Заявление по делам несовершеннолетних

После массовых задержаний в ходе акции против коррупции в Москве и регионах 26-го марта правоохранительные органы начали угрожать многим «несовершеннолетним» участникам постановкой на профилактический учет. Тем, кто находится в группе риска, нужно знать, как процедура постановки на профилактический учет должна проходить в соответствии с законом и как добиться его снятия.

Как ставят на учет в соответствии с законом

Порядок постановки «несовершеннолетних правонарушителей» на учет регулируется Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорностии правонарушений несовершеннолетних», региональными законами «О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» и действующим Приказом МВД России от 15.10.2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел Российской Федерации».

Главным термином здесь является «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» — только такие «несовершеннолетние» подлежат постановке на профилактический учет. То есть имеется в виду человек младше 18 лет, который «вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».

Под антиобщественными действиями закон понимает систематическое употребление «наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции», занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также «иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц».

Правонарушением же в соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП признается только то действие, вина в совершении которого доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в силу постановлением судьи, органа, должностного лица, который рассматривал дело.

Иными словами, признать «несовершеннолетнего» находящимся в социально опасном положении и в дальнейшем поставить его на учет можно только в двух случаях:

  • Если комиссия (КДН) и подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН) в ОВД по месту жительства «несовершеннолетнего», а также начальник или заместитель этого ОВД убедится, что тот действительно систематически употреблял алкоголь, принимал наркотики либо занимался проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством.
  • Если в отношении «несовершеннолетнего» должно вступить в законную силу постановление об административном правонарушении.

Без вынесенного в соответствии с законом постановления об административном правонарушении на учет вас поставить нельзя, сколько бы лет вам ни исполнилось.

Деятельность КДН

Согласно федеральному законодательству, КДН:

  • подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями материалы, представляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации
  • рассматривают представления органа, осуществляющего управление в сфере образования, об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательной организации и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ»Об образовании в Российской Федерации»
  • применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и меры воздействия, которые она может применять, помимо упомянутых документов регулируется законодательством субъекта Федерации, в котором вы проживаете. В зависимости от региона оно может отличаться, однако на всей территории России, если в Вашем отношении рассматривается дело, Вы можете пользоваться всеми правами, предусмотренными КоАП РФ, в частности, правом на юридическую помощью защитника с момента поступления дела в комиссию и правом на обжалование решения.

Чего КДН делать не может

КДН не вправе самостоятельно принимать решения и должно ходатайствовать перед судом:

  • о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (часть 1 статьи 26 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»)
  • о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего без его согласия либо без согласия его родителей или иных законных представителей (часть 3.1 статьи 26 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»)
  • о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (касается только подростков, уже помещенных ранее и самовольно покинувших центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, совершивших преступление в возрасте, недостаточном для наступления уголовной ответственности, совершивших правонарушение, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение 3х часов с момента доставления (подпункты 3–6 пункта 2 статьи 22 ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности»).

Возраст имеет значение: младше или старше 16 лет

Если «несовершеннолетнему» еще нет 16 лет и в его отношении вынесено постановление об административном правонарушении, которое вступило в законную силу, с ним может проводиться «индивидуальная работа» — в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Индивидуальной работой с «несовершеннолетними правонарушителями» занимаются инспекции по делам несовершеннолетних и подразделения по делам несовершеннолетних, входящие в состав органов внутренних дел РФ (в народе все это называют «детской комнатой милиции», хотя детские комнаты были фактически упразднены вместе с самой милицией).

Однако такая «индивидуальная работа» совершенно не обязательно предполагает постановку на учет в качестве «несовершеннолетнего правонарушителя». Постановка на профилактический учет — мера, к которой прибегают только при наличии определенных оснований.

Основаниями для постановки на профилактический учет в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об основах системы профилактики», пунктом 42,3 Приказа МВД России № 845 могут стать только конкретные обстоятельства, зафиксированные в определенных документах. Такими документами являются: приговор, определение или постановление суда (например, об избрании не связанной с лишением свободы меры пресечения по уголовному делу), постановление КДН об административном правонарушении с назначением наказания.

Разрешение же о постановке на профилактический учет дается в письменном виде начальником территориального органа МВД России или его заместителем в соответствии с пунктом 48 Приказа МВД России № 845.

Подразделения по делам несовершеннолетних МВД России проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении «несовершеннолетних», которые: совершили правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; или же совершили правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, — в соответствии с пунктами б), в), части 1 статьи 1 Приказа.

Меры административного взыскания — это мера наказания, избранная при вынесении постановления об административном правонарушении.

Возраст, с которого наступает административная ответственность — 16 лет, в соответствии с ст. 2.3 КоАП.

Иными словами, если вам менее 18, но более 16 лет, вас задержали на митинге или пикете, доставили в ОВД, но отпустили без оформления протоколов после взятия объяснения, ни о какой постановке на специальный учет либо об индивидуальной профилактической работе речь идти не может.

Если, несмотря на все попытки доказать свою правоту государственным органам, вас все-таки необоснованно поставили на профилактический учет, то в случае неподтверждения обстоятельств, послуживших основанием для постановки на профилактический учет, он должен быть снят.

Как обжаловать постановление КДН

Как можно обжаловать постановление Комиссии по делам несовершеннолетних, рассказали коллеги из Фонда «Общественный вердикт»:

Вы можете подать жалобу в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если постановление вынесено по делу об административном правонарушении, его обжалуют только в районном суде.

Жалоба подается в КДН. КДН должна в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее в суд. В суде рассмотрение по делу, поступившему из КДН, производится в аналогичном порядке, что и рассмотрение в КДН.

Как сниматься с учета: практическое руководство

1. Родители или законные представители несовершеннолетнего должны направить письменный запрос на имя начальника территориального органа МВД России с просьбой предоставить копию решения о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет. Заявление следует направить заказным письмом с уведомлением по почте или отдать его лично. При личной подаче заявления следует иметь копию, на которой принимающий заявление сотрудник полиции должен поставить штамп с датой приема документа и входящим номером, присвоенным заявлению.

Помните, в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» срок ответа на письменное обращение — 30 дней. Если Вы не получите никакого ответа через месяц, то смело обращайтесь в прокуратуру с заявлением о совершении начальником территориального органа МВД России административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59. КоАП РФ (нарушение порядка рассмотрения обращений граждан влечет штраф в размере от 5 до 10 т.р.). Также в прокуратуру следует обжаловать и отказ в предоставлении копии требуемого решения о постановке на учет несовершеннолетнего. При этом следует ссылаться на Конституционное положение о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).

2. Если же Вам удалось получить копию решения о постановке несовершеннолетнего на учет, то вы можете обжаловать его двумя путями: в прокуратуру и в суд. Мы рекомендуем подавать заявление о проверке законности постановки несовершеннолетнего на учет в Прокуратуру, и административный иск о признании незаконными действий начальника территориального органа МВД России в суд.

2.1. Срок рассмотрения такого заявления в прокуратуре составляет 30 дней, если же в прокуратуре Вам не ответят в течении этого времени, то Вы можете обратиться в вышестоящую прокуратуру с заявлением об административном правонарушении (см. п. 1 выше).

2.2. Срок подачи административного искового заявления в суд о признании незаконной постановки на профилактический учет несовершеннолетнего — составляет 3 месяца с момента получения копии соответствующего решения (см. п. 1 выше). Поэтому, если прокуратура не будет отвечать на ваши заявления, не теряйте время и параллельно обращайтесь в суд.

Административный иск направляется в районный суд по месту нахождения ОВД, в котором принято такое решение. Для грамотного составления административного иска либо жалобы в прокуратуру целесообразно обратиться к профессиональному юристу или адвокату, поскольку согласно статье 55 Кодекса административного судопроизводства РФ представителем в суде может быть только адвокат, либо человек, имеющий высшее юридическое образование. Само по себе участие представителя не обязательно, но дает больше шансов на позитивный исход дела.

При подаче жалобы, как и при рассмотрении дела в Комиссии по делам несовершеннолетних очень важно предоставить максимально возможное количество положительных характеристик (от участкового по месту жительства, соседей, с мест учебы, работы), различных грамот и прочих документов, на основании которых можно сделать вывод, что несовершеннолетний — социализированный, конструктивно настроенный и законопослушный человек.

Также важно обратить внимание на допущенные процессуальные нарушения, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении, проигнорированные или не оцененные надлежащим образом при рассмотрении дела КДН, на некорректное, оскорбительное поведение или насилие, в том числе психологическое, если оно имело место со стороны сотрудников полиции, членов комиссии, других людей, которые были привлечены в ходе рассмотрения дела и принятия по нему решения.

Если в районном суде вам не удастся признать незаконным постановку несовершеннолетнего на учет, не следует опускать рук — у вас есть месяц, чтобы обжаловать это решение в вышестоящий суд (для Москвы это Мосгорсуд). После апелляционной жалобы в региональном суде у Вас есть 6 месяцев на подачу кассаций в Президиум регионального суда и в Верховный суд РФ. После этого остается возможность направления жалобы Председателю Верховного суда РФ (на все эти жалобы у Вас 6 месяцев с момента вынесения апелляционного определения региональным судом).

После прохождения всей судебной системы (или параллельно с судебными тяжбами) есть возможность направления заявления Уполномоченному по правам Человека в Вашем регионе или Уполномоченному по Российской Федерации, а также направления заявления Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка.

Мы надеемся, что Вам не придется задействовать всю указанную процедуру обжалования. Мы представили ее подробно для того, чтобы показать вам множество предусмотренных законом путей защиты своих прав и прав своих детей.

Документы

Заявление о выдаче копии решения о постановки несовершеннолетнего на учет в ПДН

Скачать файл (.pdf)

Жалоба на действия ПДН

Скачать файл (.pdf)

Послесловие

ОВД-Инфо выражает огромную благодарность помощнику адвоката Жаклин Яковлевой и Денису Шедову (Правозащитный центр «Мемориал») за помощь в разработке юридических рекомендаций. Все возможные юридические ошибки в тексте остаются на совести ОВД-Инфо.

Мы будем очень благодарны и вам, если вы поделитесь с нами своим опытом задержания и последующим судебным опытом и оцените полезность нашей работы.

При возникновении необходимости его составления найти несложно, но вовсе не обязательно. Достаточно просто явиться в территориальное подразделение полиции и заявить о совершенном преступлении. В случае если это по каким-либо причинам невозможно или затруднительно, пишем заявление. Как это сделать, изложено в настоящей статье.

В каких случаях целесообразно писать заявление в полицию

Заявление о преступлении – это один из поводов для возбуждения уголовного дела. Чаще всего именно за этим и обращаются в полицию, поскольку защита граждан от преступных посягательств есть основная ее функция.
Поэтому заявление в полицию стоит писать во всех случаях, когда имело место преступление. И делать это лучше всего незамедлительно, при первой же возможности – с течением времени разыскать обидчика и доказать его вину становится все труднее.

Как написать заявление в полицию

Статья 141 Уголовно-процессуального кодекса России предусматривает возможность подачи заявления как в устной, так и в письменной форме. В первом случае вопрос о том, как написать заявление в полицию, неактуален. Сотрудник полиции оформит соответствующий протокол, и заявителю останется лишь ознакомиться с ним и поставить подпись.
При принятии решения составить заявление самостоятельно, следует учесть ряд рекомендаций:

  • заявление пишется на имя первого руководителя подразделения полиции (по возможности нужно указать должность, звание, фамилию и инициалы последнего);
  • во вводной части необходимо указать данные заявителя, адрес его проживания и контактный телефон (анонимные заявления к рассмотрению не принимаются);
  • описательная часть в обязательном порядке должна содержать сведения о времени совершения преступления, его точном месте (если оно известно и подлежит определению) и обстоятельствах (количество преступников, последовательное изложение действий каждого из них, при хищении – перечень и стоимость похищенного имущества, размер ущерба без учета морального вреда и пр.);
  • в резолютивной части указывается суть требований (разыскать преступников, привлечь их к уголовной ответственности и пр.).

Важно! Для квалификации преступления имеют значение множество деталей, как то: количество совершивших его лиц, степень тяжести причиненных телесных повреждений, размер причиненного ущерба, субъективное восприятие потерпевшим высказанных ему угроз, наличие или отсутствие у преступников оружия или предметов, используемых в качестве оружия и пр. Поэтому в заявлении по возможности следует указывать все нюансы.

Бланк заявления в полицию

Образец заявления в полицию, бланк или готовый шаблон при желании и необходимости можно найти по соответствующему поисковому запросу в интернете. Однако не стоит слепо следовать всему, что в нем написано. Законодательство очень динамично, поэтому прежде чем писать заявление по образцу, имеет смысл убедиться в том, что приведенные в нем ссылки на нормативные источники не утратили актуальность.
Нет нужды и озадачиваться квалификацией совершенного преступления (указывать конкретную статью Уголовного кодекса, под действие которой оно подпадает) – уполномоченный сотрудник правоохранительных органов сделает это самостоятельно на основании изложенных сведений и результатов последующей проверки.

Срок рассмотрения заявления в полицию

Решение по заявлению должно быть принято в течение 3 суток с момента его поступления в полицию. Срок может быть продлен на 10 суток, а в исключительных случаях и до 30. По истечении этого времени либо возбуждается уголовное дело, либо выносится постановление об отказе в его возбуждении. Оба решения при несогласии с ними можно обжаловать.
Важно: для того чтобы получить возможность контролировать срок рассмотрения заявления в полицию, необходимо при его подаче получить талон-уведомление, даже если его оформление займет какое-то время.
Важно: заявление лучше подавать в подразделение полиции, обслуживающее территорию по месту совершения преступления. Его примут в любом отделе, но в таком случае направление материалов по территориальности потребует времени. Кроме того, срок рассмотрения начнет исчисляться заново, с момента поступления заявления в надлежащий орган.

Действия при отказе в приеме заявления в полицию

В соответствии с Инструкцией «Об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ», утвержденной Приказом МВД РФ № 707 от 12.09.2013 г., уполномоченный сотрудник полиции (чаще всего это сотрудник дежурной части) обязан принимать все поступающие заявления.
Отказ в приеме заявления недопустим и незаконен. Однако на практике такое случается. При этом сотрудники полиции могут мотивировать свое решение ошибочным выбором подразделения, например.
В таком случае необходимо записать фамилию сотрудника, отказавшегося принимать заявление (данные должны быть указаны на бейдже). Если бейдж отсутствует, а сотрудник не представился – ничего страшного. Впоследствии его личность можно будет установить на основании графика дежурств.
Далее следует обратиться в прокуратуру с жалобой, в которой должны быть максимально полно изложены обстоятельства отказа (время, место, приведенные аргументы). Санкции к сотруднику полиции, не принявшему заявление, будут применены непременно, вплоть до привлечения к уголовной ответственности.

В

Административный истец:

место жительства/пребывания:

дата рождения:

место рождения:

телефон/факс:

адрес электронной почты:

Орган, принявший оспариваемое решение:

адрес:

телефон/факс:

адрес электронной почты:

Административное исковое заявление
о признании незаконным постановления комиссии по делам несовершеннолетних

Я являюсь матерью/отцом несовершеннолетнего ребенка: , года рождения.

в поступила информация в отношении моего несовершеннолетнего ребенка, согласно которой .

Указанная информация послужила основанием для принятия оспариваемого постановления N от , которым .

С вышеназванным постановлением я не согласна(ен), поскольку .

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

В соответствии с положениями статьи 6 вышеназванного Закона основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 указанного Закона, если они зафиксированы, в том числе, в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Считаю, что единственной возможностью восстановления нарушенных прав и свобод моего несовершеннолетнего ребенка является обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

На основании изложенного, руководствуясь главой 22 КАС РФ,

прошу:

1. Признать незаконным постановление N от .

2. Возложить на обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов моего несовершеннолетнего ребенка.

Приложение:

1) копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

3) копия постановления N от ;

4) ;

5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.

Скандал в известном на всю страну амурском хореографическом ансамбле «Ровесники». Родители четверых воспитанников заявили в полицию, что их детей избили в раздевалке. После этого родители сняли побои и подали заявления в полицию. Что делать, если ребенка избили в учебном заведении, разбирался корреспондент «Вестей FM» Сергей Гололобов.

Любители самоутверждаться с помощью кулаков в школах всегда были, есть и, видимо, будут еще долго. Как быть жертвам детских конфликтов? Если к тому же их последствия уже, что называется, на лице. Смолчать? Но тогда издевательства не прекратятся. Значит, жаловаться. Но где та грань, за которой внутришкольные разбирательства выплескиваются вовне с привлечением полиции? Обычно это решают родители, поясняет руководитель рабочей группы по защите семьи Общественного совета при уполномоченном при президенте России по правам ребенка Ольга Леткова.

ЛЕТКОВА: Если у ребенка нет серьезных травм, то родители могут и не обращаться. Это может быть просто какой-то межличностный конфликт. Дети тоже люди, и у них в школах бывают выяснения отношений. Но если дело касается причинения серьезных травм, то тут не только родители, но и медицинская организация, в которую обратились родители, она тоже обращается, сообщает об этой травме в обязательном порядке. И в этом случае включаются уже и органы полиции, и комиссия по делам несовершеннолетних.

То есть еще раз: если вы отвели ребенка в травмпункт, то, считайте, об этом стопроцентно узнает и полиция, и начнет расследование, дополняет Ольга Леткова.

ЛЕТКОВА: Сами врачи обязаны. Есть специальные приказы. Это введено именно с целью пристального внимания к тому, а не бьют ли родители детей дома. То есть любая травма ребенка, даже если он с качелей упал, она приводит к проверке семьи. Перетрясают семью конкретно. Ночью может раздаться звонок, приходят, начинают бестактно допрашивать ребенка, проверять, что в холодильнике. Это – наша повседневность, к сожалению.

После обращения полиция должна начать расследование. Сначала возьмет объяснения с вас. Вы, естественно, расскажете про драку. И тогда обидчика вашего ребенка тоже вызовут. Но этот вызов отнюдь не означает, что его сразу поставят на учет как малолетнего нарушителя. Нет, конечно. Сначала просто побеседуют, поясняет адвокат по семейным делам Мария Ярмуш.

ЯРМУШ: Из моей практики, всё зависит от тяжести самого проступка. Если там будут принесены извинения, если там конфликт как-то будет исчерпан, вряд ли какая-то одна, единичная драка сделает так, что ребенок будет поставлен на учет. Но за последующие драки – да. Такие ученики сейчас находятся на учете в полиции. Возрастных ограничений там законом не предусмотрено. То есть любой ученик, который проявляет агрессию, неадекватно себя ведет, он попадает так или иначе на учет.

Если полицейские поймут, что ничего серьезного нет – а легкие побои, напомним, сейчас декриминализированы, – то дело передадут комиссии по делам несовершеннолетних (не путать с инспекцией по делам несовершеннолетних). Комиссия – это органы опеки плюс общественники. Но именно они – наиболее активны. У них есть право выяснять всё дотошно, карать, штрафовать родителей, ставить на свой ювенальный учет. А инспекция – это уже подразделение МВД. Она занимается настоящими трудными подростками на грани преступления. Постановка на учет по линии МВД – это уже реально «черная метка»: в военное училище или какой-то престижный вуз не возьмут.

Но это, повторим, крайности. Для того чтобы «прописаться» в базе данных МВД как малолетний нарушитель, надо, что называется, наследить не один раз. Но в любом случае, если ребенка вызвали в полицию, то вы имеете полное право, и даже обязаны, идти туда с ним. А можно и вообще без него, отмечает Мария Ярмуш.

ЯРМУШ: Родители могут и не приводить ребенка на допрос. Явиться самим им нужно, чтобы конфликт с полицией не возник, чтобы дознаватель мог снять показания всех лиц, которые участвовали в этом конфликте, В том числе и родителей ребенка, которого в чем-то обвиняют. И не всегда бывает, что школьные конфликты – там были какие-то намеренные побои и драки. Особенно в таком юном возрасте – второй класс: это – совсем маленькие дети. Может быть, там какой-то конфликт, что-то не поделили, а родители сразу рады тревожить полицию.

Жалоба в полицию якобы жертвы конфликта для неё самой может оказаться палкой о двух концах. Во время допросов всех участников могут открыться такие обстоятельства, что виноватым окажется сам побитый. Откроется, что он отнюдь не ангел – например, сам занимался рукоприкладством, а сейчас просто получил сдачи. А если разбором конфликта займутся общественники, то они, как показывает практика, накажут для профилактики обе стороны, констатирует Ольга Леткова.

ЛЕТКОВА: Всех, независимо от того, когда очевидно, что один – виновный, а другой – нет, все равно их обоих ставят на учет. Родителей вызывают в комиссию по делам несовершеннолетних, налагают на них штрафы и т.д. Потом начинают следить за семьей. И это во многом останавливает родителей, которые, может быть, и хотели бы обратиться в полицию или в какие-то органы за защитой. Часто эта защита оборачивается против них самих.

Так что родители прежде должны хорошо подумать, не обернется ли подача заявления в полицию проблемами для вашего же ребенка. Хотя если сигнал поступил из травмпункта, то общения с правоохранителями в любом случае не избежать.

В июле нынешнего года вступили в силу изменения в закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». За какие проступки теперь могут поставить на учет в милиции и как это отразится на будущем ребенка, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал заместитель начальника отдела профилактики УОПП МОБ ГУВД Мингорисполкома Евгений Абрамович.

— Почему внесли дополнения в этот закон?

— Раньше было определено, что несовершеннолетнего ставят на учет за «совершение административного правонарушения». Причем любого. К примеру, поставить на учет могли за переход дороги на красный свет или даже за движение по краю проезжей части в темное время суток без фликера. По этому поводу к нам поступало много жалоб от родителей, чьи дети оказывались под нашим надзором за такие незначительные правонарушения. Да и мы видели, что среди подучетных подростков нередко оказывались примерные дети. За мою практику было даже несколько победителей различных олимпиад, спортсмены, занимавшие призовые места на международных соревнованиях. Да и инспекторам ИДН приходилось тратить время на тех подростков, которые не нуждались в опеке правоохранителей.

— Что изменилось после вступления в силу этих дополнений в закон?

— Во-первых, терминология: подростков уже не ставят на учет, а вносят в список лиц, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. Во-вторых, основания для того, чтобы несовершеннолетний оказался под нашим надзором, теперь более четко прописаны. Среди них — умышленное причинение телесных повреждений, мелкие хищения, жестокое обращение с животными, разведение костров в запрещенных местах, мелкое хулиганство, вождение в состоянии алкогольного опьянения, без водительского удостоверения, незаконное применение газового и холодного оружия. Сюда же относятся употребление наркотиков, психотропов, распитие алкогольных напитков.

— Чем чревато для подростка нахождение в таком списке?

— Не стоит воспринимать это как наказание. На той же комиссии по делам несовершеннолетних, когда рассматривают дело оступившегося ребенка, не желают испортить ему жизнь, наоборот, пытаются помочь и зачастую принимают такую меру воздействия, как предупреждение. В состав комиссии входят представители различных сфер деятельности: врачи, педагоги, сотрудники центра занятости. И если подросток нуждается в поддержке, они оперативно помогают. Необходимо понимать, что инспекция по делам несовершеннолетних относится к службам профилактики. Мы не карающий орган, наша основная задача — чтобы ребенок, который попал в поле зрения милиции, не совершал преступлений и как следствие не оказался в тюрьме. К примеру, мать-одиночка воспитывает сына, работает в две смены и не может уделить ему должного внимания. Инспектор ИДН помогает контролировать такого несовершеннолетнего. Интересуется его успеваемостью в школе. Не хочет 16-летний лоботряс учиться — его направят в центр занятости, чтобы он трудоустроился. И если трудный подросток еще может как-то отказать матери, то перечить человеку в погонах он вряд ли станет.

— Если ребенок исправился, через какой срок его вычеркнут из этого списка?

— Когда несовершеннолетний за преступление осужден условно, он находится под надзором ИДН в период всей отсрочки наказания. Ведь такая мера пресечения подразумевает ряд ограничений: он должен быть дома после 17:00, не посещать увеселительных заведений, являться на учет в ОВД. Соответственно, инспекторы контролируют, чтобы подросток строго исполнял предписания суда. Те же, кто совершил административное правонарушение, находятся под надзором ИДН в течение года. Если за это время несовершеннолетний нарушает закон повторно, то отсчет начинается заново с этого момента.

Вообще структура работы с подростками выстроена так, что даже при повторном нарушении закона есть возможность оградить несовершеннолетнего от тюрьмы. Например, направить его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, где он получит профессионально-техническое образование. Сталкивался в своей практике с родителями, которые говорили, что не могут контролировать своих детей, и просили продлить срок пребывания их чад в таком учреждении. Они хотели, чтобы те доучились до конца и получили хорошую специальность.

— Смогут ли юноши и девушки поступить в высшее учебное заведение, если они находились под надзором в ИДН?

— Все зависит лишь от категории совершенного правонарушения. В вузы силовых ведомств не берут тех, кто привлекался к уголовной ответственности. Если же молодой человек когда-то состоял на учете лишь за то, что перешел дорогу в неположенном мес­те, то его без проблем допустят сдавать вступительные экзамены и в Академию МВД.

Еще раз подчеркну, что подобный список существует не ради наказания, а чтобы подросток находился под надзором правоохранителей и не совершил в дальнейшем серьезного преступления.

Справочно

Весь сентябрь в учреждениях образования города проводится месячник правовых знаний. Сотрудники ИДН совместно с представителями прокуратуры, суда, сотрудниками отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, МЧС, врачами наркологических диспансеров проведут мероприятия, круглые столы, инструктивные занятия с преподавателями, воспитателями, учениками и воспитанниками учебных заведений. Доводится информация о признаках и последствиях употребления наркотических веществ, алгоритм действий в случае выявления лиц, употребляющих наркотические вещества, а также методика иных мер профилактических мероприятий с целью предупреждения противоправных действий со стороны несовершеннолетних.

Сегодня в списке лиц, с которыми милиционеры проводят индивидуальную профилактическую работу, примерно 900 несовершеннолетних минчан. Для сравнения: три года назад на учете в ИДН состояли около 3 тысяч горожан.

За 7 месяцев 2017-го в Минске зафиксированы 254 преступления, совершенные подростками. За аналогичный период прошлого года — 164. Внушительную часть составляют кражи различных форм собственности. Чаще всего воруют мобильные телефоны и другие гаджеты. Кроме того, подростки порой похищают банковские карточки у родителей своих знакомых, снимают наличные или узнают реквизиты карточек и делают покупки в интернет-магазинах.

Фото автора

Отдел участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела МВД России по Гуклькевичскому району

Служба участковых уполномоченных милиции имеет многовековую историю. Первым правоохранительным ведомством на Руси был Разбойный приказ, учрежденный Иваном Грозным.

В IV веке появились так называемые губные старосты (губа — административно-территориальная единица русского государства), обладавшие властными полномочиями, наделенные вкупе с другими и полицейской функцией и послужившие неким прообразом будущего участкового полиции, а в последующем — милиции.

В 1721 году Петр I ввел должность уличного надзирателя.

В середине 1775 года по велению Екатерины Великой повсеместно в сельской местности появились земские капитан-исправники.

8 апреля 1782 года Екатериной II был подписан Устав благочиния, или полицейский, по которому в городах были введены должности частного пристава и квартального надзирателя (впоследствии — околоточный надзиратель).

В первой половине XIX века в уездах учреждена должность станового пристава, а позднее его помощника — полицейского урядника.

12 октября 1918 года НКВД и Народный комиссариат юстиции по поручению Совета Народных Комиссаров РСФСР утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции, в которой в качестве предмета ведения содержался ряд обязанностей, характерных для сегодняшней службы участковых уполномоченных, например: «составление протоколов о нарушении порядка, преступлениях, проступках и происшествиях; наблюдение за выполнением санитарных правил; обеспечение порядка на местах общественного использования, а равно за исправным состоянием дорог, мостов; принятие мер к охране безопасности и порядка во время пожаров, наводнений и других народных бедствий».

Исполнение этих обязанностей первоначально возлагалось на милиционеров и старших милиционеров, возглавляемых участковым начальником милиции (начальником отделения).

В начале 20-х годов сложился институт участковых работников милиции, выполнявших в пределах своих участков обязанности, возложенные на районные отделения милиции в области охраны общественного порядка и безопасности.

17 ноября 1923 года приказом начальника ЦАУ НКВД в РСФСР была утверждена Инструкция участковому надзирателю милиции. Участковый надзиратель мог проводить дознание и контролировать работу постовых милиционеров. В этот период на одного милиционера приходилось 5 тысяч населения. Более сложным оказался процесс становления и развития института участковых в сельской местности. Их функции выполняли волостные милиционеры и подчиненные им младшие милиционеры. В условиях, когда кулачество использовало различные формы борьбы для подрыва общественного порядка и ослабления Советской власти, борьба с преступностью и нарушениями общественного порядка приобрела в деревне первостепенное значение. И основная тяжесть этой борьбы падала на волостную милицию. Начало создания в сельской местности участков и прикрепления к ним милиционеров было положено в 1924-1925 гг. в ходе укрупнения волостей. Но только после введения нового административно-территориального деления страны (район-округ-область) большинство сельских районов стали подразделяться на участки.

27 марта 1924 года ВЦИК и Совет народных комиссаров РСФСР приняли декрет «О сельских исполнителях». По декрету исполнители получили право задерживать преступников, конвоировать их и наблюдать за состоянием общественного порядка.

Так, был юридически закреплен опыт привлечения граждан к охране общественного порядка в селе, накопленный еще в первые годы Советской власти. Согласно приказу НКВД от 13 февраля 1930 года N 109 участковые надзиратели милиции и сельские милиционеры, ведущие работу на участках, получили новое наименование – участковые инспектора милиции. Кроме того, в Положении «Об участковом инспекторе в сельских местностях», принятом 31 мая 1930 года, в ст. 3 было подчеркнуто, что и по своим служебным правам сельский участковый приравнивался к участковому инспектору в городе. В конце 1939 года последние стали именоваться участковыми уполномоченными милиции, а в 1970 году вновь вернулось название «участковый инспектор милиции «.

В целях расширения полномочий и укрепления правового статуса участкового как центральной фигуры милиции общественной безопасности Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации принят и 29 декабря 2000 года утвержден Президентом РФ Федеральный закон № 163 «О внесении изменений в 3акон «О милиции», который обязал органы исполнительной власти и местного самоуправления предоставлять участковым на обслуживаемых ими административных участках служебные помещения, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи, наряду с этим должность участкового инспектора милиции переименована в участкового уполномоченного милиции.

Федеральным законом РФ от 07.02.2011г. №3 ФЗ «О полиции» участковые переименованы в участкового уполномоченного полиции.

В настоящее время деятельность участкового уполномоченного полиции регламентирована Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденным приказом МВД России от 31.12.2012 №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

Работа среди населения, постоянное общение с людьми, решение различных житейских проблем — все это предъявляет к участковому уполномоченному полиции повышенные требования. По ним граждане судят о работе органов внутренних дел, в целом.

Историю борьбы с преступностью несовершеннолетних в СССР можно разделить на три основных этапа: 1917−1935, 1935−1961 и 1961−1991 годы.

События Первой мировой и гражданской войн привели к появлению огромного количества беспризорных детей. В 1921 году их насчитывалось 4,5 миллионов. Для разрешения проблемы детской беспризорности потребовались значительные усилия со стороны государства и общества в целом. В 1919 году издается декрет об учреждении Совета защитников детей (председатель А.В. Луначарский). Совет занимался эвакуацией детей в «хлебные районы», организацией общественного питания, продовольственного и материального снабжения.

Новый этап развития системы мер по предупреждению правонарушений несовершеннолетних начинался со специального постановления Совета народных комиссаров СССР и Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» подписанного 31 мая 1935 года. Согласно этому документу в структуре милиции были созданы комнаты привода для задержанных беспризорных детей.

Возникновение документа было своевременно и неизбежно. Огромное количество беспризорников, чьи родители погибли по время становления Советской власти либо были объявлены «врагами народа» и сосланы в лагеря, гуляли по всей стране полностью предоставленные сами себе.

Постановление предписывало Главному управлению рабоче – крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР усилить борьбу против хулиганства на улицах со стороны детей и подростков (драки, оскорбление прохожих, езда на трамвайных буферах), а также организовать при городских и районных советах крупных городов секции по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью.

В декабре 1940 года на основе комнат привода для несовершеннолетних органов милиции были созданы детские комнаты милиции.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны снова наметился резкий рост детской безнадзорности и беспризорности. В связи с этим 15 июля 1943 года Совет народных комиссаров СССР издает Постановление «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством», согласно которому были учреждены детские воспитательные колонии. В эти колонии направлялись подростки в возрасте 11-16 лет, задержанные за хулиганство, мелкие кражи и другие правонарушения. В системе МВД создавались детские отделы, отделения колонии. В их функции входили проверка условий работы и содержания подростков на предприятиях, выполнение плана трудоустройства подростков, создание бытовых условий для содержания воспитанников в детских приемниках — распределителях и детских колониях, организация работы по изъятию беспризорных на железнодорожных станциях, проверка работы органов внутренних дел по профилактике борьбы с детской беспризорностью и преступностью.
В послевоенные годы характер и содержание работы с несовершеннолетними изменился – центр ее переместился с изъятия беспризорных и безнадзорных детей и подростков с улиц на профилактическую работу, большое внимание стало уделяться изучению личности подростка.
В 1950 году отделы детских колоний и детские колонии были упразднены, и в России возобновилось создание детских комнат милиции, которые были переданы в подчинение Министерству юстиции, а в 1954 году вновь преданы в систему МВД.
В 1961 году служба борьбы с подростковой преступностью была переведена в подчинение аппарата уголовного розыска.
Спустя 13 лет, 17 февраля 1977 года, председателем Верховного совета СССР на базе детских комнат милиции решено было создать инспекции по делам несовершеннолетних. Полномочия подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел были значительно расширены. Детские комнаты милиции были упразднены и на их базе созданы инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН).

Во исполнение данного нормативного документа МВД СССР 21 февраля 1978 года ввело в действие приказ № 085 «Об утверждении Инструкции об организации работы инспекций по делам несовершеннолетних и отчета о результатах работы органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних», которым предписывалось обеспечить организацию профилактической работы с несовершеннолетними и ведение профилактического учета подчиненными органами, обратив особое внимание на строжайшее соблюдение социалистической законности.

Приказом МВД СССР от 18 августа 1988 года № 180 «О мерах совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних» устанавливалось, что все заинтересованные подразделения органов внутренних дел, применяя присущие им формы и методы работы, активно участвуют в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Данным приказом было утверждено и Наставление по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

При реорганизации в 1989 году в органах внутренних дел службы принято решение о разделении инспекцией по делам несовершеннолетних и аппаратов уголовного розыска. В 1993 году инспекции по делам несовершеннолетних были переданы в ведение милиции общественной безопасности и переименованы в подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, а затем – в подразделения по делам несовершеннолетних. В этом виде они существуют и до сих пор.
Работа сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних многообразна и позволяет говорить об их особом месте в системе органов внутренних дел. Они работают среди населения и с населением, с подростками и их родителями, что требует глубокого профессионализма, знания оперативной обстановки и умения использовать в повседневной деятельности не только арсенал карательных средств, но и педагогические навыки, быть тонким психологом.

Основополагающим документом в профилактике безнадзорности со стороны всех государственных служб является Федеральный закон от 24.06.1999 № 120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На сегодняшний день во всех городских и районных органах внутренних дел Краснодарского края есть свои подразделения по делам несовершеннолетних, где работает 794 инспектора.

Свидетелей история подразделения по делам несовершеннолетних в Гулькевичском районе следует считать с

В 1975 году в детскую комнату милиции Гулькевичского РОВД

В период с длительное время подразделением по делам несовершеннолетних руководила подполковник милиции в отставке Твердова Екатерина Оттовна (ветеран МВД)

В период с 2002 – 2011 годы являлись Маленькова Екатерина Валерьевна, Кондабарова Галина Николаевна, Байрамов Эдурад Аронович, Чепрасова Лариса Евгеньевна.

В настоящее время отделением по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Отдела МВД России по Гулькевичскому району руководит майор полиции Гостева Оксана Анатольевна.

Сегодня инспектора по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении:

— несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготовляемые на его основе;

-несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, общественно – опасные деяния, преступления, осужденных к мерам наказания, несвязанным с лишением свободы, освобожденных из учреждений уголовно – исполнительной системы Российской Федерации, вернувшихся из специальных учебно – воспитательных учреждений закрытого типа;

— родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

Инспектора ПДН выявляют несовершеннолетних правонарушителей, лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Но, как бы ни называлось в разные периоды времени подразделение, здесь всегда работал коллектив единомышленников, строящий свои взаимоотношения с воспитанниками, в первую очередь, на добре и справедливости.

Руководство: Начальник ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Гулькевичскому району – подполковник полиции Сергей Владимирович Загривый.

Адрес: 352190, г. Гулькевичи, ул. Советская,21.