Светлана Ивановна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административной деятельности, Тюменский институт повышения квалификации МВД России.

Как происходит разбирательство в ГИБДД?

Расследование дорожного происшествия начинается сразу же после вызова сотрудника ГИБДД. Процедура проводится в несколько этапов. Ее итог зависит от компетентности специалиста, оформляющего ДТП. На начальном этапе определяется криминалистический характер происшествия и степень ответственности его участников. Дальнейший порядок расследования определяется в зависимости от наличия пострадавших и от степени нанесения вреда их жизни и здоровью.

В процессе расследования важно установить причинно-следственную связь при ДТП. Не всякое нарушение ПДД становится причиной аварии. Авария может быть совершена по причинам, не связанным с нарушениями нормативных актов. К таким происшествиям можно отнести плохое дорожное покрытие и недостаточную видимость дорожной разметки и знаков.

После оформления всех бумаг на месте происшествия и регистрации аварии, проводится судебная автотехническая экспертиза. В процессе мероприятия оцениваются обстоятельства ДТП и проводится их сопоставление с техническим состоянием транспортных средств, с наличием следов на автомобилях и на месте происшествия. Экспертная операция актуальна в случае отказа страховщика в выплате по причине подозрений страхователя в обмане, заключающемся в получении повреждений при предыдущем происшествии. На заключительном этапе расследования уполномоченные лица, проводившие расследования подводят итоги и выносят соответствующее решение. Оно может быть обжаловано на протяжении 10 дней.

Кто принимает участие?

Оформление отчетного ДТП осуществляется сотрудником ГИБДД. В его компетенции заполнение основных бумаг о происшествии, оказание помощи его участникам и свидетелям в написании объяснительных. По инициативе специалиста проводится медицинское освидетельствование, по результатам которого лаборантом оформляется акт тестирования. Комплект бумаг анализируется дознавателем ГИБДД, который определяет виновника аварии по признакам преступления в его действиях. Он также выносит решение о квалификации дела как уголовного или административного. Уголовное дело расследуется в прокуратуре или следственными органами. При административном нарушении ответственным представителем выносится решение о начислении штрафных санкций.

Самостоятельное оформление ДТП без сотрудников ГИБДД

В прошлом году вступил в силу новый порядок действия по документальной фиксации последствий аварий с целью получения страховых выплат по ОСАГО.

Оформление аварии без участия ГИБДД в 2020 году производится на основании поправок в ПДД, принятых 1 июля 2017 года. П.2.6.1 ПДД и ст.11.1 закона об ОСАГО от 25.04.2002 №40-ФЗ определяют порядок действий при авариях без пострадавших. Присутствие инспектора ГИБДД на месте аварии, в которой никто не получил травм, стало необязательным. Вызывать сотрудника правоохранительных органов нужно лишь в случае, если участники не могут определиться с тем, кто виноват в ДТП.

Что делать после аварии

В случае дорожно-транспортного происшествия водители обязаны:

  1. Остановиться и не менять положение ТС или элементов ДТП.
  2. Обозначить автомобиль на дороге, включив аварийную сигнализацию.
  3. Выставить аварийный знак в 15 метрах от машины.

Далее все зависит от того, попадает ли происшествие под действие Европротокола. Чтобы решить вопрос без суда и ГИБДД, должны соблюдаться такие условия (п.1 ст.11.1 40-ФЗ):

  • ДТП произошло в результате столкновения двух автомашин;
  • размер ущерба не более 100 тысяч рублей;
  • наличие полисов ОСАГО у обеих сторон;
  • отсутствие разногласий между участниками по поводу вины одной из сторон;
  • причинен вред только транспортным средствам, но не другому имуществу;
  • отсутствие пострадавших.

Если хоть одно требование не соблюдается, необходимо сообщить об инциденте в ГИБДД и оформлять происшествие в общем порядке. При этом все равно придется заполнять «Извещение о ДТП», которое совпадает с бланком Европротокола.

Скачать образец бланка

Если один из участников аварии имеет иностранную регистрацию, то оформление ДТП без ГИБДД возможно лишь при наличии у него «Зеленой карты».

Заполнение бланка Европротокола

Для получения пострадавшей стороной страховых выплат при оформлении аварий без ГИБДД необходим правильно заполненное «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Форма документа приведена в Приложении 5 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П. Его бланк страхователи получают вместе с полисами КАСКО и ОСАГО. При заполнении бланка надо следовать «Методическим рекомендациям по оформлению документов о ДТП без участия сотрудников полиции», утвержденным постановлением президиума РСА от 15.02.2012 г.

При отсутствии чистого бланка Европротокола его можно получить в ближайшем офисе страховой компании или заранее скачать на нашем сайте по ссылке, указанной выше.

Европротокол состоит из двух листов: первый заполняется авторучкой, а второй представляет собой копию, на которой через копирку дублируются все сведения, записанные на первом листе. Поэтому перед заполнением «извещения о ДТП» не следует разделять его на два отдельных листа.

Совет касается лицевой стороны документов. Оборотные стороны заполняются каждым из участников ДТП отдельно. Оба документа (основной бланк и вкладыш) имеют равную юридическую силу.

Для уменьшения риска разногласий со страховой компанией при заполнении Европротокола нужно соблюдать такие правила:

  • заполнять бланк печатными буквами и предельно разборчиво;
  • использовать шариковую, а не гелевую или другую ручку;
  • не делать помарок и исправлений;
  • не пропускать ни одной графы или поля;
  • писать с нажимом, чтобы можно было прочитать копию.

На лицевой стороне «Извещения о ДТП» указываются сведения, общие для обоих участников аварии:

  • место аварии — точный адрес или наименование трассы и километр, если ДТП произошло за городом;
  • количество поврежденных машин (для Европротокола их должно быть две);
  • сведения о пострадавших (для оформления через Европротокол их не должно быть вовсе);
  • сведения о свидетелях происшествия (при наличии таковых);
  • информация о поврежденных машинах;
  • сведения о владельцах ТС и водителях-участниках аварии;
  • полный перечень повреждений обеих машин;
  • схема происшествия.

Не существует единых правил составления схемы происшествия. Главное, чтобы рисунок был разборчивым и понятным, чтобы у страховой компании не было повода затянуть дело или отказать в выплате.

Образец схемы ДТП

На бумагу ручкой (не карандашом) надо нанести отрезок дороги, на котором произошла авария, и все имеющиеся ориентиры, облегчающие привязку к местности (разметка, столбы, дорожные знаки, деревья, светофоры или строения).

Машины изображаются в виде прямоугольников и обозначаются латинскими буквами A и B. Для указания направления движения авто в момент аварии используются стрелки.

Место удара обозначается крестиком. Полная расшифровка условных обозначений должна быть приведена внизу изображения.

Характер и перечень полученных видимых повреждений указываются в пункте №14. Описание должно быть предельно точным и кратким. Рекомендуемые термины:

  • деформация (вмятина);
  • разрыв;
  • трещина;
  • царапина.

Скрытые повреждения не должны вноситься в извещение. Они выявляются во время экспертизы.

Следует контролировать составление протокола вторым участником, чтобы он не внес в список дефекты и повреждения ТС, которые не были получены в результате описываемой аварии.

При описании обстоятельств происшествия в пункте 16 извещения о ДТП следует грамотно описывать маневры, предшествующие аварии. Не следует путать термины «остановка» и «стоянка». Например, если в автомобиль врезались, когда он затормозил перед стоп-линией светофора, следует писать что он «остановился на запрещающий сигнал светофора», а не «стоял на светофоре».

Еще одна распространенная ошибка — смешивание терминов «обгон» и «смена». Если удар произошел во время перестроения, нужно писать что автомобиль «менял полосу движения».

Пункт 15 извещения предназначен для внесения дополнительной информации о ДТП, которая не вошла в шестнадцатый раздел.

После того как лицевая сторона Европротокола заполнена, основную страницу и дубликат необходимо разделить. Далее каждая из сторон заполняет извещение самостоятельно.

На обратной стороне документа необходимо указать сведения о лице, управляющем авто в момент аварии. Там же следует изложить свое видение происшествия.

В графе «Примечания» указываются дополнительные данные: наличие видеофиксации в момент аварии, фото- и видеосъемок автомобилей после ДТП.

В случае порчи бланка или ошибки при его заполнении необходимо оформить извещение на новом бланке. Помарки и исправления делают документ недействительным.

Оба заполненных экземпляра вычитываются участниками происшествия, после чего на документы ставятся подписи обеих сторон.

Противоречия в описаниях аварии, изложенных каждой из сторон ДТП, можно разрешить единственным способом: вызвать ГИБДД и установить виновного в судебном порядке. Это же следует делать, если участники аварии не могут согласовать перечень и характер внешних повреждений транспортных средств. Иначе страховщик откажет в выплате компенсаций.

Что делать после составления Европротокола

При соблюдении условий, которые позволяют не вызывать сотрудников ГИБДД на место ДТП, каждый из водителей может покинуть место аварии и отправиться в страховую компанию оформлять документы на выплату возмещения.

Европротокол должен быть передан страховщику в течение 5 дней после аварии. Восстанавливать повреждения автомобиля нельзя в течение 15 дней.

Важно не игнорировать это требование. Если страховая компания усомнится в описании полученных повреждений, она может провести экспертизу. Если же на момент экспертизы машина будет отремонтирована, компания попросту не выплатит вам страховое возмещение.

При передаче «извещения о ДТП» страховщику обязательно возьмите у него заверенный дубликат документа. Он пригодится, если сотрудник ГИБДД остановит поврежденную машину и заподозрит вам в том, что вы скрылись с места аварии.

Если есть пострадавшие в ДТП

В случае наличия погибших или пострадавших в аварии необходимо:

  1. Оказать первую помощь;
  2. Вызвать медицинскую службу и ГИБДД;
  3. Зафиксировать Ф. И. О. и контактные данные свидетелей ДТП;
  4. Отправить пострадавшего в больницу на попутке (в экстренном случае).

При отсутствии попутного транспорта можно отвезти пострадавших в медицинское учреждение на своем автомобиле. При доставке людей в больницу следует показать свои документы медикам, после чего немедленно вернуться на машине к месту происшествия. Если вы не вернетесь до окончания оформления ДТП, вам будут предъявлены обвинения в оставлении места аварии.

Если машина после ДТП стоит так, что полностью перекрывает движение на оживленном участке дороги, необходимо:

  1. Зафиксировать на видео и фото место ДТП, следы торможения, положение автомобилей и видимые повреждения;
  2. Записать контактные данные свидетелей;
  3. Убрать машину с проезжей части;
  4. Дождаться приезда сотрудников ГИБДД.

Сотрудники ГИБДД, приехавшие на ДТП с пострадавшими, должны зафиксировать:

  1. Информацию об участниках происшествия;
  2. Объяснения водителей, пассажиров, пострадавших пешеходов и свидетелей;
  3. Собрать и записать дополнительные сведения, имеющие значение для прояснения обстоятельств инцидента.

После сбора информации и составления документов сотрудники ГИБДД выдают участникам справки о ДТП и принимают решение об открытии административного производства по поводу нарушения Правил дорожного движения.

Если участник аварии скрылся

При бегстве второго участника аварии не приходится рассчитывать на Европротокол, даже если в дальнейшем окажется, что участник скрылся, не заметив ДТП. Необходимо собрать данные свидетелей и вызвать ГИБДД. Прибывший инспектор заполнить извещение о ДТП и другие материалы дела. После этого необходимо подать заявление в ГИБДД о розыске виновника, уехавшего с места аварии. Получить страховую выплату удастся лишь в случае, если виновник будет найден и у него будет иметься действующий полис ОСАГО. В противном случае вопрос компенсации придется решать в судебном порядке.

Аналогично следует поступать, если у виновника отсутствует полис ОСАГО. В этом случае Союз автостраховщиков компенсирует лишь вред здоровью потерпевших. Возмещение материального ущерба в результате порчи транспортного средства удастся добиться лишь в судебном порядке.

Срок подачи заявления о ДТП в ГИБДД

При оформлении аварии по Европротоколу нет необходимости подавать заявление о ДТП в ГИБДД для получения формы 154 (справки о происшествии). Его необходимо писать в случае, если виновник скрылся с места аварии.

Срок подачи в ГАИ этого заявления не регламентируется. Однако рекомендуется направить его в день происшествия. Если и вы, и виновник аварии уехали с места происшествия без вызова ГИБДД, то к вам также могут применяться санкции за оставление места ДТП. Причем если виновника могут и не найти, то вас привлекут обязательно.

Срок давности по этой статье составляет 3 месяца.

Если вы не стали дожидаться инспектора на месте аварии, лучше подать заявление по истечении трех месяцев.

Образец заполнения заявления о ДТП

Не существует установленной формы для образца заявления о ДТП в ГИБДД. Регламентируются лишь сведения, которые должны быть указаны в нем:

  • наименование подразделение, в которое направляется документ;
  • Ф. И. О. инспектора, который принимает заявление;
  • Ф. И. О., номер водительского удостоверения и паспортные данные заявителя;
  • список участников происшествия;
  • сведения об автомобилях, их собственниках и доверенных лицах;
  • Ф. И. О., паспортные данные и номера удостоверений водителей, а также доверенных лиц;
  • модели и номера транспортных средств;
  • подробное описание обстоятельств аварии и повреждений;
  • дата составления;
  • подпись заявителя.

К заявлению необходимо приложить заполненное «Извещение о ДТП» (Европротокол), бланк которого можно скачать на нашем сайте.

Как забрать заявление из ГИБДД

В случае незначительных повреждений виновная сторона может пожелать компенсировать ущерб собственными силами, чтобы избежать открытия административного производства. Аналогичная ситуация может произойти, когда виновник не заметил, что повредил чужую машину и уехал с места аварии, а потом пожелал возместить ущерб. В таком случае возникает логичный вопрос: можно ли забрать заявление о ДТП из ГАИ?

Регистрация заявления в органах ГИБДД предполагает автоматическое составление административного протокола с целью привлечения виновника аварии к ответственности. Закон не предполагает автоматического освобождения от административной ответственности на основании заявления потерпевшего. Однако вероятность прекращения разбирательств есть. Для этого необходимо обратиться в ГИБДД с письменным заявлением об отсутствии претензий к виновнику аварии. Его могут учесть при разбирательствах и прекратить дело за малозначительностью.

Задайте свой вопрос бесплатно

Получите ответ в течение 5 минут!

Спасибо, что задали вопрос!

Ваша заявка была принята и в ближайшее время с Вами свяжется наш юрист.

Административное и уголовное расследование

Граница между административной и уголовной ответственностью определяется тяжестью нанесенных телесных повреждений пострадавшим. Согласно уголовному законодательству, она подразделяется на легкую, среднюю и тяжелую степень. При легкой степени к виновнику применяется административное наказание. При нанесении повреждений средней тяжести дополнительно оцениваются отягчающие обстоятельства, выраженные в нахождении за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или одновременный наезд на нескольких пешеходов. Нанесение пассажирам или пешеходам тяжелых травм подлежит уголовному разбирательству.

Уголовное дело открывается прокурором или начальником следственного отдела. Не каждое дело доходит до суда. В процессе делопроизводства стороны могут договориться о примирении с выплатой материального и морального возмещения ущерба. В такой ситуации при отсутствии жертв, следователь вправе закрыть дело в процессе расследования. Если дело уже доведено до суда, прекратить уголовное преследование в отношении виновника ДТП возможно при подаче потерпевшим участником ходатайства.